Герман аляскинский биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

2021-й будет в Рязанской области Годом святого Германа Аляскинского. Православные чтят его как покровителя США. 62ИНФО рассказывает, как простой паренёк из Кадома стал крестителем Америки.

Испытание Валаамом

В Калифорнии есть монастырь, посвящённый памяти русского проповедника. Там хранится одна из первых икон с изображением святого. Но сам преподобный Герман нёс свое служение не на местных солнечных берегах, а в суровом северном краю — на Аляске, которая тогда принадлежала России. И сейчас здесь немало свидетельств о тех временах — православные кресты на кладбищах, остатки храмов…

Кем же был человек, который принёс новую веру в Новый Свет? Послушание он принял в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни под Петербургом. Там провёл пять лет, после чего, желая большего уединения, отправился на Валаам.

На Валааме монах Герман поначалу жил с монастырской братией, а позже получил благословение и удалился в лесную келью в полутора километрах от обители. Он искал уединения, но, по воспоминаниям игумена монастыря, бывал неизменно добр в общении с ближними:

1 - Валаам-18век.jpg

В Кадьякскую миссию набрали десять человек: шестеро иноков и четверо послушников. Воспоминания о поездке сохранились в письме игумену Назарию:

2 - о. Кадьяк.jpg

Как встретили валаамскую братию коренных жителей? С одной стороны — миссия видела их стремление узнать новую веру, с другой — приходилось бороться с множеством не только бытовых трудностей, но и человеческих пороков.

3 - часовня на острове Еловом.jpg

Так было суждено, что монах Герман остался последним из миссии. Он построил небольшой домик на маленьком Еловом острове, которому дал другое название в память о своей прежней обители — Новый Валаам. Жители окрестных поселений полюбили отшельника — обращались за советом, помощью.

Народное почитание преподобного Германа началось задолго до его причисления к лику святых, состоявшегося 9 августа 1970 года. Аскетизм, умение переносить лишения и испытания, сила веры, безграничное желание помогать ближним. А ещё скромность: он так и остался простым монахом, отказавшись от возведения в высокий сан.

Тайна монаха с Аляски

Если о монашеском служении святого Германа мы знаем многое — остались и письма, и свидетельства очевидцев, то о его жизни до пострига долгое время было неизвестно практически ничего. Кем же он был, русский монах, крестивший Америку?

Долгое время бытовала версия, что звали его Герасим Зырянов, родился он якобы под Серпуховом, в купеческой семье. Эта версия основывалась в основном на предположениях. Но в архивах учёные обнаружили документы, подтверждающие, что будущий креститель Америки родился в городке Кадом Шацкой провинции Воронежской губернии (ныне это Рязанская область).

4 - Кадом.jpg

Согласно этим данным, прежде чем поступить на послушание в Приморскую пустынь, юный уроженец Кадома Егор Попов побывал в Саровской обители, придя туда в 1778 году — одновременно с другим послушником, Прохором Мошниным, которого мир позже узнает как Серафима Саровского.

Нёс здесь служение и иеромонах Назарий, тоже родившийся неподалеку от Кадома и позже отправленный на Валаам, чтобы установить там саровский устав. Не кажется удивительным, что земляки держались вместе — и послушник Егор отбыл с иеромонахом к новому месту служения.

Позже именно отец Назарий постриг его в монахи с именем Герман, а спустя годы, как игумен Валаамской обители, благословил его решение присоединиться к Кадьякской миссии.

5 - Воскресенская церковт на о. Кадьяк построена в память о первом храме миссионеров.jpg

Узнав о жизни преподобного Германа, можно лишь удивиться — что за необыкновенная судьба, приведшая обычного паренька из провинциального городка на другой конец света; от русских берёз — к соснам Аляски, от берега тихой речушки — к далёкому океану.

Имя отрока Егора Попова, ставшего преподобным Германом Аляскинским, крестителем Америки, навсегда вошло в историю. Но что важнее — продолжается дело, которому святой отдал всю свою жизнь. В память о нём и его подвиге продолжают освящать храмы по всему миру: в Америке, Канаде, Финляндии, Кении…

6.jpg

Александра Гудкова

Память 27 июля - прославление ПЦА в 1970 году, 15 ноября - преставление (РПЦЗ [2]), 12 декабря (РПЦЗ [3], Албан. [4]), 13 декабря (ПЦА [5]), а также в Соборах Сибирских и Санкт-Петербургских святых, всех святых Северной Америки (ПЦА) и Аляски (ПЦА)

Начало пути

В миру Попов Егор Иванович, родился в 1751 году. Происходил из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии, семья его жила недалеко от города Шацка.

В 17 лет его забрали в рекруты, после чего он послужил в армии 11 лет.

Сразу после армии, в 1778 году, поступил в Саровский монастырь.

В 1781 году, в числе пятерых послушников во главе с преподобным Назарием, отправился в Валаамский монастырь. Там в 1782 году принял монашеский постриг с именем Герман.

Подвижничество на Валааме

После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении, в 2 км от монастыря. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос).

Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника - Серафима Саровского. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви.

Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове.

Аляскинская миссия. Остров Кадьяк

Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников. "1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит - сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать" - замечает в одном из писем архимандрит Иоасаф.

В 1796 году было завершено строительство храма Воскресения Христова.

Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии.

Под руководством архимандрита Иоасафа Миссия находилась недолго: во время бури в 1799 году уже поставленный во епископа преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На острове осталось всего четыре миссионера. На помощь оставшимся в живых в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.

С 1807 года он заведовал школой, в которой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Священной истории и церковному пению, навыкам земледелия.

Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы новообращенные отвергли веру пришельцев, которые стали все чаще выступать в роли эксплуататоров и угнетателей (приезжавшие с целью наживы промышленники), и вернулись бы к своим суевериям. В том, что это не произошло, великая заслуга преподобного Германа. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: "я - нижайший слуга здешних народов и нянька".

Тайные подвиги и келейные молитвы старца оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Одежда его была самая убогая и очень ветхая. Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.

Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним. Ярко свидетельствует об этом случай с С. И. Яновским, правителем администрации Российско-Американской Компании, приступившим к своим обязанностям в 1817 году. Семен Иванович Яновский, аристократ по происхождению, был человеком всесторонне образованным и начитанным, но его религиозно-философские взгляды сводились к модному в те времена деизму. Христианства он, по существу, не знал (хотя формально считался христианином). Православие, Церковь, Таинства - были для него понятиями, не заслуживающими серьезного внимания. Преподобный Герман много беседовал с ним. Впоследствии С. И. Яновский писал: "Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином". Он называл старца "святым мужем", "великим подвижником"; как великую драгоценность он хранил у себя письма преподобного Германа. Такое же благоговение к личности святого испытывали и многие другие его современники.

Прп. Герман Аляскинский в житии. Икона, США, XX в.
Прп. Герман Аляскинский в житии. Икона, США, XX в.

Остров Еловый - Новый Валаам

Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а в период между 1811 и 1817 годами в поисках уединения прп. Герман переселился на пустынный остров Еловый (Спрус) в 2 верстах от острова Кадьяк, назвав свою обитель Новым Валаамом [7]. Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца.

Прп. Герман выкопал землянку, позднее построил возле нее бревенчатую келью. Постелью старцу служила небольшая скамья, под голову он подкладывал 2 кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, на голове клобук, на ногах сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Время, свободное от богослужения, проводил в трудах — занимался огородом, к зиме запасал грибы и рыбу. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в котором также находилось училище для сирот. прп. Герман учил детей Закону Божию и пению.

Прп. Германа сподобился от Бога многих духовных даров, видения ангелов и злых духов. Однажды по его молитвам прекратилось наводнение, в другой раз — пожар. Старец обладал даром прозорливости. Так, он предсказывал, что в Америке будет свой архиерей, что вскоре и исполнилось. В 1840 году была образована на Североамериканском континенте епархия и во главе ее стал свт. Иннокентий (Вениаминов).

Вероятно, в 1835 году преподобный Герман полностью ослеп. В последние годы вел уединенную жизнь, редко выходя из кельи и постоянно пребывая в подвигах поста и молитвы. Он открыл духовным чадам время своей смерти и обстоятельства погребения.

15 ноября 1836 года святой старец попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников преподобный Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению [8].

Над могилой старца был первоначально поставлен простой деревянный памятник, а затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саровского, находившееся в келлии святого старца Германа при его жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним великого работника на Божией ниве. Господу было угодно одновременно благословить на великий подвиг служения людям этих двух благоговейных любителей безмолвия и умного делания.

Почитание и прославление

Преподобный Герман с любовью отзывался на нужды и скорби людские в дни своей земной жизни. Не оставлял он в беде взывающих к нему и после своего преставления. Наиболее известный случай молитвенного предстательства преподобного Германа находится в жизнеописании первого православного епископа в Америке - святителя Иннокентия. В 1842 году святитель на бриге "Охотск" направлялся на остров Еловый. Из-за бури корабль долго не мог войти в гавань, и жизнь команды и пассажиров была под угрозой. Святитель Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: "Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер". Не прошло и четверти часа, как ветер переменился и сделался попутным. И вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле преподобного Германа.

С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом местном почитании памяти старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из Аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах. Первый публичный доклад об отце Германе был напечатан в Валаамском монастыре в 1868 году.

В 1936 году - другой русский православный монах - архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и долго жил там, как преподобный Герман за сто с лишним лет до него. Перед своей кончиной в 1969 году архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню.

Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года).

В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, митрополита всей Америки и Канады Иринея принял решение о канонизации преподобного Аляскинского инока. 9 августа 1970 года на острове Кадьяк в соборе Воскресения Христова владыка Ириней, уже в статусе предстоятеля автокефальной Православной Церкви в Америке, в сослужении сонма архиереев совершил торжественное прославление преподобного Германа в лике равноапостольных. Он стал первым православным святым на Американском континенте. Мощи его были помещены в соборе в деревянную раку, на которую были возложены принадлежавшие святому камилавка и железный крест с параманом.

Почти одновременно преподобный Герман Аляскинский был прославлен также Русской Православной Церковью Заграницей. Решение о его прославлении было принято на Архиерейском Соборе 1969 года, а торжество прославления последовало 25/26 июля 1970 года в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Сан-Франциско. Торжество возглавил митрополит Филарет при участии 5 архиереев и множества духовенства [9].

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 ноября 1970 года имя преподобного Германа было внесено и в месяцеслов Московского Патриархата.

В 1984 году преподобный Герман был причтён к Собору Сибирских святых, а впоследствии его имя было внесено и в иные соборные памяти.

Преподобный Герман Аляскинский
Преподобный Герман Аляскинский

Молитвословия

Тропарь, глас 7 (из службы 27 июля)

Звездо́ пресве́тлая Це́ркве Христо́вы,/ на се́вере просия́вшая,/ вся́ к Ца́рствию Небе́сному путеводя́щая,/ учи́телю и апо́столе и́стинныя ве́ры,/ предста́телю и засту́пниче гони́мых,/ украше́ние изя́щное Святы́я Це́ркве во Аме́рице,/ преподо́бне о́тче Ге́рмане Аля́скинский,/ моли́ся ко Го́споду, Спа́су на́шему,// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, поемый во Америце, глас 3 (из службы 27 июля и 13 декабря)

Преподо́бне о́тче на́ш Ге́рмане,/ пе́рвый свети́льниче, в земли́ на́шей просия́вый,/ прино́сим вси́ тебе́ похвалы́ сия́,/ ты́ же, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ бу́ди на́м засту́пник и уте́шитель/ и Це́ркве на́шея покрови́тель ди́вный,/ да вси́ со умиле́нием зове́м ти́:/ ра́дуйся, о́тче на́ш Ге́рмане,// Аля́ски и всея́ Аме́рики пресла́вный чудотво́рче.

Тропарь, глас 1 (из службы 13 декабря):

Лозу́ Правосла́вия прине́сл еси́ в Аме́рику из Росси́и благочести́выя/ и, удобри́в ко́рень по́стническими тру́дами/ и напои́в оби́льне моли́твенными слеза́ми,/ плоды́ прине́сл еси́ виногра́д возлю́бленный,/ Ге́рмане преблаже́нне о́тче на́ш./ Те́мже и Бо́г тя́ просла́ви, я́ко апо́стола преподо́бнаго,/ нетле́нием моще́й и благода́тию чуде́с,/ от ни́хже почерпа́юще благодея́ния, восхваля́ем тя́:/ сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Дарова́вшему тя́ Аме́рице свети́ло Правосла́вия.

Кондак, глас 3 (из службы 27 июля)

Све́т ве́чный Христа́ Спа́са на́шего/ тя́ на пу́ть ева́нгельский во Аме́рику наста́ви,/ возвести́ти ве́сть о ми́ре ева́нгельскую./ Дне́сь Престо́лу Сла́вы предстоя́,/ моли́ся о стране́ твое́й и лю́дех ея́,/ о ми́ре всего́ ми́ра// и спасе́нии ду́ш на́ших.

Ин кондак, глас 8 (из службы 27 июля и 13 декабря)

Валаа́ма постри́женик [10] честны́й,/ возлю́бленник Бо́жия Ма́тере бы́вый,/ ревни́тель по́двигов дре́вних,/ подви́жник но́вый,/ моли́тву, я́ко копие́ и щи́т, прие́мый,/ стра́шен де́моном и тьме́ язы́честей ста́вый,/ Ге́рмане препо́добне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8 (из службы 27 июля) (Подобен: Взбранной Воеводе)

Взбра́нному Воево́де сво́инствовався,/ в бра́нь вступи́л еси́ на ду́ха зло́бы/ в по́ле преподо́бия и апо́стольства./ И, пояса́в побе́ды обою́дныя,/ воздвиза́еши на́с вопи́ти тебе́:// ра́дуйся, свя́те Ге́рмане, апо́столе преподо́бный.

Литература

Использованные материалы

[1] Годы жизни уточнены на основании исследований С. А. Корсуна. Прежде общепринятой была датировка 1756/1757 - 1836/1837, которая ещё широко представлена в различных современных ресурсах. О происхождении ошибочных дат см. ниже.

[7] По другим данным, монашеское начало на Еловом было положено прп. Германом и монахом Иоасафом (первым принявшим монашеский постриг на Американском континенте) еще в 1805 году (см. Валаамская патрология //Русскiй Паломник, 2005, № 33 ).

[8] Дата кончины уточнена по отчёту Купреянова епископу Иркутскому. Ранее в литературе широко распространилась ошибочная версия о кончине святого 13 декабря 1836 или 1837 года, которая продолжает указываться во многочисленных современных материалах. Предположительно, 13 декабря было днём погребения преподобного. См. Korsun, Sergei, Herman: A Wilderness Saint, Jordanville, NY: Holy Trinity Publications, 2012, p. 146.

[10] В Минее-декабрь: "постри́жник".

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Всей душой полюбил он величественную Валаамскую обитель; полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию. На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в глухом лесу, в полутора верстах от обители. Подвиги преподобного на Валааме продолжались пятнадцать лет.

Это было время расширения пределов России на север: деятельностью русских промышленников были открыты Алеутские острова, С открытием островов обнаружилась необходимость просветить светом Евангельским их обитателей. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященного митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман.

В 1793 году Духовная миссия, образованная для проповеди христианства и крещения язычников - жителей Аляски и прилегающих к ней островов, отправилась из Петербурга на остров Кадьяк и прибыла на место назначения в 1794 году. Святой ревностью проповедников быстро разливался свет проповеди Евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство; была заведена школа для образования новокрещенных детей, выстроена церковь в месте жительства миссионеров.

Как старец чувствовал, так и поступал. Помогал нуждающимся чем только мог, - и алеуты и их дети часто посещали его. Кто просил совета, кто жаловался на притеснение, кто искал защиты, кто желал помощи - каждый получал от старца возможное удовлетворение. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения.

Однажды на корабле из Соединенных Штатов занесена была на остров Ситха, а оттуда на остров Кадьяк повальная заразная болезнь. Смертность была так велика, что три дня некому было копать могилы и тела валялись незарытыми. Во все время этой грозной болезни, продолжавшейся, с постепенным ослаблением, целый месяц, преподобный, не щадя себя, неутомимо посещал больных, увещевал их терпеть, молиться, приносить покаяние или приготовлял их к смерти.

Особенно старался старец о нравственном преуспеянии алеутов, С этою целью для детей сирот устроено было им училище; он сам их учил Закону Божию и церковному пению. С этою же целью в часовне близ его келий в воскресные и праздничные дни собирал он алеутов для молитвы. Здесь разные молитвы читал для них его ученик, а сам старец читал Апостол, Евангелие и устно поучал их. Так приятно было его слушать, что беседующие с ним алеуты увлекались его словом и нередко только на закате дня нехотя оставляли его.

С кроткой любовью, не смотря на лица, обличал он многих в нетрезвой жизни, недостойном поведении и притеснении алеутов. Обличаемая злоба вооружалась против него, делала ему всевозможные неприятности и клеветала на него, обвиняя преподобного старца в возмущении алеутов против начальства,

Барон Ф. П. Врангель по просьбе старца писал под его диктовку письмо одному митрополиту. Когда окончено и прочитано было письмо, старец поздравил барона с чином адмирала. Изумился барон; это была для него новость, которая действительно подтвердилась только через долгое время при выезде его в Петербург.

Часто говорил старец, что в Америке будет свой архиерей, тогда как об этом никто и не думал, да и надежды не было, чтобы в Америке был свой архипастырь, но пророчество его сбылось в свое время.

Незадолго до кончины старец Герман потерял зрение, но хранил полную ясность ума и удивительную память.

Он предсказал духовным чадам время своей кончины и обстоятельства погребения, Повелев возжечь свечи пред иконами, старец блаженно почил при чтении Деяний святых апостолов, Кончина его последовала на 81-м году жизни, 13 декабря 1837 года. Над могилой преподобного Германа был поставлен простой деревянный крест, а впоследствии сооружен и деревянный храм, освященный во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев.

В 60-х годах прошлого века в России уже было известно о местном почитании преподобного Германа на Кадьяке. В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудотворениях. Исцеления по молитве старца Германа записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). Впервые сведения о житии преподобного Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1894 году В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и оставался там до последних дней своей жизни. В 1952 году были составлены житие и акафист святому Герману. В 1969 году архимандрит Герасим открыл святые мощи преподобного Германа и положил их в специально построенной небольшой часовне.

9 августа 1970 года, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяк было совершено прославление старца Германа, жизнь и труды которого принадлежат к славным страницам истории Русской православной миссии в Северной Америке.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. Память его празднуется 27 июля.

Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. С шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре).

В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман удаляется на Валаам. Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера, бывал отрезан от внешнего мира до 8 месяцев в году.

После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос). В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.

Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника - Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви.

Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове.

Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников. "1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит - сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать" - замечает в одном из писем архимандрит Иоасаф.

Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии.

Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) Преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.

Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы новообращенные отвергли веру пришельцев, которые стали все чаще выступать в роли эксплуататоров и угнетателей (приезжавшие с целью наживы промышленники), и вернулись бы к своим суевериям. В том, что это не произошло, великая заслуга преподобного Германа. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: "Я - нижайший слуга здешних народов и нянька".

Тайные подвиги и келейные молитвы старца оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Одежда его была самая убогая и очень ветхая. Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений. Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним. Ярко свидетельствует об этом случай с С. И. Яновским, правителем администрации Российско-Американской Компании, приступившим к своим обязанностям в 1817 году. Семен Иванович Яновский, аристократ по происхождению, был человеком всесторонне образованным и начитанным, но его религиозно-философские взгляды сводились к модному в те времена деизму. (Деизм - религиозно-философское учение, распространенное в ХVII-ХVIII вв., допускавшее существование Бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование Бога как Личности.)

Христианства он, по существу, не знал (хотя формально считался христианином). Православие, Церковь, Таинства - были для него понятиями, не заслуживающими серьезного внимания. Преподобный Герман много беседовал с ним. Впоследствии С. И. Яновский писал: "Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином". Он называл старца "святым мужем", "великим подвижником"; как великую драгоценность он хранил у себя письма преподобного Германа. Такое же благоговение к личности святого испытывали и многие другие его современники. Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал "Новым Валаамом". Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца.

Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни. Над могилой старца первоначально поставлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саровского, находившееся в келлии святого старца Германа при его жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним великого работника на Божией ниве. Господу было угодно одновременно благословить на великий подвиг служения людям этих двух благоговейных любителей безмолвия и умного делания. Преподобный Герман с любовью отзывался на нужды и скорби людские в дни своей земной жизни. Не оставляет он в беде взывающих к нему и после своего преставления. Наиболее известный случай молитвенного предстательства преподобного Германа находится в жизнеописании первого православного епископа в Америке - святителя Иннокентия (память 31 марта и 23 сентября). В 1842 году святитель на бриге "Охотск" направлялся на остров Еловый. Из-за бури корабль долго не мог войти в гавань, и жизнь команды и пассажиров была под угрозой. Святитель Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: "Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер". Не прошло и четверти часа, как ветер переменился и сделался попутным. И вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле преподобного Германа. С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом местном почитании памяти старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из Аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах. Первый публичный доклад об отце Германе был напечатан в Валаамском монастыре в Финляндии в 1894 году. В 1930-х годах другой русский православный монах - архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и долго жил там, как преподобный Герман за сто с лишним лет до него. Перед своей кончиной в 1969 году архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню. Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского инока. Церковь чрез эту канонизацию формально скрепила своей печатью то, что многие природные аляскинцы всегда знали: преподобный Герман выполнил свое христианское призвание достойно и продолжает и ныне предстательствовать пред Богом о живущих.

Читайте также: