Геополитическое положение беларуси в 19 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сопоставление природных, социальных и политических сторон жизнедеятельности государства дает характеристику геополитическому положению любого государства.
Исходя из этого, при анализе геополитического положения какого-либо государства следует учитывать следующие аспекты:
1. Географические и климатические условия, в которых развивается государство.
2. Характер деятельности политических элит.
3. Политическая и социальная активность населения в отношении внутренней и внешней политики, а также представление населения о других народах и государствах.

Содержание

1. Введение.
2. Геополитическое видение с позиции правящей элиты Беларуси.
3. Образ Европы в сознании белорусского общества.
4. Литература.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Бобруйский филиал учреждения образования.doc

  1. 1996 г. — подписание договора о создании Сообщества России и Беларуси.
  2. 1997 г. — заключение договора о Союзе Беларуси и России.
  3. 1999 г. — заключение договора о создании Союзного государства.

Давая общую характеристику этим двум этапам, можно сказать, что ни правящая элита, ни большинство народа не тяготели к обладанию национальным и государственным суверенитетом, суверенное белорусское государство не воспринималось населением как очевидная ценность. В целом, население Беларуси не обладало государственной волей, которая является первоосновой для формирования любого государства. Власть, как и сам народ, была поставлена перед фактом независимости и вынуждена была отвечать новым политическим реалиям. Не обладая самостоятельным и ясным геополитическим мышлением, она пошла по самому простому пути, а именно возрождения разорванных связей с Россией без учета новых геополитических реалий. Этот процесс был наиболее интенсивным, когда сулил определенные выгоды политической элите Беларуси. Как только перспектива этих выгод исчезла, наступило охлаждение отношений, но это произошло тогда, когда отношения с западными государствами уже окончательно испортились. В результате страна оказалась в тупиковом положении, что вынудило политическую элиту в ускоренном режиме формировать новую геополитическую концепцию.

3. 2000-2005 гг. — этап, на котором начала разрабатываться стратегия государственного возрождения. Беларусь начинает все более позиционироваться как отдельный геополитический элемент, соответственно, обладающий собственной внешнеполитической позицией и самостоятельно определяющий внутреннюю политику. Были предприняты шаги с целью формирования государственной идеологии, в рамках которой проводится интенсивное внедрение в сознание населения образа президента как единственного гаранта независимости страны и ее стабильного социально-экономического и политического развития.

Радикальное изменение геополитических ориентации правящей элиты произошло в результате оттеснения Лукашенко А. Г. с политического и информационного поля России. Беларусь оказалась в политической (и в определенной степени геополитической) изоляции, как в отношении РФ, так и в отношении ЕС и США. По этой причине, ввиду сложившейся геополитической ситуации, можно выделить два направления и охарактеризовать их как:

Беларусь стремится дружить с теми, кто не вмешивается в ее внутренние дела. Что же касается попыток руководства Беларуси оправдать явное охлаждение отношений с Россией и практически полное торможение интеграционных процессов, то для этого была предпринята полномасштабная идеологическая кампания по формированию национального сознания и внутреннего политического определения Беларуси как независимого и самостоятельного государства. Эта идеологема стала важной составляющей государственной идеологии и настойчиво интегрируется в состав национальной политической мифологии. Кроме того, стараясь сохранить лицо, официальный Минск возлагает всю вину за торможение этих процессов на Кремль. Давая оценку новому видению руководством страны геополитического положения Беларуси, следует отметить, что в основе геополитических ориентации любого государства положены как объективные аспекты исторического, политического и духовно-культурного развития государства, так и перманентно создаваемые, искусственные политические мифы. Для того чтобы подчеркнуть значимость государства, политические элиты при помощи идеологических доктрин выстраивают идеальные, зачастую псевдоисторические конструкции политического и географического развития государства.

В политической истории многих государств политическими элитами широко использовались и используются две концепции возникновения государственности:

  1. Концепция божественного происхождения государства или богоизбранности народа.
  2. Концепция политической и исторической преемственности, наследования традиций одного государства или народа другим.

С одной стороны, эти концепции оправдывали претензии тех или иных групп на политическое господство, а с другой, идеологически поддерживали и популяризировали проводимую внутреннюю и внешнюю политику, которая зачастую носила агрессивный характер.

В соответствии с первой концепцией, которая была широко распространена в Древнем мире, тот или иной народ являлся богоизбранным, а строительство государства представлялось как дело Бога, порученное одному человеку или группе лиц. Элита, цари причисляли себя к богам и тем самым получали божественную легитимность в правлении своим государством. Другие народы и государства считались неполноценными, следовательно, подлежали уничтожению или ассимиляции. Концепция богоизбранности эффективно использовалась в политике таких государств, как Древний Израиль, Египет, Китай, Рим и др.

Что касается второй концепции, то ее содержание можно раскрыть на примере России, которая, опираясь на созданные в XV веке мифологические конструкции: Москва — Третий Рим, и Москва — собирательница Земель Русских, — стала духовной и геополитической правопреемницей, с одной стороны, Византии, с другой — Киевской Руси. Эти идеологические и политические посылки на долгое время оправдали религиозное и политическое лидерство России среди всех православных народов и государств, они позиционировали проводимую ею завоевательную политику и геополитическую экспансию по отношению к другим государствам как политику освободительную, политику защиты этих народов. Кроме того, было обосновано цивилизационное противостояние между Востоком в ипостаси православной России и католическим Западом, что и на сегодняшний день остается одним из ключевых моментов в формировании некоторых геополитических доктрин Российской Федерации.

Многие государства на постсоветском пространстве, которые получили свою независимость в результате глобальных геополитических процессов, также делают все возможное, чтобы создать национальные мифы. Так, представители украинской национальной элиты выработали теорию существования племен древних украинцев, литовцы культивировали миф о кровной связи с древними римлянами, переселившимися на территорию Прибалтики во времена Нерона. Киргизы празднуют 2000 лет своей государственности. В Туркменистане под руководством президента Сапармурата Ниязова в короткое время создан впечатляющий комплекс национальных мифов, опирающихся на сомнительные с точки зрения науки исторические гипотезы.

Формируя национальное самосознание населения на базе концепции исторической, этнической и политической духовной связи и преемственности собственной государственности с более древними народами, политическая элита преследует следующие цели:

  1. Разрушение старых политических мифов и геополитических традиций, например, образа славянского единства и общей истории. Очевидно, во всех постсоветских государствах подвергся серьезной ревизии (либо развеялся самостоятельно) миф о новой исторической общности — советском народе.
  2. Поиск новых геополитических центров тяготения. В данном случае отрыв от московского центра и включение в европейскую геополитическую орбиту. Соответственно, российская интеллектуальная и политическая элита стремится к формулированию идеи о новой геополитической притягательности российского политического центра для постсоветского пространства — при этом используется геополитическая, националистическо-мессианская либо геоэкономическая фразеология.
  3. Создание, а точнее, формулирование традиции национальной государственности.
  4. Поднятие престижа истории государства и национальной культуры в глазах населения.
  5. Акцентирование внимания на заслугах правящей элиты в возрождении и развитии независимости того или иного государства.

Формирование концепций геополитического и исторического развития Беларуси со стороны правящей элиты вызывает особый интерес.

Ключевой концепцией геополитической традиции Белорусского государства является принцип преемственности национальной государственности от Советского Союза, с одной стороны, и преемственности исторических и политических традиций и целей от России, с другой. Разумеется, существует и альтернативное контрвидение происхождения белорусской национальной государственности, однако оно не является частью официальной идеологической доктрины.

Таким образом, на современном этапе развития Беларуси политическая элита страны выработала следующие геополитические и политические принципы:


1. В результате каких геополитических событий белорусские земли оказались в составе Российской империи?

2. Что такое континентальная блокада?

Сайт: Профильное обучение
Курс: История Беларуси, XIX – начало XXI в., 11 класс
Книга: § 13. Геополитическое положение Беларуси в XIX в.
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 5 Март 2022, 08:31

Оглавление

1. Положение белорусских земель после вхождения в состав Российской империи.

В конце XVIII в. этнические белорусские земли были включены в состав Российской империи. Вводилось российское территориально-административное деление на губернии, уезды и волости. К началу XIX в. были созданы Могилевская и Витебская губернии, входившие в состав Белорусского генерал-губернаторства, и Виленская, Гродненская, Минская губернии, которые составили Литовское генерал-губернаторство. За согласие России присоединиться к континентальной блокаде Англии французский император Наполеон I при заключении Тильзитского мира 1807 г. передал царю Александру I территорию Белостокского округа, включенную затем в Гродненскую губернию.


В конце XVIII — ​начале XIX в. на землях Беларуси была введена российская система управления. Главным должностным лицом являлся генерал-губернатор. Он считался наместником царя и был наделен неограниченными полномочиями. Ему подчинялись губернаторы. Он контролировал сбор налогов, поддержание общественного порядка и др. Местные шляхетские сеймики, которым раньше принадлежала вся власть в поветах и воеводствах, были ликвидированы. По российскому образцу создавались новые административные учреждения — ​губернские правления, казенные палаты и др.


Чтобы привлечь на свою сторону белорусскую шляхту, российские власти давали ей возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении краем занимали ставленники российского императора.

Для создания своей опоры в крае правительство проводило политику расширения русского землевладения. На территории Беларуси Екатерина II и Павел I пожаловали в наследственное владение более 200 тыс. ревизских (мужских) душ: как крепостных, так и бывших государственных крестьян. Фаворит Екатерины II граф П. В. Завадовский получил большую Могилевскую экономию (25 тыс. душ), еще один фаворит императрицы П. А. Потемкин — ​Кричевское староство (15 тыс. душ), генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский — ​Гомельское староство (11 тыс. душ), генерал-фельдмаршал А. В. Суворов — ​Кобринское староство (7 тыс. душ).

2. Российско-французские отношения и политическая ситуация в западных губерниях.

Придя к власти, Наполеон на протяжении 1796—1809 гг. подчинил себе почти все страны Западной Европы, кроме Англии, Португалии и Швеции. Рост влияния Франции в Европе не отвечал интересам Российской империи, поэтому Россия принимала активное участие в военных коалициях европейских государств, направленных против Франции. Однако Наполеону удалось разгромить антифранцузские коалиции и подчинить себе главных союзников России — Австрию и Пруссию. Англии Наполеон объявил континентальную блокаду и вынудил присоединиться к ней все завоеванные им государства, а также Россию.

По заключенному в 1807 г. Тильзитскому миру Наполеон создал на польских землях, принадлежавших Пруссии, зависимое от Франции государство — Герцогство Варшавское. Он использовал его в качестве плацдарма на случай войны с Россией, а также рассматривал как базу для возрождения Речи Посполитой. России за ее согласие присоединиться к континентальной блокаде Англии Наполеон отдал Белостокский округ. Этим он хотел также углубить русско-прусские противоречия. Александр I, стремясь заручиться поддержкой поляков, предлагал создать вассальное от России Польское королевство.

Социально-политическая ситуация в западных губерниях Российской империи была достаточно сложной. Большая часть ополяченной шляхты, мещанства, интеллигенции в своих политических взглядах ориентировалась на Наполеона. Часть шляхты настороженно смотрела на те реформы, которые проводил Наполеон в Герцогстве Варшавском, особенно на отмену крепостного права.

Эти противоречия российское правительство стремилось использовать в своих целях. В феврале 1811 г. А. Чарторыйский по распоряжению российского императора ездил в Варшаву на переговоры с польскими деятелями об их переходе на сторону Александра I, однако они окончились неудачей.

3. Проект возрождения Великого Княжества Литовского.

После заключения Тильзитского мирного договора из части прусских и австрийских владений бывшей Речи Посполитой было образовано новое государство — ​Варшавское княжество (герцогство). Этим создавался французский плацдарм для подготовки войны с Россией.


В геополитической ситуации 1811—1812 гг. вопрос о государственности Польши и ВКЛ был актуальным и для Франции. По мнению французской дипломатии, его решение придало бы будущей войне с Россией в глазах Европы справедливый характер и должно было обеспечить Наполеону поддержку в западных губерниях.

4. Ситуация в Беларуси в период Отечественной войны 1812 г.

Российское командование не знало о планах французов и рассредоточило свои армии на западных рубежах. 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая-де-Толли размещалась в районе Вильны. Именно в ней служило большинство белорусских полков. Южнее, возле Волковыска, располагалась 2-я армия генерала П. И. Багратиона. 3-я армия генерала А. П. Тормасова, штаб которой находился в Луцке, должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

Чтобы избежать разгрома превосходящими силами французов, российские армии отступали на восток. Земли Беларуси превратились в арену кровавых битв. В июне-июле 1812 г. произошли жестокие бои под Кобрином, Миром, Салтановкой, Полоцком. 1-я и 2-я российские армии с боями отступали, рассчитывая объединиться в районе Витебска, где намечалась решающая битва с главными силами французов. Однако после жестоких боев возле местечка Островно и деревни Куковячино 1-я армия М. Б. Барклая-де-Толли покинула Витебск и направилась к Смоленску. Город был занят французами. Наполеон более двух недель находился в Витебске.

Российские армии смогли соединиться только под Смоленском. После двухдневного оборонительного сражения (16–17 августа 1812 г.) Смоленск был оставлен, и русские войска вынуждены были отступить к Москве.

5. Отношение к войне разных слоев населения.

Магнаты и ополяченная шляхта Беларуси и Литвы надеялись на возрождение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Наполеон, учитывая эти ожидания, 1 июля 1812 г. создал Временное правительство Великого Княжества Литовского. Правительство состояло из местной знати и контролировалось французской администрацией. Главными задачами деятельности правительства были снабжение всем необходимым французской армии и формирование воинских подразделений.


Выполняя приказ Наполеона, Временное правительство ВКЛ смогло поставить во французскую армию 11 тыс. пехоты и конницы. Некоторые из этих формирований принимали участие в боях с российскими войсками.


Для финансирования Временного правительства ВКЛ был установлен специальный налог для богатых жителей княжества. Проходил набор рекрутов в Национальную гвардию. В короткие сроки был сформирован Литовский полк, состоявший почти полностью из добровольцев, студентов Виленского университета. Многие, считая себя по-прежнему гражданами Речи Посполитой, воевали на стороне французов и надеялись, что будут с оружием в руках отстаивать вновь провозглашенное Великое Княжество Литовское. Новым властям присягнула также верхушка католического и униатского духовенства.

В то же время многие жители белорусских губерний — православная шляхта, духовенство, мещанство — поддерживали российского императора. В рядах российской армии сражалось более 10 тыс. уроженцев белорусских земель. Полки, укомплектованные белорусами из Витебской, Гродненской и Минской губерний, проявили мужество во время Бородинской битвы, находясь на самых важных и сложных участках сражения.

Отношение простого населения к противоборствующим сторонам было неоднозначным. Основная тяжесть военных действий легла на плечи крестьян. И одна, и другая сторона заставляла работать на помещика, платить огромные налоги, выполнять непосильные повинности. Новая власть не только не отменила крепостное право, но и увеличила налоги с крестьян.

Насилие, мародерство вызывали враждебность и сопротивление местного населения. Жители многих деревень решительно отказывались продавать продовольствие и фураж французам, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот, сами же уходили в леса. Стихийно возникали партизанские отряды. Среди них наиболее известными были отряды в Борисовском, Дриссенском, Полоцком уездах. Партизаны громили конторы, господские дома и нередко расправлялись с помещиками, нападали на фуражиров. Французские власти были вынуждены оставлять на территории Беларуси часть своих войск для усмирения крестьян.

Магнаты и ополяченная шляхта Беларуси и Литвы надеялись на возрождение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Наполеон, учитывая эти ожидания, решил использовать их как орудие против Российской империи. Первого июля 1812 г. он создал Временное правительство Великого Княжества Литовского, которое состояло из местной знати и контролировалось французской администрацией. Главными задачами деятельности этого правительства были снабжение всем необходимым французской армии и формирование воинских подразделений.



6. Результаты войны для Беларуси.

Военная кампания 1812 г. принесла Беларуси огромные людские, материальные и культурные потери. Обезлюдели многие города, местечки и деревни, оказавшиеся в зоне боевых действий и движения войск. Голод и болезни привели к гибели около 1 млн человек. В городах Беларуси численность населения сократилась в 2–3 раза. Например, если в 1811 г. в Минске насчитывалось 11 200 жителей, то в конце 1812 г. осталось всего 3480 человек. Пришло в упадок сельское хозяйство. Сократились посевные площади и поголовье скота, особенно лошадей.

Несмотря на военные бедствия, белорусские губернии после изгнания французов не были освобождены от рекрутских наборов и поставок на нужды армии. Крестьяне были обмануты в своих надеждах получить освобождение от крепостной зависимости после разгрома армии Наполеона.

С окончанием войны с Францией геополитическая ситуация в Европе изменилась в пользу России. В 1815 г. Александр I на территории центральной Польши создал Царство Польское и предоставил ему автономию и конституцию. У полонизированной шляхты Литвы и Беларуси появились надежды на присоединение к нему белорусско-литовских земель. Среди ополяченной шляхты и интеллигенции созревала идея возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г. Она стала определяющей в общественной жизни Беларуси на ближайшие десятилетия.

Вопросы и задания:


1. Как изменилось геополитическое положение белорусских земель в конце XVIII в.? Какие изменения произошли в управлении белорусскими землями?

3. Почему и с какой целью Наполеон I создал Временное правительство Великого Княжества Литовского?

4. Каким было отношение различных слоев населения Беларуси к войне? Чем, на ваш взгляд, оно было обусловлено?

Пословица гласит, что когда паны дерутся, у холопов чубы трещат. Московия и Польша дрались между собой с конца XVI века, а полигоном этих войн всегда была Беларусь, и больше всех страдал от них беларуский народ. Какую войну ни возьми между Московией и Польшей, она на нашей территории шла.

От той эпохи в Беларуси остались только замки, действительно шедевры европейского фортификационного искусства. Беларуские крестьяне восстанавливали их после каждого очередного нашествия соседей с Востока (им вменили в обязанность ежедневно 4 часа работать в ближайшем замке после работы на своем поле). Да, польский сейм выделял деньги на восстановление беларуских замков и постройку новых. Например, на польские деньги беларусы построили Брестский замок, считавшийся одним из самых мощных в Европе (не путайте его с Брестской крепостью, построенной царизмом в 1830-е годы).

После войны 1654—1667 годов Польша отобрала у ВКЛ роль политического игрока с Москвой. Фактически она с тех пор превратила Беларусь в буфер между собой и Московией.

Увы, такова была цена за сохранение нашей государственности в составе Речи Посполитой. Если бы ВКЛ стало, подобно Украине, частью самой Польши, то поляки относились бы к нам намного бережнее. А пока мы обладали своим государственным лицом — нас били с Востока, и поляки прикрывались нами, как щитом. С тех пор мы стали заложниками своего геополитического положения…

По расчетам демографов, если бы не войны Польши и Московии на территории Беларуси в XVII—XVIII веках, то сегодня ее население составляло бы 30—35 миллионов человек. Но главный урон даже не в этом. Детей можно родить, страну благоустроить — дайте только хотя бы трем поколениям людей прожить без войны. Главная наша беда — истерзанное сознание народа, который рвали между собой Польша и Россия.

Глава 2 История и геополитика

Глава 2 История и геополитика

Е. А. Вандам ГЕОПОЛИТИКА И ГЕОСТРАТЕГИЯ

Е. А. Вандам ГЕОПОЛИТИКА И ГЕОСТРАТЕГИЯ "Главным противником англосаксов на пути к мировому господству является русский народ. Полная удаленность его от мировых торговых трактов, т.е.моря, и суровый климат страны обрекают его на бедность и невозможность развить свою

Геополитика процветания

Геополитика процветания Столыпин выказал себя и незаурядным геополитиком. Именно он выступал ярым противником сближения России с Францией, и особенно с Англией, нашим давним врагом. Гораздо разумнее представлялся ему союз с Германией. При такой смычке война в Европе,

Война и геополитика

Война и геополитика Датировка войны в названии этой части моего сочинения может несколько смутить, ибо в сознании большинства людей война датируется 1941–1945 годами. Вполне естественно, что Великая Отечественная война как бы заслонила собой предшествующий период. Тем не

Экологическая геополитика

Экологическая геополитика Проблему Арала принято относить в разряд экологических. Но в действительности она, как мы уже убедились, политическая и социальная, экономическая и демографическая. Она, подобно многим подобным конфликтам между технической цивилизацией и

4. Мистическая геополитика

4. Мистическая геополитика Однако зададимся вопросом: почему же такую неприкрытую ненависть сначала в Европе, а потом и среди доморощенных либералов, вызывает вот уже в течение четырехсот лет именно царь Иоанн Грозный?Для ответа на этот вопрос придется вернуться на пять

Глава VI. Диктует геополитика

Глава VI. Диктует геополитика Конец уходящего (1920) года, наконец, принёс Европе столь чаемое умиротворение. Стихли бои в Познанщине, Силезии. Поморье между поляками и немцами. В Судетах – между чехами и немцами. Завершилось польское наступление в Литве, Белоруссии, на

4. МИСТИЧЕСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА

4. МИСТИЧЕСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА Однако зададимся вопросом: почему же такую неприкрытую ненависть сначала в Европе, а потом и среди доморощенных либералов, вызывает вот уже в течение четырехсот лет именно царь Иоанн Грозный?Для ответа на этот вопрос придется вернуться на пять

Приложение. ГЕОПОЛИТИКА И ВСЕ ТАКОЕ.

Геополитика смыслов

Геополитика смыслов За событиями в Киеве стоят США. Это лишь эпизод в геополитической схватке Суши и Моря. Если раньше и были вопросы к геополитике как к методу объяснения основных событий в мире через противостояние атлантизма и евразийства (включая промежуточный

4. Геополитика

4. Геополитика В важности хороших отношений с соседями убеждать не приходиться. Достаточно вспомнить, сколько военных конфликтов вспыхнуло между соседями только в Евразии в течение последнего десятилетия. Вооруженное противостояние в эпоху холодной войны

Газовая геополитика

Газовая геополитика В течение целого года усилиями Запада и его союзников в Персидском заливе была дестабилизирована политическая ситуация в Ливии, а затем осуществлено прямое военное вмешательство. Если бы Россия и Китай в свое время использовали свое право вето, то

Общая Геополитика

3. Геополитика конспирологии

Каждое государство занимает определенное место в географическом пространстве. Это означает, что развитие любого государства может быть в определенной степени обусловлено природными, климатическими и географическими факторами. Эти факторы определяют границы государств, могут влиять на характер и образ мысли населения и формировать особый уклад жизни того или иного общества.

Содержание работы

Введение………………………………………. 3
1 Экономико-географическое положение ……………………………………5
1.1 Особенности экономико-географического положения Беларуси …….5
2 Геополитическое положение. ………………………………………………8
2.1 Особенности геополитического положения Беларуси ……. ………..…8
2.2 Геополитические особенности военной политики республики
Беларусь . 11
2.3 Белорусско-американские отношения и отношения с НАТО ……..…..17
3. Перспективы совершенствования внешнеэкономических отношений …21
3.1 Финансовая политика в контексте инновационной стратегии ………. 21
3.2 Инновационная политика как основное направление преодоления Мирового финансового кризиса ………………………………………..29
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список использованных источников ………………………………………….46

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.docx

1 Экономико-географическое положение ……………………………………5

    1. Особенности экономико-географического положения Беларуси …….5

    2 Геополитическое положение. ………………………………………………8

    2.1 Особенности геополитического положения Беларуси ……. ………..…8

    2.2 Геополитические особенности военной политики республики

    2.3 Белорусско-американские отношения и отношения с НАТО ……..…..17

    3. Перспективы совершенствования внешнеэкономических отношений …21

    3.1 Финансовая политика в контексте инновационной стратегии ………. 21

    3.2 Инновационная политика как основное направление преодоления Мирового финансового кризиса ………………………………………..29

    Список использованных источников ………………………………………….46

    Каждое государство занимает определенное место в географическом пространстве. Это означает, что развитие любого государства может быть в определенной степени обусловлено природными, климатическими и географическими факторами. Эти факторы определяют границы государств, могут влиять на характер и образ мысли населения и формировать особый уклад жизни того или иного общества. Однако государство, как таковое — это результат не только природной деятельности, но в большей степени — продукт существования и исторического развития самого человеческого сообщества. Государство формируется в процессе взаимодействия между социальной и природной средой, и от того, насколько активно социальная среда будет противодействовать природной, зависит благоденствие и процветание государства.

    Но сама природа не является единственным внешним фактором, влияющим на существование и развитие государства и общества. Другим таким фактором может быть деятельность соседних государств и обществ. Избыточная активность, агрессия, воинственность одних и пассивность других приводит к уничтожению народов, наций и государств. Поэтому одной из значимых сфер деятельности общества, которая определяет судьбу развития любого государства, является политика. Если географическая среда создает неизменные условия для пространственного существования государства, то политика заставляет его динамично развиваться и двигаться во времени, наделяя государство такими временными и историческими категориями, как прошлое, настоящее, будущее.

    Политика делает государство живым организмом, она формирует цели, ценности, идеи и универсальный смысл самого его существования и того народа, который живет в нем.

    Республика Беларусь как суверенное государство появилась на политической карте мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской ССР в Республику Беларусь. Однако первый шаг страны на пути к реальному суверенитету был сделан 27 июля 1990 года, когда белорусский парламент принял Декларацию о государственном суверенитете Белоруссии, которой в августе 1991 года был придан конституционный статус.

    После принятие алма-атинского протокола, Декларации и ряда других документов. В специальном соглашении главы 11 стран - учредителей СНГ договорились о создании высших координирующих органов СНГ - Совета глав государств и Совета глав правительств. Полностью суверенной (и дэ-юрэ, и дэ-факто) Республика Беларусь стала 25 декабря 1991 года.

    С распадом Советского Союза и провозглашением независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами, и как европейская страна с многовековой историей развития белорусской государственности.

    1 Экономико-географическое положение

    1.1 Особенности экономико-географического положения Беларуси

    Экономико-географическое положение представляет собой совокупность пространственных отношений определенных территориально-экономических объектов (предприятий, населенных пунктов, ареалов, районов, отдельных стран и их групп) к внешним объектам при наличии между первыми и последними экономических связей. Географическое положение вообще и экономико-географическое положение в частности являются моментом, который индивидуализирует каждый географический объект. Беларусь занимает довольно благоприятное (выгодное) экономико-географическое положение. Она расположена в давно заселенной и освоенной части Европы. Важным аспектом экономико-географического положения является соседство. Характер ближайшего окружения оказывает положительное влияние на развитие хозяйства Беларуси. На севере и востоке Беларусь граничит с Россией, на северо-западе – с Литвой и Латвией, на юге – с Украиной, на западе – с Польшей. Для Беларуси жизненно важное значение имеет сохранение и укрепление экономических связей с Украиной, Россией, Прибалтикой, а также развитие сотрудничества с другими странами.

    Особенно важно для Беларуси соседство с такими развитыми экономическими районами России, как Центральный и Северо-западный. Именно здесь концентрируется много машиностроительных, химических, текстильных и других производств, которые тесно связаны с аналогичными белорусскими. Кроме того, Беларусь для России – это наиболее близкий, а значит, и наиболее экономически выгодный поставщик многих видов продукции, в первую очередь для крупнейших центров потребления – Москвы, Санкт-Петербурга и др. Велика роль и Польши как сопредельного государства.

    Интеграция Беларуси в европейское сообщество во многом зависит от взаимоотношений с ней. При этом следует учитывать, что Польша – это то государство, с которым Беларусь тесно связана исторически, этнографически и имеет довольно протяженную общую границу. Для Беларуси и Польши очень важно в ближайшие годы провести реконструкцию основных транспортных магистралей (железных и автомобильных дорог), которые обеспечивают экономические связи Восток – Запад.

    При оценке экономико-географического положения страны необходимо учитывать близость (удаленность) ее к минерально-сырьевым базам. Беларусь – государство, владеющее довольно ограниченными природными ресурсами. Вместе с тем, как было выше отмечено, у нее наиболее протяженная граница с государствами, владеющими мощным природно-ресурсным потенциалом. Так, из России республика получает необходимое количество нефти, газа, около 60 % каменного угля, 55 % черных и цветных металлов, деловую древесину и многое другое. Следовательно, Беларусь расположена недалеко от главных топливно-энергетических баз зарубежных государств, что оказало и продолжает оказывать положительное влияние на ее историческое, социально-экономическое развитие и хозяйственную деятельность населения.

    В общем, можно отметить, что экономико-географическое положение Беларуси благоприятствует ее устойчивому социально- экономическому развитию.

    2 Геополитическое положение

    2.1 Особенности геополитического положения Беларуси

    Геополитическая ситуация вокруг Беларуси изменилась с окончанием "холодной войны". Распались СССР, Организация Варшавского Договора (ОВД). С 1991 г. Республика Беларусь — независимое государство. Страна находится в окружении влиятельных на региональном уровне государств со значительным ресурсным, экономическим и военным потенциалом.

    Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы, а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом.

    Республика Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток можно компенсировать развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких морских портов соседних государств (Калининград, Гданьск, Вентспилс, Клайпеда), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинным местностям, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с другими, более отдаленными странами Европы и Азии.

    По размерам территории (207,6 тыс. км 2 ) Беларусь занимает 13-е место среди более чем 40 стран Европы. На ее долю приходится 2,1 % площади и 1,5 % населения Европы. По площади территории Беларусь можно сравнить с Великобританией (244,1 тыс. км 2 ) и Румынией (237,5 тыс. км 2 ). Она имеет большую территорию, чем такие высокоразвитые европейские государства, как Австрия, Нидерланды, Греция, Португалия и др. По площади Беларусь превосходит совокупную территорию Литвы, Латвии и Эстонии в 1,2 раза.

    При оценке геополитического положения страны важное значение имеет численность населения. По численности населения Республика Беларусь занимает 14-е место в Европе.

    В значительной степени устойчивость развития Республики Беларуси и ее путь к безопасному будущему зависят от грамотной оборонительной политики и учета интересов других народов. На момент обретения государственной независимости Беларусь была одним из самых милитаризованных государств мира.

    В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке; на пересечении транспортных путей "север — юг — запад — восток". К западу от нее находятся страны Центрально-Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), стремящиеся войти в один из крупнейших формирующихся мировых центров сил — ЕС. К северо-западу лежат страны Балтии, интегрирующиеся с пятью северными балтийскими странами и между собой. К югу находятся страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-Западной Азии). К востоку простирается Россия. По восточно-западной оси она является жизненно важным коридором для России, желающей осуществлять экономические отношения с Западной Европой. По оси "север — юг" Беларусь могла бы стать "мостом" между Черноморским и Прибалтийским регионами.

    Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Здесь приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России. Она обеспечивает прямой доступ к границам восточноевропейских государств. Беларусь, как транспортный коридор, обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки сбыта (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС). Общие исторические и социокультурные корни стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.

    Вызовы XXI века, процессы глобализации и трансформации, геоэкономические процессы меняют геополитическое положение стран и корректируют их геостратегию. Для Беларуси, как европейского государства, вхождение в европейское цивилизационное пространство будет означать интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение Беларуси, ее исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов.

    Читайте также: