Выборка назначений из листа врачебных назначений алгоритм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель: обеспечение лечебного отделения лекарственными средствами.

Оснащение:

Выписка лекарственных средств для лечебного отделения является обязанностью старшей медицинской сестры.

Простые лекарственные формы выписываются в трех экземплярах на русском языке. Например:

№ п/п Название Форма выпуска Затребовано количество
анальгин 0,5 № 10 упаковка

Наркотические, ядовитые, сильнодействующие лекарственные средства и этиловый спирт выписывают в четырех экземплярах на латинском языке.

№ п/п Название Форма выпуска Затребовано количество
Sol. Promedoli 1%-1 ml №10 упаковки три

Затем указываются дополнительные сведения на русском языке:

Ф.И.О. пациента и № истории болезни, возраст и диагноз.

Все бланки-накладные подписывает заведующий отделением, главный врач лечебного отделения, старшая сестра и отдает их в аптеку.

УЧЕТ И ХРАНЕНИЕ ЯДОВИТЫХ И

СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ СРЕДСТВ

Цель: учет и правильное хранение лекарственных средств в лечебном отделении.

Оснащение:

Алгоритм действий:

2. Учет расхода лекарственных средств, хранящих­ся в сейфе, ведется в специальных журналах. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала небольшим бумаж­ным листом, на котором указать количество стра­ниц. На этом листе ставится печать и расписывает­ся руководитель лечебного отделения.
Для учета расхода каждого лекарственного средст­ва списка А и Б в журналах выделяется отдельный лист. Журналы хранят в сейфе и заполняют по определенной форме.

3. Наркотические анальгетики

б) пустые ампулы из-под наркотических анальгети­ков процедурная сестра передает врачу, который присутствовал при постановке инъекции;

г) при использовании всего запаса наркотических анальгетиков взамен получены
новые ампулы;

д) пустые ампулы от наркотических анальгетиков уничтожаются только специальной комиссией, утвержденной руководителем лечебного учреждения

1. Выборка производится после обхода врачей (после 12 часов) постовой медсестрой.

2. Назначения выписываются отдельно в специальные тетради:

а) внутривенные инъекции

б) подкожные и внутримышечные инъекции

в) консультации (ЛОР, окулист, невролог, другие специалисты и исследования)

г) процедуры (банки, горчичники, компрессы, клизмы и т. д.)

д) лабораторные исследования (анализы мочи, кала, крови, мокроты, биохимические исследования)

3. Затем медсестра делает следующее:

а) подает заявки в лаборатории, рентген-кабинет

б) сообщает больным о назначенных анализах, процедурах и исследованиях на следующий день

в) инструктирует больного по поводу того, как собрать тот или иной анализ

г) оформляет направления на анализы и исследования и прикрепляет их к посуде, в которую собирают исследуемый материал.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ШКАФУ СОГЛАСНО СПОСОБАМ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Прежде следует разделить лекарственные средства в зависимости от пути их введения.

Все СТЕРИЛЬНЫЕ растворы в ампулах и флаконах (на флаконах с препаратами, изготовленными в аптеке, должна быть голубая этикетка), хранят в процедурном кабинете. В стеклянном шкафу на одной из полок – антибиотики и их растворители, на другой – флаконы для капельного вливания жидкостей вместимостью 200 мл и 500 мл, на остальных полках – коробки с ампулами, не входящими в список А (ядовитые) или Б (сильнодействующие), то есть растворы витаминов, дибазола, папаверина, магния сульфата и другие.

Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке – 3 дня. Если за это время они не реализованы, их следует вылить, даже если нет признаков непригодности (изменение цвета, прозрачности).

ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМ

б) через дыхательные пути

в) на слизистые оболочки

б) под язык (сублингвально)

в) через прямую кишку (ректально)

г) за щеку (трансбуккально)

а) внутрикожно д) внутриартериально

б) подкожно е) в полость (брюшную, плевральную, суставную)

в) внутримышечно ж) в синномозговой канал

г) внутривенно з) внутрисердечно

НАРУЖНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

(на кожу, через дыхательные пути, на слизистые оболочки, во влагалище)

Компрессы, примочки, смазывания, растирания, повязки на раневую поверхность, закапывания капель, ингаляции – все это способы наружного пути введения лекарственных форм (мазей, эмульсий, растворов, болтушек, порошков, настоек). Наружным путем можно воздействовать не только на кожу, но и на слизистые оболочки глаза, носа, уха, влагалища. Всасывание через слизистые оболочки проходит очень энергично. Для местного воздействия на слизистую оболочку влагалища применяют шарики, тампоны, порошки, растворы для спринцеваний.

Мази применяют различными способами ( втирают; наносят на кожу тонким слоем, не втирая; иногда мазь наносят на салфетку и прикладывают ее к пораженному участку кожи), но в любом случае кожа больного, инструменты и руки медсестры должны быть чистыми.

ИНГАЛЯЦИОННЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Введение лекарственных средств в дыхательные пути путем их вдыхания называется ингаляцией. Лекарственное средство находится во флаконе-ингаляторе в виде аерозоля. Ингаляторы бывают стационарные, портативные, карманные. С помощью ингалятора лекарственное средство вводят через рот или нос.

· Палатная медсестра ежедневно делает выборку врачебных назначений из истории болезни.

Материальное обеспечение:

· Медицинские карты стационарного больного.

· Листы врачебных назначений.

· Журналы (листы) процедурного или манипуляционного кабинета.

· Журналы записей консультаций и лабораторных исследований.

Последовательность выполнения:

· Листок назначений заполняется на больного в день поступления.

В нем отмечается:

- отделение и № палаты;

- режим и диета больного.

· На одну сторону листа выписываются лекарственные средства для внутреннего и наружного применения, а на другой – для парентерального введения.

· Выписывая назначения из истории болезни в листок назначений, медсестра отмечает:

- способ и частоту приема.

· При отмене лекарственного средства напротив его ставится дата отмены.

· Ежедневно из листка назначений палатная медсестра переносит сведения о назначенных больным инъекциях в процедурный журнал (листок).

· Затем в соответствующие журналы записывают лабораторные и инструментальные исследования, назначенные данному больному.

· Закончив выборку, медсестра расписывается в истории болезни под врачебными назначениями.

РАЗДАЧА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

ПК 1-7,8,11

ОК 1, 2,3,7,8

Материальное обеспечение:

· Графин с кипяченой водой.

· Емкость с дезраствором.

Последовательность выполнения:

· Поставить на передвижной столик емкости с различными лекарственными формами, пипетки, мензурки, графин с водой, ножницы, листы назначений, лоток.

· Переходить от больного к больному, давать лекарственное средство непосредственно у постели больного согласно листу назначений. (Проверить срок годности, оценить лекарство по внешнему виду, внимательно прочитать название, дозировку, сверить его с листом назначений врача.)

· Больной должен принять лекарство в присутствии медицинской сестры. При даче больному порошка, разверните упаковку, придайте ей форму желобка и высыпьте порошок под язык, после чего предложите запить водой.

· Тяжелобольным положить таблетку на язык ложечкой или с помощью бумажного желобка, детям измельчить таблетку, добавить сироп и дать запить водой.

· Водные растворы лекарств (микстуры, отвары) давать из мензурки. При отсутствии мензурок пользоваться ложками (столовая-15 мл., десертная-10 мл., чайная-5 мл.)

· Спиртовые и эфирные настоики, жидкие экстракты отмеривать каплями с помощью отдельных пипеток. Лекарство накапать в мензурку, с расчетом, что 1 г воды-20 капель, спирта-65 капель, эфира-85 капель, добавить небольшое количество воды и дать пациенту.

· Погрузить мензурки в емкость с дезраствором.

· Сделать отметку в листе назначений лекарственных средств о сроке введения, поставить свою подпись.

· Нитроглицерин и валидол должны находиться на руках у пациента.

· Медсестра не имеет права сама назначать, отменять или заменять одно лекарственное средство другим.

· При завышении дозы лекарства срочно сообщить врачу!

СОСТАВЛЕНИЕ НАКЛАДНОЙ-ТРЕБОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

ПК 5,8

ОК 1,2,3

· Палатная медсестра ежедневно делает выборку назначений из истории болезни для каждого пациента и подает заявку на необходимые лекарственные средства старшей медсестре.

· Старшая медсестра суммирует эти сведения и выписывает требования по определенной форме в аптеку (М. - 11).

· В отделении у старшей медицинской сестры должно находиться не более 10-ти дневного запаса лекарственных веществ, на посту -

· Требования на получение лекарственных средств из аптеки выписываются в 3-х экземплярах.

· Требования на ядовитые, наркотические, сильнодействующие лекарственные средства, этиловый спирт выписываются в 4-х экземплярах на латинском языке, на отдельных бланках. На бланках указывают:

· При получении лекарственных средств из аптеки старшая медсестра проверяет их соответствие прописи в требованиях:

Образование синяка после инъекции свидетельствует о том, что доза препарата не абсорбируется должным образом.

Нельзя делать инъекции в место образования кровоподтека.

Чаще кровоизлияния образуются вследствие действия препарата, а не является причиной неумелого выполнения инъекции.

Опредение суточного диуреза и водного баланса

Объяснить пациенту, что в 6:00 необходимо выпустить мочу в унитаз.

Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измеряя диурез.

Фиксировать количество выделяемой жидкости в листе учета.

Фиксировать количество поступившей в организм жидкости в листе учета.

Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до 6:00 следующего дня.

В 6:00 следующего дня сдать лист учета медицинской сестре.

Заключительный этап выполнения манипуляции

Определить какое количество жидкости должно выделиться с мочой.

Расчет водного баланса определяется по формуле:

количество принятой жидкости х на 0,8 (80%) = количеству мочи, которое должно выделиться в норме.

Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости в (норме).

Считать водный баланс отрицательным, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано (в норме).

Считать водный баланс положительным, если выделено больше жидкости, чем рассчитано (это может быть результатом действия диуретических лекарственных средств, употребление мочегонных продуктов питания, влияние холодного времени года).

Выборка назначений из листа врачебных назначений

Цель: своевременное выполнение врачебных назначений.

Оснащение:

- листы назначений из историй болезни пациентов,

- журналы консультаций специалистов,

- журнал дополнительных исследований.

Условия:

ежедневно постовая м/с после врачебного обхода выписывает из листа назначений в истории болезни все назначения в следующие документы:

Помощь пациенту при рвоте в сознании

Цель:неотложная помощь пациенту; предупреждение аспирации рвотных масс;

забор рвотных масс для диагностических исследований

Показания:определяет врач

Противопоказания:определяет врач

Оснащение:

мыло, стерильные ватные шарики в 70% спирте, стерильные марлевые салфетки, накрытый стерильный лоток с инструментарием (пинцет), лоток для отработанного материала, емкость для сбора рвотных масс, перчатки, одноразовая пеленка, мешок для грязного белья, вода кипяченая для полоскания полости рта, стакан, ложка и емкость для сбора рвотных масс для диагностических исследований, направление для диагностического исследования, контейнер для транспортировки биологического материала, набор ёмкостей для дезинфекции (3% р-р Хлорамина, 5% р-р Хлорамина).

Алгоритм

1.Объяснить пациенту цель, ход предстоящей манипуляции, получить

добровольное согласие пациента на выполнение манипуляции

2. Обработать руки на гигиеническом уровне, надеть перчатки

3. Усадить пациента на стул, руки завести за спинку стула и зафиксировать их в

таком положении полотенцем (если есть зубные протезы - снять их)

4. Раздвинуть ноги пациента, между ног поставить емкость для сбора рвотных

5. Накрыть грудь пациента одноразовой пелёнкой

6. Надеть фартук на себя

7. Встать сбоку пациента, положить одну руку пациенту на плечо, другую на

лоб, во время позывов на рвоту наклонять голову пациента над тазом

8. После окончания рвоты, дать пополоскать рот пациенту водой, промокнуть

9. Освободить зафиксированные руки пациента, дать пополоскать рот водой,

снять с пациента салфетку и фартук

10. Помочь пациенту занять удобное положение в постели, убедиться, что он

чувствует себя комфортно, дать рекомендации по режиму

11. Открыть стерильную емкость для сбора рвотных масс и ложкой из разных

мест собрать рвотные массы, поместить емкость в контейнер для

транспортировки биологического материала

12. Снять перчатки и фартук, обработать руки на гигиеническом уровне

Техника использования карманного ингалятора

1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе

процедуры и согласие.

2. Прочитать название лекарственного средства.

4. Дать пациенту баллончик с лекарственным препаратом.

Запомните!

Не распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для вашего здоровья.

5. Предложить пациенту сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять

процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия легких при этом эффективнее,

но можно проводить ингаляцию сидя):

а) снять с ингалятора защитный колпачок;

б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;

в) сделать глубокий выдох;

г) взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при

этом слегка запрокинуть назад;

д) сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;

е) извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5-10 с

(акцентировать на этом внимание пациента!);

ж) сделать спокойный выдох.

Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук промыть водой

с мылом и вытереть насухо

Запомните!

Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

Одно нажатие равно одной дозе препарата.

Завершение процедуры

1. Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его.

3. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на

Набор антибактериального препарата из флакона

Оснащение: стерильные:

- пинцет или ножницы нестерильные,

- спирт этиловый 70% (или другой кожный антисептик),

- лоток для использованного материала.

Для разведения используют:

– 0,9% раствор NaCl,

- 0,25% или 0,5% раствор новокаина,

- вода для инъекций.

Антибиотики разводят двумя методами:

- 1:1(на каждые 100000 ЕД антибиотика – 1 мл. растворителя);

- 2:1 (на 100000 ЕД антибиотика – 0,5 мл. растворителя).

Алгоритм

2. Прочитать надпись на флаконе (наименование, доза, срок годности).

3.Вскрыть алюминиевую крышку в центре нестерильным пинцетом или ножницами.

4. Обработать шариком со спиртом резиновую пробку.

5. Набрать в шприц необходимое количество растворителя.

6. Ввести иглу вертикально в центр пробки флакона, ввести растворитель.

7. Снять флакон вместе с иглой с подыгольного конуса и. встряхивая флакон,

добиться полного растворения порошка.

8. Надеть иглу с флаконом на подыгольный конус.

9. Поднять флакон вверх дном и набрать содержимое флакона или его часть

10. Выпустить воздух из шприца во флакон.

11. Снять флакон вместе с иглой с подыгольного конуса.

12. Надеть и закрепить на подыгольном конусе иглу для инъекций.

13. Для инъекции положить в лоток шприц, два ватных шарика, смоченных спиртом или другим кожным антисептиком, и накрыть лоток стерильной салфеткой.

Проведение оксигенотерапии с помощью кислородного концентратора

Цель: уменьшение гипоксииразличного происхождения.

Оснащение: источник кислорода, аппарат Боброва, увлажнитель кислорода, стерильный носоглоточный катетер, стерильное вазелиновое масло, стерильные пинцет и шпатель, стерильные марлевые салфетки, лоток для оснащения, лоток для отработанного материала, лейкопластырь, ножницы, часы, перчатки, сосудосуживающие капли в нос.

Алгоритм

1. Провести психологическую подготовкупациента, познакомить его с целью и

ходом процедуры.
2. Вымыть и высушить руки. Надеть перчатки.
3. Подготовить к работе аппарат Боброва.

4. Налить в чистую стеклянную емкость на 2/3 объема увлажнитель температурой

40-45 o C (недопустимо повышать температуру раствора).

кислород должен быть подогрет (в идеале) до температуры тела, чтобы предупредить ожог дыхательных путей.

5. Длинную трубку аппарата погрузить в жидкость и присоединить к источнику

кислорода.
6. Обеспечить герметичность соединений при помощи винта на пробке.
7. Проверить проходимость аппарата.

Примечание:

- для увлажнения используют стерильные растворы воды, изотонический раствор

натрия хлорида, 2% раствор натрия гидрокарбоната;

- при наличии отека легких используют 96% спирт или антифомсилан,

температура которых должна быть комнатной.

8. Обработать дезраствором пеленальный матрац, постелить пеленку.

9. Вымыть и высушить руки.
10. Для профилактики аспирации рвотных масс придать ребенку возвышенное

положение, уложив его так, чтобы голова и верхняя часть туловища находились

на приподнятом изголовье матраца.
11. Проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости очистить

носовые ходы.
12. Для обеспечения попадания струи кислорода в верхние дыхательные пути

измерить глубину введения катетера (расстояние от козелка уха до крыла носа).

Для этого:
- захватить пинцетом марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки;
- извлечь пинцетом катетер из упаковки, проверить его целостность;
- положить в руку на марлевую салфетку вводимый конец катетера и расположить

его возле носа ребенка, а другой конец катетера, удерживаемый пинцетом,

- у козелка уха, не касаясь лица ребенка;
- сделать метку для визуального контроля за глубиной введения катетера.

Подготовка пациента к ЭКГ, ЭХО-КГ

Показания: является обязательным дополнительным методом исследования всех обратившихся за медпомощью пациентов.

При жалобах на боли в груди выполняется в срочном порядке для исключения острого инфаркта миокарда.

Противопоказания: нет

Оснащение: электрокардиограф, спирт, ватные тампоны

Алгоритм

1. Объяснить ход исследования. Получить согласие на проведение исследования.

2. Подготовка рабочего места для выполнения манипуляции. Запись ЭКГ

проводится в положении пациента лежа на спине. Аппараты с аккумуляторным

питанием заземления не требуют.

3. Пациент должен освободить грудь от одежды. Голени и предплечия также

свободны от одежды. Дышать спокойно и расслабиться.

4. Кожу внутренней поверхности голеней и предплечий в нижней трети

5. Затем на эти места накладывают электроды, подключение электродов к проводам

проводится по следующей маркировке: правая рука – красный цвет; левая рука –

желтый цвет; левая нога – зеленый цвет, правая нога – черный цвет (заземление).

6.Установка грудного электрода в шести отведениях (белый провод): V1 - IV м/р по

правому краю грудины; V2 – IV м/р по левому краю грудины; V3 – уровень V

ребра по левой окологрудинной линии; V4– V м/р по левой средне-ключичной

линии; V5 – V м/р по левой переднее- подмышечной линии; V6 - на том же уровне,

что V5 , но по средне-подмышечной линии.

7. Выбор усиления сигнала: напряжение 1 mV должно вызывать отклонение

регистрирующей системы на 10 мм. В положении 0 переключателя отведений

регулируют усиление электрокардиографа.

8. Запись ЭКГ. Изменяя положение переключателя, вначале записывается в

отведении I,II,III,затем aVR,aVL, aVF, затем в грудных отведениях V1 – V6. В

каждом отведении записывают не менее 4 сердечных циклов. ЭКГ регистрируют

на скорости 50 мм/ с

9. Снять электроды. На бумажной ленте записывают ФИО пациента, возраст, дату

и время исследования, отмечают отведения.

10. Уборка рабочего места с соблюдением требований санитарно-эпидемического

Читайте также: