Геноцид казаков 24 января 1919 кратко

Обновлено: 05.07.2024

24 января 1919 года Яков Свердлов в письме Организационного бюро ЦК РКП(б) официально объявил о начале абсолютно изуверского и беспощадного уничтожения казаков, которые очень мешали молодым Советам. Мы вспоминаем, как это было, подводим грустные итоги

Лазорики в соцсетях

С XVI века казаки участвовали в расширении российской территории. Гражданское управление, школы, театры, землемеры, железные дороги – все это появится потом. Первыми на неизведанный кусок суши вступали казаки, часто строили укрепленную линию из станиц.

Именно земельный вопрос несколько столетий успешно скреплял договор между государственной властью и казаками: за службу царю они получали довольно большие паи. На Кубани накануне революции казачий земельный надел составлял 10 десятин, на Дону – 13, в Амурском войске – 25–35 десятин, на Амуре и в Забайкалье – 50. Ситуация осложнялась тем, что иногороднее (неказачье) население областей постепенно росло и на Дону с Кубанью уже превышало 50% общей численности жителей.

Казаков решено поголовно истребить


Не меньше 80% донских казаков служило в белых частях. Ответом на непокорность казаков, не желавших менять привычный уклад жизни, стала политика расказачивания.

Перечень мер включал борьбу с богатыми казаками и середняками, конфискацию хлеба и разоружение. Здесь стоит учесть, что в казачьих областях, несмотря на имущественное расслоение, откровенно бедных было немного – те, кто работал на своей земле, мог с нее кормиться.

Вдали от центральных городов, Ростова и Новочеркасска, политику расказачивания проводили с большей жестокостью. Об этом говорят несколько свидетельств красных комиссаров из Хоперского округа.

В ходе расказачивания новая власть переименовывала станицы и хутора в волости и деревни, стремясь стереть очевидные исторические особенности земель с компактным казачьим населением. Местные партийные органы в основном поддерживали политику центра по борьбе с казачеством.

Геноцид


Почитайте любой дневник эмигранта первой волны. Там голод, унижение, дополнительные несколько марок или франков как невиданное благо. Желание сохранить казачество и Россию – музеями, лекциями, военными курсами, институтами. Больно смотреть на годы смерти многих – 1979, 1983, 1986. Совсем немного, и они могли бы увидеть свою страну, вернуться! Но время шло, а тысячи наших соотечественников таяли и превращались в дряхлых стариков.

Сильнее всего тоска по своей земле проявилась у донских казаков, которые свои степи и свою реку любили до безумия. Я не могу, например, читать стихов Павла Полякова – там в каждой французской черте сквозит камыш давно оставленной станицы. Наши беды и размышления – тараканьи беды по сравнению с их горестями.

Современность: на двух казаков приходится три атамана и ноль лошадей


Формально уже больше 30 лет идет возрождение казачества. Большинство россиян мыслит о сложнейшем явлении очень стереотипно – через песни Розенбаума или казачьи патрули в Краснодарском крае.

Подобная жизнь идет в основном за пределами городов-миллионников – не в Ростов и не в Краснодар стоит ехать за частичками некогда огромного и диковинного казачьего мира. Он уже почти Атлантида для нас, но силами отдельных энтузиастов еще будет держаться на поверхности.

Иллюстрации Дмитрия Петрова

Прошёл целый век с той памятной и скорбной даты, но в памяти каждого казака и казачки до сих пор живы воспоминания о кровавых событиях 24 января 1919 года как о времени жестоких расправ над теми, кто верой и правдой служил российскому государству…

В память о жертвах геноцида казачества и трагических событиях 1919 года, ежегодно, по всей России проходят памятные мероприятия. Казаки и казачки чтят память невинно-убиенных братьев-казаков.

В этот день в станице Романовская в храме святого архангела Михаила и в храме святителя Николая Чудотворца, в хуторе Рябичев, с соблюдением всех норм и требований безопасности, установленных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, отец Пётр (Зайков) и отец Василий (Пивоваров), отслужили поминальные молебны.

Спустя столетие с тех трагических событий в истории нашего Отечества, казачество возродилось вновь. Молодые и зрелые казаки, как и прежде, верой и правдой служат интересам нашего Отечества, возрождая славу и былые традиции казачьего народа на просторах вольного Дона.




Директива Реввоенсовета Южфронта от 16 марта 1919 года:
Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путём сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путём применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам-хуторам:
а) сожжение восставших хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
д) широкое оповещение населения хуторов станиц и т. д. о том, что все станицы и хутора замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения.


Именно осуществление директивы Оргбюро привело к восстанию на Верхнем Дону 11 марта 1919 г. И первой восстала та самая станица Казанская, что незадолго до этого чуть ли не хлебом-солью встречала большевиков!



Дм. Шмарин «Расказачивание «

Во исполнение инструкции были использованы имеющиеся концентрационные лагеря, и организован ряд новых мест лишения свободы.
В докладной записке в ЦК РКП (б) члена Казачьего отдела ВЦИК Ружейникова в конце 1919 г сообщается, что на местах принимались наиболее жесткие и решительные репрессивные меры: к примеру, в ночь на 6-7 мая 1919 года из заключенных в Уральской тюрьме 350—400 человек из состава 9 и 10 Уральских казачьих полков, перешедших на сторону большевиков в марте 1919 года было расстреляно 100—120 человек, несколько заключенных казаков были утоплены.
В докладе члена ВЦИК сообщается так же, что расстрелянных казаков сбрасывали в реку Урал, что вызывало скорее негативное отношение к советской власти. Сообщается о том, что Чапаевская дивизия при продвижении от Лбищенска до станицы Скворкиной выжигала все станицы протяжением 80 верст в длину и 30-40 в ширину.

В Астраханской губернии конфискованные у казачества земли не подлежали возврату. Казачество было лишено права использования природных ресурсов, таких как лесные угодья, рыба. В Астраханской губернии в 1920 г. в концентрационных лагерях содержалось около 2000 казаков.

На Кубани 25 января 1931 года была осуществлена депортация казачества в числе 9 000 семей, около 45 000 человек из районов Черноморья были выселены на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей. В течение 1930—1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 000 казаков из различных регионов, в большей степени из Уральской области и бывших территорий казачества на Северном Кавказе.


Разочаровались в большевиках

А уже в мае 1918 года было объявлено об образовании Всевеликого войска Донского во главе с атаманом Петром Красновым.

Его политическая ориентация и по сей день остается предметом исторических споров – кто-то утверждает, что Краснов хотел добиться независимости области Войска Донского, кто-то считает его верным сторонником немцев, но неизменно одно: Краснов изначально был непримиримым врагом Советской власти. Как и поддерживающие его казаки.

А логика гражданской войны неумолима: враг не сдаётся - его уничтожают.

Черный день

Директива о

Ответ казаков

Естественно, что люди, которые из поколения в поколение учились военному делу, не стали покорно, как овцы, отправляться на заклание. В марте 1919 года по всей Донской области прошла череда восстаний. Самым крупным из них стало восстание в станице Вешенская. Оно было достаточно успешным и открыло путь армии Деникина на Москву.

Если бы не дипломатическое искусство большевиков, сумевших договориться с повстанцами Нестора Махно, устроившими разгром тылов Белой Гвардии, то история страны могла бы пойти совсем по-другому.

Однако этот шаг назад вскоре компенсировался двумя шагами вперёд – казаки навсегда попали под подозрение, как нелояльное население, и репрессивные мероприятия продолжали осуществляться на протяжении 1920-х и первой половины 1930-х годов. Земли Войска донского были разделены между Луганской, Воронежской, Сталинградской и Ростовской областями. Казаки не призывались на службу в Красную Армию и не могли поступать в военные училища. Многие из казаков были лишены избирательных прав. А следом пришла пора раскулачивания и коллективизации. Изменилось отношение к казакам только в конце 1930-х годов, но к тому моменту понесенные потери было уже не восстановить.

Итоги

Касательно итогов геноцида окончательных цифр нет.

Так, в 1926 году появилась информация, что только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 %. Но, к примеру, историк Леонид Футорянский, специализирующийся на теме казачества, считает, что доказательств таким огромным цифрам нет. Вместе с тем, по данным Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, работавшей при Деникине, красные только в период с 1918 по 1919 год на Дону расстреляли 3442, а на Кубани и в Ставрополье 2142 человека.


Однако эти цифры, по умолчанию, неполные – победители в гражданской войне совершенно не были заинтересованы в том, чтобы официально подводить итоги собственной братоубийственной политики. К тому же, кроме непосредственно казненных, огромное число казаков погибло в боях, скончалось от голода и болезней, эмигрировало за рубеж (часть из них потом вернулась, в составе армий вермахта, добавив новую трагическую страницу в историю казачества).

Сейчас, в эпоху, когда казачество пытаются возродить, ежегодно 24 января тысячи казаков по всему миру приходят в церковь, где проходят поминовения невинно убиенных. Исторический совет Всевеликого войска Донского объявил 2019 год для казачьих обществ, казачьих образовательных учреждений Войска Донского Годом истории и культуры донских казаков.

Читайте также: