Глобальная контртеррористическая стратегия оон кратко

Обновлено: 05.07.2024

После событий 11 сентября 2001 г. международный терроризм стал самой большой угрозой XXI в. Падение башен-близнецов стало своего рода спусковым крючком для ряда стран. Почувствовав свою беспомощность перед лицом нового врага, многие страны стали прибегать ко всем допустимым и недопустимым методам для противостояния ему. Единого мнения среди государств о том, какой должна быть антитеррористическая стратегия, нет. А вместе с тем нередко их действия сопровождаются нарушением прав человека в целях обеспечения безопасности граждан. В связи с этим возникает главный вопрос: неужели методы ведения войны с терроризмом настолько эффективны, что оправдывают нарушение международного права?

Краткая история резолюций по правам человека и борьбе с терроризмом

Резолюции Генеральной Ассамблеи в области прав человека и борьбы с терроризмом можно условно разделить на два периода: резолюции по правам человека и терроризму 1993-2005 гг. и резолюции по правам человека в условиях противодействия терроризму 2002-2017 гг..

1_3hv6um4srxf3snxkuntzxw.jpg

Глобальная Контртеррористическая стратегия ООН

О каких же правах идёт речь?

Международные конвенции по правам человека предусматривают, что в случае чрезвычайного положения, когда жизнь нации находится под угрозой, государства могут принять меры по отступлению от некоторых положений Международного пакта о гражданских и политических правах, касающихся прав человека.

Тем не менее некоторые права признаны особым статусом норм ius cogens (императивных норм международного права), что делает невозможным отступление от них ни при каких обстоятельствах. Запрет пыток, рабства, геноцида, расовой дискриминации и преступлений против человечности, а также право на самоопределение, как правило, признаются в качестве императивных норм, о чем свидетельствуют статьи Комиссии международного права о государственной ответственности.

Право на жизнь

С одной стороны, Европейский суд признал аргументы в пользу применения оружия абсолютно оправданными, а действия полицейских – необходимыми для защиты права на жизнь потенциальных жертв террористического нападения. Однако в постановляющей части резолюции был сделан довольно неожиданный вывод, что суд сомневается в необходимости лишения жизни трех террористов для защиты людей от незаконного насилия.

Абсолютный запрет пыток и других форм насилия

Одним из первых достижений международной консолидации прав человека стало признание права на свободу от пыток даже во время военных конфликтов. Начиная с Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. и Женевских конвенций 1864 и 1949 гг., Конвенции ООН против пыток 1984 г., нормы гуманитарного права, запрещающие пытки, признаются ius cogens или императивными. Таким образом, пытки, равно как и другие приравненные к ним действия, причиняющие физические или моральные страдания человеку, не могут быть оправданы никакими обстоятельствами, поскольку они рассматриваются как преступления против человечности.

После терактов 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах ЦРУ США запустило программу тайных задержаний, пыток и выдачи, создавая секретные тюрьмы для террористов по всему миру. Появляются новые сложные виды пыток, такие как стресс, изоляция, лишение чувствительности, симуляция утопления. Эти пытки трудно доказать, поскольку они не оставляют видимых следов физического насилия, но они причиняют столь же серьезные страдания человеку, подвергнутому пыткам. Доказательства, полученные в результате пыток, формально не действительны, но на практике судебные органы принимают их во внимание. Тюрьма Гуантанамо (Куба) является символом этих тюрем, специально созданных для террористов.

Принципы равенства и недискриминации

Государства должны обеспечить, чтобы любые контртеррористические меры не были дискриминационными по своим целям или последствиям и не осуществлялись по признаку расы, цвета кожи, происхождения, в том числе национального или этнического, и чтобы граждане не классифицировались по расе или этнической принадлежности и не стали объектом негативных стереотипных отношений.

Право на справедливое судебное разбирательство

Когда лицо обвиняется в совершении преступления или участии в каком-либо другом правовом споре, это лицо имеет право на справедливое судебное разбирательство. Это означает справедливые и публичные слушания в течение разумного периода времени независимым и беспристрастным судом. Европейский суд по правам человека выявил тысячи несправедливых судебных процессов, в том числе и те, которые привели к тюремному заключению невинных людей.

Одно из основных положений презумпции невиновности предусматривает, что вина обвиняемого должна быть подтверждена соответствующим судебным решением. Однако законы отдельных государств противоречат принципу разделения властей и наделяют исполнительную власть полномочиями определять вину. Примером может служить Израиль, где исполнительная власть, а не судебная, решает, какая организация будет объявлена ​​незаконной или террористической.

Право судебное разбирательство особенно важно, когда речь идет о терроризме. Из-за отсутствия универсального определения терроризма следует, что очень трудно идентифицировать самого террориста. Более того, право на справедливое судебное разбирательство является не только основной гарантией против несправедливого наказания отдельных лиц, но и абсолютно необходимым средством защиты других прав человека, включая запрет на пытки, а также дает право на свободу выражения мнений и свободу ассоциаций.

Поскольку цель данного анализа понять, оправдывданы ли подобные нарушения или нет, для полноты восприятия необходимо рассмотреть антитеррористические стратегии в долгосрочной перспективе.

Россия VS США

Достаточно любопытным является и тот факт, что в период 2002–2011 гг., т. е. в первое десятилетие после 2001 г., согласно Глобальному индексу терроризма, Россия занимала 9-е место в мире по уровню террористической активности, связанной с радикальными группировками в контексте вооруженного конфликта на Северном Кавказе. Если мы говорим о США, то на тот момент Америка была мало подвержена терроризму, а события 2001 года были крупномасштабным, но все же исключением из правил. По мнению многих экспертов, если бы Россия не вышла за рамки антитеррористического противостояния и не прибегла к несиловым рычагам, то вряд ли к 2010 году она смогла бы изменить статус террористической опасности: от главной угрозы до периферийной проблемы.

Тем не менее если рассматривать долгосрочную перспективу, опыт России показал, что необходимо работать с причинами, а не с последствиями терроризма. Это долгий и тернистый путь, но во всяком случае он не противоречит требованиям закона. На мой взгляд, нарушение прав человека в целях обеспечения безопасности граждан, не только неоправданно, но и даже звучит весьма иронично. Как если бы кто-то пытался свергнуть диктатора во имя демократии, но при этом диктаторскими методами. Нарушение наиболее важных принципов функционирования государства и международного сообщества является фактором, способствующим появлению новых, более масштабных социальных конфликтов.

Расставить приоритеты между защитой прав человека и национальной безопасностью невозможно по определению, поскольку как права человека, так и национальная безопасность основаны на верховенстве закона. Национальная безопасность и права человека имеют общие интересы, направленные на сохранение спокойствия общества на основе абсолютного правопорядка. Контртеррористические меры не могут быть осуществлены без соблюдения прав в области прав человека; в противном случае их реализация может нанести ущерб их реальной цели - защите и сохранению демократического общества.

Краткая версия статьи

Международный терроризм – главная угроза XXI века. Нередко страны, чтобы защитить своих граждан, нарушают нормы международного права.

Резолюции Генеральной Ассамблеи с 1993 по 2005 гг. фокусировались на последствиях терроризма для прав человека, а с 2002 по 2017 гг. – на обеспечении соблюдения государствами своих обязательств в условиях борьбы с терроризмом.

В 2006 г. Генеральная Ассамблея приняла Глобальную контртеррористическую стратегию ООН, согласно которой государства должны обеспечивать соответствие мер, принимаемых в целях борьбы с терроризмом, нормам международного права и нормам в области прав человека.

Право на жизнь является фундаментальным правом. Государство должно обеспечить верховенство прав и свобод человека и принять все возможные меры для предотвращения террористических актов, направленных на лишение человека жизни.

Признание права на свободу и запрет пыток стало одним из первых достижений международной консолидации прав человека. Однако появляются более сложные виды пыток, которые все труднее обнаружить.

Проблема равенства и недискриминации в контексте борьбы с терроризмом особенно обострилась после событий, произошедших 11 сентября 2001 г. Государства должны обеспечить, чтобы любые контртеррористические меры не были дискриминационными по своим целям или последствиям и не осуществлялись по признаку расы, цвета кожи, происхождения (как национального, так и этнического).

Право судебное разбирательство особенно важно в борьбе с терроризмом, поскольку оно гарантирует защиту от несправедливого наказания отдельных лиц и является необходимым средством соблюдения других прав человека.

При анализе стратегий противодействия терроризму в России и США можно выделить ряд различий. Если США проводит силовую политику борьбы с терроризмом, то Россия уделяет больше внимания несиловым (политическим, социокультурным) аспектам противодействия терроризму и его предотвращения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в краткосрочном периоде, методы, предусматривающие нарушение прав человека, могут оказать положительное влияние. Хотя бы из-за того, что они проще в исполнении. Но если рассматривать долгосрочную перспективу, на примере опыта России необходимо работать с причинами, а не с последствиями терроризма.

Пункты 46 и 120 повестки дня

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН

[без передачи в главные комитеты (A/60/L.62)]

60/288. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций

Генеральная Ассамблея,

руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и вновь подтверждая свою роль в соответствии с Уставом, в том числе в вопросах, касающихся международного мира и безопасности,

вновь подтверждая свое решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности,

вновь подтверждая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, содержащуюся в приложении к резолюции 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года, Декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года, содержащуюся в приложении к резолюции 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 года, и Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года, в частности его раздел по терроризму,

ссылаясь на все резолюции Генеральной Ассамблеи о мерах по ликвидации международного терроризма, включая резолюцию 46/51 от 9 декабря 1991 года, и резолюции Совета Безопасности об угрозах международному миру и безопасности, создаваемых террористическими актами, а также соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи о защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом,

напоминая о том, что в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года мировые лидеры вновь заявили о своей приверженности поддерживать все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств и уважения их территориальной целостности и политической независимости, воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, не соответствующим целям и принципам Организации Объединенных Наций, обеспечивать урегулирование споров мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права и права на самоопределение народов, все еще находящихся под колониальным господством или иностранной оккупацией, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав человека и основных свобод, уважения равноправия всех без различия расы, пола, языка или религии, международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера и добросовестного выполнения обязательств, принятых в соответствии с Уставом,

ссылаясь на мандат, содержащийся в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, в соответствии с которым Генеральная Ассамблея должна безотлагательно доработать определенные Генеральным секретарем элементы контртеррористической стратегии в целях принятия и осуществления стратегии для продвижения на национальном, региональном и международном уровнях всеобъемлющих, скоординированных и последовательных мер по борьбе с терроризмом, в которой учитывались бы также условия, способствующие распространению терроризма,

вновь подтверждая, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав человека, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства, и что международному сообществу следует принять необходимые меры по укреплению сотрудничества в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним,

вновь подтверждая также, что терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой,

вновь подтверждая далее решимость государств-членов приложить все усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, в том числе путем урегулирования остающихся вопросов, касающихся правового определения и сферы действий, охватываемых конвенцией, с тем чтобы она могла служить в качестве эффективного инструмента борьбы с терроризмом,

по-прежнему признавая, что можно было бы рассмотреть вопрос о созыве конференции высокого уровня под эгидой Организации Объединенных Наций с целью определения международных мер противодействия терроризму во всех его формах и проявлениях,

признавая, что развитие, мир и безопасность и права человека взаимосвязаны и подкрепляют друг друга,

принимая во внимание необходимость устранения условий, способствующих распространению терроризма,

подтверждая решимость государств-членов продолжать делать все возможное, с тем чтобы урегулировать конфликты, положить конец иностранной оккупации, бороться с угнетением, искоренить нищету, способствовать динамичному экономическому росту, устойчивому развитию, глобальному процветанию, благому правлению, правам человека для всех и верховенству права, совершенствовать межкультурное взаимопонимание и обеспечивать уважение всех религий, религиозных ценностей, убеждений и культур,

1. выражает свою признательность за представленный Генеральной Ассамблее доклад Генерального секретаря, озаглавленный "Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии";

2. принимает настоящую резолюцию и приложение к ней в качестве Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций ("Стратегия");

3. постановляет без ущерба для продолжения обсуждения во всех соответствующих комитетах всех своих пунктов повестки дня, касающихся терроризма и борьбы с терроризмом, предпринять следующие шаги для эффективного осуществления мер по реализации Стратегии:

a) представить Стратегию в ходе сегмента высокого уровня своей шестьдесят первой сессии;

b) рассмотреть через два года прогресс, достигнутый в осуществлении Стратегии, и рассмотреть вопрос о ее обновлении с целью реагирования на изменения, признавая, что многие меры, содержащиеся в Стратегии, могут быть реализованы незамедлительно, некоторые из них потребуют последовательной работы на протяжении следующих нескольких лет, а некоторые из них следует рассматривать в качестве долгосрочных целей;

c) предложить Генеральному секретарю внести вклад в будущее обсуждение в Генеральной Ассамблее обзора осуществления и обновления Стратегии;

d) рекомендовать государствам-членам, Организации Объединенных Наций и другим соответствующим международным, региональным и субрегиональным организациям оказать поддержку в осуществлении Стратегии, в том числе путем мобилизации ресурсов и специалистов;

e) далее рекомендовать неправительственным организациям и гражданскому обществу по мере необходимости взаимодействовать в решении вопроса о том, каким образом можно активизировать усилия по осуществлению Стратегии;

4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей шестьдесят второй сессии пункт, озаглавленный "Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций".

99-е пленарное заседание,
8 сентября 2006 года

Приложение

План действий

Мы, государства - члены Организации Объединенных Наций, постановляем:

1. последовательно, безоговорочно и решительно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности;

2. принять незамедлительные меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним во всех его формах и проявлениях, и в частности:

a) рассмотреть вопрос о присоединении без промедления в качестве сторон к существующим международным конвенциям и протоколам против терроризма и о их осуществлении и приложить все усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме;

b) осуществить все резолюции Генеральной Ассамблеи о мерах по ликвидации международного терроризма и соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи о защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом;

c) осуществить все резолюции Совета Безопасности, касающиеся международного терроризма, и полностью сотрудничать со вспомогательными контртеррористическими органами Совета Безопасности в выполнении их задач, признавая, что многие государства по-прежнему нуждаются в помощи для осуществления этих резолюций;

3. признать, что международное сотрудничество и любые меры, которые мы примем для предотвращения терроризма и борьбы с ним, должны обеспечивать соблюдение всех наших обязательств по международному праву, в том числе по Уставу Организации Объединенных Наций и соответствующим международным конвенциям и протоколам, в частности норм в области прав человека, беженского права и международного гуманитарного права.

I. Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма

Мы постановляем принять следующие меры, направленные на устранение условий, способствующих распространению терроризма, включая, однако не ограничиваясь, затянувшиеся неурегулированные конфликты, дегуманизацию жертв терроризма во всех его формах и проявлениях, отсутствие правопорядка и нарушение прав человека, этническую, национальную и религиозную дискриминацию, политическую изоляцию, социально-экономическую маргинализацию и отсутствие благого правления, признавая при этом, что ни одно из этих условий не может служить оправданием или обоснованием актов терроризма:

1. продолжать укреплять и как можно лучше использовать возможности Организации Объединенных Наций в таких областях, как предотвращение конфликтов, переговоры, посредничество, примирение, судебное урегулирование, обеспечение правопорядка, поддержание мира и миростроительство, с тем чтобы содействовать успешному предотвращению и мирному урегулированию затянувшихся неурегулированных конфликтов. Мы признаем, что мирное урегулирование таких конфликтов будет содействовать усилению глобальной борьбы против терроризма;

2. продолжать предпринимать под эгидой Организации Объединенных Наций инициативы и программы с целью поощрения диалога, терпимости и понимания между цивилизациями, культурами, народами и религиями и поощрять взаимное уважение и предотвращать дефамацию религии, религиозных ценностей, убеждений и культур. В этой связи мы приветствуем предложенную Генеральным секретарем инициативу создания Альянса цивилизаций. Мы также приветствуем аналогичные инициативы, которые предпринимаются в других частях мира;

3. поощрять культуру мира, справедливости и развития человека, этническую, национальную и религиозную терпимость и уважение всех религий, религиозных ценностей и убеждений или культур путем создания и поощрения, в зависимости от обстоятельств, программ просвещения и информирования общественности с участием всех секторов общества. В этой связи мы призываем Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры играть ключевую роль, в том числе путем организации межконфессионального и внутриконфессионального диалога и диалога между цивилизациями;

4. продолжать прилагать усилия к принятию в случае необходимости и в зависимости от обстоятельств и в соответствии с нашими обязательствами по международному праву таких мер, которые требуются для запрещения по закону подстрекательства к совершению террористического акта или актов и недопущения такого поведения;

5. вновь подтвердить нашу решимость обеспечить своевременную и полную реализацию целей и задач в области развития, согласованных на крупных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций, включая цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. Мы подтверждаем нашу приверженность искоренению нищеты и поощрению динамичного экономического роста, устойчивого развития и глобального процветания для всех;

6. стремиться к осуществлению и усилению программ развития и социальной интеграции на всех уровнях как самоцелей, признавая, что успех в этой области, особенно в вопросах, касающихся безработицы среди молодежи, может содействовать сокращению масштабов маргинализации и связанного с этим чувства отчуждения, которые подпитывают экстремизм и способствуют вербовке террористов;

7. рекомендовать системе Организации Объединенных Наций в целом расширить масштабы сотрудничества и помощи, которые она уже осуществляет в областях верховенства права, прав человека и благого правления, для поддержки устойчивого экономического и социального развития;

8. рассмотреть вопрос о том, чтобы на добровольной основе создать национальные системы помощи, которые будут учитывать потребности жертв терроризма и их семей и содействовать нормализации их жизни. В этой связи мы рекомендуем государствам просить соответствующие учреждения Организации Объединенных Наций оказать им помощь в создании таких национальных систем. Мы будем также стремиться к поощрению международной солидарности в поддержку жертв и будем содействовать привлечению гражданского общества к осуществлению глобальной кампании по борьбе против терроризма и его осуждению. Это может включать рассмотрение в Генеральной Ассамблее возможности разработки практических механизмов для оказания помощи жертвам.

II. Меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним

Мы постановляем принять следующие меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним, в частности лишить террористов доступа к средствам для осуществления их нападений, объектам их нападений и возможностям достижения желаемых результатов их нападений:

1. воздерживаться от организации, подстрекательства, содействия, участия, финансирования, поощрения или проявления терпимости по отношению к террористическим действиям и принять надлежащие практические меры к обеспечению того, чтобы наши соответствующие территории не использовались для размещения террористических объектов или учебных лагерей и для подготовки и организации террористических актов, совершение которых будет направлено против других государств или их граждан;

2. полностью сотрудничать в борьбе против терроризма в соответствии с нашими обязательствами по международному праву, с тем чтобы на основе принципа экстрадиции или уголовного преследования выявлять, отказывать в убежище и привлекать к ответственности любое лицо, которое поддерживает, оказывает содействие, участвует или пытается участвовать в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов, или предоставляет убежище;

3. обеспечить задержание и преследование или экстрадицию лиц, виновных в совершении террористических актов, согласно соответствующим положениям национального и международного права, в частности в области прав человека, беженского права и международного гуманитарного права. Мы будем прилагать усилия к тому, чтобы заключать и осуществлять в этих целях соглашения о взаимной судебной помощи и экстрадиции и будем укреплять сотрудничество между правоприменительными ведомствами;

4. интенсифицировать по мере необходимости сотрудничество в деле своевременного обмена точной информацией, касающейся предотвращения терроризма и борьбы с ним;

5. укреплять координацию и сотрудничество между государствами в борьбе с преступностью, которая может быть связана с терроризмом, включая незаконный оборот наркотиков во всех его аспектах, незаконную торговлю оружием, в частности стрелковым оружием и легкими вооружениями, в том числе переносными зенитно-ракетными комплексами, отмывание денег и контрабанду ядерных, химических, биологических, радиоактивных и других потенциально смертоносных материалов;

6. рассмотреть вопрос о безотлагательном присоединении к Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и к трем дополняющим протоколам к ней, а также вопрос об их осуществлении;

Резолюция 55/25, приложение I.

Резолюция 55/25, приложения II и III; и резолюция 55/255, приложение.

7. принимать перед предоставлением убежища надлежащие меры для того, чтобы убедиться, что лицо, обращающееся с такой просьбой, не занималось террористической деятельностью, а после предоставления убежища - для того, чтобы статус беженца не использовался в целях, противоречащих положениям, изложенным в пункте 1 раздела II, выше;

8. рекомендовать соответствующим региональным и субрегиональным организациям создавать или укреплять механизмы или центры по борьбе с терроризмом. Если для этого им потребуется содействие и помощь, мы рекомендуем Контртеррористическому комитету и его Исполнительному директорату, а также, когда это входит в круг их ведения, Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Международной организации уголовной полиции оказывать содействие в обеспечении такого взаимодействия и помощи;

9. признать, что вопрос о создании международного центра по борьбе с терроризмом может быть рассмотрен в рамках международных усилий, направленных на активизацию борьбы с терроризмом;

10. рекомендовать государствам применять всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в сорока рекомендациях, касающихся отмывания денег, и девяти специальных рекомендациях, касающихся борьбы с финансированием терроризма, Целевой группы по финансовым мероприятиям, признавая, что государствам может потребоваться помощь в их осуществлении;

11. предложить системе Организации Объединенных Наций создать совместно с государствами-членами единую всеобъемлющую базу данных о биологических инцидентах, приняв меры к тому, чтобы она дополняла базу данных о биологических преступлениях, которую намерена создать Международная организация уголовной полиции. Мы также рекомендуем Генеральному секретарю обновить список экспертов и лабораторий, имеющийся в его распоряжении, а также технические руководящие принципы и процедуры для своевременного и эффективного расследования случаев предполагаемого использования таких средств. Наряду с этим мы отмечаем важное значение предложения Генерального секретаря об объединении при содействии Организации Объединенных Наций усилий основных заинтересованных сторон в сфере биотехнологии, включая промышленные и научные круги, гражданское общество и правительства, в рамках единой программы, направленной на обеспечение использования достижений в области биотехнологии только для общего блага, а не в террористических или иных преступных целях, при должном соблюдении основополагающих международных норм защиты прав интеллектуальной собственности;

12. сотрудничать с Организацией Объединенных Наций при должном соблюдении принципов конфиденциальности, уважения прав человека и других обязательств, налагаемых нормами международного права, для изучения путей и средств:

Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций (A/RES/60/288) является уникальным глобальным инструментом для наращивания национальных, региональных и международных усилий по борьбе с терроризмом. Посредством ее принятия консенсусом в 2006 году все государства — члены Организации Объединенных Наций впервые согласовали общий стратегический и оперативный подход к борьбе с терроризмом.

Стратегия не только направляет четкий сигнал о том, что терроризм является неприемлемым во всех его формах и проявлениях, но и отражает решимость государств предпринимать на индивидуальной и коллективной основе практические шаги по предупреждению терроризма и борьбе с ним. Эти практические шаги включают широкий спектр мер — от укрепления потенциала государств по противодействию террористическим угрозам до повышения эффективности координации контртеррористической деятельности системы Организации Объединенных Наций.

Компоненты Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций

Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций, изложенная в резолюции и прилагаемом к ней Плане действий (A/RES/60/288), состоит из четырех компонентов, а именно:

  1. Устранение условий, способствующих распространению терроризма.
  2. Меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним.
  3. Меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы Организации Объединенных Наций в этой области.
  4. Меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.

Обзор Глобальной контртеррористической стратегии

Генеральная Ассамблея проводит обзор Стратегии раз в два года, что делает ее живым документом, в котором учитываются приоритеты государств-членов в области борьбы с терроризмом.

Шестой обзор Стратегии состоялся 26 июня 2018 года. Генеральная Ассамблея рассмотрела доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (A/72/840) о ходе осуществления Стратегии в течение последних двух лет. Ассамблея приняла резолюцию (A/RES/72/284) об обзоре Стратегии консенсусом, как и все другие пять предыдущих резолюций об обзоре Стратегии.

вновь подтверждая свое решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности,

вновь подтверждая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, содержащуюся в приложении к резолюции 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года, Декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года, содержащуюся в приложении к резолюции 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 года, и Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года*(1), в частности его раздел по терроризму,

ссылаясь на все резолюции Генеральной Ассамблеи о мерах по ликвидации международного терроризма, включая резолюцию 46/51 от 9 декабря 1991 года, и резолюции Совета Безопасности об угрозах международному миру и безопасности, создаваемых террористическими актами, а также соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи о защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом,

напоминая о том, что в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года мировые лидеры вновь заявили о своей приверженности поддерживать все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств и уважения их территориальной целостности и политической независимости, воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, не соответствующим целям и принципам Организации Объединенных Наций, обеспечивать урегулирование споров мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права и права на самоопределение народов, все еще находящихся под колониальным господством или иностранной оккупацией, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав человека и основных свобод, уважения равноправия всех без различия расы, пола, языка или религии, международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера и добросовестного выполнения обязательств, принятых в соответствии с Уставом,

ссылаясь на мандат, содержащийся в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, в соответствии с которым Генеральная Ассамблея должна безотлагательно доработать определенные Генеральным секретарем элементы контртеррористической стратегии в целях принятия и осуществления стратегии для продвижения на национальном, региональном и международном уровнях всеобъемлющих, скоординированных и последовательных мер по борьбе с терроризмом, в которой учитывались бы также условия, способствующие распространению терроризма,

вновь подтверждая, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав человека, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства, и что международному сообществу следует принять необходимые меры по укреплению сотрудничества в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним,

вновь подтверждая также, что терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой,

вновь подтверждая далее решимость государств-членов приложить все усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, в том числе путем урегулирования остающихся вопросов, касающихся правового определения и сферы действий, охватываемых конвенцией, с тем чтобы она могла служить в качестве эффективного инструмента борьбы с терроризмом,

по-прежнему признавая, что можно было бы рассмотреть вопрос о созыве конференции высокого уровня под эгидой Организации Объединенных Наций с целью определения международных мер противодействия терроризму во всех его формах и проявлениях,

признавая, что развитие, мир и безопасность и права человека взаимосвязаны и подкрепляют друг друга,

принимая во внимание необходимость устранения условий, способствующих распространению терроризма,

подтверждая решимость государств-членов продолжать делать все возможное, с тем чтобы урегулировать конфликты, положить конец иностранной оккупации, бороться с угнетением, искоренить нищету, способствовать динамичному экономическому росту, устойчивому развитию, глобальному процветанию, благому правлению, правам человека для всех и верховенству права, совершенствовать межкультурное взаимопонимание и обеспечивать уважение всех религий, религиозных ценностей, убеждений и культур,

1. выражает свою признательность за представленный Генеральной Ассамблее доклад Генерального секретаря, озаглавленный "Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии"*(2);

2. принимает настоящую резолюцию и приложение к ней в качестве Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций ("Стратегия");

3. постановляет без ущерба для продолжения обсуждения во всех соответствующих комитетах всех своих пунктов повестки дня, касающихся терроризма и борьбы с терроризмом, предпринять следующие шаги для эффективного осуществления мер по реализации Стратегии:

a) представить Стратегию в ходе сегмента высокого уровня своей шестьдесят первой сессии;

b) рассмотреть через два года прогресс, достигнутый в осуществлении Стратегии, и рассмотреть вопрос о ее обновлении с целью реагирования на изменения, признавая, что многие меры, содержащиеся в Стратегии, могут быть реализованы незамедлительно, некоторые из них потребуют последовательной работы на протяжении следующих нескольких лет, а некоторые из них следует рассматривать в качестве долгосрочных целей;

c) предложить Генеральному секретарю внести вклад в будущее обсуждение в Генеральной Ассамблее обзора осуществления и обновления Стратегии;

d) рекомендовать государствам-членам, Организации Объединенных Наций и другим соответствующим международным, региональным и субрегиональным организациям оказать поддержку в осуществлении Стратегии, в том числе путем мобилизации ресурсов и специалистов;

e) далее рекомендовать неправительственным организациям и гражданскому обществу по мере необходимости взаимодействовать в решении вопроса о том, каким образом можно активизировать усилия по осуществлению Стратегии;

4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей шестьдесят второй сессии пункт, озаглавленный "Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций".

99-e пленарное заседание

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2006 г. N 60/288 "Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций"

В данном документе названы следующие направления борьбы с терроризмом:

1. последовательно, безоговорочно и решительно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях, совершаемый кем бы, где бы то и с какой бы то ни было целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности;

2. принять незамедлительные меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним во всех его формах и проявлениях, и в частности:

a. рассмотреть вопрос о присоединении без промедления в качестве сторон к существующим международным конвенциям и протоколам против терроризма и осуществлять их и приложить все усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме;

b. осуществить все резолюции Генеральной Ассамблеи о мерах по ликвидации международного терроризма и соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи о защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом;

c. осуществить все резолюции Совета Безопасности, касающиеся международного терроризма, и полностью сотрудничать со вспомогательными контртеррористическими органами Совета Безопасности в выполнении их задач, признавая, что многие государства по-прежнему нуждаются в помощи для осуществления этих резолюций; признать, что международное сотрудничество и любые меры, которые мы примем для предотвращения терроризма и борьбы с ним, должны обеспечивать соблюдение всех наших обязательств по международному праву, в том числе по Уставу Организации Объединенных Наций и соответствующим международным конвенциям, и протоколам, в частности в области прав человека, беженского права и международного гуманитарного права.

Читайте также: