Основание города царевококшайска кратко

Обновлено: 05.07.2024

Территория вокруг современного города всегда была окружена богатыми лесами, что позволяло местному населению заниматься охотой и собирательством, а лес использовать в качестве строительного материала. Места лесных вырубок распахивались и использовались под нужды земледелия и скотоводства. Были развиты бортничество и рыболовство. На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг), обломки глиняной посуды, украшения [2] .

Основание Царевококшайска

Лета 7093-го ноября в 1 день государь царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал послати в новый Царев город с нарядом и с запасы воевод на три полки. В большом полку воевода князь Иван Ондреевич Ноготков да голова князь Григорий Вельской. В передовом полку воевода князь Иван Васильевич Гагин-Великого. В сторожевом полку князь Петр Шеховской. И как воеводы запасы и наряд в город провезут, и быти в Цареве городе воеводами князю Ивану Ноготкову да Михаилу Александрову сыну Нагово; в городничих быти Звяге Воейкову…

Лета 7092. Того же году и в Черемисе Царев город

Основание Царевококшайска было частью политики правительственной колонизации вновь приобретенных земель. С территории застройки города и в окружности не менее пяти верст коренные жители выселялись подальше или сами уходили, не дожидаясь насильственного изгнания [1] .

Царёвококшайск в течение длительного времени оставался военно-административным центром в глубине марийского края. В городе размещались уездная администрация и военный гарнизон, состоящий из русских стрельцов и служилых людей, которым не раз приходилось подавлять стихийные волнения местного населения. Например, бунтующие крестьяне Поволжья и Вятской стороны (русские, татары, чуваши, марийцы) зимой 1609 года с боем захватили Царёвококшайск. Для усмирения повстанцев из Казани прибыл царский карательный отряд, который жестоко расправился с восставшими [4] .

Царёвококшайцы участвовали в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Их посылали для усиления русского влияния на Дон и в калмыцкие степи. Сохранились предания, что царёвококшайцы участвовали и в военных походах Петра I [4] .

Возникнув как укреплённый город, Царёвококшайск ещё более 300 лет назад стал центром уезда. Городом и уездом в XVII в. управлял воевода, назначаемый Разрядным приказом и подчинявшийся приказу Казанского двора. Он руководил вооружёнными силами, исполнял юридические функции, собирал ясак с марийского населения [4] .

При Петре I Царёвококшайск был приписан к Казанской губернии, в которую входило всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани. В 1775 году издаётся указ, согласно которому в Казанскую губернию входило только Среднее Поволжье. Царёвококшайск стал уездным центром вновь преобразованной Казанской губернии [4] .

Основан в 1584 году на реке Кокшайка (ныне Малая Кокшага) по указу царя Фёдора Иоанновича после присоединения марийских земель к Русскому государству как крепость Царёв город на Кокшайке, позже Царёвококшайск. Гидроним Кокшайка - устаревшая русская форма от древнего домарийского Кокшага неясного значения. Известны попытки осмысления названия из марийского кокша "лысый" или из кашкы "быстрый, стремительный" с последующей перестановкой шк в кш.

С 1708 года в составе Казанской губернии, с 1719 года в составе Свияжской провинции. С 1781 года - уездный город Царёвококшайск Казанского наместничества (с 1796 года - Казанская губерния). Следы старинного укрепления в виде рвов и валов сохранились до сего времени на левом берегу Малой Кокшаги.

В 1856 году в уездном городе Царёвококшайск насчитывалось 5 церквей, 187 домов, 10 лавок. Самыми старинными зданиями, сохранившимися в Йошкар-Оле, считаются дом купца Пчелина (1756), Вознесенская церковь (1759) и кладбищенская Тихвинская двупрестольная церковь (1779). Деревянные жилые дома 19 века украшены резными наличниками, карнизами, крыльцами и воротами.

В конце XIX века в городе, по внешнему облику напоминавшем село, действовало 6 церквей, насчитывалось 186 деревянных и 8 каменных домов. Имелся винокуренный завод, с 71 рабочим и производством на 50 тыс. р., и небольшой кожевенный завод, земская больница на 24 кров., 1 земская аптека (1240 рецептов), 1 земский ветеринарный врач, 1 городская богадельня на 9 женщин.

Советская власть была установлена 23 декабря 1917 года.

С 1919 года назывался Краснококшайск. В 1927 году как центр Марийской автономной области получил название Йошкар-Ола - "красный город" (марийское йошкар - красный, ола - город). В 1936-1990 годах - столица Марийской АССР.

В городе действуют Планетарий, Русский театр драмы имени Георгия Константинова, Марийский музыкально-драматический театр имени М. Шкетана, краеведческий музей, музей марийского композитора И. С. Палантая (Ключникова).

Статистика

  • 1856 - 1 200 чел.
  • 1897 - 1 700 чел.
  • 1913 - 2 500 чел.
  • 1926 - 4 300 чел.
  • 1939 - 27 200 чел.
  • 1959 - 88 700 чел.
  • 1962 - 110 000 чел.
  • 1970 - 166 100 чел.
  • 1976 - 191 000 чел.
  • 1982 - 219 000 чел.
  • 1992 - 249 200 чел.
  • 2003 - 256 700 чел.
  • 2011 - 248 800 чел.
  • 2016 - 265 000 чел.

Религия

В начале 1890-х годов был основан женский монастырь "для распространения религиозного просвещения между черемисскими женщинами".

С 1926 года в Краснококшайске (Йошкар-Оле) находилось Марийское викариатство Горьковской епархии.

Самостоятельная Марийская епархия учреждена в 1993 году. Объединяет приходы и монастыри на территории Республики Марий Эл.

Святыни

Святые

  • Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский (+ 1937), отбывал ссылку в 1926-1928 годах
  • Сщмч. Сергий (Дружинин) еп. Ленинградской иосифлянской епархии (+ 1937), расстрелян
  • Сщмч. Леонид (Антощенко), еп. Марийский (+ 1938), расстрелян
  • Сщмч. Сергий Стрельников), прот. (+ 1938), расстрелян
  • Сщмч. Адриан Троицкий, прот. (+ 1938), расстрелян

Храмы

Литература

  • Самсонов П.А., Йошкар-Ола - столица Марийской АССР, Йошкар-Ола, 1960
  • Самсонов П.А., Город на Кокшаге, Йошкар-Ола, 1970

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.



Между XIII и XV веком территория современной Йошкар-Олы была заселена коренными марийцами и входила в состав Золотой Орды, а затем, до середины XVI века, являлась северной периферией Галицкой даруги Казанского ханства, через которую осуществлялись торгово-экономические и военно-политические связи между Казанью и северо-восточными русскими землями. В частности, известно, что эту местность пересекала Галицкая дорога, проходившая на северо-запад от Казани в сторону города Галича — важного средневекового города северо-восточной Руси.







Царевококшайск в течение длительного времени оставался военно-административным центром в глубине марийского края. В городе размещались уездная администрация и военный гарнизон, состоящий из русских стрельцов и служилых людей, которым не раз приходилось подавлять стихийные волнения местного населения. Например, бунтующие крестьяне Поволжья и Вятской стороны (русские, татары, чуваши, марийцы) зимой 1609 года с боем захватили Царевококшайск. Для усмирения повстанцев из Казани прибыл царский карательный отряд, который жестоко расправился с восставшими.
Царевококшайцы участвовали в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Их посылали для усиления русского влияния на Дон и в калмыцкие степи. Сохранились предания, что царевококшайцы участвовали и в военных походах Петра I.






К началу XX века Царевококшайск оставался тихим провинциальным городом. Основу экономики составляло сельское хозяйство, самым многочисленным сословием было крестьянство.
17 февраля 1919 года Царевококшайск был переименован в Краснококшайск. 18 июня 1920 года вошёл в состав Вятской губернии. 4 ноября 1920 года принимается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Марийской автономной области, а уже 25 ноября Краснококшайск становится её административным центром.





You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Из истории города Царевококшайска

К 420-летию основания

Вскоре после присоединения Казани к Руси в 1552 году Марийская земля вошла в состав Русского государства. Это событие открыло дверь для проникновения сюда света Христовой веры. На пограничных территориях в те времена ставились города-крепости для защиты от мятежей и разбойных нападений. Не стал исключением и Марийский край.

Царёв город

Как известно из истории, города на Руси закладывались с совершением особого чина. Воевода и священник выбирали место для постройки, затем, после освящения места под строительство церкви, совершался крестный ход по тем местам, где должны были находиться городские стены. Этот порядок старались соблюдать – на Руси принято было испрашивать Божие благословение на всякое начинание.

Царевококшайск изначально строился как православный город, освященный во имя Царя Небесного, и задумывался как подобие Иерусалима на волжской земле. Об этом говорят и названия храмов, большинство из которых связаны с событиями земной жизни Спасителя. В то же время попытки ученых объяснить название города увековечением либо имени царя Ивана IV, либо царя Федора Ивановича не подтверждаются историческими источниками.

Царевококшайск изначально строился как православный город, освященный во имя Царя Небесного, и задумывался как подобие Иерусалима на волжской земле. Об этом говорят и названия храмов, большинство из которых связаны с событиями земной жизни Спасителя. В то же время попытки ученых объяснить название города увековечением либо имени царя Ивана IV, либо царя Федора Ивановича не подтверждаются историческими источниками.

Городские храмы

Первые царевококшайские храмы – Воскресенский собор, Троицкая и Рождественская церкви – были деревянными и немало пострадали во время большого пожара 1696 года.

Надо сказать, что семейство Пчелиных отличалось в отношении Церкви большим радением: на их средства был построен храм в селе Цибикнур. Существует также предание, что один из Пчелиных обрел в Яранском уезде Вятской губернии небольшое, исполненное на камне изображение святителя Николая Чудотворца (с одной стороны) и великомученика Георгия Победоносца (с другой). Образ этот стал месточтимой иконой и хранился в Вознесенской церкви. Вместе с образом Вознесения Господня его носили во время крестных ходов.

Храмовое строительство в Царевокошайске успешно продолжалось. В 1759 году был выстроен каменный Воскресенский собор с престолами в честь Воскресения Христова, святого мученика Феодора и Покрова Пресвятой Богородицы. К этому соборному храму была приписана построенная в 1774 году уже упоминавшимся купцом Стефаном Вишняковым церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери с приделом в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В начале XX века в городе появился тюремный храм, освященный во имя святой великомученицы Варвары.

Монастыри

Как известно, Богородице-Сергиев женский монастырь существовал до 1921 года. В 1900-1909 годах им управляла игумения Магдалина (Евдокия Архиповна Большакова), а в 1909-1921 годах – монахиня Серафима (Дария Петровна Фролова), которая была возведена в сан игумении 2 июля 1913 года Высокопреосвященнейшим Иаковом, архиепископом Казанским и Свияжским. По сохранившемуся преданию, матушка Серафима погибла в начале 20-х годов по дороге в Казань, пытаясь спасти от разграбления монастырское имущество.

За годы своего существования Богородице-Сергиев монастырь оказал большое влияние на нравственное развитие горожан, на уклад города в целом. При обители существовал приют для девочек-сирот, которые к тому же получали образование в монастырском училище. Основное внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию девочек, так как они поступали в приют с грубыми привычками, были слабо знакомы с православной верой. Вечером в свободное время девочки под руководством учительниц вязали, шили, вышивали и слушали духовное чтение. Больше всего им нравились жития святых. В воскресные и праздничные дни все присутствовали за богослужением, а наиболее способные пели в хоре при Троицкой церкви. Воспитание в обители воздействовало на девушек благотворно: они приучались к порядку и опрятности, расширяли религиозно-нравственный кругозор. По окончании учебы все доброе, усвоенное в монастыре, вносилось воспитанницами в среду своих семейств.

Святыни

Православная жизнь Царевококшайска была весьма активной. Фактически в каждом храме были почитаемые верующими святыни, совершалось множество крестных ходов.

В Воскресенском соборе хранился образ Спасителя, принесенный стрельцами из Москвы в 1584 году. Ежегодно 1 августа его носили по Царевококшайску крестным ходом, служили на Кокшаге молебен.

В Богородице-Сергиевом монастыре особо почиталась икона, изображающая явление Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому (в настоящее время находится в Богородице-Сергиевой Пустыни в Килемарском районе республики).

Становление города

Спустя некоторое время после основания Царевококшайск был обнесен деревянными стенами с башнями, за которыми находились земляные валы и рвы, наполненные водой. Скорее всего, городские укрепления располагались следующим образом: на севере – у Вознесенского собора, на западе – около нынешней Комсомольской улицы, на юге – между улицами Пушкина и Чернышевского, с востока город защищала река. Первыми горожанами стали военные, административные и духовные лица (воевода, городничий, стрельцы, священники и другие), а местным жителям, в целях безопасности расселенным по радиусу до пяти верст от укрепления, не разрешалось ночевать в городе.

В конце XVI века, после расширения границ Русского государства на юг и восток, Царевококшайск потерял свое военное значение. В город и его окрестности стали переселяться государственные крестьяне, стрельцы и чиновники, ремесленники и торговцы. Вместе с русскими переселенцами на марийскую землю проникали новые способы ведения хозяйства, быта, новый, православный образ жизни. Постепенно вокруг крепостных стен образовался посад, появились предместья, в окрестностях выросли деревни Ширяйково, Вараксино, Гомзово и другие. На противоположном берегу Кокшаги появилась Вознесенская слободка, через реку около Вознесенской церкви перекинулся деревянный мост.

В конце XVI века, после расширения границ Русского государства на юг и восток, Царевококшайск потерял свое военное значение. В город и его окрестности стали переселяться государственные крестьяне, стрельцы и чиновники, ремесленники и торговцы. Вместе с русскими переселенцами на марийскую землю проникали новые способы ведения хозяйства, быта, новый, православный образ жизни. Постепенно вокруг крепостных стен образовался посад, появились предместья, в окрестностях выросли деревни Ширяйково, Вараксино, Гомзово и другие. На противоположном берегу Кокшаги появилась Вознесенская слободка.

В 1696 году в городе случился пожар, в ходе которого сгорели почти все постройки. После бедствия первыми стали восстанавливаться церкви, но уже из кирпича, а крепостные стены и башни вновь не возводились, так как необходимость в них отпала.

В 1835 году император Николай I утвердил регулярный план, по которому город получил прямоугольную сетку улиц: по берегу р. Кокшаги лежала Троицкая (ныне – Анисимовская) улица, параллельно ей – главная, Вознесенская (Карла Маркса), следом Покровская (Советская), Игнатьева (Волкова), Ярмарочная (Комсомольская) и Пограничная (Маяковского). Перпендикулярно им шли Монастырская (Чернышевского), Тихвинская (Горького), Кирпичная (Коммунистическая) и Садовая (Красноармейская) улицы.

На Вознесенской улице располагались церкви и лучшие здания города: присутственные места, больница с аптекой и несколько особенно красивых домов. Дома состоятельных и известных горожан, острог, гостиницы, кабаки находились на Покровской улице. В некоторых домах нижние этажи сооружались из кирпича, в них размещались торговые лавки. До сих пор сохранились дома купцов Булыгина и Наумова (ул. Советская, 102 и 104). Общественно значимые учреждения стояли на Садовой улице. Близ Вознесенского храма, между Покровской и Вознесенской улицами, был разбит городской сад – излюбленное место прогулок горожан, и, наверное, одно из самых красивых мест Царевококшайска. За мостом простирались живописные пойменные луга с великолепной сосновой рощей, имевшей удивительно ароматный смолистый воздух. Кокшага в то время была настолько чиста, что жители брали воду для своих нужд прямо из реки. В ней водилось много рыбы: окуни, язи, налимы, судаки, щуки.

Царевококшайцы

В 1775 году, после реформ Екатерины II, Царевококшайск стал одним из двенадцати уездных центров Казанской губернии и получил свой герб. Приписанный к городу уезд назывался Царегородским, а жители именовались царегородцами (отсюда, вероятно, и распространенная в этих местах фамилия Царегородцевых). Воевода являлся главным представителем власти в городе и уезде, решал военные задачи, вел судебные процессы, наблюдал за финансовой и хозяйственной жизнью, отвечал за спокойствие в городе и на приписанной к нему территории. Помощником воеводы в управлении был городничий, в ведении которого находилась городская полиция. Он вел также все дела по благочинию, благоустройству, благотворительности.

В базарные дни, по пятницам и воскресеньям, город был оживленней: крестьяне привозили на базар дрова, лапти, сено, муку, мясо, холсты, грибы, ягоды и прочую снедь, горожанки спешили запастись провизией. В праздники не было заметно разгула и бесчинств.

В городе можно было увидеть и хорошо меблированный дом, и простую сельскую избу. Часы для большинства составляли роскошь, о времени горожан ударами колокола извещали башенные часы.

Система образования

По свидетельству историков, к началу XX века уровень грамотности населения Царевококшайска был довольно высоким. Просвещением народа занимались монастыри, приходские священники, земские и государственные учебные заведения.

Городские храмы, духовенство, в них служащее, выполняли свое миссионерское служение, способствуя духовному просвещению населения Марийского края, повышению уровня его образованности. При храмах действовали библиотеки, обладавшие неплохими собраниями книг (к примеру, собрание книг при Троицком храме в 1915 году насчитывало 420 томов). Первая церковноприходская школа в Царевококшайске открылась в 1749 году при Троицкой церкви, школы при городских храмах действовали и в дальнейшем. К примеру, при Воскресенском соборе в начале XX века существовали два училища – Березовское начальное, открытое в 1906 году, и Медведевское двухклассное, открытое в 1910 году. Женское училище действовало и при Богородице-Сергиевом женском монастыре. На уроках изучался Закон Божий, учили чтению, правописанию, арифметике, географии, истории.

Священнослужители царевококшайских храмов активно участвовали в работе земских и государственных образовательных учреждений. Как правило, они преподавали там Закон Божий. Первым законоучителем Царевококшайского уездного училища в 1825 году стал отец Симеон Иванович Помарский – настоятель Вознесенской церкви.

Одним из самых известных царевококшайских священников начала XX века был протоиерей Алексий Петрович Азановский. Свое служение в городе он начал с февраля 1897 года в Троицкой церкви, а позднее, в 1904 году, служил в Воскресенском соборе Царевококшайска. Отец Алексий вел активную педагогическую деятельность. В разное время он преподавал Закон Божий в церковноприходских школах, в Медведевском земском училище, в Царевококшайском четырехклассном городском министерском училище, занимал различные административные должности.

В начале XX века в Царевококшайске имелось несколько начальных учебных заведений, ремесленная школа, реальное училище, воспитанники которого пели в тюремном храме, педагогические курсы и женская гимназия. В гимназии изучали Закон Божий, французский и русский языки, географию, арифметику, рукоделие и другие предметы, позднее были введены гигиена и гимнастика. Все обучались пению, из учениц с лучшими голосами был образован хор, который пел в Троицкой церкви.

В 1917 году в бывшем арестном доме (сейчас краеведческий музей) открылась русско-черемисская учительская семинария, преобразованная затем в педагогические курсы. День во всех учебных заведениях начинался и заканчивался молитвой. Крестьянские дети принимались во все городские училища. По отзыву учителей они оказывались способнее городских и лучше учились. Особенно привлекала крестьян стипендия, которая выдавалась учащимся. Закончив средние учебные заведения, царевококшайцы получали возможность поступать в университеты России, а уездная земская управа помогала студентам денежными пособиями. Царевококшайские учебные заведения, как пишут историки, считались одними из лучших в Казанской губернии.

Красный город

И все же, несмотря на некоторую изолированность, Царевококшайск не могли не коснуться происходившие в 1917 году революционные события. Правда, установление здесь советской власти шло с трудом. Летом 1918 года власть даже переходила к белогвардейцам, но ненадолго. Вскоре в городе были образован Военно-революционный совет, в феврале 1919 года город получил новое имя – Краснококшайск, а затем, в 1928 году, – Йошкар-Ола.

Читайте также: