Гатчинский дворец история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пригородный Эрмитаж, Замок русского Гамлета. Как только ни называют Гатчинский дворец, находящийся на самой высокой точке холма у Серебряного озера. В свое время им владели почти все российские императоры, замок пережил сильное разрушение и был восстановлен. Сегодня это музей, который радует посетителей не только великолепным интерьером и пейзажным парком, но и разнообразными экскурсиями и концертами

Кто здесь правил?

История загородной резиденции, напоминающей средневековый замок, берет свое начало с небольшого поместья, когда-то принадлежавшего Петру I. Расцвет усадьбы пришелся на правление Екатерины II, которая в 1766 году подарила ее графу Григорию Орлову. Именно тогда по проекту архитектора Антонио Ринальди и начал зарождаться огромный дворец, изначально задуманный как охотничий. Примечательно, что он стал одним из первых зданий, чьи фасады отделаны натуральным известняком, отличающимся своей прочностью. Уже тогда замок обещал просуществовать долгие годы. Строение, выполненное в духе классицизма и напоминавшее итальянский особняк, было закончено только спустя пятнадцать лет.

После смерти Орлова дворец попал во владения Павла I. При нем Гатчина стала императорской резиденцией. В соответствии со своими склонностями государь превратил город в военный лагерь, что сказалось и на замке: в те времена он выглядел как неприступная крепость, окруженная рвами.

Свой современный облик дворец приобрел в годы правления Николая I. После перестройки изменениям, хоть и незначительным, подверглись даже покои Павла I: был заменен паркет, появилась новая мебель. Впрочем, правитель нечасто проводил время в замке, изредка приезжая с семьей на приемы и балы.

Но дворец недолго пробыл уютным и гостеприимным домом. Через год после Октябрьской революции резиденция превратилась в государственный музей. Все тайны замка, хранившиеся несколько веков вдали от посторонних глаз, стали доступны широкой публике. Ценные коллекции, которые мог увидеть каждый, имели мировое значение и насчитывали более пятидесяти тысяч экземпляров.

Призраки и орлы

Так бы и стоял Гатчинский дворец еще долгие годы, не зная бед и горестей и радуя всех своей красотой, но Великая Отечественная война оказалась беспощадной даже по отношению к таким значимым достояниям общества. Конечно, благодаря усилиям работников музея удалось сохранить некоторую часть фондов и экспозиций: что-то перевезли в Ленинград, что-то разместили в подвалах Гатчинского замка. Но это была лишь капля в море. Авиабомбы и артобстрелы разрушили былое великолепие музея-дворца, оставив на его месте обгорелое здание без крыши. После войны по сохранившимся чертежам и фотографиям началось медленное, но верное восстановление замка. С 1985 года он вновь распахнул свои двери перед посетителями.

Сегодня дворец-музей условно делят на три части: центральный трехэтажный корпус, украшенный двумя башнями, и примыкающие к нему Кухонное и Конюшенное каре. Кроме раритетного оружия, стульев, на которых сидели выдающиеся государственные деятели, и многого другого там можно воочию увидеть Павла I и его жену Марию Федоровну. Разумеется, в исполнении актеров. Конечно, в ходе экскурсий посетителям поведают и легенды, связанные с символом Гатчины. Как и все великие замки мира, Гатчинский дворец полон своих тайн.

Одна из этих легенд повествует о выстреле Павла I в орла, летевшего в небе. Она объединяет два парковых сооружения дворца — беломраморную колонну с изображением орла и павильон, на колоннаде которого также запечатлен бесстрашный царь птиц. Согласно сказанию, первая постройка возведена там, где он упал, а вторая — где был сделан тот самый удачный выпал.

Однако если внимательно проследить историю замка, колонна была подарена Екатериной II ее фавориту, а изображение орла было скорее выражением признательности, так как эта птица входила в фамильный герб семьи Орловых. Павильон, в свою очередь, появился на территории усадьбы спустя тридцать лет и символизировал уже власть Павла I.

Существует еще одна забавная легенда уже о другом сооружении. В конце XVIII века художник Николай Львов создал проект Каскада для представления морских сражений. Во время прогулки с неким генералом Обольяниновым по Гатчинскому парку Львов ненароком поделился с ним своей новой идеей, после чего тот взял с архитектора обещание, что он сразу же приступит к работе. Увидев результат, генерал восхитился и предложил показать Каскад государю. Львову он велел спрятаться в кустах, заверив, что в конце непременно позовет его. В результате правитель увидел сооружение, похвалил хитреца, а зодчий так и остался сидеть в кустах.

Не менее интересная история связана с подземным ходом, который был создан еще при графе Орлове. Таинственный туннель позволял сбежать из дворца в случае опасности. А сегодня, если верить преданию, там блуждает не кто иной, как призрак Павла I. Оказывается, привидения обитают не только в старых замках Англии. Утверждается, что бояться призрака императора не стоит: уступив ему дорогу и поклонившись, вы получите ответный кивок.

Посетителю

Детям

Специалистам

Прессе

Праздники

Экскурсии

Программы

О музее

Посетите Гатчину

Гатчинский дворец

с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00)

Санитарный день: 5 апреля

Приоратский дворец

с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00)

выходные дни: понедельник и вторник

Гатчинский парк

ежедневно с 06:00 до 22:00, вход - свободный!

Справки, администратор

Заказ экскурсий

Адрес

Гатчина, Красноармейский
проспект, д. 1

Проезд

от Балтийского вокзала

на автобусе № 431
и на маршрутке № 18 и 18А
от ст. м. Московская

Гатчинский дворец

Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец.

Geschichte_3.jpg



Проект здания исполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди, к строительству приступили 30 мая 1766 года.

Geschichte_5.jpg



Однако блестящему вельможе Григорию Орлову не удалось пожить в новой усадьбе, он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у наследников графа и 6 августа того же года пожаловала ее своему сыну великому князю Павлу Петровичу. Вскоре Гатчина стала его любимым местом пребывания.

Под руководством архитектора Винченцо Бренны дворец был несколько перестроен, по моде того времени заново отделаны парадные залы, появились регулярные сады, парковые павильоны, каменные ворота и мосты. Перед дворцом устроили огромный плац для проведения военных парадов. После вступления на престол Павла I в 1796 году Гатчина превратилась в императорскую резиденцию, о которой современники вспоминали как о неприступной крепости, окруженной бастионами, рвом, караульнями и полосатыми шлагбаумами.

В царствование Николая I началась перестройка Гатчинского дворца, и он обрел тот вид, который сохранился до настоящего времени. Кухонное и Арсенальное каре были разобраны до основания и вновь возведены. Это было связано с тем, что прежние помещения не удовлетворяли современным требованиям удобства и комфорта. В соответствии с модой того времени в Арсенальном каре для императорской семьи устроили парадные и личные апартаменты.
В Кухонном каре полностью перестроили домовую церковь. В память об императоре Павле I в Центральном корпусе старались сохранить в неприкосновенности его покои и парадные интерьеры ХVIII века, но тем не менее и там были проведены работы: заменена система отопления, отремонтированы паркеты, в некоторых парадных залах появились новая мебель, скульптура и драпировки. Всеми этапами строительства с 1844 по 1856 годы руководил зодчий Р. И. Кузьмин.

Николай I и его сын Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приемов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах.

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) был смертельно ранен император Александр II. На трон вступил его сын – Александр III, который избрал своей основной загородной резиденцией Гатчину. 27 марта царская семья из Петербурга переехала в Гатчинский дворец, который в течение многих лет оставался самым любимым, родным и теплым домом для всех членов императорской семьи.

Великая Отечественная война нанесла большой ущерб всему дворцово-парковому ансамблю. Реставрация дворца началась только в 1976 году. Первые парадные залы ХVIII века были открыты для посетителей в 1985 году, в их число входили Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.

В последнее десятилетие во дворце развернулись масштабные реставрационные и экпозиционно-выставочные работы. В 2016 году дворец отметил 250-летний юбилей целой серией значимых событий. К празднику было приурочено открытие Греческой галереи: впервые после Великой Отечественной войны посетители получили возможность увидеть домашний музей античного искусства, созданный императором Павлом I. В декабре 2016 года открыты залы, расположенные в Арсенальном каре дворца: Мраморная лестница и Ротонда под гербом – нарядные интерьеры XIX века, выполненные по проекту архитектора Р.И. Кузьмина. Особого упоминания заслуживает и регулярная выставочная деятельность обновленного музея. Два раза в год в Гатчинском дворце проходят тематические выставки, организованные совместно с другими музейными организациями России и зарубежья.

Темпы и качество свершающихся изменений внушают надежду на скорое возрождение бывшей резиденции семьи Романовых.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец – бывшая резиденция российских императоров, построен в 45 километрах южнее Санкт-Петербурга на возвышенности близ Серебряного озера (1766-1781). Выделяется среди дворцовых комплексов Северной столицы тем, что создан в стиле европейского охотничьего замка.

История появления и строительство

Земли, на которых воздвигнут дворец, переданные прежде Швеции, вновь вернулись в Россию в августе 1702 года во время Северной войны. Петр I подарил расположенное среди лесов и чистых озер поместье сестре Наталье Алексеевне. Землю выкупила Екатерина II в подарок фавориту Григорию Орлову, по приказу которого в мае 1766 года архитектор Антонио Ринальди начал строить на месте усадьбы дворец с башнями и подземным ходом.

Особенности здания

Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.

К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.

Граненые башни

Фасад главного здания облицевали травертином – износостойким отделочным камнем. В 1781 году граф Орлов поселился в шикарно отделанной резиденции. Хозяин приобрел во дворец дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

Фасад

Перестройка во времена Павла I

Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.

Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III. До 1828 года дворец принадлежал Павлу I. При Александре III здесь появилось электричество и телефон.

Перестройка во времена Николая I

Новую перестройку начал Николай I, пригласив Романа Кузьмина. Архитектор увеличил число внутренних комнат, добавил подземные этажи и надстройки. В стиле Ренессанса оформил вестибюль и Мраморную лестницу. В 1851 году реконструкция завершилась, а на плацу во дворе установили памятник Павлу I.

Дворец в советское время

В мае 1918 года дворец признан государственным музеем с 54 тысячами художественных объектов мирового значения. Во время Великой Отечественной войны немецкие солдаты подожгли резиденцию, экспонаты удалось сохранить.

Дворцовый комплекс в Гатчине

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Внутренний двор

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Дворцовые интерьеры

Гатчинский дворец не раз менял убранство. Реконструировались:

  • Мраморная столовая.
  • Тронная Павла I.
  • Аванзал.
  • Малиновая гостиная.
  • Парадная опочивальня.
  • Овальный будуар.
  • Туалетная комната.
  • Комнаты семьи Александра III.

Тронная

Архитекторы воплощали в жизнь новые веяния и приспосабливали резиденцию под растущие потребности владельцев. Интерьеры дворца создавались в два этапа. Первый архитектор Антонио Ринальди украшал залы тонкой изысканной лепкой, наборными паркетами из ценных пород дерева. Стены декорировались стилизованными цветами, плодами, побегами.

Второй архитектор Винченцо Бренни оформил залы по-новому, сочетая строгие античные архитектурные формы с барочной пышностью. Лепка и позолота, включенная в сложные композиции, смотрелась богато и изысканно. Драпировки и гобелены – торжественны и загадочны.

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Мраморная столовая

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Малиновая гостиная

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Парадная опочивальня

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

Подземный ход

Наши дни

Среди дворцовых пригородов Санкт-Петербурга Гатчина стоит несколько особняком — дворец построен в нехарактерном для России стиле английского охотничьего замка.

Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века

Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века

История Гатчинского дворца

Дворец графа Орлова

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

Фотографии Большого Гатчинского дворца

Гатчинский дворец Памятник Павлу I Гатчинский дворец Гатчинский дворец Мемориальная табличка

Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. Наверху расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.

Лестница на Сигнальную башню Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни Панорама Гатчины с Сигнальной башни Панорама Гатчинского дворца с Сигнальной башни Часы и колокола на башне

Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.

Парадная лестница Гатчинского дворца Аванзал Мраморная столовая Тронный зал Овальный будуар императрицы Марии Федоровны Парадная опочивальня Туалетная Картинный зал Белый зал

Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.

Чесменская галерея Храм Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворце Мраморная лестница Портрет Александра III Мраморная лестница Трон Александра III Личные покои Александра III и членов его семьи Личные покои Александра III и членов его семьи Личные покои Александра III и членов его семьи Личные покои Александра III и членов его семьи Кабинет управляющего Галерея

В сторону парка из дворца идет подземный ход.

Подземный ход Галерея

К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.

Адрес, режим работы, проезд

Адрес: Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), выходной — понедельник, санитарный день — первый вторник месяца.

Телефоны: 8 (812) 958 0366 (справки, администратор); 8 (81371) 93 492, 8 (81371) 76 715 (заказ экскурсий)

Проезд:

Кроме того, Вы можете заказать экскурсию по Гатчинскому дворцу и парку.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Большой Гатчинский дворец

История Гатчинского дворца

Гатчинский дворец 1845-1858гг. Литография рисунок: Иосиф Шарлемань, гравер: Карл Шульц

Когда-то на месте нынешнего Гатчинского дворца располагалась мыза, небольшое поместье с участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. В 1765 году его выкупила Екатерина II, чтобы сделать подарок графу Григорию Орлову. Он был фаворитом императрицы и отцом ее внебрачного сына – графа Алексея Бобринского. Но столь дорогой подарок был не только знаком внимания, но и благодарность. Григорий Орлов был одним из организаторов дворцового переворота, в результате которого Екатерина II и взошла на престол. Через год, в 1766 году было начато возведение дворца.

Строительство дворца в Гатчине

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781

Собственная роскошная резиденция была давней мечтой графа, поэтому он с воодушевлением приступил к работам. Вместе с императрицей они пригласили архитектора из Италии – Антонио Ринальди, который строил монастырь Святого Августина в Риме, руководил постройкой третьего Исаакиевского собора, Мраморного дворца, и строительством многих зданий в Царском Селе и Ораниенбауме. Архитектор разработал проект, в котором удивительно гармонично сочетались дух русской загородной усадьбы и стиль английского охотничьего замка. В результате его работы Гатчинский дворец стал первым и единственным замком в окрестностях Санкт-Петербурга.

Архитектура Гатчинского дворца сложилась из трех, связанных друг с другом частей. Центральный корпус был высотой три этажа, по бокам к главному строению примыкали две пятигранные башни, которые и придают дворцу средневековый шарм. На одной из башен, той, что располагается на юге, были установлены часы, на другой же, северной, возвышался громоотвод.

Полуциркульные галереи соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными каре, Кухонным и Конюшенным. У каждого из них был собственный внутренний двор и восьмиугольные башни.

Для облицовки дворца использовали парицкий известняк, названный так из-за деревни, в которой он добывался. Вестибюль и парапет облицовывали пудостским камнем. В настоящее время доподлинно неизвестно, каким было внутреннее убранство дворца в период владения им графа Орлова, так как описи его имущества были потеряны.

Хозяин недолго прожил в своей резиденции, он умер всего через 2 года после окончания строительства – в 1783 году. После его кончины императрица Екатерина II выкупила усадьбу у наследников графа, его братьев, и уже через месяц преподнесла ее в качестве подарка сыну – князю Павлу Петровичу.

Дворец при Павле I

Открытие мемориала Павла I в Гатчине

Павел Петрович, будущий Павел I, не сразу принялся за работы в Гатчине. В это время он занимался возведением личной резиденции, названной в его честь Павловском, и не имел свободных средств, которые можно было бы вложить во дворец. Павел смог заняться делами в Гатчине только после окончания большей части работы в Павловске, это случилось в 1790-х годах.

Павел I не хотел вносить глобальные изменения в облик дворца, поэтому просто указал расширить служебные помещения. Работы начались в 1796 году, возглавил их Винченцо Бренна, который участвовал в строительстве многих зданий Павловска. Было решено, что архитектор надстроит оба одноэтажных каре до трех этажей, а также создаст в них жилые помещения. Кроме того, в его задачи входило перестройка колоннады, открытых аркад и сквозного прохода в парк.

Конюшенное каре было переименовано в Арсенальное, в нем были обустроены комнаты для семьи Павла I, работы начались в 1797 году. Изменения затронули и придворцовую площадь, которая стала плацем, обнесенная бастионной стеной. Рядом был обустроен Собственный сад.

Император Павел был убит в 1801 году, а дворец перешел в собственность его жены. Она велела внести небольшие изменения – было переделано внутреннее убранство, а также оборудованы помещения для зимнего проживания. После ее смерти дворец перешел во владение сына – Николая I, который провел масштабную реконструкцию.

Период до революции 1917 года

Император Николай II и императрица Мария Федоровна принимают парад полка перед Гатчинским дворцом

Николай I велел перестроить каре, которые изменились до неузнаваемости. В них появились подвальные этажи, а высота первого и третьего этажей была увеличена, а второй этаж стал антресольным. Эти изменения привели к тому, что каре затмили центральный корпус, и он перестал выделяться. Поэтому к башням, располагавшимся по бокам от основной части, пристроили еще один этаж.

Кроме этого перестроили парадную лестницу, к одному из балконов добавили навес с чугунными колоннами, разобраны старые бастионы и построены новые.

Эти серьезные изменения стали последними – в дальнейшем проводились только поддерживающие реставрационные работы. В 1851 году перед дворцом установили памятник Павлу I, в дальнейшем он стал символом всей Гатчины – статую нередко можно встретить на сувенирной продукции.

В 1880-х годах в Гатчинский дворец провели электричество, телефон, новая канализация и водопровод, а отопление изменили с печного на калориферное.

Дворец Павла 1 в Гатчине после революции

После февральской революции 1917 года специально назначенная комиссия решила, что Гатчинский дворец должен стать национальным музеем, и уже в 1918 году он был открыт. Сохранились данные, что ежегодно музей посещали около 20 тысяч человек. В 1926 году внутреннее убранство, как мебель, ковры и скульптуры, было вывезено. Планировалось, что позже имущество будет продано. До 1941 года музей Гатчинский дворец в Санкт-Петербурге был один из самых крупных пригородных музейных учреждений.

Гатчинский дворец во время Великой Отечественной войны

Гатчинский дворец во время оккупации, 1943г.

Как только стало известно об объявлении войны, работники стали готовиться к налетам. Дворец и другие строения на территории дворцово-паркового ансамбля были подготовлены к атакам настолько, насколько это было возможно. 24 августа 1941 года было значительно повреждено Арсенальное каре, а немногим позже бомба нанесла ущерб двору.

Все ценности работники музея вывезти не успели, подальше от центральной России было отправлено только 4 эшелона, и еще 1 – в Петербург. Все, что осталось – укрывали в подвалах, закапывали в парке, заваливали мешками с песком.

Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.

Послевоенная реконструкция

Хоть к реконструкции принялись почти сразу после окончания войны, работы нельзя было назвать восстановительными. Делалось все, чтобы здание можно было использовать. Поврежденные барельефы закрывались металлическими щитами, ремонтировались перекрытия между этажами, окна, крыша.

Не шло речи о воссоздании музея, так как власть не считала это рентабельным. Все предметы и ценности, которые удалось сохранить, были распределены между 24 музеев на территории СССР. До сих пор сотрудники возвращают их в родные стены, и не всегда успешно.

Изменить это удалось А. С. Елкиной – главной хранительнице музея Дворцового парка. Целых 8 лет она добивалась освобождения здания и начала реконструкции. Работы начались в 1976 году, и уже в 1985 году первые интерьеры были открыты для гостей.

Гатчинский дворец восстанавливается и по сей день, только с 2006 года финансирование реконструкции стало существенным. Сейчас гости могут увидеть немало красивых помещений, но немалую работу только предстоит проделать реставраторам.

Архитектура Гатчинского дворца

Архитектура Гатчинского дворца

Архитектура дворца в Гатчине органично сочетает элементы, характерные для европейских средневековых замков и классической русской императорской загородной резиденции. В фасаде выделяется центральный корпус с башнями, увенчанными часами и громоотводом, полуциркулярные галереи, служебные каре – Кухонное и Арсенальное.

Гатчинский дворец вид сверху

Образ дворца строгий, лаконичный, но интересный. Благодаря расположению на возвышенности он будто доминирует над окружающей территорией. Нет излишних украшений, все пилястры, колонны, парапеты, аттики органично вписываются во внешний вид и дополняют друг друга.

Архитекторам удалось совместить и легкость загородного дома, и мощь укрепленного замка.

Интерьеры дворца

Мраморная лестница в Гатчинском дворце

На интерьеры Гатчинского дворца повлияли 2 разных архитектора – Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Первый уделял внимание изысканной лепке и паркетам из ценных деревьев, часто использовал в росписи природные мотивы – цветы, листья, плоды. Второй же сочетал античность с барокко, любил позолоту, сложный орнамент, гобелены.

Ознакомится с интерьерами Гатчинского дворца и узнать о главных достопримечательностях и выставках Вы можете при помощи интерактивного плана дворца

Схема достопримечательностей Гатчинского дворца
Офицер кирасирского полка в Гатчине 1822-1914

К сожалению, во время войны были уничтожены интерьеры всех помещений без исключения, а их реставрация длится уже более 44 лет.

На данный момент для посетителей открыты более 50 помещений, в которых воссозданы интерьеры, а также создана тематическая экспозиция.

 Аванзал в Гатчинском дворце

Подземный туннель в Гатчинском дворце

Где находится Гатчинский дворец

Адрес Большого Гатчинского дворца – Красноармейский проспект, 1.

Читайте также: