Гилозоизм джордано бруно кратко

Обновлено: 05.07.2024

Джордано Бруно – натурфилософ, мистик и поэт, родился в итал. городе Нола в 1548г. (отсюда его прозвище – Ноланец). Бруно высказывал идеи о материальном единстве и бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Назначение философии он видел в познании природы, божественной в своей сущности. В этом и многом другом взгляды Бруно противоречили официальному учению католической церкви. Свободомыслие Бруно чаще сталкивалось с неприязнью, чем с пониманием. В 1593г. инквизиция обвинила его в ереси. Отказавшись отречься от своих идей, Бруно был сожжен в 1600г. на Площади Цветов в Риме.

Натурфилософия Джордано Бруно

С другой стороны, материальная природа и все в ней является живым и одушевленным. Духовным началом всего существующего у Бруно выступает Мировая душа, которая практически подменяет понятие Бога. Она предстает как всеобщий разум, объединяющий все многообразие вещей в единое гармоничное целое. Мировая душа является внутренней движущей силой природы и каждой вещи в отдельности. Таким образом, принцип самодвижения содержится в самой природе. Важно понимать, что материя и душа согласно учению Бруно не существуют отдельно друг от друга. Они (и все противоположности вообще) совпадают в одной единой бесконечной субстанции. Эта субстанция есть высшее единство, причина и основание всего существующего, которое воплощено в бесконечном многообразии конечных вещей Вселенной.

В конечном итоге, природа у Джордано Бруно – это единая, бесконечная, неподвижная (т.е. не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться) Вселенная, которая является единственным, несотворенным, самостоятельным бытием, сверх которого ничего не существует. Творческая мощь и причина движения принадлежат самой природе.

Космология Джордано Бруно

Джордано Бруно о познании

Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование Мировой Души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их движущее начало. Здесь Бруно становится на позицию гилозоизма.

Подобно Платону и неоплатоникам, Бруно мыслил Единое как Благо, или Добро. Отсюда его этическая концепция: все исходит от Единого Добра и должно возвратиться к этому вечному, абсолютному первоначалу. Человек в этом восхождении должен помнить о том, что он, как частица вечности, должен пренебречь страхом личной смерти или гибели. Мерилом нравственности являются земные дела человека, которые он призван творить бесстрашно и самоотверженно, принося пользу себе и другим. А для того чтобы направлять усилия на достижение истинных, а не ложных целей, человеку необходимо познавать мир, Божественную природу, самого себя. На высшей ступени познания в человеческой душе проявляется универсальный разум Мировой Души, в сфере которого происходит разрешение противоречий, возникающих на предшествующих стадиях познания. В целом же постижение мира – бесконечный процесс, потому что сам предмет постижения бесконечен.

В гилозоистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, неоплатонические понятия о едином начале и Мировой Душе переплетаются с представлениями ранней греческой натурфилософии и герметической традиции.

Во всеединстве божественной первопричины все бытие пребывает в свернутом виде (complicatio); все противоположности в нем совпадают. Множественность вещей мира – результат его развертывания (explicatio). Таким образом, божественное присутствует во всех формах природы. Бог – не вне мира, а в нем.

В мире, развернутом до отдельных вещей, единство противоположностей, однако, утрачивается. Поскольку тем самым в них разделяются возможность и действительность, вещи не суть то, чем они могут быть, а потому несовершенны, изменчивы и преходящи.

По самой природе Вселенной человеческий дух стремится к познанию бесконечного. Бесконечность – это тот центр, вокруг которого он кружит, никогда не достигая его. Поэтому дух влеком вперед "героическим энтузиазмом", приводящим к росту сознания и к его постепенному уподоблению божественному Началу.

Одно из главных положений современной науки состоит в утверждении однородности пространства, однородности всего мира. Античная и средневековая культура всегда рассматривали мир иерархически. Предметы мира отличаются не только количественно, но и качественно. Скажем, по Аристотелю и томистской физике, есть сфера эфира, сфера звезд, где возможно совершенное движение (на земле движение несовершенно). Джордано Бруно полностью отвергают такую точку зрения, утверждая, что все части мира подчиняются одним и тем же законам.


Пантеистическая философия Бруно явилась высшим результатом развития философской мысли эпохи Возрождения, так как в ней наиболее глубоко определились основные тенденции и особенности Ренессанса: гу­манизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Пантеизм Бруно - самая радикальная и последовательная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения, т.к. в постановке и решении важней­ших проблем он пошел дальше своих предшественников.

Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - ут­верждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно фор­мируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, ма­териалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, матери­альна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной. Земля - малая пылинка в беспре­дельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космоло­гической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конеч­ным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие такого центра.

Материалистическое мировоззрение Бруно, заключенное в пантеи­стическую оболочку, в качестве основы всего существующего предполага­ет единое материальное начало, обладающее творческой силой. В отличие от схоластов и теологов Бруно возвеличивал природу, материальный мир, который порождает бесчисленные формы жизни из себя самого.

Философия Бруно оптимистична. Мир в целом гармоничен и со­вершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных яв­лений. Бруно вошел в историю философии как мужественный борец за торжество научной мысли. Этот этап явился за­кономерным и необходимым в истории философской мысли. Эпоха Воз­рождения знаменует разрыв со средневековой традицией и переход к но­вому времени, хотя к этому и не сводится роль философии рассматривае­мого периода.

Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана картина мира и чело­века, отличная от Средневековья. На смену теологической картине мира пришло новое представление о бесконечности и вечности Вселенной, т. е. сформировалась новая онтология.

Новая картина мира исходила из качественного многообразия явле­ний и вещей, из признания внутренних сил движения и материи, что по­служило главной предпосылкой перехода к новому экспериментально-математическому естествознанию, эпохе классической механики и новой философии XVII в.

Философия Возрождения 'была философией эпохи великих откры­тий, опираясь на которые она боролась за независимость научного и фило­софского знания от теологии и схоластики. Но ее интерес к опытному зна­нию не опирался на научный эксперимент, а произвольные допущения смешивались с подлинными научными открытиями. Не случайно астроло­гические представления, являясь формой учения о единстве и взаимосвязи земного и небесного миров, были тесно связаны с пантеизмом философии Ренессанса.

Философия Возрождения способствовала переходу европейской философии от Средневековья к Новому времени, что и определило ее са­мостоятельное место в философской эволюции человечества.

Джордано Бруно прославился как активный пропагандист идей Николая Коперника о том, что не Земля, а Солнце является центром Вселенной. Но он пошел дальше, развил и уточнил эту теорию, подведя под нее философскую основу.

Последователь Коперника

Джордано Бруно

Из чего состоит Вселенная?

Божественная природа

Имеются сведения и о том, что Бруно увлекался мистическими учениями: так, он часто упоминает имя Гермеса Трисмегиста — мифического мудреца, учение которого, составленное из философии, магии и астрологии, категорически не одобрялось католической церковью. При этом, споря с оппонентами, Бруно приводил научные доводы, основанные на расчетах и наблюдениях. Правда, сам он был скорее талантливым и харизматичным лектором, нежели кабинетным ученым.

Усваивать и удерживать в памяти колоссальное количество информации Джордано Бруно помогало владение мнемоническими техниками — приемами запоминания информации, в основном путем ассоциаций.

Читайте также: