Синтаксические особенности разговорного стиля речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Соловьева Евгения Юрьевна

Организация: ГБОУ Лицей №1535

Населенный пункт: г. Москва

Пояснительная записка

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Форма урока: исследование языкового материала с применением ИКТ (презентация), беседа, индивидуальная работа.

Цель: достижение образовательных результатов:

  • Предметный результат: совершенствование знаний учащихся о разговорном стиле речи.
  • Метапредметный результат: обучение умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия, создавать собственные высказывания с учётом замысла
  • Личностный результат: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию

Задачи урока через планируемые результаты:

  • Познавательные: осознание познавательной задачи, извлечение необходимой информации, понимание и интегрирование её в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование и применение с учётом решаемых задач, обучение анализу, обобщению, умению делать выводы и строить речевые высказывания.
  • Регулятивные: формирование умения самостоятельно формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
  • Коммуникативные и личностные: сохранение и развитие умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный;
  • по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование:

  1. проекционный аппарат
  2. smart-доска
  3. ноутбук

Программное обеспечение:

  1. Windows XP
  2. Microsoft Office XP
  3. Power Point

I. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Определение темы и постановка целей урока.

Регулятивные УУД целеполагания.

Коммуникативные УУД: умение выражать мысли.

Запишите тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия (ответы учащихся).

Цель: мотивация учащихся.

III. Повторение основных понятий

Беседа с учащимися о месте разговорного стиля речи среди других стилей:

1.Назовите известные вам стили речи.

3.Каковы типы языковых особенностей различных стилей? (Лексические, морфологические, синтаксические).

IV. Выявление особенностей разговорного стиля

Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения.

Регулятивные УУД: самоконтроль, коррекция, взаимоконтроль, взаимопомощь при сотрудничестве, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные: понимание предоставленной информации; постановка, осознание и решение познавательной задачи; самостоятельное создание способов решения проблемы; анализ с целью выделения признаков; анализ, структурирование информации; определение причинно-следственных связей; осуществление анализа, обобщения; умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; участие в общей беседе; умение выражать мысли; умение строить небольшое монологическое высказывание.

Задание 1

Относится ли разговорный стиль к книжным? Почему? (Нет. В большей степени существует в устной форме. Одна из ведущих черт – неподготовленность, спонтанность, а значит, зачастую – нарушение языковых норм, что объясняет особенности разговорного стиля. Таким образом, разговорный стиль противопоставлен книжным стилям).

Фонетические особенности

Задание 2

Прочитайте слова и словосочетания, учитывая запись транскрипции. Как эти слово звучат в кодифицированной речи? Каковы фонетические особенности разговорного стиля?

[т`а] тебя зовут [с`ьръно] все равно

[н`ич`о] ничего особенного [в^щ'э] вообще

[щ`ас] сейчас [слушт`] слушайте

[скокъ] сколько есть [ч`о] что сказать

[к^да] когда встретимся [драс`т`] здравствуйте

Редукция (ослабление, сокращение) звуков и слогов, упрощение согласных.

Есть ли фонетические особенности у других стилей речи? (Нет, наличие фонетических особенностей – черта разговорного стиля.)

Задание 3

Прочитайте предложения в произношении, свойственном:

а) книжным стилям

б) разговорному стилю.

1) Может быть, ему не передали письмо?

2) Опять он пришел со своими вопросами.

3) Об этом Наталья Павловна говорила.

5) Александр Юрьевич ведет занятия не в 51-ой, а в 52-ой аудитории.

6) Перенесите, пожалуйста, вещи в другую комнату.

Вариант ответа:

Лексические особенности.

Задание 4

Опираясь на примеры, определите лексические особенности разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

1) маршрутка – маршрутное такси

визитка – визитная карточка

газировка – газированная вода

Вариант ответа:

2) поступил – поступил в институт

сдал – сдал экзамен

Вариант ответа:

использование конденсатов (использование глагола вместо глагольного сочетания): посадили в тюрьму = посадили, сняли с должности = сняли;

3) за мной в пиджаке и женщина с коляской

встречаемся у Пушкина

Вариант ответа:

метонимия: читал Достоевского (произведения), интересная книга (содержание), купила серебро (изделия из серебра);

4) ксерануть, закавычить, сфоткать

Вариант ответа:

окказионализмы, в том числе образованные от аббревиатур: зомбоящик, фээсбэшник, проэсэмэсь. пропиарить;

5) фронтмен, экшн с элементами квеста, фьюжн-меню

Вариант ответа:

В современной разговорной речи активна заимствованная лексика, в том числе русифицированная: троллинг, флуд, фламер, хэппибёздить;

6)врать, хапнуть, мозги вспухли, весна на носу

Вариант ответа:

разговорные слова и фразеологизмы: ни ухом ни рылом, дурью маяться, крыша поехала, покумекать, обрыдло.

Словообразовательные особенности

Задание 5

Опираясь на данные примеры, определите, какая словообразовательная особенность характерна для разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

препод, литера (или литра)

Вариант ответа:

усечение основы: чел = человек, бутер = бутерброд, физра = физкультура, госы = госэкзамены

Задание 6

Образуйте от нижеперечисленных слов разговорные с помощью характерных для этого стиля суффиксов и приставок:

Холод - свеча - вода - худой -

голос - вечер - веселый - здоровый -

сестра - работа - жарить - предел -

Вариант ответа:

Холод - холодина свеча - свечка вода - водица худой – худющий

голос - голосище вечер - вечерок веселый - развеселый здоровый - здоровенный

сестра - сеструха работа - работёнка жарить - нажарить предел - беспредел

Морфологические особенности.

Задание 7

Опираясь на данные примеры, определите, какие морфологические особенности характерны для разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

1) Маш, дай ластик.

2) Не хватило пять рублей.

3) Раз пришел, садись.

4) А вот он ну прямо как ребенок!

Вариант ответа:

1)особая (усеченная) форма обращений

2)отсутствие склонения числительных

4)обилие частиц и междометий

Задание 8

Какие части речи малоупотребительны в разговорном стиле речи? С чем, на ваш взгляд, это связано?

Вариант ответа:

Малоупотребительны причастия и деепричастия, краткие прилагательные, что связано с динамикой разговорной речи.

Синтаксические особенности

Задание 9

Опираясь на данные примеры, определите, какие синтаксические особенности характерны для разговорного стиля речи.

1) Привези мне поедешь какой-нибудь сувенир.

2) Кофточка эта с кружевом/ покажите мне.

3) У них прекрасная спортплощадка там//. – Прекрасная / ты был?

4) Наверное / подогреть нужно / да //? Этот суп//

Вариант ответа:

2)использование именительного падежа вместо косвенных

3)использование неполных предложений

4)активное использование уточняющих и вводных конструкций

Задание 10

V. Закрепление материала.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразования.

Коммуникативные УУД: умение слушать, принятие решения и его реализация.

Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы.

Проанализируйте записи устной речи, отметьте фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические особенности.

1. – Але// Юрк / эт ты?

– Ну и че / готово?

– Да не // не быстро…

– Ага / не быстро // это так некоторым кажется / которые уже сделали // а вот некоторым…

– Ну да / некоторые / они все знают // как же - как же.

– И чего / приезжать мне забирать?

– Давай // а то уйду я скоро.

– Ну давай / я мигом. Будь!

Есть ли сходство разговорного стиля с другими стилями речи? (Да. Конечно, это лексические средства языка, лексика. В разговорном стиле речи используем лексику разных стилей (и книжных, и разговорного).

В чем отличия разговорного стиля речи от других стилей, если лексика его во многом совпадает? (Учащиеся отвечают, другие учащиеся и учитель корректируют ответы.)

Разговорный стиль функционирует в повседневно-бытовой сфере. Реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи. Основная функция – частное общение. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима.

Разговорный стиль речи имеет свои фонетические, лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Это объясняется тематическим разнообразием разговорной речи.

Разговорной речи свойственно использование эмоционально-экспрессивно окрашенной лексики, так как говорящий выражает свое личное мнение о предмете речи и отношение к нему.

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Акцент на главной информации делается с помощью интонации. Порядок слов в разговорной речи свободный.

Языковые особенности разговорного стиля – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, стремление к выражению максимума информации при минимуме средств, отсюда сжатость, краткость, неточность, небрежность в фонетике, синтаксисе, а также активное использование невербальных средств (жестов, мимики, поз).

VI.Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива

Была ли на уроке информация, показавшаяся вам новой, интересной? Чем помог урок? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?

Оцените свою работу на уроке.

Задание 10 (Домашнее задание)

Найдите элементы разговорного стиля в устных текстах стиля массовой коммуникации. Сделайте правку предложений по законам письменной речи.

1) И вот еще одно стихотворение, которое я бы хотел остановиться особо.

2) У нас есть, сейчас мы открыли такой театр, в котором все спектакли играются двумя-тремя актерами и при этом собирают полный зал.

3) Кстати, они крутятся вокруг одной и той же темы, эти вопросы.

4) Чем он силен, премьер-министр, так это умением подбирать себе совершенно безамбициозную команду.

5) Жаль, обычный человек не может высказаться прийти на вашу передачу.

7) Я совершенно не согласен с либеральными экономистами то, что монетаризм – единственный выход для экономики России.

8) Они так удачно играли, что их заприметило телевизионное начальство.

Вариант ответа:

1) Вот еще одно стихотворение, на котором я бы хотел остановиться.

2) Недавно мы открыли такой театр, в котором все спектакли играют два-три актера и при этом собирают полный зал.

3) Кстати, эти вопросы касаются одной темы.

4) Премьер-министр силен умением подбирать себе команду без амбиций.

5) Жаль, обычный человек не может прийти на вашу передачу и высказаться.

7) Я совершенно не согласен с либеральными экономистами в том, что монетаризм – единственный выход для экономики России.

8) Они так удачно играли, что их заметило руководство телевизионного канала.

Разговорный стиль речи помогает нам общаться в повседневной жизни. Он отличается своей легкостью и непосредственностью. В нем, по факту, отсутствует все правила, и именно это отсутствие создало определенные характеристики.

Черты и цели

Разговорный стиль речи используется для обычного общения, где не требуется никаких строгих правил и границ.

Диалог

Создан для высказывания своих чувств, мыслей, переживаний, обмена информацией по бытовым вопросам.

Для разговорного жанра в большей степени используется разговорная лексика. Основные ее признаки:

Функции и жанры разговорного стиля речи

Очевидно, что примеры разговорного стиля можно услышать в устной речи, но он так же бывает представлен и в форме текста. Это могут быть личные переписки, записки, письма личного характера. Так же может использоваться в литературе в художественном стиле, раскрывая особенности быта людей и их общения.

Разговорный стиль речи

Жанры разговорного стиля определяются по числу говорящих. Это может быть большая компания, где разговор поддерживают несколько собеседников или где слушают только одного человека.

Различают такие жанры разговорной речи:

Монолог - в разговорном стиле речи значительно отличается от монолога в более официальных ситуациях: конференциях, митингах и т. д. Рассказчик доносит мысль до слушателей, но они в свою очередь могут отвечать ему: соглашаться с его словами, задавать вопросы или же возражать и плавно переводить все в диалог.

Диалог является основным и самым популярным жанром. В нем присутствует два человека, которые поочередно то говорят, то слушают. Именно в этом случае диалог очень тесно связан с монологом, а монолог в свою очередь может перебиваться вопросами и фразами собеседников.

Полилог в разговоре отличается ведением несколько тем сразу. Например, собеседник, отвлекаясь от одной из тем в разговоре, может вмешаться в другие разговоры и вести несколько тем одновременно.

Для лучшего понимания представим ситуацию, когда два человека ужинают в ресторане, говорят о работе, но параллельно высказываются о еде:

А: Как у тебя на работе дела? Ты сегодня явно уставшая.

Б: Ужасно много работы. Еще считать и строить графики. Ты будешь заказывать какой-нибудь салат?

А: Да, я, пожалуй, начну с салата. День закончился, поэтому нужно отвлечься от работы.

Лексические особенности

Лексика разговорного стиля характеризуется выражениями неофициального и непринуждённого общения. Главная черта этого стиля - это передача эмоциональной окраски, которая может проявляться в изменении слов или в использовании придуманных:

Лексика разговорного стиля

Жаргонизмы. Нелитературная лексика очень распространена. Яркие примеры - это бранная речь, вульгарные выражения.

Примеры: общежитие – общага, клевый, кайф, класс, пахать (работать), ржать (смеяться);

Иноязычные слова, которые прозвали сленгом. Например:

го (пошли), агриться (злиться), баттхерт (негодование), фейк (подделка);

Добавление суффиксов для сокращения, замены одним словом целых конструкций или для мягкой окраски: -еньк (рученька), -очк (девчонка), -ик (дошкольник), -ищ (домище), -як (добряк), -ыш (крепыш), -яг (бродяга), -отн (беготня), -ан (грубиян), -к (маршрутка), -ушк (легковушка) и т. п.;

Субстантивированные прилагательные. Это процесс перехода прилагательных в существительные: зубной, гостиная, булочная, жаркое, первое, второе и т. д.;

В фонетике наблюдается выпадение некоторых гласных, нечёткое их произношение или упрощение слов: что - че, сейчас - ща, пожалуйста - пожалста и т. д.;

Использование фразеологизмов: кот наплакал, потерять голову, в двух шагах и т. п.

Морфологические особенности

В русском языке разговорный стиль реализуется в основном в диалогах: как в устном его проявлении, так и в письменно. Из этого следует, что для разговорной речи характерно частое употребление местоимений за необходимостью обозначать участников диалога, указать, о ком (о чем) идет речь и о месте события.

Разговорный стиль

Самой популярной частью речи в разговорном стиле являются глаголы. Они встречаются намного чаще, чем существительные, так как именно эти части речи несут основной смысл. Это именно то, чего мы и добиваемся в живом диалоге.

Прилагательные так же используются в разговорной речи, но не так часто. В основном пользуются притяжательными прилагательными, чтобы указать на принадлежность предмета.

Деепричастия и причастия не встречаются совсем. В разговорном жанре речи желательно избегать сложных конструкций для ясности и лаконичности высказывания. Чтобы выразить свои эмоции, т. к. это является одной из характерных черт, используют частицы и междометия.

Синтаксические особенности

Синтаксис отличается своей разнообразностью в сравнении с другими жанрами речи. Это обусловлено тем, что обычно бытовой разговор не подготовлен и не вычитан, как это происходит в других стилях, например, в научном или художественном.

Особенности разговорной речи

1. Сложные предложения не используются вообще, а простые чаще всего неполные и очень короткие:

- Мне без сахара. С лимоном.

2. Широко используется необычная инверсия в предложениях. На первое место ставится слово, на которое участник диалога хочет сделать акцент:

- С двойкой, что делать то?

4. Вводные слова в разговорном стиле широко применяются. Некоторых из них, которыми рассказчик пользуется довольно часто, назвали словами-паразитами. По окраске этих вводных слов можно определить, насколько комфортно себя чувствует человек в присутствии других, как свободно общается на языке: короче, ну, на этом, значит, типа и т. п.;

5. Распространение лексических повторов усиливает характеристику (еле-еле, далеко-далеко), а также может выдерживать время (так-так-так);

6. При пересказе или обсуждении события могут использоваться вставные конструкции для уточнения и пояснения главного предложения:

Попросил помощи у Санька (учились с ним вместе). Он мне машину несколько раз из сугроба вытаскивал и сейчас помог.


РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.

Цель – общение, установление межличностного контакта.

Форма – устная и письменная.

Лингвистические

Экстралингвистические

- активное использование средств устного русского языка, включая элементы просторечия на всех языковых уровнях;

- неполная (в структурном плане) оформленность речевых единиц (на фонетическом, синтаксическом и частично на морфологическом уровнях), вытекающая из свернутости высказываний и прерывистости речевого потока;

- смысловая конкретность речевых единиц;

- слабая представленность лексических средств с отвлеченно-обобщенной семантикой;

-ослабленность синтаксических связей между частями предложения в процессе говорения или их невыраженность и неоформленность (общение обычно ведется неполными предложениями, словосочетаниями, словами, подкрепленными жестами, мимикой, восклицаниями и пр.);

- активное использование языковых средств (в частности, суффиксов), а также оценочных и эмоционально-экспрессивных средств уровней построения, интеграции и организации русского языка для субъективной оценки лиц, событий, явлений;

- активное использование стандартных фраз и фразеологизмов устного русского языка;

- активизация языковых средств различных уровней для реализации личностного характера общения

- неофициальность и непринужденность общения;

- спонтанность (неподготовленность) речи, требующей удивляющей культуры речи и высокого мастерства владения искусством общения;

- преимущественная форма общения – диалог;

- преимущественная форма речи – устная;

- использование в процессе общения невербальных средств общения (жесты, мимика, пантомимика и пр.);

- личностный, эмоционально-насыщенный характер речи и общения;

- свернутость высказываний, приводящая к эллипсису или пропуску в речи того или иного члена предложения, компонента высказывания, легко восстанавливаемого из контекста;

- прерывистость речевого потока и с логической точки зрения непоследовательность речевого общения.

Языковые средства разговорного стиля

1) Фонетические:

- разнообразие ритмико-темпового и интонационного оформления речи;

- богатство интонационно-экспрессивных оттенков интонации.:

- свернутость (эллиптичности) внешней формы;

- редукция (ослабление звучания) гласных, ассимиляция (уподобление) согласных и зачастую неполное произнесение звуков и слогов.

2) Лексические

Разговорная лексика, входящая в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски. Разговорные слова принадлежат к разным частям речи. Выделяются:

- существительны е: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка,
дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;

- прилагательные : долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.;

- глаголы : вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,
жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.

- наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.

- нейтральная лексика, книжная лексика,


Разговорный оттенок имеют и некоторые фразеологизмы.

Стилистически они выразительны и содержат разнообразные экспрессивно- оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый. Фразеологизмы характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.

3) Словообразовательные

Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.

Так в разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:

- ак/-як: добряк, здоровяк;

- ан/-ян: старикан, грубиян;

- ач: бородач, силач;

- ежк(а): зубрежка, кормежка;

- отн(я): беготня, пачкотня;

ыш: глупыш, крепыш;
-яг(а): доходяга, работяга и др.

-ик (ребёнок дошкольного возраста – дошкольник);

-ак (-як) (медная монета – медяк, большая дорога – большак);

-ач (строгий выговор – строгач);

-ушк ( легковой автомобиль – легковушка);

Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:

- аст-: глазастый, языкастый;

- енн-: здоровенный, обалденный.

К разговорной лексике относятся глаголы на:

- ничать: бродяжничать, жеманничать;

- ивать: пошаливать, поговаривать.

4) Морфологические

- Широко распространёны формы существительных на –а: фельдшера, договора, свитера. В ряде случаев форма на –а уже закрепилась в литературном языке и имеет нейтральный характер: учителя, номера, холода. В других случаях сосуществуют обе формы, причём форма на –а имеет разговорную окраску, а форма на –и, ы нейтральна: бункера-бункеры, отпуска-отпуски, сектора-секторы, якоря-якори.

- Уменьшение доли существительных и увеличение доли частиц. В разговорной речи неуместно употребление причастий и деепричастий.

- Глаголы встречаются в высказываниях данного стиля в 1,5 раза чаще, чем существительные.

- Более частое использование личных местоимений и части, чем в языке художественной литературы.

- Активное использование притяжательных прилагательных и весьма незначительное – кратких прилагательных.

- Ослабление грамматического значения у местоимений (так оно и было) и применение их для усиления экспрессивности (смотри, идет этот твой умник).

- В данном стиле используются глаголы с многократностью (хаживал, погуливал) и однократностью (двинул, долбанул) действий. Для него характерно и наличие в высказываниях глагольных междометий (прыг, скок, бух, бах).

- Употребление релятивов, т.е. слов,, употребляемых в речи как ответная реакция на ситуацию или сказанное собеседником: привет, до свидания, здравствуй, да, нет, разумеется, ещё бы, ну и ну! вот ещё! как бы не так! ещё как! и т.п.

5) Синтаксические

Для синтаксиса разговорной речи свойственны три особенности:

Эти особенности проявляются в:

- применении вопросительных, побудительных предложений;

- использовании в полном объеме интонации для эмоционально-экспрессивной передачи смысла;

- более свободном порядке распределения слов по сравнению с книжной речью.

Для усиления экспрессии оценки того или иного высказывания, действия и состояния используются такие языковые средства, как:

В разговорном стиле сложносочиненные предложения используются гораздо чаще, чем придаточные. Среди придаточных наиболее употребительными являются изъяснительные предложения, открывающиеся небольшим количеством глаголов (говорить, видеть, слышать, думать, сказать).

Синтаксической особенностью разговорного стиля, как и публицистического, является парцелляция.

Диалог, полилог, монолог, телефонный разговор, спор

Личные письма, блоги, записки,


Время проходит, но сказанное слово остаётся.

(Л.Н.Толстой)

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

(Леонардо да Винчи)

About | Privacy Policy | Sitemap
Сайт Карповой Оксаны Александровны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 п. Никель Печенгского района Мурманской области

Именительный падеж употребляется в тех случаях, когда в кодифицированном языке возможны только косвенные падежи.

Следующая / нам выходить.

Голубенькая футболка / покажите.

У нее шуба песец.

В разговорной речи очень частотны бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями которых очень различны, определить их иногда трудно: Зайду в магазин / соль нужна; Смотрю в окно / дождь; Вот такие сапоги хочу / девушка прошла.

В разговорной речи очень частотны неполные предложения (эллиптические), т.е. предложения, в которых опущен тот или иной член предложения. Особенно характерны ситуативно неполные предложения (т.е. понимаемые собеседником только в конкретной ситуации): Приедешь – позвони. Остановите на следующей; Закипел / выключи; Два до Фрязино; Бери только купе.

В разговорном синтаксисе преобладают простые предложения, причем в них часто отсутствует глагол-сказуемое, что придает высказыванию динамичность: Я в кино. Он в столовую. Мне бы конспекты. Завтра домой. Пожалуйста, два пакета молока (дайте).

Часто используются слова-предложения, а также междометия и междометные фразы: Ясно? Нет? Почему? Можно. Вот еще! Мамочки! Ой! Эх ты!

В целях экспрессивного выделения нередко сложноподчиненное предложение начинается с придаточной части: Что делать – не знаю. Что не испугался – молодец. Кто смелый – выходи.

разговорный

доминирующая языковая функция

обмен мнениями, функция общения

форма общественного сознания

обыденное сознание

основная форма речи

типичный вид речи

диалог, полилог

преобладающий способ общения

личный, контактный

обусловлен ситуативно

Вопросы и задания:

Охарактеризуйте понятие “разговорный стиль”.

Назовите основную сферу функционирования, основную функцию и основную форму речи разговорного стиля. Отличительные свойства разговорного стиля.

Охарактеризуйте фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля.

РАЗДЕЛ III. РИТОРИКА

ТЕМА 13. РИТОРИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РИТОРИКЕ КАК ИСКУССТВЕ КРАСНОРЕЧИЯ. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ. ПОДГОТОВКА РЕЧИ И ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕКСТ. ТИП СВЯЗИ В ТЕКСТЕ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА В ТЕКСТЕ

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: