Г тард биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жан Габрие́ль Тард (фр. Gabriel Tarde ; 12 марта 1843, Сарла, Франция — 13 мая 1904, Париж) — французский социолог и криминалист.

Содержание

Биография

Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьёй Сарла, а с 1875 до 1894 был постоянным судьёй.

Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Однако только после смерти своей матери в 1894 Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах — в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук.

Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 в Париже.

Научные взгляды

Теория функционирования общества

В социологии, как и его современник Эмиль Дюркгейм, основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии.

Исследование феномена толпы

Другие научные интересы

Развитие идей Г. Тарда

Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично — общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Юрген Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.

Габриэль Тард (1843–1904) был французским социологом, криминологом и социальным психологом. Его наибольший вклад был сделан в области социологии, которую он задумал как нечто, основанное на небольших психологических взаимодействиях между каждым человеком. Фундаментальные силы, которые будут производить эти взаимодействия, - это имитация и новаторство.

Тард происходил из довольно богатой семьи, и его первым намерением было изучать математику. Однако болезнь зрения заставила его отказаться от своего первого занятия и начать изучать право.

Интересно, что он никогда не обучался социологии. Все его знания были приобретены им самим, чему способствовал его опыт работы в качестве следователя в районе, где он родился. Постепенно его работы на эту тему позволили ему занять важную должность во французском министерстве юстиции.

Несмотря на то, что в то время он пользовался большим вниманием, его смерть, казалось, сделала его работу забытой. Ему пришлось ждать до второй половины 20 века, когда некоторые авторы восстановили свои теории, чтобы объяснить социальную реальность.

биография

Жан-Габриэль Де Тард, настоящее имя автора, появился на свет в Сарла (Дордонь), французском городке. Он родился 12 марта 1843 года в обеспеченной семье.

Его отец, армейский офицер и судья, скончался, когда Габриэлю было всего 7 лет. Остаток детства он провел под присмотром матери.

Положение в семье позволило ему учиться в престижной иезуитской школе. Там он проявил особый интерес к изучению латыни, греческого языка, истории и математики. Его биографы утверждают, что он был блестящим учеником, хотя, похоже, он жаловался на строгую дисциплину в школе. По его словам, это ограничивало их личную свободу.

колледж

Юный Тард окончил среднюю школу по специальности "Гуманитарные науки". После этого, в 17 лет, он поступил в Политехникум, чтобы изучать математику.

Однако его призвание было прервано глазной болезнью. Он появился, когда ему было 19 лет, по-видимому, из-за одержимости учёбой. Позже ему пришлось оставить математику и поступить в Тулузский университет, чтобы изучать право. Год в Парижском университете позволил ему завершить свое обучение.

Первые вакансии

После окончания учебы Габриэль принял должность следственного судьи в Сарлате и его окрестностях. Несмотря на полученные предложения занять лучшие должности, он никогда не хотел покидать этот район, так как хотел быть рядом с матерью.

Кроме того, он признался, что предпочитает эту работу более сложным и, таким образом, сосредоточился на том, что уже начинало быть его истинным призванием: социологией. Должность судьи давала ему финансовое спокойствие и давала достаточно свободного времени, чтобы начать разработку своей теории общества.

Тард завершил свои первые работы на эту тему в 1875 году, но в то время даже не пытался их опубликовать. Это было в 1880 году, когда он познакомился с директором Paris Philosophical Review, который хотел опубликовать для него несколько статей.

Между 1883 и 1890 годами он опубликовал Сравнительное преступление Y Философия наказания, помимо нескольких десятков статей по криминологии. Постепенно он приобрел очень хорошую репутацию в этих областях.

Что касается личной жизни, Тард женился в 1887 году и имел двоих детей.

Париж

Габриэль Тард не покидал места своего рождения до смерти матери. После смерти он переехал в Париж, где министерство юстиции поручило ему заниматься уголовной статистикой.

В 1894 году он был назначен директором отдела уголовной статистики Министерства юстиции и занимал эту должность до своей смерти десять лет спустя.

В столице его карьера набирала обороты. Его публикации привели его к занятию кафедры современной философии в колледже Франции в 1899 году. В следующем году он поступил в Академию моральных и политических наук.

Несмотря на эти успехи, Тард мог преподавать только в вышеупомянутых учреждениях. Университет всегда был запрещен, поскольку в то время звездным социологом был Дюркгейм.

Смерть

В начале нового столетия Тард приобрел большой авторитет как социолог во всей Европе. Его книги были переведены на многие языки, и он стал популярен даже среди неспециалистов.

Однако его смерть, произошедшая в Париже 13 мая 1904 года, как будто заставила забыть о его творчестве. Вскоре о его работе почти не вспоминали, и она продолжалась несколько десятилетий.

Вклад в социологию

Большая часть работ Тарда родилась из его отрицания тезисов Дюркгейма, самого влиятельного социолога того времени. В тезисах Дюркгейма большое значение придавалось социальному, в то время как Тард считал, что социология основана на двух созданных им концепциях: подражании и изобретении.

Тард провел углубленный и сравнительный анализ социальных явлений, предлагая совершенно новые точки зрения на момент их публикации.

Точка

Тард взял за отправную точку тот факт, что в науке всегда есть точка, которая повторяется, и что именно по этой причине она дает возможность формулировать общие законы. Эту закономерность ученые используют, чтобы теоретизировать и делать выводы.

Новизна работы Тарда заключается в применении этого принципа к социологии. Для этого он сначала взял психологию, где закон повторения находится в памяти. В нем могут повторяться прошлые состояния сознания.

В социологии он также искал феномен повторения, а Тард нашел его в подражании. Таким образом, он провозгласил свои первые постулаты психологической социологии.

Для автора существует три типа имитации: повторение, которым занимается ребенок; оппозиция - позиция подростка; и адаптация, типичная для взрослых.

Имитация

Тезисы Тарда подтверждают, что социальное явление имеет важнейшую основу в подражании. Для автора это психологический феномен, поэтому его учение называется социологическим психологизмом.

Подражание создается ментальными отношениями, существующими между двумя людьми, один из которых является объектом имитации, а другой воспроизводит их поведение. Поэтому социология должна изучить эту взаимосвязь.

Для Тарда это имитация - это вид общения, без которого социальный феномен не существовал бы. Эта имитация является психологическим посредником между индивидуальным разумом и социальными институтами. Это способ, в каком-то смысле, каким образом индивид становится коллективом.

Теория Тарда указывает на то, что все люди, подражая друг другу, общаются в социальном плане и, таким образом, на основе имитируемого общего поведения организуются институты.

Логические имитации и внелогические имитации

Автор делит имитацию на два типа. Первое - это логическая имитация, которую человек сознательно развивает, исходя из ее преимуществ и преимуществ.

В свою очередь, внелогическое подражание происходит без каких-либо мысленных расчетов, без размышлений об этом. Это не означает, что он не может дать положительных результатов, хотя обычно это не так.

Изобретение

Изобретения - источник человеческого прогресса. По Тарду только 1% населения обладает творческими качествами. Автор считает, что если бы существовало только подражание, общество не двигалось бы вперед, оставаясь в застое. Следовательно, изобретение необходимо для развития человека.

Оппозиция

Тард применил новую концепцию к двум упомянутым выше в своей работе. Универсальная оппозиция, опубликовано в 1897 году. В данном случае речь идет о противостоянии или конфликте, которые, по мнению автора, также играют важную роль в социальной эволюции человека.

Социолог считал, что противостояние возникает, когда сталкиваются две идеи, исходящие от изобретения. В конце концов, результат этого столкновения, усиленный имитацией, порождает социальные изменения.

Психосоциальная теория преступления

Одной из областей, которой Тард посвятил часть своей работы, была преступность, изучение ее психосоциальных мотивов. Его общая теория утверждает, что преступление подпадает под феномен имитации. Чтобы понять это, необходимо учесть несколько факторов.

Первый - это крушение нравственной традиции христианства. Другим аспектом, на который он указал, был исход из сельской местности в город, а третьим - формирование культур, которые он считал девиантными, таких как мафия.

Что касается объяснения того, что он называл криминальной философией, он предложил две основные основы: личностную идентичность и социальное сходство. В последнем случае Тард указал, что люди, не адаптированные к какой-либо социальной группе, склонны совершать больше преступлений.

Актерско-сетевая теория

Как уже упоминалось ранее, теории Тарда перестали приниматься во внимание после смерти автора. Спустя десятилетия актерско-сетевая теория вернула себе значительную часть своей работы.

Пьесы

Самыми выдающимися произведениями Габриэля Тарда являются Законы подражания (1890), Социальная логика (1894 г.), Социальные законы (1897 г.),Исследования социальной психологии (1898) и Мнение и люди (1901).

Полная библиография

Сравнение преступности. 1886

La Философия пенале. 1890

Les lois de l’imitation. 1890

Les transformations du droit. Étude sociologique.

Monadologie et sociologie. 1893 г.

Социальная логика. 1894

Фрагмент истории будущего. 1896

L’opposition universelle. Essai d'une théorie des contraires. 1897

Среди мыслителей, оставивших заметный след в изучении развития общества, особое место занимает французский учёный Габриэль Тард, биография и исследовательская деятельность которого легли в основу этой статьи. Многие из его идей, высказанные на рубеже XIX и XX веков, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Габриэль Тард

От иезуитской школы до Сорбонны

Своё образование юный Габриэль начал в школе, принадлежавшей Римско-католическому ордену иезуитов, что вполне соответствовало социальному статусу его родителей. Окончив её в 1860 году со степенью бакалавра искусств, он намеревался в дальнейшем отдать предпочтение техническим наукам, но обстоятельства сложились таким образом, что предметом его изучения стала юриспруденция. Начав занятия в своём родном городе, Габриэль Тард завершил их через шесть лет в стенах знаменитой парижской Сорбонны.

Научные изыскания городского судьи

Вернувшись домой дипломированным юристом, молодой человек продолжил семейную традицию. Начав в 1867 году с должности помощника судьи и неуклонно продвигаясь по служебной лестнице, он через семь лет стал постоянным судьёй в родном городе Сарла, получив, таким образом, должность, которую прежде занимал его отец. В этом качестве Тард прослужил двадцать лет.

Однако в своих интересах он не ограничивался лишь вопросами, касавшимися судебной практики. Ещё в университете Габриэль Тард увлёкся криминологией и криминальной антропологией – наукой, изучающей психологические, физиологические и антропологические особенности преступников-рецидивистов.

Габриэль Тард законы подражания краткое содержание

Занятия криминологией, принесшие первую славу

Углублённо занимаясь этими проблемами, результаты своих исследований Тард начал публиковать в научных журналах, а когда в 1887 году в Сарле был создан Архив криминальной антропологии, стал его содиректором. В дальнейшем научные труды Габриэля Тарда стали публиковаться отдельными изданиями, создав ему известность далеко за пределами Франции.

Останавливаясь несколько подробнее на его работе в этом учреждении, следует отметить, что Архив криминальной антропологии был создан во многом благодаря той популярности, которую в конце XIX столетия приобрели исследования итальянского учёного-криминалиста Чезаре Ломброзо.

Тард Габриэль феномен толпы

С этой целью и был создан в Сарле специальный архив, в который поступали со всей страны материалы, полученные в результате обследования лиц, совершивших уголовные преступления. Их изучением и систематизацией Тард занимался с 1887 года, не прерывая при этом своей основной деятельности в качестве городского судьи.

Переезд в Париж и последующая научная деятельность

В 1894 году после смерти матери Тард покинул родной город и навсегда обосновался в Париже. Оставив в прошлом судебную практику, он получил, наконец, возможность всецело посвятить себя науке, расширив при этом спектр своих исследований, и параллельно криминологии заняться социологией. Репутация серьёзного исследователя, а также известность в научных кругах позволили Габриэлю Тарду занять высокий пост в Министерстве юстиции, возглавив там секцию криминальной статистики.

Тард Габриэль получил в своё время известность не только как учёный, но и как педагог, вырастивший целую плеяду французских юристов. Свою преподавательскую деятельность он начал в 1896 году в Свободной школе политических наук, а затем продолжил её, став профессором учебно-исследовательского центра Коллеж де Франс, где проработал вплоть до своей смерти в 1904 году.

Полемика с Эмилем Дюркгеймом

В трудах, посвящённых вопросам социологии, Габриэль Тард опирался главным образом на статистические данные и использовал сравнительный анализ как основной метод исследования. В них он часто полемизировал со своим современником, также получившим признание в научных кругах, – французским социологом Эмилем Дюркгеймом.

Тард Габриэль

В отличие от коллеги, утверждавшего, что именно общество формирует каждого отдельного человека, Тард, придерживаясь иной точки зрения, был склонен полагать, что общество само является продуктом взаимодействия отдельно взятых индивидуумов. Иными словами, спор между учёными мужами шёл о том, что первично, а что вторично – люди, формирующие общество, или общество, продуктом которого становится каждый человек.

Целостность общества как результат взаимного подражания

Одарённые личности – двигатели прогресса

Развитие же общества, согласно теории Тарда, происходит в результате того, что среди его членов периодически появляются отдельные одарённые личности, способные, вырвавшись из общего процесса подражания, сказать новое слово в какой-либо области человеческой деятельности. Плодом их творчества могут быть как отвлечённые идеи, так и конкретные материальные ценности.

Габриэль Тард законы подражания

Таким образом, автор теории утверждает, что социальная эволюция общества является результатом творческой деятельности отдельных его особо одарённых членов, а не закономерным историческим процессом, как возражал ему Эмиль Дюркгейм.

Критика теории коллективного сознания

Габриэль Тард социология

Если для формирования толпы необходим тесный физический контакт между составляющими её людьми, то публику формирует общность мнений и интеллекта. В этом случае её могут составлять люди, географически находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Особенно актуально его утверждение стало в наши дни, когда СМИ способны искусственно создавать общность публики, направляя её мнение в нужное им русло.

Иные разделы науки, интересовавшие Тарда

Известны и другие области науки, которыми занимался Габриэль Тард – социология не была единственным полем его деятельности. Кроме упомянутой выше криминологии, учёный уделял много внимания и таким разделам обществоведения, как политология, экономика и искусствоведение. Последнее не должно вызывать удивления, ведь когда-то он окончил иезуитскую школу со степенью бакалавра искусств. Во всех перечисленных областях знаний Габриэль Тард обогатил науку оставшимися после него трудами.

Идеи Тарда в свете наших дней

Полемика, развернувшаяся в XIX веке между Тардом и Дюркгеймом по поводу того, что является первичным: индивид или общество, нашла своё продолжение в наши дни. Современность дала новый импульс для споров между сторонниками трактовки общества как самостоятельного организма и их противниками, рассматривающими его как совокупность независимых индивидов.

Жан Габриэль Тард

Несмотря на различие в оценках его научного наследия, современные учёные отдают долг заслугам Тарда как основателя целого ряда популярных в наши дни разделов социологии. Среди них наиболее важными являются анализ общественного мнения и теория массовой культуры. Однако следует отметить, что в XX веке преобладающей стала всё же теория Дюркгейма о том, что общество влияет на формирование индивида, а не наоборот. В связи с этим Тард несколько утратил свою популярность.

Жан Габриель Тард (фр. Gabriel Tarde) — французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при её окончании в 1860 году степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он…

Жан Габриель Тард (фр. Gabriel Tarde) — французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при её окончании в 1860 году степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил своё юридическое образование уже в Париже в 1866 году.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 году занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьёй Сарла, а с 1875 до 1894 годы был постоянным судьёй.

Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал ещё в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Однако только после смерти своей матери в 1894 году Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 года началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах — в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук.

Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 года в Париже.

Изображения автора

Библиография

Издания на русском языке
Монадология и социология / пер. с фр. А. Шестакова; послесл. Д. Жихаревича. — Пермь: Гиле Пресс, 2016. — 124 с.
Законы подражания = (Les lois de l’imitation): Пер. с фр. / [Соч.] Ж. Тарда. — СПб.: Ф.…

Читайте также: