Роспотребнадзор история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Моллесон Иван Иванович [22.2(6.3).1842, Иркутск, - 18.12.1920, Воронеж], русский санитарный врач, один из организаторов земской медицины. В 1865 окончил медицинский факультет Казанского университета. Работал в Вятской, Пермской, Саратовской, Тамбовской, Калужской губерниях. В 1872 утвержден первым земским санитарным врачом. Организовал (1873) в Шадринске первый в России врачебно-санитарный совет уездного земства. Инициатор и руководитель ряда губернских съездов земских врачей, активный участник Пироговских съездов. Разработал формы медицинской регистрации и отчётности; многие труды посвящены вопросам санитарной статистики, демографии, санитарной характеристике промыслов и производственной школьной гигиене и др.


МАРЗЕЕВ Александр Никитович (1883-1956)

- академик АМН СССР (1944), доктор медицинских наук (1935), профессор (1940), заслуженный деятель науки УССР (1935). В 1911 г. окончил медицинский факультет Московского университета, совершенствовал знания в лаборатории В.Г. Хлопина. В 1922-1934 гг. заведовал санитарно-эпидемиологическим отделом Наркомздрава УССР. На протяжении 10 лет (1931-1941) возглавлял созданный по его инициативе Украинский (Харьков) научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, одновременно заведовал кафедрой гигиены Украинского (Харьков) института усовершенствования врачей (1930-1941) и кафедрой коммунальной гигиены Харьковского медицинского института (1934-1941). В 1941-1944 гг. – научный руководитель и заведующий санитарно-гигиеническим отделом Казахского института эпидемиологии и микробиологии, заведующий кафедрой эпидемиологии Алма-Атинского медицинского института. С 1944 г. по 1956 г. – директор Киевского научно-исследовательского института коммунальной гигиены, заведующий кафедрой коммунальной гигиены Киевского государственного института усовершенствования врачей (до 1946 г.) и Киевского медицинского института (до 1956 г.). Инициатор создания и организатор в бывшем СССР первых санитарно-эпидемиологических станций. Первым в бывшем СССР начал изучения загрязнения атмосферного воздуха. Проведенное ним изучение водохранилищ Донбасса было положено в основу

С 16 марта 2005 г. в составе санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Первым руководителем службы – Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации стал Г.Г. Онищенко.
В сложных условиях социально-экономических преобразований в стране Федеральной службой Роспотребнадзора обеспечивается контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, удается сдерживать ее ухудшение, добиваться снижения общей и инфекционной заболеваемости населения и смертности от инфекционных болезней, предотвращать распространение особо опасных инфекций и возникновение сотен случаев заболеваний и отравлений людей.

Исполнение обязанностей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложено на Попову Анну Юрьевну распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2013 г. № 1931-р, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека назначена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 571-р.

Защиту населения обеспечивают 30 научных центров и 800 лабораторий Роспотребнадзора. Государственной санитарно-эпидемиологической службе России сегодня исполнилось 98 лет.

Декрет Совета народных комиссаров РСФСР "О санитарных органах республики" был подписан 15 сентября 1922 года. В процессе становления служба прошла различные этапы: от эпидбюро до санэпидстанций и центров Госсанэпиднадзора, сегодня она имеет статус федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении правительства РФ.

"За почти сто лет существования санитарно-эпидемиологической службы ее функции значительно расширились, структура изменилась, а требования к квалификации сотрудников возросли. Но ключевая задача Роспотребнадзора остается неизменной - охрана здоровья наших граждан и улучшение качества их жизни, - отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. - Ваш профессионализм наиболее ярко проявился во время пандемии новой коронавирусной инфекции, когда специалисты Роспотребнадзора не просто продолжили свою работу, но и приняли самое непосредственное участие в непростой борьбе с опасным вирусом. Мы убедились, что эпидемиологический щит нашей Родины - это крепкая и надежная защита, на которую мы все можем рассчитывать в любой ситуации. Если бы не ваша самоотверженность и ваша готовность к самой сложной работе, которую нельзя было поручить кому-то другому, последствия пандемии были бы куда тяжелее. То, как тщательно вы подошли к решению самых разных проблем, как выстроили свою деятельность в нелёгких условиях, вызывает бесконечное уважение и признательность".

Специалисты Роспотребнадзора были в авангарде борьбы с пандемией коронавируса, самыми первыми встречая на государственной границе приезжих из стран неблагополучных по этой инфекции. В каждом пункте пропуска через границу РФ ежегодно на наличие инфекций досматривают более 20 млн человек, предотвращая завозы опасных заболеваний.

Одна из первых вакцин от новой коронавирусной инфекции также была разработана специалистами Роспотребнадзора, а именно центра "Вектор", который является частью российской санитарной службы. При этом научные центры Роспотребнадзора разрабатывают вакцины, системы эпидпрогнозирования и анализа, средства индивидуальной защиты, мобильные лаборатории. Ученые и специалисты службы принимали участие в решении таких глобальных мировых проблем здравоохранения как борьба с чумой и холерой, ликвидация кори и полиомиелита, вспышки опасных инфекций, таких как лихорадка Эбола и многих других.

История становления государственной санитарно-эпидемиологической службы России

История становления государственной санитарно-эпидемиологической службы России

В сентябре 2012 года государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации исполнилось 90 лет, это одна из немногих структур, сохранившихся в системе органов государственной власти Российской Федерации после распада СССР, несмотря на происходящие последующие реформы и преобразования государственного обустройства России. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба с момента её создания обладает ярко выраженной особенностью: на всех этапах развития ей присуща исключительная организационно-методологическая и функциональная динамичность, что позволяет ей в течение 90 лет наиболее полно и органично отвечать потребностям общества и государства в эффективной охране и укреплении здоровья населения.

Историческими предпосылками создания службы в стране являлись, в первую очередь, многочисленные эпидемии инфекционных болезней, которые уносили тысячи жизней. Низкий уровень коммунального обустройства населенных пунктов, проблемы с питьевым водоснабжением, отсутствие гигиенически безопасных условий труда на предприятиях, низкая санитарная культура населения являлись основными неблагоприятными факторами, влияющими на состояние здоровья населения. Наиболее остро проблемы массовых инфекций и их широкое распространение возникли в начале XX века в период первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны.

В числе важнейших Декретов, принятых в те годы, стал Декрет о создании народного комиссариата здравоохранения РСФСР от 11 июля 1918 года. С самого начала создания Наркомздрава в его составе была образована санитарно-эпидемиологическая секция, которая обеспечивала организационное и практическое единство санитарных и противоэпидемических мероприятий. Соответствующие подразделения стали появляться в губерниях и городах России.

К концу 30-х годов в России формируется сеть учреждений нового типа – санитарно-противоэпидемические станции.

Великая Отечественная война затормозила развитие здравоохранения и становление санэпидслужбы в стране, однако, с 1943 года, несмотря на продолжавшиеся военные действия, началось восстановление разрушенного здравоохранения.

Началась новая эпоха развития службы, совершенствование качества и эффективности ее работы.

Значительных изменений в структуре территориальных органов не произошло. В этот период проводилась большая работа по организации более эффективного финансирования службы с привлечением средств местных бюджетов, что позволяло в полном объеме проводить все мероприятия по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Совершенствовалась нормативно-правовая база по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В течение 2012г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012г. № 636 проводилось реформирование федеральных органов исполнительной власти. Роспотребнадзор перешёл в прямое подчинение Правительства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ за Федеральной службой оставлены функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. При этом, на Службу возложены новые полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей.

Роспотребнадзор

По Указу президента России, чтобы защитить права потребителей и обеспечить их благополучное проживание, в стране был создан такой орган, как Роспотребнадзор.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
Все регионы РФ:
+8 (800) 550-59-06

Структура Роспотребнадзора

Структура роспотребнадзора

Федеральная служба по надзору в своем составе имеет территориальные организации. Она контактирует с исполнительной федеральной властью и государственными органами, находящимися в разных субъектах РФ.

Состоит организационная структура Роспотребнадзора из более, чем 80 территориальных центров и свыше 90 центральных организаций в области эпидемиологии и гигиены в субъектах России.

Помимо территориальных центров в структуре Федеральной службы по надзору за обеспечением защиты прав потребителей и их жизненного благополучия имеются 28 институтов, занимающихся исследованием научной сферы, 13 противочумных организаций, 33 станции по обеспечению дезинфекционными мероприятиями.

Кадровый состав предприятия насчитывает более 100 тысяч специалистов.

Во главе службы по надзору стоит главный государственный врач России в области санитарии.

В органы Роспотребнадзора обращаются люди, подвергшиеся неправомерным действиям со стороны сотрудников предприятий, предоставляющих услуги в сфере потребления или в сфере санитарно-эпидемиологических норм.

Закон Об основах туристской деятельности

В России права и обязанности туриста закреплены Законом “Об основах туристской деятельности”. Об акте и его нюансах читайте на страницах сайта.

Как избавиться от назойливой смс-рекламы? Об этом читайте здесь

Структура Роспотребнадзора


Служба Российского потребительского надзора принимает обращения:

  • Через официальный сайт организации.
  • Лично.
  • Письмом, отправленным почтой.
  • Электронным заявлением.
  • С помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Задачи Роспотребнадзора

Задачи Роспотребнадзора

В соответствии с постановлением России № 322 от 30 июня 2004 года основными задачами, которые решает управление Роспотребнадзора, являются:

  • Надзор за соблюдением норм санитарно-эпидемиологических.
  • Слежение за соблюдением прав т свобод потребителей.
  • Проведение мониторинга гигиены.
  • Осуществляет социально-гигиенические проверки.

Производит аттестацию работников в сфере:
– образования;

Проверка Роспотребнадзора предприятий обусловлена тем, чтобы оценить деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, определить соответствие их работы установленным законом норм.

Задачи, решающиеся надзорным органом


Какую роль играет Государственная организация по надзору для потребителей?

Многие потребители сталкивались с нарушениями, которые были совершены в отношении них. В связи с неправомерными действиями организаций в сторону клиентов, последние вправе составить жалобу в Роспотребнадзор.

После рассмотрения обращения сотрудники органа по надзору принимают решение о проведении проверки предприятия, совершившего неправомерные действия.

Чаще всего после заявления потребителя отдел Роспотребнадзора осуществляет внеплановую проверку нарушителя. Выявив несоответствие в работе с нормами и правилами, установленными законом, проверяющие выдают решение об устранении огрехов в деятельности фирмы и восстановлении прав клиента.

Жалоба на банк

Банковские учреждения иногда ущемляют права своих клиентов. Напишите жалобу на банк, и вы сможете убедится в том, что система может работать не только на коммерческие структуры.

У жильцов больших городов, постоянно возникают проблемы с халатным отношением к делу со стороны ЖКХ. Как и с помощью каких действий можно повлиять на работу служб читайте здесь.

Проверки Роспотребнадзора

Орган по надзору за правами потребителей и жизненного их благополучия проводятся несколько видов проверок:

Проверки осуществляемые службоq

Если проверка осуществляется не более, чем один раз за три года, то она называется – плановая проверка Роспотребнадзора. На сайте прокуратуры каждого региона можно увидеть план проверок Роспотребнадзора и ознакомиться с ним.

Сертификация продукции и услуг

Сертификат соответствия – нужный документ для торговли и предоставления услуг. Как проходит сСертификация продукции и услуг читайте в публикации.

Страховые компании нередко плохо выполняют обязательства перед клиентами. О способах влияния на страховиков читайте здесь.

Проверки осуществляемые службой

Внеплановая проверка осуществляется в случае предъявления жалоб потребителей, в соответствии с обращением органов местного самоуправления и, когда имеются заявления на некачественную продукцию, услугу или для проверки выполнения предприятиями, выписанных ранее предписаний.

Оповестить индивидуального предпринимателя о внеплановой проверке, проверяющие обязаны за сутки до приезда на фирму.

Проверки вне плана проходят согласование с прокуратурой, исключением является нанесение вреда жизни и здоровью потерпевшему.

Санкции Роспотребнадзора в сфере потребления

Круг полномочий органа, который следит за соблюдением прав потребителей со стороны предприятий довольно обширен. Деятельность Роспотребнадзора основана на следующих административных регламентах – приказах Роспотребнадзора:

Приказы и санкции Российского надзора в сфере потребления

Приказ от 16.07.12 номер 764, в котором говорится о соблюдении проведения проверок индивидуальных предпринимателей, их отношение к клиентам и о соблюдении санитарно-эпидемиологических норм предприятиями.

Приказ № 773 от 18.07.12, говорящий о соблюдении регламента по предоставлению государственных услуг в сфере использования источников ионизирующего излучения (кроме тех, которые применяются в медицинской практике), и другие нормативно-правовые документы.

Сроки гарантийного ремонта

В случае поломки мобильного телефона и действующей гарантией нужно обращаться в сертифицированные сервисные центры. Узнайте о сроках гарантийного ремонта телефонов на нашем сайте.

О защите своих прав как потребителя, можно прочитать здесь.

Приказы и санкции Российского надзора в сфере потребления

В случае выявления нарушений Роспотребнадзор имеет право наложить санкции в отношении нарушителя. При несоблюдении санитарно-эпидемиологических норм, наказуемый штрафуется на сумму от 200 до 300 МРОТ.

В случае игнорирования профилактики норм санитарии и эпидемиологии предусмотрено наказание в виде штрафной санкции – 400 МРОТ. Когда халатное отношение приводит к эпидемии среди людей или животных, органы, осуществляющие неправомерные действия или бездействия наказываются штрафом в 100 – 200 минимальных размеров оплат труда.

Нарушители могут лишиться свободы, срок лишения равен 2 – 5 лет, в зависимости от тяжести правонарушения.

Читайте также: