Конкордат это в истории кратко

Обновлено: 05.05.2024

конкорд а т, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким-нибудь правительством.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от ср.-век. лат. concordatum соглашение)

договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

Католическая Энциклопедия

(от средневекого лат. concordatum — соглашение) — договор между папой римским, как главой Римско-католической Церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической Церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом.

* Вормсский конкордат 1122

* Болонский Конкордат 1519,

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG concordat)

(от лат. concordatio - единодушие)

соглашение между гражданскими и церковными властями. Так же называются соглашения, заключенные между папой римским и правительственными лидерами, к-рые определяют права римско-католической церкви в государстве.

Энциклопедический словарь

(от ср.-век. лат. concordatum - соглашение), договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

Словарь Ефремовой

м.
Договор между Ватиканом и каким-л. государством, регулирующий правовое
положение католической церкви в этом государстве.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— вообще название договора, соглашения или сделки; в узком смысле — соглашения между папой и светскими правительствами. По строгому римскому словоупотреблению, папа заключал К. лишь с католическими главами государств, договоры же с некатолическими правительствами называются конвенциями. Такие соглашения стали заключаться лишь с того времени, как римская курия сознала невозможность собственными силами упорядочивать все дела церкви. Первоначально, таким образом, К. представляли собой вынужденные ограничения римских притязаний, между тем как в настоящее время папский престол посредством их старается вновь отвоевать часть своих прежних прав.

Из средневековых К. наиболее знаменит вормский или каликстинский, заключенный 23 сентября 1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для улаживания спора об инвеституре (см.) и с тех пор считавшийся основным законом германского церковно-государственного права (см. Генрих V). Самый термин К. встречается, однако, лишь со времени констанцского собора. Этот собор принудил избранного, по смещении трех пап-соперников, папу Мартина V, 2 мая 1418 г., заключить с немецкой и французской, а 12 июля 1418 г. — и с английской нациями К. В XIV и XV вв. папам удалось в политической борьбе с Германией выговорить себе значительные выгоды. Когда папа Иоанн XXII наложил интердикт на Германию, отлучил Людовика баварского от церкви и объявил, что курфюрстские выборы требуют папского утверждения, на съезде курфюрстов (Kurverien) в Рензе (близ Кобленца), в 1338 г., было постановлено, что немецкий король получает свои права исключительно в силу своего избрания курфюрстами. Интересы пап и императоров, ввиду этого, сблизились, и при Фридрихе III заключается с папой Евгением IV ашаффенбургский или венский К. (1449), посредством которого папа de jure делался почти распорядителем судеб Германии и отменяются уступки, сделанные 5-ю буллами Евгения IV в 1447 г. (так называемые княжеские К.). За папой было признано право собирать подати, требовать присылки к нему известных сумм, назначать духовных лиц и т. п. Наиболее содействовал заключению этого К. известный Эней-Сильвий Пикколомини (позже папа Пий II). Выгоды папе доставило и соглашение с Францией. Здесь, при Карле VII, издана в Бурже прагматическая санкция (1438 г.), по которой, между прочим, у пап отнималось присвоенное ими в Авиньоне право распоряжаться лично всеми епархиями церкви и разные установленные поборы с искателей церковных мест. Но так как этот акт восстановлял правильное каноническое избрание епископов и аббатов, а королевская власть стремилась захватить в собственные руки назначение на высшие церковные должности, то в 1463 г. Людовик XI отменил санкцию, а в 1470 г. заключил с папой К., которым папа обязывался назначать на эти места лишь французов и притом сообразуясь с королевской рекомендацией. В 1516 г. (18 августа) Франциск I и Лев Х заключили между собой болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов (так называемый аннат), отмененных в 1438 г., уступал королю право назначать на все высшие церковные должности во Франции.

В течение XIX в. все К. носят характер реставрации. Бонапарт, будучи первым консулом, заключил 15-го июля 1801 г. с Пием VII знаменитый К. для Франции, который, вступив в силу в апреле 1802 г., закончил период революционного гонения на религию и до сих пор лежит в основе церковной организации французского государства. Духовные лица должны были получать от правительства приличное содержание. Церкви возвращались епископам, за исключением уже отчужденных. Первому консулу К. предоставлял назначать архиепископов и епископов, после чего папа должен был давать им каноническое утверждение, а епископы получали право назначать священников, которым затем, однако, предстояло еще быть признанными со стороны правительства. Все духовные лица обязывались перед вступлением в должность приносить присягу и молиться в церквах за республику и консулов. Одновременно с К. Бонапарт обнародовал 8 апреля 1802 г. "органические статьи", которые, однако, устраняя многие из важнейших постановлений К., никогда не получали утверждения папы. Важнейшие из них: без разрешения правительства во Франции не могут иметь силы папские распоряжения и постановления иностранных синодов и даже соборов, равно как не могут во Франции действовать представители папы (нунции, легаты и т. п.) или собираться местные соборы без такого же разрешения; церковному браку обязательно должен предшествовать брак гражданский, введенный во Франции революцией. План нового К., относительно которого Наполеон в Фонтенбло 25 января 1813 г. вступил в соглашение с папой, был последним взят обратно, как вынужденный. В 1819 г. между французским правительством и папой состоялось новое соглашение, менее ограничительное, в силу которого, несмотря на противоречие палаты, во Франции было учреждено 19 новых епископий. Тем не менее, К. 1801 г., наряду с органическими статьями, по-прежнему остается в силе во Франции и Эльзас-Лотарингии. Весьма благоприятен для папского престола был К., заключенный 16 февраля 1818 с Неаполем. К. с Баварией 5 июня 1817 г. был также чрезвычайно выгоден для курии, однако, подобно французскому, он был применен к делу лишь со значительными урезками так называемого религиозного эдикта (1818 г.). Не К. в настоящем смысле слова были так называемые циркумскрипционные буллы, которые издавались папой на основании предварительного соглашения с каким-либо правительством. Таковы были булла для Пpyccиu от 16 июля 1821 г. (булла "De salute animarum"), для Ганновера 1824 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и для государств так называемой верхнерейнской церковной провинции: Вюртемберга, Бадена, Гессен-Касселя и Гессен-Дармштадта, Нассау и Франкфурта, 1 апреля 1827 г. (булла "Ad dominici gregis custodiam"). Они устанавливают не отношения церкви к государству, но определяют новые границы (циркумскрипцию), равно как и финансовое положение епископий. Между Нидерландами и римской курией была заключена конвенция 23 марта 1827 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и опубликована 18 июня 1827 г. Церковное положение Испании было установлено К. от 16 марта 1851 г. К. с Россией — см. Конкордат 22-го июля (3 августа) 1847 г. Ряд очень выгодных К. курия в 50-х и 60-х годах заключила с большинством южно- и среднеамериканских государств. Политическая и церковная реакция 50-х годов была эпохой новых К. Сначала Тоскана, К. 19-го июня 1851 г., затем и Австрия, К. 19 августа 1855 г., покончили с традициями политики Иосифа II и предоставили курии и епископам права и льготы, нанесшие сильный ущерб правам государства, особенно по народному образованию, вопросу о браке и взаимному отношению вероисповеданий. Из государств верхнерейнской церковной провинции Вюртемберг (1857 г.) и Баден (28 июня 1859 г.) последовали этому примеру. Гессен-Дармштадт, после продолжительных переговоров, удовлетворил притязания римской церкви заключением конвенции с епископом майнцским. Отвергнутый второй палатой, К. в Баварии не вошел в силу, и отношение церкви к государству было урегулировано на основании общего законодательства. То же самое случилось с К. в 1861 г. в Вюртемберге. В Пруссии с начала "культурной борьбы" (Kulturkampf, 1872) отношение католической церкви к государству регулировалось исключительно правительственными мерами; тому же примеру, после падения министерства Дальвигка, последовало и великогерцогское гессенское правительство. Правительство нового королевства Италии с самого начала стало придерживаться принципа регулирования отношений между церковью и государством путем законодательным. Австрийское правительство с 1861 г. тщетно ведет переговоры с Римом относительно пересмотра К. После провозглашения папской непогрешимости, в 1870 г., оно объявило К., отмененным; главнейшие пункты церковно-государственного права были отчасти раньше (1867, 1868), отчасти позже (1874) урегулированы особыми законоположениями. В Испании К., вследствие сентябрьской революции 1868 г., упразднен; по восстановлении королевской власти (1875 г.) снова начались переговоры с курией. Правовая сторона К. представляется недостаточно выясненной. Сторонники курии называют его особым индультом или привилегией папы; господствующее мнение считает возможным юридически понимать К. как государственные договора; новейший взгляд (Сарвей, Гиншиус, Цорн) представляет К. исключительно государственным законом.

Ср. статьи Sarwey и Hubler'a в Dove's "Zeitschrift f ür Kirchenrecht" (II, III, IV); Balve, "Das Konkordat nach den Grundsätzen des Kirchenrechts, Staatsrechts u. Vö lkerrechts" (Мюнхен, 1863); Bornagius, "Ueber die rechtliche Natur der Konkordate" (Лейпциг, 1870); Mejě r, "Zur Geschichte der rö misch-deutschen Frage" (Poсток, 1871—74); Jacobsohn, "Ueber das ö sterreichische Konkordat" (Лейпциг, 1856); Laspeyres, "Geschichte und Verfassung der Katholischen Kirche Preussens" (Галле, 1840); Sicherer, "Staat u. Kirche in Bayern" (Мюнхен, 1874); Mejěr, "Die Konkordatsverhandlungen Wurtembergs" (Штутгарт, 1859); Hinschius в "Handbuch des ö ffentlichen Rechts" Маркварта (т. I; тут же и полная литература), общие сведения см. в учебниках и руководствах церковного права.

КОНКОРДАТ (ср.-век. лат. concordatum - со­гла­ше­ние, от concordo - на­хо­дить­ся в со­гла­сии) - до­го­вор ме­ж­ду Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью (фор­маль­но - Святым пре­сто­лом как субъ­ек­том ме­ж­ду­народного пра­ва) и каким-либо го­су­дар­ст­вом, рег­ла­мен­ти­рую­щий по­ло­же­ние ка­то­лической церк­ви в этом го­су­дар­ст­ве.

За­клю­ча­ет­ся от име­ни па­пы Рим­ско­го и гла­вы со­от­вет­ст­вую­ще­го государства; по­сле за­клю­че­ния (и ра­ти­фи­кации пар­ла­мен­том в кон­сти­ту­ци­он­ном государстве) конкордата офи­ци­аль­но пуб­ли­ку­ет­ся в ка­че­ст­ве цер­ков­но­го и государственного за­ко­на. Пер­во­на­чаль­но конкордат счи­та­лись лишь до­го­во­ры с ка­то­лическими го­су­дар­ст­ва­ми, а со­гла­ше­ния с не­ка­то­лическими пра­ви­тель­ст­ва­ми на­зы­ва­лись кон­вен­ция­ми (conventio). Од­на­ко в XX веке оба по­ня­тия фак­ти­че­ски ста­ли си­но­ни­мич­ны­ми.

Сред­не­ве­ко­вые конкордаты в основном бы­ли по­свяще­ны пра­ви­лам на­зна­че­ния на цер­ков­ные долж­но­сти, оп­ре­де­ле­нию гра­ниц цер­ков­ной юрис­дик­ции и на­ло­го­об­ло­же­нию ме­ст­ных церк­вей в поль­зу Ри­ма. Ны­не конкордат, как пра­ви­ло, со­дер­жат нор­мы о по­ряд­ке из­бра­ния епи­ско­пов и кли­ри­ков; о сво­бод­ном со­вер­ше­нии пуб­лич­ных бо­го­слу­же­ний; о при­зна­нии со сто­ро­ны государства цер­ков­ных празд­ни­ков вы­ход­ны­ми дня­ми; о на­де­ле­нии цер­ков­ных ор­га­ни­за­ций ста­ту­сом юри­дического ли­ца, за­щи­те их соб­ст­вен­но­сти и гражданских прав; о цер­ков­ном кон­тро­ле за бо­го­слов­ской под­го­тов­кой кли­ри­ков; об ор­га­ни­за­ции ре­лигиозного об­ра­зо­ва­ния в государственных (или в цер­ков­ных) шко­лах и т. д. В не­ко­то­рых конкордах пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся при­зна­ние го­су­дар­ст­вом цер­ков­но­го бра­ка.

Пра­во­вая при­ро­да конкордата по­ни­ма­ет­ся раз­лич­но. В сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя сло­жи­лись две про­ти­во­ре­чив­шие друг дру­гу тео­рии конкордата: тео­рия при­ви­ле­гий (конкордат - при­ви­ле­гия, ко­то­рую Цер­ковь да­ёт го­су­дар­ст­ву, на­де­ляя его оп­ре­де­лён­ны­ми пра­ва­ми и доб­ро­воль­но ог­ра­ни­чи­вая соб­ст­вен­ные пол­но­мо­чия; Цер­ковь впра­ве из­ме­нить или от­ме­нить конкордат в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке) и ле­галь­ная тео­рия (конкордат - государственный за­кон, при­ня­тый по­сле кон­суль­та­ций с Цер­ко­вью; он мо­жет быть из­ме­нён или от­ме­нён го­су­дар­ст­вом, как и лю­бой другой за­кон). Ны­не об­ще­при­ня­той яв­ля­ет­ся до­го­вор­ная тео­рия, со­глас­но ко­то­рой конкордат - это ме­ж­ду­народный до­го­вор ме­ж­ду рав­но­прав­ны­ми субъ­ек­та­ми, обя­за­тель­ный для обе­их сто­рон.

Конкордат обыч­но за­клю­ча­ет­ся на не­оп­ре­де­лён­ный срок. От­ме­на или из­ме­не­ние конкордата мо­гут про­из­во­дить­ся по вза­им­но­му со­гла­сию сто­рон, а так­же в слу­чае су­ще­ст­вен­но­го из­ме­не­ния об­стоя­тельств. Ес­ли пре­кра­ща­ет су­ще­ст­во­вать го­су­дар­ст­во, за­клю­чив­шее конкордат, то по­след­ний те­ря­ет си­лу; с пра­во­пре­ем­ни­ка­ми та­ко­го го­су­дар­ст­ва мо­гут быть за­клю­че­ны но­вые конкордаты. На­ру­ше­ние ус­ло­вий конкордата од­ной сто­ро­ной да­ёт пра­во другой сто­ро­не от­ка­зать­ся от ис­пол­не­ния конкордата и рас­торг­нуть его.

Из конкордатов Но­во­го вре­ме­ни наи­бо­лее из­вес­тен конкодрдат с Фран­ци­ей (1801 год; от­ме­нён в 1905 году), за­клю­чён­ный па­пой Пи­ем VII и На­по­ле­о­ном I. В XIX веке конкордаты бы­ли за­клю­че­ны так­же с Ис­па­ни­ей, Ав­ст­ри­ей, не­ко­то­ры­ми итальянскими и германскими го­су­дар­ст­ва­ми и др. Конкордат с Российской им­пе­ри­ей за­клю­чал­ся два­ж­ды: в 1847 году (рас­торг­нут российским пра­ви­тель­ст­вом в 1866 году) и в 1882 году. Ряд конкордатов был за­клю­чён по­сле Первой ми­ро­вой вой­ны: с Лит­вой, Поль­шей, Ру­мы­ни­ей, Лат­ви­ей, Ав­ст­ри­ей и др. В 1929 году был под­пи­сан конкордат с фа­ши­ст­ской Ита­ли­ей (как со­став­ная часть Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ний 1929 год), в 1933 году - с на­ци­ст­ской Гер­ма­ни­ей.

Конкордаты про­дол­жа­ли за­клю­чать­ся и во второй половине XX - начале XXI веков, например с фран­ки­ст­ской Ис­па­ни­ей (1953 год), многие латино-американскими го­су­дар­ст­ва­ми и др. В 1964 году впер­вые за­клю­чён конкардат с ис­лам­ским государством - Ту­ни­сом. По­след­ним из за­клю­чён­ных на 1 января 2008 года яв­ля­ет­ся но­вый конкордат с Пор­ту­га­ли­ей (2004 год).

Ис­торические источники:

Raccolta di concordati su materie ec­clesiastiche tra la Santa Sede e le autoritа̀ ci­vili / Ed. A. Mercati. [Roma], 1954. Vol. 1–2;

Raccolta di concordati, 1950–1999 / Ed. J. T. Martín de Agar. Città del Vaticano, 2000.

КОНКОРДАТ КОНКОРДАТ (от ср.-лат. concordatum - соглашение) - договор между папой римским как главой католической церкви и каким-либо государством; регулирует правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом. Первый К. был заключен в 1122 г. (с германским императором). Наиболее известны также К. с Наполеоном (1801) и правительством Муссолини (1929).

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОНКОРДАТ" в других словарях:

КОНКОРДАТ — (см. предыд. слово). Договор между светской властью и духовными лицами, относительно церковных дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКОРДАТ договор между папою и светскою властью. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

конкордат — а, м. concordat m. < concordare. Договор между папою и светскою властью. Павленков 1911. В конкордатах ( духовных соглашениях) и свободах Белгской церкви. ПЖ 1790 218. // Сл. 18 10 136. Таковы суть главныя статьи сего конкордата, коим… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОНКОРДАТ — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом … Большой Энциклопедический словарь

КОНКОРДАТ — КОНКОРДАТ, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким нибудь правительством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОНКОРДАТ — муж., лат. условие, договор между государем и папою. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

конкордат — сущ., кол во синонимов: 1 • договор (49) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Конкордат — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.… … Политология. Словарь.

Конкордат — (Concordat), соглашение между Римской католической церковью и светскими властями. Одним из самых важных был К., заключенный в 1801 г. между папой Пием VII и Наполеоном I, по к рому во Франции была восстановлена католич. церковь. В соответствиис К … Всемирная история

Конкордат — (от лат. concordatum соглашение; англ. concordat) в международном праве специальный договор между правительством какого либо государства и Ватиканом (папой римским как главой католической церкви), определяющий взаимоотношения государства и… … Энциклопедия права

Конкордат — (от средневекового лат. concordatum соглашение, от лат. concordo нахожусь в согласии) по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско католической церкви и каким либо католическим… … Википедия


КОНКОРДА́Т, -а, м. Соглашение между папой римским и каким-л. государством, определяющее положение католической церкви в этом государстве. Конкордат Наполеона I с Пием VII.

[Лат. concordatum от concordare — быть согласным]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Конкорда́т (от средневекового лат. concordatum — соглашение, от лат. concordo — нахожусь в согласии) — по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом; договоры с другими странами называются конвенциями. Чёткая градация терминов была утрачена в XIX веке в связи с изменением политической карты Европы и Азии.

КОНКОРДА'Т, а, м. [латин. concordatus] (полит.). Соглашение, договор между папой и каким-н. правительством.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова квотирование (существительное):

Синонимы к слову «конкордат»

Предложения со словом «конкордат»

  • Потому что из-за трижды профуканного конкордата, как раз король-то и не указ!

Сочетаемость слова «конкордат»

Конкорда́т (от средневекового лат. concordatum — соглашение, от лат. concordo — нахожусь в согласии) — по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом; договоры с другими странами называются конвенциями. Чёткая градация терминов была утрачена в XIX веке в связи с изменением политической карты Европы и Азии.

Дополнительно

Предложения со словом «конкордат»

Потому что из-за трижды профуканного конкордата, как раз король-то и не указ!

А я отказался тогда подписать конкордат, потому что чувствовал себя достаточно сильным для этого.

Тем не менее я пребываю в уверенности, что сей факт не мог повлиять на процесс подписания конкордата.

Эта статья о соглашениях с участием Святого Престола. Для использования в других целях см. Конкордат (значения).

А конкордат это соглашение между Святой Престол и суверенное государство который определяет отношения между католическая церковь и государство в вопросах, касающихся обоих, [1] то есть признание и привилегии католической церкви в конкретной стране и светские вопросы, которые влияют на церковные интересы.

Содержание

Церковное учение

Католическая церковь исторически утверждала, что не связана одной формой правления над другой, но была готова работать с любым типом правительства, пока сохранялись права Бога и верующих. Пий XI писал в 1933 году:

Широко известен тот факт, что католическая церковь никогда не привязана к одной форме правления больше, чем к другой, при условии соблюдения Божественных прав Бога и христианской совести. Ей нетрудно приспособиться к различным гражданским институтам, будь то монархические или республиканские, аристократические или демократические. [4]

Дихотомия церкви и государства

С точки зрения церкви и государства разногласия по поводу Конкордатов включают две точки зрения.

С католической точки зрения, Церковь имеет моральное и теологическое право вступать в дипломатические отношения с государствами для достижения соглашений относительно заботы о своих членах, проживающих там. Это концепция Libertas ecclesiae (свобода церкви).

Однако с некатолической точки зрения привилегии католической церкви вызывают определенные опасения относительно свободы вероисповедания, например:

Примеры конкордатов


  • В Конкордат 1801 года было соглашение между Наполеон и Папа Пий VII. Во время Французской революции национальное собрание взял церковную собственность и выдал Гражданская конституция духовенства. Последующие законы отменили христианские праздники. [8] Многие верующие либо отправились в ссылку, либо были казнены во время Террор. Церковь отказалась от каких-либо претензий на земли, конфискованные после 1790 года, но сохранила право на богослужение с учетом любых соображений общественной безопасности со стороны местного префекта. Наполеон смог умиротворить французских католиков, ограничив влияние папства во Франции. Хотя Конкордат восстановил некоторые связи с папство, это в значительной степени благоприятствовало государству. [9] В течение года Наполеон в одностороннем порядке внес поправки в соглашение с Органические статьи законодательное закрепление религиозной практики.

Некоторые конкордаты гарантируют Католической церкви статус благотворительной организации, освобожденной от налогов, поскольку она является крупнейшим благотворительным учреждением в мире, либо прямо заявляя об этом, как в Бразилии (2008 г., статья 15). [10] и Италия (1984, статья 7.3), [11] или косвенно, как в Португалии (2004 г., статья 12). [12]

При наличии политической воли такие привилегии конкордата могут быть расширены внутренним законодательством. В 1992 г. освобождение от налогов, предоставленное церкви итальянским конкордатом, было истолковано законом, который разрешает католической церкви уклоняться от уплаты 90% того, что она должна государству за свою коммерческую деятельность. [13] Таким образом, небольшая святыня в стенах кинотеатра, курорта, магазина, ресторана или отеля достаточна для освобождения от религии. [14] В июне 2007 г. Нили Крус, то Европейский комиссар по конкуренции объявил о расследовании этого дела. Затем, в августе, заместитель министра финансов в г. Романо ПродиХрупкая левоцентристская коалиция России заявила, что эту проблему необходимо решить в бюджете следующего года. [15] Однако после этого больше ничего об этом из Комиссия Баррозу и несколько месяцев спустя правительство Проди пало.

В Колумбия в 1994 году между государством и церковью произошел кризис, когда Генеральный прокурор Густаво де Грайфф обвинил нескольких епископов в незаконных контактах с FARC партизаны. Оказалось, что по конкордату Колумбии со Святым Престолом члены духовенство могло быть рассмотрено только церковными судами которыми правят каноническое право, и что епископы, следовательно, были защищены от расследования, проводимого гражданскими властями по делу, которое многие в Колумбии сочли серьезным уголовным преступлением.

Список

На протяжении веков существовало не менее нескольких сотен конкордатов. [19] Ниже приводится отсортированный список конкордатов и других двусторонних соглашений, заключенных Святым Престолом.

Читайте также: