Татарские национальные украшения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драго­ценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоя­тельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин.

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считалось, что она отражает состояние здоровья своего владельца.

Среди головных украшений самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели чулпы (накосники).

Серебро, позолота, ювелирно-поделочный камень, зернь, скань.

Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения.

Металл белый, ювелирно-поделочный камень,

бирюза, хрусталь, скань.

сердолик, бирюза, скань

Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.

Металл, ювелирно-поделочный камень,

сердолик, бирюза, литье, скань.

сердолик, бирюза, скань

Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости.

Серебро, бирюза, позолота, скань ажурная, инкрустация

Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно.

Серебро, бирюза, стекло, литье, инкрустация

Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоратив­ной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями тради­ционно глубокий разрез женской рубахи.

Серебро, позолота, сердолик, бирюза, чеканка, инкрустация

Серебро, позолота, скань, зернь

Позументная лента, бархат, шелк, холст льняной,

ювелирные бляхи, крой, шитье

У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сосло­вии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.

Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).

Серебро, топаз, бирюза, горный хрусталь, скань, литье

Металл, серебро, стекло, ковка

Серебро, позолота, бирюза, скань

Серебро, хлопчатобумажная ткань, ювелирно-поделочный камень,

горный хрусталь, перламутр

Хлопчатобумажная ткань, позумент, стекло, бирюза, скань

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные.

Серебро, позолота, зернь, филигрань

Серебро, сердолик, бирюза

Серебро, позолота, ковка, скань, золочение

Серебро, бирюза, гранат, позолота, скань инкрустация

Браслеты делались сплошными или составными. Сплошные — это браслеты из единого фрагмента (дрота, пластины, проволоки). Они, как правило, были не сомкнутыми и надевались путем легкого разгибания.

Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.

Сердолик, серебро, бирюза, ковка, инкрустация

По особенностям оформления основы различаются браслеты чеканные, гравированные, гравированные с чернением, инкрустированные самоцветами, с подвесками из монет, прикрепленных к центральной части основы.

Серебро, бирюза, сердолик, скань ажурная, стекло, зернь

Перстни – женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

Кольцо, начало ХХ века

Серебро, поделочный камень, ковка, инкрустация

Кольцо, конец XIX - начало ХХ века

Серебро, ковка, гравировка

Перстень, начало ХХ века

Металл белый, ювелирно-поделочный камень, гравировка

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

Кольцо-печать с именем «Тюклигул Халик

Серебро, сердолик, ковка, гравировка, инкрустация

Серебро, сердолик, бирюза, ковка, гравировка,

Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

Серебро, бирюза, стекло, скань

Металл, аметист, топаз, скань

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов.

Каптырма – традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, с подвесками или без них. Каптырма служила для скрепления и украшения елянов, камзолов, являлась составной деталью браслетов, кашмау, кэмэров, ожерелий. В основном изготавливались из серебра. Бляхи имели прямоугольную, овальную, ромбовидную, листовидную, круглую или цветочных розеток формы.

Серебро, позолота, стекло, скань, инкрустация

Серебро, бирюза, позолота, скань, инкрустация

Каптырму украшали растительным орнаментом, арабской вязью, боковыми фестонами, вставками из агата, жемчуга, сердолика, бирюзы, гранёного цветного стекла и др. Рисунок, кайма и фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, филигранью, штамповкой, серебрением или золочением.

На территории Татарстана находилось булгарское царство, которое было разрушено ханом Батыем в 1230-х годах. Считается, что на культуру татар во многом повлияли кипчаки (половцы), которые проживали в половецких степях.

После полного распада монгольской армии, возникло Казанское ханство. Позднее оно было завоёвано Российской империей.

Следует отметить, что татарские наряды и украшения почти не изменились, а сохранили первозданный вид.

Татарский наряд был похож на многие костюмы из центральной Азии. Платье было обязательно цветным, пёстрым. Менялись лишь варианты разреза и дополнительные узоры. Наряд состоял из штанов, которые закрывало длинное платье, сверху был жилет. К слову, татарский жилет был очень распространен в Восточной Европе.

Украшение, которое часто носили женщины - хасите (хасильте). Это была полоска ткани, к которой пришита застёжка. Это красивая перевязь для спины. На лицевой стороне могли располагаться монеты, пуговицы, драгоценности, камни.

Стоит заметить, что чем роскошнее выглядела перевязь, тем богаче была семья девушки, которая его носила. Это украшение могли надевать женщины любого возраста и статуса. Обязательно носили под правой рукой.

Ещё одно довольно распространенное украшение - яка чилбыры . Это воротниковая застёжка, на концах которой расположены пять цепочек с самоцветами или камнями. Были особо востребованы в 19 веке. Обычно это украшение прикрывало женское декольте. Для обычных крестьян яка чилбыры было изготовлено из серебра. Обеспеченные люди покупали металл высокой пробы.

Изу - нагрудный аксессуар, который обычно изготавливался самой хозяйкой. Можно сказать, что это был фартук, закрывающий нужные места (в основном, грудь).

Очень много татарских украшений представлено в государственном этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Кроме перевязей, татарки носили серьги, колье, броши, накосники. Чаще всего, дамы шили себе украшения из зелёной бирюзы и из сердолика.

Более богатые люди заказывали аксессуары из агата, топаза, цветного стекла, аметистов, горного хрусталя.

Ассортимент женских татарских, национальных украшений невозможно не заметить, а особенно их обладательниц. Подробнее в материале ТНВ.

Татарские национальные украшения: вычурность и изысканность

Многочисленные типы ожерелий – из монет, сканых или чеканных блях, из самоцветов и цепочек с подвеской в виде металлической коранницы - сопровождали женский костюм, особенно в конце XIX века.

Ассортимент женских украшений был значительно шире по назначению, что связано с мусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определяется богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его жены.

Из головных украшений у всех групп татар имели место налобные повязки и височные украшения. Так, например, налобная цепочка из сканых блях - баш хаситәсе являлась принадлежностью раннего каркасного головного убора казанских татарок. Они были шитые золотом, бисером, украшенные порою чеканными металлическими бляхами.



Среди головных украшений, самое широкое распространение у всех групп татарок, имели накосники – украшения для кос. Кроме многочисленных вариаций монетных накожников широко бытовали накосники в виде фигурных блях. Они выполнялись в технике филиграни, штамповки, литья, украшались самоцветами, зернью, цветочно-растительным орнаментом или арабской вязью при использовании гравировки, черни, чеканки. Массивные накосники - чулпы из 6-9 блях, соединенные в 2-3 ряда коромыслицем- коянтәле чулпы, крепились сразу к обеим косам.





Говоря о шейно-нагрудных украшениях это были прежде всего матерчатые нагрудники, у казанских татар они были украшены позументом и ювелирными накладными бляхами.

Особо эффектным украшением казанских татарок считалась воротниковая застежка с подвесками - яка чылбыры. Они крепились к специальным парчовым или бархатным воротникам. Застежки-пряжки были выполнены в спиральной технике филиграни с самоцветами и обрамленной розеткой бирюзы.



Ермакова Екатерина Станиславовна, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Государственного музея Востока, заслуженный работник культуры РФ

В чем отличие украшений казанских татар и с чем их можно спутать, несмотря на большое своеобразие?
Какой исторический период можно назвать этапом расцвета это вида искусства?
Что входит в традиционный комплекс татарских украшений?
и много другое

В собрании Фонда Марджани представлено несколько великолепных ювелирных изделий казанской работы – воротниковая пряжка, накосные подвески, серьги и нагрудник с бляхами. Часть татарской коллекции включает и несколько замечательных вышивок конца XIX- начала XX вв., в том числе и калфаков.

Представляем Вашему вниманию рассказ Екатерины Станиславовны Ермаковой


В традиционный комплекс татарских украшений входили разнообразные ювелирные изделия. Самыми впечатляющими были
Нагрудная перевязь хасите
Пожалуй, это самое необычное татарское украшением. Уж ее ни с чем не спутаешь. Это украшение больше всего бросалось в глаза путешественникам, и они не забывали отметить его в своих заметках. Хасите представляет собой широкую матерчатую ленту, которую надевали через плечо. Через какое плечо? – тут возникают разночтения. Я считаю, что через левое, чтобы под правую руку спускалась. Возможно, перевязь хасите появилась в костюме благодаря обычаю мусульман носить на себе особые амулеты или мешочки с зашитой в них охранительной молитвой или текстом из Корана. Ленту сплошь расшивали серебряными украшениями, в дело шли пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. В старину перевязь надевали на новобрачную при выезде в дом мужа. Она предохраняла от злых сил и символизировала плодовитость и богатство.

Дорогая татарская женщина

Сегодня в жизни представительниц прекрасного пола завершающей нотой всего образа становятся броши, кольца, ожерелья, иногда весьма крупные, а иногда и небольшие, но почти всегда обращающие на себя внимание. Однако это не модные веяния последних лет.

Раскрывая особенности традиционного костюма, невозможно поведать о нюансах только самой одежды. Воссоздавая картину всего образа, обязательным становится рассказ об украшениях, которые являются обязательной частью всего комплекта. Татарские женщины всегда их любили, носили и дома, и на выход. Причем необходимо отметить, что изготавливались украшения не только из металла, но были и тканевые, декорированные различными нашивками, лентами, бахромой и ювелирными бляхами.


Тастары, чулпы и серьги

Итак, украшения татарских женщин были многообразными, изготавливались из различных материалов, и к тому же они были не только для определенной части тела. Соответственно, рассказывая о таких красивых и говорящих деталях костюма, необходимо поведать об основных их видах и типах.

К головным украшениям относятся налобные повязки, которые обычно самостоятельно не использовались, чаще всего в составе головного убора. Повязка могла быть как тканевая, с бахромой золотной, так и в виде металлической цепочки с бляхами, прикрепленными со стороны лица. Височные украшения, как и налобные, не носили отдельно. Причем они были и тканевые, в виде плотных наушников, являясь составной частью головного убора, широко распространенные среди крещенных татар. Металлические состояли из цепочек и монетных подвесок. Обычно использовались для закалывания тастаров — полотенцеобразного головного покрывала (бытовало у мишарей, касимовских татар и кряшен).


Узнаваемые и широко распространенные среди тюркских народов — накосные украшения. У татар — это чулпы, состоявшие из узких лент с шумящими подвесками, вплетенными в косы. Еще были монетные (наиболее распространенные) литые и плетеные из проволок. В ходу были и полностью закрывающие косу в виде одной или нескольких соединенных перемычкой прямоугольных полос ткани — тезмә, чәч тәнкәсе, обильно украшенные монетами, разнообразными бляхами и бусинами.

Татарки всех возрастов очень любили носить серьги — сырга, алка. Причем они были разных размеров и вариаций исполнения. Как было отмечено казанским этнографом и исследователем С.В. Сусловой, несмотря на обилие разнообразных форм и заимствования у других народов наиболее понравившихся образцов, специфичной и свойственной татарам была миндалевидная форма серьги.

Покрывая шею и грудь

Шейно-нагрудные использовались не только как декоративный элемент, но и применялись для прикрытия грудного разреза рубахи. Одно из наиболее знаменитых и узнаваемых украшений этого типа — воротниковая застежка или цепочка — яка чалбыры, представляющая собой металлическую или тканевую основу, закрепляющуюся на шее, со спускающимися со стороны груди подвесками.

Нагрудники как декоративный элемент были двух типов — нижние, которые носили утилитарный характер, а вот верхние уже принадлежали скорее к праздничному варианту. Они были разной формы, декорировались как позументом, нашивками, вышивкой, так и ювелирными бляхами, монетами и бусинами.


Были в ходу среди татарок и ожерелья. Если говорить о более ранних вариациях, то данные украшения скорее девичьи, но уже со второй половины XIX века, когда традиционные тканевые нагрудники, особенно в городской среде, постепенно выходят из обихода, они начинают повсеместно распространяться и у женщин. Также использовались броши как декоративный и утилитарный предмет для скрепления грудного разреза рубахи.

Дамские аксессуары

Браслеты для татарских женщин были неизменным украшением рук, и к тому же, их носили попарно, так как считалось, что таким образом в семейной паре сохранятся добрые отношения. Причем браслеты декорировали гравировкой, чеканкой, филигранью и инкрустировали различными камнями.

Таким образом, данная колонка стала лишь приоткрытой дверцей в мир татарских украшений. В экспозициях Национального музея РТ и Государственном музее изобразительных искусств РТ возможно воочию познакомиться украшениями. Исследователями С.В. Сусловой и Л.Н. Дониной ведется работа не только по фиксированию типов украшений и техники их изготовления, территории распространения, но и раскрывается история их появления, взаимодействия и взаимовлияния народов на развитие ювелирного дела татар.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Читайте также: