Где находятся центры речи у правшей кратко

Обновлено: 02.07.2024

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока.

В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей - зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов, т.е. моторики речи.

Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.

Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые.

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить.

Вы научитесь использовать нейропсихологические подходы для коррекции дисграфии, проводить экспресс-нейродиагностику, а также выстраивать структуру нейрокоррекционного занятия с дошкольником. Подробнее.

Зона Брока - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры.

Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция - преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания - то есть синтаксис (или грамматику) высказываний.

В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи.

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы.

При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать , но понимают речь.

Хотите освоить современные нейропедагогические методы диагностики и коррекции?

Получите детальное представление об узкоспециализированных направлениях;

Подтвердите профессиональное развитие документально;

Приведете знания и навыки в соответствие с ФГОС и мировыми тенденциями.

Вы изучите приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе, нейродиагностику и нейростимуляцию сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, и многое другое. Подробнее.

У правшей центр речи находится с лева, а у левшей справа. В височной коре расположен слуховой центр речи, он нужен для хранения и распознания устной речи.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Языковые области головного мозга: центр Брока, области Вернике, угловая извилина

Согласно классическим представлениям, определенные языковые функции соотносятся с отдельными участками коры, при этом восприятие и воспроизводство речи представляют собой два разных акта. Эту концепцию и в настоящее время удобноприменять в условиях клиники; в честь ученых, которые впервые начали заниматься клиническим изучением языка, ее называют моделью Вернике-Лихтгейма-Гешвинда.

Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).

При повреждении центра Брока у больного развивается нарушение речи по типу экспрессивной афазии, однако (как будет понятно позднее) все нарушения языковой функции можно назвать экспрессивными. В настоящее время известно, что в пределах центра Брока имеются отдельные функциональные области. Одни из них (и их нейронные связи) отвечают за фонологию (организация и использование звуков в естественных языках), другие — за синтаксис (составление полноценных предложений из отдельных слов и фраз), третьи — за семантику (понимание смысла слов, фраз, предложений и даже более крупных единиц).

Помимо этого, центр Брока и его связи отвечают не только за язык, но и за другие когнитивные функции, например восприятие музыки или внимание. При некоторых условиях внимание человека к определенным компонентам речи увеличивается, при других (например, разговор на шумной вечеринке), напротив, снижается. Благодаря центру Брока человек также может усиливать акцент на определенных компонентах своей речи, делая ее более понятной собеседнику.

Центр Брока отдает волокна к участкам моторной коры, отвечающим за движения языка и мимической мускулатуры. Нейроны центра Брока также регулируют и фокусируют внимание, отвечают за речевое взаимодействие с собеседником (ожидание своей очереди в диалоге, выбор соответствующего тона и манеры речи). Для реализации последней функции центр Брока имеет связи с дорсолатеральной префронтальной (предлобной) корой, передней поясной извилиной, теменной корой. Для того чтобы получить доступ к определенным воспоминаниям (знания) с их фонологическими, синтаксическими и семантическими особенностями, необходимо также взаимодействие с височной и нижней теменной корой.

Учитывая тот факт, что центр Брока выполняет такие различные функции, иногда его называют областью Брока. Наличие у нее различных функциональных ролей, видимо, анатомически обусловлено ее разделением на отдельные части в переднезаднем и дорсовентральном направлениях.

Языковые области мозга

Языковые области Брока и Вернике, дугообразный пучок.

Верхнюю поверхность области Вернике называют височной площадкой (planum temporale), она расположена в верхней височной извилине, сразу за первичной слуховой корой (извилиной Гешля). Височная площадка отвечает за идентификацию и различение звуков речи в пространстве и времени (фонем; минимальная смыслоразличительная единица языка). Она также участвует в отборе слуховых сигналов, поступающих от левого или правого уха, а ее активность может меняться в зависимости от уровня слухового внимания (на его уровень может влиять и сама височная площадка). (У 65% правшей объем левой слуховой площадки больше, чем правой, однако эта разница не соотносится с тем, что у правшей более чем в 90% случаев за речь отвечает левое полушарие.)

Нарушения развития височной площадки часто встречают при шизофрении, что может играть определенную роль в возникновении слуховых галлюцинаций.

Область Вернике связана с областью Брока посредством ассоциативных волокон дугообразного пучка, который огибает задний конец латеральной борозды в составе подлежащего белого вещества. Методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) у человека были также обнаружены дополнительные связи языковых областей с участками коры лобной, височной, теменной и затылочной долей (благодаря методам трассировки можно подозревать о существовании таких путей и у обезьян). Они идут в составе крючковидного пучка, верхнего и нижнего продольного пучков и крайней капсулы.

Существование этих многочисленных связей привело к созданию концепции вентрального и дорсального языковых путей (аналогичных путям обработки зрительной информации). Дорсальный путь отвечает за связь слуха с двигательными функциями, а также за восприятие синтаксически сложных фраз; височная кора связана с зоной Брока (поле 44 по Бродману) и премоторной корой. Вентральный путь отвечает за понимание смысла звуковых сигналов и построение синтаксически сложных фраз; нижние участки лобной коры связаны с затылочной корой, а передние вентральные нижние участки лобной коры — с височной долей.

Языковые области мозга

(А) Повреждение, затрагивающее область Брока.
(Б) Повреждение, затрагивающее область Вернике.
(В) Объем повреждения при кондуктивной афазии.
(Г) Объем повреждения при тотальной афазии.

в) Угловая извилина. Угловую извилину (поле 39) относят к области нижней теменной дольки. Левая угловая извилина получает проекции от нижней части поля 19 (языковая извилина), а отдает волокна к височной площадке. Часто угловую извилину рассматривают как часть области Вернике.

г) Роль правого полушария. Во время обычного разговора усиливается кровоток в верхних отделах височной коры и правого, и левого полушарий. Они отвечают за восприятие и понимание речи на лексическом уровне (словарный состав языка, или вокабуляр). Предполагают также, что правое полушарие может отвечать за мелодические аспекты речи, ее ритм, смысловые ударения и другие нюансы, которые обобщенно называют интонацией (просодия); интонация необходима для передачи эмоциональной и неэмоциональной информации. Нарушения этой сферы языка называют апросодиями; апросодии предложено классифицировать так же, как классифицируют афазии.

Под аффективной просодией понимают эмоциональную окраску речи (например, злоба, радость). Неаффективная просодия передает намерение или отражает цель высказывания (вопрос или утверждение). Апросодией называют состояние, при котором человек не способен понимать или использовать аффективные и неэффективные компоненты языка. Несмотря на то, что чаще всего апросодию встречают при повреждении коры правого полушария, она также может развиваться при повреждении левого полушария или подкорковых структур.

Однако значительное восстановление языковых функций возможно лишь в том случае, если левая височная площадка, которая через мозолистое тело передает нервные импульсы к правому полушарию, осталась относительно интактной.

Языковые области мозга

Латеральная борозда раскрыта, показана верхняя поверхность височных долей.

Это необходимо для проведения мета-анализа (анализа post hoc) собственной речи, который позволяет нам отдавать себе отчет об оговорках и ошибках. У больных с так называемой афазией Вернике способность к мета-анализу речи отсутствует.

Несмотря на то, что мы до настоящего времени открываем для себя новые функции, которые выполняют различные участки коры больших полушарий, становится ясно, что современная нейробиология языка более не укладывается в рамки модели Вернике-Лихтгейма- Гешвинда.

Языковые области мозга

Участки головного мозга, в которых усиливается кровоток при прослушивании (А) тонов и (Б) слов.

Помогите пож ста. задали по биологии такой вопрос. как ответить понятия не имею(( даже незнаю где искать. помогите пожалуйста.

Центр моторной речи (центр Брока) задние отделы лобной доли, центр сенсорной речи (центр Вернике) височная доля. Центр мнестической речи теменная доля. Все это у правшей находится в левом полушарии головного мозга.

Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии.

Центр Брока – это участок мозгового вещества, ответственный за формирование и воспроизведение устной речи. В процессах понимания и произношения слов участвуют многочисленные отделы головного мозга. Повреждение обозначенных мозговых структур приводит к нарушению восприятия чужих фраз, невозможности произносить слова и логичные, завершенные словесные выражения. Прогноз при речевых расстройствах зависит от локализации и размеров патологического очага.

зона брока

Характеристика

В неврологии традиционно выделяют мозговые отделы, какие отвечают за речь – эти части головного мозга расположены в левом полушарии (у правшей). Речевой центр Брока находится в области лобной извилины, которая считается нижней, где пролегает ее задний участок. Центр Вернике, ответственный за речевую функцию – это структура, пролегающая в области заднего сегмента височной извилины, которая считается верхней.

В ходе нейровизуализации (МРТ) подтверждается увеличение активности нейронов на обозначенных участках в момент, когда человек выполняет речевое задание (чтение текста, подбор слов, продолжение предложений). Параллельно происходит активация структур-гомологов (обладают схожим строением и свойствами) в правом полушарии. Причем интенсивность активации левосторонних структур выше, чем правосторонних.

Речевые зоны, пролегающие в головном мозге, в момент возбуждения активно взаимодействуют с другими участками – нижними сегментами прецентральной и постцентральной извилин, зрительной корой, гемисферами мозжечка. При органическом повреждении мозговых центров речи не происходит активация обозначенных структур. Участки повышенной интенсивности (по данным нейровизуализации) в рамках деятельности нейронов смещаются к периферии.

Как следствие подключения компенсаторных механизмов расширяются участки и области мозга, отвечающие за речь, что приводит к восстановлению речевых навыков. Например, у пациентов с афазией (расстройство речи с нарушением восприятия слуховых стимулов) происходит активация таких структур, как верхняя долька темени, извилины правой и левой гемисферы – угловая, надкраевая.

Особенности речевой системы

Центры речевой функции, находящиеся в мозге, претерпели в процессе эволюционного развития человека колоссальные изменения. Предпосылкой для развития речи у древних людей служила подвижность губ и языка (в сравнении с животными). Речевая система современного человека условно состоит из отделов – центрального и периферического. В первом случае подразумеваются центры Вернике и Брока, которые расположены в левом полушарии.

затрудненное дыхание

Анатомо-физиологические механизмы формирования речи и слуха отражают деятельность соответствующих центров, которые находятся в головном мозге, преимущественно где пролегают извилины – лобная и височная. Мозговые центры, в частности Брока и Вернике, играют решающую роль в формировании речевых навыков, причем расположение обоих участков в левом полушарии указывает на большое значение этой гемисферы в осуществлении речевой деятельности.

Функции отдельных зон мозга, отвечающих за речь, различаются. Например, височная доля левой гемисферы отвечает за слуховую и речевую память. Повреждение этого участка мозга сопряжено с нарушением понимания смысла вербальных стимулов. Человек перестает понимать обращенные к нему слова, особенно если их смысл зависит от контекста (в рамках предложения).

При повреждении таких отделов головного мозга, как область Вернике и задние ассоциативные зоны, обеспечивающие фонематическое восприятие речи, происходит нарушение интеграции элементов речи в единую смысловую схему. При сохранении целостности обозначенных мозговых структур и одновременном повреждении лобных участков, затрудняется понимание сложных фраз и глубокомысленных высказываний. Подобная симптоматика обусловлена утратой функций, которые регулируются лобными участками:

  1. Способность планировать, программировать действия.
  2. Познавательная деятельность, поиск нужной информации.
  3. Анализ существенных речевых элементов в пределах развернутого, сложного высказывания.

Центр Брока представляет собой отдел, который отвечает за способность человека произносить слова, что предполагает возможность называния предметов и формирования фраз. Этот участок мозга отвечает за реализацию речи, какой она представлена в устной форме, повреждение мозгового вещества в этом отделе сопровождается запинанием на каком-либо слоге, неоднократным повторением предшествующей артикуляции, перестановкой букв в слове.

В реализации речевой функции устной формы принимают участие другие участки мозга. Например, чтобы назвать слово, нужно перекодировать зрительный стимул в звуковой (голосовой) эквивалент. В операции участвуют теменные и затылочные структуры. Поддержание определенной акустической (относящейся к слуховому восприятию) структуры слова невозможно без участия височной области, пролегающей с левой стороны головы.

Нарушение называния предметов нередко происходит вследствие ухудшения сложных процессов, протекающих в мозговом веществе. Например, для выбора единственного правильного варианта названия предмета требуется торможение других альтернатив. В этих процессах участвуют структуры лобной коры.

доли мозга

Другие важные задачи лобной коры связаны с воплощением замысла фразы в словесную форму. Один из ведущих симптомов повреждения вещества лобных долей – отсутствие речевой инициативы. Больные не произносят слова самостоятельно без внешних стимулов. В рамках диалога пациенты ведут себя пассивно, ограничиваются односложными повторениями.

В направлении кпереди от центральной борозды лобной доли находится дополнительная моторная область речи. При повреждении этого участка происходит изменение речевого ритма и интонации. При этом пациент теряет способность грамотно выстраивать предложения – пропускает предлоги и союзы, не может выбрать подходящее местоимение и поставить глагол в нужное время.

Причем грамматика страдает в собственной устной и чужой воспринимаемой речи. Зоны Брока и Вернике, которые в единую систему соединяются пучком нервных волокон, находятся в левом полушарии. Однако структуры правой гемисферы также участвуют в формировании вербальных знаков. Повреждение мозгового вещества в правом полушарии приводит к нарушениям:

  • Изменение интонационных компонентов.
  • Изменение высоты и силы (громкости) голоса.
  • Изменение эмоциональной составляющей словесных изречений.

Голосовые реакции управляются лимбической системой, что обеспечивает звучащим фразам определенную эмоциональную окраску. В правой гемисфере пролегают структуры, которые анализируют вербальный материал на зрительно-пространственном уровне. В ходе инструментального обследования выявляется усиление активности структур таламуса при восприятии речевых стимулов.

Функции

Мозговые центры в пределах речевой системы функционально связаны и взаимодействуют с такими отделами, как зоны ассоциативной коры, участки двигательной, артикуляторной деятельности, подкорковые структуры. Участие в речевой системе многочисленных мозговых отделов ассоциируется с большим количеством вариантов течения афазии (например, корковая, подкорковая, динамическая, моторная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая формы).

С другой стороны, наличие большого количества структурных компонентов речевой системы способствует восстановлению речевой функции по компенсаторному типу в случаях, когда повреждается определенный участок мозга. Расширение возможностей восстановления функций ассоциируется с теорией нейропластичности – способности нормальных нервных клеток брать на себя задачи поврежденных.

нейропластичность

Центр Брока отвечает за воспроизводство вербальных стимулов, зона Вернике – за восприятие вербальных стимулов, оба участка находятся в левой гемисфере. В восприятии слышимых вербальных знаков принимают участие структуры слуховой коры, находящиеся в левом полушарии. Нейроны этого участка воспринимают и идентифицируют фонемы – простые звуки из которых состоят слова.

Фонемический слух (способность различать фонемы) нарушается при повреждении обозначенных отделов коркового слоя. Речевой аппарат содержит отделы – регулирующий и исполняющий. Регулирующий отдел пролегает в левом полушарии мозга, какое в большей степени, чем правое, отвечает за речевое воспроизведение и слух. В состав регулирующего аппарата входят проводящие пути и ядра стволового отдела (преимущественно находящиеся в продолговатом мозге).

Нервные окончания, принадлежащие к регулирующему отделу головного мозга, отходят в направлении мышц, отвечающих за артикуляционные навыки (язык, губы, щеки). Нервные окончания в составе регулирующего отдела отходят в направлении мышц дыхательной системы и голосового аппарат. Некоторые участки коркового слоя играют решающую роль в формировании вербальных стимулов:

  1. Лобные извилины. На этом участке в головном мозге находится двигательный центр речи. Благодаря деятельности обозначенных структур человек произносит слова и фразы.
  2. Височные извилины. Воспринимают слуховые стимулы – чужую речь.
  3. Теменная доля коркового слоя. Участвует в процессе понимания чужих слов.
  4. Затылочная доля. Участвует в восприятии и идентификации зрительных стимулов и соответственно письменного текста.
  5. Подкорковые ядра. Регулируют ритмичность, темп, выразительность воспроизводимых слов и фраз.

Проводящие пути соединяют корковые участки мозга с органами артикуляционного и голосового аппарата, что позволяет управлять мышечными сокращениями и создавать нужные звуки при помощи языка, губ, щек. Проводящие пути системы речи берут начало в области Брока.

Патологии

Речевая дисфункция – второй по распространенности дефект, выявляющийся у пациентов, перенесших инсульт. Статистика показывает, постинсультная афазия диагностируется у 30-40% пациентов. У 20-40% больных речевые расстройства развиваются на фоне нейрохирургического вмешательства, обусловленного разными причинами (кровоизлияние, очаги абсцесса, опухоли).

операция на мозге

В 30% случаев афатические расстройства обусловлены черепно-мозговой травмой. Нарушения речи часто связаны с повреждением вещества мозга в зонах Брока и Вернике. Афазия препятствует социальной адаптации и понижает уровень профессиональной пригодности. Независимо от того, какое полушарие отвечает за речь, нарушение речевой функции может произойти при повреждении мозгового вещества в обеих гемисферах.

Центры управления мышцами языка, щек, губ находятся в стволе мозга, откуда отходят черепные нервы, иннервирующие элементы артикуляционного аппарата. Бульбарный синдром, возникающий на фоне повреждения черепных нервов, проявляется дизартрией (нарушение иннервации элементов произносительного аппарата) и дисфонией (снижение силы и звучности голоса).

Афазия – системное расстройство, которое проявляется множественными нарушениями. Например, при повреждении участка мозга, ответственного за формирование звуков, последующие расстройства (нарушение формирования слов, предложений, письменной речи) являются следствием первого. Афатические расстройства у детей отличаются особенностями.

Например, у пациентов детского возраста отмечается меньшая стойкость патологической симптоматики, связанной с речевой дисфункцией. У ребенка симптомы явно выражены в остром периоде первичного заболевания (травмы в зоне головы, нарушение мозгового кровотока). Патологическая симптоматика чаще носит обратимый характер, быстро регрессирует на фоне корректного лечения, что обусловлено большой пластичностью детского мозга.

Зона Брока отвечает за способность человека произносить слова и фразы. Повреждение этого участка мозга провоцирует развитие речевых расстройств.

Читайте также: