Ван гог творческий путь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почвой искусства Ван Гога была его родная Голландия, но только во Франции, в атмосфере революционных преобразований французской живописи конца XIX века, он стал одним из великих мастеров постимпрессионизма наряду с Сезанном и Гогеном.

Позднее творчество Ван Гога выразило кризис буржуазного гуманизма XIX века. В его произведениях и письмах к брату Тео отразились болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Судьба Ван Гога стала символом трагической обреченности прогрессивно мыслящего художника в обществе с примитивными ценностями материальной наживы.

Развивая традиции реализма XIX века, и, прежде всего Ж.Ф. Милле, Ван Гог насыщал свои произведения эмоционально психологической напряженностью, болезненно-острым восприятием страданий и подавленности людей.

Первенец супругов Ван Гог, которого назвали Винсентом, родился 30 марта 1852 года и умер, прожив несколько дней после рождения. По странному совпадению ровно через год, день в день, 30 марта 1853 года, появился на свет второй сын, которого также назвали Винсентом. Потом у него появятся еще три сестры и два брата.

Весной 1873 года Винсента, в виде поощрения за хорошую работу, переводят в лондонский филиал фирмы. Здесь он создает целую серию тетрадных рисунков для ещё совсем маленькой девочки Бетси, дочки его непосредственного начальника Х.Г. Терстеха. В целом, это были неумелые, наивные, но довольно живые рисунки. В это же время он переживает первые сильные чувства влюбленности к Урсуле Луайе, дочке своей квартирной хозяйки. После разрыва с возлюбленной Винсент тяжело переживал крушение своих надежд и в это время отмечается его резкий поворот к ультрарелигиозным настроениям. Они дошли до своего апогея в Париже, куда его перевели весной 1875 года. Двадцатидвухлетний юноша без конца твердил о самоотречении, смирении, терпении, то и дело цитировал Библию, не хуже любого престарелого богослова.

Но Ван Гог проявлял упорную целеустремленность в выборе и отборе именно этих простых мотивов. Никогда ему не было все равно, что писать, лишь бы писать. Не было так, чтобы предмет изображения являлся предлогом, а не целью. Он всегда искал тот участок реальности, который до него еще не был исследован и разработан с точки зрения взгляда живописца. И он находит для себя тему шахт и шахтеров. До Брюсселя Ван Гог с шахтерами не встречался, однако еще в Англии пробовал найти место проповедника именно среди горнорабочих.

Ван Гог хорошо знал профессиональную европейскую живопись, и в своих юношеских пейзажных зарисовках довольно прилично справлялся с перспективой. Но теперь, В Брюсселе, начав серьезно работать с натуры, он словно все вдруг забыл! Отдаваясь натуре с полной непосредственностью, он бессознательно проходит через исторически ранние стадии художественного мышления.

Все, что его поражает, он хочет запечатлеть: почему среди шахтеров много женщин и они одеты по мужски; поражает тяжелый волочащийся шаг идущих; поражает колючесть и перекрученность закопченных дымом деревьев.

Ван Гог был самоучка и не получил академического образования. Но он никогда не переставал учиться, устроив себе собственную школу с суровой сдерживающей дисциплиной, основанной на зароках, данных самому себе.

Зарок второй: рисовать, прежде и больше всего, человеческие фигуры, ибо они ключ ко всему, что живет.

Нюэненский период не был ни ученическим, ни подготовительным к чему-то высшему. Это был один из этапов зрелого творчества Ван Гога, самостоятельный и в себе законченный.

В Нюэнене Ван Гог становится живописцем по преимуществу. Графика в его творчестве перестала преобладать, рисунков стало много, но большинство из них были подготовительными к картинам. Все его творчество этого периода группируется вокруг крестьянской темы. Ей прямо посвящены фигурные композиции и портреты, косвенно – пейзажи, даже натюрморты состоят из предметов сельского обихода: простые кувшины и бутылки, кухонные горшки, корзины с картошкой, деревянная обувь. Серия натюрмортов с птичьими гнездами символически примыкает к серии хижин.

Переполненный эмоциями пространства и простора, Ван Гог, по контрасту, мог в полной мере ощутить трагедию замкнутости, тесной клетки, куда посажен ткач – покорный пленник станка, в котором явственно проступала овеществленная судьба ткача.

Парижские пейзажи – это, в большинстве своем, красивые, мастерски написанные пленэрные полотна, где есть и свет, и воздух, и зыблющиеся отражения в реке, и пляска золотых зайчиков в зеленой роще, и сиреневое мерцание бульваров и приволье долины Монмартра, тогда еще полусельской. Чего в них на удивление мало, так это людей. Фигуры людей или совсем отсутствуют, или вкраплены в пейзаж расплывчатыми пятнами.

Если парижский период был для Ван Гога временем широких экспериментов, то в Арле они завершились сосредоточенной концентрацией сил. Здесь настал его звездный час.

Перемена места, а значит и образа жизни, и круга наблюдений обычно влекла за собой перемену в художественной манере Ван Гога. Его творчество естественно членится на периоды соответственно местам, где он жил. Такие изменения происходят и в Сен-Реми, хотя и не столь кардинальные по сравнению с предыдущими периодами его жизни.

Если бы недуг не парализовал веру Ван Гога в будущее, Овер на Уазе стал бы для Винсента промежуточным пунктом, перевалом. Ни сам художник, ни его близкие не смотрели на Овер как на постоянное или долговременное место жительства Винсента.

И в творческом отношении оверский период был переходным. Но его переходный характер недостаточно осознается, так как фактически он оказался последним: в силу психологического обмана зрения во всех оверских произведениях видно предвестие близкого конца. На самом же деле только немногие полотна, сделанные незадолго до смерти, проникнуты чувством надвигающейся трагедии и звучат прощально.

Приехав в Овер, художник не помышлял о самоубийстве. Но настроения тяжелой меланхолии стали посещать его все чаще и чаще. Еще задолго до оверского периода у Ван Гога было несколько покушений на самоубийство. Первое в Париже, затем несколько попыток отравится в Сен-Реми.

Между тем, огромная продуктивность оверского периода – 80 полотен за два месяца – не означала глубокой сосредоточенности на одной главной внутренней теме, как это было в Нюэне, Арле и Сен-Реми. Творческое состояние Ван Гога в эти месяцы похоже на то, какое было у него в Париже. Он писал много, напористо, не давая себе передышки ни на один день, но довольно разбросанно, снова пробуя, как бы перебирая, различные мотивы, жанры, методы и приемы – снова занимаясь преимущественно штудиями. Под темой юга была подведена черта.

Обосновавшись в Овере, Ван Гог начал свои работы с хижин, покрытых соломой. Живописный рельеф местности в Овере с волнообразными подъёмами и спусками был наиболее близок творческой манере художника. Художник снимает дремотное спокойствие Овера, как внешний покров, и под ним обнаруживает мятежную стихию вечно обновляющегося, не застывающего бытия. Он безуспешно ищет возможность переноса динамической обнаженности рисунка на живопись маслом, но выстрел останавливает эти поиски.

Родина Ван Гога Голландия, в свое время даже не заметившая своего великого художника, в последствии сделала все возможное для сохранения, изучения и популяризации его наследия. Уже в первые десятилетия после смерти художника состоялось не менее двадцати выставок его произведений в различных голландских городах, но мировой успех они не принесли, и признание творчества Ван Гога нарастало медленно. В 1900 году всего три его картины поступили в публичную продажу за довольно скромные суммы, не превышавшие тысячу франков. Только парижская выставка 1901 года в галерее Бернхейма и затем выставка Салона Независимых в 1905 году, где в ретроспективном разделе экспонировалось 45 работ Ван Гога, положили начало его всемирной славы.

Через все творчество художника лейтмотивом проходит до того тривиальная мысль, что к ней даже не прислушиваются: изображать действительность! От травинки до звездного неба, от тропинки до шахты. В его творчестве нашел свое отражение многоголосый, многокрасочный, художественный эпос современной действительности, где главная роль отведена фигурной и портретной живописи.

Дмитриева Н.А. Ван Гог. Человек и художник. М., 1984.
Мурина Е. Ван Гог. М., 1978.
Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. /Пер. с франц. М., 1973.
Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — нидерландский художник-постимпрессионист.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. Уже к 1869 году, даже не закончив школу, он стал работать в фирме, которая продавала картины. По правде говоря, у Ван Гога не получалось хорошо продавать картины, но зато он обладал безграничной любовью к живописи, а также ему хорошего давались языки. В 1873 году, в 20-летнем возрасте, он попал в Лондон, где провел 2 года, которые изменили всю его жизнь.

В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев. Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но …как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да, именно любовь. Ван Гог до беспамятства влюбился в дочку своей квартирной хозяйки, но узнав что она уже обручена, очень замкнулся в себе, стал безразлично относится к своей работе. Когда он вернулся в Париж его уволили.

В 1877 году Ван Гог стал снова жить в Голландии, и все больше находил утешение в религии. После переезда в Амстердам он начал учиться на священника, но вскоре бросил учебу, так как обстановка на факультете его не устраивала.

В 1886 году в начале марта Ван Гог переезжает в Париж к совему брату Тео, и живет у него на квартире. Там он берет уроки живописи у Фернана Кормона, и знакомиться с такими личностями как Писсаро, Гоген и многими другими художниками. Очень быстро он забывает весь мрак голландской жизни, и быстро завоевывает уважение как художник. Рисует четко, ярко в стиле импрессионизма и постимпрессионизма.

Винсент Ванг Гог, проведя 3 месяца в евангелисткой школе, которая находилась в Брюсселе, стал проповедником. Он раздавал деньги и одежду, нуждающимся беднякам, хотя сам не был достаточно обеспеченным. Это вызвало подозрение у начальства церкви, и его деятельность была запрещена. Он не унывал, и находил утешение в рисовании.

К 27-ми годам, Ванг Гог понял в чем его призвание в этой жизни, и решил что должен во что бы то ни стало стать художником. Хоть Ван Гог и брал уроки рисования, но его можно с уверенностью считать самоучкой, потому что он сам штудировал многие книги, самоучители, срисовывал картины известных художников. По началу он думал стать иллюстратором, но затем, когда брал уроки у своего родственника-художника — Антона Моуве, написал свои первые работы маслом.

Вроде бы жизнь стала налаживаться, но снова Ван Гога начали преследовать неудачи, причем любовные.

Его кузина Кея Вос стала вдовой. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Именно там он знакомится с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний. Он хотел спасти эту бедную женщину, и даже думал жениться на ней. Но тут уже вмешалась его семья, и мысли о браке были попросту развеяны.

Вернувшись на родину к родителям, которые к тому времени уже переехали в Нёнен, его мастерство стало совершенствоваться.

Он провел на родине 2 года. В 1885 Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Затем, в 1886 году, Ван Гог снова возвращается в Париж, к своему брату Тео, который на протяжении всей жизни помогал ему, как морально так и финансово. Франция стала вторым домом для Ван Гога. Именно в ней он и прожил всю свою оставшуюся жизнь. Он не чувствовал себя тут чужим. Ван Гог много пил, и имел очень взрывной характер. Его можно было назвать человеком, с которым трудно иметь дело.

В 1888 он перебрался в Арль. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. Они считали его ненормальным лунатиком. Не смотря на это Винсент нашел здесь друзей, и чувствовал себя вполне хорошо. Со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Проведя 2 недели в психиатрической клинике он снова вернулся туда в 1889 году, так как его стали мучать галлюцинации.

В мае 1890 году он окончательно покинул приют для душевно больных и отправился в Париж к своему брату Тео и его жене, которая только родила мальчика, которого назвали Винсентом в честь его дяди. Жизнь стала налаживаться, и Ван Гог был даже счастлив, но его болезнь вернулась снова. 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог сам выстрелил себе в грудь из пистолета. Он скончался на руках своего брата Тео, который очень его любил. Спустя пол года умер и Тео. Братья похоронены на кладбище Овера рядом.

Творчество Ван Гога

Винсент Ван Гог (1853 — 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством.

Ван Гог стал одним из величайших художников-постимпрессионистов.

Едоки-картофеля

Портрет-папаши-Танги

В1888 г. он переехал на юг Франиии, в местечко Арль. Это был самый плодотворный период творчества художника. За свою жизнь Ван Г. создал более 800 картин и 700 рисунков в самых разных жанрах, однако ярче всего его талант проявился в пейзаже: именно в нем находил выход его холерический взрывной темперамент. В подвижной, нервной живописной фактуре его картин отразилось душевное состояние художника: он страдал психической болезнью, которая в итоге привела его к самоубийству.

Особенности творчества

Яркие краски Ван Гога

Мечтая о братстве художников и коллективном творчестве, он совершенно забывал о том, что сам был неисправимым индивидуалистом, непримиримым до сдержанности в вопросах жизни и искусства. Но в этом была и его сила. Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен, например, Сислея. Но лишь однажды увидев “Красные виноградники”, уже ни с кем и никогда работ Ван Гога не спутаешь. Каждая линия и мазок — выразители его личности.

Доминанта импрессионистической системы — цвет. В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма.

На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Разве помыкают неслыханным по интенсивности цветом “красные виноградники”, разве не активен звенящий аккорд синего кобальта в “Море в Сен-Мари”, разве не ослепительно чисты и звучны краски “Пейзажа в Овере после дождя”, рядом с которой, любая импрессионистическая картина выглядит безнадёжно блёклой?

Пейзаж-в-Овере-после-дождя

Преувеличенно ярким эти краски обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона — от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. Звучащие краски то сплетаются в мягко и тонко сгармонированную мелодию, то вздыбливаются в режущем слух диссонансе. Подобно тому, как в музыке существует минорный и мажорный строй, так и краски Вангоговской палитры поделены надвое. Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. Впрочем, у этого “символизма” такая же живая плоть, как и у Вангоговского идеала прекрасного.

В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья — всего того, что в его разумении включалось в понятие “жизнь”. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового — цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Эмоциональные и психологические возможности колорита — предмет постоянных размышлений Ван Гога: “Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне…”.

Говоря о Ван Гоге, Тугендхольд заметил: “…ноты его переживаний — графические ритмы вещей и ответных биений сердца”. Понятие покоя неизвестно Вангоговскому искусству. Его стихия — движение.

В глазах Ван Гога оно — та же жизнь, а значит, способность мыслить, чувствовать, сопереживать. Вглядитесь в живопись “красных виноградников”. Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, бегут, несутся, сталкиваются, вновь разбегаются. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Их рельеф — то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, — как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру. А из всего этого возникает огромный в масштабе образ: в раскалённом зное солнца, как грешники в огне, извиваются виноградные лозы, силясь оторваться от тучной фиолетовой земли, вырваться из рук виноградарей, и вот уже мирная суета сбора урожая выглядит как схватка человека с природой.

красные-виноградники

Так, значит, всё-таки доминирует цвет? Но разве эти краски не есть в тоже время и ритм, и линия, и форма, и фактура? Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.

Часто считают, что Вангоговская живопись есть некая неуправляемая эмоциональная стихия, подхлёстнутая необузданным озарением. Этому заблуждению “помогает” своеобразие художественной манеры Ван Гога, действительно, кажущейся как бы спонтанной, на деле же тонко рассчитанной, продуманной: “Работа и трезвый расчёт, ум напряжён чрезвычайно, как у актёра при исполнении трудной роли, когда приходится думать о тысяче вещей в течение одного получаса….”

Наследственность Ван Гога и новаторство

Наследственность Ван Гога

Человеческая душа…, а не соборы

Обратимся к Ван Гогу:

“Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее”.

“Кто пишет крестьянскую жизнь, лучше выдержат испытанием временем, чем изготовители написанных в Париже кардинальных приемов и гаремов”. “Я останусь самим собой, и даже в сырых произведениях буду говорить строгие, грубые, но правдивые вещи”. “Рабочий против буржуя – это так не хорошо обоснованно, как сто лет назад третье сословие против остальных двух”.

Мог ли человек, который в этих и в тысяче подобных высказываний так объяснил смысл жизни и искусства, рассчитывать на успех у “сильных мира сего? ”. Буржуазная среда исторгала Ван Гога.

Против неприятия у Ван Гога было единственное оружие – уверенность в правильности избранного пути и работа.

“Искусство – это борьба… лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. “Надо работать, как несколько негров”. Даже полуголодное существование у него обращено в стимул к творчеству: “В суровых испытаниях нищеты учишься смотреть на вещи совсем другими глазами”.

Буржуазная публика не прощает новаторства, а Ван Гог был новатором в самом прямом и подлинном смысле этого слова. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково огромном художественном масштабе поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи.

 Винсент Ван Гог - вечный странник, ищущий свое место под солнцем.


Каждому художнику судьба еще при рождении отмеряет долю божественного дара, называемую талантом. А развивать его и взращивать одни начинают чуть ли не с пеленок, а иные - лишь пройдя через тернистый путь, усеянный сомнениями и неуверенностью. В этом обзоре речь пойдет о Винсенте ван Гоге - мастере, нашедшем себя в мире искусства почти к тридцати, и творившем свои шедевры всего-навсего десять лет, при том оставившем глубочайший след в мировом искусстве второй половины 19 века.

Один из малоизвестных автопортретов Ван Гога (1886 г.). Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, создававший свои произведения в стиле постимпрессионизма, и за совсем короткий срок написавший около 2100 картин, 860 из которых исполнены маслом. Работал Ван Гог в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. А героями и образами его полотен практически всегда были простые труженики и их более чем скромный быт.

Жизнь самого художника прошла в нищете, постоянных переживаниях и душевных расстройствах. Он не был признан, его творения не продавались, жил на средства меньшего брата, что очень угнетало Винсента. И лишь спустя годы после трагической кончины, мир оценил его уникальное творчество.

Детство гения

Теодор Ван Гог и Анна Карбентус - родители художника.

Всего в семье пастора Теодора Ван Гога и Анны Карбентус родилось семеро детей. Винсент был вторым, но довелось ему быть самым старшим, так как первенец их семьи умер. Да и имя Винсент, означающее "победитель", предназначалось первому сыну в честь деда по линии отца. Родители, ожидая наследника мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род. Однако через полтора месяца после рождения малыш умер. Не пройдет и года у них снова родится малыш, которому и дадут имя Винсент, в честь усопшего брата. Теперь на второго сына возлагались все надежды на прославление рода Ван Гогов. Что, впрочем, и случится по истечению многих лет.

С матерью.

Ну а пока еще мальчик рос, и среди всех детей пастора Винсент был самым нудным, трудным и своенравным ребенком, отличающимся странными манерами, за что часто-густо получал телесные наказания. Сам же Ван Гог вспоминал своё детство как пустое, холодное и мрачное.

Винсент Ван Гог.

Он одиноким в большой семье, и к своим братьям и сестрам был настроен безразлично. Мальчишке куда было интересней одному бродить по деревенским окрестностям, внимательно разглядывая растения и цветы, пчёл и различных букашек. Его приводили в неописуемый восторг яркая игра красок окружающей среды.

Да и вообще, как только Винсент выходил из дома и оказывался среди людей, его нельзя было узнать. Он преображался и становился скромным, добродушным, сострадательным, дружелюбным, предупредительным. И односельчане видели в нем милого, тихого, задумчивого и серьёзного подростка. А вот с родными все было намного сложнее. Хотя был среди братьев один, с которым Винсент был очень близок. Дружба между ними продлится до последнего вздоха художника. Звали его Теодорус - Тео.

Теодорус Ван Гог.

Тяжелый гранит науки

По истечении семи лет от роду, мальчишку отдали, как и полагалось, на обучение в деревенскую школу. Но через год забрали, и образование Винсенту пришлось получать на дому у гувернантки. А в 11 лет его отвезли в местную школу-интернат, жизнь в которой наложила на подростка глубокое неприятное впечатление, и он сильно страдал вспоминая об этом всю жизнь. Здесь то мальчишка и увлекся рисованием.

Первые рисунки Винсента Ван Гога.

Через два года колледж сменил интернат. Он также оставит в памяти Винсента не лучшие воспоминания. Единственное, что было не безразлично в программе обучения юному Ван Гогу, так это иностранные языки и уроки рисования.

Первые рисунки Винсента Ван Гога.

Юность гения

Винсент Ван Гог.

Тут Винсент, обучившись премудростям профессии дилера, ко всеобщему удивлению, с огромным рвением принялся за работу. Результаты были весьма неплохие, и уже к 20 годам был переведен в лондонский филиал от этой фирмы, что считалось весьма престижным.

Первые рисунки Винсента Ван Гога.

Ежедневно по долгу службы ему приходилось сталкиваться с произведениями искусства, и будущий художник начал превосходно разбираться в живописи, при том не просто разбираться, но и глубоко ценить её. По выходным он посещал городские галереи, антикварные лавки и музеи, любуясь работами художников. Иногда пытался рисовать сам, но особого удовлетворения от своих работ не получал.

Невезение в любви

В Лондоне Винсенту нравилось, хорошего жалования хватало на безбедную жизнь и развлечения. И было бы все в жизни молодого человека замечательно, и стал бы он успешным торговцем - не случись ему до беспамятства влюбиться, при чем безответно. На пути его карьеры стала любовь.

Портрет женщины в шляпе 1886. Автор: Ван Гог.

Отвергнутый молодой человек стал безответственно относится к своим обязанностям, что и привело к потере престижного рабочего места. Не помогло даже покровительство дядюшки Сента. Ван Гог некоторое время поработал в интернате на неоплачиваемой должности учителя, но вынужден был вернуться в деревню к родителям.

Ему так хотелось иметь семью и детишек, но весь свой век прожил в одиночестве. Увы, с любовью на протяжении всей жизни Винсенту катастрофически не везло.

В поиске себя

Винсент Ван Гог.

Винсенту было 25 лет, а он так и не определился, как дальше жить. Стремление найти свое место под солнцем кидало молодого человека из одного места в другое. Он пытался учиться, но каждый раз разочаровывался, он пытался помогать простым людям, но это не находило понимания, а лишь насмешки.

Женщины-шахтеры. Переноска угля. (1881-82 г.г.) Автор: Ван Гог.

Автопортрет.

С каждым годом у Винсента все больше и больше возникало желание рисовать. Ему так хотелось делать зарисовки каждого предмета, который встречался на его пути. Но Ван Гог осознавал, что рисование станет отвлекать его от основного дела и решил не начинать. Каждый порыв взять в руки кисть или карандаш он категорически обрывал.

Мост. Автор: Ван Гог.

Служа священнослужителем, и отдавая последнее жалование нуждающимся, Винсент не нажил и гроша, ему по-прежнему деньгами помогал меньший брат Тео. И родители начали упорно настаивать, чтобы сын бросил свои проповеди, не приносящие никакого дохода, и возвращался к обычной жизни - обзавелся и домом, и семьей.

Творческий путь

Пейзаж с кипарисом и звездой. Автор: Ван Гог.

Теодорус Ван Гог.

В 1880 году брат Тео помог Винсенту деньгами, чтобы тот смог учиться в Королевской академии изящных искусств. Но четырех месяцев было достаточно, чтобы Ван Гог умудрился бросить учебное заведение и в очередной раз вернуться в родительский дом.

И вновь неразделенная любовь заставит Винсента бежать куда глаза глядят. Сначала была Гаага, где брал уроки у художника-пейзажиста, потом провинция на севере Нидерландов, где жил в хижине, оборудованной под мастерскую. Там его увлекли местные пейзажи и тема крестьянства, их повседневного быта и труда.

Сеятель и закат. Автор: Ван Гог.

Отсутствие художественного образования очень сказывалось на творчестве Ван Гога, ему было сложно изображать человеческие фигуры, не зная анатомического строения тел. Однако художник выработал свой стиль, в котором люди как бы сливались с природой и становился неотъемлемой её частью. Этот подход хорошо виден в большинстве его картин.

Автопортрет.

В 1886 году Ван Гог перебирается в Париж к брату. Там он начнет брать уроки живописи и познакомится с такими мастерами как Писсаро, Гоген и другими импрессионистами. Очень быстро он забудет весь мрак голландской жизни, и быстро завоюет уважение и авторитет в кругу парижской богемы. Хотя характер стал у него весьма скверный, все чаще и чаще сказывалось душевное расстройство.

Пшеничное поле с кипарисом. Автор: Ван Гог.

Этот период в творчестве Ван Гога выделился тем, что цветовая гамма его палитры стала гораздо ярче и светлее, появились все оттенки голубого, красного, золотисто-жёлтого цветов. Но, к сожалению, публика по-прежнему никак не принимала и не покупала картины Винсента. Это наносило художнику душевные муки, и он еще упорней продолжал работать.

Звездное небо. Автор: Ван Гог.

На несколько лет Париж стал вторым домом для художника. Именно здесь он почти и прожил всю свою оставшуюся жизнь. Правда, в 1888 году ему пришлось переехать на юг Франции в Арль. Из-за странностей в поведении местные жители начали считать художника ненормальным лунатиком. Он много пил, а характер стал почти несносным. Однако Винсент все же нашел здесь друзей и со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном.

Ван Гог. / Гоген.

Как-то разразившийся скандал из-за разногласий привел к тому, что Ван Гог бросился на Гогена с бритвой, а тот еле унес ноги, чудом оставшись в живых. Будучи в ярости душевном смятении, Винсент отрезал себе часть левого уха и угодил в психиатрическую клинику. Пройдя курс лечения, ему снова пришлось вернуться туда в 1889 году, его все чаще и чаще стали мучить галлюцинации.

Винсент Ван Гог. Фото.

В мае 1890 года художник, поправив здоровье, возвращается в Париж к своему брату Тео и его жене, только родившей мальчика, которого назвали Винсентом в честь дяди. Жизнь понемногу стала налаживаться, но болезнь стала резко прогрессировать и через два месяца случилась трагедия. В порыве душевного срыва Ван Гог сам выстрелил себе в грудь из пистолета. Умирал он на руках своего брата, а через пол года умер и Тео. Оба брата захоронены рядом на кладбище Овера.

Пьета. (1880г.) Автор: Винсент Ван Гог.

Есть у Ван Гога серия работ, потрясающая своей неординарностью, где изображены во всей красе старые истоптанные ботинки обычных трудяг. А ведь совсем не многие живописцы осмелились бы посвятить целое полотно башмакам , а тем более цикл.

Похожая судьба была у русского художника, жившего в первой половине 19 века, Павла Федотова , который также вошел в мир искусства к тридцати годам, а к сорока умер в психиатрической лечебнице.

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог

Родился 30 марта 1853 года в небольшой деревне Гроот-Зюндерте, Нидерланды- 29 июля 1890 году Овер-сюр-Уаз, Франция – художник-постимпрессионист творения которого произвели колоссальное впечатление на живoписцев двадцатого века. Писать полотна он начал в возрасте 27 лет, втиснув свой богатый творческий путь в одно десятилетие. Оставаясь незримым для критиков своего времени, он создал свыше 2000 произведений среди которых- пейзажи, натюрморты, автопортреты, цветочные композиции, а также буйство золота пшеницы и яркие, сочные краски ирисов.

Винсент Ван Гог

Детство Ван Гога

Первым ребенком, который выжил при родах был Винсент, рожденный в семье богослужителя Теодора Ван Гога и его супруги Корнелии. До него у Теодора и Корнелии был еще один ребенок который к огромному горю семьи был рожден мертвым. По прошествии четырех лет 1 мая 1857 года, был рожден Теодорус Ван Гог, у Винсента был еще один член семьи Корнелис Винсент, 17 мая 1867 и три сестры — Анна Корнелия 17 февраля 1855, Элизабет Губерта, 16 мая 1859 и Виллемина Якоба, 16 марта 1862. Юный Ван Гог отличался от многих сверстников мирным нравом и спокойной натурой. Он практически никогда не проводил свой досуг с другими детьми, но несмотря на это единоплеменники отзывались о нем как о мягкосердечном, добром, благожелательном, отзывчивом, милом и благонравном мальчике.

Юность и получение образования

В 7 летнем возрасте его отправили для обучения в школу, из которой вскоре он был отправлен домой на обучение у воспитательницы. В начале октября 1864 года он был отправлен в обучающий интернат размещающийся более чем в 20 км от его родного поселка, это событие оставило незаживающий шрам в его сознании, о котором он вспоминал даже, став зрелым мужчиной. Спустя несколько лет в сентябре 1866 года он меняет поприще для получения знаний на коллегию Виллема II в Тилбурге. Это учебное заведение проявляет его талант к филологии, в последствии он демонстрирует отличные знания различных иностранных языков, в этом же учебном заведении он посещает первые художественные курсы. В 1868 году, он отбрасывает необходимость получения образования и возвращается в родные края.

Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность

В 1873 году он получает повышение по службе и меняет место проживания и заработка на Лондонский филиал где он проводит два года упорного труда. Во время этого периода впервые в жизни Винсент получает отказ в ухаживаниях от дочери квартиросъёмщицы в Лондоне которая была предметом воздыхания рисовальщика такое событие подкосило его уверенность в себе. Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни. Сердечные травмы с подвигли Винсента к изучению богословия в Амстердаме которое он так и не окончив бросил, став проповедником в бедном шахтерском городке в Бельгии, Боринаже. Его чрезмерное рвение в помощи людям сыграло с ним злую шутку, церковь решив, что он слишком эксцентричен отстраняет его и накладывает запрет на его проповеди.

Винсент Ван Гог.

Начало пути как художника

Расцвет творчества Ван Гога

К сожалению, не смотря на его прорыв в развитии собственного творчества аудитория все так же не усваивала его стиль. Такое положение вещей сильно ранило тонкую натуру художника, и он решил переехать в Арле на юг Франции. После этого он инициирует попытку воплотить в жизнь его идею с поселением художников главную роль в котором он отдает Гогену, который к сожалению, не разделял его порыва, что привело к большой ссоре между ними.

Психический срыв

Вечером 23 декабря Винсент попытался убить лезвием бритвы спящего Гогена, который по невероятной случайности проснулся именно в этот момент и смог остановить его. Той же ночью он срезал свою мочку уха таким образом наказывая себя. Утром грядущего дня, в связи с сложившимися событиями был упрятан в психиатрическую больницу, тамошние медики утверждали, что такое состояние спровоцировано чрезмерным распитием абсента. Жители Арле приняли решение предотвратить возвращение Ван Гога и подали ходатайство меру с просьбой запретить ему въезд в окрестности.

Последние годы жизни и творчества

Интересные факты:

— В честь Ван Гога назван кратер на Меркурии.

— Изображён на бельгийской почтовой марке 1974 года.

— В честь него названа улица Винсента Ван Гога в городке Овер-сюр-Уаз, где художник провел последние дни своей жизни.

Читайте также: