Цыферов биография для детей кратко

Обновлено: 20.05.2024

В 1968 году стал членом Союза кинематографистов. 1971 год — был принят в члены Советского центра УНИМА. Членом Союза писателей не был.

Библиография

В списке изданий приведены только сольные книги Геннадия Цыферова. Издания, в которых его сказки соседствуют со сказками других авторов, не приведены.

1. Где живёт солнце . М.: Детский мир, 1963 г.
2. Мой Андерсен . М.: Малыш, 1969 г.
3. Жил на свете слонёнок . М.: Малыш, 1971, 1975, 1977, 1979, 1982, 1984, 1985, 1987 г.
4. Солнечное зёрнышко . М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1972 г.
5. Тайна запечного сверчка . М.: Малыш, 1972 г.
6. Про цыплёнка, солнце и медвежонка . М: Малыш, 1978 г.
7. Как лягушонок искал папу . М: Малыш, 1980 г.
8. В медвежачий час . М: Детская литература, 1982 г.
9. Жил на свете слонёнок . М.: Малыш, 1989 г. ISBN: 5-213-00015-0
10.

В списке изданий приведены только сольные книги Геннадия Цыферова. Издания, в которых его сказки соседствуют со сказками других авторов, не приведены.

Геннадий Цыферов – советский сказочник, журналист, сценарист и драматург.

Краткая биография

В 1949 году Геннадий Цыферов поступил в институт Востоковедения. Он хотел изучать японский язык, но из-за проблем со зрением – Геннадий Михайлович страдал от сильной близорукости – его не взяли. Зато приняли на отделение монгольского языка. В 1951 году Цыферова отчислили за неуспеваемость, и он поступил в Московский областной педагогический институт имени Крупской. По окончании института он в течение трех лет работал воспитателем-педагогом в интернате при Министерстве Иностранных дел. В то время Геннадий Цыферов начал писать сказки, которые отправлял для отзыва Корнею Чуковскому. Корней Иванович высоко оценил произведения начинающего писателя и посоветовал ему серьезно заняться литературой.

Наследие любимого сказочника

Геннадий Цыферов – обладатель почётной грамоты Министерства Культуры РСФСР за заслуги в развитии драматургии для детских театров. Сегодня наследием сказочника занимается его дочь, Людмила Геннадьевна Цыферова.

Геннадий Цыферов


Геннадий Михайлович Цыферов — писатель-сказочник, сценарист, драматург, педагог и журналист.

Содержание

Геннадий Цыферов / Биография

Геннадий Цыферов родился 26 марта 1930 года в Свердловске в семье служащих. Отец писателя был директором Государственного треста озеленения РСФСР, мать работала бухгалтером. В 1949 году Геннадий поступил в Институт востоковедения на факультет японского языка, но из-за большой близорукости его взяли не на японское, а на монгольское отделение. Там Цыферов проучился два года и был отчислен за неуспеваемость.

В 1951 году поступил в Областной педагогический институт им. Крупской. После окончания вуза три года работал воспитателем-педагогом в интернате при МИДе, где преподавал литературу. Параллельно он начал писать сказки-миниатюры и отправил их на отзыв К. И. Чуковскому. Корней Иванович дал начинающему автору одобрительный ответ и посоветовал заняться литературой.

Цыферова называют создателем особого жанра — короткой лирической сказки. Критики отмечают, что в ней, как правило, нет конфликта, явной борьбы добра и зла. Присущая сказкам Цыферова наивность и глубина пробуждает в детях способность взглянуть на мир по-новому и восхититься им. Однако его сказочные истории вовсе не просты, в них всегда есть подтекст, философская глубина и авторский посыл. В них звучит ощущение внутренней свободы. Герои его сказок живут и действуют, исходя из своих собственных правил, самыми важными из которых являются доброта и забота о других без морализаторства. Многие из сказок-миниатюр Цыферова — притчи, имеющие не очевидный, спрятанный за метафорой смысл. При этом автор говорит о сложных вещах языком ребенка, видит мир его глазами.

Гена Цыферов с мамой и дедушкой. Конец 1930-х годов. Фото: из личного архива Людмилы Цыферовой

Гена Цыферов с мамой и дедушкой. Конец 1930-х годов. Фото: из личного архива Людмилы Цыферовой

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

В мартовском номере журнала "Новый мир" впервые выходят в свет рассказы Геннадия Цыферова. Случай исключительный для нашей литературы: дебютная публикация в толстом журнале через 50 лет после смерти!


Геннадий Михайлович Цыферов умер в 1972 году. Все помнят мультфильм по его сказке про паровозик из Ромашкова, который вечно опаздывал на станцию, потому что он засматривался по дороге то на лесные ландыши, то на рассвет.

Таким был и сам Цыферов. Геннадий Михайлович мог что-то забыть, перепутать, опоздать на важное собрание. Но он не опоздал увидеть жизнь, удивиться ей и написать о ней.

"Каждый рассвет - единственный в жизни. Если мы не увидим его, мы можем опоздать на всю жизнь. "

Когда началась война, мальчику было одиннадцать лет. Отец, директор "Госзеленстроя", имел бронь, но отдал ее своему заместителю и ушел на фронт. В 1942 году пропал без вести.


Гена в эту пору был в эвакуации в вятском селе Спасо-Талица у родственников матери. Отец привиделся ему в легком сне. Позднее Геннадий Михайлович написал об этом случае в рассказе "Чудо": "Вдруг распахнулось окно. Рядом золотым солнечным светом блестел лес, и его кромка была похожа на алый петушиный гребень. Казалось, что вот-вот и гребень закукарекает. И стало смешно. Неожиданно я услышал голос отца: "Над чем смеешься, сынок?" А я ответил: "Радуюсь лету, радуюсь, что я с тобой. Помнишь, как мы давно мечтали поехать за город?" И в этот миг войны не стало. Медленно под ветром колыхались подсолнухи. В небе спокойно плыли облака. И поле представлялось огромной рекой, залитой солнцем. Но тут видение растаяло, и мама спросила: "Где ты был все это время?" И шепотом я ответил: "Думал о папе".


А вот что рассказала мне Людмила Цыферова, дочь писателя: "В деревне его учительницей стала сестра деда Анфиса Михайловна Вылегжанина, о которой сельчане отзывались: дескать, Анфиса странная, как нездешняя. Почвой для этих толков была любовь Анфисы Михайловны к поэзии и особенно к забытому поэту Надсону. Она-то первая и заметила в мальчике дар слова. Как-то он написал сочинение на вольную тему, в нем были такие слова: "Холодной зимой солнышку тоже холодно. А я его к себе на печку возьму. Вот вместе согреемся и забудем о войне. "

- Когда-нибудь ты обязательно станешь настоящим писателем, - сказала Анфиса Михайловна, прочитав сочинение".

Какая большая правда в этих словах деревенской женщины! Геннадия Цыферова до конца его недолгой жизни отказывались принимать в Союз писателей, но он-то и оказался настоящим русским писателем. А для русского писателя судьба важнее официального признания. Неизданные рукописи важнее наград и премий. Приходит пора, и рукописи пробивают асфальт забвения.

Так произошло и с заветной книгой Цыферова "Весна будет всегда". Автор в предисловии пишет: "Это повесть о войне. О том, как в войну жили в одном прифронтовом городе два мальчишки. Один из них, то есть я, вел дневник. Конечно, не все из этого дневника вошло в повесть. Дневник потерялся. И сейчас мне удалось вспомнить только самое яркое. "

Потерялся не только дневник, но и первый вариант повести - писатель забыл папку с рукописью в такси. Это было в 1965 году. Повесть Цыферова должна была появиться в журнале "Семья и школа" к 20-летнему юбилею Победы. И вот она исчезла. Редактор в отчаянии запер Цыферова у себя в квартире, потребовав во что бы то ни стало восстановить повесть. Буквально за несколько часов Геннадий Михайлович восстановил свое произведение по памяти.

Сегодня очевидно, что эта маленькая повесть - одно из самых пронзительных произведений о детстве во время войны. Недавно в Москве состоялась премьера фильма Светланы Ельчаниновой по повести "Весна будет всегда".

Будем надеяться, что увидим его по телевидению, а пока - несколько рассказов из военной повести Геннадия Цыферова.

Как нас звали

1942. Июль

До войны все было ясно. Небо ясно, мама ясно, папа ясно. И звали нас всех тоже как-то просто и ясно.

А Вовка - из самого подвала.

А в войну, в войну все кончилось.

Первым с фронта пришел Витькин отец на костылях. Его (Витьку) стали звать: сын хромого.

Потом Борьку: сын безрукого.

А Вовку из самого подвала: сын слепого.

Но я все равно им завидовал. Я был сыном убитого, но меня никто не звал даже так. Я и сам знал, незачем. Сейчас убитых больше всего.

Помощники

1942. Июль

В нашем дворе военных инвалидов было много. Вначале они тихими были. Все на лавочке сидели, все на солнышко глядели.

А затем шуметь пошли. Это у нас вблизи рынок открылся. Вот они на рынок все и двинулись. Что-то менять, что-то продавать стали. Наторгуют за день - вечером напьются. А как напьются, то грустные песни поют. Они поют, а их ветер качает. Как старый листок. Покачает, покачает и в лужу бросит.


Лежат они в луже и плачут. А к ним подойти боятся. Потому что у каждого костыль. Но я подошел и поднял. А он меня не стукнул. Рубль дал даже.

И с тех пор мы с Митькой стали часто на рынок ходить.

Как вечер придет, так брат мой кричит: пошли поднимать этих.

И мы идем. Идем и думаем: а много ли упадет сегодня. Много если - хорошо. А вот мало коли - тогда на хлеб и то не хватит.

Голубая девочка

1942. Осень

В войну мне очень нравилась одна девочка.

Другие какие-то все серые, а она светилась. Золотые волосы, красный бант. Ни у кого у нас в школе не было такого красного, красного банта.

Я долго мучился, а потом сказал все-таки:

- Ты мне нравишься, ты голубая.

- Ну и что? - сказала девочка.

- Как что? - удивился я. - Вырастем, поженимся.

- Нет, - сказала девочка. - Ты мальчик. Тебя на фронте убьют.

- Нет, - сказал я. - Не убьют, а ранят.

- Все равно, - сказала девочка. - Костылем драться будешь.

Она повернулась и уже хотела уходить. Но я испугался и крикнул:

- А я не на костылях. Я так, без рук, понимаешь?

- Понимаю, - сказала девочка. - Очень хорошо. Я тебя с ложки кормить буду.


Последнее письмо

Все ждали конца войны. А она не кончалась. Шла все и шла. И каждый знал: впереди еще много горя. Может быть, больше, чем позади.

Но проходили зимы, и по-прежнему приходила весна.

Второй весной я это понял.

Несмотря на горе, весна будет всегда.

Мне хотелось рассказать про это кому-то самому близкому. Тогда я взял бумагу и написал: "Здравствуй, убитый папа. Сейчас весна. Она всегда будет".

Читайте также: