Культурное строительство в 20 30 е годы в ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

План
I. Вступление.

II. 1. Идеологические установки коммунистов по отношению культуре.
2. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах:

А) творческие организации и союзы 20-30-х годов;

Б) литература и искусство;

В) образование и наука;

Г) репрессии против деятелей науки, литературы и искусства.
3. Культурное строительство в Куйбышевской области в 20-30-е годы. III. Заключение. IV. Приложение.

Вступление

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России ХХ века.
Идеологические установки коммунистов по отношению к культуре

В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г.) В. И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”.[1] Классовой подход к культуре – определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”.[2] Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.

Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория “классовая обусловленность” являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. В этом понятии приоритет отдавался классовому, а не общечеловеческому содержанию. В культуре преобразующая роль отводилась пролетариату.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”,[3] в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, — писал В.И. Ленин, — уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.[4]

Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения”.[5]

Изменение социально-экономических и политических условий жизни людей коммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачи экономического развития страны требовали технически грамотных, квалифицированных работников. Вместе с тем развитие народного хозяйства создавало определенную материальную базу для культуры. Ленин говорил о том, что Россия должна совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитые страны. “У нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.

Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурным, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база)”.[6]

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека. “Раньше, — говорил В.И. Ленин, — весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации…”.[7]

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. Марксизм-ленинизм является абсолютной истиной, которую должны воспринимать все, а кто с этим не согласен, того надо перевоспитывать или изолировать от общества. Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии и государства.

Страна в течение всего периода Советской власти постепенно, особенно с 30-х до середины 50-х гг., погружается в атмосферу страха. Конформизм, рабская психология становятся нормой жизни многих граждан. При развернутой системе осведомителей НКВД и добровольных “стукачей” только за неосторожно сказанное слово можно было попасть в тюрьму или в лагерь заключенных. Противоречие между великими целями и политической практикой становилось все более очевидным.

В идеологии коммунистов особое место занимает отношение к личности. Создается система социально-политических мифов, желаемое выдается за действительное. Провозглашается горьковское “Человек – это звучит гордо!” А на деле личность обесценена, главное – это коллектив, коллективное мнение, а личность – это лишь средство в достижении глобальной цели – построении коммунизма и осуществлении мировой социалистической революции. Человек – это лишь “винтик” в решении этих задач. Отсюда вся идеологическая работа была направлена на формирование такого “винтика”. Даже нравственность стала рассматриваться в русле решения задач построения коммунизма. На III съезде комсомола Ленин провозглашает: нравственно лишь то, что способствует построению социализма. И здесь общечеловеческая проблема добра и зла сведена к чисто классовой.

В русле классовой борьбы постоянно противопоставлялась буржуазная культура новой, пролетарской культуре. В противоположность буржуазной культуре новая, социалистическая культура, по мнению коммунистов, должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм. С этих позиций определялось коммунистами и отношение к культурному наследию прошлого. Новая культура, по их мнению, вбирает в себя демократические элементы старой, преодолевая в длительной борьбе ее реакционные стороны. Из культурного процесса исключались многие ценности. В спецхранилищах оказались произведения писателей, художников и других представителей культуры, не угодных коммунистам. Разрушались дворянские имения, разрушались храмы, церкви и монастыри, разрушалась связь времен.

На мой взгляд, применительно к культуре идея классовой борьбы и культурной революции является ложной. Это всегда связано с разрушением культурных ценностей. Более предпочтительным является эволюционный путь развития. В 30-е годы партийно-государственное руководство культурой приняло формы грубого административного диктата. Массовые репрессии 30-х – начала 50-х годов привели к невосполнимым потерям в области культуры, отразились на нравственном отношении общества.
Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах

Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом. В наиболее законченном виде концепцию особой пролетарской культуры сформулировал А.А. Богданов, под влиянием которого находились другие деятели Пролеткульта. Он считал, что культура каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована представителями других классов. Выдвигалась задача создания самостоятельной пролетарской культуры, свободной от каких-либо “классовых примесей” и “наслоений прошлого”. Взгляды А. А. Богданова разделяли В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин и др. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена в программном стихотворении В. Кириллова “Мы”:

“Мы во власти мятежного страшного хмеля,

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.

В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности. С этой целью создавались ликбезы, где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.

Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы. Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть. Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.

В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский.

С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование. К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.

Заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики, реактивного движения, математики, биологии.

Форсированная индустриализация страны , ее цена.

1925- XIV съезд ВКПб (принято решение об индустриализации)

Особенности экономической политики:1)Сверхцентрализация всей экономической жизни страны.2)ликвидация трестов, частного сектора экономики, иных атрибутов НЭПа.3)создание мощной и разветвленной администрантивно-крмандной системы.4)прекращение госплана.5)превращение партии ВКПб в административный орган управления экономикой,в главную несущую конструкцию всей административно-командной системы.

  • построено более 1500 пром. предприятий
  • ​строительство электростанций, жд, каналов (Днепрогэс, Беломоробалтийский канал) и иные объекты инфраструктуры

1929 – введение карточной системы на продукты питания

1930 – создание ГУЛАГа

2.Вторая пятилетка 1933-1937

Главная задача – достижение максимально эффективного труда на вновь построенных предприятих (путем применения не экономических методов стимулирования)

1933 – ведение уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции, за опоздание на работу

1935 – возникновение Стахановского движения (массовое движение новаторов социалистического производства в СССР — передовых рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда на базе освоения новой техники)




  • строительство военных предприятий самого различного профиля
  • налажен выпуск военных самолетов, танков и иных видов вооружений

Итоги индустриализации:1)СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства;2)сократился разрыв между СССР и западными странами по показателю промышленного производства на душу населения;3)были построены десятки крупных промышленных предприятий, такие как: Днепрогэс, Кузнецкий металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский, тракторные заводы и др.;4)появились новые отрасли промышленности;5)исчезла безработица;6)СССР стал одной из немногихстран, которые способны были производить все виды современной промышленной продукции.

За индустриализацию страны пришлось заплатить большую цену:1)намеченные темпы роста достигнуты не были, более того, сложилась тенденция к их постоянному падению;2)была разорена деревня;3)значительно упал жизненный уровень населения;4)в возрастающих масштабах начал использоваться бесплатный труд заключенных.

С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.

В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности. С этой целью создавались ликбезы, где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.

Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы. Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть. Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.

В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский.

С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование. К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.

Заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики, реактивного движения, математики, биологии.

Форсированная индустриализация страны , ее цена.

1925- XIV съезд ВКПб (принято решение об индустриализации)

Особенности экономической политики:1)Сверхцентрализация всей экономической жизни страны.2)ликвидация трестов, частного сектора экономики, иных атрибутов НЭПа.3)создание мощной и разветвленной администрантивно-крмандной системы.4)прекращение госплана.5)превращение партии ВКПб в административный орган управления экономикой,в главную несущую конструкцию всей административно-командной системы.

  • построено более 1500 пром. предприятий
  • ​строительство электростанций, жд, каналов (Днепрогэс, Беломоробалтийский канал) и иные объекты инфраструктуры

1929 – введение карточной системы на продукты питания

1930 – создание ГУЛАГа

2.Вторая пятилетка 1933-1937

Главная задача – достижение максимально эффективного труда на вновь построенных предприятих (путем применения не экономических методов стимулирования)

1933 – ведение уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции, за опоздание на работу

1935 – возникновение Стахановского движения (массовое движение новаторов социалистического производства в СССР — передовых рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда на базе освоения новой техники)

  • строительство военных предприятий самого различного профиля
  • налажен выпуск военных самолетов, танков и иных видов вооружений

Итоги индустриализации:1)СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства;2)сократился разрыв между СССР и западными странами по показателю промышленного производства на душу населения;3)были построены десятки крупных промышленных предприятий, такие как: Днепрогэс, Кузнецкий металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский, тракторные заводы и др.;4)появились новые отрасли промышленности;5)исчезла безработица;6)СССР стал одной из немногихстран, которые способны были производить все виды современной промышленной продукции.

За индустриализацию страны пришлось заплатить большую цену:1)намеченные темпы роста достигнуты не были, более того, сложилась тенденция к их постоянному падению;2)была разорена деревня;3)значительно упал жизненный уровень населения;4)в возрастающих масштабах начал использоваться бесплатный труд заключенных.


Культурная революция в СССР была следствием Октябрьской революции 1917 года. Сам термин появился весной 1917 года в “Манифесте анархизма”, а Ленин стал его использовать с 1923 года в одной из своих последних работ – “О кооперации”. Он видел в ней задачу культурного развития народных масс.

Культурное строительство в первые годы советской власти

Фактическое начало культурной революции можно отнести к началу 1918 года, когда был издан декрет об отделение церкви от школы и государства. Из системы образования были удалены богословие и древнегреческий язык, а также другие предметы, которые считали связанными с религией.

Октябрьская революция

Рис. 1. Октябрьская революция.

В первые месяцы советской власти, еще до создания СССР, появились органы партийно-государственного управления культурной жизнью:

  • Агитпроп.
  • Главполитпросвет.
  • Наркомпрос.
  • Главлит.

Большевики начали национализацию типографий, издательств, кинофабрик и музеев. Последние уже в годы Гражданской войны могли делать в дворянских усадьбах, например, в Мураново с 1 августа 1920 года, в нем ранее находилась усадьба поэта Тютчева. Уже в годы Гражданской войны была введена жесткая цензура, начались гонения на религию и власти приступили к борьбе с неграмотностью. Декрет о борьбе с неграмотностью был издан 26 декабря 1919 года. Он обязывал население в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на русском или родном языке.

Началось массовое создание школ, так как численность грамотных была невелика, около 42%. Появились и новые учебные заведения, например, институт красной профессуры. В 1920 году был основан университет в Екатеринбурге, который вскоре переименовали в Свердловск.

Причиной культурной революции была общая отсталость страны 1917 году. Борьба с неграмотностью стала первым шагом для создания собственных кадров для развития науки и промышленности.

Культурная революция СССР

Рис. 2. Культурная революция СССР.

Продолжение культурной революции в 1930-ые

Этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”.

В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу.

Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения.


Рис. 3. СССР ликбез.

Что мы узнали?

Кратко о культурной революции в СССР в 20-е-30-е гг. следует знать, чтобы понимать процессы происходившие в государстве, которое считало себя первым в мире социалистическим. В нем, несмотря на общую бедность, быстро ликвидировали неграмотность.

К середине 30-х годов, после серии экспериментов 20-х годов, закончилось формирование советской системы народного образования. Были введены обязательные государственные программы обучения, учебники, жесткий распорядок учебного процесса. Школу стали делить на начальную, среднее специальное и высшее. Быстрыми темпами росло количество учащихся: в 1932/33 учебном году в школах республики обучалось более 4,5 млн. человек - почти вдвое больше, чем в 1928/29 учебном году.

В конце 30-х годов система обязательного семилетнего образования в городах Украины в целом сформировалась, были созданы предпосылки для осуществления общего среднего образования в городах и завершения семилетней и расширения среднего образования на селе.

Наряду с этими значительными успехами в системе народного образования вызревали проблемы, ведь форсированная индустриализация деформировала не только развитие сельского хозяйства, но и школ. Именно потребности индустрии обусловили чрезмерное увлечение производственным обучением учащихся, что существенно снижало уровень общетеоретической подготовки, обусловило свертывания предметов гуманитарного цикла. В 1930 г. школа стала на путь так называемой политехнизации, а в действительности - ремесленничества. На усиление этих негативных тенденций указывал Нарком просвещения Украины Н. Скрипник на Всесоюзной партийной совещании (1930): «У нас много предложений о сужении общеобразовательных дисциплин: на практике во многих случаях все общеобразовательные дисциплины сводят на нет. Здесь т. Бубнов зачитал программы наших школ ФЗУ, 3% приходится на общеобразовательные политические дисциплины. Это что такое? Это неразрешенный перегиб. Что выносит молодой рабочий с такой школы? Знание производства, общетеоретическое знание производства, та или приобретает он, хоть немного, знаний об обществе . "

Возрастающими темпами происходило и формирование новой интеллигенции. Основную роль в этом процессе играли высшие и средние специальные учебные заведения, число которых быстро росло. Если в 1914/15 учебном году в Украине насчитывалось 88 средних специальных учебных заведений (12,5 тыс. учеников), то в 1940/41 учебном году их стало 693, а количество учащихся увеличилось до 196,3 тыс. человек. Вследствие этих действий на 1 января 1941 года в народном хозяйстве СССР было занято уже 294,5 тыс. специалистов со средним специальным образованием. Подобные тенденции были характерны и для высшей школы республики. В 1920 г. в Украине ликвидирован университеты, а на их базе образованы институты народного образования и другие вузы, количество которых неуклонно росла. Если до революции в Украине действовало 19 высших учебных заведений, то в 1927/28 учебном году - 39 (29,1 тыс. студентов), а в 1938/39 учебном году - уже 129 (124,4 тыс. студентов). Однако количественные показатели не были подкреплены качественными.

Процесс формирования новой интеллигенции сопровождался репрессиями интеллектуальной, творчески активной части украинского народа. Беспощадно истребляя самых ярких и непокорных интеллектуалов, запугав и приручившы остальное старой интеллигенции, неустанно продуцируя низкокачественную, но свою интеллигенцию, режим создавал условия для тотального контроля за развитием не только общественного мнения, но и общественной жизни в целом.

К середине 30-х годов, после серии экспериментов 20-х годов, закончилось формирование советской системы народного образования. Были введены обязательные государственные программы обучения, учебники, жесткий распорядок учебного процесса. Школу стали делить на начальную, среднее специальное и высшее. Быстрыми темпами росло количество учащихся: в 1932/33 учебном году в школах республики обучалось более 4,5 млн. человек - почти вдвое больше, чем в 1928/29 учебном году.

В конце 30-х годов система обязательного семилетнего образования в городах Украины в целом сформировалась, были созданы предпосылки для осуществления общего среднего образования в городах и завершения семилетней и расширения среднего образования на селе.

Наряду с этими значительными успехами в системе народного образования вызревали проблемы, ведь форсированная индустриализация деформировала не только развитие сельского хозяйства, но и школ. Именно потребности индустрии обусловили чрезмерное увлечение производственным обучением учащихся, что существенно снижало уровень общетеоретической подготовки, обусловило свертывания предметов гуманитарного цикла. В 1930 г. школа стала на путь так называемой политехнизации, а в действительности - ремесленничества. На усиление этих негативных тенденций указывал Нарком просвещения Украины Н. Скрипник на Всесоюзной партийной совещании (1930): «У нас много предложений о сужении общеобразовательных дисциплин: на практике во многих случаях все общеобразовательные дисциплины сводят на нет. Здесь т. Бубнов зачитал программы наших школ ФЗУ, 3% приходится на общеобразовательные политические дисциплины. Это что такое? Это неразрешенный перегиб. Что выносит молодой рабочий с такой школы? Знание производства, общетеоретическое знание производства, та или приобретает он, хоть немного, знаний об обществе . "

Возрастающими темпами происходило и формирование новой интеллигенции. Основную роль в этом процессе играли высшие и средние специальные учебные заведения, число которых быстро росло. Если в 1914/15 учебном году в Украине насчитывалось 88 средних специальных учебных заведений (12,5 тыс. учеников), то в 1940/41 учебном году их стало 693, а количество учащихся увеличилось до 196,3 тыс. человек. Вследствие этих действий на 1 января 1941 года в народном хозяйстве СССР было занято уже 294,5 тыс. специалистов со средним специальным образованием. Подобные тенденции были характерны и для высшей школы республики. В 1920 г. в Украине ликвидирован университеты, а на их базе образованы институты народного образования и другие вузы, количество которых неуклонно росла. Если до революции в Украине действовало 19 высших учебных заведений, то в 1927/28 учебном году - 39 (29,1 тыс. студентов), а в 1938/39 учебном году - уже 129 (124,4 тыс. студентов). Однако количественные показатели не были подкреплены качественными.

Процесс формирования новой интеллигенции сопровождался репрессиями интеллектуальной, творчески активной части украинского народа. Беспощадно истребляя самых ярких и непокорных интеллектуалов, запугав и приручившы остальное старой интеллигенции, неустанно продуцируя низкокачественную, но свою интеллигенцию, режим создавал условия для тотального контроля за развитием не только общественного мнения, но и общественной жизни в целом.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: