Города волжской булгарии кратко

Обновлено: 28.06.2024

ВО`ЛЖСКАЯ БУЛГА`РИЯ (Волжская Болгария, Волжско-Камская Булгария), (Идел буе Болгары), (начало X века–1236 год), средневековое феодальное государство в Волго-Уральском регионе. Возникло в результате переселения булгар в конце VII века с правобережья Среднего Дона в Поволжье. Они заняли территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы. В процессе формирования государства наиболее сильным оказался союз племён булгар во главе с правителем Алмушем, создавший в 1-й половине IX века Болгарский и Суварский эмираты. В 920–921 годах посольство Алмуша посетило Бухару и Багдад, в 921–923 годах посольство багдадского халифа аль-Муктадира – город Булгар. Таким образом в 922 году состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Известны имена булгарских правителей:

  • Шилки
  • Алмуш
  • Микаил ибн Джагфар
  • Микаил ибн Ахмад
  • Абдаллах ибн Микаил
  • Талиб ибн Ахмад
  • Мумин ибн Ахмад
  • Мумин ибн аль-Хасан
  • Абд ар-Рахман ибн Мумин
  • Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.

Распад Хазарского каганата (около 980 года) привёл к образованию единого булгарского государства. Волжская Булгария вела борьбу с хазарами, Киевской Русью. В 985 году булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I. К началу XI века Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере. В XII веке булгарские правители расширили своё влияние на Верхнем Прикамье и Нижнем Поволжье с центром в городе Саксин.

По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (Болгарское, Билярское, Богдашкинское, Джукетауское, Суварское городище), 800 сёл, а также небольших городков-замков. В X веке в Болгаре и Суваре чеканилась булгарские монета. Столица государства в X – 1-й половине XII века – Болгар, с середины XII века – Биляр. Булгарская культура градостроительства восприняла традиции тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Болгарии, Хазарского каганата), а также стран мусульманского Востока и Руси. Многие крупные города Волжской Булгарии делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев. Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов). Среди них выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи) и мавзолеи. В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укреплённые поселения (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра). Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены.

Сформировался булгарский литературный язык на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал в виде различных диалектов ещё у тюрко-булгарских племён. Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах.

Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры. Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приёмов художественной обработки металла: художественного литья, чеканки, гравировки, тиснения (басма), волочения, плакировки, скани (филигрань), зерни и, возможно, черни. В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням. Характерны женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни, поясные накладки, парадное оружие (орнаментированные топорики), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки, штампы, зеркала. Развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды. Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов. Расцвет Булгарского государства, рост городов, формирование литературного языка и утверждение на всей территории страны единой духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны. В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, мари и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Войско, состоявшее из гвардии эмира и ополчений различных областей во главе с беками, насчитывало 50 тысяч воинов. Костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооружённых всадников. Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота. Для перевозки войск часто использовался речной флот. Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

Население Волжской Булгарии явилось основой татарского этноса. Культура Волжской Булгарии стала одним из важнейших компонентов историко-культурного наследия татарского народа.

Возникло в результате переселения булгар в конце VII в. с правобережья Среднего Дона в Поволжье, где первоначально они занимали территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы.

Булгары постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские (население “именьковской культуры”), подчинили себе бараджар, барсил, савир, эсегелей, билер и др. тюрко- и финно-угроязычные племена.

Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо-печенежских и кипчакских племен, а также соседних народов (буртасы, маджары, мурома и др.).

В процессе формирования государства наиболее сильным оказалось этнополитическое объединение (союз племен) булгар во главе с правителем Алмушем, создавшее в первой половине IX в. Болгарский и Суварский эмираты (см. Суварское княжество).

Разгром Хазарского каганата (около 980 г.) привел к образованию единого Булгарского государства.


Пара височных колец. Волжская Булгария. XII в

Золото, медь, ковка, волочение, плетение, кручение, филигрань, зернь. Фонд Марджани

Волжская Булгария в X– XII вв.

К началу XI в. Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере.

В XII в. булгарские правители расширили свое влияние на Верхнее Прикамье (см. Чулман) и Нижнее Поволжье с центром в городе Саксин.

В 922 г. состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии – она обменялась посольствами с Багдадским халифатом (см. Посольство Алмуша в Бухару и Багдад, Посольство багдадского халифа аль-Муктадира).

В 985 г. булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I, определив равноправный и взаимовыгодный характер отношений.

Известные имена булгарских правителей X – первой трети XI вв. Шилки, Алмуш, Микаил ибн Джагфар, Микаил ибн Ахмад, Абдаллах ибн Микаил, Микаил ибн Ахмад, Талиб ибн Ахмад, Мумин ибн Ахмад, Мумин ибн аль-Хасан, Абд ар-Рахман ибн Мумин, Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.

Социальная структура

Булгарское государство имело развитую социальную структуру. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Они в начале X в. носили титул “эльтебер” (с середины X в. – эмир ) и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве ( хутбе ), они определяли политику в государстве и чеканили свою монету.

Иерархия социальных верхов булгарского общества реконструируется по письменным источникам недостаточно четко; в них упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военно-служилая знать ( чура ) и мусульманское духовенство.

Основная масса населения состояла из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов и т. п.) – податного населения, платившего в государственную казну подомный налог.

В антропологическом отношении население Волжской Булгарии было однородным и характеризовалось смешанным европеоидномонголоидным субуральским типом (см. Антропология).


Перстень. Волжская Булгария. XI – начало XIII в

Серебро, ковка, гравировка, чернение. Фонд Марджани

Основа хозяйства

Основу хозяйства булгар составляли земледелие в форме степного перелога, полуоседлое и стойловое скотоводство, рыболовство, в отдельных областях промыслы ( охота на пушного зверя, бортничество и пр.), разнообразные ремесла (металлургия железа и бронзы, деревообработка, косторезное, стеклоделие, гончарное, ювелирное, оружейное дело и т. д.) и участие в региональной и международной торговле.

Главными центрами торговли и ремесленных производств были города Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр, Сувар, Джукетау, Ошель, о чем свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран.

Активные торгово-экономические контакты Волжская Булгария поддерживала с Русью, другими странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья.

Основными статьями вывоза были пушнина, шкуры, кожи (включая знаменитый вид особо выделанной кожи – “булгари” (см. Сафьян)), зерно, мед и воск, а ввоза – предметы роскоши, пряности, шелк, оружие, серебро (в IX–X вв.), янтарь и т.д. Одной из важнейших статей дохода казны была торговая пошлина ( десятина ).

Города

На территории Волжской Булгарии была густая сеть населенных пунктов. По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (в том числе Болгарское городище , Билярское городище, Богдашкинское городище, Джукетауское городище, Суварское городище), свыше 800 сельских населенных пунктов, а также небольших городков-замков.

В X в. в Болгаре и Суваре чеканилась булгарская монета.

Столица государства в X – первой половине XII вв. – Болгар, с середины XII в. – Биляр.

Булгарская культура градостроительства восприняла традиции ряда тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Булгарии, Хазарского каганата и др.), а также стран мусульманского Востока и Руси.

Многие крупные города Волжской Булгарии имели планировку, не подчиненную рельефу местности, и делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау и др.). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев.

Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов и т. п.).

Выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи и др.) и мавзолеи. При их строительстве использовались каменные блоки (240х240х300 мм), кирпичи (250х250х50 мм) и другие материалы.

В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укрепленные поселения, возможно, замки знати (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра).

Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены различной конструкции.


Пара браслетов. Волжская Булгария. Конец XII – первая половина XIII в

Серебро, ковка, волочение, пайка, зернь, скань. Фонд Марджани

Религия

Господствующей религией в Волжской Булгарии был ислам, который начал проникать в Волго-Уральский регион с первой половины X в. благодаря установлению торговых связей между странами Северной Европы и Востока.

Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии (Хорезм и государство Саманидов). По историческим преданиям булгар, принятие ислама в Волжской Булгарии связывалось с деятельностью проповедников (“ факихов ”) из Бухары.

Уже в конце IX – начале X вв. торговые контакты переросли в политические, а после становления Булгарского государства, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал основной религией (около 900–920 гг.).

Значительное влияние на укрепление позиций ислама оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922).

Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и др. крупных городах Волжской Булгарии. К концу X в. практически все население страны мусульманизировалось, о чем свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение (с рубежа X–XI вв.) могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело чуть повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки; как правило, в захоронениях отсутствовал вещевой комплекс и т. п.).

Принятие ислама в Волжской Булгарии определило направление ее цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий.

Уже с конца X в. Волжская Булгария стала страной “классического ислама”, в ней жили и творили многие крупные мусульманские ученые и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную страну исламской ойкумены.

Культура

В условиях развитого средневекового государства шло интенсивное формирование культуры городского типа, вырабатывалось наддиалектное городское койне (скорее всего, на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал, возможно, в виде различных диалектов еще у тюрко-булгарских племен). Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах. На его основе под влиянием среднеазиатских (караханидских) традиций сформировался булгарский литературный язык. Одновременно часть населения, возможно, знать, использовала язык огурского типа – тюркский язык с ротацизмом, ламбдаизмом и др. архаичными чертами.

Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы. Во всех крупных общинах были мектебе и медресе , где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались такие науки, как астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география.

Существовала своя историографическая традиция – “Таварих-и Булгар”(“История Булгарии”) Якуба ибн Нугмана.

Известны имена булгарских богословов, философов и писателей Сулейман ибн Дауд ас-Саксини ас-Сувари, Абу-ль-аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, аль-Ханафи Бурханаддин Ибрагим ибн Хызр аль-Булгари, Ходжа Ахмад аль-Булгари, фармаколога Таджаддин ибн Йунус аль-Булгари и др.

С периода Волжской Булгарии сохранился выдающийся памятник литературы – поэма Кул Гали “Кыйсса-и Йосыф” (“Сказание о Йусуфе”, 1233).


Пара височных колец с подвесками. Прикамье, XII – первая половина XIII в

Серебро, золочение, волочение, пайка, зернь, скань. Фонд Марджани

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры.

Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приемов художественной обработки металла: художественного литья (“навыплеск”), чеканки , гравировки , тиснения (см. Басма), волочения, плакировки, скани (см. Филигрань), зерни и, возможно, черни.

В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням (см. Глиптика).

Среди характерных изделий следует выделить женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни и пр. (см. Бутаевский клад), поясные накладки, парадное оружие (прежде всего орнаментированные топорики, покрытые золотосеребряной плакировкой), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки (см. Маклашеевские всадники), штампы, зеркала.

На основе восточных и западноевропейских образцов развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды.

Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и напрясел до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов.

Характерным элементом керамической посуды был декор, расположенный, как правило, в средней части тулова, на плечиках и горлышке и состоявший из линий и полос разной ширины с ритмично чередующимися элементами; иногда на кувшинах его дополняли фигурные ручки в виде стилизованных голов животных – лося, барана, медведя.

Этническая общность

Расцвет Булгарского государства, рост городов, становление общегородского койне и утверждение на всей территории страны унифицированной духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны.

В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, марийцев и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Население Волжской Булгарии явилось основой татарского этноса (см. Татары).

Культура Волжской Булгарии стала одним из важнейших компонентов историко-культурного наследия татарского народа.

Войско Волжской Булгарии

Войско Волжской Булгарии, состоявшее из гвардии эмира (“хашам”) и ополчений различных областей во главе с беками , насчитывало около 50 тыс. воинов.

Основным костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооруженных всадников (рыцарей – чури). Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота.

Для перевозки войск часто использовался речной флот.

Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

Волжская Булгария имела значительное влияние в Волго-Уральском регионе и играла важную роль в международных отношениях того времени.

Внешняя политика

С XI в. булгары часто сталкивались с кипчаками и йемеками, кочевавшими в южноуральских и заволжских степях. В начале XII в. булгары отразили ряд походов кипчаков (в 1113 г. был убит кипчакский хан Аепа).

Во второй половине XII в. йемеки совершили нападения на Саксин и Волжскую Булгарию; пользуясь междоусобицей, они во главе с булгарским князем напали в 1183 г. на Биляр.

Волжская Булгария также поддерживала тесные военно-политические связи с Киевской Русью, позднее и с другими древнерусскими княжествами (особенно Владимиро-Суздальским). Характер взаимоотношений с Владимиро-Суздальской Русью определялся противоборством за земли Среднего Поволжья.

В XI – начале XII вв. Волжская Булгария контролировала территорию Сурско-Свияжского междуречья, осуществляя в целях защиты своих интересов военные походы на русские города (например, на Муром в 1088 г., Суздаль в 1107 г.).

С началом правления Юрия Долгорукого (1125–1157) начались крупномасштабные завоевательные походы русских князей в Поволжье. Булгары пытались противодействовать их наступлению по Волге набегами на русские города (например, на Кострому в 1152 г.).

В период правления Андрея Боголюбского (1157–1174) и Всеволода III Большое Гнездо (1176–1212) русские войска неоднократно вторгались в Волжскую Булгарию (1164, 1172, 1183, 1185, 1205). Особенно крупным был поход коалиции русских князей на Биляр (1183).

В результате войн и набегов на мордовские земли владимиро-суздальские князья практически завоевали Верхнее Поочье. В ответ на активность русских в Прикамье булгары захватили и сожгли город Устюг (1218), а русские князья взяли штурмом Ошель (1220). После этого в Поволжье установился мир (см. Булгаро-русские договоры, Булгарские походы, Походы булгар на Русь).

Волжская Булгария в XIII в.

Во второй четверти XIII в. Волжская Булгария пережила несколько войн с монгольскими ханами. В 1223 г. булгары нанесли поражение войскам монгольского полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения, а в 1229 и 1232 гг. остановили монголов на подступах к основным центрам страны.

В 1236–1237 гг. Волжская Булгария была завоевана объединенным войском монгольских ханов во главе с Батыем (см. Монгольские завоевательные походы).

После ухода основных сил монгольского войска в 1238 г. в Булгарии вспыхнули восстания булгарского населения под руководством беков Баяна и Джику (см. Баяна и Джику восстание 1238–1244 гг.), а в Нижнем Поволжье и на Южном Урале – йемеков во главе с беком Бачманом (см. Бачмана восстание 1237–1240 гг.).

Антимонгольские восстания были подавлены войсками под командованием Субэдэ и Бурундая. Волжской Булгарии вошла в состав Улуса Джучи (см. Золотая Орда), а Болгар стал первой ставкой хана Батыя.

В конце XIII – начале XIV в. Булгария распалась на ряд владений (эмиратов) – Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество, Кашанское княжество.

Источники

Летописец Переяславля Суздальского. М., 1851.

ХвольсонД.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда. Ибн-Даста. СПб., 1869.

Худуд аль-Алам.Рукопись Туманского. Л., 1930.

Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. 1940. № III.

Приселков М.Д. Троицкая летопись. М. – Л., 1950.

КовалевскийА.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Хар., 1956.

Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. Т.1.

Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.). М., 1971.

Литература

Березин И.Н. Болгар на Волге. Казань, 1853.

Лихачёв А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды 2-го археологического съезда. М., 1876.

Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.

Смирнов А.П. Очерки по истории волжских булгар // Труды Государственного исторического музея. 1940. Вып.11.

Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.

Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара. М., 1976.

Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10 – начало 13 вв.). Казань, 1983.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984.

Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Казань, 1986.

Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987.

Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период, 10 – начало 13 вв.). Казань, 1990.

Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.

Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. М., 1992.

Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Булгария в 10–15 вв. М., 1993.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

Валеев Р.М. Волжская Булгария: торговля и денежно-весовые системы 9 – начала 13 веков. Казань, 1995.

Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Магадан, 1997.

Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (10 – начало 13 веков). Казань, 1997.


Волжская Булгария, существовавшая с Х по XIII век, была крупным государством на территории Среднего Поволжья и Прикамья. За триста лет существования государство стало одним из значительных на территории Европы.

Причинами столь бурного развития считают Волжский торговый путь, оседлое земледелие, развитие ремёсел. Важным показателем процветания молодого государства стали города

государство волжская булгария

Образование Великой Болгарии

Истоки Волжской Булгарии нужно искать в приазовских и причерноморских степях. В трудах византийских историков, в первых договорах Руси с Византией существует описание государства Великая Болгария.

Этот термин взят историками непосредственно из византийских источников. Она существовала недолго, в VI-VII веках. В её состав вошли родственные кочевые тюркские племена кутригуров, утигуров, оногуров и других.

Во время расцвета Великой Болгарии при хане Кубрате, происходит объединение племён. После его смерти, у него осталось пятеро сыновей, которые разделили государство на 5 орд. Это привело к тому, что они не могли оказывать сопротивление основному своему врагу – хазарам.

Разделение Великой Болгарии

Под давлением Хазарского каганата население Болгарии вынуждено было разделиться на две части и уйти, чтобы искать лучшей доли в других местах. Одна двинулась на Запад, где болгары, смешавшись с местными славянскими племенами, основали государство Болгария. Под влиянием Византии они приняли христианство.

Вторая часть, под предводительством Котрага, ушла на северо-восток к реке Каме. Большая часть, ушедшая в этом направлении, состояла из болгарского племени кутригуров. Эти болгары, смешиваясь с местным населением, образовали новое государство.

Волжская Булгария. Образование государства

Прикамские и приволжские места с плодородными землями, обилие дичи способствовали формированию осёдлости, некогда кочевого народа. К IX веку на этой благодатной территории возникло крупное государство Волжская Булгария.

Контролируя торговые пути по Волге, строя новые города крепости, совершая набеги, собирая с вассалов дань, государство быстро разрасталось. Интересен тот факт, что булгары завладели большой территорией практически мирным путём. У них были сильно развиты ремёсла.

Поэтому приходя на новые земли, они строили небольшие поселения, в центре которых находился дворец предводителя, дома приближенных, воинов, свободных горожан, среди которых было много ремесленников.

Их изделия пользовались успехом среди местного населения. Городок обносился толстыми стенами. Земли вокруг поселений распахивались и засевались.

Именно экономические отношения с коренным населением приводили к их укоренению на новых территориях. Постепенно вокруг городков селились местные жители. В случае набегов воинственных племён, они вместе с булгарскими воинами защищали свои жилища. Так постепенно они становились единым целым.

Интересно, но методом постройки крепостей, заселения их казаками и переселенцами было присоединено большинство территорий к Российскому государству. При освоении Сибири, Дикого Поля, Забайкалья, Дальнего Востока пользовались этим методом.

волжская булгария принятие ислама

Ислам, как мера защиты

По мнению историков, ещё в момент становления Великой Болгарии на Северном Кавказе в VI-VII веках, булгары столкнулись с исламом. Это произошло при разгроме Хазарского каганата арабами под предводительством Мервана бен Мухаммеда.

В то время Багдадский халифат был центром исламского мира. Поэтому ища сближения с арабами, а так же их покровительства, булгары были поставлены перед вопросом принятия ислама.

К началу X века произошло важное событие для страны — принятие ислама. Это произошло в 922 году, во время правления балтавара (князя) Алмуша. Выбор этой религии можно объяснить тем, что государству требовалась защита от хазар, совершающих регулярные набеги на молодое государство.

Верхушка хазар исповедала иудаизм, поэтому мусульмане их считали врагами. Вскоре определились с покровителем. Им стал хорошо известный Багдадский халифат, с которым булгары столкнулись ещё на Северном Кавказе.

Все ли булгары приняли ислам?

Не все булгары приняли ислам. Например, этому воспротивилось племя суваров, предки чувашей, которое возглавлял царь Вираг. Они исповедовали зороастризм. Тем, кто решил не принимать ислам, балтавар Алмуш пригрозил отрубить голову.

Процедура принятия ислама, была описана Ахмедом Ибн Фадланом, участником посольства Багдада, которое присутствовало в Булгаре в момент принятия ислама знатными людьми Булгарии.

Не известно принял ли царь Вираг мусульманство, но большая часть чувашей, до их крещения считалась язычниками. Единственному народу – чувашам, удалось сохранить язык, который относится к булгарской группе.

В наше время при расшифровке булгарских надписей использовали чувашский язык. Исламизация Булгарии сильно отразилась на культуре и образе жизни её жителей, утрате их языка.

Булгария контролировала Волжский путь – важнейшую торговую артерию, связывающую регион со странами Средней Азии, Ближнего Востока, Европы. Государство Волжская Булгария лежало в центре знаменитого торгового пути.

Многие арабские купцы и путешественники посещали её города. Местные торговцы побывали в арабских землях. Существовал тесный контакт между этими двумя странами. Пример берут с сильного, поэтому нет ничего удивительного, что булгары остановили свой выбор на исламе.

Багдадский халифат – это высокоразвитое государство для того времени, обладающее несомненным авторитетом, финансами. В его лице Волжская Булгария получила достойного союзника. Это помогло укрепить государство, сделать его сильным и влиятельным.

Считается, что во время сближения Руси и Булгарии, её правители склоняли русских князей к принятию ислама, но влияние Византии на русские княжества было сильней.


Волжская Булгария и её жители

Тюркские или финно-угорские племена были вытеснены или находились на положении вассалов. Остальные племена и народности вошли в состав государства сохранив свою идентичность.

Большое количество племён и народов растворились в жителях Булгарии, потеряли свою идентичность, но уже не было чистых булгар. Осталось только название. Впоследствии булгары растворились в других народах, таких как казанские татары и чуваши.

Многие покорённые народы продолжали жить по своим обычаям, говоря на своём языке, но за это они платили булгарам дань, то есть были на положении вассалов.

Национальный состав государства был неоднородным. Так на его территории проживали вотяки, черемисы, мордва, чуваши, удмурты, башкиры и другие народы, которые и составляли большинство населения ханства.

Волжская Булгария и её города

Важным показателем степени развития государства была городская культура. Это было не типично для местных народностей и тюрков-кочевников. Огромное влияние на городское строительство оказала восточная культура, которая была принесена исламом.

В центре поселения находились дворец правителя, мечеть с минаретом, вокруг которых строили свои дома члены многочисленной свиты, военной и чиновничьей элиты, священнослужители.

Большую часть городов занимали купцы и ремесленники, а так же свободные горожане. Государство Волжской Булгарии было небольшим, поэтому оно не могло существовать за счёт собираемой дани.

Для пополнения казны вводились налоги с этой части городского населения. Развитие ремёсел и торговли всячески поощрялось. Во всех городах строились караван-сараи для приезжих купцов. Значительную часть доходов приносил волжский торговый путь. Государство быстро богатело и развивалось.

На землях современного Татарстана и соседних с ним территорий в настоящее время открыто более 2 тысяч археологических памятников VIII-XV веков. Из них около двухсот городищ, около 900 селений и большое количество могильников. Из них большая часть относится ко времени существования Булгарии.

Многие булгарские города построены на крутых и высоких речных берегах. Это служило естественной защитой от врагов. Стоящие в удалении от рек города, защищали высокими стенами, насыпными валами, рвами, заполненными водой.

Дома строились из сосны, стены городов были дубовыми. Кроме стен, из дуба строились мечети, башни, колодцы, мосты через реки. У булгар, особенно у тех, кто занимался разведением скота, были зимние жилища, а так же летние.

Они представляли собой лёгкие юрты. Их так же использовали купцы во время остановки караванов. Зимние дома отапливались печами, отдалённо напоминающими современные.

Город Болгар

Столицей государства был город Болгар, в период Золотой Орды – самый крупный город Булгарского улуса. Он находился в 80 километрах от современной Казани. По словам арабских путешественников это был мусульманский город, но дома в нём напоминали византийские.

В столице жили не только булгары, но и люди других национальностей. По сравнению с Багдадом и другими арабскими городами, Болгар был небольшим. Но это был очень богатый город. Здесь находился знаменитый Ага-Базар, куда стекались купцы со всего света. В городе можно было встретить торговцев со всей Азии, Европы, а так же русских купцов.

Город Биляр

Ещё один известный город — Биляр. В нём помимо деревянных были каменные и глинобитные дома. Здесь проживало большое количество ремесленников. Это гончары, кожевники, металлурги, кузнецы, оружейники, ювелиры, стеклодувы и косторезы.

Город Сувар и другие

Третьим по величине и значению был город Сувар, в центре которого располагался кирпичный дворец, облицованный зелёными и синими керамическими изразцами. Предположительно, его строили хорезмские строители.

Город был хорошо укреплён. До монгольского нашествия он процветал, а после него пришёл в запустение. Так же в русских летописях и других источниках упоминаются города Ошель, Джукетау (Жукотин), Керменчуг, Тубулгатау.

Город Казань

То, что этот город существовал во времена Волжской Булгарии, не подлежит сомнению. Казань находилась на северо-западе государства. Уже в те далёкие времена хорошо были известны её белокаменные стены.

Город насчитывает более тысячи лет. Конечно же, в те далёкие времена это был небольшой городок. Но ему со временем суждено стать столицей нового государства Казанского царства, ставшего преемником Волжской Булгарии.

Русские походы против булгар

В 965 году пал Хазарский каганат, от которого Волжская Булгария находилась в вассальной зависимости. Государство становится политически независимым. Но годом раньше она подверглась нападению дружины киевского князя Святослава Игоревича.

До конца Х века было совершено ещё 3 похода русских князей на Булгарию. Что послужило причиной? В это время походы против других государств считалось нормой. Именно они становились источником доходов в казну.

В 985 сын князя Святослава, Владимир, пошёл походом на Булгарию, который закончился заключением мира. В 986 году в Киев прибыло посольство из Булгара.

Послы предложили Святославу принять ислам. Но Россия пошла своим путём и через год приняла православие. Булгария представляла для России скрытую угрозу — это было сильное государство.

Между Булгарией и Киевской Русью подписывается торговый договор, который соблюдался почти сто лет. В 1088 году булгары взяли Муром, а в 1107 году Суздаль. Спустя 13 лет в поход на Булгарию вместе с половцами пошёл московский князь Юрий Долгорукий.

В 1164 году Великий князь Владимирский захватил город Бряхимов. Взаимные походы продолжались вплоть до 1221 года, когда в городе Городце был подписан мирный договор сроком на шесть лет. На границах обоих государств уже стояли полчища монголо-татар. Эта опасность сплотила недавних соперников.

Монгольское нашествие

В 1223 году монгольские войска прошли через Булгарию. Но потерпели поражение от булгарских войск. Вторая встреча состоялась в 1229 году. Половские и булгарские войска были разбиты монголами на реке Яик. Только через 7 лет монгольский хан Субэдэей разорил Булгарию и город Булгар.

В 1240 году государство было полностью завоевано монголами. Волжская Булгария вошла в улус Джучи. Ей была сохранена некоторая автономия, при условии выплаты дани.

Город Булгар был первой столицей улуса. После того, как был построен Сарай-Берке на территории современной Астраханской области, он стал административным центром улуса. В середине XIII началось переселение основного населения Булгарии в Закамские земли, которое продолжалось вплоть до XIV века. Монголо-татарами были образованы Казанское, Булгарское, Жукотинское и другие княжества.

После образования Золотой орды Булгария вошла в её состав на правах вассала. К XIV веку образованное монголо-татарами Булгарское ханство стало понемногу восстанавливаться.

Но постоянные набеги золотоордынских ханов, походы русских княжеств, а так же начавшиеся междоусобные распри окончательно погубили остатки некогда могучего государства. В XV веке появилось новое государство Казанское ханство.

Булгары как народ, растворились в массе тюрко-язычных народов, проживающих на тот момент на территории Казанского государства. Не осталось ни языка, ни народа с таким названием. Но они сыграли важную роль в этногенезе чувашей и казанских татар.


Волжская Булгария, существовавшая с Х по XIII век, была крупным государством на территории Среднего Поволжья и Прикамья. За триста лет существования государство стало одним из значительных на территории Европы.

Причинами столь бурного развития считают Волжский торговый путь, оседлое земледелие, развитие ремёсел. Важным показателем процветания молодого государства стали города

государство волжская булгария

Образование Великой Болгарии

Истоки Волжской Булгарии нужно искать в приазовских и причерноморских степях. В трудах византийских историков, в первых договорах Руси с Византией существует описание государства Великая Болгария.

Этот термин взят историками непосредственно из византийских источников. Она существовала недолго, в VI-VII веках. В её состав вошли родственные кочевые тюркские племена кутригуров, утигуров, оногуров и других.

Во время расцвета Великой Болгарии при хане Кубрате, происходит объединение племён. После его смерти, у него осталось пятеро сыновей, которые разделили государство на 5 орд. Это привело к тому, что они не могли оказывать сопротивление основному своему врагу – хазарам.

Разделение Великой Болгарии

Под давлением Хазарского каганата население Болгарии вынуждено было разделиться на две части и уйти, чтобы искать лучшей доли в других местах. Одна двинулась на Запад, где болгары, смешавшись с местными славянскими племенами, основали государство Болгария. Под влиянием Византии они приняли христианство.

Вторая часть, под предводительством Котрага, ушла на северо-восток к реке Каме. Большая часть, ушедшая в этом направлении, состояла из болгарского племени кутригуров. Эти болгары, смешиваясь с местным населением, образовали новое государство.

Волжская Булгария. Образование государства

Прикамские и приволжские места с плодородными землями, обилие дичи способствовали формированию осёдлости, некогда кочевого народа. К IX веку на этой благодатной территории возникло крупное государство Волжская Булгария.

Контролируя торговые пути по Волге, строя новые города крепости, совершая набеги, собирая с вассалов дань, государство быстро разрасталось. Интересен тот факт, что булгары завладели большой территорией практически мирным путём. У них были сильно развиты ремёсла.

Поэтому приходя на новые земли, они строили небольшие поселения, в центре которых находился дворец предводителя, дома приближенных, воинов, свободных горожан, среди которых было много ремесленников.

Их изделия пользовались успехом среди местного населения. Городок обносился толстыми стенами. Земли вокруг поселений распахивались и засевались.

Именно экономические отношения с коренным населением приводили к их укоренению на новых территориях. Постепенно вокруг городков селились местные жители. В случае набегов воинственных племён, они вместе с булгарскими воинами защищали свои жилища. Так постепенно они становились единым целым.

Интересно, но методом постройки крепостей, заселения их казаками и переселенцами было присоединено большинство территорий к Российскому государству. При освоении Сибири, Дикого Поля, Забайкалья, Дальнего Востока пользовались этим методом.

волжская булгария принятие ислама

Ислам, как мера защиты

По мнению историков, ещё в момент становления Великой Болгарии на Северном Кавказе в VI-VII веках, булгары столкнулись с исламом. Это произошло при разгроме Хазарского каганата арабами под предводительством Мервана бен Мухаммеда.

В то время Багдадский халифат был центром исламского мира. Поэтому ища сближения с арабами, а так же их покровительства, булгары были поставлены перед вопросом принятия ислама.

К началу X века произошло важное событие для страны — принятие ислама. Это произошло в 922 году, во время правления балтавара (князя) Алмуша. Выбор этой религии можно объяснить тем, что государству требовалась защита от хазар, совершающих регулярные набеги на молодое государство.

Верхушка хазар исповедала иудаизм, поэтому мусульмане их считали врагами. Вскоре определились с покровителем. Им стал хорошо известный Багдадский халифат, с которым булгары столкнулись ещё на Северном Кавказе.

Все ли булгары приняли ислам?

Не все булгары приняли ислам. Например, этому воспротивилось племя суваров, предки чувашей, которое возглавлял царь Вираг. Они исповедовали зороастризм. Тем, кто решил не принимать ислам, балтавар Алмуш пригрозил отрубить голову.

Процедура принятия ислама, была описана Ахмедом Ибн Фадланом, участником посольства Багдада, которое присутствовало в Булгаре в момент принятия ислама знатными людьми Булгарии.

Не известно принял ли царь Вираг мусульманство, но большая часть чувашей, до их крещения считалась язычниками. Единственному народу – чувашам, удалось сохранить язык, который относится к булгарской группе.

В наше время при расшифровке булгарских надписей использовали чувашский язык. Исламизация Булгарии сильно отразилась на культуре и образе жизни её жителей, утрате их языка.

Булгария контролировала Волжский путь – важнейшую торговую артерию, связывающую регион со странами Средней Азии, Ближнего Востока, Европы. Государство Волжская Булгария лежало в центре знаменитого торгового пути.

Многие арабские купцы и путешественники посещали её города. Местные торговцы побывали в арабских землях. Существовал тесный контакт между этими двумя странами. Пример берут с сильного, поэтому нет ничего удивительного, что булгары остановили свой выбор на исламе.

Багдадский халифат – это высокоразвитое государство для того времени, обладающее несомненным авторитетом, финансами. В его лице Волжская Булгария получила достойного союзника. Это помогло укрепить государство, сделать его сильным и влиятельным.

Считается, что во время сближения Руси и Булгарии, её правители склоняли русских князей к принятию ислама, но влияние Византии на русские княжества было сильней.


Волжская Булгария и её жители

Тюркские или финно-угорские племена были вытеснены или находились на положении вассалов. Остальные племена и народности вошли в состав государства сохранив свою идентичность.

Большое количество племён и народов растворились в жителях Булгарии, потеряли свою идентичность, но уже не было чистых булгар. Осталось только название. Впоследствии булгары растворились в других народах, таких как казанские татары и чуваши.

Многие покорённые народы продолжали жить по своим обычаям, говоря на своём языке, но за это они платили булгарам дань, то есть были на положении вассалов.

Национальный состав государства был неоднородным. Так на его территории проживали вотяки, черемисы, мордва, чуваши, удмурты, башкиры и другие народы, которые и составляли большинство населения ханства.

Волжская Булгария и её города

Важным показателем степени развития государства была городская культура. Это было не типично для местных народностей и тюрков-кочевников. Огромное влияние на городское строительство оказала восточная культура, которая была принесена исламом.

В центре поселения находились дворец правителя, мечеть с минаретом, вокруг которых строили свои дома члены многочисленной свиты, военной и чиновничьей элиты, священнослужители.

Большую часть городов занимали купцы и ремесленники, а так же свободные горожане. Государство Волжской Булгарии было небольшим, поэтому оно не могло существовать за счёт собираемой дани.

Для пополнения казны вводились налоги с этой части городского населения. Развитие ремёсел и торговли всячески поощрялось. Во всех городах строились караван-сараи для приезжих купцов. Значительную часть доходов приносил волжский торговый путь. Государство быстро богатело и развивалось.

На землях современного Татарстана и соседних с ним территорий в настоящее время открыто более 2 тысяч археологических памятников VIII-XV веков. Из них около двухсот городищ, около 900 селений и большое количество могильников. Из них большая часть относится ко времени существования Булгарии.

Многие булгарские города построены на крутых и высоких речных берегах. Это служило естественной защитой от врагов. Стоящие в удалении от рек города, защищали высокими стенами, насыпными валами, рвами, заполненными водой.

Дома строились из сосны, стены городов были дубовыми. Кроме стен, из дуба строились мечети, башни, колодцы, мосты через реки. У булгар, особенно у тех, кто занимался разведением скота, были зимние жилища, а так же летние.

Они представляли собой лёгкие юрты. Их так же использовали купцы во время остановки караванов. Зимние дома отапливались печами, отдалённо напоминающими современные.

Город Болгар

Столицей государства был город Болгар, в период Золотой Орды – самый крупный город Булгарского улуса. Он находился в 80 километрах от современной Казани. По словам арабских путешественников это был мусульманский город, но дома в нём напоминали византийские.

В столице жили не только булгары, но и люди других национальностей. По сравнению с Багдадом и другими арабскими городами, Болгар был небольшим. Но это был очень богатый город. Здесь находился знаменитый Ага-Базар, куда стекались купцы со всего света. В городе можно было встретить торговцев со всей Азии, Европы, а так же русских купцов.

Город Биляр

Ещё один известный город — Биляр. В нём помимо деревянных были каменные и глинобитные дома. Здесь проживало большое количество ремесленников. Это гончары, кожевники, металлурги, кузнецы, оружейники, ювелиры, стеклодувы и косторезы.

Город Сувар и другие

Третьим по величине и значению был город Сувар, в центре которого располагался кирпичный дворец, облицованный зелёными и синими керамическими изразцами. Предположительно, его строили хорезмские строители.

Город был хорошо укреплён. До монгольского нашествия он процветал, а после него пришёл в запустение. Так же в русских летописях и других источниках упоминаются города Ошель, Джукетау (Жукотин), Керменчуг, Тубулгатау.

Город Казань

То, что этот город существовал во времена Волжской Булгарии, не подлежит сомнению. Казань находилась на северо-западе государства. Уже в те далёкие времена хорошо были известны её белокаменные стены.

Город насчитывает более тысячи лет. Конечно же, в те далёкие времена это был небольшой городок. Но ему со временем суждено стать столицей нового государства Казанского царства, ставшего преемником Волжской Булгарии.

Русские походы против булгар

В 965 году пал Хазарский каганат, от которого Волжская Булгария находилась в вассальной зависимости. Государство становится политически независимым. Но годом раньше она подверглась нападению дружины киевского князя Святослава Игоревича.

До конца Х века было совершено ещё 3 похода русских князей на Булгарию. Что послужило причиной? В это время походы против других государств считалось нормой. Именно они становились источником доходов в казну.

В 985 сын князя Святослава, Владимир, пошёл походом на Булгарию, который закончился заключением мира. В 986 году в Киев прибыло посольство из Булгара.

Послы предложили Святославу принять ислам. Но Россия пошла своим путём и через год приняла православие. Булгария представляла для России скрытую угрозу — это было сильное государство.

Между Булгарией и Киевской Русью подписывается торговый договор, который соблюдался почти сто лет. В 1088 году булгары взяли Муром, а в 1107 году Суздаль. Спустя 13 лет в поход на Булгарию вместе с половцами пошёл московский князь Юрий Долгорукий.

В 1164 году Великий князь Владимирский захватил город Бряхимов. Взаимные походы продолжались вплоть до 1221 года, когда в городе Городце был подписан мирный договор сроком на шесть лет. На границах обоих государств уже стояли полчища монголо-татар. Эта опасность сплотила недавних соперников.

Монгольское нашествие

В 1223 году монгольские войска прошли через Булгарию. Но потерпели поражение от булгарских войск. Вторая встреча состоялась в 1229 году. Половские и булгарские войска были разбиты монголами на реке Яик. Только через 7 лет монгольский хан Субэдэей разорил Булгарию и город Булгар.

В 1240 году государство было полностью завоевано монголами. Волжская Булгария вошла в улус Джучи. Ей была сохранена некоторая автономия, при условии выплаты дани.

Город Булгар был первой столицей улуса. После того, как был построен Сарай-Берке на территории современной Астраханской области, он стал административным центром улуса. В середине XIII началось переселение основного населения Булгарии в Закамские земли, которое продолжалось вплоть до XIV века. Монголо-татарами были образованы Казанское, Булгарское, Жукотинское и другие княжества.

После образования Золотой орды Булгария вошла в её состав на правах вассала. К XIV веку образованное монголо-татарами Булгарское ханство стало понемногу восстанавливаться.

Но постоянные набеги золотоордынских ханов, походы русских княжеств, а так же начавшиеся междоусобные распри окончательно погубили остатки некогда могучего государства. В XV веке появилось новое государство Казанское ханство.

Булгары как народ, растворились в массе тюрко-язычных народов, проживающих на тот момент на территории Казанского государства. Не осталось ни языка, ни народа с таким названием. Но они сыграли важную роль в этногенезе чувашей и казанских татар.

Читайте также: