Госсектор в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Советском Союзе были только государственные предприятия и в сельском хозяйстве, как исключение, колхозно-кооперативные. С реформированием экономики стало возможным функционирование предприятий различных форм собственности.

После 1991 г. начало быстро расти количество частных предприятий, смешанных, а также появились иностранные владельцы. С каждым годом уменьшается количество государственных и муниципальных предприятий, и их число составляет менее 11% от общего. Такие данные не полностью характеризуют роль и значение этих предприятий и организаций в экономике. В определенной степени показатели о количестве предприятий дополняют данные о занятости на предприятиях различных форм собственности. С 1992 по 1999 гг. в 2,1 раза уменьшилась численность работающих на муниципальных и государственных предприятиях, но и сейчас на них работают 24,6 млн человек, или 38,1% от общей численности занятых в экономике.

Переданные менее чем за десять лет в частную собственность предприятия практически не имеют реальных владельцев, подобно действующим в рыночной экономике других государств. В критической обстановке новые собственники, как правило, во многом ориентируются на указания властных структур и в минимальной степени учитывают интересы собственного предприятия. Но самая противоречивая ситуация состоит в том, что владельцы частных предприятий стараются максимально извлечь прибыль из приобретенных ими с минимальными затратами основных фондов. Это ведет к тому, что новые хозяева не инвестируют производство и часто переводят полученные прибыли за рубеж, что является одной из причин массового оттока капитала из России на протяжении целого десятилетия.

В сентябре 1999 г. Председатель Правительства РФ В. Путин подписал Постановление "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", в которой дана подробная характеристика существующего государственного сектора в отечественной экономике и сформулированы основные задачи по повышению эффективности его функционирования.

Государственный сектор экономики России включает в себя следующее: государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия); государственные учреждения; государственную казну Российской Федерации; коммерческие предприятия, у которых часть имущественных прав принадлежит Российской Федерации в виде акций.

Особым предметом государственной собственности являются земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной собственности и права на эти объекты. Поскольку результаты их производства и услуг наступают с момента создания предприятий и организаций, то при рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть государственной собственности, как правило, не рассматривается.

Государственные предприятия могут быть только унитарными, т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Для достижения поставленных в Концепции целей регулирования необходимо соблюдение следующих принципов в управлении государственным имуществом: определение целей управления; выбор способов достижения целей; построение системы управления; обеспечение эффективности управления; обеспечение профессионализма в управлении.

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарным предприятиям.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.

Не менее важную составляющую госсектора России образуют учреждения, которые создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование, как правило, полностью производится из средств соответствующего бюджета. Учредитель (Федерация, субъект РФ, муниципалитет) в соответствии с законодательством несет субсидиарную ответственность по их обязательствам. Учреждения имеют возможность привлекать кредитные ресурсы для финансирования своей деятельности без согласования с собственником, и это приводит к нанесению прямого ущерба государству в случае невозврата кредитных ресурсов. На 1 октября 2001 г. в России было 34 868 федеральных государственных учреждений.

В планах приватизации — один из крупнейших морских перевозчиков, Совкомфлот, сейчас полностью принадлежащий государству.

Госсектор в российской экономике. Ключевые цифры и тенденции

Реальная доля государства в экономике

Эксперты по-разному оценивают долю госсектора в экономике России. Разница в результатах связана с отсутствием единого подхода. Наибольшую цифру называют в Федеральной антимонопольной службе. По подсчетам ведомства, с 2005 по 2014 год доля госсектора в экономике страны выросла в два раза — с 35 до 70% ВВП.

В своем последнем докладе Международный валютный фонд (МВФ) оценил показатель на уровне 33% в 2016 году. Влияние госсектора на рыночную конкуренцию в России в МВФ охарактеризовали как значительное.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подсчитала, что в 2015 году доля одних только расходов бюджета в ВВП составила 34,5%. Для сравнения: средняя по ОЭСР доля госрасходов в ВВП (включает траты не только бюджета, но и госкомпаний) в том же году равнялась 43,6%.

По оценке экспертов РАНХиГС, государственное присутствие в экономике в 2016 году составило 46% против 40% в 2006 году. Доля компаний с государственным участием в ВВП, по самым консервативным оценкам, выросла с 20% в 2006 году до 25% в 2016-м.

Доля компаний государственного сектора в совокупной выручке топ-100 крупнейших организаций с 2005 по 2017 год колеблется в районе 50%. При этом наименьшая доля зафиксирована в 2005 году в размере 46%, наибольшая — 51% (в 2014 году).

Стоимость 100 самых дорогих компаний России, по оценкам РИА Рейтинг на конец 2018 года, составила 592 миллиарда долларов. Доля государственных компаний в топ-100 по уровню капитализации равнялась 48%.

В каких отраслях работают госкомпании

Крупнейшие компании с государственным участием работают в девяти отраслях, большая часть из них функционирует в нефтяной и нефтегазовой промышленности, банковской сфере и машиностроении.

Динамика отраслевой структуры крупнейших госкомпаний и ее тенденций показывает, что роль государства остается высокой в большинстве отраслей. Более того, в ряде отраслей за последние несколько лет он выросла.

Государство как поставщик государства

Закупки государственных органов власти считаются одним из институтов развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Этот потенциал ограничен тем, что среди поставщиков значительную роль играют сами госструктуры.

По итогам 2018 года общая сумма контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками в рамках Закона № 44‑ФЗ, составила 6,9 триллиона рублей. Доля поставщиков из числа госкомпаний, по минимальной оценке, составила 25% от этой суммы. Фактическая доля может быть выше.

Наибольший объем закупок по 44‑ФЗ в 2018 году пришелся на сферу строительства и на продукцию обрабатывающих производств. Закупки в этих двух сферах составляют 63% общей суммарной стоимости заключенных контрактов. В этих отраслях наблюдается наименьшая доля госкомпаний среди всех поставщиков. В строительной сфере показатель равняется 13% от общего объема заключенных контрактов (по стоимости), в сфере закупок продукции обрабатывающих производств — 16%.

Наибольший объем контрактов, заключенных с госкомпаниями, по итогам закупок по 44‑ФЗ в 2018 году пришелся на финансовые и страховые услуги (показатель составил 77%), что обусловлено контрактами с группами Сбербанк и ВТБ.

Также большое число контрактов, где поставщиками выступали государственные компании, наблюдается в закупках услуг, связанных с научной и инженерно-технической деятельностью (65% от суммарной стоимости заключенных контрактов в данной сфере в 2018 году), услуг водоснабжения (63%) и услуг в области здравоохранения и социальных услуг (51%).

Как будут продавать госкомпании

В настоящее время в России действует прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2017–2019 годы. Документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 227-р.

Таблица. Компании с государственным участием в отдельных странах на конец 2015 г.

Целью статьи является сравнительный анализ роли государственной собственности в развитых странах, а также получение более достоверной оценки реальной доли государственного сектора в экономике РФ на основе динамики ее изменения за период с 2005 по 2015 гг. В настоящее время среди ученых ведутся дискуссии относительно удельного веса и эффективности государственной собственности в экономике России. Мнения по поводу этого вопроса разделились, но основной упор делается на то, чтобы уменьшить удельный вес государственного сектора до минимального значения или практического исключения, отдав все частному сектору. С точки зрения эффективности экономики целесообразно проводить политику не исключения государственного сектора или его полной ликвидации, а наоборот, гармоничного и эффективного сочетания в экономике различных форм собственности, практическую эффективную реализацию преимуществ, достоинств и возможностей, прежде всего частно-государственного партнерства на всех временных этапах развития экономики страны. В целом ни в одной стране мира не установлены точные критерии по доле участия государства в экономики страны. Каждая в отдельности исходит из своих концепций, менталитета и политических установок. Для России в нашем случае больше подходит североамериканская модель – специализирующаяся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре. Данные исследования авторов в предлагаемой работе могут быть использованы в теоретической и практической деятельности в решении вопросов по гармонизации отношений государственной и частной форм собственности.


1. Добролюбова Е.И. Перспективы использования альтернативных государственному контролю экономических механизмов // Экономическая политика. – 2017. – Т. 12, № 4. – С. 60–88.

5. Мау В. Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы (Вып. 37) / В. Мау и др.; под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева (гл. ред.), А.Д. Радыгина; Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. – 472 с.

6. Друкер П.Ф. Нововведения и предпринимательство // В реф. сб.: Предпринимательство в промышленно развитых странах. – М., 1992. – С. 25–26.

9. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Пер. с англ. А.А. Васильева и др.; под общ. ред. С.Е. Федорова. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 231.

10. Alchian A., Demsetz H. Production? Information costs, and economic organization? // American economic review. – 1962. – Р. 777–795.

12. Шаститко А.А. Взаимное влияние экономической теории и конкурентной политики // Экономическая политика. – 2017. – Т. 12, № 4. – С. 154–167.

15. Kapitonov I.A., Taspenova G.A., Meshkov V.R., Shulus A.A. Integration of small and mille-sized enterprises into large energy corporation as factor of business sustainability // International journal of energy economics and policy. – 2017. – Т. 7, № 2. – С. 44–52.

16. Chernopyatov A.M. A role of the state is in development and adjusting of institucional’noy environment of Russian enterprise. Raleign, North Carolina, USA: Lulu Press, 2016. – 259 p.

17. Лукьянова А.Л. Неравенство в распределении занятости между российскими домашними хозяйствами // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2016. – Т. 20, № 3. – С. 415–441.

23. Муравьев С.Р. Государственный сектор российской экономики: оценка масштабов и эффективности производства // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – № 7. – С. 54–60.

25. Chernopyatov A.M. The main directions and mechanisms to improve the institutional environment of Russian entrepreneurship. Raleign, North Carolina, USA: Lulu Press, 2015. – 259 p.

Анализ опыта зарубежных стран свидетельствует о различных подходах к удельному весу сегмента государственной собственности в экономике. В одних странах он очень большой (Греция, Италия, Франция, Швеция), в других – почти отсутствует (Япония, Люксембург) или полностью отсутствует – (Гонконг), где-то сконцентрирован на небольших сегментах рынка (Голландия). В некоторых странах он высокоэффективен (Швеция, Франция), в других – менее эффективен (США, Бельгия). Например, доля прямого государственного производства в США находится в пределах 12 % национального выпуска – это один из минимальных среди аналогичных показателей развитых стран мира [1].

В настоящее время выделяются три модели государственного сектора: западноевропейская (Франция, Португалия и ряд других стран, причем в связи с кризисом Португалия в 2010 г. находилась на стадии дефолта), североамериканская (США и Канада) и азиатская (Япония и Южная Корея) [2].

Для западноевропейской модели в основном характерен довольно большой по объему высокоэффективный щедро финансируемый государственный сектор, имеющий весьма разнообразную, отраслевую структуру; для североамериканской – специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Этим двум моделям присуща четкая грань между частным бизнесом и государством. Для азиатской же модели эта грань размыта, переплетение интересов государства и бизнеса идет через представителей во властных и корпоративных структурах. Формально в этой модели присутствует небольшой государственный сектор, которому государство оказывает ощутимую финансовую помощь.

Анализ показывает, что практически во всех странах государственный сектор представляет собой неоднородные производственные образования. С другой стороны, успешные государственные корпорации можно найти в любой отрасли экономики [3].

Согласно Конституции Российской Федерации [4], в стране существуют три вида собственности: частная, смешанная и государственная. Главной целевой установкой при практической реализации преимуществ и достоинств каждого вида собственности в развитии и совершенствовании экономики страны является формирование и успешное функционирование социально-ориентированной экономики России для обеспечения возрастающих потребностей и запросов населения.

В настоящее время среди ученых идут споры относительно удельного веса и эффективности государственной собственности в экономике России. Мнения по поводу этого вопроса разделились.

Исследователи обнаружили, что в большинстве случаев приватизация в Восточной Европе приводила к росту производительности труда [5–7], однако в России, наоборот, приводила к снижению производительности труда. Кроме того, в работах доказано, что результаты приватизации в разных странах заметно отличаются в зависимости от степени участия иностранных инвесторов в процессе. Положительный эффект приватизации со стороны отечественных инвесторов в РФ проявился лишь через пять лет после приватизации в России.

Исследования [8] показали, что сокращение доли государственной собственности, как правило, положительно влияет на прибыльность, доходы и другие финансовые показатели позиций компаний. В странах СНГ такие положительные эффекты наблюдались только тогда, когда контроль был передан иностранным инвесторам.

Данный тезис косвенно подтверждает работа [9, 10], которая на основе данных российских компаний за 2000 и 2001 гг., продемонстрировала, что в частных компаниях средний доход на одного работника превысил сопоставимый показатель для государственных (унитарных) предприятий. Но при этом выделяют положительную черту, так как государственный сектор мог добиться более высокой маржи продаж и более низкой рентабельности капитала по сравнению с частными компаниями.

Среди факторов, которые влияют на удельный вес и эффективность государственной собственности в экономике, ученые называют характеристики институциональной среды, которые могут либо повысить, либо ограничить конкурентоспособность компаний в конкретной отрасли [11, 12]. Доля государственной собственности может косвенно зависеть от актуальности отрасли для стабильности экономического развития страны и от выбранного метода приватизации. Результаты деятельности государственных компаний могут быть существенно изменены фактором концентрации капитала.

Соотношение между рыночной стоимостью и контролем со стороны государства может зависеть от конкретных обстоятельств (собственности государства на блокирование, контроль и/или 100 % долю, а также степени концентрации собственного капитала). Линейная зависимость была найдена в работах Minguez-Vera and Martin-Ugedo [13], E. Douarin, T. Mickiewicz [14]; Боковa и Верниковa [15], нелинейная зависимость обнаружена Барье [16]. Некоторые авторы не нашли никакой зависимости, в то время как в статье Тепловой [17] рассматривается потенциальное нелинейное влияние смешанной государственной собственности на финансовое положение компании.

Радыгин и Энтов [18] провели опрос 872 российских акционерных обществ и установили, что снижение доли государственного капитала привело к повышению доходности капитала. Они также показали, что приватизация 1992–1994 гг. привела к тенденции к повышению концентрации акционерного капитала в российских корпорациях.

В этой связи получение более достоверной оценки реальной доли государственного сектора в экономике РФ является актуальной проблемой.

Цель настоящего исследования – получение более достоверной оценки реальной доли государственного сектора в экономике РФ на основе динамики ее изменения за период с 2005 по 2015 гг.

Задачи, которые ставят перед собой авторы, следующие:

– исследовать теоретические и статистические данные по оценке доли государственной собственности в экономике РФ;

– получить объективную оценку по исследуемому направлению.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования использованы современные инструменты, методы и различные формы экономического анализа. Применены статистические методы сбора и обработки первичной информации, методы логического и системного анализов.

Основой исследования являются статистические данные, позволяющие получить более объективную оценку динамики рассматриваемых процессов. Нормативной и эмпирической основой статьи явились законодательные и нормативно-правовые акты и документы РФ, имеющие отношение к данной проблеме, с использованием официальных данных и других материалов и источников.

Основным методом, примененным в статье, является использование сравнительного метода на основе статистических данных из различных источников за период с 2005 по 2015 гг. Проведены изучение и анализ динамики процессов в области государственного сектора, предпринимательства и предпринимательской среды. На этой основе произведена оценка доли государственной собственности в экономике РФ и ее влияния на развитие предпринимательства.

Результаты исследования и их обсуждение

По состоянию на 2017 г. государственный сектор России по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере коммуникаций (транспорта и связи), крупном машиностроении, гражданском авиастроении и т.д. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий – железнодорожном транспорте и электроэнергетике.

Эти отрасли почти во всех странах служат традиционной нишей для государственного предпринимательства или государственно-частного партнерства. В этом аспекте можно утверждать, что Россия находится в тренде развития мировой экономики.

Здесь необходимо отметить, что данный тезис носит общий характер и нуждается в уточнении. Во-первых, в последнее время ослабляются позиции государства в традиционных сегментах. Во-вторых, истинные различия в построении государственного сектора РФ просматриваются при сравнении более детализированных отраслевых структур.

Наиболее болезненным и проблемным сегментом российского государственного сектора с полным основанием можно считать его промышленную часть. При исследовании этого сегмента рынка необходимо отметить, что имеющиеся сведения о доле государственной собственности в нем требуют дополнительной проверки.

Для этого сравним данные 2005 и 2015 гг. (табл. 1).

Как видно из данных, приведенных в табл. 1, государственный сектор в промышленности представлен в небольших объемах, но отмечается рост по всем показателям кроме доли в общем объеме выпуска продукции, по сравнению с 2005 г.

Рассмотрим особенности, понятие и состав государственного сектора экономики.

Понятие государственного сектора экономики

Одним из важнейших звеньев смешанной экономики, ее неотъемлемой составной частью является государственный сектор.

Под государственным сектором экономики понимается комплекс объектов собственности, принадлежащих государству (предприятий, организаций, учреждений). Вместе с тем в научных публикациях встречается и расширительная трактовка.

В состав его структурных элементов, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики.

В этом случае функции государственного сектора экономики отождествляются государственными функциями регулирования экономики.

Итак, государственный сектор экономики — многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс.

Состав государственного сектора экономики

В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в составе государственного сектора экономики можно выделить три основных блока.

Во-вторых, государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, гражданской защиты, охраны природы, обеспечения экологической и государственной безопасности и т.п.

В-третьих, государственная федеральная и субъектов федерации собственность сверх той, что закреплена в качестве имущества, имеющегося у объектов, входящих в упомянутые выше два блока. Сюда можно отнести землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, других юридических лиц или муниципалитетов, а также иные средства, составляющие государственную казну.

Строго говоря, государственный сектор вполне правомерно можно называть общественным сектором, если включить в него как самостоятельный еще муниципальный блок, муниципальную собственность, т.е. предприятия, организации, принадлежащие органам местного самоуправления.

Таким образом, государственный сектор экономики — это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных казенных имущественных объектов, находящихся в собственности федерации и ее субъектов.

Читайте также: