Генотип средовые взаимодействия кратко

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время в генетических исследованиях нет жесткого противопоставления факторов генотипа и среды. Развитие организма представляется процессом их взаимодействия. Механизмы и показатели такого взаимодействия в природе подробно рассматривались нами ранее. Все они применимы и к генетике человека. О некоторых особенностях взаимодействия генотипа и среды в психогенетических исследованиях речь пойдет ниже.

Общая среда – общесемейная среда, характеристики которой едины для всех членов семьи. Возможность дать надежную информацию о степени влияния средына формирование конкретного признака у человека является важным аспектом психогенетики. В этом плане интересны наблюдения последних лет, показавшие неожиданно низкий уровень влияния общесемейной среды и, наоборот, высокий уровень генетического контроля при формировании психологических признаков. Сходство признаков у родственников в одной семье в большей степени объясняется общностью генов, а не общностью семейной среды. Главным аргументом в пользу такого вывода послужила почти нулевая корреляция по личностным чертам у приемных детей, воспитывающихся в одной семье. По некоторым характеристикам она присутствует в детском возрасте, но позже исчезает. Это говорит об отсутствии долговременного эффекта влияния общесемейной среды.

Из рассмотренных нами ранее показателей особое значение для психогенетики имеет наследуемость, поскольку именно она определяет относительную роль факторов генотипа и среды в формировании индивидуальных различий. Однако при вычислении фенотипической дисперсии ряда признаков чрезвычайно гетерогенной популяции человека, кроме генотипической и средовой дисперсии, необходимо учитывать дополнительные показатели. К таким показателям относятся ГС-взаимодействие, ассортативность браков, ГС-корреляции.

Однако задача точной идентификации генотипа и взаимодействующих с ним факторов среды при исследовании психологических признаков представляется исключительно трудной. Это объясняется тем, что эти признаки находятся под влиянием множества генов и самых разнообразных факторов среды, тем более что в онтогенезе соотношение генетических и средовых факторов, определяющих индивидуальные психологические особенности, может меняться. Все это затрудняет строгую статистическую обработку и нередко провоцирует авторов к выдвижению скоропалительных гипотез.

Фактор ГС-взаимодействия желательно учитывать в педагогической практике при подборе условий обучения для носителей разных генотипов, хотя реализовать это в условиях массовой школы непросто.

Интересным и издавна привлекающим всеобщее внимание явлением у человека является ассортативность – неслучайность заключения браков, базирующаяся на сходстве партнеров по определенным признакам (рис. 11.1). Ассортативность также вносит поправки в определение роли генотипа и среды в фенотипической дисперсии. Самая высокая ассортативность обнаружена для таких признаков, как уровень образования, религиозные установки, экономическое положение. Ассортативность по физическим и когнитивным показателям ниже, а по личностным качествам и темпераменту – совсем невелика.

11.3. Взаимоотношения генотипа и среды в психогенетике

Рис. 11.1. Основная тенденция ассортативности браков у человека – схожесть по многим признакам

Другое, также рассмотренное нами ранее явление – предпочтение брачных партнеров редкого типа – вносит свой вклад в ассортативность браков. Хорошо известна популярность блондинок на юге и брюнеток на севере (Айала Ф., Кайгер Дж., 1988). Это явление имеет биологические корни поддержания генетического полиморфизма популяции.

Известный специалист и автор учебника по генетике поведения человека Р. Пломин выделил 3 типа взаимосвязи генотипа и среды (Plomin R. [et al.], 1997).

Пассивная ГС-корреляция – дети наследуют от родителей среду, коррелирующую с их генотипом.

Активная ГС-корреляция – носитель определенного генотипа сам выбирает или создает среду, коррелирующую с его врожденными особенностями.

Реактивная ГС-корреляция – реакция среды влияет на проявление врожденных психических свойств и приводит к преобладанию определенных личностных черт. Согласно гипотезе Р. Пломина, социальное окружение по-разному реагирует на разные личностные качества человека, что и обусловливает реактивную ГС-корреляцию.

Важным итогом психогенетических исследований явился вывод о том, что у генетически схожих людей сходны и отношение к окружающей среде, переживания жизненных ситуаций и, вероятно, субъективная картина мира.

В настоящее время в генетических исследованиях нет жесткого противопоставления факторов генотипа и среды. Развитие организма представляется процессом их взаимодействия. Механизмы и показатели такого взаимодействия в природе подробно рассматривались нами ранее. Все они применимы и к генетике человека. О некоторых особенностях взаимодействия генотипа и среды в психогенетических исследованиях речь пойдет ниже.

Общая среда – общесемейная среда, характеристики которой едины для всех членов семьи. Возможность дать надежную информацию о степени влияния средына формирование конкретного признака у человека является важным аспектом психогенетики. В этом плане интересны наблюдения последних лет, показавшие неожиданно низкий уровень влияния общесемейной среды и, наоборот, высокий уровень генетического контроля при формировании психологических признаков. Сходство признаков у родственников в одной семье в большей степени объясняется общностью генов, а не общностью семейной среды. Главным аргументом в пользу такого вывода послужила почти нулевая корреляция по личностным чертам у приемных детей, воспитывающихся в одной семье. По некоторым характеристикам она присутствует в детском возрасте, но позже исчезает. Это говорит об отсутствии долговременного эффекта влияния общесемейной среды.

Из рассмотренных нами ранее показателей особое значение для психогенетики имеет наследуемость, поскольку именно она определяет относительную роль факторов генотипа и среды в формировании индивидуальных различий. Однако при вычислении фенотипической дисперсии ряда признаков чрезвычайно гетерогенной популяции человека, кроме генотипической и средовой дисперсии, необходимо учитывать дополнительные показатели. К таким показателям относятся ГС-взаимодействие, ассортативность браков, ГС-корреляции.

Однако задача точной идентификации генотипа и взаимодействующих с ним факторов среды при исследовании психологических признаков представляется исключительно трудной. Это объясняется тем, что эти признаки находятся под влиянием множества генов и самых разнообразных факторов среды, тем более что в онтогенезе соотношение генетических и средовых факторов, определяющих индивидуальные психологические особенности, может меняться. Все это затрудняет строгую статистическую обработку и нередко провоцирует авторов к выдвижению скоропалительных гипотез.

Фактор ГС-взаимодействия желательно учитывать в педагогической практике при подборе условий обучения для носителей разных генотипов, хотя реализовать это в условиях массовой школы непросто.

Интересным и издавна привлекающим всеобщее внимание явлением у человека является ассортативность – неслучайность заключения браков, базирующаяся на сходстве партнеров по определенным признакам (рис. 11.1). Ассортативность также вносит поправки в определение роли генотипа и среды в фенотипической дисперсии. Самая высокая ассортативность обнаружена для таких признаков, как уровень образования, религиозные установки, экономическое положение. Ассортативность по физическим и когнитивным показателям ниже, а по личностным качествам и темпераменту – совсем невелика.


Рис. 11.1. Основная тенденция ассортативности браков у человека – схожесть по многим признакам

Другое, также рассмотренное нами ранее явление – предпочтение брачных партнеров редкого типа – вносит свой вклад в ассортативность браков. Хорошо известна популярность блондинок на юге и брюнеток на севере (Айала Ф., Кайгер Дж., 1988). Это явление имеет биологические корни поддержания генетического полиморфизма популяции.

Известный специалист и автор учебника по генетике поведения человека Р. Пломин выделил 3 типа взаимосвязи генотипа и среды (Plomin R. [et al.], 1997).

Пассивная ГС-корреляция – дети наследуют от родителей среду, коррелирующую с их генотипом.

Активная ГС-корреляция – носитель определенного генотипа сам выбирает или создает среду, коррелирующую с его врожденными особенностями.

Реактивная ГС-корреляция – реакция среды влияет на проявление врожденных психических свойств и приводит к преобладанию определенных личностных черт. Согласно гипотезе Р. Пломина, социальное окружение по-разному реагирует на разные личностные качества человека, что и обусловливает реактивную ГС-корреляцию.

Важным итогом психогенетических исследований явился вывод о том, что у генетически схожих людей сходны и отношение к окружающей среде, переживания жизненных ситуаций и, вероятно, субъективная картина мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Взаимоотношения между клетками

4. Взаимоотношения между клетками О взаимоотношениях между клетками в морфогенезе мы говорили и в предыдущих разделах этой главы. Изменения формы клеток, их движение и другие виды поведения в организме всегда осуществляются совместно многими клетками и в зависимости их

9. Взаимоотношения микробов

9. Взаимоотношения микробов Держи, Атлант, Чудовищную ношу — Наш шар земной, Огромный и безликий… Он — кровь и глыба, Облаков хаос, Скалы обломок, Великан гранитный, Стихия и бесформенная сила, Где все перемешалось и кипит, И атомов в нем мечутся билльоны, Ни устали не

ДОПОЛНЕНИЕ К ГЛАВЕ 6 Взаимоотношения хищника и жертвы в экологическом и эволюционном масштабах времени

ДОПОЛНЕНИЕ К ГЛАВЕ 6 Взаимоотношения хищника и жертвы в экологическом и эволюционном масштабах времени Одной из приоритетных задач современной биологии, несомненно, является создание обобщенной теории эволюции экосистем. При этом у экологов может возникнуть сильный

4.2. Социальные взаимоотношения

4.2. Социальные взаимоотношения Неотъемлемый атрибут закрытой социальной системы, который определяет ее структурированность, – это иерархия доминирования. Как филогенетическое наследие она является продуктом социальной эволюции, а как адаптация – своеобразным

Взаимодействие наследственности и среды

Взаимодействие наследственности и среды Иногда спрашивают: что важнее — наследственность или окружающая среда? На этот вопрос не так легко ответить. Если под этим подразумевать, чт? имеет наибольшую силу воздействия, то и тогда следует ограничиться частными случаями.

4.4. Взаимодействие генотипа и среды

4.4. Взаимодействие генотипа и среды Природа проявления действия генов намного сложнее, чем в описанных выше вариантах. Рассматривая действие генов и их аллелей, необходимо учитывать влияние внешней среды на проявление признаков, а также модифицирующее действие других

11.4. Взаимоотношения организмов в природе

11.4. Взаимоотношения организмов в природе Популяционные взаимодействия определяются взаимоотношениями между отдельными особями популяций. Совокупность таких взаимоотношений и составляют действующие на популяцию биологические

Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения

Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения Все компоненты раннего постнатального развития поведения переплетаются друг с другом, в результате чего это развитие приобретает очень сложный характер. Проанализируем эти связи и

22. Абиотические факторы среды

22. Абиотические факторы среды Вспомните!Что такое среда обитания?Какие факторы относят к факторам неживой природы?В процессе исторического развития организмы приспосабливаются к определённому комплексу абиотических факторов, которые становятся обязательными

23. Биотические факторы среды

23. Биотические факторы среды Вспомните!Что такое среда обитания?Какие факторы относят к факторам живой природы?В природе существование каждого живого организма зависит не только от абиотических факторов, но и от обитающих рядом других организмов. Всю совокупность

Изменение среды

Изменение среды Однажды утром мне позвонил старый друг Винс Кларк. Доктор Кларк ушел из университета при Коннектикутском центре изучения здоровья за несколько лет до того, чтобы работать в Университете Нью-Мексико. Когда мы встречались на конференциях,

Гомосексуальные взаимоотношения как составляющая ритуалов инициации

Гомосексуальные взаимоотношения как составляющая ритуалов инициации Гомосексуальные взаимоотношения могут являться частью обрядов инициации. В ряде культур Африки, Южной Америки и Азии сексуальные отношения между мужчинами и мальчиками подростками являются

Удлинение периода детства и взаимоотношения между полами

Удлинение периода детства и взаимоотношения между полами В процессе эволюции рода Homo происходит увеличение общей продолжительности жизни и значительное удлинение периодов детства и юности. Продолжительное детство и связанная с этим беспомощность младенцев делали

Homo erectus и анатомически современные Homo: диета и взаимоотношения между полами

Homo erectus и анатомически современные Homo: диета и взаимоотношения между полами Примерно 1.9-1.8 млн. лет назад человек широко расселился по территории Африки и впервые покинул ее пределы. Началась колонизация Евразии. Освоение новых территорий стало возможным благодаря


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Автор: Т.М. Марютина

Москва, Россия

Идеи А.Р.Лурия о системном строении высших психических функций и об изменении их отношений к генотипу оказались весьма продуктивны для развития отечественной психогенетики и генетической психофизиологии (Лурия, 1962; Равич-Щербо, 1988). В контексте последней проводилось изуче­ние относительного вклада генотипа и среды в формирование структурно- функциональных комплексов ЦНС, участвующих в обеспечении психичес­кой деятельности. Предметом изучения являлись показатели, которые так иди иначе репрезентируют соответствующие структурно-функциональные комплексы ЦНС и их свойства.

В данной работе речь идет об ответах мозга на внешние воздействия, так называемых вызванных или событийно-связанных потенциалах (ВП, ССП).

ВП и ССП принято рассматривать как электрофизиологические корреляты когнитивной деятельности, в частности, перцептивного акта. Исследование генотип-средовых соотношений в параметрах ВП и ССП представляет особый интерес, поскольку, варьируя характер стимула или условия задачи можно тестировать разные функциональные системы, обеспечивающие прием и переработку различающейся в каждом конкретном случае информации (Марютина, 1993).

Таким образом, баланс генотип-средовых соотношений в параметрах зрительных BП может изменяться в зависимости от эволюционного возраста функциональных систем, опосредующих различные аспекты восприятия.

Взаимодействие генотипа и окружающей среды — это процесс, при котором на основе определённого генотипа и влияния факторов среды проявляется фенотип. В узком понимании и с точки зрения генетической эпидемиологии оно представляет собой сочетание двух факторов риска (генетический и средовой), которое приводит к резкому изменению фенотипа, отличному от привычного.

Особенности взаимодействия генов и среды

Взаимодействие генотипа и среды представляет интерес в ходе описания нелинейных изменений фенотипа. Это важно в рамках качественных скачков и переходе от нормального (здорового) фенотипа к патологическому состоянию. Их нельзя объяснять простым сложением действий генетических факторов (вариантов гена) и воздействием среды при исключении данного фактора.

Подходы к взаимодействию

С точки зрения методологии есть несколько подходов к определению и измерению взаимодействия. Они предполагают применение аддитивных и мультипликативных моделей. В первом случае происходит расчет сравнительного риска развития фенотипа. Это относится к независимому действию каждого из двух факторов и риску, который наступает в случае одновременного воздействия факторов.

Если экспериментально подтверждается более высокий или более низкий риск в сравнении с суммой отдельных рисков, то констатируют взаимодействие. Оно может получать возможную интерпретацию, которая иногда также определяется в качестве синергетического воздействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование мультипликативного подхода характеризуется применением взаимодействия в качестве отдельного параметра. В этой ситуации происходит вычисление вероятности и размера коэффициента взаимодействия в рамках регрессионного анализа. Существование статистической достоверности и отличие коэффициента от нулевого значения, как правило, указывает на наличие взаимодействия между параметрами модели.

Не представляется возможной прямая интерпретация такого взаимодействия. Можно сказать, что данные способы оценки взаимодействия не включают непосредственного механического воздействия, когда один фактор напрямую влияет на другой. Здесь больше видна связь в метаболизме посредством цепочки воздействия внешних и генетических факторов.

Медицина содержит информацию о нескольких примерах взаимодействия генов и факторов среды. В частности, описан эффект взаимодействия генетических вариантов и курения. Это сочетание ведет к развитию аутоиммунных заболеваний. Исследуя популяцию больных с ревматоидным артритом, ученые выявили, что у курильщика с определенной аллелью (ген HLA-DRB1) во много раз выше риск возникновения серопозитивного заболевания. Сравнение производились с некурящими людьми или с людьми, у которых отсутствует эта аллель.

Похожий эффект обнаружен при анализе взаимодействия курения и аллелей HLA-A 02 и HLA-DRB1 15. Благодаря этому взаимодействию нашли риск развития рассеянного склероза.

Существование взаимодействия между генами и факторами среды объясняет относительно низкий эффект генетического варианта в качестве фактора риска комплексных заболеваний. Изучение генетических факторов, исключающее учет воздействия среды, не предполагает рассмотрение синергического эффекта.

Проблема взаимодействия между генотипом и средой известна давно. С этим вопросом связаны основные сложности в труде селекционеров, так как генотип-средовое взаимодействие становится причиной того, что новые сорта не подтверждают собственных преимуществ перед стандартами при испытании, которые происходили различных экологических условиях.

Взаимодействие, характерное для генотипа и среды, рассматривалось на примере количественных признаков, включая урожайность. Оно состоит в том, что в разное время и в различных местах они начинают отличаться рангами. Именно этот фактор учитывают в дисперсионном анализе как эффект взаимодействия. Перемена в местоположении сортов в рамках ранжированных по величине признака рядах (от среды к среде) чаще всего объясняют следующими причинами:

  • Различные генотипы не одинаково проявляют реакцию на одну и ту же среду;
  • Одинаковый генотип разным образом показывает реакцию на разные среды.

Гены проявляют природу действия в более сложных случаях. Если обратиться к действию генов и их аллелей, то важно учесть воздействие внешней среды на проявление признаков, включая модифицирующее воздействие остальных генов.

Практически невозможно увидеть однозначное соответствие гена и фенотипа. Справедливость данного факта подтверждает феномен множественного действия генов, названный плейотропией (воздействие гена на несколько признаков). Подобное действие гена чаще всего будет зависеть от того, на каком этапе онтогенеза происходит его проявление (чем раньше проявится ген, тем более выраженным будет его плейотропный эффект). Часть генетиков считает, что все гены в определенной степени или ситуации будут плейотропными.

Читайте также: