Гегельянство и марксизм кратко

Обновлено: 30.06.2024

Однако, возразил бы сам Гегель, переворот этот также происходит не безмысленно, не без Идеи. Совершенно верно. Эти две стороны неразрывны, хотя и антиномичны; опосредованием, объединяющим их в целое, является практика, понимаемая достаточно широко.

При таком обращении с историей мышления неизбежно возникает вопрос, обычный кстати, для наших студиозусов: зачем вообще изучать "предания старины глубокой"? Зачем читать Платона, ведь с его эйдосами и пещерой всё понятно, зачем изучать Спинозу, его субстанция весьма тривиальна, зачем штудировать Канта, его вещь в себе выдумка и баста, зачем нужен этот же Гегель, идеалист и "панлогист"? Действительно - зачем, если всё уже "снято", включено в качестве "моментов" в учебники - или же в современные нам (псевдо)философские системы, кому как угодно. Нет ответа.

Как мы уже говорили, до определённого момента протестантизм выступал как сила разрушительная, ибо ему необходимо было взорвать монолит католицизма, поэтому его идеология повсюду была сектантской, разъединительной. Но после Тридцати летней войны для Франции, где начался процесс возникновения единого национального государства, установка на разъединение сделалась нежелательной и крайний индивидуализм перестал поощряться. После другой общеевропейской войны, а именно – Семилетней (1756–1763), такой же переломный момент наступил для Германии.

Как видите, пока всё под копирку. Но Маркс жил на пол столетия позже Гегеля и, так же страстно, как и тот, желая понравиться своим современникам, должен был учитывать, что обстановка в Европе за это время изменилась и надо приноравливаться к новым настроениям публики. А поворот в настроениях был тот, что буржуазное государство, которое идеализировал Гегель, после своего утверждения оказалось штукой весьма неприглядной, порядком всем досадило, и в массах поднималась жажда социальных перемен, вплоть до революционных. Людям стала нужна какая-то светлая мечта, хотелось верить, что хотя бы внуки и правнуки сбросят установленную капитализмом безраздельную власть денег. И Маркс добавил к своей версии гегельянства эту мечту, взяв её из совершенно другого источника. И тут тоже всё было списано под копирку.

В Библии избранный народ – евреи – томился в египетской неволе, выполняя самые тяжёлые работы – изготовление кирпичей. У нас в Европе лучший и достойнейший класс – трудящиеся, руками которого создаются все блага, – томятся в рабстве у капиталистов. Евреев выводил из неволи Моисей, трудящихся выведет из неволи Маркс – не в буквальном смысле, а указав путь избавления от рабства: через социалистическую революцию и ликвидацию частной собственности. А в конце своего компилятивного учения Марксу понадобилось ещё одно заимствование, на этот раз из Евангелия: освободившиеся от власти капитала трудящиеся построят на земле рай, во всём подобный Царству Божию, только без Бога, называемый коммунизмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ ДЕТИ БОГОВ

Глава двадцатая Время и изменение

Глава двадцатая Время и изменение Я хотел бы поговорить немного о времени, так как я думаю, что богатство, красота и значение того, что за пределами времени, того, что истинно, может быть познано, только когда мы поймём весь процесс времени в целом. В конце концов каждый из

Глава двадцатая Время и изменение

Глава двадцатая Время и изменение Я хотел бы поговорить немного о времени, так как я думаю, что богатство, красота и значение того, что за пределами времени, того, что истинно, может быть познано, только когда мы поймём весь процесс времени в целом. В конце концов, каждый из

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ О ЛЖИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ О ЛЖИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ 1 Религиозная искренность в ее глубоком и цельном значении составляет самый смысл человеческой жизни. Каждый из нас имеет призвание стать Божиим огнилищем с его искрами – купиной духа, из которой исходят молитвенное созерцание,

Беседа двадцатая

АНТИ-ГЕГЕЛЬЯНСТВО

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ НОРДИЧЕСКИЙ СИОН

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ НОРДИЧЕСКИЙ СИОН Герои и отбросы — Жизнь без событий — Американская система — Колумб и Лютер — Испанцы и англичане — Индейцы — Пираты атлантического океана — Первое поселение — Америка-наше всё — Исход — Новый Сион — Библейские пророчества —

Глава двадцатая. Явленность священного

Глава двадцатая. Явленность священного Есть разница между просто верой в сверхчувственное и его переживанием, между наличием идеи священного и видением и слышанием его — действующим, властвующим, могуче нам явленным. О втором нам говорят не только внутренний голос,

Двадцатая беседа 26 июля о демонах

Двадцатая беседа 26 июля о демонах Аркадий: Два-три человека сказали мне, что их заинтересовала тема, связанная с сонливостью и беспокойством как препятствиями в их усилиях. Буквально подошли ко мне в разное время три человека и сказали, что они либо сонливы, либо

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ ТИХОЕ ВПОЛЗАНИЕ В КРИЗИС

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ ТИХОЕ ВПОЛЗАНИЕ В КРИЗИС Прежде Запад был островом нововведений и растущих доходов — магнитом для мирового капитала и мировых талантов. Валюта Запада стала мировой валютой, и все лучшие умы хотели работать у нас. Эту ситуацию мы считали гарантированной.

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ Обладанием или свойством (Ilexis) называется проявление некоторой деятельности того, что обладает, и того, чем оно обладает, — как бы некоторое действие или движение (ведь когда одно делает, а другое делается, делание находится посредине; и так же между тем,

Глава двадцатая О лжи и предательстве

Глава двадцатая О лжи и предательстве 1 Религиозная искренность в ее глубоком и цельном значении составляет самый смысл человеческой жизни. Каждый из нас имеет призвание стать Божиим огнилищем с его искрами — купиной духа, из которой исходят молитвенное созерцание,

Беседа двадцатая: МАТРИЦА ТРАДИЦИИ

Беседа двадцатая: МАТРИЦА ТРАДИЦИИ Слушатель Б.: В буддизме упоминаются три категории людей живущих в мире: обычный мирской человек со своими удовольствиями, болью и так далее; человек, который вступил на путь и имеет общее представление о направлении; архат. Мирской

Цель – ознакомить слушателей с систематическим изложением основных исторических этапов возникновения и развития философской мысли в современную эпоху, развить умение анализировать и сопоставлять мировоззренческие основания различных теорий, критически осваивать идеи, понятия, способы рассуждения и аргументации, разработанные философами этого времени.

1) сформировать целостное представление о современной философии, проследив последовательность и преемственность главных идей и теорий;

2) осветить наиболее значимые философские учения, познакомить с их создателями в контексте истории, раскрывая ценностные ориентиры изучаемой эпохи;

3) раскрыть содержание основных понятий дисциплины.

Содержание раскрываемых в рамках данной дисциплины вопросов опирается на отечественные и зарубежные работы в области философии.

Приобретаемые при изучении дисциплины знания являются необходимыми при выполнении трудовых функций в соответствии с квалификационными требованиями профстандарта педагога к знанию содержания преподаваемого материала.

Содержательная часть

Тема 1. Характерные тенденции современной философии

Периодизация современной философии. Философские направления современности.

Лекция

Современный период философии обычно относят к XIX-XXI векам. Наряду со значительными научными и политическими революциями этот период характеризуется обилием новых философских движений. В дополнение к сделанным наработкам в период Нового времени и эпохи Просвещения (ранняя современность), в современный период наблюдается подъём в немецком идеализме, гегельянстве, экзистенциализме, марксизме, позитивизме, неопозитивизме (логическом позитивизме), постпозитивизме, утилитаризме, прагматизме, философии языка, логицизме, феноменологии, и в более современных направлениях – структурализме, постструктурализме, постмодернизме и деконструктивизме. Оценить современную философию каким-то определённым образом невозможно из-за многообразия школ и направлений философского поиска. Важно отметить, что, как и прежде, в философии доминируют антитеза рационализма и иррационализма. Наряду с признанием роли разума в восприятии мира, его место часто замещается ролью чувств, эмоций, интуиции, воли, то есть иррациональных форм восприятия.

Тема 2. Немецкий идеализм




Лекция

Немецкий идеализм – это форма идеализма, имеющая свои отличия. Ранее объективные идеалисты, типа Платона, утверждали, что реальность, в конечном счёте, является интеллектуальной, а не материальной, или субъективные идеалисты, типа Беркли, полагали, что существование объектов зависит от ума. Немецкие идеалисты отвергают различия, устанавливаемые этими взглядами. Помимо того, что они отвергают различие между материальным и формальным, а также различие между реальным и идеальным, Фихте, Шеллинг и Гегель также отвергают различие между бытием и мышлением, что ещё более усложняет взгляды немецких идеалистов на метафизику и теорию познания. Идеализм Канта – это самая умеренная форма немецкого идеализма.

§ закон единства и борьбы противоположностей,

§ закон перехода количественных изменений в качественные,

§ закон отрицания отрицания.

Гегель также, вероятно, был первым философом, который думал об истории как о диалектическом процессе, в котором реальность может быть понята через трехступенчатую диалектику, начиная с неопределенного понятия (или тезиса) до определенного понятия (или антитезы), а затем разрешение (или синтез).

Таким образом, Гегель обнаружил, что логические формы являются отражением объективного мира. Несмотря на всю значимость диалектики, разработанной Гегелем, все же необходимо подчеркнуть глубокое противоречие его философии: в рамках идеализма идея развития не может быть выработана последовательно. Философская система Гегеля и её метод отрицали друг друга.

Тема 3. Гегельянство и марксизм

Правое гегельянство. Левое гегельянство. Фейербах: диалектика, отчуждение в религии, антропологический материализм. Марксизм: диалектический и исторический материализм, отчуждение в труде, производительные силы, производственные отношения, классы, эксплуатация, общественно-экономические формации.

Лекция

Гегельянство – философская школа, основанная на трудах немецкого философа-идеалиста Гегеля и философской традиции, которая началась с него; сосредоточена в Германии в середине XIX века.

Немецкие последователи Гегеля в Германии обычно делятся на два направления: правые гегельянцы (старогегельянцы) и левые гегельянцы (младогегельянцы).

Правые гегельянцы восприняли его философию в религиозно-консервативном направлении. Они считали, что цикл исторической диалектики завершён и, что прусское общество стало кульминацией всего социального развития. Среди них были Иоганн Филипп Габлер (1753-1826), Карл Фридрих Гёшель (1784-1861), Иоганн Карл Фридрих Розенкранц (1805-1879) и Иоганн Эдуард Эрдманн (1805-1892).

Марксизм – это направление социально-экономического анализа, который основывает капитализм на парадигме эксплуатации, анализирует классовые отношения и социальные конфликты, используя материалистическую интерпретацию исторического развития и принимая диалектический взгляд на социальные преобразования. Основывается на произведениях немецких философов XIX века К. Маркса и Ф. Энгельса.

§ производительные силы,

§ производственные отношения,

§ природные ресурсы.

Природные ресурсы рассматривались как величина постоянная (т.к. в тот период ещё не было проблемы их исчерпания), поэтому на диалектический процесс они не влияли. В диалектические отношения вступают два другие элемента экономики. Производительные силы (рабочая сила + средства производства) уникальны – они способны к развитию и дают растущую прибавочную стоимость. Выплатив рабочему небольшую заработную плату, эксплуататор присваивает себе прибавочную стоимость; в итоге постепенно эксплуататоры богатеют, а рабочие нищают. Консервативным элементом в экономике оказываются производственные отношения. С течением времени наступает конфликт между малоподвижными производственными отношениями и развивающимися производительными силами, – это приводит к революции и установлению новых производственных отношений. Так у Маркса возникает теория общественно-экономических формаций: общество движется от рабовладельческого строя через феодальный к капиталистическому строю путём революций, и каждый строй характеризуется своими экономическими и политическими отношениями. Последняя революция – социалистическая – должна положить конец отчуждению рабочих от продуктов их труда и тогда будет общество социализма, где не будет классового деления и эксплуатации со всеми вытекающими негативными последствиями.

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ФИЛОСОФИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МОДУЛЬ 3

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ 8

Оглавление

Содержательная часть. 2

Тема 1. Характерные черты современной философии. 2

Тема 2. Немецкий идеализм. 3

Тема 3. Гегельянство и марксизм. 6

Тема 4. Становление иррационалистической философии. 8

Тема 5. Утилитаризм. 9

Тема 6. Философия жизни и экзистенциализм. 10

Тема 7. Прагматизм. 12

Тема 8. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм. 13

Тема 9. Феноменология. 15

Тема 10. Структурализм и постструктурализм. 16

Тема 11. Постмодернизм. 18

Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации по дисциплине. 19

Рекомендуемая литература. 20

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине. 22

Введение

Цель – ознакомить слушателей с систематическим изложением основных исторических этапов возникновения и развития философской мысли в современную эпоху, развить умение анализировать и сопоставлять мировоззренческие основания различных теорий, критически осваивать идеи, понятия, способы рассуждения и аргументации, разработанные философами этого времени.

1) сформировать целостное представление о современной философии, проследив последовательность и преемственность главных идей и теорий;

2) осветить наиболее значимые философские учения, познакомить с их создателями в контексте истории, раскрывая ценностные ориентиры изучаемой эпохи;

3) раскрыть содержание основных понятий дисциплины.

Содержание раскрываемых в рамках данной дисциплины вопросов опирается на отечественные и зарубежные работы в области философии.

Приобретаемые при изучении дисциплины знания являются необходимыми при выполнении трудовых функций в соответствии с квалификационными требованиями профстандарта педагога к знанию содержания преподаваемого материала.

Содержательная часть

Тема 1. Характерные тенденции современной философии

Периодизация современной философии. Философские направления современности.

Лекция

Современный период философии обычно относят к XIX-XXI векам. Наряду со значительными научными и политическими революциями этот период характеризуется обилием новых философских движений. В дополнение к сделанным наработкам в период Нового времени и эпохи Просвещения (ранняя современность), в современный период наблюдается подъём в немецком идеализме, гегельянстве, экзистенциализме, марксизме, позитивизме, неопозитивизме (логическом позитивизме), постпозитивизме, утилитаризме, прагматизме, философии языка, логицизме, феноменологии, и в более современных направлениях – структурализме, постструктурализме, постмодернизме и деконструктивизме. Оценить современную философию каким-то определённым образом невозможно из-за многообразия школ и направлений философского поиска. Важно отметить, что, как и прежде, в философии доминируют антитеза рационализма и иррационализма. Наряду с признанием роли разума в восприятии мира, его место часто замещается ролью чувств, эмоций, интуиции, воли, то есть иррациональных форм восприятия.

Тема 2. Немецкий идеализм

Лекция

Немецкий идеализм – это форма идеализма, имеющая свои отличия. Ранее объективные идеалисты, типа Платона, утверждали, что реальность, в конечном счёте, является интеллектуальной, а не материальной, или субъективные идеалисты, типа Беркли, полагали, что существование объектов зависит от ума. Немецкие идеалисты отвергают различия, устанавливаемые этими взглядами. Помимо того, что они отвергают различие между материальным и формальным, а также различие между реальным и идеальным, Фихте, Шеллинг и Гегель также отвергают различие между бытием и мышлением, что ещё более усложняет взгляды немецких идеалистов на метафизику и теорию познания. Идеализм Канта – это самая умеренная форма немецкого идеализма.

§ закон единства и борьбы противоположностей,

§ закон перехода количественных изменений в качественные,

§ закон отрицания отрицания.

Гегель также, вероятно, был первым философом, который думал об истории как о диалектическом процессе, в котором реальность может быть понята через трехступенчатую диалектику, начиная с неопределенного понятия (или тезиса) до определенного понятия (или антитезы), а затем разрешение (или синтез).

Таким образом, Гегель обнаружил, что логические формы являются отражением объективного мира. Несмотря на всю значимость диалектики, разработанной Гегелем, все же необходимо подчеркнуть глубокое противоречие его философии: в рамках идеализма идея развития не может быть выработана последовательно. Философская система Гегеля и её метод отрицали друг друга.

Тема 3. Гегельянство и марксизм

Правое гегельянство. Левое гегельянство. Фейербах: диалектика, отчуждение в религии, антропологический материализм. Марксизм: диалектический и исторический материализм, отчуждение в труде, производительные силы, производственные отношения, классы, эксплуатация, общественно-экономические формации.

Лекция

Гегельянство – философская школа, основанная на трудах немецкого философа-идеалиста Гегеля и философской традиции, которая началась с него; сосредоточена в Германии в середине XIX века.

Немецкие последователи Гегеля в Германии обычно делятся на два направления: правые гегельянцы (старогегельянцы) и левые гегельянцы (младогегельянцы).

Правые гегельянцы восприняли его философию в религиозно-консервативном направлении. Они считали, что цикл исторической диалектики завершён и, что прусское общество стало кульминацией всего социального развития. Среди них были Иоганн Филипп Габлер (1753-1826), Карл Фридрих Гёшель (1784-1861), Иоганн Карл Фридрих Розенкранц (1805-1879) и Иоганн Эдуард Эрдманн (1805-1892).

Марксизм – это направление социально-экономического анализа, который основывает капитализм на парадигме эксплуатации, анализирует классовые отношения и социальные конфликты, используя материалистическую интерпретацию исторического развития и принимая диалектический взгляд на социальные преобразования. Основывается на произведениях немецких философов XIX века К. Маркса и Ф. Энгельса.

§ производительные силы,

§ производственные отношения,

§ природные ресурсы.

Природные ресурсы рассматривались как величина постоянная (т.к. в тот период ещё не было проблемы их исчерпания), поэтому на диалектический процесс они не влияли. В диалектические отношения вступают два другие элемента экономики. Производительные силы (рабочая сила + средства производства) уникальны – они способны к развитию и дают растущую прибавочную стоимость. Выплатив рабочему небольшую заработную плату, эксплуататор присваивает себе прибавочную стоимость; в итоге постепенно эксплуататоры богатеют, а рабочие нищают. Консервативным элементом в экономике оказываются производственные отношения. С течением времени наступает конфликт между малоподвижными производственными отношениями и развивающимися производительными силами, – это приводит к революции и установлению новых производственных отношений. Так у Маркса возникает теория общественно-экономических формаций: общество движется от рабовладельческого строя через феодальный к капиталистическому строю путём революций, и каждый строй характеризуется своими экономическими и политическими отношениями. Последняя революция – социалистическая – должна положить конец отчуждению рабочих от продуктов их труда и тогда будет общество социализма, где не будет классового деления и эксплуатации со всеми вытекающими негативными последствиями.

siamets 09-Дек-13 20:20 (спустя 1 день, ред. 09-Дек-13 20:20)
caute писал(а):
политэкономией капитализма там даже издали не пахнет. А в книжке Лукача это - центральная тема.
Казалось бы, причем тут Гегель. Лукачу надо было написать другую книгу - "Молодой Маркс и проблемы капиталистического общества". Тогда никаких вопросов. А говорить о Гегеле и сводить проблематику Entäußerung/Entfremdung к политике/социологии/экономике - это "подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно у меня слетела шляпа". Получается не феноменология, а фальсификация Духа.
В целом, данная книга есть 600-страничное уничтожение смысла гегельянства. Уровень текста ниже всякой критики:

Дьёрдь – позорище /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Ниже — ценная критика, но с эмоциональными перехлестами/

"Гегель является единственным философом послекантовского периода, оригинально подошедшим, в глубочайшем смысле этого слова, к проблемам эпохи. Подробно проанализировав его первые шаги, мы видели, что все без исключения проблемы диалектики, правда еще и не в теоретически зрелой форме, выросли из раздумий над такими всемирно-историческими событиями той эпохи, как Великая французская революция и промышленный переворот в Англии."

Это, во-первых, ложь. Фихте еще в конце 1790-х годов ("Нравоучение" и "Правоучение") и особенно в курсах лекций "Основные черты современной эпохи" (1806), "Речи к немецкой нации"(1807-08), дал максимально оригинальные ответы на основные исторические и политические проблемы эпохи. В 1800 году появилось "Замкнутое торговое государство", текст, который только сейчас начинают читать внимательно, в связи с кризисом Евросоюза. Ни одно произведение Гегеля до "Философии права" (1821) не могло соперничать с фихтевскими практическими теориями, да и ФП не во всем превосходит их, а в некоторых отношениях представляет шаг назад.

Во-вторых, это бред. Хотя французская революция действительно произвела огромное впечатление на молодого Гегеля, его философия (а она вовсе не сводится лишь к диалектическому методу, как хочется марксоидам!) выросла из совершенно иных, чисто философских источников и вызовов. Гегель был теологом по образованию, проснитесь! И главным противоречием в его развитии было то, что он пытался соединить христианство, кантовскую критику теологии и греческую литературу (влияние Гёльдерлина) в одно духовное целое. Что и было сделано в "Феноменологии духа". Французская революция сыграла там роль конкретного примера, не более того.
Промышленный переворот в Англии не имел для Гегеля никакого интереса, гораздо больше его волновала политическая система Британии в её противоположности Германии.

"Гегель исследует причины возникновения христианства для того, чтобы можно было ясно очертить перспективы его крушения". Тоже мне, прото-Ницше нашли!

"Сочинения молодого Гегеля в сущности являются грандиозным обвинительным актом против христианства".

"Молодой Гегель со всей страстью хочет уничтожить христианскую религию".

"Итак, для нас [NB!] проблема состоит в том, что, согласно взглядам молодого Гегеля, мертвая объективность позитивной религии превращается в общественное движение, в продукт общественной деятельности самих людей. Тем самым Гегель сделал первый шаг к формированию главной идеи его диалектического метода, которая заключается в превращении неподвижного бытия в движение".

Чего-чего?! Вот эта вот бессмыслица - главная идея диалектики Гегеля?!

"Молодой Гегель никогда не проявлял снисходительности по отношению к христианству. Напротив, он с пафосом и язвительно говорит о различных формах лицемерия и обмана, которые, согласно его тогдашним взглядам, с необходимостью вытекали из сущности христианства".

Всё это ложь. А также полное непонимание и извращение не только смысла, но и буквы гегелевских текстов. Лукач выпячивает второстепенную "Позитивность христианской религии" (притом, толкуя её по Фейербаху) и всячески замалчивает или искажает "Дух христианства и его судьба", критически важный набросок, по сути - уже эмбрион ФД /Феноменологии духа/. Гегелевская диалектика - это описание христианства не только как религии, но как мирового процесса, где природа и история - две формы выхода божественного из себя вовне. И только после и для этого - логика, рационализм (далеко не абсолютный, кстати) и система. Лукач, грубо говоря, осуществляет "ожидовление" христианства и гегельянства. Для него проблемы "любви" и "духа", ключевые для Гегеля, совершенно непостижимы, бессмысленны, вторичны. Он, как и Маркс, не представляет себе возможности преодоления пропасти между бытием и сознанием, соединения людей в духе, жертвоприношения Бога самим себя для искупления мира. Нет ни малейшей случайности, что все основные марксисты - евреи, марксизм - современная форма древнего иудаизма, та самая "позитивная религия" фарисеев, которую проклял Гегель. Это неприятная правда истории философии.

Но самое смешное, что после всех передергиваний Лукач грустно замечает, что "выдающиеся французские просветители значительно превосходили молодого Гегеля в вопросах антирелигиозной борьбы". Ну еще бы!

"Из переписки с Шеллингом ясно видно, что молодой Гегель настороженно, без особого интереса знакомится с первыми сочинениями Фихте и относится к ним, как это видно из имеющегося в нашем распоряжении материала, весьма критически".

Ложь. В письмах, как Шеллинга, так и Гегеля, Фихте оценивается очень высоко. Иначе и быть не могло - гегелевское мышление наполовину зависимо от фихтеанства, нет ничего в диалектике Гегеля, чего не было бы в "Наукоучении". Гёльдерлин, имевший на Гегеля огромное влияние (об этом Лукач молчит как рыба!), восхищался Фихте.

Вскоре за предыдущим заявлением следует нечто, его разрушающее -

"Следует постоянно помнить о том, что в этот период молодой Гегель не только не замечал всей философской важности своего подхода, но и почти не интересовался философскими обоснованиями и требованиями".

Аха-ха-ха! Как же он тогда мог критически относиться к сложнейшей теории Фихте?! Лукач =

Ложь. Всё это есть и в "Духе христианства" и в "Фрагменте системы" и в десятках набросков для лекций в Йене. Фальсификация фактов истории философии.

"Гегель последователен в своей религиозно-мистической линии, сводя на нет все предшествующие достижения в области диалектики, с таким трудом добытые им во франкфуртский период. Все исчезает в мистическом тумане безобъектной объективности, уничтожения всякой предметности. В формулировках, даваемых на этой ступени своего развития, учение Гегеля представляется чистой мистикой".

Драсьте, а как же "молодой Гегель со всей страстью хочет уничтожить христианскую религию"?! Шо случилось? А случилось то, что (как это и показал ненавистный Лукачу "империалист и фашист" Дильтей) именно в мистическом тумане зародились все ходы гегелевской диалектики, диалектики не общественно-экономических отношений, а диалектики Духа в его конечности и бесконечности! Сам Лукач признает свой провал.

И все, что ему остается, это бессильно плеваться желчью - "Здесь мы имеем дело с устранением гениальной концепцией себя самой [!], вызванным безмерно [?] широкими обобщениями". Каково! Но самоустранился как раз марксизм, неспособный постичь гениального философа.

caute писал(а):
Посмотрел оглавление Дильтея, из спортивного любопытства ))) Там про религию, потом про любовь, пара страниц про политику. ВСЁ.
Вы меня начинаете пугать. Ибо Гегель главным образом и писал о религии и любви, а потом уже "немного" про политику. То, что для Вас это ВСЁ - предмет не более, чем "спортивного любопытства", означает: 1) Что Гегеля Вы не понимаете; и, что гораздо хуже, 2) Что Гегеля Вы понимать и не хотите.

И это происходит во многом потому, что дурацкий опус Лукача по-прежнему остаётся у нас единственным общеизвестным очерком о ранней философии Гегеля, а подлинно эпохальные работы - Дильтея 1905 года (непереведенная) или более поздняя книга Ж.Валя о несчастном сознании (переведенная на русский!) знакомы единицам. Печально.

Марксизм сам по себе бяка, но в применении к истории философии становится просто ядом, кислотой, которая бежит в теле Чужого. Я ведь не ради хохмы назвал Лукача "чужим". Выбирайте -
Философия или марксизм

caute 09-Дек-13 21:11 (спустя 51 минута, ред. 09-Дек-13 21:11)
Цитата: Что Гегеля Вы не понимаете
ну, может быть.
к счастью, у нас есть тут Вы, тонкий знаток, всё нам так славно разъяснили в картинках

siamets 09-Дек-13 21:24 (спустя 13 минут)
caute
Утю-тю-тю, какие мы обидчивые! Не, я готов понять: Лукач - первая любовь, все дела. Но мир, он какбэ богаче марксизма. Слава богу, в которого я не верю.

Caute 10-Дек-13 04:32 (спустя 7 часов, ред. 10-Дек-13 08:14)
какие обиды, посмеялся просто.
Лукача ставлю очень невысоко, эту книжку считаю его лучшей, в "ИКС" /История и классовое сознание/ еще что-то ценное можно найти, "СЭ" /Своеобразие эстетического/ - мура. Дильтей примерно того же калибра мыслитель, имхо. А между их книжками о Гегеле общего - с гулькин нос.
"Марксизм" - это химера. Есть Маркс (говоривший, что он не марксист), есть убогий истмат-диамат (который обычно и считают марксизмом), есть кучка интересных мыслителей-марксистов, один гениальный - Выготский, и один превосходный, Ильенков.
О Гегеле лучшие книжки, какие я читал, написали Ильин и Кожев (Лукач с ними и рядом не стоял).

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Гегельянцы-идеалисты VS Марксисты-материалисты

Буквально вынудил меня написать этот пост мой (и не только) оппонент hegelverehrer , который вот в этом моем посте наследил столькими ссылками на некоего Муравьева - современного философа-светила-гегельянца, который всем задницу надрал так развил философию Гегеля, что "аж страшно".
Мой оппонент долго не думая, взял быка за рога и так сразу прямо и заявил:

"Но ваш труд напрасен. В этом вопросе однозначно для всех, кто в теме авторитет мирового уровня -Муравьев А.Н. Чтобы меня в чем то переубедить надо ВАМ СНАЧАЛА ПЕРЕУБЕДИТЬ ЕГО))"

Как говорил классик:

Итак, для начала я бы хотел для затравки привести буквально одну перепалочку.

У вас выше я выложил полный конспект лекции. Там все понятно. По крайней мере тем , кто читал Логику. Я не смогу вам объяснить.

Вот последние строки : "Именно в этом пункте замыкается круг гегелевской системы философской науки. После того, как логическая идея становится природной, дух, дремлющий в природе, становится философским духом. Он возвращает абсолютную идею к ней самой, постигая ее как начало, основание и результат вечно развивающегося единства мышления и бытия."

"вечно развивающегося единства мышления и бытия" Вот, собственно, ответ. Хочу акцентировать внимание тех, кто считает , что "идеализм" Гегеля это про б-га. Как раз в материализме, где из материи "вдруг", по волшебству, возникает мышление и разум легко вклинивается любой креационизм от рептилоидов и инопланетян до дедушки б-га на небесах)) А вечное - это совсем другая история.

> После того, как логическая идея становится природной, дух, дремлющий в природе, становится философским духом.

4. Как он "дремлет в природе"? Что это за "природа"? И где в ней место для "дремления духа"? Как удалось Гегелю "распознать этот дух? Каким экспериментом? Дайт методику, чтобы и я этот дремлющий дух смог отловить и установить, что он таки есть и пока дремлет? Что нужно сделать, чтобы его "разбудить"?

5. Что такое "философский дух"? Как его отличить от дремлющего духа? По каким признакам? Где хранится этот философский дух? Как его установить в эксперименте?

Увы, дорогой мой оппонент, вопросы самые разумные. Это те вопросы, которые обязан задавать любой, читающий Гегеля. Он же должен найти ответы на эти вопросы.

Понимание - это не заучивание наизусть и воспроизведение "умных слов, уложенных в предложения", а понимание СМЫСЛА, который кроется за этими словами.

Если отражают ее употребляемые словоформы, то философия состоятельная, если нет - идеализм (искренние заблуждения предков или тупая болтовня современников).


hegelverehrer
Извините, но марксизм я штудировать точно не буду,капитал только разве что,т.к. это чистый символ веры, верьте, мол, в материализм. Не доказано. Для этого Марксу надо было разработать замкнутую логическую систему как у Гегеля, опровергнуть Гегеля и доказать. У него этого нет и не могло быть, так как он знал, что доказать такое НЕВОЗМОЖНО. Верить в материализм я не собираюсь, это чушь.

Материя есть источник возникновения человеческих мыслей (идеальное) , эти же мысли есть отражение материального мира природы. И мысли возникают и содержатся в материальном мозге в форме нейронных многослойных связей.

А у Гегеля "логическая идея" витает хер знает где (у какого-то, видимо, бога), а потом "становится природной" (воплощается в материальном мире природы замысел "творца"), а уж потом залетает в голову человеку, становясь "философским духом" - мудрствованием об этой "логической идее" (о замысле бога).

"После того, как логическая идея становится природной, дух, дремлющий в природе, становится философским духом."

Т.е., идеализм кристальной чистоты - заблуждения Гегеля, которому элементарно не хватало знаний в естествознании по объективным причинам.

Кто его заблуждения повторяет сегодня, как истину в последней инстанции, находя в его заблуждениях "замкнутую логическую систему", тот просто невежда, любящий игру красивых слов.


  1. Определенность.
  2. Непротиворечивость.
  3. Последловательность.
  4. Обоснованность.

Идеализм - это утверждения, которые не отражают объективную реальность.

Еще академик Павлов И.П., занимавшийся научными исследованиями в области условных рефлексов, в своих трех знаменитых лекциях студентам подчеркивал, что разговорный язык человека есть вторая сигнальная система, которая обладает огромным потенциалом формирования условных рефлексов.
Это знают и умело этим пользуются мошенники всех мастей, от попов и политиков до рекламщиков.
Именно поэтому, всякий раз, когда беретесь за чтение философского текста, не забывайте все чаще задавать себе вопрос "ЧТО это?", как только встречаете непонятный термин. И как только разберетесь с содержанием непонятных вам понятий немедленно возвращайте это содержание в текст обратно вместо терминов, и попытайтесь понять соотношение этих понятий, соизмеряя их с объективной реальностью.

Смотрим: ". ничего субъективного не привнося". И далее по тексту, поскольку Гегель "ОСОЗНАЛ", то уупс (!) и СУБЪЕКТИВНОЕ осознание Гегеля есть "свидетельство того, что философия. созрела как абсолютная наука"

". философия есть наука, метод которой имманентен ее предмету: не внешен предмету, а, соответственно, предмет внешен методу, - а внутренне присущ ему. "

Быстренько бежим за определением:

Метод (от греч. méthodos - путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
.
В философии под её методом понимается способ построения и обоснования системы философского знания. Для марксистско-ленинской философии в качестве метода выступает материалистическая диалектика.

ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу.

А далее адЪ адский: не поедание ложкой борща (метод) внешне борщу, а, соответственно, борщ внешен поеданию его ложкой, - а внутренне поедание борща ложкой присуще борщу (sic!).

Вот ЧТО автор хотел сказать этой столь же мудрено-красивой, сколь и безсмысленной фразой?

Читайте также: