Инфраструктура это в географии кратко

Обновлено: 25.04.2024

Городская инфраструктура — что это такое простыми словами

Городская инфраструктура — это совокупность дорожных, транспортных, финансовых, инженерных, социальных коммуникаций, обеспечивающая реализацию прав городского населения и эффективное развитие территории.

Особенности обустройства каждого города обусловлены двумя обстоятельствами:

  • естественными природно-географическим характеристиками;
  • искусственно созданными условиями.

К искусственно созданным условиям относится все, что сделано человеком: планировка, жилая и хозяйственная застройка, автотранспортные артерии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В советский период сформировался особый тип обустройства городов — сложный и затратный, не соответствующий требованиям современной экономики и общества, делающий невозможной разумную экономию. Поэтому сейчас взят курс на усовершенствование уже сложившей инфраструктуры и построение новой, ведется поиск дополнительных источников финансирования.

Виды инфраструктуры города, что входит в состав

В состав современной городской инфраструктуры входит несколько основных элементов:

  • социальная инфраструктура — учреждения здравоохранения, образования и социального обслуживания, спортивные сооружения, организации бытового обслуживания, научные заведения, зоны отдыха, парки, скверы, игровые и детские площадки;
  • транспортная — совокупность организаций, отвечающих за пассажирские и грузовые перевозки, а также поддержание дорог и железнодорожных путей в надлежащем состоянии;
  • инженерная — комплекс систем инженерно-технического обеспечения;
  • информационная — структуры информационной направленности;
  • производственная — хозяйственная подсистема, создающая благоприятные условия для развития производства, промышленности;
  • торговая — рынки, магазины, торговые центры, торгово-выставочные центры;
  • экологическая — система акваторий и зеленых насаждений населенного пункта;
  • военная — совокупность объектов, предназначенных для ведения боевых действий и подготовки войск.

Все перечисленные виды созданы, в первую очередь, для местного населения. Однако в каждом крупном городе присутствует туристская инфраструктура, рассчитанная на приезжающих из других городов, стран. Ее объектами являются санатории, отели, гостиницы, гостевые дома, хостелы, оздоровительные центры, памятники архитектуры, искусства, истории.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Состав и значение инфраструктурного комплекса"

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизнь населения.

Услуга — особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение).


По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные невсегда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).


Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. Так, в городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности.

К инфраструктурным объектам обычно относят дороги, школы, детские сады, больницы, магазины и тому подобное.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры. Например, в наиболее развитом районе страны — Центральном — инфраструктурой занято 10 % территории. А на Дальнем Востоке — только 0,5 % территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, средняя стоимость 1 км трассы в 2016 году составила 44 млн рублей, по данным Росавтодора. И это при том, что в России строительство обходится примерно в два раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира, а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.

Доля инфраструктурного комплекса в экономике отдельных стран


Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и общественное питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).


Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Её главная задача — перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.

Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определённые грузы (нефть, газ, электроэнергию). Например, железнодорожный транспорт - универсальный. Вы сами не раз путешествовали таким способом и, наверняка, видели, как идут загруженные ценным грузом поезда. А вот трубопроводный вид транспорта перевозит только ценные продукты, а не людей.

Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Виды транспортных узлов


В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них — Москва.

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В этой отрасли занято около 4,5 млн человек.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезённых грузов (млн тонн) и пассажиров (млн человек); 2) грузо- и пассажирооборотом.

Грузооборот (т • км) — произведение количества перевезённого груза (т) на дальность его перевозки (км). По грузообороту лидирует трубопроводный транспорт, доля его составляет 48,5 %.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта. По пассажирообороту лидирует железнодорожный транспорт, включая метрополитен (35, 7 %).

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25—35 км/ч).

Второй по экономичности транспорт — железнодорожный. Он всего на 30 % дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.

Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз — железнодорожных.

Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта — авиационный.

Наиболее дешёвый вид пассажирских перевозок — автобусами.

Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.


Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населённые пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удалённых от них поселениях. Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий.

Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности


Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе:

· Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьёзном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива. Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в сто двадцать млрд рублей.

· Нуждаются в модернизации многие морские порты.

· Снижается число аэродромов.

· Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны.

· В некоторых российских городах и посёлках городского типа нет водопровода и канализации.

Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создаёт угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.


В современном русском языке в общеупотребительном значении инфраструктура – это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее сферы.

инфраструкту́ра

1. экон. полит. комплекс структур, обеспечивающих функционирование основных общественных или экономических механизмов, отраслей и т. п.

2. военн. комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих развёртывание, комплектование и поддержку боеготовности вооружённых сил

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова децимация (существительное):

Ассоциации к слову «инфраструктура»

Синонимы к слову «инфраструктура»

Предложения со словом «инфраструктура»

  • Италия, будучи страной с многочисленным малым бизнесом, отличается развитой социальной инфраструктурой и высокой социальной защитой.

Сочетаемость слова «инфраструктура»

Тра́нспортная инфраструкту́ра — разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.

Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский.

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.Включает в себя.

Дополнительно

Предложения со словом «инфраструктура»

Италия, будучи страной с многочисленным малым бизнесом, отличается развитой социальной инфраструктурой и высокой социальной защитой.

При помощи советских специалистов создавались главные объекты транспортной инфраструктуры страны.

Сложный рельеф, отсутствие развитой инфраструктуры дорог, множество естественных укрытий, превратили целый регион в опасное, не освоенное пространство, где не соблюдались законы и межгосударственные соглашения.

ИНФРАСТРУКТУРА (от лат. infra - ни­же, под и structura - строе­ние, рас­по­ло­же­ние) - со­во­куп­ность спе­ци­фических форм, ме­то­дов и про­цес­сов, а так­же со­ору­же­ний, зда­ний, все­воз­мож­ных ком­му­ни­ка­ций, обес­пе­чи­ваю­щих об­щие ус­ло­вия и нор­маль­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние эко­но­мической, со­ци­аль­ной, эко­ло­гической и других об­ла­стей жиз­не­дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва, его вос­про­из­вод­ст­ва и раз­ви­тия.

К ин­фра­струк­тур­ным от­рас­лям от­но­сят­ся: транс­порт, связь, энер­ге­ти­ка, тор­гов­ля, во­до­снаб­же­ние, кре­дит­но-бан­ков­ская сис­те­ма и т. д. Эти от­рас­ли об­ла­да­ют оп­ре­де­лён­ны­ми пре­иму­ще­ст­ва­ми по срав­не­нию с другими от­рас­ля­ми эко­но­ми­ки, за­клю­чаю­щи­ми­ся в мень­шей ма­те­риа­ло­ём­ко­сти и ре­сур­со­ём­ко­сти, низ­кой чув­ст­ви­тель­но­сти к цик­лическим ко­ле­ба­ни­ям, вы­со­ком муль­ти­п­ли­ка­ци­он­ном эф­фек­те рос­та спро­са на ус­лу­ги этих от­рас­лей. Инфраструктура по­мо­га­ет ус­ко­рять обо­рот то­варов, ка­пи­та­лов, всех цен­но­стей, эф­фектив­нее ис­поль­зо­вать на­учно-тех­нических дос­ти­же­ния, че­ло­ве­че­ский и при­род­но-ре­сурс­ный по­тен­циа­лы. Бла­го­да­ря опе­ре­жаю­ще­му ин­ве­сти­ро­ва­нию ин­фра­струк­тур­ных от­рас­лей в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия, раз­ви­тые стра­ны смог­ли пре­одо­леть от­ста­ва­ние инфраструктуры от про­из­водственных от­рас­лей, про­изош­ла сер­ви­за­ция эко­но­ми­ки - рост в ней ро­ли сфе­ры ус­луг и ин­тел­лек­ту­аль­но­го ка­пи­та­ла.

По на­зна­че­нию в об­ще­ст­ве и эко­но­мике эле­мен­тов, со­став­ляю­щих инфраструктуру, её раз­де­ля­ют на про­из­вод­ст­вен­ную и со­ци­аль­ную, так­же вы­де­ля­ют ин­сти­ту­цио­наль­ную, ре­гио­наль­ную, ин­но­ва­ци­он­ную и др. Ус­лов­ность та­ко­го де­ле­ния свя­за­на с тем, что це­лый ряд от­рас­лей и про­из­водств эко­но­ми­ки об­слу­жи­ва­ют как по­треб­но­сти пред­при­ятий, ком­па­ний, так и на­се­ле­ния: связь, транс­порт, ка­на­ли­за­ция, су­до­ход­ные ка­на­лы, пор­то­вые со­ору­же­ния и т. д. Кро­ме то­го, без та­кой важ­ней­шей со­став­ляю­щей ин­фра­струк­тур­ной сис­те­мы, как ин­фор­ма­ци­он­ная инфраструктура, об­слу­жи­ваю­щей как про­изводство, так и на­се­ле­ние, не­воз­мож­но раз­ви­тие современного об­ще­ст­ва; она обес­пе­чи­ва­ет хра­не­ние и пе­ре­да­чу на­ко­п­лен­ной про­из­водственной, на­учной, со­ци­аль­ной, эко­ло­гической и другой ин­фор­ма­ции как важ­ней­шей час­ти национального бо­гат­ст­ва.

Про­из­вод­ст­вен­ная ин­фра­струк­ту­ра свя­за­на с обес­пе­че­ни­ем ус­ло­вий реа­ли­за­ции про­цес­сов про­изводства (до­ро­ги, ка­на­лы, пор­ты, скла­ды и др.) и со­сто­ит из ком­плек­са та­ких от­рас­лей, как связь, гру­зо­вой транс­порт, оп­то­вая тор­гов­ля, энер­ге­тическое хо­зяй­ст­во, во­до­снаб­же­ние, ма­те­ри­аль­но-тех­ническое снаб­же­ние, инжиниринг и др. Со­ци­аль­ная ин­фра­струк­ту­ра свя­за­на с об­слу­жи­ва­ни­ем на­се­ле­ния и со­став­ля­ет ма­те­ри­аль­ную ос­но­ву тех от­рас­лей и ви­дов ус­луг, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют нор­маль­ное вос­про­из­вод­ст­во на­се­ле­ния и рост че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла: об­ра­зо­ва­тель­но-про­све­ти­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, куль­ту­ра и ис­кус­ст­во, сис­те­ма здра­во­охра­не­ния, уч­ре­ж­де­ния по ор­га­ни­за­ции различных ви­дов до­су­га, пред­при­ятия роз­нич­ной тор­гов­ли и бы­то­во­го об­слу­жи­ва­ния и т. д. Осо­бое ме­сто в этой инфраструктуре за­ни­ма­ют уч­ре­ж­де­ния со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, в том числе ис­пы­ты­ваю­ще­го оп­ре­де­лён­ные ог­ра­ни­че­ния (ин­ва­ли­ды, гра­ж­да­не, про­хо­дя­щие со­ци­аль­ную реа­би­ли­та­цию, и т. д.).

Зна­чительное ме­сто в современной раз­ви­той эко­но­ми­ке за­ни­ма­ет инфраструктура, свя­зан­ная с функ­ция­ми государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки, вклю­чая ин­сти­ту­ты и ме­ха­низ­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния за­ня­то­сти и рын­ка тру­да, и с ро­лью го­су­дар­ст­ва в на­учно-тех­нического раз­ви­тии, в за­щи­те на­се­ле­ния от при­род­ных, тех­но­ген­ных и других ава­рий и ка­так­лиз­мов.

Читайте также: