Взаимодействие права и религии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Варианты взаимодействия религиозных и правовых норм. Санкционирование правом применения религиозных норм в придании последним от имени государства обязательной для всех граждан силы. Изучение мусульманского права как реализации религиозного права.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.12.2014
Размер файла 26,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Общие принципы взаимодействия права и религии

2. Мусульманское право как реализация религиозного права

Список используемой литературы

Введение

Однако, в истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

Цель работы - рассмотреть право с точки зрения религии и охарактеризовать соотношение религии и права. А также определить что есть Божественный закон.

1. Общие принципы взаимодействия права и религии

При взаимодействии религиозных и правовых норм возможны следующие варианты:

- взаимодействие религиозных и правовых норм;

- непосредственное воздействие религиозных норм на правовые;

- опосредованное воздействие религиозных норм на правовые (влияние религии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений)

- взаимодействие в регулировании различных сторон церковно-государственных отношений, имущественных и иных прав конфессиональных организаций и служителей культа, узаконение церемоний культа в различных сферах государственной жизни (коронация, инаугурация Президента США, религиозная присяга при занятии государственных должностей, религиозная клятва в суде и др.).

В результате такого взаимодействия социально необходимое поведение людей обеспечивается одновременно санкциями как правовой, так и религиозной нормы, государственным и церковным принуждением, угрозой Божьего наказания.

Выполняя регулятивную функцию, право и религия взаимодействуют, как рецепторы общественных отношений, как составные части социального регулятивного механизма. В процессе взаимодействия они влияют на поведение людей, предписывая им в категоричной форме определенное поведение, регулируют общественные отношения в соответствии с интересами различных слоев общества.

В случае столкновения правовых и религиозных норм, государство может социальными нормативными актами запретить гражданам следовать религиозным предписаниям.

История показала, что попытки силового воздействия на религию со стороны государства вызывали обратную реакцию. Наиболее верующие люди еще сильней сплачивались, и если дамоклов меч нависал и над ними, для них становилось честью умереть за свою веру. Политическое преследование укрепляло их убежденность в своей правоте, и, в конечном итоге, не способствовало укреплению правового порядка и усилению государственности.

В развитых государствах официальная церковь защищает установленные, не противодействующие религиозным нормам, порядки, а государство создает благоприятные условия для деятельности религиозных организаций.

Взаимодействие правовых и религиозных норм находит свое конкретное выражение в так называемых государственно-церковных отношениях, которые регулируются правом. Взаимодействие религии и права проявляется в санкционировании правом применения религиозных норм, в придании последним от имени государства обязательной для всех граждан, или для определенной социальной группы, силы.

Таким образом, в рассмотренном взаимодействии религиозных и правовых норм в государстве прослеживается четко выраженная тенденция к сближению их друг с другом и совместному решению общих задач, стоящих перед обществом.

мусульманский право религиозный норма

2. Мусульманское право как реализация религиозного права

Особенно четко взаимосвязь между правом и религией прослеживается в исламе, так как в священной книге мусульман -- Коране, содержатся основы политического и правового законодательства. Основными источниками мусульманского права признаются Коран и сунна, которые закрепляют основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Мусульманское гражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Широко используется (в частности, ори проведении национализации и аграрной реформы) предание Пророка о том, что некоторые объекты (например, вода и земля) не могут (быть предметом частной собственности).

В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далеко идущие правовые последствия (например, при обвинении мужем своей жены в нарушении супружеской верности).

А раз так, то закономерно встает вопрос, допустимо ли вообще говорить о наличии в исламе, пусть даже в нерасчлененном виде, различных типов норм, в том числе и юридических. Иными словами, выводу о том, что мусульманский социально-нормативный механизм включает религиозные, нравственные и правовые правила поведения, должен предшествовать анализ тех факторов, которые обусловили юридический характер отдельных предписаний ислама, придали им качество права.

Подход к мусульманскому праву только как к религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетение, а иногда и слияние, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Причем обособление правовых правил поведения в целом от иных мусульманских социальных регуляторов, для которого характерны те же основные особенности, что и для любой социально-нормативной системы, имело в исламе и свои весьма существенные особенности. Вера и государство, религия и право -- две достаточно отличные друг от друга нормативные системы, границы между которыми сложились в исламе не сразу. Показательно, что процесс обособления правовых норм в исламе получил отражение в истории становления правоведения и теологии как относительно самостоятельных направлений мусульманской идеологии.

Исследователи обоснованно отмечают, что на раннем этапе развития ислама богословие и правоведение были слиты воедино в рамках фикха и отчетливо в нем не различались. Этот вывод подтверждается тем, что в то время для шариата было характерно преобладание общей религиозной оценки тех или иных отношений, поступков и фактов, которые не сразу получили специфически юридическое закрепление. Поэтому правовая система ислама в целом имеет более позднее, нежели Коран, происхождение.

Переплетение этих двух направлений мусульманской мысли проявилось, например, в том, что фикх традиционно рассматривался в числе религиозных наук.

Определение понятия мусульманского права в его соотношении с неправовыми нормами ислама предполагает анализ нескольких взаимосвязанных вопросов. Прежде всего, необходимо исходить из того, что все сформулированные Кораном и сунной правила поведения как таковые выступают религиозными, а не правовыми нормами. Они составляют неотъемлемую часть ислама «как религии, участвуют в реализации функций мусульманской религиозной системы в качестве ее нормативной основы и обеспечены религиозными санкциями. Причем все религиозные нормы в комплексе подкреплены религиозной санкцией общего характера, выступающей ответственностью правоверного за грех -- отступление от религиозно-нормативных предписаний.

Все религиозные нормы ислама, которые составляют элемент религиозной, а не правовой системы, можно, на наш взгляд, разделить на две основные группы. Первую составляют культовые правила поведения (ибадат), регулирующие порядок омовения, совершения молитвы и паломничества, соблюдение поста, уплату заката и т. п.

Вторая представлена закрепленными Кораном и сунной нормами поведения людей в их взаимоотношениях во внецерковной сфере (муамалат и ахлак), многие из которых, помимо общей санкции, обеспечиваются и конкретной мерой ответственности за их нарушение.

Следует подчеркнуть, что все эти нормативы сами по себе являются чисто религиозными и составляют элемент, нормативную основу ислама как религиозной системы.

Религиозное право, которое лежит в основе регулирования общественной жизни испокон веков, на сегодняшний день значительно уступило свои позиции закону светскому, который несет превентивную, карательную и другие социальные функции. В то же время, базой для светских законов без сомнения является закон Божий и его основополагающие постулаты: право на жизнь, на равенство, на свободу слова, на знания, на охрану частной собственности, на свободу предпринимательской деятельности.

Исламское право, как частный случай религиозного права, на сегодняшний день представляет наибольший интерес, поскольку является и ныне действующим государственным инструментом социального регулирования: шариат, как основной судебный закон, принят в таких странах как, например, Саудовская Аравия, ОАЭ и т.д.

Этот факт не может не привлекать напряженного общественного внимания, учитывая мораторий на смертную казнь или полный ее запрет, принятый в большинстве развитых государств, тенденцию к смягчению наказаний, либерализации общественных отношений, и легализации в развитых странах ранее запрещенных видов деятельности, несущих общественный вред. С этой позиции мусульманское право предстает варварским и антигуманным, неприемлемым в цивилизованном мире. Однако есть и другая сторона религиозного присутствия в правовой системе государства - объективно низкий уровень преступлений - убийств, изнасилований, краж, эффективная практика предотвращения коррупции, низкий уровень абортов по сравнению с другими государствами, отсутствие проблемы детских домов и детей отказников, небольшой процент суицидов среди населения. Любое общество не лишено социальной несправедливости, уродливых перегибов в применении законодательства, однако, анализируя опыт развитых стран, которые давно отказались от религиозного права, опыт исламских государств, которые находятся в процессе перехода от шариатского правового регулирования к светскому, и тех стран, главным законом в которых является Коран и Сунна, можно сказать, что ни один светский закон не может быть столь же совершенен и продуман, сколь продуман закон Божий, и что общество жило бы не такой развязной, порой захватывающей, опасной и бесчеловечной жизнью, если бы признавала религиозные нормы и было вынуждено им следовать.

Список используемой литературы

1. Аль-Хафиз бен-Хаджар аль-Аскалани. Получение желаемого из источников норм. М., 2001. 291 с.

2. Антология правовой мысли: в 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 1999. 686 с.

3. Апшерони А.А. Ислам вчера, сегодня, завтра. Спб., 2003. 354 с.

4. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. М., 2002. 226 с.

5. Большая юридическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2008. 668 с.

7. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства, М.: Норма, 2008. 752 с.

9. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. М., 1996, 584 с.

10. Коран / перев. с араб. и комментарии Н.О. Османова. М., 1999, 564

11. Краткий словарь исламских терминов. М.: Эксмо. 1995. 354 с.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2008, 640.

14. Соловьев В.А. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб 1902, 430 с.

15. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и перспективы развития мусульманского мира. Государство и право. 1998 №6, 43-45 с.

16. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1998. 234 с.

17. Сюкияйнен Л.Р. Российская власть и ислам. Государство и право. 1996 №2. 25-29 с.

18. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право. Государство и право. Государство и право. 1996 №7, 15-21 с.

19. Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие. Теоретические основы и практика. Государство и право. 1999 №10. 43-46 с.

17. Философия права: учебное пособие для магистров / Н.В. Михалкин, А.Н. Михалкин. 2012. 393 с.

Подобные документы

Понятие и признаки права. Характеристика сущности религиозных норм как регулятора социальных отношений. Теоретические предпосылки выделения церковного права в качестве корпоративной правовой системы. Проблемы взаимодействия религиозных и правовых норм.

курсовая работа [46,1 K], добавлен 16.01.2012

Историческое влияние религии на развитие уголовного права. Специфика влияния христианства на институт наказания в Древней Руси. Взаимосвязь уголовного права и религии. Понятие и система религиозных преступлений. Квалификация религиозных преступлений.

дипломная работа [59,8 K], добавлен 08.06.2010

Государство: функции и признаки. Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви, история их взаимоотношений в России. Сходство норм права и религиозных норм. Создание религиозных объединений в форме религиозных групп и организаций, их типы.

курсовая работа [64,9 K], добавлен 23.02.2012

Изучение влияния религии на формирование правовых систем. Совершенствование нормативной базы общества. Характеристика государства с теократическими тенденциями. Исследование основных идей мусульманского религиозного, церковного и индусского права.

дипломная работа [105,3 K], добавлен 20.06.2015

Изучение обстоятельств и условий становления концепции мусульманского права и его основных источников. Систематизация мусульманского права, начиная с первой крупномасштабной кодификации норм гражданского права Маджаллы. Этимология и структура Корана.

реферат [34,3 K], добавлен 13.02.2015

Проблема реализации права имеет два аспекта: философский и специально-юридический. Каждая из этих форм отражает этап движения права. Понятие и формы реализации норм права. Стадии применения норм права. Пробелы в законодательстве и способы их устранения.

реферат [30,1 K], добавлен 25.06.2008

Признаки отличия, единства и взаимодействия права и морали; норм права и обычаев. Сущность терминов: социальных, правовых, корпоративных и религиозных норм морали. Условия работы при неполном рабочем дне. Отличия неполного рабочего дня от сокращенного.

Читайте также: