Гипатия александрийская биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основы знаний по астрономии и механики Гипатия получила под руководством отца. Гипатия была пытливым, любознательным ребёнком, она рано начала проявлять интерес к научным занятиям своего отца.

Старший брат её так же успешно изучал математику и другие науки вместе с сестрой, но уступал ей в способностях.

Отец гордился незаурядными способностями своей дочери.

По дошедшим до нас отрывкам воспоминаний современников, особенно она любила геометрию и, учась доказывать теоремы, исписывала большое количество табличек.

В звёздные ночи Гипатия увлечённо наблюдала за небом.

Она с детства внимательно присматривалась к тому, как работают мастера и сама изготавливала несложные инструменты, необходимые для астрономических наблюдений.

Многолетние наблюдения за звёздами позволили Гипатии позднее внести ряд поправок в труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея, которого она вдумчиво изучала.

Гипатией были составлены более точные астрономические таблицы к геометрии и астрономии.

Своё мастерство по изготовлению приборов для астрономических наблюдений Гипатия довела до совершенства, возможного в то время. Известно, что Синезий, епископ Птолемея, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа. И Гипатия сконструировала их на таком высоком уровне, что ими продолжали пользоваться на кораблях до XVII века.

Именно Гипатии Александрийской наука обязана такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.

Гипатия написала подробные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского.

Интересовалась Гипатия и философией, знала труды Платона и Аристотеля в совершенстве, много читала.

Глубокие знания Гипатии, её острый и быстрый ум, потрясающая работоспособность принесли девушке почти всеобщее уважение.

Около 400 года Гипатию, которой было всего 20 лет, пригласили читать лекции в знаменитую Александрийскую школу, и она заняла одну из ведущих кафедр школы – кафедру философии. Обладая, казалось, безграничным кругозором, Гипатия читала лекции не только по математике, геометрии, астрономии, но и по искусству.

Она разбиралась в музыке и скульптуре, могла бесконечно рассказывать о Гомере и читать его произведения своим ученикам.

Молва о прекрасной и мудрой Гипатии распространялась по свету и к ней стекались ученики из многих стран. Её называли гордостью Александрии и сравнивали одновременно с тремя богинями – с Афиной по уму, с Афродитой по красоте и с Герой по осанке.

Но то, что она в спорах и диспутах легко побеждала всех проповедников христианских доктрин, не принесло ей ничего хорошего, скорее наоборот. Ведь христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Были в жизни Гипатии и романтические отношения. Избранником стал лучший из её учеников афинянин Полисфен. Правда началось всё с общности взглядов и стремления служить науке и истине.

Сначала Полисфен помогал Гипатии в её научных опытах, но постепенно отношения вышли за границы науки, астрологии и философии, хотя, естественно влюблённые не переставали отдавать им большую часть своего времени.

Тем временем беда подступала всё ближе. Христианство боролось с язычеством, а заодно и со всеми научными и культурными ценностями античного мира.

Был разграблен и разрушен языческий храм необыкновенной красоты – Серапетум. Говорят, что он был настолько прекрасен, что даже историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, признавал, что не может передать словами величие и красоту этого храма.

Разграблена была и находившаяся недалеко от храма Александрийская библиотека.

Прекрасно зная свою дочь, Теон запер её в доме, чтобы она не бросилась защищать ценности, которым служила.

Потрясённая произошедшим варварством Гипатия долго не могла прийти в себя, она надела траур и полностью погрузилась в науку.

Вскоре отец заболел и перед кончиной умолял и заклинал свою дочь не вмешиваться в религиозные и политические противостояния.

Епископ Феофил, разоривший александрийскую библиотеку и присвоивший себе многие её ценности, добился принятия закона, который предписывал всем учёным отречься от богопротивных взглядов и покаяться. Однако при Феофиле Гипатию не тронули.

Но вот на смену прежнему епископу пришёл Кирилл Александрийский, который правил Александрией, точно царь. Гипатию он ненавидел по многим причинам – она была гением, женщиной и язычницей.

По воспоминаниям современников Кирилл не блистал умом, зато жестокости и злобы у него было через край.

Первым делом он подослал людей к дому Гипатии, которые полностью разгромили его. Гипатия была вынуждена переселиться к друзьям, где продолжала свои научные занятия, оставаясь верной старым богам.

Последней каплей подтолкнувший Кирилла к физической расправе над Гипатией было её высказывание во время публичной лекции о том, что Кирилл ложно толкует Платона.

Сподвижники Кирилла затащили Гипатию в христианский храм. В церкви они разодрали в клочья её одежду, били великую женщину камнями и с живой сдирали кожу при помощи раковин и черепиц.
А когда гордость Александрии перестала дышать, они разрубили её тело на куски и сожгли на костре.

Гипатия Александрийская была варварски замучена во время великого поста в 415 году. А епископ Кирилл был канонизирован.

После гибели Гипатии были убиты и многие её ученики. Лишь некоторым удалось уехать из Александрии, которая из образовательного и научного центра превратилась в ничто.

Но Кириллу и этого оказалось мало! Он всю жизнь уничтожал труды Гипатии и преуспел в этом.

Её называют дважды убитой, а сочинения Кирилла Александрийского издают до сих пор. Но он не сумел вытравить из истории память о Гипатии.

Позднее учёным по воспоминаниям её современников удалось восстановить биографию самой мудрой женщины Александрии.

Потрясённый Полисфен продолжил было нести людям идеи Гипатии, но через год был убит ударом кинжала одного из убийц Гипатии.

Эти строки нельзя читать без содрогания сердца и глубокой печали:

Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н.э. - самая известная женщина-учёный Древнего мира.
Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами. Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки - крупнейшей библиотеки древности. Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли "Начала" Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.

Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии. Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:
"Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей".

Можно встретить мнение, что на этом фаюмском портрете изображена Гипатия, однако это не так. Гипатия жила спустя два века после написания портрета.

Фаюмский портрет Гипатия

Элберт Хаббард - Гипатия

Элберт Хаббард Гипатия

Альфред Сайферт - Гипатия

Альфред Сайферт Гипатия

Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И. Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи "Арифметики" древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков. Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это - Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. "Таким образом, - заключают Башмакова и Славутин, - можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это - единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней".

Фрагмент картины "Афинская школа", Рафаэля Санти, где художник изобразил Гипатию

Рафаэль Санти Афинская школа

С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия - третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии). Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости - Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Чарльз Кингсли Ипатия Ли Вудварт Циглер

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Байам Шоу

Чарльз Кингсли Ипатия Байам Шоу

постановка "Гипатии" в лондонском Королевском театре (1893 год)

постановка Гипатии в лондонском Королевском театре 1893

Актриса (возможно Мэри Андерсон) в роли Гипатии (1900 год)

Актриса (возможно Мэри Андерсон) в роли Гипатии 1900

В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл - племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей - монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте - императорский префект Орест, ученик Гипатии. Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан.
Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста - Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.

Чарльз Уильям Митчелл - Гипатия

Чарльз Уильям Митчелл Гипатия

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Уильям Мортенсен - Смерть Гипатии

Уильям Мортенсен Смерть Гипатии

В 2009 году был выпущен испанский фильм "Агора", где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс. Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм "Агора" вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора"

Рэйчел Вайс в роли Гипатии (фильм Агора)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Гипатия была одной из первых женщин-математиков, астрономов и философов в истории. Ее жизнь и смерть оставили свой след в каждой последующей эпохе. Ее кончина вдохновила легенду о Святой Екатерине в эпоху Просвещения, ее образ был принят как символ борьбы против католицизма, в XIX веке он снова приобрел популярность в период неоэллинизма, а в XX веке ее идеи воспринимались как протофеминистические, и она стала частью пантеона борцов за права женщин.

Краткая биография Гипатии Александрийской

Точная дата ее рождения неизвестна. Считается, что Гипатия родилась в период 350–370. Тезис о 350-х годах основан на том факте, что летописец Иоанн Малала утверждал, что Гипатия была уже старой, когда ее убили. 370 год считается более правильным, поскольку основан на информации от философа Дамаска, жившего ближе к тем временам.

Отец Гипатии

Краткая биография Гипатии Александрийской

У Гипатии также был брат по имени Епифаний, который, как полагают, также был ученым. Теон был директором Музейной школы, которая была очень престижной и эксклюзивной для своего времени.

Философия Гипатии Александрийской

Как и ее отец, Гипатия следовала идеям неоплатонизма, философского движения, зародившегося в III веке. Она стала его преемницей и преподавала в Музейной школе после смерти отца. Это место стало центром сохранения греческого математического и астрономического наследия. О ее способности учить ходили легенды. Считается, что она привлекала издалека верных учеников и последователей.

Открытия в математике и астрономии

Ее научные труды считаются комментариями к работам по геометрии Аполлония Пергского и арифметике (теории чисел) Диофанта Александрийского.

Религиозные верования Гипатии были языческими, но она уважала христиан, многие из которых были ее учениками. Согласно письмам ее ученика Синезия, который позже стал епископом Птолемея в Киренаике.

На своих лекциях Гипатия учила учеников делать астролябию. Этот астрономический инструмент использовался до 19 века для измерения углов и определения положения небесных тел. Она также смогла разработать и использовать ареометр. Многие ее современники, а также более поздние исследователи считали, что в математике и астрономии она превзошла достижения своего отца.

Личная жизнь

Гипатия была сильной, красивой и умной женщиной. Считается, что она была девственницей и вела чрезвычайно праведную жизнь. Она не вышла замуж, и слухов о ее возможных любовных похождениях не имеется.

Краткая биография Гипатии Александрийской

Гипатия в Александрии

Конфликт в Александрии

К сожалению, Гипатия жила в очень неспокойные времена. В те годы Александрию потрясло противостояние евреев, язычников и христиан. Евреев обвиняли в убийствах и поджогах церквей, а сами христиане спорили между собой о власти и о том, кто на самом деле следует истинной и чистой вере.

До 412 года епископом Александрии был Феофил, который неожиданно скончался, оставив власть в руках своего племянника Кирилла Александрийского, который был создателем ортодоксального учения о Богочеловеке и позже был канонизирован святым.

Он, вслед за предшественником, продолжил политику нетерпимости по отношению к разным религиям. Одним из первых его действий было закрытие и конфискация собственности одной из христианских сект – новаков. Его противником в этом преследовании был Орест, римский префект Александрии. Хотя сам Кирилл был христианином, но он был настроен против Ореста. Возник классический спор о власти между духовенством, с одной стороны, и политической властью, с другой. Орест не хотел, чтобы у Кирилла было слишком много власти, и отказывался дать ему ее.

Гипатия в Александрии

Их отношения крайне испортились после того, как группа евреев убила большое количество христиан, после чего Кирилл изгнал евреев из города. Орест опротестовал это решение, а Кирилл, понимая, что превысил свои полномочия, искал способ уладить ситуацию. После очередного отказа Ореста достичь мира и согласия Кирилл действовал через доверенных ему людей, которые предприняли безуспешную попытку лишить жизни римского префекта.

Гипатия Александрийская

По другим данным, Кирилл с самого начала своего служения епископом был против нее, потому что Гипатия была не только язычницей, но и зарвавшейся женщиной. Спорно, до какой степени последующие события были прямым приказанием Кирилла или постоянные намеки побуждали последователей действовать даже без его благословения. В какой-то момент появились слухи, что Гипатия не пыталась примирить противников, а настраивала Ореста против Кирилла.

Жуткая смерть Гипатии Александрийской

Однажды во время мартовских постов 415 года, когда Гипатия ехала на своей колеснице, ее путь преградили ревностные христиане. Они насильно увели ее и привели в старый языческий храм Кесарии. Там ее раздели до гола и убили маленькими остроконечными глиняными плитками.

Однако, этого им оказалось мало. Они вырезали ей глаза, расчленили тело и сожгли.

По словам историка V века Сократа Схоластика, это убийство было политическим актом. Жестокая и жуткая смерть Гипатии имела мгновенные последствия. Философы и выдающиеся интеллектуалы стали массово покидать Александрию, опасаясь подобной участи. После этого события Александрия постепенно быть научным центром.

Хотя у Гипатии была трагическая кончина, навсегда останутся ее работы. По сей день она является символом знаний и считается одной из самых важных ученых своего времени.

Высокой культурой, старинными, восходящими к Евклиду, научными традициями, а также знаменитой библиотекой славилась тогдашняя Александрия, где после упадка Афинской школы формировалась международная среда интеллектуалов со всех сторон света – философов, математиков, риторов, теологов. Женщин среди них не было. Гипатия Александрийская – случай исключительный.

Прекрасная Гипатия трагическая судьба женщины-ученого, фото № 1

Прекрасная Гипатия трагическая судьба женщины-ученого, фото № 2

Она обогатила науки такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.

Вдобавок к этому, у нее был талант к механике, она могла сама делать мудреные приборы для астрономических измерений. Синезий, епископ Птолемея, ее преданный друг, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа, которые в ходу были на кораблях аж до семнадцатого века.

Ее изобретениями пользовался Коперник при расчетах времени восхода и захода светил. А когда мы хотим выверить горизонтальную поверхность, то используем придуманный Гипатией пузырьковый уровень.

Прекрасная Гипатия трагическая судьба женщины-ученого, фото № 3

Прекрасная Гипатия трагическая судьба женщины-ученого, фото № 4

Прекрасная Гипатия трагическая судьба женщины-ученого, фото № 5

Посещение дома Гипатии вошло в Александрии в моду, стало эмблемой образованности и утонченности; вокруг нее собирался весь цвет ученой Александрии. Сам префект-христианин нередко бывал ее гостем. И это тогда, когда христианские императоры Го-норий и Феодосий II издали специальный закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Во многом помогал своей наставнице в научных опытах лучший из ее учеников афинянин Полисфен. Их сближало родство душ, общность взглядов на мир и преданность делу служения Истине. Их отношения вскоре переросли в мощный союз, где, дополняя друг друга, они создавали ту особую атмосферу, в которой рождались новые философские, астрологические и научные труды.

Прекрасная Гипатия трагическая судьба женщины-ученого, фото № 6

Рафаэль Санти "Афинская школа".

Прекрасная Гипатия трагическая судьба женщины-ученого, фото № 7

Фрагмент картины. Гипатия.

Испуганный Теон запер дочь в доме, чтобы та не поспешила на бесполезную защиту обители знаний. Гипатия долго не могла вернуться к обычной жизни, носила траур, а сняв его, ушла в науку так, как другие уходят в монастырь, целиком и полностью посвятив себя математике, астрономии, механике, философии. Умирая, Теон попросил дочь не вмешиваться в религиозные и политические распри, которые только отнимают время от науки и обучения.

Епископу Феофилу, разорившему александрийскую библиотеку и забравшему себе ее ценности, этого было мало. Был принят закон, предписывающий всем математикам, которых причисляли к астрологам, отречься от богопротивных взглядов и покаяться.

На смену Феофилу пришел Кирилл Александрийский, который фактически правил Александрией. Когда-то и он слушал лекции Гипатии.

Подосланные Кириллом люди разгромили дом Гипатии.

Прекрасная Гипатия трагическая судьба женщины-ученого, фото № 8

В новые времена ученые назвали именем Гипатии кратер на Луне.

УКРАИНА: Отставка премьера. Видео-обраще 10.04.2016 --> Смотрели: 32 (4) Мощное средство самоисцеления. 03.01.2016 --> Смотрели: 1799 (11) Цирк уродов: истории и трагедии цирковых 09.12.2015 --> Смотрели: 65 (2) Славянская Азбука. Значение букв.Суперви 06.12.2015 --> Смотрели: 26 (2) Жириновский скоро Адама объявят украинск 17.04.2015 --> Смотрели: 109 (0)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н.э. - самая известная женщина-учёный Древнего мира.
Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами. Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки - крупнейшей библиотеки древности. Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли "Начала" Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.

Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии. Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:
"Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей".

Можно встретить мнение, что на этом фаюмском портрете изображена Гипатия, однако это не так. Гипатия жила спустя два века после написания портрета.

Фаюмский портрет Гипатия

Элберт Хаббард - Гипатия

Элберт Хаббард Гипатия

Альфред Сайферт - Гипатия

Альфред Сайферт Гипатия

Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И. Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи "Арифметики" древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков. Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это - Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. "Таким образом, - заключают Башмакова и Славутин, - можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это - единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней".

Фрагмент картины "Афинская школа", Рафаэля Санти, где художник изобразил Гипатию

Рафаэль Санти Афинская школа

С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия - третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии). Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости - Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Чарльз Кингсли Ипатия Ли Вудварт Циглер

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Байам Шоу

Чарльз Кингсли Ипатия Байам Шоу

постановка "Гипатии" в лондонском Королевском театре (1893 год)

постановка Гипатии в лондонском Королевском театре 1893

Актриса (возможно Мэри Андерсон) в роли Гипатии (1900 год)

Актриса (возможно Мэри Андерсон) в роли Гипатии 1900

В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл - племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей - монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте - императорский префект Орест, ученик Гипатии. Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан.
Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста - Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.

Чарльз Уильям Митчелл - Гипатия

Чарльз Уильям Митчелл Гипатия

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Чарльз Кингсли Ипатия Ли Вудварт Циглер

Уильям Мортенсен - Смерть Гипатии

Уильям Мортенсен Смерть Гипатии

В 2009 году был выпущен испанский фильм "Агора", где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс. Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм "Агора" вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.

Читайте также: