Горнозаводские школы урала кратко

Обновлено: 02.07.2024

Система заводских школ включала 4 основных типа: 1) начальную (словесную) школу, в которой преподавались грамота, чтение, письмо, пение; 2) арифметическую: главные разделы арифметики и геометрии, тригонометрия, черчение и некоторые теоретические основы горнозаводского дела; 3) немецкую (в Екатеринбурге), где изучение немецкого языка связывалось с физикой, механикой, техникой, и 4) латинскую (в Екатеринбурге, для детей высшего технического персонала, высшего духовенства и иностранных специалистов). Последние 2 типа школ просуществовали недолго.

Для изучения практики горного дела учащихся направляли на завод, на специально отведённые штатные ученические места. С 1847 существовали 2 типа Г. ш. - школы при заводах и окружные училища, создаваемые при каждом горнозаводском округе В окружные училища принимались лучшие выпускники заводских школ. В 1852 Екатеринбургская школа была реорганизована в Уральское горное училище, выпускавшее помощников инженеров. Упадок горной промышленности Урала отразился и на Г. ш. В 1879 заводские школы были переданы министерству просвещения и преобразованы в 2-классные начальные и городские училища.

По типу уральских школ создавались и Г. ш. на Алтае. В 1753 канцелярия Колывано-Воскресенского начальства 'определила учредить' Г. ш. в Барнауле; затем были открыты Г. ш. при Змеиногорском руднике, Павловском, Сузунском и Томском заводах.

Лит.: Нечаев Н. В., Горнозаводские школы Урала. (К истории профессионально-технического образования в России), М., 1956; Смолин А. В., Из историки горно-технического образования. в кн.: Труды научной конференции. (Кемеровский гос. педагогический институт), Кемерово, 1957.

Общее образование в них совмещалось с подготовкой квалифицированных рабочих и мастеров горной промышленности. Положили начало профессионально-техническому образованию в России. В первой горнозаводской школе, открытой по указу Петра I при Олонецких заводах (1716 год, руководитель - директор заводов В. И. Генкин), 20 дво­рян, присланных из Санкт-Петербурга, обучались арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инженер дела. В 1721 году по инициативе В. Н. Татищева горнозаводские школы открыты на Урале: в Кунгуре, а также при Алапаевском, Уктусском заводах; в 1724-1725 годы действовали 2 школы в Екатеринбурге. В 1735-1741 годы горнозаводские школы открыты при всех крупных казённых заводах Урала: в 29 школах обучалось свыше 600 учащихся - детей дворян, мастеровых и работных людей, солдат, подьячих, кре­сть­ян; до 1740 года - ду­хо­вен­ст­ва. В систему горнозаводских школ входили: начальные (словесные) школы, в которых преподавались грамота, чтение, письмо, пение; арифметические, где изучались основы арифметики и геометрии, тригонометрия, черчение и элементарные основы горнозаводского дела (маркшейдерия, пробирное дело, геодезия и пр.); немецкие и латинские (изучались языки и элементы истории) и знаменованные (рисовальные). Среди учащихся немецких горнозаводских школ преобладали дети дворян, заводской администрации, в латинской школе обучались главным образом дети духовенства и иностранцев.

Основы организации и деятельности горнозаводских школ Урала были определены В. Н. Татищевым, который также разработал программы обучения, воспитания и профессиональной подготовки учащихся. Однако организованное обучение ремёслам велось лишь в Уктусской и Екатеринбургской школах во 2-й половине 1730-х годов. Выпускники школ Урала направлялись на заводы Сибири, Севера, обслуживали нужды Берг-коллегии. В начале 1740-х годов свыше половины горнозаводских школ Урала были закрыты из-за недостатка средств.

В Сибири первая горнозаводская школа открыта при Нерчинском заводе в 1720-х годах. В 1730-х годах такие школы появились в Красноярском крае при Луказском, Ирбинском заводах, в 1753 году - на Алтае (Барнаул). Во 2-й половине XVIII века сеть горнозаводских школ в Сибири была расширена. В 1780-х годах Барнаульская горнозаводская школа стала первым средним учебным заведением в России, готовившим техников горного дела. К 1835 году в 46 горнозаводских школах обучалось 3618 учащихся.

Развитие горнозаводских училищ в 1750-1760-е годы связано с деятельностью администрации Ф. И. Соймонова и его сына М. Ф. Соймонова, основавших Навигацкую школу в Нерчинске и Геодезическую школу в Тобольске. В каждом из 6 горнозаводских округов Урала создавались окружные училища, в каждом заводском селении - заводские училища, в горнозаводских районах - окружные горные школы, дававшие достаточно широкое общее образование и профессиональную подготовку.

Школы Уральских казённых заводов (1847 год) положили начало созданию системы горнотехнического образования на Урале. В 1852 году Екатеринбургская горнозаводская школа реорганизована в Уральское горное училище, выпускавшее помощников инженеров. На Урале было открыто также 6 женских горнозаводских учебных заведений. В 1879 году все горнозаводские учебные заведения были переданы в ведение Министерства народного просвещения и преобразованы в 2-классные начальные и городские училища. Позднее часть их была подчинена Министерству торговли и промышленности. По типу уральских создавались горнозаводские училища и школы и на Юге России, в Донбассе.

Система заводских школ включала 4 основных типа: 1) начальную (словесную) школу, в которой преподавались грамота, чтение, письмо, пение; 2) арифметическую: главные разделы арифметики и геометрии, тригонометрия, черчение и некоторые теоретические основы горнозаводского дела; 3) немецкую (в Екатеринбурге), где изучение немецкого языка связывалось с физикой, механикой, техникой, и 4) латинскую (в Екатеринбурге, для детей высшего технического персонала, высшего духовенства и иностранных специалистов). Последние 2 типа школ просуществовали недолго.

Для изучения практики горного дела учащихся направляли на завод, на специально отведённые штатные ученические места. С 1847 существовали 2 типа Г. ш. — школы при заводах и окружные училища, создаваемые при каждом горнозаводском округе В окружные училища принимались лучшие выпускники заводских школ. В 1852 Екатеринбургская школа была реорганизована в Уральское горное училище, выпускавшее помощников инженеров. Упадок горной промышленности Урала отразился и на Г. ш. В 1879 заводские школы были переданы министерству просвещения и преобразованы в 2-классные начальные и городские училища.

Лит.: Нечаев Н. В., Горнозаводские школы Урала. (К истории профессионально-технического образования в России), М., 1956; Смолин А. В., Из историки горно-технического образования. в кн.: Труды научной конференции. (Кемеровский гос. педагогический институт), Кемерово, 1957.

Лит.: Нечаев Н.В. Горнозаводские школы Урала: К истории профессионально-технического образования в России. М., 1956; 100 лет горнотехнической школе на Урале. Свердловск, 1948; Сафронова А.М. Екатеринбург как центр образования на Урале в XVIII в. // Екатеринбург в прошлом и настоящем: Материалы научной конференции, посвященной 270-летию города. Екатеринбург, 1993; Она же. Первые школы Екатеринбурга (1724-1734). Екатеринбург, 2000.

уч. заведения при горных з-дах в России в 18—19 вв., созд. для подготовки квалифициров. рабочих и техников, а также делопроизводителей. Имели общеобразоват. характер и в то же время положили начало проф.-тех. образованию в России. В первой Г. ш. при Олонецких з-дах (осн. в 1715) обучались арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инж. дела 20 дворян, присланных из Петербурга. В 1721 были открыты Г. ш. на Урале: в Кунгуре, а также при Алапаевском, Ук-тусских з-дах; в 1724—25 действовали 2 школы в Екатеринбурге (100 уч-ся). В 1735—41 Г. ш. постепенно были открыты при всех крупных казённых з-дах Урала; в 29 школах обучалось св. 600 уч-ся — дети мастеровых и работных людей, солдат, подьячих, до 1740 — духовенства, с 1735 — дворян; были и дети крестьян. Осн. типами Г. ш. были словесные и арифметические, дававшие навыки чтения, письма, действий с целыми и дробными числами, в нек-рых Г. ш. изучали геометрию. В Екатеринбурге (с 1735) имелось 5 Г. ш. разного типа: словесная, арифме-тич., лат., нем. и знаменованная (рисовальная). Среди учащихся нем. Г. ш. преобладали дети дворян, заводской администрации, в латинской школе обучались гл. обр. дети духовенства и иностранцев. В словесной школе был выделен класс пения; в арифметической наиб. способные ученики от геометрии переходили к тригонометрии, маркшейдерству, пробирному делу или геодезии; в латинской и немецкой изучались языки и элементы истории, географии; в знаменованной — рисование кистью и пером. Ученики из знаменованной и нем. школ, а также нек-рые из латинской посещали арифметическую, а учащиеся из арифметической — знаменованную школу. Основы организации и деятельности Г. ш. Урала были определены В. Н. Татищевым, начальником з-дов в 1720—22 и в 1734—39. Он разработал программы обучения, воспитания и проф. подготовки учащихся, включая практич. занятия. Однако организов. обучение ремёслам велось лишь в Уктусской школе (осн. в 1721) и в Екатеринбургских школах во 2-й пол. 30-х гг. 18 в. Большинство учащихся после распределения их по гл. специалистам, мастерам знакомилось с заводскими специальностями, при этом немногие продолжали обучение в Г. ш. Выпускники Г. ш. Урала направлялись на 3-ды Сибири, Севера, обслуживали нужды Берг-коллегии. В нач. 40-х гг. 18 в. св. половины Г. ш. Урала были закрыты из-за недостатка средств. В Сибири первая Г. ш. была открыта при Нерчинском з-де в 20-х гг. 18 в. В 30-х гг. Г. ш. появились в Красноярском крае при Луказском, Ирбинском з-дах, в 1753 на Алтае (Барнаул). Во 2-й пол. 18 в. сеть Г. ш. в Сибири была расширена. В Нерчинской и Барнаульской школах наряду с чтением, письмом и арифметикой были введены спец. предметы, практич. занятия. В 80-х гг. 18 в. Барнаульская Г. ш. стала первым ср. уч. заведением, готовившим техников горного дела (срок обучения 5—6 лет). В 1837 в России действовало 46 Г. ш.: 1 — в Петерб. губ., 2в Олонецкой, 1 — в Вятской, 18 — в Пермской, 5 — в Оренбургской, 2 — в Екатеринославской, 8 — в Томской, 9 — в Иркутской, кроме того, 2 горных уч-ща — в Барнауле и Нерчинске, Горная техн. школа при Петерб. технол. ин-те. На Урале в Г. ш. обучалось св. 1,2 тыс., в Сибири — 1,7 тыс., в остальных Г. ш. — 0,5 тыс. чел. Школы Уральских казённых з-дов (1847) положили начало созданию системы горнотехн. образования на Урале: открылись элементарные Г. ш. при з-дах (срок обучения 2 года), 6 окружных уч-щ с обучением общим и спец. предметам (срок обучения 4 года) и Уральское горное уч-ще — ср. спец. уч. заведение (осн. в 1853, срок обучения — 4 года). Во всех уч. заведениях вводились практич. занятия, в Уральском уч-ще — месячная практика на произ-ве. Лучшие ученики Г. ш. рекомендовались в окружные уч-ща; окончившие окружные уч-ща — в Уральское. На Урале было открыто 6 жен. Г. ш. Расширялась сеть Г. ш. и уч-щ на казённых з-дах Юга России, в Сибири, действовали они и при нек-рых частных предприятиях. В 1879 Г. ш. были переданы из Горного ведомства в ведение Мин-ва нар. просвещения и преобразованы в двухклассные нач. и гор. уч-ща, лишённые практич. уклона, что отрицательно сказалось на подготовке кадров низшего звена для горной пром-сти. Вопрос. о реорганизации горнотехн. образования обсуждался на съездах горнопромышленников Урала, Юга России в нач. 20 в., но так и не был решён до революции. Лит.: Нечаев Н. В., Горнозаводские школы Урала. (К истории проф.-тех. образования в России), М., 1956 (библ.); Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, XVIII в. — первая пол. XIX в., М., 1973, гл. 13. А. М. Сафонова.

ГОРНОЗАВОДСКИЕ ШКОЛЫ, учебные заведения (начальные и повышенного типа) при горных заводах России, открывались с 1-й четв. 18 в. Сочетали общее образование с подготовкой квалифицированных рабочих и мастеров горной промышленности. Положили начало профессионально-техническому образованию в России. В 1879 преобразованы в повышенные начальные училища.


В связи с развитием горной промышленности Урала в первой четверти XVIII века возникает необходимость в обеспечении развивающегося края кадрами специалистов. Становится очевидным, что для активного промышленного освоения природных ресурсов региона, требуются квалифицированные, грамотные работники, способные развить и преумножить славу уральских заводов. Следует отметить, что, намечая расширение старых и строительство новых уральских заводов, представители власти столкнулись с нехваткой местных специалистов - технических кадров и грамотных рабочих. Большинство квалифицированных работников при заводах были приезжими людьми. Удаленность края от центральных регионов России, слабая заселенность Урала и многие другие причины создавали определенные трудности для пионеров освоения этого богатого региона страны, требовало от них глубоких знаний и умений. Инициатором открытия первых школ на Урале был В. Н. Татищев – выдающийся государственный деятель, человек, обладающий большими техническими знаниями и богатым опытом административной деятельности.

Первые уральские горнозаводские школы были созданы в начале двадцатых годов XVIII века. Огромная роль в организации учебных заведений при заводах принадлежит начальнику горных предприятий В.Н.Татищеву, при непосредственном влиянии и руководстве которого открывались новые школы. Опираясь на указы Берг- коллегии, В. Н. Татищев начал незамедлительно работать по организации школ на Уктусском и Алапаевском заводах, а также в городе Кунгуре [2.с.53]. Всего было открыто 4 школы: арифметическая школа в Кунгуре, которая начала работать зимой 1721г. с 16 учениками [2. с. 53], словесная на Алапаевском заводе, словесная и арифметическая на Уктусском заводе. 104 ученика обучались в этих школах в 1722 году [3.c.13] .В словесных школах обучали чтению, письму, счету, а главными предметами в арифметических школах были арифметика, геометрия, основы горного дела. В 1723 г. Уктусская и Кунгурская арифметические школы были переведены в город Екатеринбург. Это послужило началом действия Екатеринбургской горной школы. Так было положено начало организации школьного дела на горнозаводских предприятиях Урала.

Новый этап в развитии школ при горных заводах Урала связан со вторым пребыванием В.Н. Татищева в крае и относится к 1735г. В октябре 1734г. Татищев сменил В. Геннина на посту руководителя горно-металлургических предприятий Урала. В течение 1735г. были организованы школы на 8 уральских заводах и в Кунгуре. А Екатеринбургская школа была представлена не только словесной и арифметической школами, но и новыми для Урала видами школ – особыми повышенными школами - немецкой, латинской и знаменованной [3.c.13]. Именно немецкая и латинская школы являются первыми иноязычными школами Урала первой половины XVIII в.

Находясь на посту начальника горнометаллургических предприятий Урала, еще Геннин практически в каждом донесении Берг – коллегии просил прислать специалистов для уральских заводов. Он приехал в край с целой группой олонецких мастеров. На его многочисленные просьбы Берг – коллегия выслала еще около 20 человек. Тем не менее, был очевиден недостаток технических кадров и грамотных людей, который усугублялся по мере развития старых заводов и особенно строительства новых уральских предприятий.

Таким образом, следует признать, что по ряду причин (отсутствие преподавателей, усиленное внимание со стороны Геннина только к екатеринбургской школе и слабый контроль за другими, нежелание определенной части жителей отдавать детей в школы и др.) программа создания уральских школ при заводах не была реализована. Этот факт подтверждают и архивные источники. Так, например, к 1734г. работали только две школы в Екатеринбурге – арифметическая и словесная. Лишь 102 ученика постигали знания в этих школах [5].Однако как уже отмечалось раннее, большие сдвиги в деятельности горнозаводских школ сопряжены с вторичным пребыванием В.Н.Татищева на Урале. Именно в это время начинают деятельность совершенно новые для того периода виды школ - знаменованная, латинская и немецкая.

Из рапортов Феоктиста Балакина, учителя арифметической школы Екатеринбурга за 1727г. следует, что за полугодие больше половины учеников вызывали на различные работы в учебное время. Для сравнения целесообразно привести следующие данные. По списку в январе 1727г. в школе числилось 38 учеников. На занятии же присутствовало лишь 15 учащихся, остальные 23 находились в отлучке. В феврале и марте того же года почти все ученики были задействованы на производстве в учебные часы. Только 4 из 35 школьников обучались в школе. Также обстояли дела и в словесной школе. В течение целого месяца все ученики школы были оторваны от учебы на погрузку чугуна и меди, заготовку дров и ремонт школы [2.c.62].

Другая сложность, с которой столкнулись организаторы школьного дела на Урале – поиск хороших учителей. К последним предъявлялись большие требования. Желание Геннина и Татищева организовать работу горнозаводских школ должным образом вынуждало их заниматься подбором учителей особо тщательно.

Подбор преподавательского состава для обычных уральских школ того времени, не говоря уже о екатеринбургской школе повышенного типа, представлял достаточно серьезную проблему. Для немецкой и латинской школ требовались учителя, знающие иностранные языки и разбирающиеся в области гуманитарных наук – литературы, грамматики, истории и т.д. Найти хороших учителей было непросто. Поэтому не случайно руководство обратилось в Москву и Петербург с просьбой подыскать учителей для латинской и немецкой школ, которые по своему типу во многом напоминали московскую Славяно – греко – латинскую академию.

Татищев постоянно информировал Кабинет министров о состоянии екатеринбургской школы, докладывал о количестве учеников. О большом желании уральского горнозаводского управления расширить сеть школ при заводах свидетельствуют доклады В. Н. Татищева в Кабинет министров. Предполагалось увеличить число учащихся екатеринбургской школы более чем в 4 раза, соответственно обеспечить возможностью обучаться до 400 человек, «в том числе управительских и церковничьих до 60 обучать в латинском и немецком языках. Да у Соли Камской 100 человек, в которых до 30 – в немецком и латинском, токмо в Перми начать не прежде, как здесь уже доброе начало явиться [7]. Таким образом, можно определить, что количество учеников при заводских школах по намерению В.Н. Татищева должно было увеличиться почти в 6 раз.

На необходимость создания школы повышенного типа и обучения собственных специалистов иностранных языков Татищев указывал и по причине промышленного роста предприятий, когда на заводы приглашались переводчики – иностранцы. Их услуги обходились казне достаточно дорого. Одной из причин создания екатеринбургских иноязычных школ, поэтому было стремление горнозаводского управления подготовить собственных знатоков иностранных языков. Организация латинской школы, по мнению Татищева, предназначалась для обучения детей высшего духовенства, а также для детей высшего технического персонала (в основном иностранцев). По его замыслу учащиеся в школе должны были изучать латинский язык, делать переводы оригинальных текстов по языку. Изучение немецкого языка открывало перед учениками этой школы возможности изучать физику и механику. Исходя из этого, желание Татищева открыть особую школу повышенного типа кажется обоснованным.

К ноябрю 1735г. были решены основные вопросы, касающиеся подготовки открытия первых иноязычных школ Екатеринбурга. 6 ноября 1735г. немецкая и латинская школы начали свою работу.

Т.о, благодаря настойчивым требованиям и усилиям Татищева В.Н. и его единомышленников, а также содействию горнозаводского управления на Урале в начале XVIII в. возникли первые учебные заведения, положившие начало школьному делу в крае.

1. Булыгина, М.В. Школы Зауралья (70–е годы XVII в. – 20–е годы XX в.)

2. Нечаев, Н.В. Горнозаводские школы Урала (к истории профессионально – технического образования в России) / Н.В. Нечаев; под ред. акад. А.М. Панкратовой. М.: Трудрезервиздат, 1956. 207 с.: ил.

3. Пензин, Э.А. Первые иноязычные школы Екатеринбурга: [ ст. ] / Э.А. Пензин // Народное образование на Урале в XVIII – начале XX в.: Сб. научных трудов / Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Уральский ордена трудового красного знамени гос. ун. - т им. А.М. Горького. Свердловск, 1990. С. 13 – 30.

4.Слудковская, И.А. Развитие народной школы на Урале в XIX веке / И.А. Слудковская; Министерство просвещения РСФСР, пермский гос. пед. ин-т. Пермь, 1976. 73 с.

5. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 506. Л. 86 – 93 об.

6. ЦГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 12. Л. 64.

7. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 577 а. Л. 108 об.

8. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 577 а. Л. 108 .

9. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 224. Л. 209.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, Урал, Татищево, екатеринбургская школа, завод, Кабинет министров, Кунгур, немецкий язык, латинская школа, арифметическая школа.

Похожие статьи

Развитие профессиональной школы на Урале: Обучение.

Одно из старейших школ Урала, это учебное заведение становилось объектом исследования многих историков и ученых. На протяжении долгого периода своего развития оно не раз меняло свое название: Выйская школа – это Нижнетагильское арифметическое училище Демидовых.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале.

Самой первой была открыта школа математических и навигационных наук. Открыта она была в 1701 году в Сухаревой башне в Москве.

По инициативе В. Н. Татищева при олонецких и уральских заводах создали горнозаводные училища.

Сысерть, Полевской завод, Марков камень, медная гора.

Выражаем надежду, что продукты исследования помогут ученикам школ как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях сформировать

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

гимназическое образование, школа, женская гимназия, заведение, класс, русский язык, учащийся, гимназия, русский, латинский язык.

Особенности применения мультимедийного учебника по.

Низшие технические школы и училища России начала XX в. (на. )

В курс школы входили такие общеобразовательные предметы как Закон Божий, русский язык, арифметика, история и география; общеобразовательные со

В 1922 г. Екатеринбургская художественно-промышленная школа была реэвакуирована из Читы в г. Екатеринбург и.

Коллаж в методике преподавания корейского языка как.

Кривохижа Ю. А., Павлова Е. С., Степанова О. А. Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта

Яковлева Л.Н. О некоторых приемах работы с лексическим материалом на уроках немецкого языка (по.

Гимназическое образование в России в XVIII веке | Молодой ученый

По его настоянию в гимназии была открыта русская школа. По мнению Е. П. Егорова, «значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

Читайте также: