Фз о мировых судьях в рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г., 22 июля 2008 г., 11 февраля, 8, 23 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 октября, 25 декабря 2012 г., 4 марта 2013 г., 21 июля 2014 г., 5 апреля 2016 г., 18 апреля, 28 ноября 2018 г., 5 апреля, 1 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

17 декабря 1998 г.

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

К подсудности мировых судей относятся отдельные уголовные дела, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, а также другие категории дел, определенные ФЗ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

ФЗ закреплен порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи, срок осуществления полномочий, порядок прекращения и приостановления полномочий, установлены требования, предъявляемые к мировому судье, регламентированы вопросы финансирования.

ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 декабря 1998 г. N 242, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 51 ст. 6270

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 июля 2021 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2018 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Деятельность мировых судей регулируется разными нормативными правовыми актами (законами). Поэтому для того, чтобы эффективно защищать свои права в мировом суде, необходимо иметь представление об основных законах, регулирующих организацию работы мировых судей.

К числу таких законов относятся:

Важнейшим законом, которым руководствуются в своей деятельности мировые судьи, является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 года, в судебных документах часто обозначаемый сокращенно ГПК РФ.

Кроме того, в целях поддержания высоких норм поведения судей, Всероссийским съездом судей утвержден Кодекс судейской этики, в котором определены этические правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности. Нарушение положений Кодекса судейской этики может быть основанием для применения к судье мер дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Оставить комментарий Отменить ответ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О мировых судьях в Российской Федерации

(с изменениями на 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ (Российская газета, N 51, 15.03.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Принят
Государственной Думой
11 ноября 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
2 декабря 1998 года

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2004 года Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 50-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

6_1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

(Подпункт дополнительно включен с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ)

7) подпункт утратил силу с 30 июля 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 147-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2005 года Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 2-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

1_1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела (пункт дополнительно включен с 28 февраля 2005 года Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 2-ФЗ).

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

(Пункт дополнительно включен с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 июля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

(Статья в редакции, введенной в действие с 5 июля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2005 года Федеральным законом от 5 апреля 2005 года N 33-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

(Пункт дополнительно включен с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 284-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7_1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(Абзац дополнительно включен с 7 января 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 370-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

(Абзац дополнительно включен с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ)

(Статья в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2004 года Федеральным законом от 30 ноября 2004 года N 142-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

В российской правовой системе учрежден институт мировых судей. В чем заключаются его особенности? Какие нормативные акты регулируют деятельность соответствующих судебных учреждений?

закон о мировых судьях

Что представляет собой институт мировых судей?

Прежде чем рассматривать то, какой действует закон о мировых судьях в России, изучим немного особенности соответствующего правового института.

Прежде всего, стоит отметить, что мировые судьи работают на уровне первой инстанции. Основная их специализация — рассмотрение споров, связанных с правонарушениями с небольшим ущербом, а также имущественных исков с небольшой стоимостью. Одной из целей обращения сторон спора в соответствующее учреждение может быть заключение мирового соглашения — юридического акта о признании участниками правоотношений отсутствия взаимных претензий.

принятие закона о мировых судьях

Законодательство РФ о мировых судах

Изучим теперь более подробно основные положения ФЗ № 188.

Определение мировых судей в соответствии с законодательством

закон 188 ФЗ о мировых судьях

При этом региональный правовой акт или же нормативный источник на уровне ФЗ не должен включать формулировки, которые бы противоречили тем, что содержит какой-либо федеральный конституционный закон. О мировых судьях современные эксперты рассуждают как о значимом правовом институте, поэтому его регулирование может осуществляться на самом высоком уровне действия российских правовых актов. Но так или иначе значительный объем положений, регламентирующих деятельность соответствующих учреждений, сосредоточен именно в ФЗ № 188.

Закон о мировых судьях в России содержит формулировки, по которым те постановления, что приняты на уровне данного правового института и имеют статус вступивших в законную силу, а также иные нормативные акты судов являются обязательными для всех российских органов власти, учреждений, физических и юридических лиц и потому должны исполняться на всей территории РФ.

В соответствии с нормами ФЗ-188 мировые судьи, а также члены их семей имеют гарантии, связанные со статусом граждан, осуществляющих деятельность на уровне рассматриваемого правового института. Речь идет о гарантиях: независимости судей, неприкосновенности, материального обеспечения, социальной поддержки.

Изучим то, какие компетенции мировых судей установлены законодательством РФ. Выше мы отметили, что ФЗ № 188 — это фактически закон подсудности мировых судей. Именно в его положениях определены ключевые компетенции представителей соответствующих инстанций.

Компетенции судей

  • уголовные дела, связанные с правонарушениями, которые предусматривают наказание не более 3 лет лишения свободы — в соответствии с положениями ст. 31 УПК РФ;
  • дела, связанные с оформлением судебных приказов;
  • споры о расторжении брака — в случае, если между супругами отсутствуют разногласия по поводу детей;
  • споры о распределении между супругами имущества, стоимость которого не превышает 50 000 рублей;
  • прочие дела, которые возникают в области семейных правоотношений, за исключением тех, которые связаны с оспариванием права отцовства или материнства, об установлении соответствующих прав или их лишении либо ограничении, об усыновлении или же удочерении детей, а также связанные с иными разногласиями о детях, вопросами о признании брака между гражданами недействительным;
  • споры имущественного характера между гражданами, если речь не идет о наследовании, а также активах, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности — при условии, что стоимость иска не превышает 50 000 рублей;
  • дела, связанные с установлением порядка пользования тем или иным имуществом;
  • дела, имеющие отношение к административным правонарушениям в случае, если их рассмотрение прямо отнесено к компетенции мирового судьи законом.

Не считая приведенного перечня компетенций, к подсудности в рамках рассматриваемого правового института, законом могут быть отнесены иные дела. Закон о мировых судьях РФ также содержит формулировку, по которой в судах на соответствующем уровне могут быть рассмотрены дела в рамках вновь открывшихся обстоятельств при том, что ранее были приняты и вступили в силу те или иные решения на уровне первой инстанции. Судья, представляющий институт права, о котором идет речь, рассматривает споры, которые относятся к его компетенции единолично.

Изучим теперь то, каким образом законодательство РФ регулирует деятельность участков, на которых функционируют мировые суды.

Судебные участки по законодательству о мировых судах

ФЗ № 188, как мы отметили выше — Закон о создании участков мировых судей. Какие нормы он включает в части регулирования организации работы соответствующих учреждений?

Он определяет, что работа судей, представляющих соответствующий правовой институт, осуществляется в пределах установленных границ конкретного района на отдельных участках. Закон о мировых судьях содержит формулировку, по которой общее количество людей этой профессии, а также участков в том или ином субъекте РФ определяется на уровне федерального законодательства, но по инициативе региональных органов власти при согласовании ВС РФ. Или же по инициативе ВС РФ, но при согласовании с органом власти субъекта РФ.

федеральный закон о мировых судьях

Участки, о которых идет речь, а также должности судей должны создаваться, а также упраздняться посредством издания региональных правовых актов. Предполагается, что на 1 участке будет обслуживаться от 15 до 23 тыс. граждан. В случае, если в муниципалитете — менее 15 тысяч человек, то в нем формируется 1 судебный участок. Дела, рассмотренные на соответствующем уровне, должны быть обязательно переданы в юрисдикцию другого учреждения в случае, если планируется упразднение того или иного участка или же должности судьи.

В предусмотренных законом случаях председатели районных судов могут передавать дела, которые в общем случае находятся в компетенции судьи на определенном участке, на рассмотрение учреждениями на иных территориях. Федеральный закон о мировых судьях включает формулировку, по которой по данной схеме могут быть переданы уголовные, гражданские дела, а также те, что связаны с административными правонарушениями, рассмотрением исковых заявлений и выдачей судебных приказов.

Назначение на должность мирового судьи: требования к кандидатам

Избрание мировых судей

Рассматриваемая процедура осуществляется при участии законодательного органа власти на уровне субъекта РФ или же населения, которое проживает на соответствующем судебном участке. При этом порядок избрания мировых судей должен быть установлен правовым актом, принятым в регионе. Закон о мировых судьях РФ включает формулировку, по которой не позднее, чем за 6 месяцев до того, как истекут полномочия действующего судьи, а в случае, если они прекращаются досрочно — не позднее, чем через 10 дней после появления вакансии судьи, должно быть объявлено о том, что соответствующая позиция открыта. Информация об этом размещается в СМИ.

закон о мировых судьях РФ

В соответствующих объявлениях отражаются сведения о времени, а также месте приема заявлений от граждан, претендующих на должность судьи, а также о том, когда и где данные документы будут рассматриваться. Срок полномочий судьи, который будет назначен по итогам рассмотрения заявлений, должен начинаться не ранее того дня, который следует за днем, в когда прекратились полномочия действующего судьи.

Срок полномочий судьи

Федеральный закон о мировых судьях в РФ устанавливает конкретные сроки полномочий представителя рассматриваемого учреждения. Так, мировой судья назначается или же избирается на свою должность не более, чем на 5 лет. При этом власти региона РФ вправе уменьшить данный срок. По его истечению, однако, гражданин вправе вновь претендовать на занятие должности мирового судьи. В случае если гражданин был избран на соответствующую позицию повторно, то срок его полномочий также не должен превышать 5 лет или же являться равным тому, что определен в региональных правовых актах. Мировой судья может осуществлять свою деятельность до того, как ему исполнится 70 лет. После — его полномочия прекращаются в соответствии с законодательством.

Прекращение полномочий судьи

Полномочия мирового судьи прекращаются:

  • в последний день того месяца, в котором истекают его полномочия или же того месяца, в котором судье исполняется 70 лет;
  • на следующий день после того дня, когда вступает в силу решение коллегии судей, в соответствии с которым полномочия представителя рассматриваемого учреждения прекращаются досрочно.

В случае если полномочия судьи были приостановлены или же прекращены, а также при временном отсутствии гражданина на соответствующей должности, исполнение его трудовых обязанностей осуществляет мировой судья, который работает на другом участке в том же районе. При этом издается отдельное постановление председателя суда по соответствующему району. В случае если на данной территории работает только 1 мировой судья, то его полномочия передаются на уровень инстанции, осуществляющей деятельность в ближайшем районе.

В предусмотренных законом случаях исполнение обязанностей судьи, представляющего рассматриваемое учреждение, может быть возложено на судей, которые находятся в отставке. При этом не имеет значение то, на каком участке они работали ранее.

Рассмотрим теперь, каким образом Закон о статусе мировых судей регламентирует порядок обеспечения деятельности соответствующих инстанций.

закон подсудности мировых судей

Обеспечение деятельности судей

Главную роль в поддержке мировых судей играют их аппараты. Его структура, а также штатное расписание должны определяться в законах, принимаемых на уровне субъекта РФ. Сотрудники аппарата при этом имеют статус государственных служащих и работают в соответствии с законодательством, в юрисдикции которого — регулирование правоотношений на госслужбе.

Финансирование работы мировых судей осуществляется при участии Судебного департамента, который работает при ВС РФ. Данная структура отвечает за перечисление судьям зарплаты, вознаграждений, предоставление им различных социальных привилегий, предусмотренных законодательством РФ.

За материальное обеспечение деятельности представителей соответствующих учреждений отвечают структуры на уровне исполнительной власти региона РФ. При этом в установленных законом случаях к решению данной задачи также может подключаться Судебный департамент, который работает при ВС РФ. Данная структура также отвечает за возмещение издержек по спорам, которые рассматриваются мировыми судьями.

Итак, мы изучили основные положения, которые содержит Федеральный закон о мировых судьях Российской Федерации. Полезно будет также рассмотреть оценку деятельности данного правового института со стороны экспертов.

Институт мировых судей в России: оценки экспертов

Прежде всего, в среде юристов распространена точка зрения, по которой статус мирового судьи, по сути, носит двойственный характер. С одной стороны, их деятельность осуществляется в рамках субъекта РФ, и потому регламентируется положениями региональных источников права. С другой — представитель соответствующего учреждения также входит в единую судебную систему государства и издает постановления от имени Российской Федерации.

федеральный конституционный закон о мировых судьях

Как отмечают эксперты, принятие закона о мировых судьях в России сопровождалось дискуссиями на предмет роли представителей данных правовых институтов в системе органов власти. Так, в одной из популярных концепций содержались тезисы, по которым мировой суд должен осуществлять свою деятельность на уровне первой инстанции и, таким образом, приобретать полномочия, характеризующие работу, в частности, районных судов, что повышало бы эффективность судопроизводства. При этом необходимо было обеспечить распространение юрисдикции решений соответствующих учреждений и на федеральном уровне. Таким образом, в среде экспертов также получила распространение точка зрения, по которой работа мировых судей должна была в большей степени отражать федеральный уровень рассмотрения вопросов деятельности данных структур. В частности, на соответствующем уровне могли приниматься решения о назначении судей, о финансовом и материальном обеспечении их деятельности.

Так или иначе принятие закона о мировых судьях было осуществлено в тех формулировках, по которым двойственность их деятельности в целом сохранилась. Выше мы рассмотрели положения ФЗ № 188 о том, что, с одной стороны, работа представителей данных судебных учреждений связана с принятием решений от имени Российской Федерации, с другой — порядок обеспечения их деятельности в значительной степени зависит от результатов работы законодателей в регионах. Данный механизм может рассматриваться экспертами как в достаточной мере эффективный, поскольку, с одной стороны, не ограничивает юрисдикцию решений мировых судей, с другой — учитывает региональную специфику правоотношений.

Кроме того, можно отметить, что и на уровне главного федерального нормативного акта — ФЗ № 188, содержатся формулировки, ограничивающие возможности регионов принимать нормы, значительно отличающиеся от тех, что отражают интересы федерального центра. Например, в части установления предельных сроков полномочий мирового судьи. Он не может, как мы уже знаем, длиться более 5 лет, однако, конкретная его продолжительность может быть меньшей предельного значения, и это зависит от позиции регионального законодателя.

Так или иначе, правовой институт мировых судей рассматривается экспертами как исключительно значимый с точки зрения развития юриспруденции в России, повышения правовой культуры граждан, совершенствования системы государственного управления. Закон о мировых судьях является в достаточной мере сбалансированным правовым актом, который, с одной стороны, предоставляет значимый объем полномочий регионам в части регулирования деятельности данных учреждений, с другой — содержит формулировки, способствующие сохранению целостности государственной судебной системы РФ с точки зрения расширения юрисдикции решений мировых судей, а также обеспечения поддержки их деятельности федеральными структурами.

Читайте также: