Эллинизм это кратко и понятно

Обновлено: 30.06.2024

ЭЛЛИНИ́ЗМ (греч. ‘Ελληνισμός – под­ра­жа­ние гре­кам), тер­мин, обо­зна­чаю­щий эпо­ху в ис­то­рии ан­тич­но­го ми­ра по­сле цар­ст­во­ва­ния Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го . Вве­дён нем. ис­то­ри­ком И. Г. Дрой­зе­ном . Ос­нов­ны­ми чер­та­ми эпо­хи Э. счи­та­ют­ся: воз­ник­но­ве­ние круп­ных мо­нар­хич. го­су­дарств под вла­стью ма­ке­дон­ских или, ре­же, греч. ди­на­стий на Ближ­нем и Сред­нем Вос­то­ке; ши­ро­кое рас­се­ле­ние на этих тер­ри­то­ри­ях гре­ков и ма­ке­до­нян; из­ме­не­ние от­но­ше­ния гре­ков к мо­нар­хии, ко­то­рая ста­ла вос­при­ни­мать­ся как при­ем­ле­мая фор­ма гос. строя; ста­нов­ле­ние но­во­го ти­па греч. куль­ту­ры, в мень­шей сте­пе­ни свя­зан­но­го с тра­ди­ци­ей по­ли­са ; ши­ро­кое взаи­мо­дей­ст­вие и син­тез греч. и вост. на­чал. Ус­лов­ной да­той кон­ца эл­ли­ни­стич. вре­ме­ни мн. ис­то­ри­ки на­зы­ва­ют 30 до н. э., ко­гда Рим при­сое­ди­нил к сво­им вла­де­ни­ям Еги­пет Древ­ний – мет­ро­по­лию гос-ва Пто­ле­ме­ев , по­след­не­го со­хра­нив­ше­го­ся из чис­ла ос­но­ван­ных пре­ем­ни­ка­ми Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур, а также возникновением классического рабства.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

Содержание

Формирование и политическая структура эллинистических государств

Внезапная смерть Александра Македонского в 323 году до н. э., послужила сигналом к началу краха его империи, обнаружившей всю свою эфемерность. Военачальники Александра, получившие название диадохов, начали серию кровавых войн и распрей за трон единого государства, продолжавшуюся 22 года. Ни один из диадохов так и не смог одержать решительной победы над всеми остальными и в 301 году до н. э., после битвы при Ипсе, они разделили империю на несколько самостоятельных частей.



Так, например, Кассандру достался трон Македонии, Лисимаху — Фракия и большая часть Малой Азии, Птолемею — Египет, Селевку достались обширные земли от Сирии до Инда. Подобное деление продержалось недолго — уже в 285 году до н. э. Лисимах вместе с царем Эпира завоевывает Македонию, но вскоре погибает в войне с Селевком I Никатором. Однако и сама империя Селевкидов вскоре теряет завоеванные ею владения в Малой Азии, в результате чего регион делится на несколько небольших независимых государств, из которых следует особо выделить Понт, Вифинию, Пергам и Родос.

Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис, как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический институт даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь, обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат, осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов, которые владели определенной автономией.

По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения. В частности, континентальная Греция, в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселенности, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

Культура эллинистического общества

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов [1] .

Эллинизация Востока

На протяжении III-I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.

Архитектура эллинизма. Градостроительство



Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство, которым активно занимались эллинистические правители. Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. В частности, в империи Селевкидов при Селевке I было основано по меньшей мере 75 новых городов в разных концах страны. Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану — с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами.

Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.

Эллинизм, также известный как эллинистический период, — это период в истории, во время которого греческая культура (или эллинистическая культура) получила активное распространение.

В этот период Греция находилась под контролем Македонии во главе с императором Александром Македонским (356–323), которого также называли Александром Великим.

Эллинизм длился с 323 по 30 год до н. э.

Александр Македонский

Бюст Александра Македонского

Александр Македонский распространил своё влияние на все города древней Греции и в результате создал империю с греческой культурой в основе.

Александр распространял культуру и за пределы Балканского полуострова.

Территория эллинизма

Греческая культура получила распространение от Средиземного моря до Центральной Азии, охватывая северную Африку, Персию (на Ближнем Востоке), восточную Европу и Индию.

эллинистический мир

Территория эллинистического мира

Александр Македонский пришёл к власти в Македонской империи после убийства его отца, Филиппа II. Покорив Грецию, он сумел создать крупнейшую на сегодняшний день империю.

Несмотря на то, что греческий язык стал общепринятым в объединённой империи, между нациями происходил культурный обмен. В результате какие-то части империи приняли греческие культурные ценности, другие — сохранили местные обычаи и языковые нормы.

Распространение эллинистической культуры

Александрия — город в Египте, названный в честь македонского императора — была главным центром эллинистической культуры, в особенности искусства и литературы.

В Александрии находилась знаменитая библиотека. В ней хранились по меньшей мере 200 000 папирусных свитков с трудами древних философов.

Александрийская библиотека

Александрийская библиотека, Египет

Другим важным культурным городом была Антиохия, столица древней Сирии.

В эпоху эллинизма образовались новые философские учения: цинизм, стоицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.

Узнайте также про философские течения Гедонизма и Релятивизма.

Уничтожение Александрийской библиотеки

Наиболее известной причиной уничтожения библиотеки считается история, произошедшая в 642 году. Тогда халиф (или правитель) Умар ибн аль-Хаттаб (он же Омар I) приказал арабскому военноначальнику Амре ибн аль-Аса сжечь все книги, которые противоречат Корану.

Историки, однако, выдвигают другую версию. Согласно ей упадок библиотеки, а затем и её уничтожение произошли по бюрократическим причинам.

Упадок начался с указа римского императора Марка Аврелия отменить стипендии для членов и исключить иностранных учёных из списка членов библиотеки.

Существует мнение, что внешний фасад здания был и так уже достаточно повреждён из-за постоянных военных операций, в которых Александрия принимала участие.

Считается, что библиотека уже больше походила на руины, когда в ней случился пожар. По мнению историков, все свитки были сожжены, но не в пожаре: они использовались для растопки бань в Александрии.

Единственно сохранившимися свитками были работы Аристотеля.

Важность эллинизма для искусства и науки

Эллинистический период имеет большую ценность, потому как открытия, которые были совершены в то время, используются и сейчас.

Читайте ниже, насколько данный период имел значение для человечества.

Эллинизм и искусство

Искусство было доступно только высшему классу.

Архитектуре были присущи восточные мотивы. Наиболее ярко восточное влияние выразилось в сводах и арках сооружений.

Живопись практически исчезла в этот период.

А вот изображение расовых различий, боли, старости, злости и детства с помощью искусства стало очень популярным в эпоху эллинизма.

Эллинизм и литература

К сожалению, эллинистическая литература практически не сохранилась до наших дней.

Самыми известными поэтами того времени были Каллимах (который сочинял гимны, эпиграммы и был автором двух поэм) и Феокрит (создатель жанра пастораль).

Во время эллинизма также возник жанр "новой комедии" в театре. Этот жанр отображал жизнь простых людей. Древнегреческий драматург Менандр был его основоположником.

Эллинизм и философия

Период эллинизма был процветающим и в плане философии.

Идеи западного мышления, которое до этого преобладало лишь в Греции, стали распространяться за её пределы.

Возникли новые школы: стоики, эпикурейцы, циники и скептики.

Эллинизм и наука

Научные открытия того времени используются и сейчас.

Великий математик Архимед из Сиракуз открыл интегральное исчисление, закон сохранения импульса, придумал планетарий и винт-насос для перекачки воды.

В астрономии выделяются имена Гиппарха, который заявил, что год состоит из 365 дней, и Аристарха Самосского, который доказал, что Солнце находится в центре солнечной системы.

Древнегреческий врач Герофил, который жил в эллинистическую эпоху, внёс большой вклад в медицину. Он считается основателем анатомии.

Герофил открыл мозжечок в мозгу, описал строение двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы и простаты. Он также определил частоту пульса, измеряя его во время определённых сердечных циклов (систолы и диастолы).

Конец эллинизма

У Александра Македонского не было детей, а соответственно, и наследников для управления империей.

После его смерти империя была поделена между генералами Македонского.

Так, было образовано три царства: Птолемея (включало в себя Египет, Финикию и Палестину), Кассандра (включало Македония и Грецию) и Селевка (включало Персию, Месопотамию, Сирию и Малую Азию).

Эти генералы сохранили территорию и культурное наследие Александра Македонского. Однако влияние Рима становилось всё сильнее. И вскоре Римская империя взяла под свой контроль земли, ранее завоёванные императором, такие как Сирию, Египет и саму Македонию.

Характеристики эллинизма

Ниже мы приводим основные характеристики этого периода.

  • развитие науки;
  • рост знаний;
  • новые открытия в физике и математике;
  • развитие астрономии;
  • новые достижения в медицине;
  • повышение грамотности;
  • развитие географии.

Эллинизм и христианство

С распространением культуры эллинизма огромная территория приняла греческие культурные ценности.

С завершением этой эпохи римляне захватили территории, которые раньше принадлежали Александру Македонскому, но какие-то культурные особенности были сохранены, например греческий язык.

Влияние эллинизма на христианство можно выявить, например, в том, что Новый Завет был написан на греческом языке, а не латинском. С учётом того, что последний был официальным языком новой империи.

Учитывая обширную территорию эллинистического мира, христианство быстро распространялось. Это происходило благодаря тому, что люди говорили на одном языке. Это безусловно, облегчало их общение между собой.

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое обычно датируется падением эллинистического Египта, возглавляемого Птолемеями (30 г. до н. э.). Эллинистическая эпоха охватывает три столетия.

Эллинистические государства

Государства диадохов и сопредельные страны и народы

Государства диадохов и сопредельные страны и народы

После смерти Александра Македонского его полководцы, диадохи, тут же разделили империю. Начались войны, появились новые династии, в том числе Птолемеи, Селевкиды, Антигониды. На всех территориях бывшей империи распространились греческие (эллинские) культура и язык. Начавшуюся эпоху позже назвали эпохой эллинизма. В это же время возвысился Рим. В III в. до н. э. римляне подчинили Македонию, во II в. до н. э. — Грецию. В 30 г. до н. э. они захватили Египет, и эпоха эллинизма завершилась. Но греческая культура оказала исключительное влияние на Рим, а потом и на весь мир.

Эллинизм можно по праву назвать периодом массового восхищения идеями классической древнегреческой цивилизации. Это было время безраздельного господства эллинистических культурных ценностей в образовавшихся после смерти великого завоевателя многочисленных государствах во главе с его военачальниками — диадохами.

Эллинизм. Бронзовый портрет с инкрустированными глазами, I век до нашей эры

Хронология эллинизма

Эллинизм по хронологическому принципу можно разделить на три основных периода:

  • Ранний (323 год — середина III века до н. э.);
  • Высокий (середина III — середина II веков до н. э.);
  • Поздний (середина II века — 30 год до н. э.).

Для раннего эллинизма в условиях формирования крупных монархических держав характерно преобладание традиций классического древнегреческого искусства. В эпоху Высокого Эллинизма государства, управляемые диадохами, достигли пика своего могущества. Это нашло свое отражение в искусстве посредством доминирования драматических художественных образов и появлением большого количества монументальных произведений.

Эпоха Позднего Эллинизма ознаменовалась многочисленными кризисными ситуациями и постепенным захватом Римом территорий, завоеванных Александром Македонским. Экономический застой и массовое обнищание людей стали основными причинами упадка во всех сферах жизни, в том числе и в изобразительном искусстве.

Эллинизм. Мозаика с изображением нимфы из дворца Великого Магистра рыцарей Родоса, II век до нашей эры

Особенности изобразительного искусства эпохи Эллинизма

Эпоха Эллинизма затронула все известные в те времена виды изобразительного искусства. Влияние древнегреческой культуры отчетливо прослеживается в произведениях:

Эллинизм. Пергамский алтарь Зевса, II век до нашей эры

Скульптура эллинистического периода стала более натуралистической и выразительной по сравнению с классическими образцами древнегреческих ваятелей. Художественные образы отличаются не только великолепным анатомическим реализмом, но и искусным воплощением в камне эмоций героев. Помимо традиционных одиночных скульптур, мастера также часто создавали многофигурные композиции. Величайшим скульптурным шедевром той эпохи считалась 32-метровая статуя Колосса Родосского — одно из 7 уникальных чудес света.

Совсем немного сохранилось и оригинальных фресковых росписей стен, созданных эллинистическими мастерами живописи. Хотя такие работы украшали интерьеры не только величественных храмов, но и домов многих зажиточных жителей греческих городов.

Значительных успехов эллинистические мастера добились в искусстве мозаики. В качестве основных материалов при создании своих работ они использовали речную гальку, обожженную глину и кусочки стекла. Мозаичными панно на мифологическую, бытовую и анималистическую тематику художники украшали стены и полы дворцов.

Керамика также была популярным материалом для изготовления предметов искусства и повседневного быта. Художники того времени достойно продолжали традиции своих предков, они создавали оригинальные расписные вазы с рельефной поверхностью, инкрустированные разнообразными материалами. Огромный интерес ценителей прекрасного вызывают и миниатюрные статуэтки из обожженной глины, которые использовались в погребальных и декоративных целях.

Эллинизм. Терракотовая статуэтка Танагры III век до нашей эры

Мастера эллинистического периода также внесли огромный вклад в развитие декоративно-прикладного искусства народов Средиземноморья. Именно в ту пору была изобретена технология выдувания стекла, используемая для производства различной посуды. Для изготовления массивных сосудов (кратеров) часто использовали бронзовые сплавы, развивались техники резьбы по камню и чеканки.

Эллинизм. Эллинистическая стеклянная амфора, II век до нашей эры

Эллинизм оставил яркий след в мировой культуре и подарил потомкам множество уникальных шедевров искусства. Работы древних мастеров сегодня украшают экспозиции лучших музеев мира и регулярно выставляются на продажу на престижных арт-аукционах.

Читайте также: