Очерк теории темперамента мерлин кратко

Обновлено: 04.07.2024

Подход к темпераменту у В. С. Мерлина, основателя пермской психологической школы, заключался в изучении частных проявлений темперамента – его свойств. Свойства темперамента – это такие природные психические свойства, которые характеризуют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т. д. Свойства темперамента характеризуют именно особенности психической деятельности, а не физиологические процессы, хотя и связаны с последними. Однако, как и при установлении типов темперамента возникли существенные разногласия относительно и количества его свойств, и их качественного состава, хотя признается, что формально-динамические свойства темперамента связаны с эмоциями, энергией и вниманием. Именно различия в выраженности таких свойств у разных людей интересуют многих дифференциальных психологов.

Мерлин выделил такие свойства темперамента, как сенситивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость) – ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (открытость, общительность) – интровертированность (замкнутость), эмоциональную возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, речи), активность произвольной целенаправленной деятельности. Мерлин считал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории такового. В качестве же предпосылки следует описать признаки, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психологических особенностей. Он полагал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы по Павлову. Однако такую характеристику темперамента он считал недостаточной и выдвигал ряд других признаков. Первым, основным признаком темперамента Мерлин считал его обусловленность свойствами нервной системы. Далее исследователь назвал еще ряд особенностей, которые можно признать свойствами (характеристиками) темперамента. Это регулирование динамики психической деятельности в целом; проявление своеобразия динамики отдельных психических процессов; устойчивый характер на протяжении длительного времени; строго закономерное соотношение между ними, говорящее о типе темперамента. Иначе говоря, признаки темперамента – его врожденность, стабильность проявления, влияние на динамику психической деятельности человека, наличие определенного комплекса свойств (красиса), обусловливающего определенный тип темперамента. К таким свойствам Мерлин также относил особенности эмоционально-волевой сферы.

Однако на практике все свелось к изучению отдельных свойств темперамента. Мерлин считал, что применяющиеся до сих пор способы исследования типов нервной системы нельзя считать достаточными. По его мнению, они в лучшем случае устанавливают фактически существующую совокупность типологических особенностей, наблюдающуюся у данного человека, или стохастическую связь (при использовании статистических методов на группе людей). Психологическую функциональную взаимозависимость свойств нервной системы таким путем установить нельзя. Поэтому существующие типологии нервной системы следует, по мнению Мерлина, считать лишь предварительными. Действительно, наличие у человека тех или иных типологических особенностей еще не означает, что все они входят в один и тот же типологический комплекс. Могут быть специфические черты, нейтральные по отношению к последнему. Поэтому надо знать, на что и каким образом оказывает влияние данная типологическая особенность и как это влияние согласуется с ролью других типологических особенностей, которыми характеризуется этот человек. Только тогда можно определить, существует ли у него какой-либо типологический комплекс, т. е. сочетание типологических особенностей, обусловливающих степень проявления того или иного психофизиологического феномена (склонности, способности, волевого качества и т. п.).

С точки зрения Мерлина, под типом следует понимать не просто сочетание типологических особенностей, а сочетание, сопровождающееся закономерными связями между ними. При этом он считал наиболее вероятным, что не тип зависит от сочетания типологических особенностей, а, наоборот, свойства, особенности их проявления зависят от типа. Свою точку зрения исследователь подкрепляет ссылкой на факты связи типологических различий с биохимическими показателями, гормональной деятельностью, обменом веществ, с особенностями телосложения. Таким образом, Мерлин от типов ВНД переходит в своей концепции к конституциональным типам, в которых отражаются морфологические и биохимические особенности человека. Поэтому основным направлением в изучении свойств нервной системы и темперамента стало установление связи между какими-либо типологическими особенностями свойств нервной системы и отдельными характеристиками (свойствами) темперамента. Свойства темперамента по Мерлину. Видный отечественный психолог, создатель оригинальной, многоуровневой системы темперамента Мерлин (1892–1982) дополнил учение о темпераменте, выделив такие его свойства;

• сензитивность, или чувствительность, которая характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающего психическую реакцию. У сензитивных людей реакция возникает при незначительной интенсивности раздражителя, поскольку у них высочайшая чувствительность (меланхолики);

• активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели;

• темп психических реакций характеризует быстроту протекания всех психических процессов, двигательных реакций и действий;

• пластичность и ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к внешним воздействиям. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспособления к изменяющимся условиям; человек моментально перестраивает поведение, когда меняются обстоятельства (сангвиник). Ригидность же характеризуется инертностью, неспособностью быстро приспособиться к любым изменениям, стереотипностью поведения, большими трудностями при смене привычек, привязанностей, суждений;

• экстраверсия – интроверсия. Эти свойства выражаются в преимущественной обращенности либо во внешний мир (экстраверсия), либо во внутренний мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От этой направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

Таким образом, темперамент можно определить как характеристику человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности. Учет темперамента в учебно-воспитательной работе и деятельности. Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

1. Профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

2. Индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

3. Преодоление отрицательного влияния темперамента на деятельность посредством формирования положительного отношения к ней и соответствующих мотивов.

4. Приспособление темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Это основной и наиболее универсальный путь. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Зная особенности своего темперамента, человек должен научиться развивать его положительные стороны и преодолевать отрицательные, уметь владеть им и подчинять его себе.

Так, для сангвиника характерны легкомысленность, разбросанность, переоценка своих возможностей, нежелание доводить начатое дело до конца, недостаточная глубина и устойчивость чувств. Ему необходимо помочь воспитать в себе такие качества, как усидчивость, устойчивость интересов, изживать беспечность, легкомысленность, учиться доводить начатое дело до конца, используя соответствующие приемы – строгость, систематический контроль. Холерик отличается раздражительностью, грубостью, резкостью, несдержанностью, поэтому ему следует развивать тормозной процесс, воспитывать сдержанность, последовательность, аккуратность, доброжелательность. Приемы: похвала, мягкие, спокойные, но твердые требования; ни в коем случае нельзя говорить с ним на повышенных тонах, так как это усиливает возбуждение. Флегматик – вялый, пассивный, ленивый, медлительный, безучастный, инертный человек. Ему необходимо развивать подвижность, умение легко переходить от одного дела к другому, стимулировать активность, общительность, жизнерадостность, изживать равнодушие, преодолевать инертность. Основной прием – твердые требования. Меланхолику свойственны упадничество, отсутствие бодрости, нерешительность, колебания, вялость, пассивность, замкнутость, излишняя застенчивость. Ему надо развивать общительность, подвижность, активность. Меланхолика следует привлекать к работе коллектива. Приемы: чуткое и доброжелательное отношение, похвала, одобрение, мягкие воздействия. Категорически не показана строгость.

Исходя из материалистического понимания психических явлений следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера во многом обусловлено свойствами темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Согласно учению Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды. Привычный образ поведения обусловлен как свойствами нервной системы, так и множеством сложных, устойчивых систем временных связей, формирующихся в коре головного мозга под воздействием различных раздражителей. Таким образом, физиологической основой характера является сплав врожденных свойств (ВНД) и систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных нервных связей играют более важную роль, чем свойства ВНД, так как они не предопределяют ни характер в целом, ни его отдельные черты. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть совершенно различные характеры. На базе любого типа ВНД можно сформировать все общественно ценные качества личности. Например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента так же, как при любом темпераменте можно быть отзывчивым, тактичным, выдержанным.

Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику, а доброту и отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в спокойной деловитости; холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. Меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику, а холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику, и т. д. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Сеченов утверждал, что в характере человека лишь 1/1000 зависит от природы, а 999/1000 – от окружающей его среды. Он абсолютно прав, поскольку социальные факторы играют в формировании характера неизмеримо более важную роль, чем биологические.

Структура характера. Характер – это целостное образование, система свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. Но изучить и понять его нельзя, не выделив в нем черт характера – отдельных сторон, типичных проявлений. Черты характера – не случайные проявления личности, а устойчивые особенности в поведении человека, которые стали свойствами самой личности. Черт характера очень много. Отдельные черты характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, отражают отношения человека к различным сторонам действительности и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. К первой группе относятся моральные черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к окружающей действительности: к обществу, к людям, к себе, к труду и т. п., и индивидуально своеобразные способы осуществления этих отношений. Направленность определяет цели и устремления человека, но важно и то, готов и умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к цели. Поэтому выделяют вторую группу черт характера – волевые черты.

Существуют и другие классификации черт характера. Например, Немов выделяет три группы черт: 1) волевые (стремление добиваться успеха); 2) деловые (добросовестность, ответственность, аккуратность); 3) коммуникативные (открытость, общительность, интерес и внимание к людям). Шмелев, Бодунов, Норманн и др. выделяют общие (самоуверенность – неуверенность; дружелюбие – враждебность; сознательность – импульсивность; эмоциональная стабильность – тревожность; интеллектуальная гибкость – ригидность) и частные (общительность – замкнутость; смелость – осторожность; демонстративность – скромность и многие др.) черты характера.

Традиционно выделяемые черты характера.

I. Моральные: 1) выражающие отношение к обществу, коллективу, другим людям (коллективизм – индивидуализм; альтруизм – эгоизм, эгоцентризм; доброта – жестокость, равнодушие, пренебрежение; чуткость – безразличие, мягкотелость, черствость; вежливость – грубость, бесцеремонность; правдивость – лживость, лицемерие, хитрость; общительность – замкнутость; открытость – скрытность); 2) выражающие отношение к труду (трудолюбие – лень; добросовестность – нерадивость, безразличие; аккуратность – неряшливость, небрежность; бережливость – скупость, жадность; инициативность – пассивность, косность; усидчивость – нетерпеливость); 3) выражающие отношение к себе (самооценка – адекватная и неадекватная (завышенная или заниженная; уровень притязаний – уровень сложности тех задач, на решение которых претендует личность; скромность; чувство собственного достоинства; гордость за достижения; самоуважение; зазнайство; заносчивость; высокомерие; надменность; требовательность и т. д.).

II. Волевые: целеустремленность; решительность; постоянство; самообладание (выдержка); сила воли; настойчивость; смелость и мужество; самостоятельность; критичность; внушаемость; ответственность; организованность; дисциплинированность.

В. С. Мерлин (1973) выделил такие свойства темперамента, как сенситивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость) – ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (открытость, общительность) – интровертированность (замкнутость), эмоциональную возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, речи), активность произвольной целенаправленной деятельности.
В. С. Мерлин (1964) считал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории такового. В качестве же предпосылки следует описать признаки, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психологических особенностей.
Автор полагал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы по И. П. Павлову. Однако такую характеристику темперамента он считал недостаточной и выдвигал ряд других признаков.
Первым, основным признаком темперамента В. С. Мерлин считал его обусловленность свойствами нервной системы. Далее исследователь назвал еще ряд особенностей, которые можно признать свойствами (характеристиками) темперамента. Это регулирование динамики психической деятельности в целом; проявление своеобразия динамики отдельных психических процессов; устойчивый характер на протяжении длительного времени; строго закономерное соотношение между ними, говорящее о типе темперамента. Иначе говоря, признаки темперамента – его врожденность, стабильность проявления, влияние на динамику психической деятельности человека, наличие определенного комплекса свойств (красиса), обусловливающего определенный тип темперамента. К таким свойствам В. С. Мерлин также относил особенности эмоционально-волевой сферы.
Однако на практике все свелось к изучению отдельных свойств темперамента.
В. С. Мерлин считал, что применяющиеся до сих пор способы исследования типов нервной системы нельзя считать достаточными. По его мнению, они в лучшем случае устанавливают фактически существующую совокупность типологических особенностей, наблюдающуюся у данного человека, или стохастическую связь (при использовании статистических методов на группе людей). Психологическую функциональную взаимозависимость свойств нервной системы таким путем установить нельзя. Поэтому существующие типологии нервной системы следует, по мнению В. С. Мерлина, считать лишь предварительными.
Действительно, наличие у человека тех или иных типологических особенностей еще не означает, что все они входят в один и тот же типологический комплекс. Могут быть специфические черты, нейтральные по отношению к последнему. Поэтому надо знать, на что и каким образом оказывает влияние данная типологическая особенность и как это влияние согласуется с ролью других типологических особенностей, которыми характеризуется этот человек. Только тогда можно определить, существует ли у него какой-либо типологический комплекс, т. е. сочетание типологических особенностей, обусловливающих степень проявления того или иного психофизиологического феномена (склонности, способности, волевого качества и т. п.).
С точки зрения В. С. Мерлина, под типом следует понимать не просто сочетание типологических особенностей, а сочетание, сопровождающееся закономерными связями между ними.

При этом он считал наиболее вероятным, что не тип зависит от сочетания типологических особенностей, а, наоборот, свойства, особенности их проявления зависят от типа. Свою точку зрения исследователь подкрепляет ссылкой на факты связи типологических различий с биохимическими показателями, гормональной деятельностью, обменом веществ, с особенностями телосложения. Таким образом, В. С. Мерлин от типов высшей нервной деятельности переходит в своей концепции к конституциональным типам, в которых отражаются морфологические и биохимические особенности человека.
Поэтому основным направлением в изучении свойств нервной системы и темперамента стало установление связи между какими-либо типологическими особенностями свойств нервной системы и отдельными характеристиками (свойствами) темперамента.
Ученик В. С. Мерлина – В. В. Белоус (1981), используя математическую модель инварианта, выделил два интегральных типа темперамента, условно названных им А и Б. Субъекты типа А характеризовались сильным возбуждением, высокой или низкой динамичностью торможения, экстраверсией, беззаботностью, пластичностью, высокой или низкой эмоциональностью. Тип Б отличался слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностью возбуждения, интроверсией, ригидностью и тревожностью. Однако в этих комплексах, характеризующих типы, многое вызывает вопросы.
Во-первых, настораживает сведение всего многообразия типов лишь к двум. Во-вторых, неужели субъекты с высокой эмоциональностью никак не отличаются от субъектов с низкой эмоциональностью? В-третьих, весьма сомнительной характеристикой служит динамичность возбуждения и торможения (как будет показано ниже (см. раздел 4.3), скорее всего такого свойства нервной системы, по крайней мере – монометричного, независимого от слабости нервной системы, не существует). Не случайно, очевидно, в более поздней работе (1982) В. В. Белоус убрал из характеристики этих типов свойство динамичности, а для типа А оставил только высокую эмоциональность, отказавшись от учета низкой. Кроме того, в характеристику типа А он добавил импульсивность, а типа Б – неэмоциональность и заторможенность. В-четвертых, как справедливо отмечает В. М. Русалов (1985), в этих объяснениях темперамента нет многих его важных характеристик; например, не упоминается активность.
Вообще, выделение тех или иных типов с помощью математических процедур во многом зависит от набора изучаемых особенностей человека. В случае с одним каким-либо набором могут выявиться те или иные типы, а с другим – свои. Так что все они отражают истинное положение вещей лишь в относительной мере.

3.3. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова

С одной стороны, в типичных картинах поведения может проявляться определенный комплекс свойств нервной системы, с другой стороны – учение о типах как комплексах свойств нужно именно для того, чтобы научно разобраться в картинах поведения (Теплов, 1956, с. 6).

Борис Михайлович Теплов родился 21 октября 1896 г. в г. Туле в семье инженера. Действительный член АПН РСФСР. В 1914 г., окончив гимназию, поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, однако в 1916 г. из-за Первой мировой войны был призван в армию и отправлен в школу прапорщиков. Принимал участие в боевых действиях на Западном фронте. После демобилизации продолжил обучение в МГУ, который окончил в 1921 г. Затем снова был призван в Красную армию и работал в ряде ее учреждений, где занимался изучением психологических вопросов маскировки.
С 1933 г. – заведующий лабораторией и отделом института психологии при Московском университете (в последующие годы ставшим НИИ общей и педагогической психологии АПН); был заместителем директора этого института. Изучал проблему способностей и одаренности, с 50-х гг. его интересы сфокусировались на изучении типологических особенностей свойств нервной системы.
Создал свою психофизиологическую школу, занимавшуюся изучением этой проблемы. Умер Б. М. Теплов 28 сентября 1965 г.

Владимир Дмитриевич Небылицын родился 21 июля 1930 г. в г. Троицке Челябинской области. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР. Окончил в 1952 г. отделение логики и психологии филологического факультета МГУ. В течение двух лет вел методическую работу в Дагестанском институте усовершенствования учителей. В 1954 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, которую закончил в 1957 г., защитив кандидатскую диссертацию. Ученик Б. М. Теплова, после смерти которого (в 1965 г.) заведовал лабораторией психофизиологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, совмещая эту работу с деятельностью заместителя директора института по науке. В 1965 г. защитил докторскую диссертацию. В 1967 г. избран членом-корреспондентом АПН СССР. С 1972 г. был заместителем директора Института психологии АН СССР. Погиб в авиакатастрофе 1 октября 1972 г.

Темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант (с. 31).

3.4. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу

3.5. Подходы западных психологов к изучению типов темперамента

ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
B. C. Мерлин
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
ТОМ 3
Очерк теории темперамента
Пермь 2007
ББК 88 М 52
Мерлин Вольф Соломонович.
Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007. - 276 с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Прикамского социального института.

1898 - 06. 04. 1982)

Мерлин В. С.
Очерк теории темперамента

ОТ АВТОРА
Многих следовало бы считать соавторами этой книги. Прежде всего, это психологи Казанского университета и Пермского педагогического института Е. А. Климов, Н. М. Палей, А. В. Пенская, А. И. Ильина, сотрудничавшие со мной последние 10 лет. Принципиальные положения этой книги обоснованы главным образом их работами. Существенное значение имели также факты, полученные в работах аспирантов Л. А. Копытовой и Н. С. Уткиной, в некоторых дипломных работах студентов тех же вузов – Л. Б. Ермолаевой-Томиной, Г. А. Петровой, Т. В. ЩуртаковоЙ, Г. В. Быстровой, К. Л. Рядовой, Н. К. Кустарниковой, Э. И. Синельниковой, Н. Е. Орловой, И. Н. Гвозденко.
Глубокую благодарность я приношу проф. Б. М. Теп-лову. Его критические замечания и подробные редакционные указания помогли значительно улучшить первоначальный текст.

Ø общий психический темп и ритм жизни в целом, направленность психики на внешние объекты или внутренний мир человека.

Обобщенность свойств темперамента – свойства темперамента проявляются во всех психических процессах и во всех ситуациях, независимо от их конкретного содержания.

Устойчивость свойств темперамента.

Генетическая обусловленность свойств темперамента. Он подчеркивает связь темперамента с общим типом ВНД.

Большой удельный вес эмоционально-волевых особенностей в структуре темперамента.

К темпераменту относятся те свойства, которые находятся в закономерном соотношении друг с другом.

Темперамент (по Мерлину) -это устойчивые, индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности и поведение человека, одинаково проявляющиеся в различных ситуациях и видах деятельности, независимо от ее конкретного содержания, целей и мотивов, и остающиеся постоянными в зрелом возрасте, а также характеризующиеся в своей взаимной связи тип темперамента.

Психологические свойства темперамента:

v Сенситивность (возбудимость) – эта та минимальная сила раздражителя, необходимая для возникновения у человека психической реакции на этот раздражитель и скорость возникновения этой реакции. Это свойство темперамента связано с силой возбуждения. Связь не прямая, а обратная: чем выше сила, тем ниже сенситивность; чем ниже сила, тем выше сенситивность.

v Активность – это проявление общего жизненного тонуса, степень энергичности; с другой стороны, это степень произвольности поведения, т.е. волевой целенаправленности. Это свойство связано с силой нервной системы (связь прямая: чем сильнее система, тем энергичнее человек), а также уравновешенностью и подвижностью нервной системы.

v Реактивность (импульсивность или несдержанность) отражает степень непроизвольности поведения. Главным проявлением является эмоциональная несдержанность (человек не может подавить эмоции). Реактивность связана с неуравновешенностью нервной системы.

v Соотношение между активностью и реактивностью – это соотношение произвольности и непроизвольности в поведении человека. Если преобладают произвольные реакции, то поведение человека обдуманно, взвешенно.

v Резистентность – сопротивляемость внутренним или внешним условиям, препятствующим выполнению какой-либо деятельности. Наиболее важным внутренним препятствием Мерлин считает быструю утомляемость. Резистентность имеет прямую связь с силой нервной системы.

v Пластичность – ригидность. Пластичность - легкость приспособления к изменяющимся условиям среды. Ригидность (инертность) – человек с трудом приспосабливается к новым условиям среды. Это проявляется во всех психических процессах. Это свойство зависит от подвижности нервной системы.

v Темп реакций – скорость протекания всех психических процессов.

v Экстраверсия – интроверсия. Экстраверты – люди, направленные на внешний мир. Интроверты – люди, направленные на свой внутренний мир. Проявление этого свойства – общительность.

v Эмоциональная возбудимость. Это частное проявление сенситивности.

Свойства темперамента Типы темперамента
Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
1.Сенситивность 2.Активность 3.Реактивность 4.Соотношение активности и реактивности 5.Резистентность 6.Пластичность-ригидность 7.Темп реакции 8.Экстраверсия-интроверсия 9. Эмоциональная возбудимость Н В В В А = В Р В П В Э Н Н В Оч. В Р >А В П (р) Оч. В Э Н Н В Оч. Н А>Р В Р Н И Оч. Н В Н Н Н А = Н Р Оч. Н Р Н И Оч.В

Тип темперамента (по Мерлину) – закономерное соотношение основных свойств темперамента.

Тип– это качественно своеобразная комбинация основных свойств темперамента.

Свойства темперамента (по Русалову): специальная теория индивидуальности. Русалов развил дальше идеи школы Теплова-Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает:

1)0бщие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2)Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных "блоков" мозга.

3)Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач, Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно биологическими факторами. Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Природа темперамента. Темперамент обусловлен на 3ех уровнях: биохимическом (гормональном), анатомо-физиологическом (тип телосложения), нейродинамическом (тип нервной системы). Тип темперамента определяется общей конституцией человека.

Свойства (блоки) темперамента:


Эргичность (от греч. эргос - работа) – работоспособность и активность, энергичность.


Темп или скорость (психических процессов, двигательных реакций).


Пластичность.


Эмоциональность.

Каждое из этих свойств по-разному может проявляться в 2ух основных жизненных сферах человека: предметной деятельности и в общении.

- предметная (у человека очень сильная потребность в активности, в деятельности). Основным проявлением служит стремление к напряженному умственному или физическому труду. Низкая предметная эргичность – пассивность, низкий уровень жизненного тонуса. По Мерлину это активность;

- социальная. Высокая социальная эргичность – высокая коммуникативная активность (потребность в общении, легкость вступления в контакт, широта контактов, высокая инициативность). Низкая социальная эргичность имеет противоположные проявления. Это экстраверсия – интроверсия.

- предметный темп – это скорость моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности;

- социальный темп – скорость речи при общении.

- предметная. Высокая предметная пластичность – легкость перехода от одного вида деятельности к другой - проявляется в стремлении человека к разнообразной деятельности. Низкая предметная пластичность характеризуется склонностью к монотомии.

- социальная. Высокая социальная пластичность предполагает наличие у человека коммуникативных программ, легкое вступление в контакт, разнообразие тематики общения.

- предметная эмоциональность – высокая чувствительность к неудачам в предметной деятельности.

- социальная эмоциональность – чувствительность к неудачам в общении.

Типы темперамента

1. Признание того, что тип темперамента существует, но трактовка этого понятия варьирует.

Анализ первой тенденции


Юнг, Олпорт: тип темперамента – доминирующая черта личности. По Юнгу эти черты экстраверсия и интроверсия.


Кречмер: тип темперамента – совокупность черт, характерная для определенной группы людей. Это соединение или общность черт. Кречмер не указывал, каким образом эти свойства связаны между собой.


Шелдон: тип темперамента – определенный симптомакомплекс психологических свойств, находящихся в линейной зависимости друг с другом.

Анализ второй тенденции

Наиболее ярко тенденция выражена в факторных теориях темперамента. Они опираются на факторный анализ полученного ими экспериментального или факторного материла.


Гиллфорд проводил исследования, в ходе которых использовал различные свойства личности, прежде всего, природно обусловленные. Он выделил 13 свойств темперамента: общая активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, самообладание (спокойствие), общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость.


Лоуэлл использовала тот же экспериментальный материал, но провела факторный анализ второго порядка. Получила вторичные факторы. Она выделила 4 вторичных фактора: вспыльчивость-сдержанность, реализм, эмоциональность, социальная адаптируемость.


Тэрстоун выделил 7 вторичных факторов: активность, энергичность, импульсивность, доминантность, стабильность, социабильность, рефлексивность.

К отказу от типа темперамента их привел вывод о том, что различие между людьми по темпераменту не качественно, а количественно. Поэтому все люди обладают одинаковыми свойствами темперамента, но степень их выраженности носит индивидуальный характер. Характеристика темперамента – определение степени выраженности свойств темперамента.

Профиль темперамента носит индивидуальный характер (по вертикали – оценка свойств, по горизонтали - свойства):

Читайте также: