Где был мастер до психиатрической лечебницы кратко

Обновлено: 04.07.2024

В психиатрической лечебнице в палату Ивана Бездомного с балкона входит незнакомец. Он тоже пациент больницы. У него есть связка ключей, которые были украдены у фельдшерицы.

Однажды он выиграл сто тысяч рублей и, бросив работу в музее
(он был историком), снял квартирку в подвале, начав писать
роман о Понтии Пилате. Вскоре он встретил свою возлюбленную,
Маргариту.

Вскоре с мастером подружился некий человек по имени Алоизий Могарыч, очень интересующийся литературой. Мастер прочел ему весь свой роман, а тот объяснил, чем был недоволен редактор и почему роман не напечатали. Маргарита очень невзлюбила нового знакомого мастера.

Продолжающие выходить рецензии постепенно сводили автора с ума. Он начал испытывать постоянный страх, боялся темноты, ему стало казаться, что в окно комнаты просовывает щупальца холодный невидимый спрут. Однажды мастер бросил в печку свой роман.

Маргарита, как будто услышав зов любимого, пришла и успела спасти несколько листов из рукописи. В ту ночь она решила остаться с возлюбленным навсегда, но ей нужно было все объяснить мужу.

Маргарита сказала, что вернется утром. Однако в эту же ночь мастера выселили из квартиры. О том, как это произошло, гость говорил так тихо, что об этом мог слышать только поэт. Ночью мастер сам пошел в лечебницу, хотя проще было, как он говорит, броситься под трамвай. Маргариту он с тех пор не видел.

Иван спрашивает собеседника, отчего он не дал любимой
знать о себе. Тот отвечает, что не хочет сделать ее несчастной
и надеется, что Маргарита забыла его. Стравинский обещал
вернуть мастера к жизни просто потому, что он гуманен и хочет
его утешить.

В клинике раздается шум. Выйдя на некоторое время от
Бездомного, мастер узнает, что в клинику привезли пациента,
который жалуется на оторванную голову.

Поговорив еще некоторое время с Иваном, мастер говорит, что ему пора, и не хочет отвечать на вопрос поэта о судьбе Понтия Пилата и Иешуа, объясняя это тем, что без дрожи не может вспоминать свой роман и это бы лучше сделал незнакомец с Патриарших прудов.

Возможно, им овладело предчувствие роковой встречи с сатаной, за которой последует последнее отречение от земной жизни и от попыток понять Христа, которые, судя по теме романа, одно время занимали мастера. Это страх перед окончательным осознанием роли своего романа, поскольку жизнь мастера вручалась сатане; роман предлагался на суд. Мастер достаточно много знал о христианстве и о Христе, он позволил себе новую точку зрения на Его образ. Сожжение рукописи – вовсе не малодушие из-за возможных социальных последствий, но и акт магический. Мастер пытается уйти от темных сил, которые вторглись в его душу вместе с романом о Понтии Пилате и, с точки зрения научной психиатрии, стали источником его болезни.

Страх – симптом душевной болезни, которая уходит корнями в пугающую повседневную реальность. Страх не исчезает сам по себе, он может только усилиться. В романе мы замечаем, как, образуя порочный круг, меняются местами причины и следствия страха.

Следует обратить внимание на то, что тема страха пронизывает буквально весь роман Булгакова, с первых его страниц.

Если тюрьма окончательно сломила его волю, то клиника Стравинского лишила всяких иллюзий. Мастер оказался полностью подвластен тому, кто руководил его действиями, – Воланду.

Три убежища имели символическое значение в жизни мастера: подвальчик, тюрьма и сумасшедший дом. В подвальчике он реализовал творческий дар. В тюрьме – сломился окончательно и отказался от внешнего мира. Клиника помогла ему отречься от всяких стремлений. Последний, четвертый, приют – вне земли – дар сатаны.

В клинике мастер возненавидел свой роман – детище, погубившее его.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

АЛКОГОЛЬ. Пьяный в собственном автомобиле: без страха за водительские права

АЛКОГОЛЬ. Пьяный в собственном автомобиле: без страха за водительские права К алкоголю японцы относятся вполне терпимо. Это вам не нынешняя белая Америка, где рассчитывающий на общественное признание человек на званом вечере не осмелится не то что пропустить рюмочку,

4. Первый натиск апокалипсического страха: конец XIV в. и начало XV в

4. Первый натиск апокалипсического страха: конец XIV в. и начало XV в Многие признаки свидетельствуют об усилении апокалипсического страха во второй половине XIV в. Его распространение на этом временном отрезке объясняется обрушившимися на Европу многочисленными

1. Рост страха

1. Рост страха В начале Нового времени страх перед женщиной, этой непостоянной половиной человечества, достиг у теологов и юристов своей кульминации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что охота на ведьм проходила с такой поразительной жестокостью. Напомнить об этом

Мастера XVI в.

Мастера XVI в. Ранний XVI век в Испании представлен в Эрмитаже одной XVI в. картиной “Благовещение”, носящей атрибуцию толедского художника Хуана де Вильольдо († после 1551) (В наст. время автором считается — Педро Нуньес дель Валье.) Следовало бы, ввиду большой ценности этого

10. Ученик мастера

Две версии страха

Избавление от страха

Избавление от страха У Мигеля де Унамуно есть повесть (написанная в 1931 году), где рассказывается о деревенском священнике, который, как оказалось, не верил в бессмертие души. Подвижник, труженик и аскет, человек, полный любви и сострадания к каждому, он всего себя отдал

Мастер — москвич, по профессии бывший историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри. Однако первая же попытка опубликовать роман вызвала волну критики со стороны профессиональных литераторов.

Из-за бесконечной травли мастер постепенно сошёл с ума и в один из моментов отчаяния сжёг свой роман. Эти же газетные статьи навели одного из знакомых мастера, Алоизия Могарыча, на мысль написать ложный донос, чтобы заполучить его квартиру. В результате расследования мастер был освобождён, но, лишившись квартиры, денег и смысла жизни, он решает найти покой в клинике для душевнобольных.

По собственной воле. Жизненные трудности довели его до того, что он стал считать себя больным.

--Ишь ты! Как в "Метрополе"!
--О нет. -гораздо лучше.

не зачем, а почему.. . потому что Булгаков не знал, какие бывают психбольницы ( нафантазировал так же, как Алексей Максимович Горький, который воспел условия жизни рабов при строительстве Беломорканала)

Согласен с Белой Мышью!

все казенные учреждения размещались в первое время
в буржуйских особняках, соответственно и описание

Наверное, чтобы показать - в психушке лучше, чем в реальной жизни.

Что же касается расположения клиники Стравинского, то исследователи помещают ее на место Химкинской городской больницы №1 (Правобережная ул. , 6а) . С 1928 года здесь находилась Московская областная больница с крупным нервно-психиатрическим отделением. Она помещалась в особняке стиля модерн (с чертами рыцарского замка) , построенного по заказу купца С. П. Патрикеева знаменитым архитектором Ф. О. Шехтелем (1859-1926) в 1908 г.

Из клиники С. , похожей на старинный замок, открывался вид на "веселый сосновый бор" за рекой. Такой же бор лежит на другом берегу Москвы-реки против Химкинской больницы. Путь к ней из центра города проходит по Ленинградскому шоссе, как и к клинике С. Еще до революции С. П. Патрикеев создал в особняке Шехтеля самую современную по тем временам больницу, оборудование для которой заказывалось на лучших заводах Германии и Швейцарии. Таким же новейшим оборудованием снабжена и клиника Стравинского.

Мастер и Маргарита Мастер в психбольнице. Мастер в романе М.А. Булгакова

Мастери и Маргарита образ Мастера

Мастер – литератор, написавший роман о Понтии Пилате, в котором интерпретированы события, описанные в Евангелии. Это человек, который оказался не приспособлен жить в том времени, в котором родился. В последствии доведенный до отчаяния литературными критиками мастер оказывается в психиатрической лечебнице.

Главный герой Булгакова – человек без имени . Он отрекается от него дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и по-том, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как "номер сто восемнадцатый из первого корпуса".
Впервые Мастер появляется в романе в конце одиннадцатой главы и уже более подробно описывается в тринадцатой. Булгаков характеризует его как человека "с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми". В образ героя автор вложил свое понимание писателя и его жизненного предназначения. Для Мастера, как и для Булгакова, писательство – это не способ получить государственную дачу, а смысл всей жизни.
Мастер не считает себя писателем. Он ставит себя выше МАССОЛИТовских поэтов, писавших то, во что они даже не верили. Но в то же время он го-тов принять слова Бездомного о его стихах на веру. Узнав, что и сам поэт считает их чудовищными, Мастер просит его никогда больше не писать стихов.
Мастеру очень часто улыбается Фортуна: в самом начале рассказа героя мы узнаем, что он выиграл сто тысяч рублей, большую часть которых потратил на создание библиотеки. С этого момента для него наступает "золотой век". Мастер пишет свой роман о Понтии Пилате и встречает Маргариту. Свое отношение к ней Мастер описывает так:
"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих".
Но Мастер слаб. Он не способен защитить себя и Маргариту от нападок критика Латунского и сжигает роман, отрекаясь от своих мыслей. Он не спо-собен сопротивляться безбожной политической системе, в которой "атеизм никого не удивляет".
Мастер был сломлен. Он предал свою идею, а, значит, предал себя. Вот по-чему Иешуа не призвал его к себе – "он не заслужил света, он заслужил покой".
В заключение хочется добавить слова русского критика Евгения Сидорова: "но разве пессимизм веет от финальных страниц книги, как утверждают некоторые критики? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь".

Образ мастера в романе Мастер и Маргарита цитаты. Образ и характеристика Маргариты с цитатами в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Полное имя главной героини романа – Маргарита Николаевна. Фамилия неизвестна.

Внешность

Булгаков внешность Маргариты подробно не описывал. Он старался привлечь внимание не к внешней красоте женщины, а к внутреннему состоянию души. Делая акцент на тембре голоса, движениях, манерах, смехе, можно предположить, что она красивая женщина.

Ее низкий, грудной голос, был с бархатными нотками, смягчающими тембр звучания.

Один глаз Маргариты слегка косил, что придавало ее образу дьявольскую изюминку.

Легкая завивка на короткой стрижке. Белоснежная улыбка. Идеальный маникюр с острыми на концах ногтями. Брови, словно ниточки, выщипаны профессионально и весьма подходили ее лицу.

Одевалась Маргарита стильно, не вызывающе. Элегантна и ухожена. Она привлекала внимание, несомненно, но не внешностью, а грустью и безнадежной тоской в глазах.

Биография

Юной девушкой, в возрасте 19 лет, Маргарита выскочила замуж за состоятельного мужчину. Десять лет в браке. Бездетна.

С мужем женщине повезло. Он готов на руках носить любимую, выполнять все прихоти, предугадывать желания. Молод, красив собой, добрый и честный. О таком муже мечтает любая. Даже ведение домашнего хозяйства он переложил на плечи нанятой им домработницы. Стабильность, достаток, но, несмотря на это Маргарита несчастна и одинока. «

Характер. Личность Маргариты

Маргарита умна, образованна. Воланд (сатана) сразу оценил ее интеллект.

Она решительна. Ее поступки не раз свидетельствовали об этом. Внутренним чутьем, интуицией, Маргарита безошибочно определяла, что за человек перед ней. Нежадная, милосердная. Она всегда помогала тому, кто нуждался в помощи. Не бросает слов на ветер. Гордая и независимая. Из вредных привычек можно выделить курение. Курила она часто, и побороть эту пагубную привычку не могла.

Встреча с Мастером

Их встреча была случайна. Она шла по улице с букетом желтых цветов задумчивая и одинокая. Он, повинуясь какому-то тайному знаку, пошел следом. Первой заговорила она. Как говорил Мастер, это была любовь с первого взгляда.

Маргарита впервые была по-настоящему счастлива. Она любила, и это было так ново для нее. Ради него женщина была готова на все. Терпеть невзгоды, делить радости и горести, выносить лишения, выпавшие на их долю.

Она продала душу, ради любимого. Смогла простить, когда он исчез. Оставалась верна до последнего. Он был для нее всем. Жизни без него Маргарита не представляла.

Встреча с Воландом

Полгода она не знала о Мастере ничего. Он словно в воду канул. Только Воланд мог помочь вернуть любимого. Для этого ей пришлось заключить с ним сделку.

Она должна выступить в роли королевы бала у Сатаны. Маргарите пришлось стать ведьмой. Сатана остался доволен новой королевой и взамен обещал выполнить любое желание. Она мечтала увидеть Мастера, чтобы все вернулось на свои места. Подвал, роман, Он и Она.

Вечное счастье

Они остались вместе навсегда. Не в этом мире, в другом, заслужив вечный покой за любовь и верность друг другу.

Мастер и Маргарита бездомный в психушке. 1 Патриаршие пруды

Мастер и Маргарита фрагменты. отрывок из романа "Мастер и Маргарита"(М.Булгаков)

— Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу.
И, вообразите, внезапно заговорила она:
— Нравятся ли вам мои цветы?Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулок и отразилось от желтой грязной стены.
Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
— Нет.
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?
— Ничего я не говорю, — воскликнул Иван и добавил: — Умоляю, дальше!
И гость продолжал:
— Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:
— Вы вообще не любите цветов?
В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.
— Нет, я люблю цветы, только не такие, — сказал я.
— А какие?
— Я розы люблю.
Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.
— Дальше, — сказал Иван, — и не пропускайте, пожалуйста, ничего.
— Дальше? — переспросил гость. — Что же, дальше вы могли бы и сами угадать. — Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: — Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком… и я там, тогда… с этой, как ее…
— С кем? — спросил Бездомный.
— С этой… ну… с этой… ну… — ответил гость и защелкал пальцами.
— Вы были женаты?
— Ну да, вот же я и щелкаю… На этой… Вареньке… Манечке… нет, Вареньке… еще платье полосатое… музей… Впрочем, я не помню.Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста .Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день, уже через час, когда мы оказались, не замечая города, у Кремлевской стены на набережной. Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой.

Мастер и Маргарита момент. Портрет эпохи

Соответственно, если наша цель не просто получить от чтения эстетическое и эмоциональное удовлетворение, а понять идею автора, понять, ради чего человек потратил двенадцать последних лет своей жизни, в сущности, всю жизнь, мы должны отнестись к этому произведению не только с точки зрения литературной критики. Чтобы понять идею автора, надо хотя бы что-то знать о жизни автора — зачастую ее эпизоды находят свое отражение в его творениях.

Михаил Булгаков (1891-1940) — внук православного священника, сын православного священника, профессора, преподавателя истории Киевской Духовной Академии, родственник известного православного богослова о. Сергия Булгакова. Это дает основания предполагать, что Михаил Булгаков хотя бы отчасти был знаком с православной традицией восприятия мира.

Булгаков взял западную популярную форму и наполнил ее русским содержанием, сказал в популярной форме о серьезнейших вещах. Но.

Мастер и Маргарита эпизоды. "Мастер и Маргарита", бал Сатаны: анализ эпизода, экранизация романа

Михаилу Булгакову принадлежат слова: "Каждому будет дано по его вере". Чтобы более четко показать переплетение добра и зла в тленном мире, писатель ввел в роман "Мастер и Маргарита" бал Сатаны. Произведениям Михаила Афанасьевича вообще присуща мистика. Но "Мастер и Маргарита" - самое загадочное произведение в истории. Оно до сих пор вызывает споры между многими исследователями. Писатель смог объединить в нем легенды о Сатане, христианские и мистические традиции, рассуждения о Боге. Центральным персонажем романа стал Дьявол (Воланд). У него была даже своя свита. Что ж, попробуем проанализировать эпизод из "Мастера и Маргариты" - "Бал Сатаны".

Краткий пересказ эпизода

Королевой бала выбрали Маргариту (Марго). Ее тщательно подготовили к этому: раздели, облили кровью, дали туфли из лепестков бледной розы, надели королевский венец с алмазами. Сопровождали ее на бал представители свиты Воланда - Коровьев и Бегемот. Вот они вошли в зал, где все было залито светом, раздавалась музыка, пахло шампанским. Они подошли к громадной лестнице, по которой должны были подниматься гости. Все проходящие кланялись Маргарите. Она улыбалась и говорила любезные слова.

Мастер и Маргарита Мастер в психбольнице. Мастер в романе М.А. Булгакова 02

Кто же был среди гостей бала в "Мастере и Маргарите"? Здесь можно было увидеть убийц, чернокнижников, отравителей, королей, сводниц, шулеров, сыщиков, палачей, самоубийц. Вдруг Маргарита переключила внимание на одну женщину, Фриду. Она была очень беспокойной. Когда-то, будучи в бедности, она удушила платком своего ребенка. После этого ей каждое утро напоминали об этом, преподнося тот самый платок.

После этого Маргарита облетела все залы, чтобы поприветствовать гостей. И вот в 12 часов наступила главная встреча - с Воландом. Он предложил Марго выпить шампанского. Она ждала вознаграждения за то, что согласилась быть королевой его бала. В этот момент Воланд произносит свои знаменитые слова о том, что не нужно ничего просить у более сильных себе, сами преподнесут.

Воланд спрашивает Маргариту о ее заветном желании. Она вдруг вспоминает Фриду и просит, чтобы женщине перестали преподносить каждый день тот платок, которым она удушила сына. Воланд выполняет ее просьбу, но еще интересуется непосредственно личной просьбой Марго. Она просит вернуть ей ее Мастера. Он тут же появляется перед ней.

Мастер и Маргарита Мастер в психбольнице. Мастер в романе М.А. Булгакова 03

Воланд спрашивает, почему его называют Мастером? Тот отвечает, что за написанную им историю о Понтии Пилате. Воланд прогнозирует, что этот роман еще преподнесет много сюрпризов. Он произносит свою коронную фразу: "Рукописи не горят". Воланд возвращает Мастера и Маргариту в подвал на Арбате.

Королева Марго

Бал в "Мастере и Маргарите" решает проблему милосердия. Даже в образе ведьмы Марго сохраняет светлые, человеческие качества. Весь бал показан глазами героини. Миссия королевы была непростой, но она достойно с ней справилась. От этого испытания зависела судьба ее любимого Мастера, ради которого она и пошла туда. Ради любви к нему она готова на все.

Мастер и Маргарита Мастер в психбольнице. Мастер в романе М.А. Булгакова 04

Изображение свиты Воланда

Сатана не мог обойтись без своих помощников. Ими были Бегемот, Азазелло, Коровьев, Фагот. К выходу на бал Маргариту готовил Бегемот. Также он развлекал и подбадривал гостей, ведь он был оборотнем и великим шутом Воланда.

У Азазелло было неоднозначное прошлое. Он исполнял все "черные дела" Дьявола. Им был убит барон Майгель, отравлены влюбленные. Это существо совершает зло в чистом виде.

Мастер и Маргарита Мастер в психбольнице. Мастер в романе М.А. Булгакова 05

Князь тьмы

В самом конце бала предстает Воланд. Ему важно продемонстрировать перед королевой бала и гостями свою силу. Ему преподносят оторванную голову Берлиоза, он выпивает еще горячую кровь. Он дал сделать глоток Маргарите, после чего все гости стали прахом. Несмотря на демонстрацию своей силы, Сатана обладает иллюзорной властью. Ему подчиняются только смерть и грех. Но, как и полагается искусителю, он сложен и многолик.

Мастер и Маргарита Мастер в психбольнице. Мастер в романе М.А. Булгакова 06

Бал сатаны в фильме "Мастер и Маргарита" (2005 г.)

Сильное впечатление производит на зрителей одноименный сериал Владимира Бортко. До него роман экранизировали польский режиссер Анджей Вайда и Юрий Кара. В сериале снялись замечательные актеры, многие из которых уже умерли. Роль Маргариты досталась замечательной Анне Ковальчук. Мастера сыграл Александр Галибин, а озвучил Сергей Безруков. Воланда сыграл Олег Басилашвили. Также в сериале участвовали актеры: Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Владислав Галкин, Валентин Гафт, Илья Олейников, Александр Панкратов-Черный. Особенно ярким получился бал у Сатаны в "Мастере и Маргарите". Музыка к фильму была создана композитором Игорем Корнелюком. Она наполнила картину большим мистическим содержанием. Создатели смогли умело в 10 сериях уложить большой по объему роман. Просматривая этот шедевр, получают удовольствие многие современники, ведь он не утрачивает своей актуальности.

Читайте также: