Голубой период пикассо кратко
Обновлено: 05.07.2024
Мы знаем Пикассо по “Авиньонским девицам”, “Гернике” и позднему сюрреализму. Художник, кажется, испробовал все известные своему времени жанры прикладного искусства — от всем понятного неоклассицизма до кубистических скульптур и коллажей с мусором.
Но, говоря о наследии великого художника, мало кто вспоминает о его раннем творчестве.
В голубой и розовый периоды Пикассо рисовал только этими двумя цветами. Представьте: целых пять лет, с 1901 по 1906 год, художник ограничивался одним только монохромом. Приглушенный свет, холодные оттенки синего и сюжеты, наводящие тоску, характерны для голубого периода. Полотна прямо отражали состояние художника, а за сюжетами крылась настоящая драма, достойная голливудских триллеров.
Голубой период (1901 - 1904)
В 1900 году юный испанец Пабло Руиз Пикассо приезжает в Париж. Уже тогда он был довольно успешен: 19-летнему художнику предложили показать свои работы в испанском павильоне на международной выставке, которую посетили более 50 миллионов человек.
Вместе со своим другом, каталонским поэтом Карлосом Касагемасом, Пикассо прибыл в Париж, на вокзал Орсе (теперь музей д’Орсе, где хранятся его работы).
"Трагедия", 1903 г.
Пикассо отходил от реализма к модернизму, а его картины были яркими, как у фовистов во главе с Анри Матиссом, его вечным соперником. И, хотя художник жил в нищете, он все-таки жил в Париже — столице искусства, а его картины постепенно выставлялись в различных галереях.
Личная трагедия
17 февраля 1901 года Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. Он не смог вынести боль неразделенной любви и выстрелил себе в голову прямо в парижском кафе. “Я начал рисовать голубым, когда узнал о смерти своего друга”, — вспоминал Пикассо.
Историки искусства утверждают, что голубой период начался немногим позже (хотя бы потому, что картина под названием “Смерть Касагемаса” исполнена в ярких оттенках). На ней изображен портрет поэта, мирно лежащего в гробу. Огонь освещает его зелено-синее лицо, а о трагедии свидетельствует кровавая рана на виске.
“Смерть Касагемаса”, 1901 г.
Художник не впервые столкнулся со смертью: в 1895 году умерла его 7-летняя сестра, а двумя годами позже близкий друг из художественных кругов Барселоны бросился со скалы. Самоубийство Ван Гога в 1890 году стало отправной точкой для многих покончивших с собой художников.
Пикассо погрузился в депрессию. С 1901 по 1904 год он рисовал монохромные полотна всех оттенков синего — от насыщенного ультрамарина до пастельной мяты, изредка добавляя коричневые акценты.
Меланхоличные полотна отражали его жизнь: картины плохо продавались, а Париж встретил его бедностью и нищетой. На его полотнах часто появлялся погибший друг Карлос (в собственном гробу или с возлюбленной), женщины с детьми, старики, проститутки и бездомные.
"Автопортрет", 1901 г.
Символом голубого периода стала “Жизнь” 1903 года. Пикассо изобразил мать с ребенком в руках, напротив нее — обнаженную пару (Карлоса и бросившую его подругу). На заднем фоне художник изобразил свою студию: по центру видны две картины с обнаженными людьми.
"Жизнь", 1903 г.
Мать с ребенком, вероятно, изображает мать Пикассо, которая так любила своего сына. Студия на заднем плане говорит о страданиях молодого художника, не имеющего средств на жизнь и на творчество. Каждый элемент картины говорит об уязвимости и объединяет в себе главные темы голубого периода: нищета, меланхолия, скорбь, жизнь и смерть.
Некоторые работы голубого периода вдохновлены его поездкой в женскую тюрьму на Сен-Лазар
Розовый период (1904 - 1906)
После “Жизни” творчество Пикассо в буквальном смысле заиграло новыми красками. Точнее, одной. Постепенно на его полотнах появлялись нежно-розовые и теплые оттенки — от фуксии до персиковых тонов. “Цвета следуют за сменой эмоций”, — объяснял художник.
Если голубой период говорит об отчаянии и тоске, то розовый — это светлая грусть. Начало нового периода связывают с новым увлечением Пикассо — как раз тогда он встретил свою возлюбленную Фернанду Оливье.
Цирк
Значительную часть его работ этого периода составляют цирковые сцены и портреты артистов. В цирк его привел интерес к человеческим фигурам, а вовсе не жажда развлечений. Тогда его куда больше интересовали образы людей, чем их настоящая суть, — в цирке их найти было проще всего.
"Девочка на шаре", 1905 г.
Художник изображал арлекинов, акробатов и клоунов, объединял классицизм с экспрессионизмом и понемногу находил свой художественный стиль.
Аборт
В это время Пикассо думает о нежеланном ребенке. В 1903 году его подруга Мадлен, изображенная на голубом портрете “Девушка в рубашке”, делает аборт. На полотнах “Материнство” и “Семья арлекинов с обезьяной” 1905 года художник снова обращается к теме нежеланных детей. Начиная со смерти Карла, в творчестве Пикассо все чаще проглядываются темы рождения и смерти, нежелания жить или давать жизнь, как в случаях суицида и аборта.
Розовый период стал ключевым в формировании узнаваемого стиля Пикассо. Сразу за ним в 1907 году последовал примитивизм и увлечение африканским искусством, а после — кубизм, принесший художнику мировое признание. Тогда Пикассо снова ограничился приглушенной палитрой цветов: от глубокой охры до землистых оттенков, как у Поля Сезанна.
"Голубой" период явился начальным этапом в творческой карьере художника. Изменения в работе и жизни Пикассо начинаются с крепкой дружбы и последующей смерти друга.
В феврале 1901 года Пикассо получил письмо, которое обрушило его прежнюю жизнь. В нем сообщалось, что Карлос Касагемас, его ближайший друг и творческий соратник, погиб.
С этого момента Пикассо впал в страшную депрессию, которая стала разъедать его изнутри. В попытке забыться он с головой ушел в работу, решив преодолевать горе через творчество.
Довольно часто он писал новые картины поверх старых, так как у него не было денег на покупку новых холстов, так было потеряно множество возможных шедевров живописи. Но с другой стороны это можно представить как избавление от старых воспоминаний о близком человеке.
Данный период явился начальным этапом в творческой карьере художника. Именно в работах этого периода просматривается индивидуальный стиль живописца, хотя именно тогда он был больше всего подвергнут влияниям других мастеров.
В начале 1901 года Пабло был сражен новостью о кончине своего очень дорогого друга, Карлоса Касагемаса. Эта новость ввела художника в долгую печаль и депрессию. Через пол года он все-таки решил в очередной раз приехать в Париж, где буквально все напоминало ему о близком друге, который не так давно впервые показывал ему все прелести столицы Франции. Пикассо решил пожить в комнате, в которой из-за неразделенной любви свел счеты с жизнью его друг Карлос. Также он начал отношения с женщиной, из-за которой друг ушел из жизни, начал проводить много времени с людьми, окружавшими Карлоса. Все это позволило ему почувствовать себя на месте друга, что наполнило его разум мрачными мыслями о том, насколько каждый из нас близок к смерти. Все это положило начало тому самому мрачному периоду его творчества, который в последствии назвали голубым. Пикассо сам утверждал, что он буквально проникся синим цветом после осознания того, что его друга больше нет.
Портрет Хайме Сабартеса
Голубой период творчества Пикассо принято отсчитывать с осени 1901 года, с конца его второй в жизни поездки в Париж. Он привез из Барселоны несколько десятков новых написанных этой весной работ, а в Париже написал ещё столько же - для выставки в галерее Амбруаза Воллара. И хотя почти ничего не было продано, критики отнеслись к его появлению на парижской сцене весьма доброжелательно. Приветствовали его свежесть и профессионализм, однако, отметили отсутствие пока какого-либо индивидуального стиля. Это стало для Пикассо настоящим вызовом – он страстно хотел быть особенным, уникальным. Вообще, как и все провинциалы, он приехал завоевать Париж. Однако, весь предыдущий год ушел у него на освоение импрессионизма, и он был талантливым подражателем, он очень быстро освоил эту стилистику. Однако упреки критиков в неоригинальности и внутренняя потребность в собственном стиле сделали свое дело – уже через полгода после той выставки у Воллара Пикассо записал в новом, невиданном ранее стиле. Который, однако, лишь отчасти был ответом на претензии к нему внешней среды, главное же - новый стиль рос из его внутреннего самоощущения. Холодная, мрачная колористика его работ, полных трагических персонажей, была совершенно аутентична его восприятию жизни в этот период. Эти годы начались с самоубийства Карлоса Касагемаса, его близкого друга, с которым он отправился осваивать Париж, и Пикассо чувствовал свою вину, что не предотвратил трагедию. К тому же, его
собственный старт в искусстве был очень трудным. В столице художественного авангарда его не только не признали сразу же великим гением (а отправляясь в Париж он был настроен именно на это), но и вообще не хотели покупать его работ. В 1902 году он третий раз съездил в Париж, и опять неудачно. Он отчаянно нуждался, ему негде и не на что было жить, он буквально голодал. Поэтому большая часть его голубого периода, полтора года, 1903 и начало 1904, прошли в Барселоне – там по крайней мере он мог жить у родителей. Его депрессия стала тем мотором, который двигал его искусство, он, как и всегда, на протяжении всей своей жизни, чрезвычайно много работал и создал в этот период сотни работ, которые вошли позднее в золотой фонд мирового искусства и стали украшением самых знаменитых музеев мира. По иронии судьбы, картины, которые он создавал в самый тяжелый, самый голодный и холодный период своей жизни, и которые никто не хотел покупать, сегодня бьют все ценовые аукционные рекорды. К весне 1904 года 22-летний Пикассо был готов сделать ещё одну, четвертую, попытку завоевания Парижа, и когда в общежитии художников на Монмартре освободилась комната, он не медлил. Чувствуя, что уже не вернется в Барселону, он взял с собой в Париж всё самое ценное - все свои работы. В Париже будет новая обстановка, новые знакомства, он встретит свою первую большую любовь, Фернанду Оливье – его депрессия уйдет в прошлое, у него начнется розовый период творчества. © PicassoLive
Читайте также: