Валентин серов биография кратко

Обновлено: 28.06.2024

Валентин Александрович Серов (Valentin Alexandrovich Serov; родился 19 февраля 1865 г. — умер 5 декабря 1911 г.) — знаменитый русский художник, гениальный мастер портрета, в его работах наблюдается поразительное сходство с моделями. Картины Валентина Серова отражают внутренний мир героя, честно раскрывая его черты. Творчество живописца не ограничивается каким-либо направлением: художника смело можно назвать многогранным, универсальным автором.

Биография Валентина Серова

Валентин Серов родился 19 февраля 1865 года в Санкт-Петербурге в семье творческих личностей. Его родители — Александр Николаевич Серов и Валентина Владимировна Серова — были композиторами. С самого детства мальчика окружали люди искусства. В гости к Серовым приходили Иван Тургенев и Алексей Толстой, временами отец одалживал деньги у Федора Достоевского. Творческая среда дарила много ярких впечатлений, но был и минус: ребенку не хватало банального общения с одногодками.

Валентин Серов рано лишился отца: тот умер в 1871 году от сердечного приступа. Тогда мать уехала в Мюнхен, чтобы продолжать обучение музыкальному искусству, а мальчик остался на родине и жил в коммуне. Спустя год ребенка перевезли к матери. Но и там он был предоставлен сам себе, поскольку Валентина практически все время уделяла искусству. А когда она занималась воспитанием сына, то действовала жестко и требовательно.

В 1874 году, будучи еще 9-летним мальчиком, Серов начал обучаться живописи у Ильи Репина. Поначалу будущий живописец сомневался в своих художественных способностях, глядя на то, как ловко работает Репин, но занятия не бросал. Позже Валентин Серов учился в Академии художеств, а также в студии Павла Чистякова. В то время сомнения художника лишь усилились, поскольку он сравнивал себя с другим учеником Чистякова — талантливым Михаилом Врубелем.

Путь к славе был нелегким, но мастер продолжал упорно трудился и это дало плоды. Портретист подмечал такие детали в характере или внешности людей, которые увидит далеко не каждый. Благодаря этому в его работах присутствовало буквально магическое сходство с моделями. Но ситуация осложнялась тем, что Серов работал медленно, а далеко не каждый натурщик выдерживал по несколько сеансов.

Художник часто получал заказы и от императора Николая II. Однажды Александра Федоровна начала давать живописцу советы, и тогда он предложил ей дописать картину самой. Работа так и не была завершена, а эта история привлекла всеобщее внимание, что способствовало еще большей популярности автора. Но такой нрав не всегда шел на пользу Валентину Серову: он с трудом сходился с людьми.

Личная жизнь мастера сложилась счастливо: в 1889 году он женился на Ольге Трубниковой. У пары родилось шестеро детей. Несмотря на хорошую семью и востребованность, живописец часто пребывал в печали. Серову поднимали настроение только поездки в Италию: он очень любил эту залитую солнцем страну. Но по возвращении домой вновь впадал в уныние.

Со временем к плохому настроению добавилась ипохондрия. У художника были проблемы с сердцем, и он переживал, что это наследственное. К сожалению, опасения были оправданными. 5 декабря 1911 года Валентин Серов покинул этот мир. Его жизнь оборвалась из-за сердечного приступа.

Самые известные картины Валентина Серова

Картины Валентина Серова, особенно портреты, привлекают внимание своей точностью: художник словно заглянул в душу каждому из героев. Вот самые известные произведения автора:

Некоторые работы мастера можно приобрести на мировых аукционах. В каталогах сайта Very Important Lot представлены как произведения современных художников, так и предметы антиквариата. Также здесь можно недорого купить картины живописцев прошлых эпох.

Художник Валентин Александрович Серов, краткая биография и список картин

Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов появился на свет 19 января 1865 г. в семье творческих людей. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства.

Детство мальчик провел в Мюнхене, где познавал азы рисования с немецким художником Кеппингом. Позже семья переехала в Париж, где Валентин Александрович и познакомился с И. Е. Репиным, который потом стал его учителем. После возвращения в Москву в 1880 году, именно Репин ввел Серова в круг знаменитейших художников.

Валентин Александрович Серов в детстве

В девяностые годы художник увлекся написанием портретов, даже сотворил несколько полотен с изображением членов царской семьи. Сам же Серов с супругой воспитывал шестерых детей.

Его живопись поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте, а произведения искусства приобрели мировую известность, прославляя картины русских художников.

Более десяти лет Серов занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выступая мастером и ориентиром для молодежи. Но, к сожалению, в связи со скоропостижной кончиной 5 декабря 1911г., так и не смог реализовать все свои идеи и замыслы.


Валентин Серов

Детские годы

Валентин родился в творческой семье музыкантов. Известный композитор А.Н. Серов, давал частные уроки музыки и влюбился в свою ученицу Валентину Бергман, которая была младше его на 26 лет. Через год после венчания у пары родился сын Валентин. Это событие произошло в 1865 году 7 января. С детства мальчик рос в атмосфере искусства. В доме часто бывали Тургенев, Репин, Антокольский, другие представители богемы.

Валентин Серов в молодости

Но со смертью отца в 1871-м жизнь мальчика резко изменилась. Его мать для продолжения музыкального образования отправилась в Мюнхен, а сына отдала в коммуну Друцкой-Соколовской. Именно тогда мальчик и увлекся рисованием. Когда коммуна через год распалась, мать забрала Валентина в Мюнхен и, заметив его художественные способности, направила на обучение к мастеру офорта Карлу Кеппингу.

Первые шаги художника

Обучение у Репина продолжилось уже в Москве, когда по стечению обстоятельств мальчик был отдан на воспитание своей тете Софье Степановне Колль. А вот учеба в гимназии давалась Валентину с трудом. Все его мысли были заняты образами будущих картин. Летом Репин брал мальчика с собой на дачу в Абрамцево, и он полностью погружался в творчество. Здесь им были нарисованы первые карандашные портреты Саввы и Татьяны Мамонтовых, а также самого Репина.

Валентин Александрович Серов

В январе 1889-го он женился на Трубниковой, а Репин был на церемонии венчания, проходившей в Петербурге, свидетелем. В сентябре пара отправляется на Всемирную выставку в Париж. А вернувшись, Серов занимается написанием целого ряда портретов, в том числе и портрета дочери генерала Драгомирова Софьи. Репин, передавая портрет заказчику, делает на нем несколько мазков, поправляя костюм и аксессуары, что сильно задевает Валентина. На какое-то время их отношения портятся.

Валентин Александрович Серов

Дальнейшее творчество

Валентин Александрович Серов

Последние годы

Валентин Александрович Серов

В своих работах художник стремится обострить выразительность формы, как в портретах Орловой и Гиршман, написанных в 1911-м. А вот портрет Щербатовой Серов закончить не успел. Спеша к ней на очередной сеанс, художник упал. Случившийся при этом приступ стенокардии стал причиной его смерти. Так в 46 лет закончилась творческая деятельность этого блистательного русского художника.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Валентин Александрович Серов ( 7 (19) января 1865 Санкт-Петербург — 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва ) — выдающийся русский живописец, признанный мастер психологического портрета, ученик Ильи Репина.

Глядя на светлые, брызжущие солнцем и жизнелюбием картины Валентина Серова, непросто поверить в то, что рисовал их персонаж замкнутый, немногословный, в целом, довольно мрачный. Федор Шаляпин, ставший впоследствии близким другом Серова, признавался, что первое время попросту боялся этого невысокого, крепко сбитого человека с пронизывающим взглядом и вечной папиросой в уголке рта. Сделавшись популярным портретистом, Серов пользовался огромным спросом. Позировать ему было не только данью моде, но и возможностью пощекотать нервы: все знали, что серовская кисть может быть по-настоящему безжалостной. Серов умел заглянуть своему герою в душу, вытащить на холст самую суть, взглядом, жестом, осанкой передать сокровенные и, порой, нелицеприятные черты. Скидок он не делал ни олигархам, ни светским прелестницам, ни членам царской семьи.

Мамина школа

Валентин Серов рос в чрезвычайно артистической среде. Во времена безденежья (а они случались, несмотря на профессиональный успех) его отец одалживался у Достоевского. На домашних представлениях (в которых маленький Валентин изображал ангела) присутствовали Тургенев и Алексей Толстой. Будучи с родителями в Швейцарии, он, четырехлетний, катался верхом на ньюфаундленде Рихарда Вагнера. Калейдоскоп лиц, пейзажей, интерьеров, синкопированный европейский галоп, артиллерийские залпы шампанского, хмельные бубенцы, замки, сцены, овации, предрассветные споры об искусстве и вновь перестук колес — это было детство, полное ярких впечатлений. И это было совершенно несчастное детство: Валентину отчаянно не хватало общения со сверстниками.

После смерти отца (Александр Серов скоропостижно скончался от сердечного приступа) шестилетний Валентин был определен в трудовую коммуну в Смоленской губернии. Валентина Семеновна отбыла в Мюнхен, чтобы продолжить там свое музыкальное образование, сын был бы ей там обузой. Он воссоединился с матерью уже через год: коммуна благополучно испустила дух, и мальчика привезли в Мюнхен. Впрочем, это мало что изменило. Мать была постоянно занята служением искусству и борьбой за права женщин — Валентин был предоставлен сам себе. Не лучше было и когда Валентина Семеновна, наконец, обращала внимание на сына — воспитательницей она была требовательной, деспотичной, а иногда и жестокой.

После переезда в Париж в жизни юноши появилась отдушина — уроки рисования, которые он брал у старого друга семьи — Ильи Репина.

По-настоящему счастлив он бывал, когда гостил с матерью в Абрамцево — на даче Саввы Мамонтова. Река, лодки, лошади, сверстники — здесь, пусть и недолго, у него было что-то, напоминавшее нормальное детство. Жена Мамонтова — Елизавета Григорьевна — тоже музицировала. Еще ребенком Серов подметил разницу между громокипящим исполнением матери и вкрадчивой манерой Мамонтовой. Это различие проявлялось не только на домашних концертах, и вскоре Серов начал испытывать к мягкой и мудрой Елизавете Григорьевне сыновние чувства. До конца своих дней он любил Мамонтовых и чувствовал себя у них в кругу семьи.

Так или иначе Валентина Семеновна Серова добилась немалых успехов на ниве феминизма — вошла в историю как первая русская женщина-композитор.

Как мать она не преуспела.

Тяжело и медленно

Успех пришел к Валентину Серову не сразу. Наблюдая, как ловко — парой-тройкой экономных штрихов — поправляет его детские эскизы Репин, он сомневался, действительно ли у него есть талант к рисованию. Позднее, когда Серов учился в Академии художеств и в студии Павла Чистякова, эти сомнения только усилились. Особенно комплексовал Серов, глядя на другого студента Чистякова — Михаила Врубеля.

Расправившись с натурщицей за один сеанс, Врубель милостиво отпускал ее, и Серову приходилось просить девушку, чтобы она дополнительно позировала специально для него. Врубель за 15 минут набрасывал эскиз, над которым Серов бился неделями. Талант Врубеля был ярок и очевиден — судя по всему, он с ним родился. Серову же ремесло давалось тяжким трудом.

Не рожа ли?

Своим успехом в качестве портретиста Серов в немалой степени был обязан тому школьному прозрению. Он, как никто другой, умел подметить в модели характерную черту (разумеется, уже не столь очевидную, как слишком большой нос) и перенести на нее эмоциональный акцент. Зачастую это давало неожиданный (для заказчика) эффект: Серов не умел льстить. Купца он мог изобразить с бумажником наперевес (или с характерным жестом), светскую даму увековечить с приглуповатой улыбкой и пустым взглядом, юного наследника прославленной фамилии — воплотить на холсте с присущими наследнику самовлюбленностью и заносчивостью.

Куда более тонкие нюансы появлялись в его портретах, когда Серов испытывал к модели симпатию. Разворотом плеч, наклоном головы, точно пойманным жестом, угаданной по глазам эмоцией Валентин Серов мог передать на картине все — от душевного смятения до готовности свернуть горы. Это было уже не безупречное владение ремеслом и даже не искусство — подлинная магия.

Не считаясь с известными рисками, клиенты расталкивали друг друга локтями — очереди на Серова были задолго до небезызвестной выставки в Третьяковке.

Не последнюю роль во всеобщем ажиотаже сыграли заказы, поступавшие ему от Николая II. Дело окончилось размолвкой с императорской семьей. Государыня Александра Федоровна пыталась давать Серову советы, и тот предложил ей окончить портрет за него. Работу он так и не завершил, что лишь подняло в цене его акции — каждый хотел, чтобы его написал мастер, отказавший самому императору.

Некоторых Серов хотел написать сам, другим был обязан, третьих не хотел обидеть отказом. Плюс родственники, друзья, коллеги (и у всех у них, представьте, были дети). Учитывая, как медленно работал над своими картинами художник Валентин Александрович Серов, можно вообразить какой лавине работы ему постоянно приходилось противостоять.

Великий молчальник

Исключением были события, заставлявшие конфликтовать извечную серовскую сдержанность с его обостренным чувством правды и справедливости. Так в 1905-м, став свидетелем расстрела мирной демонстрации, он вышел из состава Академии художеств, поскольку винил в случившемся президента Академии — великого князя Владимира Александровича. В такие моменты великий молчальник Серов молчать не мог.

В погоне за солнцем

Будучи знаменитостью с мировым именем, признанным мастером, пользующимся непререкаемым авторитетом у коллег и человеком, окруженным любовью друзей и родных, он зачастую чувствовал себя несчастным. И не мог объяснить причин хандры — ни себе, ни другим.

Биография художника Валентина Серова

Будущий художник Валентин Александрович Серов родился 19 января (по старому стилю 7 января) 1865 года в городе Санкт-Петербург. С детства маленький Валя был окружён богемой. Его родители профессиональные композиторы. Мать Валентина Семёновна Серова (в девичестве Бергман). Отец Александр Николаевич Серов.

Валентин в детстве

Валентин в детстве

У В.А. Серова очень рано обнаруживается талант к рисованию, учиться живописи он начинает в Смоленской губернии. Позже, переезжает к матери, которая на тот момент жила в немецком Мюнхене, здесь его учителем становится художник-гравёр Карл Кёппенинг. В 1874 году мальчик переезжает в Париж, где начинает заниматься у прославленного русского живописца Ильи Репина. Ещё через год возвращается в Российскую Империю и поселяется в имении Абрамцево к меценату Савве Мамонтову.

На следующие два года переезжает с родителями в имение отчима Василия Немчинова в Харьковскую губернию. Осенью 1877 года поступает в киевскую гимназию, параллельно продолжая заниматься рисованием. На следующий год вынужден вместе с матерью переехать в Москву, это позволяет гимназисту возобновить занятия с Ильёй Репиным, который называл Валентина Александровича любимым учеником.

В молодости

Краткая биография

В 1905 году

Личная жизнь

Живописец Валентин Александрович Серов был женат однажды. Со своей избранницей Ольгой Трубниковой, они познакомились в имении Едимоново Тверской губернии в 1886-ом году. Будущая супруга художника была приёмной дочерью тёти и дяди художника Аделаиды Семёновны и Якова Мироновича Симоновичей. Три года спустя они повенчались в Санкт-Петербурге. Шафером на церемонии был меценат Сергей Мамонтов, а свидетелем Илья Репин.

Ольга Трубникова

В этом браке у четы Серовых родились шестеро детей. Две дочери Ольга и Наталья и четыре сына: Александр, Георгий, Михаил и Антон. Супруга гения живописи взяла на себя воспитание детей и постройку дачи в финском местечке Ино. После смерти любимого супруга сделала очень много для популяризации творчества живописца.

Вклад в развитие живописи

Живописец впитал в себя наследие, как российского искусства, так и зарубежного. Он учился с талантливыми художниками того времени, например, с Михаилом Александровичем Врубелем. Немаловажным является и то, что художник учился в разных странах. Во Франции, Германии, а также сам был педагогом.

Его выставки до сих пор пользуются спросом у публики, Он проявил себя как портретист и как пейзажист. Экспериментировал, как с жанрами, так и со стилями письма. Наследие Валентина Александровича в области живописи переоценить невозможно, также как и вклад в жанровое развитие художественного искусства в целом.

Читайте также: