Гос учреждения это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.Основу этой деятельности составляет его имущество.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила (в частности, только они могут производить оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п., т.е.- предметы разрешительной системы).

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Выделяют несколько видовпредприятий:

1. Государственные предприятия (общефедеральные), в том числе казённые , унитарные.

2. Государственные предприятия субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные предприятия.

4. Негосударственные предприятия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

5. Объединения предприятий: концерны, союзы, ассоциации и др.

Государственные предприятия –это собственность государства. К ведению государственных органов относится:

- создание государственных предприятий;

- определение целей их деятельности, а также их размещение;

- назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;

- доведение до них государственных заказов на продукцию;

- реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных казённых предприятий (ст.115 ГК).

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают большой оперативной производственной самостоятельностью (планирование, заключение договоров и др.). Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, в предусмотренных законодательством случаях – по государственным ценам.

Разновидностью государственных унитарных предприятий являются федеральные казённые предприятия, основанные на праве оперативного управления.Казённые предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Они являются казёнными предприятиями и действуют на праве оперативного управления. Их хозяйственная самостоятельность значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Правительством РФ 12 августа 1994 г. был утвержден Типовой устав казённого завода, который определяет цели и предмет его деятельности; имущество, являющееся федеральной собственностью; систему управления (директор, назначаемый уполномоченным Правительством органом, утверждающим устав завода, заместители директора, назначаемые директором по согласованию с упомянутым органом); основы учёта, отчётности и контроля за деятельность завода. Ликвидация и реорганизация казённого завода осуществляется по решению Правительства.

Согласно постановлению Правительства от 6 октября 1994 г., производственно-хозяйственная деятельность казённого завода (фабрики, хозяйства) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Распоряжение имуществом, находящимся в его оперативном управлении, завод вправе осуществлять только с согласия уполномоченного органа исполнительной власти. Положения о ликвидации государственных предприятий вследствие банкротства на казённые предприятия не распространяются (ст.61 ГК).

Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности субъектов РФ, осуществляют исполнительные органы этих субъектов.

Особенностью административно-правового статусанегосударственных предприятийявляется то, что роль государства по отношению к ним ограничена.

В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления.




Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Порядок образования и ликвидации предприятий, регламентируется законодательством. Учредительным документом таких предприятий является Устав, который утверждается учредителем.

Однако необходимо помнить, что все предприятия подлежат государственной регистрации, которая включается в единый государственный реестр.

Ликвидация негосударственных предприятий производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать либо по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.

Учреждения– это организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.; аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения можно разделить на три вида:

1. Учреждения-аппараты органов государственной власти.

2. Социально-культурные учреждения (учебные заведения, учреждения здравоохранения; культуры и др.).

3. Негосударственные социально-культурные и иные учреждения.

Учреждения подразделяются на видыпо разным основаниям:

- по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

- по масштабу и значению своей деятельности (общегосударственные, субъектов РФ, местные (муниципальные);

- по характеру и сфере деятельности: образования (школы, вузы и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Правовой статус предприятия или учреждения определяется преимущественно нормами административного, гражданского и трудового права.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус учреждений, независимо от форм их собственности устанавливают:

- государственную регистрацию учреждений;

- порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;

- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

- общий порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчётности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчёты об их деятельности.

Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления.

В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены:

- государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

- получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определённые виды деятельности;

- запрет на вмешательство государства и его органов в деятельности предприятий;

- обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчётности;

- представление государственным органам соответствующей информации;

- обязанность соблюдать законодательство и др.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.Основу этой деятельности составляет его имущество.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила (в частности, только они могут производить оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п., т.е.- предметы разрешительной системы).

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Выделяют несколько видовпредприятий:

1. Государственные предприятия (общефедеральные), в том числе казённые , унитарные.

2. Государственные предприятия субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные предприятия.

4. Негосударственные предприятия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

5. Объединения предприятий: концерны, союзы, ассоциации и др.

Государственные предприятия –это собственность государства. К ведению государственных органов относится:

- создание государственных предприятий;

- определение целей их деятельности, а также их размещение;

- назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;

- доведение до них государственных заказов на продукцию;

- реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных казённых предприятий (ст.115 ГК).

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают большой оперативной производственной самостоятельностью (планирование, заключение договоров и др.). Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, в предусмотренных законодательством случаях – по государственным ценам.

Разновидностью государственных унитарных предприятий являются федеральные казённые предприятия, основанные на праве оперативного управления.Казённые предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Они являются казёнными предприятиями и действуют на праве оперативного управления. Их хозяйственная самостоятельность значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Правительством РФ 12 августа 1994 г. был утвержден Типовой устав казённого завода, который определяет цели и предмет его деятельности; имущество, являющееся федеральной собственностью; систему управления (директор, назначаемый уполномоченным Правительством органом, утверждающим устав завода, заместители директора, назначаемые директором по согласованию с упомянутым органом); основы учёта, отчётности и контроля за деятельность завода. Ликвидация и реорганизация казённого завода осуществляется по решению Правительства.

Согласно постановлению Правительства от 6 октября 1994 г., производственно-хозяйственная деятельность казённого завода (фабрики, хозяйства) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Распоряжение имуществом, находящимся в его оперативном управлении, завод вправе осуществлять только с согласия уполномоченного органа исполнительной власти. Положения о ликвидации государственных предприятий вследствие банкротства на казённые предприятия не распространяются (ст.61 ГК).

Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности субъектов РФ, осуществляют исполнительные органы этих субъектов.

Особенностью административно-правового статусанегосударственных предприятийявляется то, что роль государства по отношению к ним ограничена.

В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления.

Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Порядок образования и ликвидации предприятий, регламентируется законодательством. Учредительным документом таких предприятий является Устав, который утверждается учредителем.

Однако необходимо помнить, что все предприятия подлежат государственной регистрации, которая включается в единый государственный реестр.

Ликвидация негосударственных предприятий производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать либо по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.

Учреждения– это организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.; аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения можно разделить на три вида:

1. Учреждения-аппараты органов государственной власти.

2. Социально-культурные учреждения (учебные заведения, учреждения здравоохранения; культуры и др.).

3. Негосударственные социально-культурные и иные учреждения.

Учреждения подразделяются на видыпо разным основаниям:

- по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

- по масштабу и значению своей деятельности (общегосударственные, субъектов РФ, местные (муниципальные);

- по характеру и сфере деятельности: образования (школы, вузы и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Правовой статус предприятия или учреждения определяется преимущественно нормами административного, гражданского и трудового права.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус учреждений, независимо от форм их собственности устанавливают:

- государственную регистрацию учреждений;

- порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;

- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

- общий порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчётности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчёты об их деятельности.

Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления.

В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены:

- государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

- получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определённые виды деятельности;

- запрет на вмешательство государства и его органов в деятельности предприятий;

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения

Добрый день! Подскажите где должно располагаться Муниципальное Бюджетное Учреждение, в отдельном здание или в здании администрации города?\r\nесли не может МБУ находится в здание администрации города нужна ссылка на документ

Согласно ст.54 ГК РФ:

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Фактическое место нахождение может быть и в отдельном здании, и в здании Администрации МО.

При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.

В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?

Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.

Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.

Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.

С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.

— некоммерческая организация (учреждение), которая создана и финансируется государством, как собственником.

Главное

✅ Государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

✅ Государственные учреждения могут быть федеральными и региональными (субъектов РФ).

✅ Государственные учреждения являются некоммерческими унитарными организациями — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

✅ Муниципальные учреждения не являются государственными учреждениями, а представляют собой отдельную категорию учреждений.

Оглавление

1. Казенные, бюджетные и автономные государственные учреждения

По организационно-правовой форме государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (статья 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)):

— некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Примеры бюджетных учреждений

✔ Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ).

✔ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 17".

✔ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы "Детский сад присмотра и оздоровления № 766"

— государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Примеры казенных учреждений

✔ Федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации"

✔ Федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (создано на основании Постановления Правительства РФ от 22.12.2005 N 800 )

✔ Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Москвы"

— некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Примеры автономных учреждений

✔ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПЕНЗЕНСКИЙ ЗООПАРК"

✔ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРЗЕЛЕНДОРСТРОЙ"

✔ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТАТГОССНАБ"

2. Федеральные и региональные государственные учреждения

По собственнику, государственные учреждения могут быть федеральными или региональными (субъектов РФ). Отнесение государственного учреждения к той или иной категории определяется по его учредителю:

Учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;

Учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации является Субъект Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ , ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ ).

Пример государственных учреждений субъекта Российской Федерации

Государственное учреждение города Москвы

Государственное учреждение Ульяновской области

Государственное учреждение Республики Татарстан

Муниципальные учреждения не считаются государственными.

3. Государственные учреждения в классификаторе организационно-правовых форм

В разделе 7 00 00 классификатора приведены "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ УНИТАРНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ". Ниже приведена выдержка из классификатора (код ОКОПФ и наименование):

7 50 00 Учреждения

7 51 00 Учреждения, созданные Российской Федерацией

7 51 01 Федеральные государственные автономные учреждения

7 51 03 Федеральные государственные бюджетные учреждения

7 51 04 Федеральные государственные казенные учреждения

7 52 00 Учреждения, созданные субъектом Российской Федерации

7 52 01 Государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации

7 52 03 Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации

7 52 04 Государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации

7 53 00 Государственные академии наук

7 54 00 Учреждения, созданные муниципальным образованием (муниципальные учреждения)

7 54 01 Муниципальные автономные учреждения

7 54 03 Муниципальные бюджетные учреждения

7 54 04 Муниципальные казенные учреждения

4. Основные различия между Бюджетными, Автономными и Казенными государственными (муниципальными) учреждениями

Источник бюджетного финансирования:

Казенные — на основе бюджетной сметы

Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности

Казенные — Смета доходов и расходов

Автономное — в самостоятельное распоряжение

Бюджетное — в самостоятельное распоряжение

Казенные — зачисляются в бюджет

Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства

Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах).

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Рубрики:

Советуем прочитать

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Субъекты Российской Федерации — Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Установленная законодательством форма организации юридического лица, определяющая его правовое положение. 24.12.2021

Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения

(введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

1.1. Государственные, муниципальные учреждения создаются органами публичной власти федеральной территории от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом публичной власти федеральной территории, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Читайте также: