Инфраструктура это в географии кратко
Обновлено: 25.04.2024
Городская инфраструктура — что это такое простыми словами
Городская инфраструктура — это совокупность дорожных, транспортных, финансовых, инженерных, социальных коммуникаций, обеспечивающая реализацию прав городского населения и эффективное развитие территории.
Особенности обустройства каждого города обусловлены двумя обстоятельствами:
- естественными природно-географическим характеристиками;
- искусственно созданными условиями.
К искусственно созданным условиям относится все, что сделано человеком: планировка, жилая и хозяйственная застройка, автотранспортные артерии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В советский период сформировался особый тип обустройства городов — сложный и затратный, не соответствующий требованиям современной экономики и общества, делающий невозможной разумную экономию. Поэтому сейчас взят курс на усовершенствование уже сложившей инфраструктуры и построение новой, ведется поиск дополнительных источников финансирования.
Виды инфраструктуры города, что входит в состав
В состав современной городской инфраструктуры входит несколько основных элементов:
- социальная инфраструктура — учреждения здравоохранения, образования и социального обслуживания, спортивные сооружения, организации бытового обслуживания, научные заведения, зоны отдыха, парки, скверы, игровые и детские площадки;
- транспортная — совокупность организаций, отвечающих за пассажирские и грузовые перевозки, а также поддержание дорог и железнодорожных путей в надлежащем состоянии;
- инженерная — комплекс систем инженерно-технического обеспечения;
- информационная — структуры информационной направленности;
- производственная — хозяйственная подсистема, создающая благоприятные условия для развития производства, промышленности;
- торговая — рынки, магазины, торговые центры, торгово-выставочные центры;
- экологическая — система акваторий и зеленых насаждений населенного пункта;
- военная — совокупность объектов, предназначенных для ведения боевых действий и подготовки войск.
Все перечисленные виды созданы, в первую очередь, для местного населения. Однако в каждом крупном городе присутствует туристская инфраструктура, рассчитанная на приезжающих из других городов, стран. Ее объектами являются санатории, отели, гостиницы, гостевые дома, хостелы, оздоровительные центры, памятники архитектуры, искусства, истории.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Состав и значение инфраструктурного комплекса"
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизнь населения.
Услуга — особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение).
По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные невсегда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).
Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. Так, в городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности.
К инфраструктурным объектам обычно относят дороги, школы, детские сады, больницы, магазины и тому подобное.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры. Например, в наиболее развитом районе страны — Центральном — инфраструктурой занято 10 % территории. А на Дальнем Востоке — только 0,5 % территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, средняя стоимость 1 км трассы в 2016 году составила 44 млн рублей, по данным Росавтодора. И это при том, что в России строительство обходится примерно в два раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.
В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира, а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.
Доля инфраструктурного комплекса в экономике отдельных стран
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и общественное питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).
Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Её главная задача — перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.
Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определённые грузы (нефть, газ, электроэнергию). Например, железнодорожный транспорт - универсальный. Вы сами не раз путешествовали таким способом и, наверняка, видели, как идут загруженные ценным грузом поезда. А вот трубопроводный вид транспорта перевозит только ценные продукты, а не людей.
Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.
Виды транспортных узлов
В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них — Москва.
Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В этой отрасли занято около 4,5 млн человек.
Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезённых грузов (млн тонн) и пассажиров (млн человек); 2) грузо- и пассажирооборотом.
Грузооборот (т • км) — произведение количества перевезённого груза (т) на дальность его перевозки (км). По грузообороту лидирует трубопроводный транспорт, доля его составляет 48,5 %.
Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта. По пассажирообороту лидирует железнодорожный транспорт, включая метрополитен (35, 7 %).
При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.
Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25—35 км/ч).
Второй по экономичности транспорт — железнодорожный. Он всего на 30 % дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.
Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз — железнодорожных.
Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта — авиационный.
Наиболее дешёвый вид пассажирских перевозок — автобусами.
Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.
Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населённые пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удалённых от них поселениях. Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий.
Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности
Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе:
· Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьёзном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива. Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в сто двадцать млрд рублей.
· Нуждаются в модернизации многие морские порты.
· Снижается число аэродромов.
· Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны.
· В некоторых российских городах и посёлках городского типа нет водопровода и канализации.
Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создаёт угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.
В современном русском языке в общеупотребительном значении инфраструктура – это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее сферы.
инфраструкту́ра
1. экон. полит. комплекс структур, обеспечивающих функционирование основных общественных или экономических механизмов, отраслей и т. п.
2. военн. комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих развёртывание, комплектование и поддержку боеготовности вооружённых сил
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова децимация (существительное):
Ассоциации к слову «инфраструктура»
Синонимы к слову «инфраструктура»
Предложения со словом «инфраструктура»
- Италия, будучи страной с многочисленным малым бизнесом, отличается развитой социальной инфраструктурой и высокой социальной защитой.
Сочетаемость слова «инфраструктура»
Тра́нспортная инфраструкту́ра — разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.
Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский.
Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.Включает в себя.
Дополнительно
Предложения со словом «инфраструктура»
Италия, будучи страной с многочисленным малым бизнесом, отличается развитой социальной инфраструктурой и высокой социальной защитой.
При помощи советских специалистов создавались главные объекты транспортной инфраструктуры страны.
Сложный рельеф, отсутствие развитой инфраструктуры дорог, множество естественных укрытий, превратили целый регион в опасное, не освоенное пространство, где не соблюдались законы и межгосударственные соглашения.
ИНФРАСТРУКТУРА (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - совокупность специфических форм, методов и процессов, а также сооружений, зданий, всевозможных коммуникаций, обеспечивающих общие условия и нормальное функционирование экономической, социальной, экологической и других областей жизнедеятельности общества, его воспроизводства и развития.
К инфраструктурным отраслям относятся: транспорт, связь, энергетика, торговля, водоснабжение, кредитно-банковская система и т. д. Эти отрасли обладают определёнными преимуществами по сравнению с другими отраслями экономики, заключающимися в меньшей материалоёмкости и ресурсоёмкости, низкой чувствительности к циклическим колебаниям, высоком мультипликационном эффекте роста спроса на услуги этих отраслей. Инфраструктура помогает ускорять оборот товаров, капиталов, всех ценностей, эффективнее использовать научно-технических достижения, человеческий и природно-ресурсный потенциалы. Благодаря опережающему инвестированию инфраструктурных отраслей в последние десятилетия, развитые страны смогли преодолеть отставание инфраструктуры от производственных отраслей, произошла сервизация экономики - рост в ней роли сферы услуг и интеллектуального капитала.
По назначению в обществе и экономике элементов, составляющих инфраструктуру, её разделяют на производственную и социальную, также выделяют институциональную, региональную, инновационную и др. Условность такого деления связана с тем, что целый ряд отраслей и производств экономики обслуживают как потребности предприятий, компаний, так и населения: связь, транспорт, канализация, судоходные каналы, портовые сооружения и т. д. Кроме того, без такой важнейшей составляющей инфраструктурной системы, как информационная инфраструктура, обслуживающей как производство, так и население, невозможно развитие современного общества; она обеспечивает хранение и передачу накопленной производственной, научной, социальной, экологической и другой информации как важнейшей части национального богатства.
Производственная инфраструктура связана с обеспечением условий реализации процессов производства (дороги, каналы, порты, склады и др.) и состоит из комплекса таких отраслей, как связь, грузовой транспорт, оптовая торговля, энергетическое хозяйство, водоснабжение, материально-техническое снабжение, инжиниринг и др. Социальная инфраструктура связана с обслуживанием населения и составляет материальную основу тех отраслей и видов услуг, которые обеспечивают нормальное воспроизводство населения и рост человеческого капитала: образовательно-просветительные учреждения, культура и искусство, система здравоохранения, учреждения по организации различных видов досуга, предприятия розничной торговли и бытового обслуживания и т. д. Особое место в этой инфраструктуре занимают учреждения социальной защиты населения, в том числе испытывающего определённые ограничения (инвалиды, граждане, проходящие социальную реабилитацию, и т. д.).
Значительное место в современной развитой экономике занимает инфраструктура, связанная с функциями государственного регулирования экономики, включая институты и механизмы регулирования занятости и рынка труда, и с ролью государства в научно-технического развитии, в защите населения от природных, техногенных и других аварий и катаклизмов.
Читайте также: