Культура казахского ханства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культура Казахстана XV-XVH в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то,,что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на жилищах, на формах одежды, в представлениях об окружающей природе, в устном народном творчестве и искусстве.

Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно и его убранство были максимально приспособлены к кочевому и полукочевому образу жизни казахов. Основным видом жилища в это время являлась Ц.повозка - передвижное жилище.

Для Казахстана XV-XVII в.в. характерны также полуседлые и оседлые стационарные жилища. Большинство таких жилищ, как жер уй, шошала, кора выявлены на юге Казахстана. Огромное значение в жизни казахов имели долины рек Сырдарьи, Таласа и Чу, бассейны Тургая, Ишима и, Иртыша, где находились их главные зимние стоянки.

В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха ,енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы. Шубы из меха пушных зверей назывались "ишик1' и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком- "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - '"барша тон".

Казахское оружие было разнообразным; Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш"; мечи - "себеле", палаши - "семсер". Широко использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар'У длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "буйда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак" и стрелы.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частично купленные в городах Средней Азии, частично изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фителем и украшенные насечкой серебром или без насечки, с коротким стволом. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались "козы кеш". Порох, пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Таким образом, материальная культура казахов отличалась самобытностью, оригинальностью, отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно- экономический уклад казахов, их пища, одежда были наиболее приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.

День нового года (Наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов- импровизаторов.

Погребальные обряды XV-XVII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа "тенгри". У казахов существовала вера в загробную, жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня; оставляли умершему пищу и питье. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов и знатных людей хоронили в Туркестане. В дальних районах на время зимы покойников подвешивали на лесину (соре) и лишь ^наступлением теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.

Основу казахского народного календаря составляли астрономические представления и некоторые знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом. Большое практическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичнорти явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.

Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепчи постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц на три декады.

Господствующей формой религии казахов XV-XVII вв. является ислам, но в то же время кочевники по-прежнему выполняли обряды шаманизма, основанные на культе Тангри. В мировоззрении казахов XV- XVII в.в. солидное место занимали анимистические представления и культ сил природы, все объяснялось наличием борьбы дуальных начал - кие (добро) и кесир (зло). Каждое природное явление имело своих хозяев, предписывалось приносить им жертвоприношения и заклинания. Большое значение имел культ огня, как покровитель жилища и домашнего очага, чистоты помыслов и действий.

По свидетельству источников к XV-XVII в.в, относятся мавзолей Жанибека и Касыма в древнем некрополе г. Сарайчик, Так же известны мавзолей Есима и Джангира, настроенные внутри ограды мечети Ахмеда Ясави в Туркестане. Интересные архитектурные произведения появились в этот период на территории Мангышлака, Улытау, в низовьях р. Сырдарьи.

В Казахстане крайне сложная этническая история. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории в тех пределах, в которых казахи размещались в последующие века.

В силу естественно-географических и хозяйственных условий обитания, вхождения различных племен в разные племенные союзы и раннефеодальные государства формируются три этнокультурные группы - жузы.

Старший жуз: Семиречье, Туркестан;

Средний жуз: Центральный, Северный и Восточный Казахстан;

Младший жуз: Западный Казахстан, междуречье Урала и Волги.

Родоплеменной состав жузов:

Старший жуз: дулаты (4 родовые группы: боптай, шымыр, сейкым, жаныс), уйсунь, жалаир, канглы, суаны, албаны, шапрппшты, сргели, жалаиры, ошакты.

Средний жуз: аргыны, найманы, кыпчаки, кереи, уаки, конраты, таракты.

Младший жуз: 3 родовых объединения − алимулы (шекты, торткара, каракесек, карасакал, кете, шомекей), байулы (адай, жаппас, алаш, байбакты, маскар, берш, тазлар, есентемир, серкеш, тана, кызылкурт, шихлар, алтын, исык), жетыру (табын, тама, кердери, кереит, толеу, рамадан, жагалбайлы).

В городах развивалось ремесло, существовал стабильный рынок. Строились архитектурные комплексы.

Религия. Развитие своеобразной формы ислама (с сохранением многих доисламских − языческих традиций).

Этногенез казахского народа

В Казахстане крайне сложная этническая история. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории в тех пределах, в которых казахи размещались в последующие века.

В силу естественно-географических и хозяйственных условий обитания, вхождения различных племен в разные племенные союзы и раннефеодальные государства формируются три этнокультурные группы - жузы.

Старший жуз: Семиречье, Туркестан;

Средний жуз: Центральный, Северный и Восточный Казахстан;

Младший жуз: Западный Казахстан, междуречье Урала и Волги.

Родоплеменной состав жузов:

Старший жуз: дулаты (4 родовые группы: боптай, шымыр, сейкым, жаныс), уйсунь, жалаир, канглы, суаны, албаны, шапрппшты, сргели, жалаиры, ошакты.




Средний жуз: аргыны, найманы, кыпчаки, кереи, уаки, конраты, таракты.

Младший жуз: 3 родовых объединения − алимулы (шекты, торткара, каракесек, карасакал, кете, шомекей), байулы (адай, жаппас, алаш, байбакты, маскар, берш, тазлар, есентемир, серкеш, тана, кызылкурт, шихлар, алтын, исык), жетыру (табын, тама, кердери, кереит, толеу, рамадан, жагалбайлы).

В городах развивалось ремесло, существовал стабильный рынок. Строились архитектурные комплексы.

Религия. Развитие своеобразной формы ислама (с сохранением многих доисламских − языческих традиций).

В XV-XVII вв. общественные отношения у казахов носили патриархально- феодальный характер.

Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней:

Аул состоял из родственников. Возглавлял его аулбасы;

Ата аймак состоял из нескольких аулов, объединенных родственными связями. Им управлял аксакал (старейшина).

Род состоял из 10-15 аймаков. Им руководил рубасы (глава рода).

Арыс состоял из нескольких родов. Им управлял бий.

Улус включал в себя несколько арысов. Правителем улуса был султан из рода Чингизидов. Территория улуса называлась юрт. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI в. таких улусов насчитывалось около десяти. Улус состоял примерно из десяти тысяч семей.

Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза был хан.

Ханство состояло из трех жузов. Верховным правителем был великий хан.

Хан совмещал в своем лице гражданскую, административную и военную власть. Избирались ханы из числа султанов. Они имели свои небольшие военные отряды. Регулярного войска ханство не имело. В случае опасности собиралось народное ополчение.

Скот находился в частной и семейной собственности. Он был главным мерилом богатства. Земля принадлежала хану и аристократии. Существовало несколь форм землевладения.

Сойургал - это земельные владения феодалов, пожалованные им за военную или гражданскую службу; это форма господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Вакф - собственность духовенства на землю, водные источники, оросительные сооружения, полученные им за поддержку правителей Казахского ханства. Мильк - частная собственность мусульманского духовенства на землю и пастбища.

Податное население Кара-суйек обязано было платить многочисленные налоги и поборы: зекет (1/20 часть от приплода скота), согум, сыбага, бийлык - со скотоводов; уьиур (1/10 часть от сбора урожая, его собирал мулла), тагар, бадж и харадж - с земледельцев и ремесленников. Они также исполняли повинности и отработки: саун — отдача скота на выпас рядовым кочевникам, мардикар - общественные работы, асар - помощь в выполнении сезонных работ, коналга — принятие войска на постой, джамага — принятие на постой знатных людей и другие.

В Казахском ханстве существовали маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу - весеннее, жайляу - летнее, куздеу - осеннее, кыстау - зимнее). Жилищем кочевников была юрта.

В Казахском ханстве были развиты также оседлое и полуоседлое земледелие и городская культура. Главную роль в ХVІ-ХVІІ вв. играли Сырдарьинские города Аркук, Куджан, Аккурган, Узгент. Крепостью, административным, торговым и ремесленным центром ХVІ-ХVІІ вв. был город Сайрам. При Касыме столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город Сыгнак. Главным религиозным центром являлся Туркестан. Сауран в ХVІ в. был более всего известен как неприступная крепость.

Приблизительная численность городского населения в этот период составляла около 70 тысяч человек. Средняя численность населения городов - 4,5 — 5,5 тысяч человек. Густонаселенная, укрепленная центральная часть города называлась хисар.

Мавзолеи Алаш-хана, Джучи и Болган-Ана были построены в ХІV-ХV вв. и расположены в Центральном Казахстане. Мавзолеи ханов Джаныбека и Касыма были построены в Сарайчике, мавзолеи Есима и Джангира - в Туркестане.

Этнические процессы на территории Казахстана

Начало образования казахской народности относится к ІІ-І тыс. до н.э. Исторические предпосылки для этого сформировались в ХІ-ХІІ веках. Консолидацию казахской народности тормозили беспрерывные войны и междоусобицы Джучидов. Процесс формирования казахской народности завершается в ХV-ХVІ вв. В состав казахского народа вошли племена: усуни, канглы, кыпчаки, аргыны, найманы, дулаты, кереиты, алшыны, коныраты и др.

Этнос, народ, нация - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, относительно стабильными особенностями культуры, сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп.

Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.

Жители Семиречья называли себя Великим или Старшим жузом и проживали в поймах рек Чу. Талас и Или. В него входили племена: уйсуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры и др.

Жители Центрального Казахстана (предгорья Каратау, Моюнкумы, Нура, Сырысу) входили в состав Среднего жуза и объединяли племена: кыпчаки, найманы, керей, коныраты, уаки и др.

Жители Западного Казахстана (нижнее течение Сырдарьи, поймы рек Урал, Иргиз. Тургай, Мугоджарские горы) составили Младший жуз. В него вошли племена: табын, тама, жагалбайлы, шумекей, карасакал, торткара, адай, шекти, шана, алшын, серкеш и др.

Позднесредневековая городская и оседло-земледельческая культура

Экономика городов ХІІІ-ХVІІІ веков

Торговая деятельность и денежное обращение в Отраре и ряде других городов в XVII в. переживают упадок.

Архитектура и искусство

Наиболее ранним памятником позднего средневековья является мавзолей Дауд-бека в Таразе, построенный в XIV в. Мавзолей Ахмеда Яссауи был построен в Туркестане в ХІV-ХV вв. по приказу Эмира Тимура. Мавзолей Рабига-Султан-бегим построен в Туркестане в конце XV в. Обычаи и обряды казахов

Обычаи и обряды казахов

Жилищами казахов-кочевников были передвижные домики на колесах - кибитки или куйме и легкое сборное жилище - юрта. Части юрты: стена из деревянной решетки — кереге, кривые палочки сверху — унины или уык, деревянный купол, верхняя часть юрты - шанырак. Сверху юрты покрывали кошмами - туырлык, узик, тундик.

Одежда казахов была показателем своеобразия казахской культуры. Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, из шелка и сукна - шапан. Мужской плащ из верблюжьей шерсти назывался шекпен. Шуба из овчины - тон. Плащ из шкуры молодых жеребят - жаргак. Брюки из кожи или сайгачьей шкуры - шалбар. Женская приталенная безрукавка - камзол. Мужские сапоги с длинными голенищами - шокайма. Мягкая обувь из козьей шкуры-меси-ичиги.

Головные уборы были разнообразны. Зимняя мужская шапка называлась тымак. Летняя шапка из войлока - калпак. Борык - шапка, отороченная мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась камшат борык. Саукеле - высокая конусообразная шапка, у крашенная драгоценностями - головной убор невесты. Головные уборы девочек и девушек украшали перьями филина. Через год после свадьбы женщина надевала желек - упрощенное саукеле, а после рождения ребенка - кимешек, головной убор из белого материала с вышивкой. Женщины средних лет носили головной платок - жаулык, а пожилые женщины

кундик, саукелеобразный круглый головной убор.

Пища, напитки. Напиток из верблюжьего молока - шубат, из кобыльего молока - кумыс, из коровьего молока - айран. Сыр - курт или иримшик. Из мяса конины делали казы, карта, жал, жая, чужук. Изысканное лакомство из проса - жент. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, пожаренное на масле, называется куырдак.

Национальные игры проводились во время торжеств, праздников. Скачки

байга. Борьба силачей - балуан курес. Состязания в ловкости - сайыс. Скачки с тушей козы - кокпар. Стрельба из лука по золотой мишени - алтын кабак ату. Песенное состязание акынов - айтыс. Охота с ловчими птицами - саят.

В ХV-ХVII вв. у казахов преобладало поклонение силам природы. Люди утверждали, что у каждого явления природы свой покровитель. Казахи поклонялись земле (Жер-ана), воде (Су-ана). Верили, что у каждого вида скота есть свой покровитель: у овцы - Шопан ата, у коровы - Зенги-баба, у лошади -

Камбар ата, у верблюда - Ойеыл-кара. У казахов бытовало поклонение солнцу и луне. Они приносили жертвоприношения кумысом, когда просили дождя.

Самым популярным музыкальным инструментом была домбра, из смыч­ковых - кобыз. Музыканты играли на свирели, сделанной из камыша и дерева.

Поэты-песенники у казахов назывались сал и серы, поэты-импровизаторы

акыны, поэты - исполнители эпоса - жырау.

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVI - XVII ВЕКАХ

Общая характеристика. Культуру казахского народа XVI- XVII веков составляет материальная и духовная культура казахских ро­дов и племен, объединенных в единый народ. Казахская культура - своеобразная и самобытная культура. Она формировалась в течение столетий в процессе сложения казахской народности. Народные мас­сы были созидателями материальной и духовной культуры. Однако развитие культуры на просторах Казахстана протекало неодинаконо. Более интенсивно она развивалась в городских и земледель­ческих центрах, чем в кочевых и полукочевых районах.

Памятники материальной культуры являются доказательст­вом того, что развитие экономики и культуры на огромной терри­тории Казахстана шло неравномерно. Южные районы Казахстана были более развитыми в экономико-культурном отношении. Здесь этому способствовало оседлое земледельческое хозяйство и город­ская жизнь. Оседлое и полуоседлое население жило на берегах Сыр­дарьи и у подножий Каратау. Центры ремесел и торговли - горо­да Сыгнак, Сауран и Туркестан находились в Южном Казахстане. Они имели тесные связи с народами соседней Средней Азии.

В XVI - XVII веках развитие культуры казахского народа тор­мозили частые в то время междоусобные распри. Вследствие меж­доусобиц и войн разрушались города, земельные угодья станови­лись непригодными для хозяйства. Такое положение тяжело ска­зывалось и на развитии культуры. Особенно бедственные послед­ствия для развития культуры казахского народа имели джунгар­ские нашествия в XVI - XVII веках.

Устная литература, устное народное творчество - это зерка­ло общественной жизни. Кочевой быт и хозяйства оставили неиз­гладимый след в идейно-художественном содержании фольклора казахского народа. Устное народное творчество - богатейшая со­кровищница духовной культуры.

В XVI - XVII веках бурное развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. В этот пе­риод были созданы многие фольклорные произведения, передавав­шиеся из поколения в поколение. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невес­ты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т.д. Подав­ляющее большинство творений фольклора отражало разносторон­ние взгляды и мироощущения кочевников, их жизненные и трудо­вые традиции. Многие песни, стихи были связаны с религиозными верованиями, обычаями, традициями и обрядами.

Акыны, жырау, салы и сери (сал и сери - поэт-песенник). Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донес­шими ее до нас, были талантливые акыны, салы и сери. Акын обыч­но импровизировал и исполнял песню сам. Знаменитые казахские акыны и жырау (поэты-импровизаторы) Жиембет, Маргаска, Ак- тамберды, Умбетей, Бухар-жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против внешних вра­гов. Ни одно празднество не проходило без участия акынов. По­этому авторитет и влияние акынов среди населения были очень высокими. Акыны слагали песни о важных событиях в истории народа, о знаменитых людях, воспевали любовь, благородство, чувства и переживания, мечты и чаяния людей.

Салы и сери не только импровизированно создавали песни, но и одновременно сочиняли к ним музыку. В песнях садов воспева­лись любовь, мужество и высокие душевные качества, в них часто звучали шутливые мотивы, розыгрыши. Песни сери отличались своей высокой эмоциональностью и строгим сохранением ритма. Садов и сери сопровождали множество певцов, кюйши, силачей- палуанов, кусбеги (любителей охоты с ловчими птицами). Образ жизни садов и сери состоял в постоянных разъездах по аулам. Они всегда были непременными участниками тоев и свадеб.

Распространение исламской религии. В XVI - XVII веках ка­захи официально приняли исламскую религию. Распространите­лями ислама среди казахов были туркестанские, бухарские и аст­раханские священнослужители. Казахские ханы и султаны, при­няв ислам, стали соблюдать все его обряды, как чтение Корана и молитва (намаз). Своих детей они отдавали учиться в медресе.

Медленнее проникал ислам в среду народных масс. Они традиционно продолжали придержи­ваться языческого (тенгрианского) верования.

Особо широкое распространение исламская ре­лигия получила в Южном Казахстане и Жетысу.

Значительная роль в распространении су­физма - ответвления исламской религии - при­надлежит Ходжа Ахмеду Йасауи. Исламские идеи его учения были близки древним религи­озным верованиям тюрков.

В религиозной жизни казахов продолжал существовать культ огня (От-ана - Мать-огонь). В языческих верованиях казахов при­сутствовало древнее понятие огня - алас. Люди считали огонь по­кровителем домашнего очага. Соблюдался также обряд очищения огнем (аластау), когда злых духов изгоняли с помощью огня.

Похоронные обряды. И в похоронных обрядах казахов соблю­дались традиции поклонения Тенгри. Согласно исламской рели­гии совершались обряды омовения тел умерших и погребения их в могиле головой в направлении к Мекке. Хоронили обычно вблизи зимовки.

Внешний вид могил свидетельствовал о том, какое положение занимал в обществе умерший человек. Богатым возводились кра­сивые сооружения из обожженного кирпича с национальным ор­наментом. Жена покойного в течение года ходила в черном плат­ке и соблюдала траур. Лишь по истечении года над могилами ста­вились надгробные памятники, устраивались поминки. Коням усоп­ших отрезали хвосты, пускали их в табун, а затем забивали в ка­честве жертвоприношения к годовщине смерти человека.

Характерные признаки материальной культуры. В процессе формирования казахской народности появились характерные при­знаки присущей ей материальной культуры. Эта культура вобра­ла в себя всю сокровищницу материально-культурного наследия наших предков. Материальная культура казахского народа явля­ется продолжением материальной культуры всех племен и родов, живших на территории Казахстана и составивших казахскую на­родность. К материальной культуре казахского народа относятся жилища, одежда и национальные блюда.

Основным видом переносного жилища казахов была юрта. Для ведения кочевого хозяйства необходимо было быстро сооружае­мое и разбираемое, легко перевозимое жилище - юрта. В регио- нах земледельческой культуры строили постоянные дома из дер­на, глины и камня. Летнее жилище имело такую разновидность, кроме вышеуказанной обычной юрты, как передвижное жилище , установленное на колесах. В повозку впрягались лошади, верблю­ды. Юрта была незаменима в условиях кочевки с пастбища на паст­бище. Она имела три основные части: стену, состоящую из сборно­раздвижной решетки, называемой кереге, она укреплялась уыка- ми (купольными жердями), сверху устанавливался верхний дере­вянный купол - шанырак, снаружи на решетки прикреплялись кошмы или циновки из тростника - чия.

Кошмы, предназначенные для покрытия юрты, имели назва­ния туырлык, узик, тундик. Через тундик внутрь поступал свет, уходил дым. Чтобы кошмы, покрывавшие юрту, не уносило вет­ром, на их кончиках были отверстия, через которые кошмы креп­ко привязывались к кольям. При входе справа от двери ставили деревянную лежанку на ножках (жукаяк), сундук и кебеже (раз- ыовидность сундука). В середине находился очаг - продолговатая яма в земле - для установки котла. Здесь готовили пищу, очаг также обогревал жилище.

Жилища феодалов отличались богатым убранством. Рядом с жилыми домами строили хозяйственные постройки. Зимние жи­лища обносились оградой. На севере Казахстана строили и дере­вянные дома. Двор огораживали плетнями. На юге в этих целях использовали камыш. Такие дома с надворными хозяйственными постройками назывались зимовками.

Одежда. Показателем своеобразия казахской культуры того времени являлась и одежда. Казахи летом носили рубашки, а по­верх них надевали бешпент, камзол или чапан. Зимой одевали тулу­пы с подкладкой из верблюжьего или овечьего меха или шерстяной плащ (шидем чекпен), шубу из овчины (тон), а также полушубок из шкуры молодых жеребят (жаргак) с воротником и шаровары из ов­чины с подшерстием вовнутрь, штаны из сайгачьих шкур.

Из головных уборов мужчины носили тымак из мерлушки и шкур диких зверей, летом - калпак из тонкой белой кошмы. У казахов были различные виды обуви. Мужчины ходили в шокай- ма - сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами. На охоту одевали сапоги с загнутым кверху носком, а для верховой езды - легкие сапоги. Мягкая обувь из козьей кожи называлась ичиги. Одевали кожаные галоши - кебис и другие виды обуви.

Женская одежда шилась из хлопчатобумажной ткани, шелка, иногда из бархата. Платья были разнообразной выкройки. Девуш­ки носили красивые головные уборы из ценного меха с перышка­ми филина на макушке. Молодые женщины в первый год замуже­ства ходили в свадебном головном уборе, украшенном драгоцен­ными камнями и орнаментом, - саукеле. Затем носили шелковое покрывало - желек. 30-40-летпие женщины одевали головной убор из белого материала с вышивкой - кимешек, более старшие - платки (жаулык), а пожилые - саукелеобразный круглый голов­ной убор - кундик.

Женщины носили галоши и ичиги. А жены состоятельных лю­дей в торжественных случаях носили сапоги с орнаментом и ичиги из мягкой кожи серо-голубого цвета, украшенные серебром.

Национальные блюда. Основную пищу казахов-скотоводов со­ставляли мясо, молоко, кумыс, шубат и другие продукты живот­новодства. Из конины готовились казы, карта, жал, жая и чужук. Оседлые казахи готовили разные блюда из пшеницы, риса и про­са; занимались садоводством и бахчеводством.

Из кобыльего молока казахи готовили кумыс, из коровьего и овечьего - айран, катык, курт, брынзу и масло, а из верблюжьего - шубат. Для продолжительного хранения мяса его сушили, копти­ли и вялили.

Люди, населявшие берега рек, озер и морей, умели готовить различные рыбные кушанья. Соседствуя с представителями дру­гих народов, казахи научились у них приготовлению разных блюд.

Одним из изысканных лакомств у казахов считался жент. Он готовился путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному, очищенному просу. Казахи из пшеничной муки жа­рили лепешки, баурсаки, шелпек, делали кеспе (лапшу), коже, ка- тырма (тонкие слоеные лепешки с добавлением масла), из риса го­товили плов, молочную кашу, коже из риса, а из проса - жент, коже; напиток, употребляемый в праздники - максым.

Куски мяса накалывали на металлические или деревянные колья и вялили на огне. Мясо и внутренности, жаренные в масле, называли куырдаком.

1. Каких два вида культуры вы знаете? Как можно их различить друг от друга?

2. Что мы называем устной литературой?

3. Кто относится к акынам, салам и сери? В чем между ними разница?

4. На каких языках в XVI - XVII веках создавалась и распространя­лась в народе устная литература?

5. Для чего казахам был необходим календарь?

6. Когда исламская религия повсеместно распространилась в Казах­ской степи?

7. Расскажите о национальных блюдах, национальной одежде и жи­лищах казахов.

Читайте также: