Газеты после изобретения печатного станка кратко

Обновлено: 25.06.2024

Печатный станок Иоганна Гутенберга появился в 1440 году, он был первым в мире. Изобретение существенно изменило книгопечатание, а его создатель стал одной из самых известных фигур в истории. При этом он не был изобретателем самого процесса книгопечатания. Известно, что впервые тексты начали печатать еще в шестом веке. Но именно он создал уникальный станок с подвижными литерами, чем существенно упростил процесс. Из этой статьи ты узнаешь интересные факты из биографии Гутенберга, каким было книгопечатание до его изобретения и каким стало после, что представлял собой станок, и почему его внедрение стало настолько значимым.

Из истории мы знаем, что изобретение печати книг происходило как минимум дважды. В первый раз это произошло в древнем Китае несколько столетий назад. Европейские исторические источники указывали на шестой век, азиатские — на десятый. Полноценный станок для печали разработали еще в 868 году, его назвали Алмазная сутра. Он был способен на единичную печать страниц, в то время для этого использовали в основном бумагу. На приспособлении были созданы тысячи сутр, а также напечатаны работы Конфуция и его последователей. Человек с опытом за день мог напечатать в среднем две тысячи страниц с двух сторон.

Второй раз изобретение произошло в Европейской стране, и это стало настоящим прорывом. До этого использовали менее удобный способ — оттиск с реек из дерева.

Биография Гутенберга

Почему Иоганн Гутенберг — отец книгопечатания?

По профессии он был ювелиром. До создания станка был неизвестен настолько, что в исторических сводках не сохранился даже год его рождения. Он был специалистом своего дела, выполнял шлифовку полудрагоценных камней, создавал зеркала, обучал начинающих ювелиров. Если он мог обучать, значит, имел звание мастера, но где он его получил — тоже неизвестно. Гутенберг занимался не только профессиональной деятельность, но и экспериментировал с печатанием книг. По неподтвержденный данным, прототип станка стоял у него в мастерской за пару лет до того, как про него узнал мир.

Печатный станок

Почему Иоганн Гутенберг — отец книгопечатания?

Точный год выхода станка тоже неизвестен, но большинство историков сошлись на том, что это свершилось в 1440. Особенностью стали подвижные объемные буквы, их делали из металлов. Они были зеркально искаженными, а отпечатывались в своей привычной форме по принципу матрицы. Подвижность — это то, что сделало ювелира автором самого первого европейского шрифта наборного типа.

Приспособление было громоздким, оно прикреплялось к потолку помещения деревянными брусьями. Основу составлял тяжеленный пресс из металла, к нему прилагался рычаг. Снизу находился стол с идеально ровной поверхностью, его выдвигали из-под установки и возвращали обратно. Конструктивные сходства дали почву для предположения, что прототипом для первого печатного станка Гутенберга стал широко распространенный на тот момент винный пресс.

Особым образом изготавливались литеры:

  • на конце металлического прута была выгравирована буква в зеркальной матрице;
  • прут делал отпечаток буквы на размягченной меди;
  • данный отпечаток становился матрицей, которую отливали из свинца;
  • специальный желоб сделал процесс более технологичным, с одного края в него поступал жидкий свинец, с другого — вставлялась матрица;
  • когда желоб раскрывался, можно было извлечь литеру. Этот способ примечателен тем, что из одной матрицы можно получить неограниченное множество литер;
  • затем сборщик должен быть собрать буквы в макет, он выстраивал их правильным образом в специальной форме. На этой стадии получалось зеркальное отображение строчек;
  • на форму наносились типографская краска, после этого начиналась печать;
  • пресс переносил строчки с формы на бумагу или другой материал. На столе было возможно разложить разное количество страниц в зависимости от их размера. Максимально — 32 страницы.

У самого создателя не было денежных средств на создание типографии, поэтому он принял решение заключить партнерский договор с ростовщиком Иоганном Фустом. Партнер дал деньги на открытие и оплачивал ежемесячные расходы, однако, сотрудничество не стало успешным. Фуст не выплачивал дополнительных сумм, но в перспективе отсудил себе типографию, воспользовавшись тем, что партнер не смог оплатить оговоренные проценты. В дальнейшем типография принадлежала Фусту, из-за чего в Германии долгое время верили, что это был изобретателем приспособления. Авторство приписывали и другим деятелям, но существуют достоверные исторические подтверждения того, что создателем был все-таки Гутенберг. Он лишился первого станка и создал другой, выпустил на нем несколько изданий.

Библия Гутенберга

Почему Иоганн Гутенберг — отец книгопечатания?

Вышла из-под первого станка одной из первых, люди окрестили ее Библией Гутенберга. При работе над Библией станок и технология работы на нем были усовершенствованы:

  • красящее вещество, которое применялось на тот момент, было непригодным для передвижных металлических литер. Гутенберг создал собственный состав на основе свинца и меди. Его печать сохранила блеск и отчетливость до наших дней, хотя прошло несколько столетий;
  • увеличение количество строк. Изначально их было 40, но чтобы сэкономить количество было увеличено до 42. Для этого был уменьшен межстрочный интервал, Библию назвали 42-х строчной;
  • два цвета печати. По первоначальной технологии бумага проходила пресс дважды: сперва наносился основной текст черной краской, затем красной добавлялись нужные элементы. Так было выпущено несколько экземпляров, затем процесс изменился: создатель просто оставлял пустое пространство для буквиц и колонтитулов, позже добавлял их вручную.

Библия вышла тиражом около 180 штук, из них 45 — эксклюзивные, их печатали на пергаменте. Для работы над этим тиражом было отлито не менее сотни тысяч литер.

О значении изобретения

Почему Иоганн Гутенберг — отец книгопечатания?

В следующие десятилетия после изобретения аналогичные машины появились в других европейских странах. Только в одной Германии к концу 15-ого столетия работало больше 50 типографий, а во всей Европе издали более 30 тысяч книг. Таким образом было положено начало новой эры книгопечатания.

Историки утверждают, что именно создание станка с подвижными литерами привело к эпохе Ренессанса. Книги стали доступнее, это способствовало росту грамотности. Мартин Лютер в 16 веке издал собственный перевод Библии тиражом в полмиллиона экземпляров.

Позднее появились первые печатные листовки, газеты, это стало отправной точкой для развития современных печатных СМИ. Стартом для такой глобальной индустрии стал именно печатный станок Иоганна Гутенберга. Вплоть до 18 столетия его использовали в неизменном виде. Затем спрос увеличился, нужно было делать больше тиражей, и это привело к необходимым обновлениям. Также были внедрены нововведения для удешевления процесса, и с тем пор книги стали на самом деле доступными.

Сегодня уже трудно представить мир без газет. Но такие времена были, ведь первые газеты появились в Древнем Риме приблизительно в середине II века до нашей эры.

Новая сила





Тем не менее все эти предшественники не соответствовали критериям настоящих газет - они не предназначались для широкого круга читателей и освещали лишь некоторые категории новостей. На рубеже XVI и XVII веков появились первые печатные издания, имевшие периодичность и освещавшие широкий круг новостей.

Детище Иоганна Каролюса


Новостные издания быстро распространялись по Европе - в 1609 году в Германии начали публиковать газету Aviso, в 1618 году газеты появились в Антверпене, в 1621-м - в Англии. В следующие 50 лет собственные газеты начали печататься почти в каждой европейской стране.

Примечательно, что для некоторых стран газеты печатались в соседних странах. Таким образом можно было достичь независимости издания от правящего государя. Например, некоторые периодические издания печатались в Голландии и представляли собой дословный перевод на английский язык голландских газет. Такой перевод быстро продавался, потому что в Голландии был огромный процент британских торговцев и деятелей, заинтересованных в новостях.




Силу газет впервые осознал кардинал Ришелье, который понял, что они оказывают существенное влияние на общественное мнение, поэтому, умело оперируя новостями, можно манипулировать населением, чем он активно и занимался. Газета под покровительством Ришелье вышла в 1631 году, называлась она La Gazette и просуществовала до 1915 года.


Большинство газет XVII века объединяло то, что они издавались еженедельно. Настоящая газетная революция произошла в 1650 году, когда в Лейпциге появилось ежедневное издание Einkommende Zeitung. Вторая ежедневная газета появилась спустя 50 лет - это была английская The Daily Courant.


К XX веку в газетах начали уделять внимание внутренней политике, жизни простого народа. Газета стала лидером на рынке печати. Появились газеты оппозиционного характера. В них выражалась критика государственной власти и политического строя, обращалось существенное внимание на существующие внутри страны проблемы.


К XX веку в России существовало огромное количество газет разного толка. У каждой политической силы в то время была подконтрольная газета пропагандистского характера.

В XXI веке многие издания перешли в электронный формат. Бумажные периодические издания начали терять популярность, но их количество по-прежнему огромно - только в России существует примерно 50 тысяч газет.

Значит, сегодняшний пост будет про журналистику. Вернее про газеты. А еще точнее, про эволюцию газет в истории.


Итак, первые газеты появились еще в древнем Риме. Вернее это были первые газеты, о которых мы что-то знает. Вероятно, нечто подобное было и у более древних цивилизаций, таких как древний Египет или шумеры. Хотя то, что у них было, газетами мы бы сейчас не назвали. В древнем Риме пресса представляла собой то ли камни, то ли глиняные таблички, на которых выбивалась информация о последних событиях, после чего эта табличка выставлялась на форуме на всеобщее обозрение. Больше это было похоже на доску объявлений, притом монументальную. Юлий Цезарь приказал выпускать такие сводки на регулярной основе, а тематика стала более официальной. В первом веке китайцы изобретают бумагу, а в VIII веке они уже печатают бумажную газету, для чего каллиграфы вырезали иероглифы на дощечке и делали оттиски на бумаге. Эти листовки обычно расписывали деяния императора поднебесной.


В Европе газеты также составлялись вручную, и лидером тут долгое время была Венеция. В 1556 году в Венеции начинает издаваться газета Notizie Scritte, которая стоила маленькую монету, называемую gazette. Название этой монеты перешло во многие языки и обозначает именно печатную продукцию. А назывались такие газеты в Венеции avvisi, именно этим словом именовали газеты еще долгое время во многих европейских странах. Вручную газеты расписывались до изобретения печатного станка Гуттенбергом, после этого газеты клепать стало проще и дешевле. Первая известная газета такого типа была издана в 1605 на родине этого самого Гуттенберга и называлась “Relation aller Fгrnemmen und gedenckwгrdigen Historien”. В 1631 во Франции выходит газета “La Gazette”, которая быстро набирает популярность и вес в обществе, даже королю Людовику XIII и кардиналу Ришелье приходилось писать для нее заметки. Однако, первые газеты все еще были архаичны. Информация не была структурирована, и дела государственной важности шли вперемежку со светскими новостями и анекдотами. Формат газеты был меньше, чем современный, а печатались они только с одной стороны.


А вот первая американская газета, которая называлась Publick Occurrences, both Forreign and Domestick, потерпела крах почти сразу. Ее основал очень своенравный перец, которого выгнали из Англии за излишнюю критику властей. В первом выпуске своей газеты он тоже написал что-то нелицеприятное и власти Массачусетса быстро прикрыли эту лавочку.

15 век. Изобретение Иоганна Гутенберга способствовало распространению образования, культуры, книги как основы знаний, так необходимых человечеству для развития общества, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, грамотности в целом, письменности, а это в свою очередь – всей системы образования и воспитания человека.

Именно он сумел найти наилучшие технические формы воплощения идей, которые частично высказывались до него. Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев и корейцев, а, очевидно, пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем. Таким образом, заслуга Гутенберг сводится к обобщению и систематизации существующих до него изобретений, воплотив на практике идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий.
Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы.
Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.
Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать, чем, возможно, предугадал появление мануфактурных форм организации производства, которые с XVII века должны были победить ремесло.
Ученики Гутенберга распространили по Европе печатание подвижными литерами.
От всех чрезвычайно многочисленных типографий, возникших еще в XV веке в разных городах и странах, протягиваются незримые нити к единому центру—майнцкой печатне мастера Иогана,—он и только он — истинный родоначальник этого замечательного искусства.

84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.

Прообразом газеты считаются рукописные сводки новостей, которые регулярно вывешивались в Древ­нем Риме на Форуме, извещая горожан о принятых сенатом ре­шениях, о проектах народных трибунов или о каких-либо суще­ственных новостях. Газета в современном понимании, появляется лишь в XVI в. Это были своего рода сводки городских новостей, решения, принятые местными властями и разнообразные обра­щения к гражданам. В Венеции в том же XVI в. за такую сводку платили мелкую монету, которая называлась gazzetta. В современной Италии, gazzetta — это неежедневное периодическое из­дание. Ежедневное называется giornale.

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI — XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, "книги новостей", "листки новостей", "реляции" и "баллады новостей" — печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом, и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) большой акцент делался на иллюстративный ряд. "Книги новостей" не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия.

Английские публицисты XVIII века Д. Дефо и Дж.Свифт.

ДЕФО

1660 - родился. На протяжении своей жизни Дефо занимался предпринимательством, политикой, литературной деятельностью, совмещая все эти разносторонние занятия.

Свои публичные выступления Дефо начал с памфлетов. 1683, памфлет “Против турок”.

В 1690 его друг, Джон Дантон, издатель и литератор, начал издавать газету “Афинский Меркурий”. Дантон сам придумал концепцию издания: “Спрашивай - отвечаем”. Успех газеты был велик, количество писем все росло. В газете освещались следующие отрасли знания: политика, тактика, экономика, критика, апокалиптика, скептика, пневматика, поэтика, математика, софистика, прагматика, догматика. Написал “Опые о проектах” (1697). Это была первая полновесная книга Дефо. В ней он предлагал проложить дороги, поощрять торговлю, не лишать образования женщин, взять не государственное содержание больницы, выплачивать пенсии и производить социальное страхование - и все это в конце 17 века!

Дефо не просто издавал или редактировал газету. Он ее писал. Издавалась газета на государственные средства. В 1713-1714 Дефо подвергся двум арестам за оскорбление в печати различных высокопоставленных должностных лиц, в том числе, по требованию своего правительства Дефо, как редактор “Обозрения”, принес извинения русскому посольству в Лондоне за критическое мнение о Петре, опубликованном в его газета.

К нашим дням выявлено 26 печатных органов, в которых принимал участие Дефо.(В 1716 издавал еще одну газету - “Политический Меркурий”). Острота вопроса в том, что все это были газеты и журналы разных направлений. Рано или поздно это должно было кончиться скандалом. Он произошел, когда Дефо стал сотрудничать в газете вига Миста, а тот узнал каким-то образом, что Дефо платит государственный секретарь. Мист напал на Дефо с оружием, к счастью, все обошлось. Но Дефо был вынужден расстаться с политикой. Замкнулся зимой 1719 в своем доме, в пригороде Лондона. Тогда он написал “Робинзона Крузо”.

СВИФТ

В 1692 году Свифт сдал экзамен в Оксфордском университете на степень магистра искусств, которая предоставляла право на духовную должность. В это время начинается, а вскоре и расцветает его творчество.

Сатирическая проза – его самое главное достижение. Подобно всем подлинным сатирикам, Свифт – прежде всего моралист, обличающий порочность и глупость рода человеческого во имя добродетели и здравого смысла.

Основным приёмом сатиры Свифта была реалистическая пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений.

Читайте также: