Гали рахим биография татарча кратко

Обновлено: 02.07.2024

Шамигулов Галий Камалетдинович родился 15 октября 1890 года в г.Стерлитамаке.

Член РСДРП с 1910 года. Учился 2 года в Ивановском текстильном институте.

До февраля 1917 года участвовал в революционном движении в Стерлитамаке, Кургане, Челябинске, Уфе. Вел революционную работу в Верхнем Уфалее, Кыштыме.

В 1917 был в числе инициаторов создания Татарской социал-демократической партии, член Центрального исполкома (большевистской группы, входившей в местные организации РСДРП). Руководил татаро-башкирской группой в Челябинске. С 1918 года — член Оренбургского губкома партии.

В 1919 – 1920 годах командир башкиро-татарского отряда Красной гвардии в Оренбуржье, заместителем председателя Оренбургского губревкома, губернским комиссаром по делам национальностей, работником политотдела Южной группы Красной Армии.

В июле-октябре 1920 года был председателем Башкирского ЦИКа и Совета Народных Комиссаров БАССР.

В 1930 году переведен в Москву. Работал в Бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б) (1921-1923), Наркомпроде Туркестана (192319-24), Башпотребсоюзе (1924-25), на предприятиях Наркомтекстильпрома СССР (1925-1951).

Гали Рәхим (Мөхәммәтгали Мөхәммәтшакир улы Габдрәхимов) (04.11.1892 - 03.03.1943) – язучы, шагыйрь, әдәбият тарихчысы һәм фольклор белгече. Г.Рәхим 1892 елның 4 ноябрендә Казанда сәүдәгәр гаиләсендә туа. Махсус укытучылардан русча, “Мөхәммәдия” мәдрәсәсендә мөселманча камил белем ала. Казан сәүдә училищесын (1913), Мәскәү сәүдә институтын (1917) тәмамлый. Үзлегеннән гарәп, фарсы, төрек телләрен өйрәнә. 1917 елдан соң Казанда яши. Хәрби-сәяси курсларда (1920-21) татар әдәбиятын, Шәрекъ академиясендә (1921-22), Шәрекъ педагогия институтында (1922-30) татар әдәбияты һәм фольклоры тарихын укыта. Ул Казан университеты каршындагы тарих, этнография, археология җәмгыятендә, Татарстанны өйрәнү җәмгыятендә, ТАССР Мәгариф Халык комиссариаты каршындагы Гыйльми үзәктә әгъза булып тора. 1934 елдан Казан университеты фәнни икитапханәсенең Кулъязмалар бүлегендә гыйльми консультант вазифасын башкара. 1936-1938 елларда Казан Дәүләт банкында хезмәт итә.

1913-15 елларда “Ак юл” журналында соңыннан башлангыч сыйныфларның уку дәреслекләренә дә кертелгән балалар әдәбияты үрнәкләре, “Аң” журналында өлкәннәр өчен күпсанлы әсәрләре басыла башлый. Г.Рәхим - “Дача кайгысы” (1914) комедиясе, “Җанвар” (1919) драмасы, “Идел” (1923) исемле повесть авторы. Әдип шагыйрь һәм, Шәрекъ һәм Гареб классиклары әсәрләрен татарчалаштырып, тәрҗемәче буларак та таныла.

Г.Рәхим 1920 еллар ахыры - 1930 еллар башында башланган большевистик репрессияләр афәтенең беренче буын корбаннарының берсе. 1931 елның май аенда кулга алынып, биш елга ирегеннән мәхрүм ителә. Намуслы хезмәте өчен срогыннан алда азат ителсә дә,1938 елда яңадан кулга алынып, 1940 елга кадәр гомерен төрмәдә үткәрә. Сөргендә алынган рухи һәм физик газаплар нәтиҗәсендә авырып, 1943 елның 3 мартында вафат була. 1958 елда реабилитацияләнә.

Гали Рахим (Мухаметгали Мухаметшакирович Габдрахимов) (04.11.1892-03.03.1943) - писатель, поэт, историк литературы и фольклорист.Г.Рахим родился 4 ноября 1892 года в Казани в семье купца. В медресе “Мухаммадия” получает мусульманское образование, такңе обучается по-русски. Окончил Казанское торговое училище (1913), Московский торговый институт (1917). Самостоятельно изучал арабский, персидский, турецкий языки. После 1917 года жил в Казани. Преподавал татарскую литературу на военно-политических курсах (1920-21), в Восточной академии (1921-22), в Восточном педагогическом институте (1922-30) – историю татарской литературы и фольклора. Он был членом общества истории, этнографии, археологии при Казанском университете, татарского научного общества, Научного центра при Наркомате образования ТАССР. С 1934 года занимает должность научного консультанта Отдела рукописей научной библиотеки Казанского университета. В 1936-1938 гг. служит в Казанском государственном банке.

В 1913-15 годах в журнале “Ак юл” стали издаваться образцы детской литературы, вошедшие позже в учебники начальных классов, многочисленные произведения для взрослых в журнале “Аң”. Г. Рахим – автор комедии “Дача кайгысы” (“Страдания по даче” (1914), драмы “Җанвар” (“Животное”) (1919), повести “Идель " (1923). Является переводчиком произведений классиков Востока и Запада.

В первой четверти ХХ века вносит большой вклад в становление науки истории татарской литературы и фольклористики. В 1913-14 гг. издаются аналитические статьи Г.Рахима, которые показали его как знатока теории европейско-русских научных школ (“Тукаев – народный поэт”, “Взгляд на народную литературу” и др.). После 1917 г. публикуются объемные статьи, рассматривающие творчество Г. Ибрагимова, Х.Такташа, Г.Губайдуллина, К. Насыри в контексте мирового литературоведения.

Основными направлениями деятельности Г. Рахима 1920-27 годы являются: методикой сбора и анализа произведений устного народного творчества; связи искусства, поэтики и устного народного творчества; концепции о происхождении искусства; теория и психология литературного творчества; история и этнография. Совместно с литературоведом и историком Г. Губайдуллиным он издает труды “Из опыта сбора материалов для истории татарской литературы: древняя эпоха. I галва” (1923) “История татарской литературы: эпоха феодализма” (1925), “История татарской литературы: древний период” (1927) и др. Этими учеными была разработана концепция собирания, выявления и исследования истории тюрко-татарских народов, фольклора и рукописных памятников.

Г. Рахим – одна из жертв первого поколения большевистских репрессий конца 1920-х-начала 1930-х годов. В мае 1931 года он был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. Несмотря на досрочное освобождение за добросовестный труд, в 1938 году он вновь был арестован и провел в тюрьме до 1940 года. Он умер 3 марта 1943 года, от болезни в результате душевных и физических страданий, полученных в изгнании. Реабилитирован в 1958 году

Gali Rakhim (Mukhametgali Mukhametshakirovich Gabdrahimov) (04.11.1892-03.03.1943) - a writer, poet, literary historian and folklorist. G. Rakhim was born on November 4, 1892, in Kazan into the family of a merchant. He got his Muslim education in the “Muhammadiya” madrassah, where he also learned the Russian language. He graduated from the Kazan Trade College (1913) and the Moscow Trade Institute (1917). He studied the Arabic, Persian, Turkish languages by himself. After 1917, he lived in Kazan. He taught Tatar literature at the military-political courses (1920-21), at the Eastern Academy (1921-22) and the history of Tatar literature and folklore at the Eastern Pedagogical Institute (1922-30). He was a member of the Society of History, Ethnography, Archeology at Kazan University, the Tatar Scientific Society and the Scientific Center at the People's Commissariat of Education of the TASSR. From 1934, he was a scientific consultant in the Department of Manus­cripts of the Scientific Library at Kazan University. In 1936-1938, he worked at the Kazan State Bank.

In 1913-1915, samples of children's literature were published in the magazine “Ak yul”, which were later included in primary school textbooks, and numerous works for adults in the magazine “An" (Аң). G. Rahim was the author of the comedy "Dacha kaigysy" ("Dacha Sufferings " (1914), the drama “Zhanvar” (“The Anima”l) (1919), the novel “Idel” (1923). He translated the works by classics of the East and West.

In the early twentieth century, he laid the foundations of the history of Tatar literature and folklore as a scientific area. In 1913-1914, G. Rahim published analytical papers, which showed him as an expert in the theory of European-Russian scientific schools (“Tukaev - a national poet”, “View on folk literature”, etc.). After 1917, his profound articles examined the works of G. Ibragimov, H. Taktash, G. Gubaidullin, and K. Nasyri in the context of world literary studies.

  • Methods of collecting and analyzing works of folklore;
  • Connections of art, poetry and folklore;
  • Concepts of the origin of art;
  • Theory and psychology of literature creation;
  • History and ethnography.

Шамигулов Галий Камалетдинович родился 15 октября 1890 года в г.Стерлитамаке.

Член РСДРП с 1910 года. Учился 2 года в Ивановском текстильном институте.

До февраля 1917 года участвовал в революционном движении в Стерлитамаке, Кургане, Челябинске, Уфе. Вел революционную работу в Верхнем Уфалее, Кыштыме.

В 1917 был в числе инициаторов создания Татарской социал-демократической партии, член Центрального исполкома (большевистской группы, входившей в местные организации РСДРП). Руководил татаро-башкирской группой в Челябинске. С 1918 года - член Оренбургского губкома партии.

В 1919 – 1920 годах командир башкиро-татарского отряда Красной гвардии в Оренбуржье, заместителем председателя Оренбургского губревкома, губернским комиссаром по делам национальностей, работником политотдела Южной группы Красной Армии.

В июле-октябре 1920 года был председателем Башкирского ЦИКа и Совета Народных Комиссаров БАССР.

В 1930 году переведен в Москву. Работал в Бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б) (1921-1923), Наркомпроде Туркестана (192319-24), Башпотребсоюзе (1924-25), на предприятиях Наркомтекстильпрома СССР (1925-1951).


После 1917 г. жил в Казани, преподавал татарскую литературу на Военно-политических курсах (1920–1921), историю татарской литературы и татарский фольклор в Восточной академии (1921–1922) и Восточном педагогическом институте (1922–1930).

В 1931–1934, 1938–1940 гг. был необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Творчество

В 1923–1930 гг. Г.Рахим участвовал в работе Научного общества татароведения, в фольклорных экспедициях; писал статьи, посвященные татарскому языкознанию, литературоведению, фольклору, истории и археографии.

Сочинения

Халык әдәбиятымызга бер караш: жырлар. Казан, 1915.

Каюм Насыйриның моңарчы басылмаган әсәрләре һәм йөзьеллык бәйрәм материаллары. Казан, 1926.

Авылны өйрәнү: татар авылларын монография ысулы белән өйрәнү өчен җентекле кулланма-программа. Казан, 1930.

Сайланма әсәрләр. Казан, 2004.

Литература

Азизова-Хөснетдинова Г.А. Гали Рәхим – әдәбият тарихчысы. Казан, 2005.

Татар әдипләре, мәгърифәтчеләре (XX йөз башы): биобиблиографик сүзлек. Казан, 2005.

Гали Рәхим: тарихи-документаль, әдәби һәм биографик җыентык. Казан, 2008.

Детство Гали прошло в особняке на Екатерининской улице (ул.Тукая, 78), который принадлежал его отцу - второй гильдии купцу Мухаметшакиру Бикчентеевичу Абдрахимову (1854 - 1917). Предприниматель, родившийся в д.Большие Метески Лаишевского уезда и лишь в конце XIX века обосновавшийся в губернском центре, считался одним из самых активных и преуспевающих торговцев, не жалевший ни сил, ни средств на упрочение своего влияния среди единоверцев. Он женился на дочери богатого казанского купца - Бибигайше Исхаковне Айтугановой (1869 - 1899), которая приходилась близкой родственницей знаменитым казанским династиям - Бигаевых, Усмановых, Галикеевых, Губайдуллиных. Общественное положение купца упрочилось и после избрания его гласным городской думы, где он проявил себя грамотным и энергичным деятелем, выступавшим с различными инициативами и предложениями. Мухаметшакир Абдрахимов, заботясь о судьбе своего прекрасно налаженного мануфактурного дела, старался дать старшему сыну хорошее образование. После начального курса в медресе “Мухаммадия”, Гали Рахим в 1903 году, по настоянию отца, поступил в казанское коммерческое училище, где проучился до 1913 года. Однако способного, мечтательного юношу карьера предпринимателя совсем не интересовала. Свободное время он проводил за чтением книг, втайне мечтая посвятить жизнь литературе.

Еще находясь в стенах коммерческого училища, Гали написал увлекательный, современный учебник географии для медресе, который был опубликован в 1909 году. Этот первый опыт пера молодого человека почти сразу же заметили признанные мэтры татарской культуры. Галиаскар Камал, посвятивший книге специальную рецензию, с восторгом отзывался о таланте и художественном вкусе автора и прочил ему большое будущее. Поддержка и благословение выдающегося драматурга окрылили Гали, который в это время уже начал пробовать свои силы в прозе, драматургии и поэзии. До революции он сумел завоевать определенную известность как детский писатель, публикуя в журнале “Ак юл” рассказы, основанные на сюжетах и образах народных сказок.

М.Магдеев, первый серьезный исследователь творчества Г.Рахима, особо подчеркивал его стремление к эстетическому отражению естественной гармонии человека и природы, несколько отстраненное отношение к животрепещущим социальным проблемам. В эти же годы Гали обращает серьезное внимание на жанр литературной критики, выступает в печати с большими теоретическими работами, посвященными истории национального фольклора.

Впрочем, несмотря на явные успехи сына, Мухаметшакир Абдрахимов ничего не хотел слышать о его специализации в научной и творческой сфере. Рачительный хозяин по-прежнему видел своего первенца во главе процветающего семейного дела. Поэтому после окончания коммерческого училища Гали Рахим уезжает в Москву на учебу в коммерческий институт. Однако экономическое образование талантливому литератору давалось с огромным трудом, и после смерти отца в 1917 году он сразу же бросил нелюбимый им институт и вернулся в Казань.

После революции имя Гали Рахима зазвучало в числе самых маститых мастеров слова. Впрочем, даже в это горячее время он держался особняком, сознательно сторонился шумных митингов и собраний, старался не ввязываться в столь популярные тогда бескомпромиссные споры и диспуты. Казалось, что писатель, увлеченный лишь художественным творчеством, просто не замечал ни кровавых столкновений на улицах родного города, ни бесконечную смену власти, ни надвигающейся разрухи и голода. Но это лишь на первый взгляд. Глубоко переживая крах старого мира, осуждая сознательное разжигание классовой неприязни в обществе, Гали Рахим мог позволить себе сотрудничество в “контрреволюционной” газете “Курултай” и неосторожные высказывания об отсутствии у революции логики и разума. Его пьесы и прозаические произведения того периода выделялись вызывающей аполитичностью.

Настоящий скандал в “красной” критике вызвало появление в 1921 году повести “Идель”, которую Г.Рахим полностью посвятил рефлексиям старорежимного татарского интеллигента в смутную предреволюционную эпоху. У истинных ценителей настоящей литературы она вызвала едва скрываемый восторг, так как напомнила лучшие произведения молодого Ф.Амирхана с их изысканным стилем, тонким психологизмом и мощной интеллектуальной энергией. Гали Рахим, смело заявивший о верности классическим традициям, стал, наверное, последним певцом индивидуальной свободы человека в татарской прозе советского периода.

Конечно, в стремительно идеологизируемой культурной среде перспектив у таких творческих поисков не было. Поэтому писатель полностью переключился на историко-филологические исследования. Вместе со своим двоюродным братом, известным ученым Газизом Губайдуллиным, пишет фундаментальные труды по истории татарской литературы, занимается исследованиями в области языкознания, фольклористики, археологии, уделяет большое внимание вопросам становления татарского музыкального искусства. Известен он и в качестве переводчика шедевров мировой литературы на татарский язык.

Большая личная и творческая дружба связывала Гали Рахима с первым татарским композитором Султаном Габаши. Ровесники, рано оставшиеся без матерей, выросшие в состоятельных семьях и получившие европейское образование, они жили одними мечтами и стремлениями, одинаково горели мечтой о культурном прогрессе своего народа. Самое известное их произведение - знаменитый романс “Кукушка”. Словами к нему стало стихотворное посвящение Гали Рахима своей возлюбленной, одной из самых красивых девушек татарской слободы Гайше Апанаевой. Она и стала первой исполнительницей романса на литературно-музыкальном вечере, организованном мусульманской молодежью города. В 1919 году С.Габаши написал ряд музыкальных номеров к пьесе Г.Рахима “Джанвар”.

В середине двадцатых годов, после шумного успеха первой татарской оперы “Сания”, Гали и Султан задумали написать новое сочинение по мотивам восточного сказания “Буз егет”. Однако уже после создания либретто стало ясно, что по идеологическим причинам появление такой оперы невозможно. Так, эстетические пристрастия талантливого писателя вновь показались кому-то опасными, и он опять оказался не у дел.

Скромный, тихий, молчаливый доцент педагогического института Гали Рахим со своей показной и оттого не очень искренней лояльностью к новому строю постоянно вызывал интерес у соответствующих органов. Он подвергся преследованиям уже в начале тридцатых годов, в первую волну массовых репрессий. Чуждое социальное происхождение, интерес к средневековой татарской культуре, просто независимость мыслей и суждений неминуемо привели его в тюремную камеру.

Гали Рахим, как и почти все его родственники, друзья и единомышленники, был обречен. Даже случайное освобождение не спасло его от нового ареста и гибели в одном из сталинских лагерей. Так жестокий режим беспощадно расправился с одним из самых талантливых наследников татарского духовного возрождения конца XIX - начала XX века.

Читайте также: