Конкордат это в истории кратко
Обновлено: 05.05.2024
конкорд а т, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким-нибудь правительством.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от ср.-век. лат. concordatum соглашение)
договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.
Католическая Энциклопедия
(от средневекого лат. concordatum — соглашение) — договор между папой римским, как главой Римско-католической Церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической Церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом.
* Вормсский конкордат 1122
* Болонский Конкордат 1519,
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG concordat)
(от лат. concordatio - единодушие)
соглашение между гражданскими и церковными властями. Так же называются соглашения, заключенные между папой римским и правительственными лидерами, к-рые определяют права римско-католической церкви в государстве.
Энциклопедический словарь
(от ср.-век. лат. concordatum - соглашение), договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.
Словарь Ефремовой
м.
Договор между Ватиканом и каким-л. государством, регулирующий правовое
положение католической церкви в этом государстве.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— вообще название договора, соглашения или сделки; в узком смысле — соглашения между папой и светскими правительствами. По строгому римскому словоупотреблению, папа заключал К. лишь с католическими главами государств, договоры же с некатолическими правительствами называются конвенциями. Такие соглашения стали заключаться лишь с того времени, как римская курия сознала невозможность собственными силами упорядочивать все дела церкви. Первоначально, таким образом, К. представляли собой вынужденные ограничения римских притязаний, между тем как в настоящее время папский престол посредством их старается вновь отвоевать часть своих прежних прав.
Из средневековых К. наиболее знаменит вормский или каликстинский, заключенный 23 сентября 1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для улаживания спора об инвеституре (см.) и с тех пор считавшийся основным законом германского церковно-государственного права (см. Генрих V). Самый термин К. встречается, однако, лишь со времени констанцского собора. Этот собор принудил избранного, по смещении трех пап-соперников, папу Мартина V, 2 мая 1418 г., заключить с немецкой и французской, а 12 июля 1418 г. — и с английской нациями К. В XIV и XV вв. папам удалось в политической борьбе с Германией выговорить себе значительные выгоды. Когда папа Иоанн XXII наложил интердикт на Германию, отлучил Людовика баварского от церкви и объявил, что курфюрстские выборы требуют папского утверждения, на съезде курфюрстов (Kurverien) в Рензе (близ Кобленца), в 1338 г., было постановлено, что немецкий король получает свои права исключительно в силу своего избрания курфюрстами. Интересы пап и императоров, ввиду этого, сблизились, и при Фридрихе III заключается с папой Евгением IV ашаффенбургский или венский К. (1449), посредством которого папа de jure делался почти распорядителем судеб Германии и отменяются уступки, сделанные 5-ю буллами Евгения IV в 1447 г. (так называемые княжеские К.). За папой было признано право собирать подати, требовать присылки к нему известных сумм, назначать духовных лиц и т. п. Наиболее содействовал заключению этого К. известный Эней-Сильвий Пикколомини (позже папа Пий II). Выгоды папе доставило и соглашение с Францией. Здесь, при Карле VII, издана в Бурже прагматическая санкция (1438 г.), по которой, между прочим, у пап отнималось присвоенное ими в Авиньоне право распоряжаться лично всеми епархиями церкви и разные установленные поборы с искателей церковных мест. Но так как этот акт восстановлял правильное каноническое избрание епископов и аббатов, а королевская власть стремилась захватить в собственные руки назначение на высшие церковные должности, то в 1463 г. Людовик XI отменил санкцию, а в 1470 г. заключил с папой К., которым папа обязывался назначать на эти места лишь французов и притом сообразуясь с королевской рекомендацией. В 1516 г. (18 августа) Франциск I и Лев Х заключили между собой болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов (так называемый аннат), отмененных в 1438 г., уступал королю право назначать на все высшие церковные должности во Франции.
В течение XIX в. все К. носят характер реставрации. Бонапарт, будучи первым консулом, заключил 15-го июля 1801 г. с Пием VII знаменитый К. для Франции, который, вступив в силу в апреле 1802 г., закончил период революционного гонения на религию и до сих пор лежит в основе церковной организации французского государства. Духовные лица должны были получать от правительства приличное содержание. Церкви возвращались епископам, за исключением уже отчужденных. Первому консулу К. предоставлял назначать архиепископов и епископов, после чего папа должен был давать им каноническое утверждение, а епископы получали право назначать священников, которым затем, однако, предстояло еще быть признанными со стороны правительства. Все духовные лица обязывались перед вступлением в должность приносить присягу и молиться в церквах за республику и консулов. Одновременно с К. Бонапарт обнародовал 8 апреля 1802 г. "органические статьи", которые, однако, устраняя многие из важнейших постановлений К., никогда не получали утверждения папы. Важнейшие из них: без разрешения правительства во Франции не могут иметь силы папские распоряжения и постановления иностранных синодов и даже соборов, равно как не могут во Франции действовать представители папы (нунции, легаты и т. п.) или собираться местные соборы без такого же разрешения; церковному браку обязательно должен предшествовать брак гражданский, введенный во Франции революцией. План нового К., относительно которого Наполеон в Фонтенбло 25 января 1813 г. вступил в соглашение с папой, был последним взят обратно, как вынужденный. В 1819 г. между французским правительством и папой состоялось новое соглашение, менее ограничительное, в силу которого, несмотря на противоречие палаты, во Франции было учреждено 19 новых епископий. Тем не менее, К. 1801 г., наряду с органическими статьями, по-прежнему остается в силе во Франции и Эльзас-Лотарингии. Весьма благоприятен для папского престола был К., заключенный 16 февраля 1818 с Неаполем. К. с Баварией 5 июня 1817 г. был также чрезвычайно выгоден для курии, однако, подобно французскому, он был применен к делу лишь со значительными урезками так называемого религиозного эдикта (1818 г.). Не К. в настоящем смысле слова были так называемые циркумскрипционные буллы, которые издавались папой на основании предварительного соглашения с каким-либо правительством. Таковы были булла для Пpyccиu от 16 июля 1821 г. (булла "De salute animarum"), для Ганновера 1824 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и для государств так называемой верхнерейнской церковной провинции: Вюртемберга, Бадена, Гессен-Касселя и Гессен-Дармштадта, Нассау и Франкфурта, 1 апреля 1827 г. (булла "Ad dominici gregis custodiam"). Они устанавливают не отношения церкви к государству, но определяют новые границы (циркумскрипцию), равно как и финансовое положение епископий. Между Нидерландами и римской курией была заключена конвенция 23 марта 1827 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и опубликована 18 июня 1827 г. Церковное положение Испании было установлено К. от 16 марта 1851 г. К. с Россией — см. Конкордат 22-го июля (3 августа) 1847 г. Ряд очень выгодных К. курия в 50-х и 60-х годах заключила с большинством южно- и среднеамериканских государств. Политическая и церковная реакция 50-х годов была эпохой новых К. Сначала Тоскана, К. 19-го июня 1851 г., затем и Австрия, К. 19 августа 1855 г., покончили с традициями политики Иосифа II и предоставили курии и епископам права и льготы, нанесшие сильный ущерб правам государства, особенно по народному образованию, вопросу о браке и взаимному отношению вероисповеданий. Из государств верхнерейнской церковной провинции Вюртемберг (1857 г.) и Баден (28 июня 1859 г.) последовали этому примеру. Гессен-Дармштадт, после продолжительных переговоров, удовлетворил притязания римской церкви заключением конвенции с епископом майнцским. Отвергнутый второй палатой, К. в Баварии не вошел в силу, и отношение церкви к государству было урегулировано на основании общего законодательства. То же самое случилось с К. в 1861 г. в Вюртемберге. В Пруссии с начала "культурной борьбы" (Kulturkampf, 1872) отношение католической церкви к государству регулировалось исключительно правительственными мерами; тому же примеру, после падения министерства Дальвигка, последовало и великогерцогское гессенское правительство. Правительство нового королевства Италии с самого начала стало придерживаться принципа регулирования отношений между церковью и государством путем законодательным. Австрийское правительство с 1861 г. тщетно ведет переговоры с Римом относительно пересмотра К. После провозглашения папской непогрешимости, в 1870 г., оно объявило К., отмененным; главнейшие пункты церковно-государственного права были отчасти раньше (1867, 1868), отчасти позже (1874) урегулированы особыми законоположениями. В Испании К., вследствие сентябрьской революции 1868 г., упразднен; по восстановлении королевской власти (1875 г.) снова начались переговоры с курией. Правовая сторона К. представляется недостаточно выясненной. Сторонники курии называют его особым индультом или привилегией папы; господствующее мнение считает возможным юридически понимать К. как государственные договора; новейший взгляд (Сарвей, Гиншиус, Цорн) представляет К. исключительно государственным законом.
Ср. статьи Sarwey и Hubler'a в Dove's "Zeitschrift f ür Kirchenrecht" (II, III, IV); Balve, "Das Konkordat nach den Grundsätzen des Kirchenrechts, Staatsrechts u. Vö lkerrechts" (Мюнхен, 1863); Bornagius, "Ueber die rechtliche Natur der Konkordate" (Лейпциг, 1870); Mejě r, "Zur Geschichte der rö misch-deutschen Frage" (Poсток, 1871—74); Jacobsohn, "Ueber das ö sterreichische Konkordat" (Лейпциг, 1856); Laspeyres, "Geschichte und Verfassung der Katholischen Kirche Preussens" (Галле, 1840); Sicherer, "Staat u. Kirche in Bayern" (Мюнхен, 1874); Mejěr, "Die Konkordatsverhandlungen Wurtembergs" (Штутгарт, 1859); Hinschius в "Handbuch des ö ffentlichen Rechts" Маркварта (т. I; тут же и полная литература), общие сведения см. в учебниках и руководствах церковного права.
КОНКОРДАТ (ср.-век. лат. concordatum - соглашение, от concordo - находиться в согласии) - договор между Римско-католической церковью (формально - Святым престолом как субъектом международного права) и каким-либо государством, регламентирующий положение католической церкви в этом государстве.
Заключается от имени папы Римского и главы соответствующего государства; после заключения (и ратификации парламентом в конституционном государстве) конкордата официально публикуется в качестве церковного и государственного закона. Первоначально конкордат считались лишь договоры с католическими государствами, а соглашения с некатолическими правительствами назывались конвенциями (conventio). Однако в XX веке оба понятия фактически стали синонимичными.
Средневековые конкордаты в основном были посвящены правилам назначения на церковные должности, определению границ церковной юрисдикции и налогообложению местных церквей в пользу Рима. Ныне конкордат, как правило, содержат нормы о порядке избрания епископов и клириков; о свободном совершении публичных богослужений; о признании со стороны государства церковных праздников выходными днями; о наделении церковных организаций статусом юридического лица, защите их собственности и гражданских прав; о церковном контроле за богословской подготовкой клириков; об организации религиозного образования в государственных (или в церковных) школах и т. д. В некоторых конкордах предусматривается признание государством церковного брака.
Правовая природа конкордата понимается различно. В средние века и Новое время сложились две противоречившие друг другу теории конкордата: теория привилегий (конкордат - привилегия, которую Церковь даёт государству, наделяя его определёнными правами и добровольно ограничивая собственные полномочия; Церковь вправе изменить или отменить конкордат в одностороннем порядке) и легальная теория (конкордат - государственный закон, принятый после консультаций с Церковью; он может быть изменён или отменён государством, как и любой другой закон). Ныне общепринятой является договорная теория, согласно которой конкордат - это международный договор между равноправными субъектами, обязательный для обеих сторон.
Конкордат обычно заключается на неопределённый срок. Отмена или изменение конкордата могут производиться по взаимному согласию сторон, а также в случае существенного изменения обстоятельств. Если прекращает существовать государство, заключившее конкордат, то последний теряет силу; с правопреемниками такого государства могут быть заключены новые конкордаты. Нарушение условий конкордата одной стороной даёт право другой стороне отказаться от исполнения конкордата и расторгнуть его.
Из конкордатов Нового времени наиболее известен конкодрдат с Францией (1801 год; отменён в 1905 году), заключённый папой Пием VII и Наполеоном I. В XIX веке конкордаты были заключены также с Испанией, Австрией, некоторыми итальянскими и германскими государствами и др. Конкордат с Российской империей заключался дважды: в 1847 году (расторгнут российским правительством в 1866 году) и в 1882 году. Ряд конкордатов был заключён после Первой мировой войны: с Литвой, Польшей, Румынией, Латвией, Австрией и др. В 1929 году был подписан конкордат с фашистской Италией (как составная часть Латеранских соглашений 1929 год), в 1933 году - с нацистской Германией.
Конкордаты продолжали заключаться и во второй половине XX - начале XXI веков, например с франкистской Испанией (1953 год), многие латино-американскими государствами и др. В 1964 году впервые заключён конкардат с исламским государством - Тунисом. Последним из заключённых на 1 января 2008 года является новый конкордат с Португалией (2004 год).
Исторические источники:
Raccolta di concordati su materie ecclesiastiche tra la Santa Sede e le autoritа̀ civili / Ed. A. Mercati. [Roma], 1954. Vol. 1–2;
Raccolta di concordati, 1950–1999 / Ed. J. T. Martín de Agar. Città del Vaticano, 2000.
КОНКОРДАТ КОНКОРДАТ (от ср.-лат. concordatum - соглашение) - договор между папой римским как главой католической церкви и каким-либо государством; регулирует правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом. Первый К. был заключен в 1122 г. (с германским императором). Наиболее известны также К. с Наполеоном (1801) и правительством Муссолини (1929).
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое "КОНКОРДАТ" в других словарях:
КОНКОРДАТ — (см. предыд. слово). Договор между светской властью и духовными лицами, относительно церковных дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКОРДАТ договор между папою и светскою властью. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
конкордат — а, м. concordat m. < concordare. Договор между папою и светскою властью. Павленков 1911. В конкордатах ( духовных соглашениях) и свободах Белгской церкви. ПЖ 1790 218. // Сл. 18 10 136. Таковы суть главныя статьи сего конкордата, коим… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОНКОРДАТ — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом … Большой Энциклопедический словарь
КОНКОРДАТ — КОНКОРДАТ, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким нибудь правительством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОНКОРДАТ — муж., лат. условие, договор между государем и папою. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
конкордат — сущ., кол во синонимов: 1 • договор (49) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Конкордат — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.… … Политология. Словарь.
Конкордат — (Concordat), соглашение между Римской католической церковью и светскими властями. Одним из самых важных был К., заключенный в 1801 г. между папой Пием VII и Наполеоном I, по к рому во Франции была восстановлена католич. церковь. В соответствиис К … Всемирная история
Конкордат — (от лат. concordatum соглашение; англ. concordat) в международном праве специальный договор между правительством какого либо государства и Ватиканом (папой римским как главой католической церкви), определяющий взаимоотношения государства и… … Энциклопедия права
Конкордат — (от средневекового лат. concordatum соглашение, от лат. concordo нахожусь в согласии) по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско католической церкви и каким либо католическим… … Википедия
КОНКОРДА́Т, -а, м. Соглашение между папой римским и каким-л. государством, определяющее положение католической церкви в этом государстве. Конкордат Наполеона I с Пием VII.
[Лат. concordatum от concordare — быть согласным]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Конкорда́т (от средневекового лат. concordatum — соглашение, от лат. concordo — нахожусь в согласии) — по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом; договоры с другими странами называются конвенциями. Чёткая градация терминов была утрачена в XIX веке в связи с изменением политической карты Европы и Азии.
КОНКОРДА'Т, а, м. [латин. concordatus] (полит.). Соглашение, договор между папой и каким-н. правительством.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова квотирование (существительное):
Синонимы к слову «конкордат»
Предложения со словом «конкордат»
- Потому что из-за трижды профуканного конкордата, как раз король-то и не указ!
Сочетаемость слова «конкордат»
Конкорда́т (от средневекового лат. concordatum — соглашение, от лат. concordo — нахожусь в согласии) — по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом; договоры с другими странами называются конвенциями. Чёткая градация терминов была утрачена в XIX веке в связи с изменением политической карты Европы и Азии.
Дополнительно
Предложения со словом «конкордат»
Потому что из-за трижды профуканного конкордата, как раз король-то и не указ!
А я отказался тогда подписать конкордат, потому что чувствовал себя достаточно сильным для этого.
Тем не менее я пребываю в уверенности, что сей факт не мог повлиять на процесс подписания конкордата.
Эта статья о соглашениях с участием Святого Престола. Для использования в других целях см. Конкордат (значения).
А конкордат это соглашение между Святой Престол и суверенное государство который определяет отношения между католическая церковь и государство в вопросах, касающихся обоих, [1] то есть признание и привилегии католической церкви в конкретной стране и светские вопросы, которые влияют на церковные интересы.
Содержание
Церковное учение
Католическая церковь исторически утверждала, что не связана одной формой правления над другой, но была готова работать с любым типом правительства, пока сохранялись права Бога и верующих. Пий XI писал в 1933 году:
Широко известен тот факт, что католическая церковь никогда не привязана к одной форме правления больше, чем к другой, при условии соблюдения Божественных прав Бога и христианской совести. Ей нетрудно приспособиться к различным гражданским институтам, будь то монархические или республиканские, аристократические или демократические. [4]
Дихотомия церкви и государства
С точки зрения церкви и государства разногласия по поводу Конкордатов включают две точки зрения.
С католической точки зрения, Церковь имеет моральное и теологическое право вступать в дипломатические отношения с государствами для достижения соглашений относительно заботы о своих членах, проживающих там. Это концепция Libertas ecclesiae (свобода церкви).
Однако с некатолической точки зрения привилегии католической церкви вызывают определенные опасения относительно свободы вероисповедания, например:
Примеры конкордатов
- В Конкордат 1801 года было соглашение между Наполеон и Папа Пий VII. Во время Французской революции национальное собрание взял церковную собственность и выдал Гражданская конституция духовенства. Последующие законы отменили христианские праздники. [8] Многие верующие либо отправились в ссылку, либо были казнены во время Террор. Церковь отказалась от каких-либо претензий на земли, конфискованные после 1790 года, но сохранила право на богослужение с учетом любых соображений общественной безопасности со стороны местного префекта. Наполеон смог умиротворить французских католиков, ограничив влияние папства во Франции. Хотя Конкордат восстановил некоторые связи с папство, это в значительной степени благоприятствовало государству. [9] В течение года Наполеон в одностороннем порядке внес поправки в соглашение с Органические статьи законодательное закрепление религиозной практики.
Некоторые конкордаты гарантируют Католической церкви статус благотворительной организации, освобожденной от налогов, поскольку она является крупнейшим благотворительным учреждением в мире, либо прямо заявляя об этом, как в Бразилии (2008 г., статья 15). [10] и Италия (1984, статья 7.3), [11] или косвенно, как в Португалии (2004 г., статья 12). [12]
При наличии политической воли такие привилегии конкордата могут быть расширены внутренним законодательством. В 1992 г. освобождение от налогов, предоставленное церкви итальянским конкордатом, было истолковано законом, который разрешает католической церкви уклоняться от уплаты 90% того, что она должна государству за свою коммерческую деятельность. [13] Таким образом, небольшая святыня в стенах кинотеатра, курорта, магазина, ресторана или отеля достаточна для освобождения от религии. [14] В июне 2007 г. Нили Крус, то Европейский комиссар по конкуренции объявил о расследовании этого дела. Затем, в августе, заместитель министра финансов в г. Романо ПродиХрупкая левоцентристская коалиция России заявила, что эту проблему необходимо решить в бюджете следующего года. [15] Однако после этого больше ничего об этом из Комиссия Баррозу и несколько месяцев спустя правительство Проди пало.
В Колумбия в 1994 году между государством и церковью произошел кризис, когда Генеральный прокурор Густаво де Грайфф обвинил нескольких епископов в незаконных контактах с FARC партизаны. Оказалось, что по конкордату Колумбии со Святым Престолом члены духовенство могло быть рассмотрено только церковными судами которыми правят каноническое право, и что епископы, следовательно, были защищены от расследования, проводимого гражданскими властями по делу, которое многие в Колумбии сочли серьезным уголовным преступлением.
Список
На протяжении веков существовало не менее нескольких сотен конкордатов. [19] Ниже приводится отсортированный список конкордатов и других двусторонних соглашений, заключенных Святым Престолом.
Читайте также: