Географический подход ж бодена кратко

Обновлено: 04.07.2024

Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIII в. Все в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встает вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.

Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм. Этот термин нуждается в пояснении.

Влияние географического фактора на общество и на его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие.

По мере движения к северу количество тепла постепенно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне — к ручным ремеслам и изобретениям, люди среднего района — к устройству различного рода общественных дел.

Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши. Люди, населяющие бесплодные места, — доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство.

В этой книге он рассматривает не историю человечества вообще, а историю искусства. Как указывает он, в истории искусства были периоды расцвета и периоды упадка. Всего он насчитывает четыре великие эпохи в истории искусства: 1) век, начавшийся за десять лет до воцарения Филиппа, отца Александра Великого; 2) век Юлия Цезаря и Августа; 3) век Юлия II и Льва X и 4) век Людовика XIV.

Введение в качестве главного фактора, определяющего дух и склонности народов, качества воздуха, которым дышат люди, позволяет Ж.-Б. Дюбо объяснить, почему жители одних и тех же стран в разные времена отличаются разными правами и разной степенью одаренности. Все дело в том, что воздух не остается одним и тем же, он подвержен многочисленным изменениям. А результатом изменения воздуха является изменение нравов народов.

Доктрине провиденциализма деятели эпохи Просвещения противопоставили положение о том, что при изучении истории нужно искать естественные и только естественные причины происходивших событий, что в истории, как и в природе, действуют естественные и никакие другие закономерности. Однако общими положениями о объективных законах истории ограничиться было нельзя. Нужно было искать реальные естественные факторы, определявшие жизнь общества. С этим и связано обращение Ш. Монтескье к природным условиям, в которых существовали конкретные человеческие общества. Но если влиянием географической среды еще как-то можно было объяснить особенности социального строя той или иной страны, то для понимания причин развития общества географический детерминизм в том его варианте, в каком он был изложен у Ш. Монтескье, не давал по существу ничего. Мало что давала в этом отношении и концепция Ж.-Б. Дюбо.

11. Гиппократ. О воздухах, водах и местностях // Избранные книги. М., 1994. С. 304.

12. Аристотель. Политика. // Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983. С. 601.

13. Полибий. Всеобщая история. I. СПБ., 1994. С. 363.

14. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., 1976. С. 348.

17. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 366.

20. Millar J. The Origin of the Distinction of Ranks. London, 1781. P. 13-14.

Боден считал, что основную роль среди природных факторов, оказывающих влияние на население, играют климатические условия страны. Он выделяет три главные климатические зоны: южную, умеренную и северную. Он ввел деление на Запад и Восток, приравнивая первый к северу, а второй — к югу.

На жизнь людей большое воздействие оказывает характер местности: горная, пустынная, болотистая, ветреная или безветренная, и качество почвы (плодородие, бесплодие).

Количество тепла по мере продвижения к северу постепенно уменьшается. Население южных стран имеет больше солнечного тепла, но меньше внутреннего. Северяне же поддерживаются собственным внутренним жаром. Это делает их более активными и сильными. Южане более склонны к размышлению, а северяне — к изобретениям и ручным ремеслам. Населению средних районов лучше всего дается устройство разного рода общественных дел.

Население бесплодных мест — умелые работники и доблестные солдаты. Жители плодородных почв словно созданы для роскоши. Так, афинян заставила изобрести искусство бесплодная равнина Аттики.

Жан-Батист Дюбо

Жан-Батист Дюбо рассматривает не историю человечества как таковую, а историю искусства. В истории искусства он отслеживает периоды расцвета и периоды упадка.

Всего в истории искусства Жан-Батист Дюбо выделил четыре эпохи:

  • век, который начался за 10 лет до воцарения отца Александра Великого -Филиппа;
  • век Юлия Цезаря и Августа;
  • век Юлия II и Льва X;
  • век Людовика XIV.

Ж.-Б. Дюбо пытался выяснить причины расцвета и упадка искусства, исходя из природных факторов. Он считал, что существуют страны, в которых невозможно рождение ни великих поэтов, ни великих живописцев. К таким территориям относятся страны Крайнего Севера. Основная причина кроется в климате мест и в качестве воздуха.

Готовые работы на аналогичную тему

Ж.-Б. Дюбо указывал, что характер человеческих склонностей и духа зависят от качества крови, которая питает органы и поставляет материал для роста и развития организма. В свою очередь, свойства крови зависят от воздуха, которым дышит человек. Особенности крови в основном определяет качество воздуха, которым человек дышал в детстве. Это оказывает влияние на строение и функции органов, которые в зрелые годы в силу обратной взаимосвязи сказывается на качествах нашей крови.

Именно поэтому народы, живущие при разных климатических условиях, столь разняться между собой по наклонностям и своему духу. Качества воздуха зависят от испарения почвы, которую этот воздух обволакивает. Разный почвенный состав обуславливает разные свойства воздуха.

Введение качества воздуха, которым дышат люди, в виде основного фактора, предопределяющего склонности и дух народов, ученый попытался объяснить, почему население одних и тех же стран, но разных исторических периодов отличается разной степенью одаренности и разными правами. Воздух во времени не статичен, он подвержен различным многочисленным изменениям. Следствием изменения воздуха становится изменение нравов народов.

Шарль Монтескье

Большим достижением было начать систематически рассматривать вопросы воздействия природных условий на государство и общество. Большой интерес Монтескье уделял исследованию связей между климатом, законодательством и народным характером.

Манию англичан к самоубийству философ объяснял климатическими условиями (первоначально на это обратил внимание аббат Дюбо). Считал, что разность в климате между Европой и Азией предопределяет слабость и склонность к рабству у Азии, силу и свободу Европы.

Основная идея учения Монтескье - раздвоение между природой как детерминирующей принудительной силой и природой как разумом. Однако этот конфликт ученый так и не урегулировал, он не смог органично и последовательно провести учение о климате.

Рисунок 1. Шарль Монтескье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На взгляды Монтескье большое влияние оказал географический детерминизм Жана Бодена. Монтескье попытался поднять детерминизм на уровень естественных наук его времени, а также сформулировать законы, подобные законам Кеплера, Галилея, Ньютона.

Характер общественного строя по Монтескье определяется:

  1. Климатом. Постоянная жара обессиливает дух и истощает тело, в результате чего люди начинают выполнять любую работу только из страха наказания. Для таких стран типичным явлением выступает рабство. Гражданское рабство соседствует с политическим рабством.
  2. Рельефом местности. В Европе, в отличие от Азии, никогда не было больших империй. Это обусловлено тем, что территория Азии представлена главным образом обширными равнинами, рассеченными морями и горами на крупные районы. Так как Азия расположена южнее Европы, то источники рек иссякают быстрее, реки немноговодны, что представляет легкие преграды. Поэтому власть должна быть всегда деспотической.
  3. Характером почвенного покрова. Бесплодные земли (Аттика) порождают народное правление, а плодородные (Лакедемон) – аристократическое, как более близкое к правлению одного человека.

Монтескье выделяет холодную, умеренную и жаркую климатические зоны. Распределение зон по континентам происходит следующим образом: Азия лежит в жаркой, и в холодной зонах, Европа - преимущественно в умеренной и холодной зонах.

В климате Монтескье видел основную причину дифференциации человечества, поэтому объяснял исторические процессы, в первую очередь, природными условиями.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 05.10.2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Географический детерминизм страсть философская
Вопрос о роли географической среды в жизни общества изучался практически всеми мыслителями. Эти соображения достигли двух крайностей — географического детерминизма, который утверждал, что вся деятельность человека обусловлена только его природной средой, и культурного детерминизма, который, напротив, утверждал, что влияние окружающей среды на человека зависит от его культуры, и поэтому объяснение деятельности человека должно быть культурным.

И только умеренный климат, по словам Монтескье, помогает обеспечить, чтобы люди, борясь за то, чтобы свести концы с концами (строительство домов, закупка продуктов питания), имели свободное время, чтобы посвятить себя улучшению своей жизни. Поэтому в этих странах возможно прогрессивное развитие цивилизации (Европа как раз в таком климате). Здесь люди уравновешены, их разум и эмоции в гармонии, меньше рабства и анархии.

Так что можно сказать, что в произведениях Монтескье содержится определенная примесь евроцентризма, высокомерного отношения к другим народам. Для Монтескье северные народы, связанные с европейцами, являются примером храбрости, в то время как южные народы — примером порока.

Географический детерминизм: его сущность и основные черты - Теория географического детерминизма

Географический детерминизм

В философско-историческом мышлении эпохи Просвещения очень важной стала проблема влияния географической среды на историю. В то время была сформулирована концепция географического детерминизма, в соответствии с которой решающая роль в истории отводится природно-географической среде. Его самым выдающимся представителем был Шарль Монтескье. Особенности географической среды он объяснил своими физическими свойствами и характеристиками людей, законами и политикой, обычаями, традициями и обычаями. Жаркий климат, по мнению Монтескье, способствовал лени, лени, лени, что, в свою очередь, привело к деспотизму как форме правления. Рождаемость оказывает примерно такое же влияние на характер мужчин. Бесплодная почва, с другой стороны, формирует стремление к свободе.

Проблема качественной специфики социальности конкретизируется в проблеме антропосоциализации как проблеме ее пределов.

Философский аспект отношений между обществом и природой четко выражен в проблеме периодизации истории, в определении принципов разнообразия и единства исторического процесса.

Без решения этой проблемы невозможно понять особенности и перспективы современного общества. Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации многих социальных проблем тесно связаны с определенным решением этой проблемы.

Природа, понимаемая таким образом, была названа биосферой в 1875 году. Этот термин был введен австрийским геологом Э. Зюссом. Биосфера — это совокупность живых организмов и место их обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры). Последний компонент биосферы называется географической средой.

Принцип детерминизма. Механистический, биологический, психологический детерминизм. Самодетерминация.

Одним из методологических принципов экспериментальной психологии является принцип детерминизма. Детерминизм в психологии (от латинского детерминар — детерминировать) — это естественная и необходимая зависимость психологических явлений от факторов, которые их порождают. Детерминизм — это понятие, согласно которому действия людей определяются — определяются и ограничиваются наследственностью и более ранними событиями в их жизни. Экспериментальная психология считает, что поведение человека и психологические феномены являются результатом причины, т.е. они объяснимы в принципе.

Детерминизм — философская доктрина объективной регулярной взаимосвязи и взаимозависимости явлений материального и духовного миров. Центральным стержнем детерминизма является позиция о существовании причинно-следственной связи, то есть такой взаимосвязи явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях обязательно порождает, порождает другое явление (следствие). Принцип детерминизма, причинности находит свое начало в философских учениях Democritus. В своем историческом развитии детерминизм принимал различные формы: до-механистический, механистический, биологический, ментальный, макросоциальный, микросоциальный детерминизм.

В психологии принцип причинности означает, что все психические явления детерминированы, т.е. причинно-следственно обусловлены некоторыми внешними или внутренними факторами. В этом отношении принцип детерминизма направляет исследователя на поиск, выявление этих причинно-следственных связей. Современная методология психологической науки, не отказываясь от принципа детерминизма как главного научного открытия, показала, что при объяснении высших психических процессов необходимо использовать различные типы детерминизма. Принцип детерминизма, т.е. причинности психических явлений, означает, что они опосредованы природными и социальными условиями и изменяются по мере изменения этих условий. Таким образом, принцип детерминизма в когнитивной деятельности ориентирует нас при проведении психологических исследований для выявления причинно-следственных зависимостей и связей. Принцип детерминизма является универсальным научным, и нельзя не отметить, что изучение методологии психологической науки очень актуально и крайне необходимо для каждого психолога.

Выделяются несколько форм детерминизма:

Системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);

детерминизм типа обратной связи (следствие действует на причину, вызвавшую его);

статистический детерминизм (сходные причины приводят к различным эффектам, в известных пределах, подчиненным статистическому закону)

целенаправленный детерминизм (предопределенный результат определяет процесс его достижения).

Таким образом, фундаментальной отправной точкой психологической науки, лежащей в основе ее методологии, является принцип детерминизма (причинности)

1) Психея обусловлена объективной реальностью;

2) Все психические явления обусловлены мозговой активностью;

3) При изучении психических явлений необходимо в обязательном порядке определить причины, вызвавшие их;

4) Ментальность определяется образом жизни.

Есть несколько эпох в развитии детерминизма применительно к психологии.

Общая характеристика детерминизма.

Общий теоретический принцип детерминизма, наряду с принципом содержательного единства мира и принципом развития, является основополагающим принципом философской доктрины бытия. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира своим существованием и развитием, носит ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, он дает ответ на вопрос, является ли мир в его существовании и развитии упорядоченным космосом или беспорядочным хаосом.

Детерминизм — это доктрина универсальной обусловленности объективных явлений. Это мировоззрение основано на универсальной взаимосвязи всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением существенного единства мира и способа его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование универсальной взаимосвязи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм — это общая доктрина, которая признает существование универсальной взаимосвязи и отрицает существование любых явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

Однако содержание принципа детерминизма этим не ограничивается. Философский детерминизм также предполагает определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, которая находит выражение в доктрине причинности, необходимости (в ее соотношении с случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении некоторых других проблем.

В расширенной форме общий теоретический принцип детерминизма может быть представлен в серии следующих тезисов:

  1. тезис об универсальной условности материальных систем и процессов,

с помощью которого каждая отдельная вещь приобретает и сохраняет свою…

характерные черты, и это объясняет изменение явлений.

  1. основой всего многообразия отношений детерминации является генетика,

причинно-следственная производительность. Иными словами, принцип детерминизма, как

включает принцип причинности как обязательный компонент.

  1. тезис о многообразии режимов детерминации и существовании некаузальных

Отношения определения. Это означает, что принцип детерминизма включает в себя не все

отношения определения причинно-следственных связей, но постулирует

существование различных типов отношений детерминации, которые не являются непосредственно

не сводится напрямую к причинно-следственной связи. В то же время, причинно-следственная связь, похоже, заключается в том.

основа существования всех других видов детерминации.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Целью работы является рассмотрение истории географического детерминизма. На протяжении более чем двух тысяч лет географический детерминизм был единственным материалистическим учением во взглядах на общество. Социальная функция географического детерминизма как социального учения претерпевает в это время ряд изменений. Он мог оправдывать существующие политические порядки, он мог становиться знаменем революционной буржуазии, оправданием империалистических захватов в конце XIX – начале XX века. В настоящее время интеграционные процессы, идущие в истории и географии, ставят на очередь необходимость философского осмысления нового понимания, взаимосвязей природы и человеческого общества. Несостоятельность концепции “покорения природы” заставляет обратить внимание не только на трагические последствия столкновения с природой созданных человеком производительных сил, но и на общество, зависимость которого от природы опосредована производством.

Содержание работы

Глава 1. Теория географического детерминизма……………………………2

1.1. Возникновение и развитие географического детерминизма………….2

1.2. Суть теории географического детерминизма.…………………………..8

Глава 2. Развитие географического детерминизма в 19-20 в.в. Перспективы развития………………………………………………………….9

2.2. Современное состояние. Середина XX века…………………………. 13

Содержимое работы - 1 файл

идея геогр. детерм..doc

Глава 1. Теория географического детерминизма……………………………2

1.1. Возникновение и развитие географического детерминизма………….2

1.2. Суть теории географического детерминизма.…………………………..8

Глава 2. Развитие географического детерминизма в 19-20 в.в. Перспективы развития………………………………………………………… .9

2.2. Современное состояние. Середина XX века…………………………. 13

Географический детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином “географический детерминизм” иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой.

Целью работы является рассмотрение истории географического детерминизма. На протяжении более чем двух тысяч лет географический детерминизм был единственным материалистическим учением во взглядах на общество. Социальная функция географического детерминизма как социального учения претерпевает в это время ряд изменений. Он мог оправдывать существующие политические порядки, он мог становиться знаменем революционной буржуазии, оправданием империалистических захватов в конце XIX – начале XX века. В настоящее время интеграционные процессы, идущие в истории и географии, ставят на очередь необходимость философского осмысления нового понимания, взаимосвязей природы и человеческого общества. Несостоятельность концепции “покорения природы” заставляет обратить внимание не только на трагические последствия столкновения с природой созданных человеком производительных сил, но и на общество, зависимость которого от природы опосредована производством. Всё это заставляет обратиться к философскому наследию, общим для которого является трактовка взаимоотношений природы и общества, получившая название “географический детерминизм”.

Глава 1. Теория географического детерминизма.

1.1. Возникновение и развитие географического детерминизма.

Уже в XVIв. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIIIв. Всё в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки.

И перед мыслителями встаёт вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия. Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм. Влияние географического фактора на общество и его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал.

По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Он выделяет три основные климатические зоны: южную, умеренную, северную. Одновременно он вводит также деление на Восток и Запад, приравнивая первый к югу, а второй – к северу. Помимо климата оказывают влияние также и такие природные факторы, как характер местности: она может быть горной, болотистой или пустынной, ветреной и безветренной, и, наконец, качество почвы – её плодородие или бесплодие. Но главным является, конечно, климат.

По мере движения к северу количество тепла постоянно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне – к ручным ремёслам и изобретениям, люди среднего района – к устройству различного рода общественных дел. Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши.

Как указывает он, в истории искусства были периоды расцвета и периоды упадка. Всего он насчитывает четыре великие эпохи в истории искусства: 1) век, начавшийся за десять лет до воцарения Филиппа, отца Александра Великого; 2) век Юлия Цезаря и Августа; 3) век Юлия II и Льва X; 4) век Людовика XIV. В поисках причин расцвета и упадка искусства Ж.-Б. Дюбо обращается к природным факторам.

И главная причина – в климате этих мест, прежде всего в качестве воздуха. «Поскольку, - пишет Ж.-Б. Дюбо, - в продолжении всей человеческой жизни душа пребывает связанной с телом, то характер нашего духа и наших склонностей во многом обуславливается качеством крови, питающей наши органы и поставляющей им в течение детства и юности материал, нужный для их роста. А качества крови в свою очередь во многом зависят от качества того воздуха, которым мы дышим.

Введение в качестве главного фактора, определяющего дух и склонности народов, качества воздуха, которым дышат люди, позволяет Ж.-Б. Дюбо объяснить, почему жители одних и тех же стран в разные времена отличаются разными правами и разной степенью одарённости. Всё дело в том, что воздух не остаётся одним и тем же, он подвержен многочисленным изменениям. А результатом изменения воздуха является изменение нравов народов.

Ш. Монтескье, вслед за Ж. Боденом и Ж.-Б. Дюбо, к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит прежде всего климат.

Однако общими положениями об объективных законах истории ограничиться было нельзя. Нужно было искать реальные естественные факторы, определявшие жизнь общества. С этим и связано обращение Ш. Монтескье к природным условиям, в которых существовали конкретные человеческие общества. Но если влиянием географической среды ещё как-то можно было объяснить особенности социального строя той или иной страны, то для понимания причин развития общества географический детерминизм в том его варианте, в каком он был изложен у Ш.

Монтескье, не давал по существу ничего. Мало что давала в этом отношении и концепция Ж.-Б. Дюбо. И это ещё тогда было подмечено целым рядом мыслителей, выступивших с аргументированной критикой географического детерминизма.

Читайте также: