Городской фольклор это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня можно говорить о том, что книгу для современного человека заменил фольклор во всех его проявлениях. Не классический деревенский, формирующий каноничные мифологии и обряды различных народов, а современный городской фольклор. Его единицы принято называть городскими легендами. В статье предприняты попытки описания феномена.

Городская легенда как современный фольклор, основа современного кинематографа, фэнтези-литературы и комиксов и её влияние на язык

Городская легенда, пожалуй, один из самых недооценённых культурных феноменов. На то есть несколько причин.

Во-первых, ему достаточно сложно дать какое-либо определение, так как реальных специалистов по данному вопросу практически нет (да и они ориентируют свои работы, скорее, на массового читателя, нежели на академическую среду). Так, различные исследователи под городской легендой подразумевают как современную разновидность мифа, так и близкий к абсурдному итог желания поделиться информацией без достаточного количества данных. Исходя из этого, можно говорить о том, что область работы различных исследователей данной проблематики сходна, скорее, в названии, но не в содержании. Вариант определения городской легенды как современной разновидности мифа представляется более узким и удобным, так как позволяет не касаться проблемы т.н. бытовых городских легенд, влияние которых на городскую и массовую культуру незначительно.

Во-вторых, исследователь городских легенд сталкивается с проблемой нахождения их источников, зачастую собирая достаточно скудный объём информации, от чего в их работах проявляются явные избытки интерпретации, превалирующие над фактами.

Сам феномен нельзя назвать современным, в отличие от понятия. Думается, что городская легенда появляется ещё в Древней Греции. Достаточно известны описания Геродотом кинокефалов, людей с пёсьими головами, обитавших на границах ойкумены, отличавшихся от обычного люда исключительно формой своего черепа, то есть они носили одежду и использовали орудия труда. Роль этих существ не раскрыта, имелись лишь свидетели, их видевшие. Можно лишь предположить, что данный миф имеет определённые связи культом Анубиса в Древнем Египте и мог в искажённом виде быть донесён до греков.

В городской легенде об НЛО также, несомненно, присутствуют и множественные устрашающие элементы, как и перед языческими богами и магией. Этот страх неизвестного и опасного близок, как кажется, страху перед языческими богами: он частично выключает рациональный подход к полученной информации, снижает порог доверия к сказанному, превращая слух или чью-либо низкокачественную фантазию в реальную силу и стимул для некоторых видов деятельности как испуганных, так и желающих на этом страхе заработать.

С точки зрения языка, городская легенда недалеко уходит от классического фольклора. Она подаётся неформально, можно сказать, что интимно, подобно слухам. В каком-то смысле, она близка к явлению гонзо-журналистики. Так, фактология размыта – преобладают вымысел и глубокие описания личных переживаний рассказчика, писателя, употребляемые с целью эмоциональной, но не здравосмысленной реакции слушателя, читателя.

Как было сказано ранее, городские легенды всё чаще проникают в массовый кинематограф, литературу в виде популярных рассказов в жанре ужасов (С. Кинг), современного детектива (Д. Браун, С. Ларссон), романов (С. Майер). Эти авторы являются классическим чтением современного усреднённого человека. Они не несут в себе нетривиальных поучительных моральных идей, но лишь рассказывают якобы интересную историю, не обладая, подобно любой массовой литературе, вторым дном. Ключевой интенцией при написании является лишь коммерческий успех. Так, в качестве агитации к покупке на обложке книг часто пишется количество проданных копий, но не развёрнутое описание содержимого.

Таким образом, городской фольклор, с появлением массовой культуры, начал сильно влиять на эстетические представления обыденных горожан, особенно подростков. Это проявляется, прежде всего, в американской культуре, сильно зависящей от комиксов, фантастических сериалов и литературы. Однако с начала 1980-х годов данная тенденция стала касаться и российских читателей и зрителей. Всё больше людей предпочитают фильмы про Чужого, романы С. Кинга и детективы Д. Брауна классическим произведениям. Эти книги не являются нравоучительными – они принципиально не могут образовывать, воспитывать людей в обычном смысле слова. Однако они влияют на речь современного человека, делая её более вульгарной, личной, низменной.

Итого, современные кинематограф и литература не обладают самоценностью в вопросе культурообразования, но некоторые исследования их философами и культурологами способны пробудить в массовом читателе интерес к гораздо более возвышенным вещам, как философия и позволяют посредством квир-интепретаций делать некоторые книги и кино ценными с воспитательной точки зрения.

Раньше спортивные комментаторы и дикторы новостей были настоящими образцами идеальной устной речи: их язык отличался сухостью, формальностью, грацией и однозначным отношением между знаком и означаемым.

С недавнего времени стилистика вещания сильно изменилась. Так, она стала более неформальной. Современные типичные ведущие новостей более не читают информацию с листков, подготовленных им спичрайтерами, но ведут беседу с телезрителем. Более того, структурно одни из ключевых для российских телезрителей новостных программ, итоговая воскресная программа на телеканале Россия 1, и вовсе построена как размышление самого ведущего. Без сомнения, это новая форма подачи, преподносящая говорящего не как диктора, но как ментора, наставника.

Современная тенденция к атомизации индивидов показывает их разобщённость вследствие грамотного изложения информации. Так, внешне кажущееся спокойствие располагает к внутреннему и фактическому покою. Таким образом, телевидение в современном обществе неприкрыто и эффективно заменяет классические книги как ресурс информации как фактической, так и оценочной, принимая серьёзную роль в воспитании среднего современного человека.

Заключение

Несомненно, классика теряет свою роль в качестве культурообразующей силы. Однако её место не пустует. Её эффективно заменяют СМИ и, при некоторых допущениях, современная литература при должной форме осмысления. Сложно сказать, хорошо ли это или плохо, однако воспитание происходит.

С одной стороны, оно авангардно в плане применения новейших технологий, с другой стороны, оно крайне архаично и благодаря современным адаптациям фольклора в виде городских легенд, в чём виден даже некоторый магизм. Это крайне необычное почти диалектическое единство несёт современное человечество в следующий день. Вопрос лишь в том, каким будет итоговый продукт такой эпохи.

Исследователи считают, что русский городской фольклор появился во второй половине XIX века. Многие городские обитатели были горожанами уже в третьем-четвертом поколении. Эти люди не знали сельской жизни, не отмечали сельскохозяйственные праздники, им был непонятен магический смысл земледельческих обрядов.

Изменились и условия жизни в городе. Вместо частных деревянных домов люди стали селиться в многоквартирных. В 1880 году в Москве появились первые электрические уличные фонари, которые пришли на смену газовому освещению. В 1881-м в Петербурге, Москве и Одессе заработала телефонная связь. А в 1892 году в Киеве пустили первый в России электрический трамвай — он заменил трамваи на конной тяге. Деревня же продолжала жить по старинке.

Городской фольклор конца XIX — начала XX веков включал в себя и традиционные жанры, адаптированные под городские условия, и специфические формы, которые позднее попали в деревню. К первой группе относятся ярмарочный фольклор (народный театр), выкрики разносчиков, песни, городские предания и легенды, рассказы о встрече со всевозможной нечистью.

Исследователи считают, что русский городской фольклор появился во второй половине XIX века. Многие городские обитатели были горожанами уже в третьем-четвертом поколении. Эти люди не знали сельской жизни, не отмечали сельскохозяйственные праздники, им был непонятен магический смысл земледельческих обрядов.

Изменились и условия жизни в городе. Вместо частных деревянных домов люди стали селиться в многоквартирных. В 1880 году в Москве появились первые электрические уличные фонари, которые пришли на смену газовому освещению. В 1881-м в Петербурге, Москве и Одессе заработала телефонная связь. А в 1892 году в Киеве пустили первый в России электрический трамвай — он заменил трамваи на конной тяге. Деревня же продолжала жить по старинке.

Городской фольклор конца XIX — начала XX веков включал в себя и традиционные жанры, адаптированные под городские условия, и специфические формы, которые позднее попали в деревню. К первой группе относятся ярмарочный фольклор (народный театр), выкрики разносчиков, песни, городские предания и легенды, рассказы о встрече со всевозможной нечистью.

Я о прошлом теперь не мечтаю,
Мне и прошлого стало не жаль,
Только часто еще вспоминаю
Эту темно-вишневую шаль.
В этой шали мы с ним повстречались,
В этой шали со мной он стоял,
Я стыдливо лицо укрывала,
А он нежно меня целовал.

ч. фольк. наследия У., вкл. в себя, помимо общеупотребительных видов и жанров нар.-поэтического творчества, специфически гор. их "модификации". Напр.: гор. нар. гуляния, гор. романс, гор. игровые песни и танцы - кадрили и пр. Фольк. антураж традиционных нар. праздников в больших г. У. (Пермь, Екат., Оренбург) в XVIII-XIX вв. был иным, чем в з-дских пос., с. и дер. На Рождество колядовщики приходили только в дома родственников; на Масленицу устраивались праздничные городки с огромными "катальными горами", балаганами, аттракционами. Во время Пасхи, Красной Горки, на Семицкой неделе горожане устремлялись на окраины - в ближайший лес, к р., оз. и т.п. На У. эти пикники назывались в разных местностях по-разному: "Токмач", "Три березки", "Бусары", "Сабантуй" и пр. Большинство ур. г. в дорев. время назывались "заводами" и мало чем отличались от сел по бытовому укладу, обычаям, обрядам, ритуалам (Миасс, Чердынь, Сысерть, Касли, Кыштым, Куса и пр.).

Гор. романс был популярным среди ур. интеллигенции - инженеров, техников, врачей, учителей, а также среди чиновников и мещан, стремившихся не отставать от "образованных". Тематика гор. романсов - любовные и семейные отношения; сюжеты - измена, разлука, жестокая месть. Типичные примеры уральского гор. романса: "Как у нас под окном расцветает сирень", "Вдоль по ярмарке купчик идет", "Сидел Ваня на диване", "На берегу сидит девица", "Купчик-голубчик пил шампанское со мной" и мн. др.

Лит.: Петухов Д. Горный г.Дедюхин и его окрестности. СПб., 1864; Шишонко В. Отрывки из народного творчества Пермской губернии. Пермь, 1882; Зотов Е. Город Кунгур в 1774 г. Кунгур, 1892.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "Городской фольклор" в других словарях:

Фольклор музыкальный Урала — многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… … Уральская историческая энциклопедия

фольклор — а, только ед., м. 1) Устное народное творчество. Собиратели фольклора. Казачий фольклор. Городской фольклор. Школьный фольклор. Высокий уровень развития фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила… … Популярный словарь русского языка

Фольклор детский — область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок… … Педагогический терминологический словарь

фольклор — а; м. [англ. folk lore] 1. Устное народное творчество; литературные произведения, созданные народом. Собиратели фольклора. Казачий ф. Украинский ф. Собрания русского фольклора. Городской, студенческий ф. 2. Разные виды народного творчества,… … Энциклопедический словарь

фольклор — а; м. (англ. folk lore) см. тж. фольклорный 1) Устное народное творчество; литературные произведения, созданные народом. Собиратели фольклора. Казачий фолькло/р. Украинский фолькло/р. Собрания русского фольклора … Словарь многих выражений

Блатной фольклор — Блатная песня Направление: Песня Истоки: Тюремный фольклор Место и время возникновения: XIX век, Россия Годы расцвета: начало XX века, конец XX века Родственные … Википедия

Тюремный фольклор — Блатная песня Направление: Песня Истоки: Тюремный фольклор Место и время возникновения: XIX век, Россия Годы расцвета: начало XX века, конец XX века Родственные … Википедия

Неклюдов, Сергей Юрьевич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Читайте также: