Г ф миллер и архивное дело в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современной России, сформировался новый взгляд на деятельность Г. Ф. Миллера для современных ученых, можно сказать как ученный с большой буквы в архивной деятельности. Г. Ф. Миллер сделал огромный вклад в историю архивного дела в России и в развитие истории России в целом. Архивная деятельность в России имеет длительную историю. Она представляет собой отрасль деятельности человеческого… Читать ещё >

Архивная деятельность Г Ф Миллера ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • 1. Архивные взгляды Г. Ф. Миллера
  • Заключение
  • Библиографический
  • список

Архивная деятельность в России имеет длительную историю. Она представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические моменты, являющихся частью исторической памяти о прошлом.

В середине XX века деятельность Г. Ф. Миллера получила новый поворот, являющимся для некоторых неудачным и отрицательным. Г. Ф. Миллер начал антирусскую политику своей деятельности в Академии Наук.

В современной России, сформировался новый взгляд на деятельность Г. Ф. Миллера для современных ученых, можно сказать как ученный с большой буквы в архивной деятельности. Г. Ф. Миллер сделал огромный вклад в историю архивного дела в России и в развитие истории России в целом.

На основании трудов Г. Ф. Миллера и по настоящее время руководствуются современные архивисты.

Целью данной работы является исследование научной и организационной деятельности Г.Ф. Миллера.
Задачи:
1. рассмотреть сущность реформ Г.Ф. Миллера в архивном деле
2. выяснить значимость деятельности Г.Ф. Миллера для архивоведческой науки

Содержание

Введение 3
1. Исследовательская деятельность Г.Ф. Миллера 4
2. Преобразования Г.Ф. Миллера в архивном деле. Деятельность в Санкт-Петербурге и Москве 11
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

библиографияч.doc

Этот ученый прожил в России с 1725 по 1783 г., и за 58 лет Российское государство стало его второй родиной. За эти годы Г.Ф. Миллер внес огромный вклад в развитие российской науки, в исследование территорий страны в целом и особенно ее азиатской части

В русской историографии XVIII в. есть историк, который и при жизни,и после смерти подвергался постоянным нападкам, мнения о котором были очень полярны, но научным наследием которого, несмотря ни на что,активно пользуются многие поколения специалистов, причем не только историков, но и географов, этнографов, лингвистов, - это Герхард Фрид-рих Миллер.

Миллер внес существенный вклад в развитие отечественного архивоведения. Им были разработаны принципы систематизации и описания архивных документов, он явился воспитателем первого поколения русских профессиональных архивистов (Бантыш-Каменского Н. Н., В. Ф. Малиновского), фактически основал библиотеку архива (на сегодняшний день одно из ценнейших книжных собраний Москвы), под его руководством архив стал важным научным и культурным центром. Не прекращал он и собственных научных занятий. Московской губернии. Активно занимался Миллер и издательской деятельностью. Под его редакцией вышли труды В. Н. Татищева, А. И. Манкиева, С. П. Крашенинникова, первый русский географический словарь Ф. А. Полунина, ряд изданий исторических источников

Труды Миллера, хоть они и написаны более двух веков назад, остаются одни из важнейших источников изучения Сибири, что неизменно отмечается в современной историографии.

Целью данной работы является исследование научной и организационной деятельности Г.Ф. Миллера.

1. рассмотреть сущность реформ Г.Ф. Миллера в архивном деле

2. выяснить значимость деятельности Г.Ф. Миллера для архивоведческой науки

1. Исследовательская деятельность Г.Ф. Миллера

Многовековый опыт российских архивистов вывел простую истину – любые кардинальные реформы в жизни страны неизменно ложатся на их плечи тяжким грузом ответственности за миллионы архивных дел предшествующего периода.

За 20-25 лет лет, прошедших после петровских реформ архивы многих городов Сибири пришли в основательное запустение. Это бло отмечено Г.Ф. Миллером. Г.Ф. Миллер был первым исследователем, осуществившим плошное обследование архивов сибирских городов.

Герхард Миллер родился 29 октября 1705 г. в Герфорде ( Вестфалия ). Отец его был ректором местной гимназии, где Герхард получил первоначальное образование. Затем будущий российский академик посещал Лейпцигский университет .

Не попав в Камчатку, М. объездил главнейшие пункты западной и восточной Сибири в пределах: Березов-Усть-Каменогорск- Нерчинск-Якутск (31 362 версты пути) и тщательно перерыл местные архивы, открыв, между прочим, сибирскую летопись Ремезова. Десятилетнее (1733—1743) пребывание в Сибири обогатило М. массой ценных сведений по этнографии инородцев, местной археологии и современному состоянию края. Особенно важна была вывезенная Миллером громадная коллекция архивных документов, и если сам он использовал только ничтожную часть их, то в течение полутораста лет они служили и продолжают служить доныне важным подспорьем для отдельных учёных и целых учреждений.

А.Л. Шлёцер, классифицируя различные поколения ученых-историков, выделял три основных типа: историк-собиратель, историк-исследователь и историк-повествователь. Г.Ф. Миллер в большей части своих трудов принадлежит к первой группе ученых, чей научный потенциал реализовался в поиске и архивировании разнородного исследовательского материала. Не имея за плечами качественной теоретико-методологической подготовки, или, проще говоря, школы, ему пришлось до многих вопросов доходить в буквальном смысле опытным путем. Он сам признавался, что на первых порах имел весьма смутное представление о том, что ему следовало требовать и о чем спрашивать. В этом случае Миллеру пришлось самому организовать для себя школу, которая посредством анализа повседневной работы приблизила его к пониманию изучаемого предмета. 1

Научной лабораторией, в которой сложилась его методика, сформировались ХVIII в. взгляды на задачи исторического труда, были сибирские архивы. С исключительной работоспособностью он извлекал из огромного количества “архивных писем” необходимые ему данные и на ходу обрабатывал их. На ходу составлял один научный очерк за другим, посылал по дороге из каждого большого города в академию целую кипу ученых “обсерваций” по самым разным вопросам. На живом деле сложился выдающийся исследователь, на непосредственной работе над источником сформировалась отличавшая его техника. Можно сказать, что десять лет Камчатской экспедиции создали Миллера как ученого европейского масштаба. 2

Во время этой экспедиции вся его деятельность по собиранию источников по истории, географии и этнографии Сибири была организована согласно требованиям данной ему инструкции. В каждом городе Миллер разбирал архивные документы, снимал копии с интересующих его дел. Работе в архивах предшествовало получение сведений о данном городе и уезде, которые Миллер требовал еще до приезда в город. Анкета, которую Миллер посылал в провинциальные канцелярии Сибири, заключала в себе около 20 вопросов, на которые нужно было дать ответ на основании имевшихся у них дел и переписки. Этот источник получения сведений по географии и истории уезда был расширен собиранием известий при помощи ясачных сборщиков, посылавшихся за сбором ясака и за сведениями, которые были ему необходимы.

Данная форма собирания исторических и географических сведений о местах, которые он не мог сам посетить, иногда заменялась опросом знающих людей, бывавших в тех местах. Миллер применял также личные беседы с представителями местного населения. Общение с разными группами населения давало в руки Миллера не только устные сведения, но и письменные источники. Наряду с собиранием исторических и географических данных Миллер собирал словарные и этнографические материалы, предметы древности, одежду сибирских народов. Он придавал большое значение паралингвистическим средствам, собирал рисунки.

Результатом десятилетней экспедиции Миллера явился обширный труд по истории Сибири, который он успел довести до 1660 гг. Он создал несколько монографий по отдельным вопросам, являющихся главами незаконченной части его истории, которые выходят далеко за эту хронологическую грань: “История о странах при Амуре лежащих” (1689 г.), “Описание морских путешествий” (до 1749 г.), “Известие о строении крепостей на Иртыше” (до 1720 г.).

Таким образом, работы Миллера охватывают историю Сибири с периода завоевания. Исходя из своих принципиальных положений, Миллер стремился строить выводы исключительно на показаниях источников и избегал различных догадок, всего того, что “ни по каким историческим известиям доказано быть не может.

Центром внимания для Миллера являлся исторический источник, на основании которого он утверждал тот или иной факт. Из-за этого у него устанавливается к источнику какое-то бережное отношение, почти культ. Миллер являлся убежденным и страстным собирателем материалов, и в этом отношении нельзя отказать ему в большом здравом смысле. Собирание материалов в той стадии российской исторической науки было действительно первоочередной задачей. И эту работу он проделал не только добросовестно, но и с увлечением. Он первый приступил к систематическому обследованию архивных фондов и составил грандиозную коллекцию архивных списков о крае. Материалы из сибирских древнехранилищ он пополнял документами, взятыми из частных архивов. Однако, вскоре убедившись, что архивные материалы не простираются до самых древних времен, Миллер стал собирать и анализировать летописи, хронографы, степенные книги.

Помимо письменных источников Миллер придавал большое значение устному преданию. Он является одним из первых собирателей русского и “туземного” фольклора, в его книге постоянно встречаются ссылки на словесные источники – предания или показания очевидцев. Первым из российских историков Миллер обратился к археологии. Он первый оценил важность изучения археологических древностей, изучал не только туземные, но и русские городища, тем самым, опережая археологов. Далее Миллер ставил историю в тесную связь с этнографией. Он не упускал возможности наблюдать за обрядами и изучать религию народов. Он собрал довольно значительную этнографическую коллекцию, которую он передал в Кунсткамеру 3 .

Но самой значительной стороной “Истории Сибири” Миллера является последовательное стремление автора научным путем разрешить этногенетические вопросы. В этой области он намечает новые пути, исходя из научных предпосылок Лейбница и резко порывая со средневековой этнографией, оперировавшей при определении принадлежности к той или иной группе народов исключительно сходством и единообразием обычаев.

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что Миллер привлек для исторических работ по краю обширный и разнообразный материал – архивные акты, татарские и монгольские источники, устные предания, данные археологии, этнографии, лингвистики и генеалогии. Собранные Миллером рукописи и книги после его смерти долгое время оставались без должного внимания и не послужили исследователям русской старины богатым материалом. Само существование Миллеровской коллекции было на время почти забыто в ученых сферах. Известны лишь единичные случаи обращения к этому фонду, которые нашли отражение в печатных трудах академика К.М. Бэра. К “портфелям Миллера” обращались С.М. Соловьев, П.Н. Милюков.

Задачи, которые Миллер ставил перед собой в области изучения этнической истории и этнографии сибирских народов, наиболее отчетливо отражены в его специальных инструкциях. Именно в них изложен ряд положений, в частности, принципы по которым следует разделять народы. Миллер разработал ряд принципов, по которым он определял этнический состав народа, что позволило ему сделать ряд открытий, многие из которых остались неизвестными исследователям последующего выявлялись ими заново.

Второй аспект работы ученого в составе Академического отряда Великой Северной экспедиции впоследствии оценят как архивный подвиг. Хорошо понимая значение документальных источников для исторической науки, привитое известным философом и историком И.Б. Менке в Лейпцигском университете16, Г.Ф. Миллер поставил перед собой цель снять копии с наиболее значимых документов, хранившихся в архивах посещаемых городов и заводов. Они составили 35 томов, из которых 34 находятся в Архиве российской академии наук, а один – в российском государственном архиве

Это тем более вызывает у исследователей повышенный интерес, так как большинство подлинников этих документов на сегодня утрачено безвозвратно.

Из немецких историков, более всех, почти 60 лет, в Академии наук работал Герард Фридрих Миллер (1705-1783). Своей необычайно активной деятельностью он оставил значительный след в разработке научной русской истории, архивном деле и просвещении. Миллер приехал в Россию в 1725 г., когда ему было всего 20 лет, после учебы в Ринтельнском, а затем в Лейпцигском университетах, где получил степень бакалавра. Он был приглашен в Россию президентом Академия Л.Л. Блюментростом и зачислен адъюнктом. Благодаря покровительству секретаря Академии И.Д. Шумахера получил должность преподавателя латинского языка, истории и географии при академической гимназии.

Новый этап в биографии Миллера связан с участием в Сибирской экспедиции В. Беринга. Он продолжался с 1733 по 1743г. и был завершением той практической школы, в которой Миллер окончательно сложился как историк и ученый. Десять лет Миллер провел вместе с натуралистом И.Г. Гмелиным в Сибири. Он знакомился с географией Сибири, этническим составом ее населения, собирал архивные материалы, составлял карты. До того времени центром исторического изучения были летописи. Миллер натолкнулся на акты, и перед ним впервые открылось безбрежное море архивных источников по русской истории. С этим открытием центр тяжести в изучении русской истории должен был переместиться из глубокой древности в XV-XVII вв. Два года ушло на обследование архивов Западной Сибири — Тобольска, Тюмени, Туринска, Омска, крепостей по Иртышу. С 1735 г. началось обследование Восточной Сибири, с 1738 г. — Западной Сибири и Приуралья. Помимо письменных источников, Миллер приступил к разработке археологических памятников, изучал быт и фольклор. В процессе этой работы самое собирание материала начинало приобретать научные формы и научную организацию. Надо сказать, что к чести Миллера он не боялся быть чернорабочим в истории. Уже, будучи академиком, он готов был ехать в деревню к В.Н. Татищеву, чтобы снять копии и сохранить для истории огромный материал, собранный первым историком России для своих трудов.




Заседания Чрезвычайного собрания академиков проходили в довольно резкой форме. Свою речь Миллер произнес вскоре после правления Анны Иоанновны, когда немецкая партия была удалена от двора. Национальное царствование Елизаветы Петровны началось во время войны со Швецией, которая закончилась миром в Або в 1743г. Было крайне неосмотрительно в это время сказать, что шведы дали России имя и государей. Основным оппонентом Миллера стал М.В. Ломоносов, которого поддержали астроном Н.И. Попов, а также СП. Крашенинников, А.П. Сумароков, И.Э. Фишер, Ф.Г. Штрубе де Пирмонт и даже всесильный Шумахер. Нельзя не признать того, что в источниковедческом отношении позиции Миллера были достаточно серьезно обеспечены. Однако норманнская схема часто приводила его к ошибочным выводам в вопросах конкретной истории и заведомо обедняла историю Древней Руси. Оппоненты не могли согласиться с тем, что начало Руси сводится к влиянию извне. Тем более что это не соответствовало национальной патриотической идеи о самостоятельном развитии славянства. И все же заслуги Миллера в изучении истории Сибири, в собирании и анализе исторических источников полностью перекрывают его норманнистские заблуждения.

Итак, практическая работа Миллера развила метод собирания материала, принципы его фиксации и воспроизведения. От первичного собирания материала он перешел к организованному систематическому его подбору, и этот принцип определяет всю его работу в любой специальной области исторического изучения. Принцип точной документировки и воспроизведения памятника стал также основным для археографического изучения, который он распространял на этнографический и фольклорный материал. Миллер впервые потребовал точного воспроизведения исторического документа в неизменном виде с сохранением всех особенностей печатаемого списка, его орфографии и грамматических особенностей. Он указывал, что язык памятника служит свидетельством места и времени его возникновения. В результате была создана реальная основа для научного изучения текста, для критики источника, которая должна была стать основой исторического изыскания. Миллер также ввел еще один порядок научного обоснования изложения истории — обзор источников, которым начинаются его очерки. Когда свидетельства разных источников расходятся, он воспроизводит параллельно и другие взгляды и факты, чтобы была возможность для сопоставления и проверки высказанного суждения.

Из немецких историков, более всех, почти 60 лет, в Академии наук работал Герард Фридрих Миллер (1705-1783). Своей необычайно активной деятельностью он оставил значительный след в разработке научной русской истории, архивном деле и просвещении. Миллер приехал в Россию в 1725 г., когда ему было всего 20 лет, после учебы в Ринтельнском, а затем в Лейпцигском университетах, где получил степень бакалавра. Он был приглашен в Россию президентом Академия Л.Л. Блюментростом и зачислен адъюнктом. Благодаря покровительству секретаря Академии И.Д. Шумахера получил должность преподавателя латинского языка, истории и географии при академической гимназии.

Новый этап в биографии Миллера связан с участием в Сибирской экспедиции В. Беринга. Он продолжался с 1733 по 1743г. и был завершением той практической школы, в которой Миллер окончательно сложился как историк и ученый. Десять лет Миллер провел вместе с натуралистом И.Г. Гмелиным в Сибири. Он знакомился с географией Сибири, этническим составом ее населения, собирал архивные материалы, составлял карты. До того времени центром исторического изучения были летописи. Миллер натолкнулся на акты, и перед ним впервые открылось безбрежное море архивных источников по русской истории. С этим открытием центр тяжести в изучении русской истории должен был переместиться из глубокой древности в XV-XVII вв. Два года ушло на обследование архивов Западной Сибири — Тобольска, Тюмени, Туринска, Омска, крепостей по Иртышу. С 1735 г. началось обследование Восточной Сибири, с 1738 г. — Западной Сибири и Приуралья. Помимо письменных источников, Миллер приступил к разработке археологических памятников, изучал быт и фольклор. В процессе этой работы самое собирание материала начинало приобретать научные формы и научную организацию. Надо сказать, что к чести Миллера он не боялся быть чернорабочим в истории. Уже, будучи академиком, он готов был ехать в деревню к В.Н. Татищеву, чтобы снять копии и сохранить для истории огромный материал, собранный первым историком России для своих трудов.

Заседания Чрезвычайного собрания академиков проходили в довольно резкой форме. Свою речь Миллер произнес вскоре после правления Анны Иоанновны, когда немецкая партия была удалена от двора. Национальное царствование Елизаветы Петровны началось во время войны со Швецией, которая закончилась миром в Або в 1743г. Было крайне неосмотрительно в это время сказать, что шведы дали России имя и государей. Основным оппонентом Миллера стал М.В. Ломоносов, которого поддержали астроном Н.И. Попов, а также СП. Крашенинников, А.П. Сумароков, И.Э. Фишер, Ф.Г. Штрубе де Пирмонт и даже всесильный Шумахер. Нельзя не признать того, что в источниковедческом отношении позиции Миллера были достаточно серьезно обеспечены. Однако норманнская схема часто приводила его к ошибочным выводам в вопросах конкретной истории и заведомо обедняла историю Древней Руси. Оппоненты не могли согласиться с тем, что начало Руси сводится к влиянию извне. Тем более что это не соответствовало национальной патриотической идеи о самостоятельном развитии славянства. И все же заслуги Миллера в изучении истории Сибири, в собирании и анализе исторических источников полностью перекрывают его норманнистские заблуждения.

Итак, практическая работа Миллера развила метод собирания материала, принципы его фиксации и воспроизведения. От первичного собирания материала он перешел к организованному систематическому его подбору, и этот принцип определяет всю его работу в любой специальной области исторического изучения. Принцип точной документировки и воспроизведения памятника стал также основным для археографического изучения, который он распространял на этнографический и фольклорный материал. Миллер впервые потребовал точного воспроизведения исторического документа в неизменном виде с сохранением всех особенностей печатаемого списка, его орфографии и грамматических особенностей. Он указывал, что язык памятника служит свидетельством места и времени его возникновения. В результате была создана реальная основа для научного изучения текста, для критики источника, которая должна была стать основой исторического изыскания. Миллер также ввел еще один порядок научного обоснования изложения истории — обзор источников, которым начинаются его очерки. Когда свидетельства разных источников расходятся, он воспроизводит параллельно и другие взгляды и факты, чтобы была возможность для сопоставления и проверки высказанного суждения.

Целью данной работы является формирование представлений о научной и архивной деятельности Герард Фридриха Миллера и определить ее влияние на дальнейшее развитие истории и архивов России.
-Задачи работы: Для осуществления намеченных целей необходимо решить ряд задач:
- Познакомиться с биографией ученого;
- Изучить научно-исследовательские труды и деятельность Г.Ф Миллера;
- Рассмотреть архивные взгляды Миллера и его преобразования в архивном деле.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Жизнь и деятельность Г.Ф. Миллера ………..………………………..5
1.1 Миллер – историк……………………………………………………..8
1.2 Исследование Сибири………………………………………………..12
1.3. Возвращение в Санкт-Петербург…………………………………. 16
Глава 2. Архивные взгляды ученого …………………………………………22
2.1 Преобразования Миллера в архивном деле………………………..25
Заключение……………………………………………………………………. 28
Список использованной литературы………………………………………….31
Приложение……………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая Арьянов АД.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Научная и архивная деятельность Герарда Фридриха Миллера.

Выполнил: студент группы 760

Проверил: к.и.н., доцент

Глава 1. Жизнь и деятельность Г.Ф. Миллера ………..………………………..5

1.2 Исследование Сибири…………………………… …………………..12

1.3. Возвращение в Санкт-Петербург… ………………………………. 16

Глава 2. Архивные взгляды ученого …………………………………………22

2.1 Преобразования Миллера в архивном деле………………………..25

Список использованной литературы………………………………………….31

- Актуальность работы. Архивная деятельность в России имеет длительную историю. Она представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические моменты, являющихся частью исторической памяти о прошлом.

В современной России, сформировался новый взгляд на деятельность Г.Ф. Миллера для современных ученых, можно сказать как ученный с большой буквы в архивной деятельности. Г.Ф. Миллер сделал огромный вклад в историю архивного дела в России и в развитие истории России в целом. На основании трудов Г.Ф. Миллера и по настоящее время руководствуются современные архивисты.

-Степень научной разработанности: Лишь в последние десятилетия исследователи стали пристальней изучать богатейшее творческое наследие выдающегося деятеля российской науки – Миллера Герарда Фридриха. Существует неоднозначное отношение к нему отечественной историографии. В дореволюционное время его деятельность, как правило, оценивалась очень высоко. В “Истории Академии Наук” П.П.Пекарского ему посвящена целая глава, о нем писали крупнейшие русские историки XIX века: С.М.Соловьев, К.Н. Бестужев-Рюмин и многие другие, в 1889 г. была издана книга В.Н.Голицына “Портфели Миллера”. В 1937 г. была опубликована на русском языке “История Сибири” Миллера, где во вступительной статье он был оценен как исследователь, “пролагавший новые пути в дебрях феодальной науки”. Положение изменилось на рубеже 1940-50-х годов, когда Миллера стали представлять как реакционного деятеля, проводившего антирусскую политику в стенах Академии.

Сейчас же, когда наука свободна от идеологий, можно под иным углом оценивать деятельность Миллера. После обзора его деятельности – поездки в Сибирь, где он занимался комплектованием, описанием и использованием документальных материалов, работы в архиве Коллегии иностранных дел, становится ясна роль Миллера как крупного ученого-историка, как крупного исследователя, сделавшего огромный вклад в развитие истории России, археографии, источниковедения и других наук.

-Объект исследования: Личность и деятельность историка и архивиста Герард Фридриха Миллера.

-Предмет работы: Состояние и становление российской исторической науки в ХVIII веке.

-Цель работы: Целью данной работы является формирование представлений о научной и архивной деятельности Герард Фридриха Миллера и определить ее влияние на дальнейшее развитие истории и архивов России.

-Задачи работы: Для осуществления намеченных целей необходимо решить ряд задач:

- Познакомиться с биографией ученого;

- Изучить научно-исследовательские труды и деятельность Г.Ф Миллера;

- Рассмотреть архивные взгляды Миллера и его преобразования в архивном деле.

-Хронологические рамки: XVIII век.

1. Биография Г.Ф Миллера

Герард Фридрих Миллер родился в Вестфалии. Отец, директор местной гимназии, дал сыну хорошее домашнее образование. В 17 лет Миллер стал студентом Ринтельнского университета, затем учился в Лейпциге, где слушал лекции по лингвистике, этнографии, истории, совершенствовался в знании древних языков. В 1725 г. он приехал в Петербург, где сначала был оформлен студентом Академии, но в том же году получил звание адъюнкта. В январе 1726 г. открылась Академическая гимназия. Это событие стало началом педагогической деятельности Миллера. Ему поручили преподавание в старших классах латинского языка, истории и географии. Молодой адъюнкт отличался неутомимостью в работе: с 1728 по 1730 г. он успевал редактировать "Санкт-Петербургские ведомости" - первую печатную российскую газету, издаваемую Академией, - а также выполнять обязанности конференц-секретаря. В 1730 г. Г. Ф. Миллер получил звание профессора и действительного члена Академии и начал читать лекции студентам.

В 1733 г. он возглавил Академический отряд Второй Камчатской экспедиции. Это грандиозное десятилетнее исследовательское мероприятие сыграло важную роль в жизни Миллера. Экспедиционная деятельность сформировала его как крупного ученого-историка. В тяжелых полевых условиях велась не только научная, но и педагогическая работа. Вместе с Миллером в Сибирь отправились профессора И. Г. Гмелин и Ж. Н. Делиль, а также студенты А. Горланов, Ф. Попов, С. Крашенинников и др. Это совместное научное путешествие наставников и их питомцев положило начало своеобразной и весьма эффективной форме университетского образования, давшей России таких выдающихся ученых, как С. П. Крашенинников, В. Ф. Зуев, Н. Я. Озерецковский. Во время экспедиции было собрано огромное количество сведений о Сибири и Камчатке, в том числе архивные документы из местных архивов. Миллер провел на обследуемой территории и археологические раскопки, полагая при этом, что "главнейшая цель при исследовании древностей должна заключаться в том, чтобы они послужили разъяснению древней истории обитателей края". Таким образом, Миллер был одним из первых ученых, видевших в археологических находках не забавные раритеты, а источник для изучения древней истории.

По возвращении из экспедиции основным занятием Миллера стали разбор многочисленных материалов, издание новых географических карт и подготовка главного труда его жизни - "Истории Сибири". Привезенных материалов оказалось так много, что сам собиратель не смог их все использовать. "Портфели Миллера" до сих пор в полном объеме не введены в научный оборот и еще долго будут ценным источником для историков, тем более что многие сибирские архивы сохранились плохо, а часть их вообще сгорела.

В разгар работы над "Историей Сибири" ее автор и получил назначение на должность ректора Университета. Вскоре он представил в Академию проект Устава "по примеру европейских университетов", который, однако, утвержден не был. Как ректор Миллер составлял ежегодные учебные планы Университета, о чем свидетельствует сохранившийся "Список лекций" на 1750 г., был поборником наведения порядка в студенческой жизни, даже создал своего рода правила поведения в студенческом общежитии, где, естественно, запрещались распитие "вина горячего", курение, игры на деньги, драки и т. п.

В 1750 г. преемником Миллера на посту ректора стал его ученик С. П. Крашенинников, сам же Миллер посвятил себя истории. Теперь он увлекся русской древностью и подготовил сочинение "О начале русского народа и имени", где развил выдвинутую Г. З. Байером так называемую "норманнскую теорию", которая вызвала резкую критику со стороны М. В. Ломоносова. Концепция Миллера, основанная на тщательном изучении источников, выглядела убедительнее, чем эмоциональные, патриотические заявления Ломоносова: ". не предосудительно ли славе российского народа будет, ежели его происхождение и имя положить столь поздно, а откинуть старинное, в чем древние народы себе славы ищут?" [1.с.34] Впрочем, тот давний спор двух крупных ученых продолжается их последователями и поныне.

Яростно дискутируя по научным проблемам, Миллер и Ломоносов были солидарны в отношении политики Канцелярии в Академии. "Живой, всегда готовый на острый ответ", Миллер был человеком резким, порой не сдержанным, что приводило к конфликтам с всесильными советниками Канцелярии - И. Д. Шумахером, Г. Н. Тепловым. Миллер не имел влиятельных покровителей в России, и всему, чего он достиг, был обязан только своему трудолюбию и таланту.

По инициативе Миллера с 1755 г. Академия начала издавать первый в России научно-популярный журнал "Ежемесячные сочинения", ответственным редактором которого был он сам. В 1754 г. Миллер вторично был назначен конференц-секретарем и выполнял эти обязанности до перевода в Москву на должность директора архива Государственной Коллегии иностранных дел. Новое назначение состоялось в 1765 г. Миллер принял его спокойно, так как оно не мешало продолжать исторические исследования. Несмотря на перевод в другое ведомство, Миллер сохранил контакты с Петербургской Академией, в стенах которой вырос в ученого европейского масштаба. В конце жизни он написал: ". служу я Российскому государству 50 лет и имею то удовольствие, что труды мои от знающих людей несколько похваляемы были. Сие побуждает во мне желание, чтоб с таковым же успехом и с общенародною пользою продолжать службу мою до последнего часа моей жизни" [2.с.154-166]. Герард Фридрих Миллер умер в Москве в 1783 г.

Читайте также: