Гаагское и женевское право кратко

Обновлено: 04.07.2024

С подписанием в 1864 году первой Женевской конвенции, относящейся к Женевскому праву, и Санкт-Петербургской декларации в 1868 году, входящей в Гаагское право, МГП приобрело многосторонний характер, а тенденция рассматривать принципы этого права как обобщенное выражение естественных прав человека постепенно трансформировалась к нашему времени в доктрину международного публичного права, согласно которой МГП - независимо от его происхождения - должно полностью вобрать в себя официально действующие международные нормы.

Не претендуя на детальное изложение всей истории развития международных договоров и обычаев, составляющих сейчас международное гуманитарное право, остановимся на наиболее значительных его кодификациях. При этом не следует забывать, что многие договорные нормы были сформулированы на основе международных обычаев.

2.1. Основные документы Гаагского права

На двух Международных мирных конференциях, состоявшихся в Гааге в 1899 и 1907 годах, была осуществлена систематизация международных обычаев и приняты новые правовые нормы.

Большинство основных положений этих конвенций приобретает характер обычных норм, не требующих, чтобы новые государства формально принимали их содержание посредством заявлений о следовании им или присоединении к ним.

Пока под эгидой Лиги Наций предпринимались попытки поставить войну вне закона, в период между двумя мировыми войнами был принят ряд международных документов, цель которых состояла в том, чтобы не допустить применения в вооруженных конфликтах оружия массового уничтожения.

Страшный опыт Второй мировой войны создал предпосылки для новых инициатив в сфере разработки Гаагского права. Подтверждением тому могут служить Гаагская конвенция от 14 мая 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и ее Исполнительный регламент, Конвенция от 10 октября 1976 г. (резолюция 31/72 Генеральной Ассамблеи ООН) о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и наконец Конвенция ООН от 10 октября 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, а также прилагаемые к ней протоколы.

Наконец, надо помнить об особом вкладе, внесенном в развитие Гаагского права Дополнительным протоколом I 1977 г. к Женевским конвенциям, особенно его частью III. В указанной части Протокола I Гаагское право и Женевское право окончательно объединились в единый международно-правовой документ.

Международное гуманитарное право (МГП) – совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.

Отдельные обычные нормы МГП появились в древности, позднее они были закреплены в международных договорах (воюющим сторонам предписывалось, как следует вести себя по отношению друг к другу) (пример: нельзя было начинать войну, не объявив об этом предварительно своему противнику).

Начало МГП (принятие Конвенции об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1864).

Право Гааги (нормы МП, регламентирующие ведение военных действий, были кодифицированы в результате работы двух гаагских конференций мира в 1899 и 1907 гг.):

1) 13 конвенций (о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны и др.);

2) Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.

Недостаток большинства принятых документов (содержали оговорку всеобщности, согласно которой положения Конвенции были обязательны только для договаривающихся держав и только в том случае, если воюющие в ней участвуют – если в войну вступало государство, не являвшееся участником Конвенции, она переставала действовать даже в отношениях между ее участниками).

Право Женевы (нормы 4 Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и 2 дополнительных протоколов к ним 1977 г. – об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны).

Женевские конвенции 1949 (распространили действие правил ведения войны на вооруженные конфликты, не носящие международного характера, признали за партизанами правовой статус комбатантов, запретили не обусловленное военной необходимостью уничтожение имущества, принадлежащего частным лицам, государственным и общественным организациям; сделали шаг в направлении установления правового режима гражданского населения в районах вооруженных конфликтов).

Международный комитет Красного Креста (МККК) (международная неправительственная организация; во многом по его инициативе совершенствуется МГП; члены МККК проводят практическую работу по защите жертв вооруженных конфликтов в различных регионах мира).

1) во время вооруженных конфликтов воюющие обязаны соблюдать законы и обычаи войны (принцип гуманизации войны – обобщающий принцип отрасли МГП);

2) в период вооруженных конфликтов главной заботой воюющих остается защита жертв войны;

3) воюющие ограничиваются в выборе методов и средств ведения военных действий;

4) гражданские объекты и культурные ценности должны всемерно охраняться и защищаться;

5) воюющим надлежит защищать интересы нейтральных государств.

Предмет регулирования МГП:

1) международные вооруженные конфликты (конфликты с применением оружия, в которых участвуют несколько государств);

2) вооруженные конфликты немеждународного характера (признаки – наличие организованных военных действий; участвуют вооруженные силы; массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений; наличие органов, ответственных за поведение сторон; каждая сторона должна иметь контролируемую ей часть территории).

МП запрещает вмешательство государств в вооруженный конфликт немеждународного характера (но может предложить содействие в его мирном урегулировании).

I.) Универсальные международные договоры:

1) Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868;

2) Гаагские конвенции 1899 и 1907;

3) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 и дополнительные протоколы к ним 1977;

4) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954;

5) Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972;

6) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977;




7) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980;

8) Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993;

9) Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997.

II.) Региональные международные договоры (Соглашение государств – участников СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993).

Международное гуманитарное право (МГП) – совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.

Отдельные обычные нормы МГП появились в древности, позднее они были закреплены в международных договорах (воюющим сторонам предписывалось, как следует вести себя по отношению друг к другу) (пример: нельзя было начинать войну, не объявив об этом предварительно своему противнику).

Начало МГП (принятие Конвенции об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1864).

Право Гааги (нормы МП, регламентирующие ведение военных действий, были кодифицированы в результате работы двух гаагских конференций мира в 1899 и 1907 гг.):

1) 13 конвенций (о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны и др.);

2) Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.

Недостаток большинства принятых документов (содержали оговорку всеобщности, согласно которой положения Конвенции были обязательны только для договаривающихся держав и только в том случае, если воюющие в ней участвуют – если в войну вступало государство, не являвшееся участником Конвенции, она переставала действовать даже в отношениях между ее участниками).

Право Женевы (нормы 4 Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и 2 дополнительных протоколов к ним 1977 г. – об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны).

Женевские конвенции 1949 (распространили действие правил ведения войны на вооруженные конфликты, не носящие международного характера, признали за партизанами правовой статус комбатантов, запретили не обусловленное военной необходимостью уничтожение имущества, принадлежащего частным лицам, государственным и общественным организациям; сделали шаг в направлении установления правового режима гражданского населения в районах вооруженных конфликтов).

Международный комитет Красного Креста (МККК) (международная неправительственная организация; во многом по его инициативе совершенствуется МГП; члены МККК проводят практическую работу по защите жертв вооруженных конфликтов в различных регионах мира).

1) во время вооруженных конфликтов воюющие обязаны соблюдать законы и обычаи войны (принцип гуманизации войны – обобщающий принцип отрасли МГП);

2) в период вооруженных конфликтов главной заботой воюющих остается защита жертв войны;

3) воюющие ограничиваются в выборе методов и средств ведения военных действий;

4) гражданские объекты и культурные ценности должны всемерно охраняться и защищаться;

5) воюющим надлежит защищать интересы нейтральных государств.

Предмет регулирования МГП:

1) международные вооруженные конфликты (конфликты с применением оружия, в которых участвуют несколько государств);

2) вооруженные конфликты немеждународного характера (признаки – наличие организованных военных действий; участвуют вооруженные силы; массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений; наличие органов, ответственных за поведение сторон; каждая сторона должна иметь контролируемую ей часть территории).

МП запрещает вмешательство государств в вооруженный конфликт немеждународного характера (но может предложить содействие в его мирном урегулировании).

I.) Универсальные международные договоры:

1) Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868;

2) Гаагские конвенции 1899 и 1907;

3) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 и дополнительные протоколы к ним 1977;

4) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954;

5) Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972;

6) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977;

7) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980;

8) Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993;

9) Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997.

II.) Региональные международные договоры (Соглашение государств – участников СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993).

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права - отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия. Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых "серьезных нарушений". Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г.

Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше

Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг. В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы. В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море

Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции. В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда. В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным

Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II. Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования. Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории

Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.

Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, - оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г.

Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории. Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории. В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.

Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.

Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

  • Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увечий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.
  • Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.
  • Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.
  • Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.
  • Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.
В 2007 г. был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022 запись закреплена

Какие два раз­де­ла со­став­ля­ют меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право? Дайте им крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку.

Новый этап в раз­ви­тии меж­ду­на­род­но­го гу­ма­ни­тар­но­го права, в ос­но­вы ко­то­ро­го были по­ло­же­ны прин­ци­пы и нормы че­ло­ве­че­ско­го из­ме­ре­ния, на­сту­пил после при­ня­тия Уста­ва ООН, по­ста­вив­ше­го войну вне за­ко­на. На этот же пе­ри­од при­хо­дит­ся ин­тен­сив­ное раз­ви­тие же­нев­ско­го права, рож­де­ние нор­ма­тив­ной базы ко­то­ро­го обыч­но свя­зы­ва­ют с Же­нев­ской кон­вен­ци­ей от 22 ав­гу­ста 1864 года об улуч­ше­нии уча­сти ра­нен­ных и боль­ных в дей­ству­ю­щих ар­ми­ях во время су­хо­пут­ной войны. Этим до­ку­мен­том в меж­ду­на­род­ное право того вре­ме­ни вво­дил­ся новый и очень важ­ный прин­цип ней­траль­но­сти ме­ди­цин­ско­го пер­со­на­ла, со­глас­но ко­то­ро­му ме­ди­цин­ская по­мощь долж­на ока­зы­вать­ся всем по­стра­дав­шим участ­ни­кам во­ен­ных дей­ствий не­за­ви­си­мо от того, на чьей сто­ро­не они во­е­ва­ли. Был уста­нов­лен прин­цип со­блю­де­ния стро­го­го рав­но­ве­сия между тре­бо­ва­ни­я­ми гу­ман­но­сти и во­ен­ной не­об­хо­ди­мо­сти.

В со­вре­мен­ном виде же­нев­ское право, или соб­ствен­но гу­ма­ни­тар­ное право. пред­став­ля­ет собой си­сте­му прин­ци­пов и норм, прямо на­прав­лен­ных на за­щи­ту ин­ди­ви­да в усло­ви­ях во­ору­жен­ных кон­флик­тов меж­ду­на­род­но­го и внут­рен­не­го ха­рак­те­ра. Меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право предо­став­ля­ет за­щи­ту тем, кто не при­ни­ма­ет уча­стия в во­ен­ных дей­стви­ях, то есть граж­дан­ско­му на­се­ле­нию и ме­ди­цин­ско­му пер­со­на­лу.

Под его за­щи­той также на­хо­дят­ся лица, пре­кра­тив­шие уча­стие в бо­е­вых дей­стви­ях, а имен­но: ра­нен­ные, по­тер­пев­шие ко­раб­ле­кру­ше­ние, боль­ные и плен­ные. Же­нев­ское право за­пре­ща­ет на­па­дать на лиц, на­хо­дя­щих­ся под его по­кро­ви­тель­ством, по­ся­гать на их фи­зи­че­скую не­при­кос­но­вен­ность, под­вер­гать их оскор­би­тель­но­му и уни­жа­ю­ще­му их до­сто­ин­ство об­ра­ще­нию. Раз­ра­бо­та­ны нормы о предо­став­ле­нии во­ен­но­плен­ным и за­дер­жан­ным в ходе кон­флик­та лицам не­об­хо­ди­мо­го пи­та­ния, жилья, су­деб­ных га­ран­тий.

По мере раз­ви­тия меж­ду­на­род­но­го нор­мо­твор­че­ства и при­ня­тия новых до­ку­мен­тов в об­ла­сти прав че­ло­ве­ка меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право обо­га­ща­ет­ся прин­ци­па­ми и нор­ма­ми, га­ран­ти­ру­ю­щи­ми ин­ди­ви­ду право поль­зо­вать­ся ос­нов­ны­ми пра­ва­ми и сво­бо­да­ми в пе­ри­од во­ору­жен­ных кон­флик­тов, ми­ни­ми­зи­руя бед­ствия, при­чи­ня­е­мые во­ору­жен­ны­ми дей­стви­я­ми и за­щи­щая че­ло­ве­ка от про­из­во­ла и на­си­лия.

Для за­щи­ты прав че­ло­ве­ка важ­ное зна­че­ние имеет рас­про­стра­не­ние дей­ствия меж­ду­на­род­но­го гу­ма­ни­тар­но­го права на во­ору­жен­ные кон­флик­ты не ­меж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра, ко­то­рые огра­ни­че­ны тер­ри­то­ри­ей од­но­го го­су­дар­ства и про­ис­хо­дят между во­ору­жен­ны­ми си­ла­ми и ан­ти­пра­ви­тель­ствен­ны­ми во­ору­жен­ны­ми груп­пи­ров­ка­ми.
(И.А Ледях)

Читайте также: