География железнодорожного транспорта россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Железнодорожный транспорт в России — один из крупнейших железнодорожных комплексов в мире.

Общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей, по состоянию на 2018 год, составляла 122 тыс. км, в том числе 86,6 тыс. км путей общего пользования (электрифицировано 44,1 тыс. км) [1] [2] и 35 тыс. км путей необщего пользования (на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых) [1] ; по общей протяжённости Россия занимает 3-е место в мире, уступая США (151,7 тыс. км) и Китаю (124,0 тыс. км), и 2-е место — по протяжённости электрифицированных дорог [3] . Развёрнутая протяжённость (в однопутном эквиваленте) магистральных железных дорог общего пользования составляет 124 тыс. км; страна занимает 3-е место в мире, уступая только США (250 тыс. км) [4] и Китаю (развёрнутая протяжённость железных дорог к 2018 году в КНР превысила 127 тыс. км, причём из них более 19 тыс. км обслуживают высокоскоростные поезда) [5] .

Средняя плотность железных дорог составляет 7,2 км на 1000 км² территории [6] .
Характерной особенностью железнодорожного транспорта в России является высокая доля электрифицированных дорог [7] ; по протяжённости электрифицированных магистралей Россия занимает 1-е место в мире (2-е место Китай — 38,5 тыс. км) [8] [9] .

Железнодорожным транспортом в России перевозилось (в 2017 году) 27 % пассажиров и 45 % грузов (без учёта трубопроводного транспорта — 87 % грузов) [11] [12] [13] . На железных дорогах России в год перевозится свыше 1,2 млрд пассажиров (включая городские электрички, детские железные дороги и прочие) и 1,4 млрд тонн грузов [14] . Пассажирские перевозки в России составляют около 5 % от общего объёма железнодорожных перевозок (для сравнения: в США и Канаде 1 %, в Австралии 4 %) [15] .

В 2013 году, согласно международному рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия занимала 31-е место в мире по качеству железнодорожной инфраструктуры [16] , к 2017 году по качеству железнодорожной инфраструктуры Россия поднялась до 23 места в мире [17] [18] [19] . В 2019 году по эффективности услуг железнодорожного транспорта Россия заняла в рейтинге ВЭФ 17-е место в мире [20] .

Первая пассажирская железная дорога, соединившая Санкт-Петер­бург и Царское Село, появилась в России в 1837 году. Первой железно­дорожной магистралью стала Николаевская железная дорога, построен­ная в 1851 году и связавшая Санкт-Петербург и Москву. Железнодорож­ный транспорт быстро развивался всю вторую половину XIX века, в начале XX века и в годы советской власти.

В 1912 году была построена самая длинная в мире Транссибирская магистраль, соединившая европейскую часть России с Дальним Восто­ком. За годы советской власти были построены такие крупнейшие маги­страли, как Турксиб (Западная Сибирь — Средняя Азия), Приволжская (Казань — Астрахань), Печорская (Коноша — Воркута — Лабытнанги), Байкало-Амурская (Усть-Кут — Ванино) и другие.

Общая протяжённость всех железных дорог России составляет около 128 тысяч км, и по этому показателю Россия занимает 2 место в мире, уступая только США (на 2012 год). По длине электрифицированных железных дорог Россия также занимает 2 место в мире, уступая Китаю (на 2013 год). Российский железнодорожный транспорт отлича­ется самыми высокими в мире показателями грузо- и пассажиронапряжённости. Например, при длине около 7% от мировой российский железнодо­рожный транспорт обеспечивает 35% мирового грузооборота и около 20% пассажирооборота железнодорожного транспорта мира.

По себестоимости перевозок железнодорожный транспорт является одним из самых дешёвых видов транспорта.


С помощью данного видеоурока учащиеся познакомятся с железнодорожным и автомобильным транспортом, их особенностями, значением, географией на территории России. А также смогут подробно рассмотреть преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Железнодорожный и автомобильный транспорт"

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Вроде всё понятно, но вот что странно: транспорт ничего не производит, а только перемещает. И в то же время он является отраслью материального производства. Дело в том, что без перемещения грузов невозможна работа ни одного предприятия материальной сферы. Можно сказать, что транспорт обеспечивает слаженную работу всех предприятий и отраслей, поэтому, ничего не производя, транспорт является одной из важнейших частей материального производства.

Транспортная система страны включает несколько видов транспорта. В их число входит наземный, водный и воздушный транспорт.

Наземный транспорт использует искусственно созданные дороги. Большая часть из них проложена по поверхности земли. Хотя дороги могут быть и подземными, они всё равно являются элементами наземного транспорта, поскольку имеют твёрдое основание. К наземному относится прежде всего железнодорожный и автомобильный транспорт.

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку массовых грузов и пассажиров на средние и дальние расстояния. Когда мы говорим о работе транспорта, средними считаются расстояния в сотни, а дальними – в тысячи километров. А что значит массовые грузы? Это любые виды грузов, перевозимых в больших количествах (например, лес, уголь, нефть, зерно).

Железнодорожный транспорт — ведущий среди универсальных видов транспорта в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями нашей страны. Территория России сильно вытянута в широтном направлении, поэтому основное направление перевозок также широтное. Для их осуществления использовать морской и речной транспорт практически нельзя.

У железнодорожного транспорта есть много достоинств: высокая грузоподъёмность, низкая себестоимость перевозок, всепогодность, возможность строить железные дороги почти повсеместно. Однако высокая доля железных дорог в работе транспорта объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.

Железнодорожный транспорт в России – это один из крупнейших железнодорожных путей в мире. Протяжённость железных дорог в России составляет около восьмидесяти шести тысяч километров. По протяжённости железных дорог Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Китаю.

Страны мира по протяжённости железных дорог

Характерной особенностью железнодорожного транспорта в России является высокая доля электрифицированных дорог. Электрификация железных дорог — это комплекс мероприятий, выполняемых на участке железной дороги для возможности использовать на нём электроподвижной состав. В него входят: электровозы (для тяги дальних пассажирских и грузовых поездов), а также электропоезда (для тяги пригородных пассажирских поездов). Длина электрифицированных железных дорог в России – одна из наибольших в мире.

Крупнейшей железнодорожной магистралью России является Транссибирская магистраль. Она протянулась от Москвы до Владивостока. Протяжённость дороги – девять тысяч двести восемьдесят девять километров.

В перспективе не менее важной остаётся проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока неэффективно используется Байкало-Амурская магистраль. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Протяжённость её составляет три тысячи восемьсот девятнадцать километров.

Зачем нужны новые железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке? Главное богатство этих районов — это разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый надёжный и дешёвый способ транспортировки сырья и техники для его добычи — по железной дороге. Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока доставляется по морям и рекам. При этом время доставки удлиняется до одного-полутора лет.

Ясно, что в восточных районах страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России. Однако необходимо создать её каркас, охватывающий наиболее перспективные с хозяйственной точки зрения районы. Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства на востоке России никогда не было.

Стоит отметить, что строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отчуждается полоса земли шириной тридцать—сорок пять метров, на которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждом тысячном километре железнодорожного полотна уничтожается до сорока пяти километров квадратных естественного растительного покрова. Насыпь существенно нарушает водный режим территорий. Однако железнодорожный транспорт экологически чище других. Он выбрасывает в атмосферу в двадцать раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, и в шестьсот сорок раз меньше, чем авиационный транспорт.

Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием: во-первых, плохих дорог. Во-вторых, недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъёмности (менее двух и более восьми тонн). В-третьих, слабого использования дизельных двигателей. В-четвёртых, плохого качества отечественных автомобилей. Однако автомобильный транспорт обладает большой манёвренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Их общая протяжённость в России — около одного миллиона трёхсот тысяч километр. Из них около семидесяти процентов – с твёрдым покрытием. Однако, стоит подчеркнуть, что треть из них имеет твёрдое покрытие низкого качества.

География автодорог России схожа с географией железных дорог.

Крупнейшие автомагистрали расходятся, словно лучи, от города Москвы. Развитие автомобильного транспорта России идёт по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть сельскохозяйственной продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.

Для развития автомобильного транспорта в России, прежде всего, необходимо строить новые дороги. Фактически только в 90-х годах в России началась эра автомобилизации, в которую развитые страны мира вошли значительно раньше. Помимо плохих дорог, серьёзные препятствия на её пути — слабое развитие предприятий, обслуживающих автомобили и автомобилистов (автозаправок, станций техобслуживания, мотелей и прочего).

Стоит подчеркнуть, что автомобильный транспорт — один из сильнейших загрязнителей окружающей среды. Особенно сильно загрязняется воздух. Один бензиновый двигатель на тысячу литров сожжённого топлива выбрасывает двести килограмм окиси углерода, двадцать килограмм окислов азота, двадцать пять килограмм углеводородов, один килограмм сажи, один килограмм сернистых соединений. Также при эксплуатации автомобилей образуются жидкие (масла) и твёрдые (отработанные детали, автомобильные шины) отходы. При строительстве автодорог часто отторгаются ценные сельскохозяйственные угодья.


Транспорт является одной из важнейших отраслей хозяйства, крупнейшей частью экономики любой страны. Он обеспечивает внешнюю и внутреннюю торговлю, развитие производственных связей, пассажирские и грузоперевозки. Транспорт России имеет свои характерные особенности, с которыми познакомимся поближе.

Общая характеристика

Транспортная система России отличается развитой обширной транспортной сетью, одной из наиболее крупных в мире. Развитие хозяйства невозможно представить без данной отрасли, которая включает в себя несколько основных видов транспорта:

Суровый климат в совокупности с огромными пространствами предопределили особенности российского транспорта как хозяйственной отрасли страны. В настоящее время наибольшее значение для России имеет наземный всепогодный транспорт: трубопроводный и железнодорожный. Именно эти виды транспорта выполняют основной объем грузовой работы.

Железнодорожный транспорт России

Рис. 1. Железнодорожный транспорт России.

Текущее состояние отечественной транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем, износом большинства транспортных средств, отсутствием инвестиций для решения накопившихся проблем. Все эти факторы снижают качество их работы, отрицательно сказываются на безопасности транспортировки.

Виды транспорта России

В России представлены все виды транспорта, каждый из которых имеет свои особенности.

  • Железнодорожный транспорт. Занимает ведущее место в транспортной системе России благодаря своей универсальности. На него приходится основная масса грузов, которые нужно перевозить на большие расстояния. По-прежнему очень популярными остаются и пассажирские перевозки, как на небольшие, так и дальние расстояния. Кроме того, эффективность работы железнодорожного транспорта не зависит от погодных условий, что особенно актуально для севера России.
  • Морской транспорт России. Является лидером в межгосударственном грузообороте. Имеет важное стратегическое значение, поскольку располагается на берегах морей трех океанических бассейнов: Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого.
  • Речной транспорт. Россия имеет густую речную сеть, и многие реки являются судоходными. Главным в стране является Волго-Камский речной бассейн, а стержнем водной системы европейской части страны является Волга.

Роль водного транспорта в России не слишком велика из-за короткого навигационного периода. Так, единственным незамерзающим морским портом России является порт, расположенный в Калининграде.

  • Авиационный транспорт. Является самым дорогим, что существенно ограничивает его значимость в грузоперевозках, за исключением скоропортящихся продуктов. Однако авиационный транспорт важен для пассажирских перевозок. В районах Крайнего Севера большую роль играют вертолеты, которые существенно облегчают жизнь в условиях сурового климата.
  • Автомобильный транспорт. По общей протяженности автодорог России является одним из мировых лидеров. Данный вид транспорта имеет большое значение при перевозках пассажиров и грузов внутри страны, при обслуживании сельского хозяйства и промышленности, строительства, торговой сети. Главной проблемой продолжает оставаться плохое качество дорог, многие из которых не имеют твердого покрытия.
  • Трубопроводный транспорт. Один из важнейших видов транспорта в России. Благодаря ему происходит транспортировка природного газа , нефти. Протяженность трубопроводов на территории страны очень велика.

Что мы узнали?

Читайте также: