Музыка в хореографическом произведении кратко

Обновлено: 30.06.2024

Оценить 3173 0

г. Санкт – Петербург

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ

ЗАДАЧИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА КЛАССА ХОРЕОГРАФИИ

СПЕЦИФИКА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

И ИХ СВЯЗЬ С ХАРАКТЕРОМ ДВИЖЕНИЙ

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ

Музыка- это душа танца.

Построение, характерность, темперамент танца заключены в ней и определяются ею. От художественных достоинств музыки, от того, насколько она образна, содержательна и выразительна, во многом зависит и качество хореографии. Музыка вдохновляет, подсказывает новые образы.

Музыка и хореография - родные сёстры.

Вся история танца свидетельствует об этом. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, хореография опирается на выразительность движений человеческого тела. Как известно сюитная, сонатная формы, да и некоторые части в симфониях композиторов- классиков были созданы на танцевальной основе, которую подсказали им народная музыка и хореография. Они

чувствовали танец, понимали и, конечно, любили: последнее - основа и чувства и понимания.

Музыка для хореографии должна быть действенной, образной, темпераментной. Рассудочная музыка для танца не годится. Она непременно должна быть мелодичной, так как наличие музыкальной мелодии рождает мелодию хореографическую. Танец также немыслим без мелодии, как песня. Чем разнообразнее содержание и оркестровая палитра музыки, тем ярче, полнее и убедительнее выявляют свои дарования хореограф и танцоры.

Единство хореографии и музыки, их соответствие, выражение одного в другом - один из общепризнанных критериев художественности танцевального искусства. Вместе с тем, на практике это единство достигается сложными путями.

Интерпретация – значит истолкование, объяснение, трактовка. Она свойственна, прежде всего, воспроизведению самой музыки, является его неизбежным сопутствующим моментом. Музыка реально не существует вне исполнения. Поэтому она воспринимается только в определённой интерпретации её тем или иным исполнителем, который вкладывает в её исполнение своё понимание музыкального произведения.

Интерпретируют музыку не только исполнители, но также и слушатели (которые по – своему воспринимают и понимают её, музыковеды (которые её объясняют и пропагандируют), наконец хореографы (которые ставят танцевальные композиции).

Темп имеет для танца абсолютное значение, расхождение музыки и танца по темпу не – возможно, общий темп танца и все его изменения (замедления, убыстрения, смены) целиком задаются музыкой. Расхождение музыки и танца по темпу приводит к разрушению самого танца.

Что касается музыкального ритма (ритмического рисунка мелодии), то его дублирование в танцевальных движениях совершенно не обязательно. Оно осуществляется сравнительно редко, преимущественно тогда, когда ритм мелодии равномерен и совпадает с метрическими долями такта. Как правило, музыка и танец, при единстве темпа и метра, ритмически развиваются относительно автономно, совпадая в одни моменты и расходясь в другие. Это наиболее распространённое соотношение танцевального и музыкального рисунка.

Примерно то же можно сказать и относительно структурно-композиционного совпадения танца и музыки. Их длина, как правило, одинакова (за исключением тех случаев, когда танцу предшествует музыкальное вступление). Разделы танца обычно то же совпадают с разделами музыки. Например, когда в музыке один период сменяется другим или вступает средняя контрастная часть трёхчастной музыкальной формы, меняется характер движения и в танце. Музыкальный каданс как бы заставляет завершить одну комбинацию танцевальных движений и начать другую.

Развёртываясь вместе с музыкой, воспринимаясь одновременно с нею и выражая её, танец может интерпретировать музыку. Интерпретация творческий процесс, только с её появлением начинается подлинное искусство. Там, где её нет, в танце может быть представлена формальная совокупность движений или чистая техника, но не художественное творчество в полном смысле слова.

Только в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы рождаются великие творения Танца!

ЗАДАЧИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА КЛАССА ХОРЕОГРАФИИ

Наибольшей выразительности танец достигает при тесной согласованности с музыкой, в движениях и позах раскрывая её эмоциональное и образное содержание. В процессе урока хореографии должно быть соблюдено тоже единство движения и музыки, но, разумеется, формы этого единства здесь проще, ибо элементарнее задача: найти музыкальное выражение отдельных движений экзерсиса и их комбинаций.

Концертмейстеру следует помнить, что красивая, интересно подобранная и хорошо исполняемая музыка будет воздействовать на детей эмоционально не только на сцене, но и во время работы у станка. Вялое же исполнение музыки, бледная нюансировка, неверный ритм и хаотичный темп мешают чёткому выполнению упражнений.

В старших классах, при постепенном усложнении приёмов движений и танцевальных комбинаций, обогащается и музыкальное оформление: разнообразится голосоведение, рисунок гармонии, ускоряются темпы и т.д. Таким образом, постепенно развивается музыкальность учащихся. Некоторые педагоги на уроке, думая облегчить ученику слушание музыки, начинают считать вслух, от этого лучше отказаться. Безусловно, в начале разучивания нового движения необходимо (совместно с педагогом) рассказать в каком музыкальном размере делается данное движение, на какую долю такта приходится акцент движения, разъяснить соответствие в характере движения и музыки. Убедившись, что ученик усвоил эти механические предпосылки экзерсиса, надо предоставить ему возможность вслушиваться в музыку самостоятельно, ибо только таким путём он научится её слушать и понимать её значение и содержание.

СПЕЦИФИКА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИХ СВЯЗЬ С ХАРАКТЕРОМ ДВИЖЕНИЙ

Работа концертмейстера хореографии имеет свою специфику.

Что важнее на уроке классического танца – музыка или движение? Говоря формально, первично движение. Педагог задаёт комбинацию движений, а пианист, исходя из характера и ритмического рисунка, подбирает музыку. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков концертмейстера - всё это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей.

Одним из важных моментов в деятельности концертмейстера хореографии является способность бегло читать с листа, при этом необходимо владеть навыками упрощения фактуры. Для этого нужно развить умение выделить главное в нотном тексте. Басовая линяя, как основа гармонии и служащая опорой - должна звучать всегда. Мелодическую линию в правой руке тоже желательно исполнить. Можно опустить аккорды, следующие после баса в левой руке, или упростить фигурации из мелких длительностей, играя вместо них аккорды или интервалы.

Свободная ориентировка рук и пальцев на клавиатуре и аппликатурная техника, - важнейший компонент навыка чтения с листа.

Урок классики – это живое взаимодействие музыки и пластики.

Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале – поклоны в начале и конце урока, переходы от упражнения у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.

1.Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока

2.Васлов В. Взаимосвязь музыки и хореографии

3.Богданов- Березовский В. Музыка и вопросы хореографического образования

Автор: Склярова Оксана Петровна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО"Школа искусств №1"
Населённый пункт: Иркутская область г.Усть–Илимск ул. Чайковского 1
Наименование материала: Музыка в хореографическом произведении
Тема: Значение музыки в рождении хореографического произведения.
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

Преподавателя I квалификационной категории хореографического отделения

школы искусств №1

Скляровой Оксаны Петровны

Музыка в хореографическом

произведении

Значение музыки в рождении хореографического произведения

хоре огра фич е с кого

многоступенчатый, требующий совместных усилий представителей разных

творческих профессий. И первыми в этой цепи художнических контактов,

необходимых при создании танца, хореографической сцены, спектакля, можно

формы творческого общения автора музыки и автора танцевально-сценической

партитуры, следует сказать о значении, месте музыки в хореографическом

жанре, о принципах и методах ее использования в постановочной работе.

Ансамбль 'Березка'. Хореографическая композиция 'Прощай, масленица'

Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка дает

характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что

Значение музыки в рождении хореографического произведения отмечали

многие выдающиеся хореографы. "Между музыкой и танцем. существует

существенную пользу, если будет знаком с этим искусством практически: это

всегда позволит ему яснее высказать композитору свой замысел. Хорошая

становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней все то, что она

произносит", - писал Ж. Ж. Новер. Через два с лишним столетия советский

балетмейстер Р. В. Захаров писал: "В органическом единстве музыки и танца, в

этом синтезе композиторского и балетмейстерского творчества и кроется успех

будущего балетного спектакля".

национальной характерности музыкального письма в произведении, которое

он задумал выразить языком пластики, языком танца.

сочинении воплотить мысли, передать развитие действия, образы, заложенные

в драматургии предложенного ему литературного сценария.

Балетмейстер, работающий в самодеятельном хореографическом коллективе,

к сожалению, не часто имеет возможность обратиться к композитору для

написания музыки задуманного им хореографического произведения. Чаще

всего он использует готовое музыкальное произведение либо довольствуется

подбором музыкального материала или обработкой народных мелодий. Вместе

творческий процесс на примерах работы профессиональных балетмейстеров и

Прежде чем композитор пишет музыку по замыслу драматурга, драматург, -

обычно это балетмейстер, - создает композиционный план, или план-сценарий,

музыкальном произведении и раскрывает музыку, то, казалось бы, первична

музыка, но если брать за основу план-сценарий, в котором балетмейстер уже

определяет в какой-то степени и характер, и стиль будущего произведения, то

рождению музыкальных образов. Бесспорно одно: сила воздействия подлинно

Пластический язык выразителен и многозначен. Не случайно с древних

времен танец отражал жизнь человека - его труд и отдых, воинские схватки и

победы, радость встреч и горе расставания. В книге "Искусство танца" К.

совпадения музыки и танцевальных движений. Таким образом, каждый жест,

ритмом мелодии, а мелодия отвечала своим мотивом и модуляциями каждому

движению пантомимы, каким бы оно ни было".

Когда мы говорим сегодня о необходимости выражения музыки в танце, мы

музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствия

"станцована" каждая доля такта, каждая нота, что в пластике необходимо в

точности повторить ритмический рисунок мелодии. Но когда хореограф в

танцевальную фразу, это производит впечатление своего рода диссонанса.

аналоги, хотя есть немало примеров, когда одна и та же музыкальная пьеса,

одна и та же партитура у разных балетмейстеров находила разное прочтение и

разное истолкование. Естественно, такое расхождение допустимо только тогда,

когда не искажается образное содержание, характер композиторского текста,

его стиль, а с подобным приходится встречаться. Сказанное в равной мере

касается и музыки, сопровождающей народные танцы.

сочинение в хореографической интерпретации. В его воображении рождаются

"Музыка, - писал К. Блазис, - должна описывать действующих лиц и их

страсти, уточняя и завершая их портреты. Смысл мелодии в музыке всегда

изображающей сельские сцены, и ритмы, и мелодии мифологических балетов

не могут быть того же рода, как ритмы и мелодии балета рыцарского или

романтического. Необходимо, чтобы совершенная аналогия была между тем,

соответствовать мысли автора, и произведение их должно всегда основываться

на совершенном их согласии".

В музыкальном материале хореограф находит национальные черты своих

героев, интонации эпохи, и в своем хореографическом решении он обязан

отразить все это.

композитору музыку и старается подобрать для него уже готовое музыкальное

музыкального текста, перестановок эпизодов, ломающих форму, - словом,

всего того, что может нарушить цельность, гармонию сочинения.

Когда композитор сочиняет музыку на заказанную хореографом тему по

согласованности творческих замыслов либреттиста, драматурга, хореографа

(часто это бывает одно и то же лицо).

Только полное понимание, творческая согласованность усилий композитора

и балетмейстера способствуют созданию хореографического произведения,

пластическому языку, по слитности видимого и слышимого образов. И хотя о

Примеров тому немало.

Ансамбль "Березка" получил свое название от хореографического номера,

созданного балетмейстером, народной артисткой СССР Н. С. Надеждиной на

русскому хороводу, задушевность музыки как бы воплощают в себе образ

русской природы и красоту русской девушки, стройной, как березка.

плясовой хоровод, задорный и жизнерадостный.

В основу музыкального сопровождения хоровода "Прялица" также положена

динамическое развитие, приводящая к кульминации и возвращающая нас в

конце произведения к своим истокам. Балетмейстер Н. Надеждина ввела в этот

номер пение танцующих девушек. Такое решение обусловлено традициями

русских хороводов, которые водились под пение участников.

средствами хореографии Н. Надеждина раскрывают перед нами красоту и

чистоту души русской девушки, красоту движений, стройность и величавость.

Танец "Тимоня", рожденный на курской земле, имеет как в музыке, так и в

хореографии народную основу. Балетмейстер Т. Устинова поставила в хоре им.

Пятницкого на музыку, написанную А. Широковым, замечательный по своей

композиции женский хороводный танец с шалями. Композитор использовал

здесь народную песню "Белолица-круглолица, красная девица".

Т. А. Устинова на репетиции

И при постановке и при написании музыки к танцу "Пензенские досточки"

балетмейстер и композитор использовали танцевальный и песенный фольклор

народные темы пензенских частушек.

Балетмейстер Н. Надеждина в ансамбле "Березка" поставила на музыку В. В.

Корнева танцевальный номер "Топотуха". Музыка этого номера в своей основе

народная, композитор использовал мелодию "Барыни". Большое разнообразие

и выразительность при обработке этой темы дали возможность балетмейстеру

найти интересные, контрастные хореографические краски, отвечающие образу

приводит к плясу. Народная тема, завуалированная в начале, находит свое

полное звучание в финале. Номер имеет ярко выраженную кульминацию и

Ансамбль 'Березка'. Русский танец 'Топотуха'

Успех и долголетие перечисленных произведений заключены не только в

талантливости авторов, но и в тесном творческом содружестве балетмейстеров

Государственный Калмыцкий ансамбль песни и танца 'Тюльпан'. Танец

Как известно, великий русский композитор П. И. Чайковский создавал свои

балеты "Спящая красавица" и "Щелкунчик" в тесном творческом контакте с

балетмейстером М. И. Петипа, выполняя все его требования, изложенные им в

Ансамбль 'Березка'. Хороводный танец 'Узоры'

композиторы: Р. Глиэр, А. Крейн, Г. Синисало и др.

балетмейстером Р. Захаровым, имеется в его книге "Искусство балетмейстера".

По словам Р. Глиэра, композиционный план с указанием характера музыки, ее

темпоритмов, с подробным описанием образов героев явился необходимым

материалом для создания музыкального произведения - балета.

Приведу здесь пример и из своей личной практики при постановке "Медного

всадника" Р. Глиэра на сцене Театра оперы и балета в Бухаресте. По моему

замыслу в кульминации эпизода "Наводнение" должна была появиться тема

Медного всадника, а в увертюре спектакля нужно было, чтобы прозвучали

необходимы изменения в партитуре. Р. Глиэр попросил подробно составить

план того, что, на мой взгляд, должно быть в музыке. Вскоре он выслал в

Бухарест дополнения и исправления, о которых мы договаривались, причем

огромное вдохновение художника, ощущавшееся в музыке, не позволяло даже

предположить, что она создавалась по определенному заданию.

Однако некоторые композиторы считают, что подробный композиционный

план сковывает их творческую фантазию, что требования балетмейстера и

либреттиста заставляют их уходить от собственного музыкального видения

Интересные мысли по этому поводу высказал автор балета "Берег надежды"

и "Сотворение мира" композитор А. Петров. Размышляя о балетной музыке,

он подчеркивает, что начиная с Чайковского в хореографическом искусстве

утверждаются принципы и законы симфонического развития музыкальных

образов и со временем все чаще симфонические произведения становятся

сценария, а от музыкальной формы, был. Стравинский. - пишет А. Петров. -

Такая "исходная позиция" стала одной из причин интереснейших явлений

балетного жанра. Во-первых, более емким становилось содержание балета: не

композитор; иными словами, оно предполагало множественность (во всяком

случае - не однозначность) сценических ситуаций и сюжетных перипетий. Во-

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презинтации речь пойдет о музыки и хореографии, как целом "организме". Что же нужно делать , чтобы создать великолепное хореографическое произведение.Какие бывают виды темпа и динамические оттенки музыки.

Взаимосвязь музыки и хореографии

Взаимосвязь музыки и хореографии

Хореография и музыка имеют глубокие родственные корни. Основным инструментом и того и другого являются создаваемые образы. Разница лишь в том, что музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография – на выразительность человеческой пластики.

Хореография и музыка имеют глубокие родственные корни. Основным инструментом и того и другого являются создаваемые образы. Разница лишь в том, что музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография – на выразительность человеческой пластики.

При создании танцевального номера важно выдержать оптимальное соответствие музыки и хореографии. Ведь все-таки танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, и, соответственно, выражает ее. Это заключается в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец должен соответствовать музыке по содержанию и по форме.

При создании танцевального номера важно выдержать оптимальное соответствие музыки и хореографии. Ведь все-таки танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, и, соответственно, выражает ее. Это заключается в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец должен соответствовать музыке по содержанию и по форме.

Большое значение для танца имеет темп музыки – скорость ее исполнения. Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления). Темп обозначается в начале музыкального произведения и пишется словами над нотной строчкой.

Большое значение для танца имеет темп музыки – скорость ее исполнения. Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления). Темп обозначается в начале музыкального произведения и пишется словами над нотной строчкой.

Различаются следующие виды темпа:

Различаются следующие виды темпа:


Не меньшее значение в хореографии имеет и изменение громкости звучания музыкального произведения – динамические оттенки музыки . Они важны для передачи выразительности музыки и танца. Так, например, торжественный полонез, задорная полька исполняются громко, а медленные вальс, хоровод могут исполняться тихо.

Не меньшее значение в хореографии имеет и изменение громкости звучания музыкального произведения – динамические оттенки музыки . Они важны для передачи выразительности музыки и танца. Так, например, торжественный полонез, задорная полька исполняются громко, а медленные вальс, хоровод могут исполняться тихо.

При этом динамические оттенки музыки связаны с мелодическим рисунком: восходящее движение мелодии будет сопровождаться усилением звучания, а нисходящее – ослаблением. К динамическим оттенкам в музыке относятся: плавность или прерывистость звучания музыки, постепенное замедление и ускорение, изменение силы звучания.

При этом динамические оттенки музыки связаны с мелодическим рисунком: восходящее движение мелодии будет сопровождаться усилением звучания, а нисходящее – ослаблением. К динамическим оттенкам в музыке относятся: плавность или прерывистость звучания музыки, постепенное замедление и ускорение, изменение силы звучания.

Различают следующие динамические оттенки музыки: форте ( forte) – громко; пиано ( piano) – тихо. Изменение динамических оттенков: крещендо ( crescendo) – усиливая; диминуэндо ( diminuendo) – ослабляя.

Различают следующие динамические оттенки музыки:

форте ( forte) – громко;

пиано ( piano) – тихо.

Изменение динамических оттенков:

крещендо ( crescendo) – усиливая;

диминуэндо ( diminuendo) – ослабляя.

И, соответственно, в зависимости от музыки и движения танца могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко выраженными, с акцентами или мягкими и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными.

И, соответственно, в зависимости от музыки и движения танца могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко выраженными, с акцентами или мягкими и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными.

Музыка – это необходимая и органическая составная часть танца. Она дает ему эмоционально-образное содержание, влияет на ее драматургию, структуру и ритм танцевального действия. И в результате этого создается возможность соединения музыки и хореографии в единое художественное произведение, которое может проникать в глубь души, раскрывая нечто прекрасное и вечное.

Музыка – это необходимая и органическая составная часть танца. Она дает ему эмоционально-образное содержание, влияет на ее драматургию, структуру и ритм танцевального действия. И в результате этого создается возможность соединения музыки и хореографии в единое художественное произведение, которое может проникать в глубь души, раскрывая нечто прекрасное и вечное.

Итак, не беря во внимание частные отклонения и исключения из правил, можно сказать, что хореография целиком накладывается на ритмическую структуру музыки и в ней существует. Но это, так сказать, схематическое, каркасное наложение хореографии на музыку.

Итак, не беря во внимание частные отклонения и исключения из правил, можно сказать, что хореография целиком накладывается на ритмическую структуру музыки и в ней существует. Но это, так сказать, схематическое, каркасное наложение хореографии на музыку.

И музыка, и хореография имеют ещё тему, систему образов, всевозможные формы, в которые вмещаются эти образы и герои с их взаимодействием, пластикой, мелодией, кульминацией и отступлениями. И, наконец, музыка, и хореография имеют свою драматургию, вмещающую многое из того, что только что было перечислено.

И музыка, и хореография имеют ещё тему, систему образов, всевозможные формы, в которые вмещаются эти образы и герои с их взаимодействием, пластикой, мелодией, кульминацией и отступлениями. И, наконец, музыка, и хореография имеют свою драматургию, вмещающую многое из того, что только что было перечислено.

Музыка и хореография, говоря об одном и том же, по-разному воздействуют на зрителя. Первая - через органы слуха Вторая - посредством зрительных органов

Музыка и хореография, говоря об одном и том же, по-разному воздействуют на зрителя.

Вторая - посредством зрительных органов

Хореография во взаимодействии с музыкой зрелище более эмоциональное, нежели только музыка, если, конечно, иметь в виду идеальное взаимодействие этих двух капризных муз, что в истории хореографии встречалось очень редко.

Хореография во взаимодействии с музыкой зрелище более эмоциональное, нежели только музыка, если, конечно, иметь в виду идеальное взаимодействие этих двух капризных муз, что в истории хореографии встречалось очень редко.

Успех в работе в значительной степени зависит от умения балетмейстера и композитора проникать в творческие замыслы друг друга. И музыка и танец в конечном итоге должны представлять собой единое законченное произведение искусства.

Успех в работе в значительной степени зависит от умения балетмейстера и композитора проникать в творческие замыслы друг друга. И музыка и танец в конечном итоге должны представлять собой единое законченное произведение искусства.

Музыка - неотъемлемая часть хореографии. В творчестве каждого исполнителя или балетмейстера она является источником, который питает вдохновение, определяет атмосферу, настрой и характер создаваемого образа.

Во врем я исполнения танца музыка помогает зрителям понять его характер, эмоциональное состояние персонажей, атмосферу танца, ту обстановку, в которой он исполняется, проникнуть в его содержание.

Музыка – душа танца. Гармоничное слияние выразительных средств в музыке и танце может возникнуть только тогда, когда она соответствует содержанию постановки, от её качества во многом зависит развитие музыкального вкуса, понимания красоты музыкального произведения, гармонического слияния музыкальных и танцевальных выразительных средств, взаимосвязь отдельных элементов музыки и танца.

Музыка определяет настроение, характерность, темперамент танца. Музыкально-хореографическое произведение должно иметь драматическое развитие, которое всегда служит основой действенной хореографии. Необходима музыка, которая была бы танцевальной, мелодичной, так как наличие музыкальной мелодии вызывает рождение мелодии хореографической. В музыке необходимы приемы контрастов, смена музыкальных ритмов и темпа, настроения. При отборе музыки прежде всего нужно решить, окажется ли она доступна для учащихся, будет ли развивать их творческую фантазию.

Самый хороший, современный, самый танцевальный, в смысле возможности его воплощения средствами хореографии, замысел не может превратиться в прекрасное произведение, если его музыка будет неинтересна, бледна. Руководитель учит танцоров разбираться в драматургии музыки, в её формах и выразительных средствах, ведь любое произведение воспринимается каждым по-разному. Каждый слушатель представляет себе определенный музыкальный образ. Чем выше по своим качествам музыка, чем больше она соответствует поставленной художественной задачи, тем сильнее и её воздействие на участников. И они глубже проникаются её образностью, настроением. Основываясь на музыке, исполнители создают в своем воображении конкретный образ. Различные проявления, которого исходят из драматургии музыки.

Подбирая музыку в соответствии с замыслом и композиционным планом, руководитель выбирает такую музыку, которая по своему жанру соответствует содержанию танца, его теме, идеи. С помощью музыкального руководителя, руководитель коллектива меняет темп исполнения, звучания, подчеркивает нюансы, акценты, словом, полностью сохраняя содержание произведения, находит такую трактовку, которая соответствовала бы его замыслу. Руководитель на основе детального ознакомления с музыкой, вносит небольшие изменения в композиционном плане танца. С помощью концертмейстера руководитель проводит балетмейстерский анализ музыки: определяет её жанр, содержание, музыкальную драматургию, форму, анализирует, из каких частей состоит произведение, какого их соотношение по длительности, повторяются ли они. Затем разбирается каждая часть, изучается её деления на периоды, предложения, фразы. Руководитель уясняет для себя музыкальные темы, имеющиеся в произведении, их характер и эмоциональность, мелодический и ритмический рисунок каждой темы, её размер, динамические акценты, с каким художественным образом может ассоциироваться. В результате работы руководитель полностью осваивает содержание, форму, композиционную структуру музыки. Освоив музыку, руководитель составляет для себя сценарий её драматургии, в котором, основываясь на характере и эмоциональности каждой части, прослеживает драматургию содержания в соответствии с её композиционным планом. Это позволяет добиться слияния содержания музыки и танца. В музыке действенная основа хореографического образа выражается в проявлении эмоций, чувств, мыслей, действий, которые составят драматургию музыкального образа, она проявляется в мелодии, гармонии, динамике развития музыки, в её композиции. Музыкальный образ должен стать основой замысла балетмейстера, с учетом которого он разрабатывал содержание танца, а затем и композиционный план будущей постановки. Наиболее распространенная форма – заказ музыки для танца. В творческих встречах руководитель с композитором ищут путь наилучшего решения, если задумано создание хореографической картины или сюиты, а если а если пригласить композитора невозможно, руководитель вынужден обратиться к методу _________________________________.

Тематические и сюжетный танцы обычно состоят из нескольких частей, каждая из которых требует своей музыки. Руководитель и композитор отбирают необходимые музыкальные произведения, единые по жанру, стилю, характеру. Они следят, чтобы каждый музыкальный фрагмент соответствовал содержанию, действию той или иной части танца, которую он сопровождает. Концертмейстер делает музыкальную обработку каждой части музыки, стараясь создать объединенное единым замыслом и содержанием музыкальное произведение. Композицию из нескольких произведений или фрагментов нельзя составлять лишь механическим соединением музыкальных кусков без конца и без начала, в котором сокращены отдельные части или отсутствует единое соединение, в таком случае будет утеряна творческая основа танца.

Читайте также: