Герой и конфликт драмы 1960 1980 годов вампилов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рубеж 60-80-х годов был ознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и многих других.

В середине 80-х годов большое развитие получает философская драма (основные вопросы человеческого бытия).

Александр Валентинович Вампилов 1937-1972– драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во второй половине века. Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности, уходит от схематизма и декларативности. А. Вампилов принес с собой опыт современной жизни, полный вопросов, недоумений, мучительного поиска героями себя в мире утрачиваемых ценностей. Заслуга А. Вампилова в русской драматургии в том, что он открывает темы и характеры, реально существующие в жизни, но, подчас, проходящие мимо нашего сознания. Драматургу удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете человечности, доброты – качеств, столь необходимых для духовной гармонии, взаимопонимания между людьми. Испытание человека жизненными коллизиями – комфортом, деньгами, сытостью, благополучием или, напротив, потерями, неудачами, неблагополучием – одна из самых злободневных проблем в драматургии А. Вампилова.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Творческие искания А. Вампилова в русской драматургии второй половины ХХ в.

Александр Вампилов – широко известный русский драматург, трагически погибший в возрасте 35 лет. Его литературное наследие – три одноактные пьесы и 4 многоактные. Творчество этого автора принято считать новаторским, перевернувшим все представления, существовавшие в драматургии до него.

Писатель предлагает нашему вниманию своего современника, человека молодого и амбициозного, но столкнувшегося с крахом всех надежд и идеалов.

Вампилов с необыкновенной реалистичностью показывает советские застойные времена. Ту эпоху, когда ситуация настолько критична, что из нее просто нет выхода, но надо как-то жить дальше. Герои драматурга – полные сил молодые люди, лишенные возможности жить так, как они этого хотят, и как позволяет их потенциал.

В основе пьес Александра Вампилова отнюдь не драматический конфликт, этим он и выбивается из ряда других авторов. Его пьесы несут в себе исповедь, но герои бездействуют. Ничего трагического в его произведениях нет.

На сцену выходит действующее лицо, которое на протяжении всех сцен пытается разобраться в самом себе и в том мире, который его окружает. Вся суть заключена в том, что герой пытается постичь свое самосознание. Вампилов – удивительный автор, он предлагает актерам сыграть то, что невозможно представить в действии. И все же это получается.

Вампилов показывает читателям полтора месяца из жизни Виктора Зилова. Его воспоминания становятся сюжетной линией.

Авторская позиция легко прослеживается в ремарках. Это традиционно в драматургии. Правда, что касается Вампилова, то его ремарки пространные и однозначные, сценаристы действуют четко в их рамках, не допуская свободы.

Отношение автора к героям можно увидеть и в диалогах действующих лиц. Оценочные характеристики для окружающих с легкостью и завидным постоянством раздает главный герой – Зилов. Ему Вампилов позволяет многое, он напоминает шута, с которого спрос минимален. Да и не зря над ним постоянно подшучивают, причем даже самые близкие люди. И эти шутки не всегда безобидны.

Окружающие испытывают к Зилову массу чувств – ненависть, злость, ревность. Как видите, здесь полностью отсутствуют положительные эмоции. Может, Виктор и заслужил их. Впрочем, как и любой другой человек.

Зилов не может ответить, что он любит больше всего, хотя все вокруг точно знают ответ на этот вопрос – Виктор любит охоту. Своеобразный комизм ситуации придает и то, что он при этом до конца пьесы не снимает охотничьих принадлежностей. Это своеобразный лейтмотив маски ,который не раз использовал Вампилов в своем творчестве.

Утиная охота для главного героя – свобода, возможность вырваться из общественных оков того времени. Это избавление, начало нового и счастливого пути.

1960-е годы были также временем поисков нового положительного героя в современности. Поэтому появляются пьесы семейно-бытового и социально- психологического содержания.

Главное достижение Вампилова — сложная полифония (многоголосие) живых человеческих характеров, во многом продолжающих друг друга и вместе с тем наделенных своей неповторимостью и индивидуальностью. Герой пьес Вампилова — молодой человек, вступающий в жизнь и стремящийся найти себя, свое место в многообразной и сложной действительности.

Александр Валентинович Вампилов 1937-1972 Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во второй половине века. Отказываясь и от метода социалистического реализма, и от идеологического критерия как главного в оценке человека, Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности, уходит от схематизма и декларативности. Вампилов в своих пьесах соединил философскую

Главная философская проблема, которая объединяет всего его произведения, – мысль о том, как стать и остаться человеком, прожить жизнь, достойную человека.

Данная мысль никогда не декларируется Вампиловым прямо, но она – закономерный итог содержания каждой пьесы, воссоздающей то драматические, то комедийные ситуации Вариант разрушения личности человека, живущего эгоистическими побуждениями, погрязшего в беспутстве, представлен в “Утиной охоте”. Моральный распад личности воплощает образ Виктора Зилова. Как и предшествующие герои Вампилова, это интеллектуал,

умница, интересный человек, но он буквально прожигает жизнь впустую, изобретает собственный вариант “сладкой жизни” Феллини. “Утиная охота” построена как материализация воспоминаний Зилова о прошлом, причем каждое из воспоминаний, завершившись, возвращает к настоящему времени.

Автор показывает, к чему привел каждый прошедший поступок Зилова.

Когда друзья интересуются, что Зилов любит больше всего на свете, раздаются реплики: “работу” (и дружный смех, так как Зилов работает спустя рукава), “жену” (но присутствующая при этом жена говорит, что Зилов ее нисколько не любит, и верно, он постоянно изменяет). Зилов не любит ни друзей, ни родителей. Получив телеграмму от отца, в которой тот просит сына навестить его в последний раз, Зилов иронически сообщает очередной любовнице: “Опять этот старый дурак умирает”. Цинизм, эгоизм, беспутство пронизали жизнь Зилова насквозь.

От природы в него вложен большой потенциал, но ничего не реализовано. В финале герой оказывается перед дилеммой возможного самоубийства.

В самом ли деле Зилов убьет себя, или это очередная игра, важная для его самосознания – читателю остается неизвестным. Есть впечатление, что Зилов слишком эгоистичен, чтобы убить себя. Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет.

Таким образом, показывает автор, не исключено, что все пережитое не пройдет бесследно, и этот человек начнет меняться.

Приход к власти в 1985 М. С. Горбачева и последовавшая эпоха “гласности” в советской печати радикально преобразили русскую литературу. Первыми из ранее запрещенных произведений проникли в печать написанные “в стол” сочинения официально “приемлемых” советских писателей (роман А. Рыбакова Дети Арбата). Публикация Доктора Живаго Пастернака в 1988 открыла путь в печать другим, ранее “неприемлемым” произведениям, например Е. И. Замятина, чей роман-антиутопия Мы был опубликован также в 1988.

Лишь в 1989 рухнули последние барьеры, пропуская в печать сочинения живых эмигрантов и писателей-диссидентов, в том числе выдержки из Архипелага ГУЛАГа Солженицына.

Полемика приобретает ожесточенный характер. Газета “Правда” выступает с примирительной статьей О культуре дискуссий (1987), но литературно-идеологическая ситуация выходит из-под партийного контроля. На встрече с деятелями науки и искусства М. С. Горбачев осуждает враждебность дискуссий и пытается остановить раскол.

Назревает новое противостояние: традиционной и постмодернистской поэтики. Новую литературу на страницах “ЛГ” обсуждают критики. Продолжается идеологическая борьба вокруг понятий “русские” и “русскоязычные” писатели: “Молодая гвардия” публикует юдофобские материалы, “Наш современник” – положительные отклики на Русофобию Игоря Шафаревича, Вячеслав Вс. Иванов публично разрывает дружеские отношения с ее автором, а “Новый мир” печатает статью Шафаревича Две дороги к одному обрыву – поступок неожиданный, если учитывать репутацию автора как ксенофоба (умноженную его же призывом со страниц “Литературной России” к активным действиям против А. Синявского после публикации

Большой популярностью “толстые” журналы пользовались в эпоху перестройки 1985 – начале 1990-х, когда они обсуждали общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения. Невиданный ажиотаж вызвала т. н. “возвращенная литература”: русские писатели-эмигранты первой, второй и третьей волны. Огромный интерес вызывали публикации, в которых пересматривалась официальная историческая концепция, и художественные произведения на историческую тематику (в особенности из эпохи Сталина).

Однако постепенно внимание публики было в значительной степени отвлечено современными политическими новостями и событиями.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "А. В. Вампилов. Современная драматургия"

· Поговорим об особенностях драматургии 1960–1980-х гг.

В 1950-егг. годы советская драматургия оказалась на распутье. Театр по-прежнему оставался важной частью культурной жизни. Но о чём драматургу было говорить со зрителями?

С другой стороны, уже к середине 50-х гг. драматургия начинает поиск нового языка, новых форм. Жанрами, которые выходят на первый план, становятся социально-психологическая драма и историко-документальная драма.

В пьесах Константина Симонова, Николая Погодина, Афанасия Салынского и других авторов показываются важные для истории события. Авторы сосредоточены на показе сильных характеров, цельных натур, людей с ярко выраженной гражданской позицией. В центре конфликта обычно – драматический выбор героя между общим и частным, общечеловеческим и эгоистическим.

Война в таких пьесах показывается сквозь призму человеческого сознания, нравственных ценностей. Драматурги всё больше отходят от публицистичности.

В пьесе поднимаются проблемы веры и неверия в человека, показываются последствия чрезмерной подозрительности. Именно из-за советского гражданина, его нежелания разобраться и неуместного вмешательства героиня погибает.

Всё чаще в драматургии обращали внимания на проблемы повседневной жизни обычных людей. Авторы стремились поставить персонажей в узнаваемые обстоятельства. Усиливается и интерес к молодому современнику, к его реальной жизни, к его чувствам.



· Эффект отчуждения: зритель не вживается в персонажей, а наблюдает за их мыслями и чувствами как бы со стороны.

· Включение в театр самого автора.

· Принцип дистанцирования: актёр может выразить отношение к своему персонажу.

· Соединение драмы с эпической повествовательностью.

Все эти принципы начали воплощаться в русском театре. Экспрессивность, сложные формы образности начали становиться признаком режиссуры Юрия Любимова.

Кроме того, театральное искусство развивалось в тесной связи с поэзией. На сцене театров разыгрывались представления, основой для которых были стихи Маяковского, Есенина, Евтушенко, Вознесенского. Всё чаще в театре обращаются и к прозе современников. Произведения Юрия Трифонова, Василия Шукшина, Бориса Васильева и других прозаиков становятся основой для театральных постановок.


Кто же он такой, драматург, который основал собственное театральное направление, даже не зная об этом?

Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году. В этом году страна отмечала столетие со дня смерти Пушкина. И сын учителя и учительницы получил имя в честь великого поэта – Александр.

Родиной будущий драматург считал село Аларь Иркутской области.

Вскоре после рождения мальчика его отца расстреляли по обвинению суда-тройки. Матери Александра пришлось в одиночку поднимать четырёх детей.

В школе маленький Саша ничем не отличался от сверстников: ходил в походы, учился играть на гитаре и учился довольно посредственно, потому что не любил точные науки. Зато он обожал читать и признавался другу:

Однако попытки молодого драматурга заинтересовать режиссёров были безуспешными. Пьесы Вампилова считались слишком неформатными, художественные руководители театров требовали переписать пьесы в соответствие со своим видением.

Казалось – для такого молодого драматурга это уже выдающиеся достижения, и рано или поздно его творчество оценят. Нужно только не переставать творить… Однако в 1972 г. Александр Вампилов трагически погиб. Лодка, в которой сидел драматург, опрокинулась посреди Байкала, и он не сумел выплыть.

Что же такого Вампилов привнёс в драматургию?

Во-первых, смесь драмы, мелодрамы и комедии. В пьесах Вампилова драматическое признание может обернуться фарсом, комические и драматические моменты тесно сплетены и перерастают друг в друга.

У героев Вампилова всегда есть некий нравственный ресурс, возможность для изменения.

Кроме того, автор делает портретные зарисовки героев. Вот как в пьесе описывается главный персонаж Виктор Зилов:

Можно сказать, что Александр Вампилов совершил в драматургии то же самое, что Юрий Трифонов – в прозе. Он открыл зрителю мир сложных, многомерных персонажей, проявил внимание к семейному быту, к столкновению старого и нового. И показал, что современные нравственные выборы и конфликты могут быть не менее острыми и увлекательными, чем в античных драмах.

На драматургию последних десятилетий повлияла эстетика постмодернизма. Творческие искания как драматургов, так и режиссёров, поиск нового языка драмы становятся всё смелее.

Проявляются и такие черты постмодерна, как цитатность, интертекстуальность. Персонажи дают отсылки на другие произведения, например, на пьесы Чехова. В современном театре соединяются времена и философские концепции, виды искусства и разные жанры. При этом, по сути, происходит то же самое, что и с элитарной литературой: театр постмодернизма, театр абсурда становится слишком сложным для рядового, массового зрителя. Такой театр – метафорический, символический, полный переосмысления, цитат и интеллектуальности – ориентирован на немногих избранных, на интеллектуальную элиту.

Читайте также: