Гибель русской деревни в лирике есенина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Снова выплыл из рощи Синим лебедем мрак. Чудотворные мощи Он принес на крылах. Только влюбленному в жизнь открываются такие искренние и проникновенные строки, доходящие до глубины сознания, трогающие до слез, до сердечной боли. Поэт любил Россию такой, какой она была, не приукрашивая и не умаляя ее достоинств.

Сыновней любовью веет от его произведений. Даль подернулась туманом. Чешет тучи лунный гребень. Красный вечер за куканом Расстелил кудрявый бредень. Под окном от скользких ветел Перепелъи звоны ветра.

Есенину видится город, закованный в бетон, подобно свободному человеку, закутанному в смирительную рубашку. Постепенно из лирики поэта исчезают яркие тона — золотой сменяется серым, алый цвет зари — лимонно-желтым. Тускнеют не только краски, но и чувства. Автор пытается обрести и здесь гармонию, примирить несоединимое. Дар поэта — ласкать и корябатъ, Роковая на нем печать. Розу белую с черной жабой Я хотел на земле повенчать.

Принимая эти перемены умом, Есенин в то же время чувствовал, что преодолеть его сельской Руси будет далеко не так просто и быстро, как это казалось современникам поэта.

Возможно это вас заинтересует:

Новые поступления маек! Этой весной ты будешь

Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина

Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем поэт придает ему характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был…

Бесконечные пьяные ночи

Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом: Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас

И гудит за горизонтом

На лугах веселый пляс.

Постепенно, в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близок и дорог его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь в глаза.

Я усталым таким еще не был…

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервые!

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

К черту я снимаю свой костюм английский…

Что ж, дайте косу, я вам покажу –

Я ль вам не домашний, Я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? С. Есенин

У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын.

Мир стихов Есенина — мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока — городской. Поэт — один из немногих в русской литературе того времени выходец

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.

Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа. Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.

И вспашу я черные щеки Нив твоих новой сохой.

Его Инония — райская страна — видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса. Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем ему придан поэтом характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был. Бесконечные пьяные ночи И в разгуле тоска не впервъ!

Слушать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет, человек.

Город, город, ты в схватке железной Окрестил нас как падаль и мразь.

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы заканчиваете изучение школьного курса литературы, и совсем скоро вам предстоит писать итоговое сочинение. Из 5 направлений , предложенных в этом году, пятое направление Чем люди живы? предполагает рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия. Прежде всего здесь речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках смысла жизни, темы родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня я предлагаю поразмышлять над темой Дома, которая особенно тревожно звучит у каждого писателя и поэта ХХ века. Мы рассмотрим, как развивается образ Дома деревни, семейного очага в лирике С. Есенина и каким идейным содержанием он наполняется.

В ходе обсуждения проблемы мы обратимся к известным стихотворениям поэта

Но если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся.


Слушаем ролик


В двадцатые годы резко настроение стиховизменится, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов.

Но отчего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


НЕ ЖАЛЕЮ НЕ ЗОВУ НЕ ПЛАЧУ

Это произведение, которое многие литературоведы считают достойным эпиграфом к творчеству поэта, было написано Сергеем Есениным в 26 лет. Казалось бы, нет повода задумываться над жизнью в возрасте, когда большинство людей лишь начинает ощущать ее вкус и прелесть. Однако следует учитывать, что Есенин никогда не принадлежал к большинству, и его духовное развитие намного опережало прожитые годы. Фактически параллельно он прожил несколько жизней – поэта, гражданина, пьяницы и дебошира.

Показ ролика

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери,

- Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?

Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.

6.Обобщение учителя.

Запись на доске:

Деревня в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; это историческая память, духовная колыбель.

Трепетно относясь к русской деревне, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать изменений, происходящих на селе. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней человек не может жить.

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Но с течением времени Есенин начинает выходить за пределы своих детских воспоминаний и впечатлений. Теперь поэт раскрывает не столько собственные переживания, сколько судьбу всей России.

Случилось это во времена великих бурь революций. Как поэт своей родины, Есенин не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда он убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали индустриализации, то очень болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села — всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарёю пролитый,

Соберёт его черная горсть.

Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ Прощания и с вымирающей деревянной деревней, и с ее древней земледельческой культурой, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало.

Я человек не новый!

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать…

Сначала чувство родины у поэта было почти неосознанным, детским и безмятежным, счастливым врожденной причастностью к деревенским корням, к ее природе. Затем оно перешло на более сознательный, рассудочный уровень. Но неизменным всегда оставалось одно — бескрайняя любовь к русской деревне, которую Есенин считал колыбелью культуры, нравственности, самой жизни.

Читайте также: