Проблема значения в художественном тексте кратко

Обновлено: 02.07.2024

Cловари, тетрадь, слайдовая презентация, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивирование

3. Работа по теме урока

Вопросы теории

3.2. Работа в парах.

Определив тему, формулируй проблему! Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. /Приложение 2/. Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:

Автор Тема Проблема
1. Ю.Котлярский Любовь Проблема эгоизма в любви
2. В.Солоухин Телевизор Проблема пассивного отношения к жизни
3. М.Мартынов Современная школа Проблема сохранения лучших традиций образования
4. Детская игрушка Проблема нравственного воспитания
5. Н.В.Гоголь Чинопочитание Проблема лицемерия, хамелеонства. Проблема морального облика современного человека. Как остаться самим собой, занимая новое положение в обществе

3.3. Слово учителя. Слайд 6

Тема Проблемы
Роль книги Проблема нравственного воспитания
Человек, любящий свою родину Проблема патриотизма
Война Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема патриотизма
Проблема мужества
Природа Проблема отношения человека к природе
Экологическая проблема
Честь и достоинство Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке;
Музей Археологические раскопки
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия
Язык Проблема бережного отношения к языку
Проблема экологии языка
Спор, дискуссия Проблема общения
Проблема этики, хороших манер

4. Подведение итогов урока.

Что такое проблема?

Назовите способы формулировки проблемы:

Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?

Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?

В чём отличие темы от проблемы?

5. Домашнее задание

Подобрать небольшой фрагмент художественного текста и сформулировать проблему, затрагиваемую автором.

Приложение 1

Речевые клише. Формулируем проблему

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
  • Касается … проблемы.
  • Уделяет внимание . проблеме.
  • Над какой-л. проблемой думать, работать.
  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
  • Автор затрагивает проблему.
  • Много места уделено проблеме.
  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  • Автор очень эмоционально отстаивает идею.
  • Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме.

Приложение 2

Текст №1

(1) - Наденька, так вы меня любите? - спросил я.

(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье!

Текст №2

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.

(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- (6)Телевизор вырабатывает пассивность!- горячился фермер.-(7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и - всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний -неделю назад.

(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно - по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

Текст №3

(1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определённую долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд.

(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

(8) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.

(9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребёнка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения, (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

(13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодёжи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей да обычной - без уклонов - школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать?

Текст №4

(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Текст №5

проблема текста

Проблема текста: как ее определить с примерами ЕГЭ по русскому языку — об этом наша статья. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку требует от выпускников написания творческой работы по предложенному тексту. Многих пугает этот вид работы, ведь сначала нужно найти проблему текста, затем прокомментировать ее, приведя два примера из прочитанного текста, не забыть написать несколько слов, устанавливающих взаимосвязь этих примеров, а еще найти авторскую позицию. Но, на самом деле, это проще, чем кажется. Главное в этом деле – усвоить несколько простых правил нахождения проблемы, а остальное станет очевидным само собой.

Для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно уметь определить проблему текста. Она является ключом для успешного выполнения творческого задания. Неверно определенная проблема делает работу неполноценной, а выпускники теряют драгоценные баллы. Поэтому к вопросу нахождения проблемы в тексте нужно подойти крайне серьезно.

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника.

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста.

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция.

Разновидности проблем

Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем.

Нравственные проблемы

Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.

  • Влияние любви на человека.
  • Что делает человека жестоким?
  • Долг и ответственность в жизни человека.
  • Причины одиночества человека.
  • Нуждаются ли старики в заботе?
  • Проблема нравственного выбора.
  • Истоки непонимания между отцами и детьми.

Эстетические проблемы

Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.

  • Роль красоты в жизни человека.
  • Важна ли внешняя красота?
  • Что делает душу красивой?
  • Роль чтения в жизни человека?
  • Эстетический вкус.
  • Нужен ли интернет школьнику?
  • Проблема восприятия искусства.

Социальные проблемы

Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.

  • Социальная несправедливость.
  • Проблема экстремизма.
  • Место человека в обществе.
  • Влияние компьютера на человека.
  • Что может сплотить людей?
  • Толерантное отношение к окружающим.
  • Проблема воспитания.

Философские проблемы

Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.

  • В чем заключается смысл жизни?
  • Роль мечты в жизни человека?
  • Что делает человека счастливым?
  • Что такое доброта?
  • Когда человек чувствует себя любимым?
  • Выбор жизненного пути.
  • Сила веры.

Политические проблемы

Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.

  • Проблема взяточничества.
  • Ущемление человеческих прав.
  • Нужны ли реформы в государстве.
  • К чему может привести недовольство властью.
  • Роль политики в жизни человека.
  • Проблема бюрократизма.
  • Проблема международных конфликтов.
  • Как избежать политических конфликтов?

Экологические проблемы

Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.

  • Нужно ли беречь природу?
  • Что может сделать человек для сохранения природы?
  • Место человека в природе.
  • Может ли природа повлиять на душу человека?
  • Ответственность за братьев наших меньших.
  • К чему может привести небрежное отношение к природе?
  • Природа как источник прекрасного.

Как найти проблему текста?

Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:

  1. Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
  2. Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
  3. Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
  4. Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.

Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три. На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:

  • Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
  • Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
  • Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.

Как сформулировать проблему?

Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац. Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:

Определим проблему вместе

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Ребята, если вы испытываете трудности при определении проблемы текста, который вам задал учитель, обращайтесь к нам. Мы не обещаем вам готовую проблему с комментарием. Но мы поможем разобраться с текстом и найти проблему. Пишите свои вопросы в комментариях, мы обязательно направим вас на верный путь.


Не всегда бывает так, что в текстах художественного стиля определить проблему оказывается делом простым, а уж тем более – дать ответ на вопрос, который поставил автор в данном тексте.

Каков же алгоритм выявления проблемы в тексте художественного стиля?

ПРОЧИТАЕМ ТЕКСТ 1:

(1) Был полдень. (2) Помещик Волдырев, высокий плотный мужчина со стриженой головой и с глазами навыкате, снял пальто, вытер шёлковым платком лоб и несмело вошёл в присутствие. (3) Там скрипели…

(4) Где здесь я могу навести справку? — обратился он к швейцару, который нёс из глубины присутствия поднос со стаканами.

(5) — Пожалуйте туда-с! — сказал швейцар, указав подносом на крайнее окно.

(6) Волдырев кашлянул и направился к окну. (7) Там за зелёным столом сидел молодой человек с четырьмя хохлами на голове.

(8) — Могу ли я у вас, — обратился к нему Волдырев, — навести справку о моём деле?

(9) Чиновник макнул перо в чернильницу и поглядел: не много ли он набрал? (10) Убедившись, что перо не капнет, он заскрипел.

(11) — Могу ли я здесь навести справку о моём деле? — повторил через минуту Волдырев.

(12) — Иван Алексеич! — крикнул чиновник в воздух, как бы не замечая Волдырева. — (13) С кажешь купцу Яликову, когда придёт, чтобы копию с заявления в полиции засвидетельствовал!

(14) — Я относительно тяжбы моей с наследниками княгини Гугулиной, — пробормотал Волдырев.

(15) Е го продолжали не слышать. (16) Волдырев вынул из кармана рублёвую бумажку и положил её перед чиновником на раскрытую книгу.

(17) — Маленькую справочку… (18) Могу ли я вас побеспокоить?

(19) А чиновник, занятый своими мыслями, встал и пошёл зачем-то к шкапу. (20) Возвратившись через минуту к своему столу, он опять занялся книгой: на ней лежала рублёвка.

(21) — Я побеспокою вас на одну только минуту…

(22) Чиновник не слышал; он стал что-то переписывать.

(23) Волдырев поморщился и безнадёжно поглядел на всю скрипевшую братию. (24) О н отошёл от стола и остановился среди комнаты, безнадёжно опустив руки. (25) Швейцар, опять проходивший со стаканами, заметил, вероятно, беспомощное выражение на его лице, потому что подошёл к нему совсем близко и спросил тихо:

(26) — Справлялся, но со мной говорить не хотят.

(27) — А вы дайте ему три рубля, —шепнул швейцар.

(28) Волдырев вернулся к столу и положил на раскрытую книгу зелёную бумажку.

(29) Чиновник снова потянул к себе книгу и занялся перелистыванием, и вдруг, как бы нечаянно, поднял глаза на Волдырева.

(30) — Ах… что вам угодно? —спросил он.

(31) — Я хотел бы навести справку относительно моего дела.

(32) — Очень приятно-с!

(33) Чиновник ожил, точно его подхватил вихрь. (34) О н дал справку, распорядился, чтобы написали копию, подал просящему стул — и всё это в одно мгновение. (35) И когда Волдырев уходил, он провожал его вниз по лестнице, приветливо и почтительно улыбаясь и делая вид, что он каждую минуту готов перед просителем пасть ниц. (36) Волдыреву почему-то стало неловко и, повинуясь какому-то внутреннему влечению, он достал из кармана рублёвку и подал её чиновнику. (37) А тот всё кланялся и улыбался и принял рублёвку, как фокусник, так что она промелькнула в воздухе…

Чехов Антон Павлович (1860—1904) — выдающийся русский писатель, автор рассказов, повестей, пьес.

Чтобы правильно определить проблему, заполним таблицу:

Таким образом, для того чтобы определить проблему в тексте художественного стиля, НАДО:

1) установить, о чём или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста;

2) найти в тексте ключевые слова, которые называют качества людей или свойства явлений и предметов;

3) на основании ключевых слов проанализировать поступки, отношения и речь героев;

4) выявить, какие абстрактные качества проявляются на основе этих поступков (достоинство, преданность, предательство и др.)

5) определить основную мысль текста и записать её в виде законченного предложения;

6) определить, на какой вопрос отвечает это предложение;

7) записать этот вопрос (в нём и названа проблема текста).

— (1)В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2)Рассказывал много интересного… (З)Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4)И, обратясь ко мне, она сказала: — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5)Я почувствовал раздражение.
— (6)Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7)Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8)Да?
— (9)Да. (10)По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11)Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза,
и спросила:
—Что же нужно? (12)Пейзажи?
— (13)И пейзажи не нужны. (14)Ничего там не нужно.
(15)Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16)И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
(17)Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18)По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19)Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
— Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх.
(21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23)Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24)Я уже это слышала. (25)Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26)Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27)Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28)Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

(По А. П. Чехову)
Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, прозаик, драматург.

Хотя повествование ведется от лица героя-рассказчика, совершенно очевидно, что позиция автора с не совпадает с позицией героя. Вряд ли Чехов стал бы утверждать, что нужно сидеть сложа руки и не предпринимать попыток к улучшению сложившегося положения вещей. С другой стороны, мы понимаем, что нет оснований утверждать, что автор согласен с главной героиней повествования Лидой, желающей, наоборот, активной деятельности и старающейся изменить мир к лучшему активными действиями. Скорее всего, автор хотел выразить мысль о том, насколько убежденность героев в своей правоте не позволяет им слышать и понимать друг друга: хотя участники беседы говорят об одном – они оба желают изменить существующее положение вещей к лучшему – но они не готовы к конструктивному диалогу, намеренно искажают факты, пытаются эмоционально подавить собеседника.

О чем (или о ком) рассказывает автор текста? Какую мысль автор хочет донести до читателя? Какой вопрос надо задать, чтобы ответом на него была основная мысль текста?
Автор говорит о том, в чем заключается главная задача культурного человека.Позиция автора не выражена явно. Чехов приводит в пример две противоположные точки зрения – активистки Лиды и рассказчика-скептика – и ставит перед своими читателями вопрос: к чему может привести убежденность сторон в своей правоте и нежелание слышать собеседника. Такой разговор вырождается в пустословие и демагогию.Могут ли люди, убежденные в своей правоте, слышать и понимать друг друга?

Таким образом, мы видим, что в данном случает нам было не так просто преобразовать тему текста (колонка 1) в проблемный вопрос (колонка 3), для этого потребовался дополнительный мыслительный ход.

Подведем итог. Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т. е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую — художественную —картину мира. Читатель же идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д., и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки. Поэтому для того, чтобы правильно определить проблему художественного текста проанализируйте поступки, отношения, речь героев, определите, какие (положительные или отрицательные) качества проявляются в этих поступках и отношениях, сформулируйте проблему, определив, какие абстрактные качества свойственны поступкам героев.

— С внимательного прочтения текста – не менее двух раз.

— Разобраться в том, что является темой текста, какие проблемы текст содержит

Текст и проблема, в чём разница?

Способы выражения проблемы

Обратите внимание

— В тексте может быть несколько проблем

НО

не на все из них есть ответ автора,

То есть

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

ВЫВОД:можно начинать с нахождения авторской позиции, а потом формулировать проблему

Типы проблем

  • В чём смысл жизни
  • Познание и самопознание
  • Свобода и ответственность
  • Человек и история
  • Человек и культура
  • Социальная справедливость и несправедливость
  • Создание правового государства
  • Соблюдение прав человека
  • Прогресс и общество
  • Наука и общество
  • Естественно ли деление людей на бедных и богатых?
  • Политика в жизни общества
  • Гражданское общество
  • Демократия
  • Международные конфликты
  • Разоружение
  • Как остановить международный терроризм
  • Национализм
  • шовинизм
  • Эгоизм и гуманизм
  • Доброта и жестокость
  • Духовность и бездуховность
  • Честь и бесчестие
  • Интеллигентность и хамство
  • Дружба и предательство
  • Любовь и ревность
  • Конфликт поколений (отцы и дети)
  • Взаимосвязь человека и природы
  • Глобальная экологическая катастрофа
  • Потребительское отношение к природу
  • Экология культуры
  • Экология языка
  • Как уберечь мир от экологической катастрофы?
  • Восприятие искусства
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Чтение, роль книги в жизни человека
  • Массовая культура. Телевидение. Интернет

Помните.

В каждом тексте речь идёт о человекеи его отношении к миру общечеловеческих ценностей

— Человек и природа (гармоническое взаимодействие)

— Человек и наука ( истина)

— Человек и политика (мир, справедливость, демократия)

— Человек и право( закон и правопорядок)

— Человек и нравственность (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство и…)

О ценностях

— Ценности - это те явления и предметы (материальные и духовные), которые наиболее важны для человека. Чаще всего именно они обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление мыслей.

— В сознании человека могут сочетаться противоположные ценности.

— Чаще всего, выявив общечеловеческие ценности, мы определим позицию автора.

— При изображении антиценностной действительности автор подводит к мысли, как должно быть.

На что обратить внимание при анализе художественного текста?

— Героев (внешность, поведение, речь, диалоги)

— Авторское отношение (пишет с негодованием, восхищением, гордостью, осуждением..)

— Помните: в основе – конфликт (столкновение интересов, чувств, характеров) Чаще всего в противоречие вступает прямой и внутренний конфликт, которые могут быть разными.(Базаров - отношение к любви, Обломов - мечты и реальность)

Читайте также: