Гофман символы классового статуса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Михаил Соколов

Социолог Михаил Соколов о первом исследовании социальных классов, противопоставлении передаваемой и выдаваемой информации и системах защиты Гоффмана

Над материалом работали

Михаил Соколов

кандидат социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Центра институционального анализа науки и образования

ЭРВИНГ ГОФФМАН 1 Символы классового статуса I Термины статус, позиция и роль использовались как взаимозаменяемые для обозначения набора прав и обязанностей, который управляет поведением лиц, действующих в некотором данном социальном качестве. Как правило, права и обязанности статуса фиксируются со временем при помощи внешних санкций, приводимых в действие законом, общественным мнением и угрозой социально-экономической потери, и такого рода внут- ренних санкций, которые встроены в представление человека о себе и рож- дают чувства вины, раскаяния и стыда. Статус может ранжироваться по шкале престижа согласно количеству со- циальной ценности, которое вкладывается в него в сопоставлении с другими статусами в том же секторе социальной жизни. Индивид может оцениваться по шкале уважения в зависимости от того, в какой степени его исполнение приближается к идеалу, установленному для данного конкретного статуса2. Совместная деятельность, основанная на дифференциации и интегра- ции статусов, — универсальная характеристика социальной жизни. Этот вид гармонии требует от обладателя каждого статуса действовать по отноше- нию к другим таким образом, чтобы при этом передавалось впечатление, что его представление о себе и о них совпадает с их представлением о себе и о нем. Следовательно, такой рабочий консенсус требует адекватной ком- муникации по поводу представлений о статусе. Права и обязанности статуса часто плохо приноровлены к требованиям обычной коммуникации. Нередко развиваются специализированные сред- ства демонстрации собственной позиции. Такие знаковые средства были на- званы статусными символами3. Это сигналы, отбирающие для данного лица статус, который ему вменяется, и способ, каким другие с ним обращаются. Статусные символы зримо разделяют социальный мир на категории лиц, тем самым помогая поддерживать солидарность внутри каждой категории и 1 Измененная версия этой статьи была представлена в качестве доклада на ежегодном собра- нии Общества социальных исследований Чикагского университета в 1949 году. Автор бла- годарен У. Ллойду Уорнеру за наставничество и Роберту Армстронгу, Тому Бёрнсу и Анже- лике Чоут за критику. 2 Различие между престижем и уважением заимствовано у Кингсли Дэвиса.

См. : Davis K. A Conceptual Analysis of Stratification // American Sociological Review. Vol. VII. June 1942. P. 309—321. 42 Эрвинг Гоффман враждебность между разными категориями4. Статусные символы необходи- мо отличать от коллективных символов, которые служат отрицанию различия между категориями, с тем чтобы члены всех категорий могли соединяться в утверждении единого морального сообщества5. Статусные символы обозначают позицию, занимаемую обладателем ста- туса, а не то, как он ее занимает. Следовательно, их необходимо отличать от символов уважения, обозначающих степень, в которой лицо исполняет обя- занности своей позиции в соответствии с идеальными стандартами; особый ранг его позиции здесь значения не имеет.


Чем отличается ранговая система от классовой? Почему хорошее образование является символом классового статуса? Зачем стабильная элита возводит вокруг себя культурные барьеры? Об этом рассказывает кандидат социологических наук Михаил Соколов.


FAQ: Коллективная идентичность6 фактов о том, как принадлежность к определенной категории определяет способ взаимодействия между людьми

Где-то с 40-х годов социологи начали выделять две основные формы социального неравенства: ранговую и классовую. Ранговой системе неравенства, как следует из названия, соответствует фиксированная система рангов. Номенклатура рангов известна, отличительные признаки каждого ранга известны. Нельзя принадлежать к двум рангам сразу. Ранговая система покрывает только часть человеческой жизни, обычно связанную с работой или с профессией. Классовая система не такая. Классы — это флюидные аморфные общности, которые различаются иерархически: кто-то богаче, кто-то беднее, кто-то пользуется большим престижем, кто-то меньшим, кого-то почитают больше, чем других.

Одна из самых интересных социологических вещей, разумеется, — это то, как классовая система вообще устроена и как люди в ней ориентируются: то, как они различают, кто занимает какую ступень, кто находится выше, а кто находится ниже. Здесь у нас нет звездочек, у нас есть какие-то сигналы или какие-то символы, но списка этих символов нигде нет, и в некотором роде положение в классовой системе определяется тем, какие символы вы умеете считывать. То, что вы считываете правильный символ, уже определяет вас как стоящего на какой-либо ступени, выше или ниже других, в зависимости от того, что это за символ.

Михаил Соколов

кандидат социологических наук, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований. В сферу профессиональных научных интересов входит микросоциологическая теория, национализм и националистические движения

Символы классового статуса

Универсальной характеристикой социальной жизни, по Гоффману, является совместная деятельность, основанная на дифференциации и интеграции. Немаловажную роль в этом процессе играют знаки-проводники, которые обозначены Гоффманом как статусные символы. Они представляют собой сигналы, указывающие на статус, которым наделен индивид, а также определяющие способ обращения окружающих с ним. Статусные символы очевидным образом разделяют социальный мир на категории людей, тем самым поддерживая солидарность внутри категории и неприятие между разными категориями.

Следует отличать статусные символы от символов коллективных, служащих отрицанию различий между категориями для того, чтобы члены всех категорий могли объединяться под общим знаменателем. Необходимо также отличать статусные символы от символов оценивания, которые обозначают степень выполнения субъектом обязанностей, связанных с позицией в социальных отношениях, и сравнение его деятельности с идеальными стандартами. Например, военные ордена являются символом качества выполнения индивидом своих служебных обязанностей и относятся не к статусным, а к оценочным символам.

Статусные символы имеют категориальное и экспрессивное значение. Категориальная значимость статусных символов заключается в том, что с их помощью происходит идентификация индивида с определённым классом. Экспрессивная значимость связана с выражением точки зрения, жизненного стиля, культурными ценностями человека, который обладает теми или иными статусными символами. Существуют два вида статусных символов: классовые символы и символы, связанные с профессиональной занятостью. Любой классовый символ включает в себя средства, ограничивающие ошибочную репрезентацию при его использовании. Такими средствами являются:

  1. Моральные ограничения.
  2. Внутренние ограничения.
  3. Естественные ограничения.
  4. Ограничения, связанные с социализацией.
  5. Культурные ограничения.
  6. Органические ограничения.

Поведение людей, находящихся в одинаковых социальных позициях, во многом является сходным. Гоффман выделял несколько аспектов изучения проблем классовых символов: классовое движение, кураторские группы и циркуляция символов.

Классовое движение означает изменение позиции самих социальных классов, которые так же, как и индивиды, поднимаются и опускаются относительно уровня благосостояния, власти и престижа. Кроме того, классовые символы зависят от кураторских групп, поскольку члены классовой группы нередко включаются в определённые объединения, например в профессиональные сообщества. Наряду с этим, сами символы также не статичны и могут циркулировать между различными классами.

Читайте также: