Гендер и социализация кратко
Обновлено: 01.07.2024
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.
Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:
а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.
Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.
Выделяются две фазы полоролевой социализации:
1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);
2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.
Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат:
а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением;
б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.
Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты "фемининность- маскулинность", относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве.
Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.
В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелируются различия между полами. Конструктивная социализация - это формирование андрогинной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния положительно влияет на социальное и психологическое состояние человека.
Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson). С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности).
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек - теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.
До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В. С.; Кон И. С.; Репина Т. А.; Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.
Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Что такое гендерная социализация и каковы этапы формирования гендерной идентичности?
Что такое гендерная социализация и каковы этапы формирования гендерной идентичности?
Что такое гендерная социализация и каковы этапы формирования гендерной идентичности?
Общие сведения
Существуют и другие концепции гендерной социализации, которые фактически сводятся к тому, чтобы описать влияние полоролевой адаптации личности в обществе на саму суть данной личности, ее особенности развития, восприятия, общения, межгруппового и межличностного.
Процесс гендерной социализации фактически не отделим от человеческой жизни, так как он начинается фактически с рождения человека. Если ребенок социализируется с позиции гендера, то он скорее всего во взрослой жизни будет воспроизводить гендерные стереотипы во взрослой жизни.
Гендер – это социальный пол.
Паттерны гендерного поведения прививаются не только внутри семьи, но и при участии друзей, учителей, воспитателей, коллег. Даже если родители максимально отказываются от подобных установок, то на их детей скорее всего повлияют одноклассники или ближайшее окружение.
В большинстве случаев стремление к соответствию гендерным стереотипам рисуется как единственно верный ход вещей. Если он нарушается, то этот факт высмеивается, порицается членами общества.
Готовые работы на аналогичную тему
Гендерные установки – это готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия.
Сегодня максимально часто реклама может транслировать гендерные установки. Проблема подобного подхода заключается в том, что он не оставляет свободы выбора. Многие люди даже не думают о том, что возможны иные варианты адаптации в обществе. Население впитывает эти установки и транслирует их из поколения в поколение.
Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.
Установки и гендерные стереотипы
В обществе присутствует большое количество установок, которые подкрепляют гендерные стереотипы. К ним относят категории:
Этот стереотип определяет рамки поведения человека еще до того, как он сам начинает осознавать себя личностью, проявлять собственный характер и интересы. С детства в девочках поощряется такие качества как скромность, милость доброта. Для мальчиков лучшими считают качества: стремление к лидерству, мужественность, активность.
Если девочка или мальчик показывают качества, которые характерны для другого пола, то общество порицает эти проявления. Часто очень строгими бывают требования к мужской и женской внешности. Но зацикленность на внешнем виде часто негативно сказывается на психике женщин, ввиду чего у них может развиться расстройство пищевого поведения или дисморфообия.
Дисморфофобия – это психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела. Обычно начинается в молодом или подростковом возрасте.
Сегодня фактически большая часть мира живет в модели, где мужчина является лидером во всех жизненных сферах. Он наделяется властным и моральным авторитетом. При такой системе женщина отодвигается на второй план. Она вынуждена подчиняться и думать не о себе, а о других.
Но при этом гендерная социализация иногда негативно сказывается и на мужчинах. Если мужчина не стремиться доминировать, то он также подвергается общественному порицанию.
В обществе господствует стереотип о том, что девочки раньше взрослеют, проявляют прилежность и аккуратность. Но с точки зрения гендерной социализации к девочкам во многом предъявляется больше требований, их воспитывают раньше, приучают более аккуратно относиться к вещам, помогать маме и быть послушными.
Минимизация негативных аспектов гендерной социализации
Чтобы минимизировать негативные аспекты гендерной социализации, необходимо:
- освобождаться от излишнего влияния гендерных установок;
- переосмысливать некоторые аспекты собственного поведения;
- приобретать навыки рефлексии, обращая внимание на собственные ценности, интересы, мотивы, мышление.
Современным взрослым людям часто сложно разобраться в собственном внутреннем мире, проанализировать паттерны собственного поведения. Необходимо обращаться к психотерапевту и психологу в случае возникновения психологических трудностей.
Кроме того, для современных людей важно учиться отказываться от стереотипов, в том числе и гендерных, чтобы выявить истинные, а не внушаемые ценности. Необходимо четко понимать, есть ли у человека право на собственные решения, проявления желаний, которые могут отличаться от установленных в обществе норм.
Целесообразно учиться выстраивать личные границы и отстаивать собственное мнение. Часто преодолеть трудности гендерной социализации можно при смене круга общения. Обстановка вокруг человека не дает задуматься о себе и вести себя так, как хочется. Если человек навязывает собственные ценности другому, то лучше минимизировать контакты или совсем прекратить общение. Нельзя стесняться игнорировать непрошенное мнение.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Гендер, Гендерная социализация, гендерные стереотипы.
Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации. Как утверждают многие исследователи, первый ее этап происходит в семье. В связи с этим назрела необходимость педагогизации родителей. Под педагогизацией понимают целенаправленный процесс утверждения в сознании родителей знаний, схем, способов деятельности и поведения, оценок, помогающих им эффективно решать свои педагогические задачи в семье: выстраивать бесконфликтные, доверительные отношения с близкими, предотвращать появление отчужденности в отношениях с детьми, успешно реализовывать социальные роли сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, сознательно готовить своих детей к выполнению этих социальных ролей.
Гендер представляет собой комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений, жизненных устремлений. Гендерные стереотипы — это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. В отличие от биологического пола, представляющего набор генетически заданных анатомо-физиологических признаков человека, гендер строится в конкретном социокультурном контексте в определенный исторический период и различен во времени и пространстве. Гендер — продукт социализации, пол — результат эволюции. Гендерная социализация — это различие в развитии, в обучении и в отношении со стороны окружающих к человеку с раннего этапа развития и на протяжении всей жизни. В науке понятия маскулинности и феминности являются специфическими конструктами. Некоторые черты, приписываемые мужественности и женственности передаются в культуре. Например, маскулинность отождествляется с силой, агрессивностью, а феминность — с мягкостью, нежностью. На основании этого в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. С динамичным изменением нашего общества вопрос гендерной социализации затрагивает все сферы деятельности человека.
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.
Вопросы, касающиеся гендерной социализации и стереотипизации на сегодняшний день как никогда противоречивы. Происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. Наше общество постоянно развивается и проблема приобретает новые формы и нуждается в постоянном изучении.
1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
2.Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.
3.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
4.Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани; Н.М.Лапина . — М.: Политиздат, 1988. — С. 238.
5.Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006.
6.Лазарева Е.А. Опыт исследования полоролевых стереотипов // Проблемы этнокультуры в Европейском пространстве / Под. ред. А.А.Алимбаева. — Караганда, 1998. — С. 149.
7. Усачева Н . Женщина: её статус, судьба и образ в мировой культуре. — Алматы. 1999. — С. 11.
На главную Лекции и практикум по психологии Гендерная психология Понятие гендера в психологии, гендерная социализация
Понятие гендера в психологии, гендерная социализация |
Лекции и практикум по психологии - Гендерная психология |
1. Понятие гендера в психологии, гендерная социализация 1.1. Методологические основы гендерных исследований Право на образование является необходимым элементом успешного социально-экономического развития государства. Обеспечение права женщин и мужчин на равный доступ в получении образования рассматривается в нашей стране как основная часть мер для достижения ими целей гендерного равенства. Современная система образования, организуя учебно-воспитательный процесс, к сожалению, не всегда учитывает гендерную принадлежность учащихся, при всей важности этого для полноценного развития личности. Гендер является особой категорией, которая определяет социальный статус мужчин и женщин, раскрывает процессы их взаимодействия на различных уровнях организации жизнедеятельности. Поэтому важно выявить механизмы формирования гендера, научения и усвоения гендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в обществе. 1.2. Основы гендерной социализации личности 1.3. Понятие о гендерной идентичности Литература Читайте также:
|