Фуко послушные тела кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начало

Традиционная история наказаний

Фуко приводит свидетельства казни Робера-Франсуа Дамьена, совершившего покушение на убийство короля Франции Людовика XV. Он был четвертован на Гревской площади Парижа 28 марта 1757 года.

Нужно сказать, что эта казнь была особо жестокой и для XVIII века, четвертование во Франции не использовали уже сто лет до нее и никогда — после. Такие жуткие зрелища и адские муки характерны больше для средних веков. Вплоть до первых буржуазных революций целью наказания считалось именно устрашение, а в качестве мер наказания использовались смертная казнь и членовредительство, телесные наказания.

Революции изменили отношение к мерам наказаний. Главной целью стало возмездие и устранение преступника как причины преступления.

Тюремное заключение в XVIII-XIX вв. отвечало задаче изолирования преступника и унижения его человеческого достоинства, причинения страданий.

Однако XIX-XX век изменил отношение к наказаниям, установив в качестве одного из базовых принципов международного права гуманное отношение к преступникам и гуманитарные нормы для условий заключения. В качестве целей тюремного заключения декларировалось исправление и перевоспитание человека. Но при этом условия отбывания наказания и содержания преступника не должны нарушать его основные права и свободы, не должны унижать его как человека.

История наказаний по Фуко

Сама по себе канва истории наказаний по Фуко от традиционной мало чем отличается. В средние века царил примат устрашающих публичных казней и жестоких телесных наказаний — кровавых и беспощадных. Эпоха Просвещения избавилась от феерии зрелищности, стремясь сократить страдания преступника, тем не менее продолжая традиции его физического уничтожения. Конечно, исключительно в целях безопасности общества. Позднее тюремное заключение заменило все виды наказания, по-прежнему спасая общество от опасности и изолируя преступника, но думая и о несчастном — сохраняя ему жизнь.

В этой истории различаются смыслы.

Загадка от маэстро

Что же это за заведение?

На самом деле ответ на этот вопрос не имеет значения, поскольку таким могло быть какое угодно заведение: заведение для женщин и мужчин, для молодых и подростков, тюрьма, интернат, школа и исправительная колония.

Ответ на загадку

Дисциплина — идеальное оружие

Что же наставляет нас ошибаться при ответе на загадку Фуко? Что делает похожими такие разные учреждения, как, например, школа и тюрьма? Ответ прост — это дисциплина. Дисциплина в организации любого учреждения. Дисциплина в контроле за деятельностью надзираемых.

Принципов организации учреждений несколько:

1. Отгораживание. Заведение должно находится на отдельной территории, отделенной от другого пространства. Лучше — забором. Школы обнесены оградой, тюрьмы-забором с колючей проволокой, границы офиса в бизнес-центре отделяет пропускная и охранная система, завод огорожен забором и впускает работников через проходные.

2. Принцип элементарной локализации или расчерчивания и распределения по клеткам. Каждое учреждение разделено на клетки — классы, палаты, камеры, офисы и кабинеты.

4. Единицей является не территория, не место, а ранг. Ранг — место, занимаемое в классификации. В армии это звания, в школе — классы.

Таким образом, дисциплина — это искусство ранга и техника преобразования размещений. Она индивидуализирует тела посредством локализации, которая означает не закрепление их на определенном месте, а их распределение и циркулирование в сети отношений.

После того, как пространство организовано надлежащим образом, нужно организовать и деятельность подопечных.

Принципы деятельности следующие:

1. Распределение рабочего времени

Три основных метода — установление ритмичности, принуждение к четко определенным занятиям, введение повторяющихся циклов. Строевой шаг, солдатский марш, приветствие учителя стоя перед началом урока, звонок на подъем, обед и отдых.

2. Детализация действия во времени

Для каждого движения предусматриваются направление, размах, длительность, предписывается последовательность его выполнения. В тело проникает время, а вместе с ним — все виды детальнейшего контроля, осуществляемого властью. Распорядок дня — главная заповедь режимных учреждений.

3. Корреляция тела и жеста.

Насаждает наилучшее соотношение между жестом и общим положением тела, которое является условием его эффективности и быстроты. Как солдату собрать автомат за минуту или как лучше сидеть школьнику при письме.

4. Связь между телом и объектом.

Дисциплина определяет, какие отношения тело должно поддерживать с объектом, которым оно манипулирует (как держать ручку в руке).

5. Исчерпывающее использование или принцип антипраздности. Он запрещает попусту тратить время, которое отводится государством и/или Богом и оплачивается людьми.

Общество — идеальный объект и жертва

Все эти дисциплинарные принципы реализовываются как в любой тюрьме, так и в нашем обществе.

Фуко вспоминает Иеремию Бентама, который предложил в XVIII веке «модель нашего общества всеобщей ортопедии в миниатюре: пресловутый паноптикум.

Это архитектурная структура, позволяющая осуществлять властное воздействие одного человека на других; тип учреждения, подходящего как для школ, так и для госпиталей, тюрем, исправительных заведений, приютов и заводов.

Паноптикум — это строение в форме кольца, в середине которого находится двор с башней в центре. Кольцо подразделяется на небольшие камеры с окнами, выходящими как во внутренний двор, так на внешнюю сторону. В каждую из этих небольших камер помещен — в исправительных целях — учащийся писать ребенок, работающий рабочий, исправляющийся заключенный, безумец, реализующий свое безумие. В центральной башне располагается надзиратель.

Общий план, внешний и внутренний вид Паноптикума Иеремии Бентама, чертеж Вилли Ревели, 1791 © Wikimedia Commons

Поскольку каждая из камер выходит как на внутреннюю сторону, так и на внешнюю, взгляд надзирателя способен пронизать всю камеру; в ней нет места для тени, а следовательно, все, что делает индивид, выставлено взгляду надзирателя, который наблюдает через решетчатые ставни и полуоткрытые дверцы так, что он способен видеть все и при этом быть в недосягаемости для взглядов других.

По мнению Бентама, эта замечательная небольшая архитектоническая хитрость может быть использована в целом ряде учреждений.

В грандиозном социальном паноптизме, функцией которого было как раз-таки преобразование жизни людей в производительную силу, тюрьма играла скорее символическую и показательную, нежели экономическую, карательную и исправительную функции. Тюрьма представляется перевернутым изображением общества, изображением, ставшим угрозой [4].

(В)место заключения

По Фуко, мы все живем в обществе, за которым перманентно наблюдают, надзирают. Мы все живем в тюрьме, в паноптикуме.

15 октября исполняется 90 лет со дня рождения Мишеля Фуко, а наш мир вряд ли слишком изменился за это время…

Власть, контроль и управление ею являются элементами, которые постоянно присутствуют в обществе и в учреждениях.

Управление гражданским поведением и действиями согласно некоторым правилам сосуществования, более или менее согласованным и принятым обществом в целом, осуществляется различными агентами на протяжении всей нашей жизни. Этот мониторинг и контроль будут проанализированы в Паноптическая теория Мишеля Фуко .

Понимание термина: что такое паноптика?

Хотя теория паноптикума стала популярной благодаря Мишелю Фуко, Джереми Бентам разработал концепцию паноптики как механизм, применимый к контролю за поведением заключенных в тюрьмах.

Сам паноптикум является формой архитектурного сооружения, предназначенного для тюрем и тюрем , Эта структура предполагала круговое расположение клеток вокруг центральной точки, без связи между ними и способностью быть заключенным, наблюдаемым снаружи. В центре структуры была бы сторожевая башня, где один человек мог визуализировать все камеры, имея возможность контролировать поведение всех заключенных.

Они, однако, никогда не могли знать о том, за ними наблюдали или нет, учитывая, что башня была построена таким образом, что снаружи она выглядела непрозрачной, не зная, где она была или что такое сторож. Таким образом, заключенного можно контролировать в любой момент, контролируя его поведение, чтобы не быть наказанным.

Теория паноптики Мишеля Фуко

Идея паноптикума была бы подхвачена Мишелем Фуко, который видел в современном обществе отражение этой системы. Для этого автора течение времени заставило нас погрузиться в дисциплинарное общество , который контролирует поведение своих членов посредством наложения надзора. Таким образом, власть стремится действовать посредством наблюдения, контроля и коррекции поведения граждан.

Паноптизм основан, согласно теории паноптики Мишеля Фуко, на способности навязывать поведение всему населению, основываясь на идее, что за нами следят. Он стремится обобщить типичное поведение в диапазоне, который считается нормальным, наказывая за отклонения или определяя хорошее поведение.

Самоуправление и самоцензура

Эта социальная модель заставляет человека самостоятельно управлять своим поведением препятствуя координации и слиянию с группой, чтобы поддерживать поведение в пределах диапазона, установленного властью как правильное. Формирование и действие расходящихся групп с установленным порядком затруднено.

Использование механизмов, основанных на том же принципе паноптикума, позволяет не применять силу и не проявлять ее непрерывно, поскольку, хотя в древности существовал человек, который осуществлял власть и наблюдал за его подчинением, теперь любой человек или Даже объект может быть представителем этой силы.

Тот факт, что наблюдение является невидимым, то есть наблюдаемые люди не могут определить, наблюдаются ли они или нет, делает поведение индивида контролируемым, даже если оно не контролируется. Субъект в возможном наблюдении попытается подчиниться наложенным нормам, чтобы не быть наказанным.

Фуко говорит, что паноптикум выражается очень хорошо тип домена, который происходит в современную эпоху : Механизмы наблюдения внедряются в органы, они являются частью типа насилия, о котором говорят ожидания и смыслы, которые передают пространства и учреждения.

Паноптикум в обществе

Согласно теории паноптикума Мишеля Фуко, структура паноптического типа, в которой некоторые агенты имеют право контролировать и санкционировать поведение остальных, не имея возможности определить, контролируются ли они, не ограничивается только тюремной средой. в котором Бентам вообразил это.

На самом деле, Согласно Фуко, все нынешние институты так или иначе имеют такой тип организации. , Хотя нет необходимости проводить физически и даже без реального мониторинга в любое время, факт знания или веры в то, что нас контролируют и оценивают, изменит наше поведение в различных средах.

Например, теория паноптикума Мишеля Фуко применима в мире компании, где сотрудники контролируют свое поведение до того, как узнают, что их начальство может визуализировать свои действия. Этот контроль повышает производительность и уменьшает дисперсию.То же самое происходит в школе, когда ученики самостоятельно следят за своим поведением, когда они чувствуют надзор со стороны учителей, и даже с учителями, когда они считают, что за ними следят руководящие органы. Идея состоит в том, чтобы сделать область размытой в динамике власти и социальных отношений.

Для Фуко все в настоящее время связано с бдительностью, от участия в различных учреждениях до нашей повседневной жизни. Даже в таких областях, как секс, механизмы контроля современного общества видны, ищет контроль над нашими драйвами через нормализацию сексуальности , Это было усилено с появлением информационных технологий, в которых камеры и системы наблюдения были внедрены и улучшены, чтобы контролировать поведение других.

Некоторые аспекты, связанные с психологией

Как структура, разработанная Бентамом, так и теория паноптики Мишеля Фуко имеют важное значение на психологическом уровне: Появление самоконтроля субъектов из-за наличия наблюдения .

Несмотря на то, что это может улучшить производительность работы и поведение в определенных областях, такой постоянный мониторинг часто может привести к возникновению стрессовых реакций и даже эпизодов тревоги у людей, которые в конечном итоге оказываются чрезмерно подавленными, что является чрезмерным контролем, способствующим поведенческой жесткости и психический дискомфорт.

Кроме того, введение власти будет генерировать высокий уровень реактивности во многих других людях. s, вызывая поведение, противоположное тому, которое изначально предполагалось достичь.

Такой контроль также может проводиться в позитивном ключе. Факт мониторинга может побуждать субъектов вносить изменения в поведение, которые в конечном итоге могут стать адаптивным преимуществом. Например, это может помочь улучшить соблюдение режима лечения или терапии, а также предотвратить такие действия, как нападение, домогательство или плохое обращение. Проблема заключается в том, что многие из этих модификаций будут просто поверхностными и направлены на публику, а не провоцируют изменения отношения или не происходят в частной сфере. Изменения в поведении в основном обусловлены возможными последствиями, а не убеждением в необходимости изменений.




Экзамен вводит целый механизм, связывающий определенный тип формирования знания с определенной формой отправления власти.

1. Экзамен преобразует экономию видимости в отправление власти. Традиционно власть есть то, что видимо, что показывается, проявляется; и, что парадоксально, она черпает свою силу в том самом движении, посредством которого проявляет эту силу. Те, на кого она воздействует, могут оставаться в тени: они получают свет лишь от той части власти, что им выделяется, или от скользнувшего по ним отблеска власти. Дисциплинарная власть, с другой стороны, отправляется в силу ее невидимости; в то же время она навязывает тем, кого подчиняет, принцип принудительной видимости. В дисциплине именно субъекты должны быть видимыми. Их видимость удостоверяет накинутую на них узду власти. Именно факт постоянной видимости, возможности быть увиденным удерживает дисциплинированного индивида в подчинении. А экзамен есть метод, с помощью которого власть, вместо того чтобы производить знаки своей мощи, вместо того чтобы помечать подданных своим клеймом, втягивает их в механизм объективации. В этом пространстве господства дисциплинарная власть по существу проявляет свою мощь, главным образом посредством упорядочения объектов. Экзамен - своеобразная церемония объективации.

Будем рассматривать эту медаль как свидетельство о моменте, когда парадоксальным, но значимым образом ярчайшее проявление верховной власти государя совпадает с возникновением ритуалов, характерных для дисциплинарной власти. Почти невыносимая видимость монарха превращается в неизбежную видимость подданных. И именно это обращение видимости в практическое действие дисциплин должно обеспечивать отправление власти даже в ее самых глубинных проявлениях. Мы входим в век бесконечного экзамена и принудительной объективации.

Долгое время обычная индивидуальность - индивидуальность простого человека — оставалась ниже порога описания. Быть рассматриваемым, наблюдаемым, детально исследуемым и сопровождаемым изо дня в день непрерывной записью составляло привилегию. Создаваемые при жизни человека хроника, жизнеописание, историография составляли часть ритуалов его власти. Дисциплинарные методы полностью изменили это отношение, понизили порог, начиная с которого индивидуальность подлежит описанию, и превратили описание в средство контроля и метод господства. Описание теперь не памятник для будущего, а документ для возможного использования. И эта новая приложимость описания особенно заметна в строгой дисциплинарной среде: ребенок, больной, сумасшедший, осужденный все чаще (начиная с XVIII века) и по кривой, определяемой дисциплинарными механизмами, становятся объектами индивидуальных описаний и биографических повествований. Превращение реальных жизней в запись более не является процедурой создания героев; оно оказывается процедурой объективации и подчинения. Тщательно прослеживаемая жизнь умственно больных или преступников относится как прежде летопись жизни королей или похождения знаменитых бандитов - к определенной политической функции записи; но совсем в другой технике власти.

Нет ли некоторого преувеличения в выведении такой власти из мелких хитростей дисциплины? Как могут они иметь столь масштабные последствия?

ГЛ.2.СРЕДСТВА ВЫВЕРЕННОЙ МУШТРЫ.

ЭКЗАМЕН

Экзамен вводит целый механизм, связывающий определенный тип формирования знания с определенной формой отправления власти.

1. Экзамен преобразует экономию видимости в отправление власти. Традиционно власть есть то, что видимо, что показывается, проявляется; и, что парадоксально, она черпает свою силу в том самом движении, посредством которого проявляет эту силу. Те, на кого она воздействует, могут оставаться в тени: они получают свет лишь от той части власти, что им выделяется, или от скользнувшего по ним отблеска власти. Дисциплинарная власть, с другой стороны, отправляется в силу ее невидимости; в то же время она навязывает тем, кого подчиняет, принцип принудительной видимости. В дисциплине именно субъекты должны быть видимыми. Их видимость удостоверяет накинутую на них узду власти. Именно факт постоянной видимости, возможности быть увиденным удерживает дисциплинированного индивида в подчинении. А экзамен есть метод, с помощью которого власть, вместо того чтобы производить знаки своей мощи, вместо того чтобы помечать подданных своим клеймом, втягивает их в механизм объективации. В этом пространстве господства дисциплинарная власть по существу проявляет свою мощь, главным образом посредством упорядочения объектов. Экзамен - своеобразная церемония объективации.

Будем рассматривать эту медаль как свидетельство о моменте, когда парадоксальным, но значимым образом ярчайшее проявление верховной власти государя совпадает с возникновением ритуалов, характерных для дисциплинарной власти. Почти невыносимая видимость монарха превращается в неизбежную видимость подданных. И именно это обращение видимости в практическое действие дисциплин должно обеспечивать отправление власти даже в ее самых глубинных проявлениях. Мы входим в век бесконечного экзамена и принудительной объективации.

Долгое время обычная индивидуальность - индивидуальность простого человека — оставалась ниже порога описания. Быть рассматриваемым, наблюдаемым, детально исследуемым и сопровождаемым изо дня в день непрерывной записью составляло привилегию. Создаваемые при жизни человека хроника, жизнеописание, историография составляли часть ритуалов его власти. Дисциплинарные методы полностью изменили это отношение, понизили порог, начиная с которого индивидуальность подлежит описанию, и превратили описание в средство контроля и метод господства. Описание теперь не памятник для будущего, а документ для возможного использования. И эта новая приложимость описания особенно заметна в строгой дисциплинарной среде: ребенок, больной, сумасшедший, осужденный все чаще (начиная с XVIII века) и по кривой, определяемой дисциплинарными механизмами, становятся объектами индивидуальных описаний и биографических повествований. Превращение реальных жизней в запись более не является процедурой создания героев; оно оказывается процедурой объективации и подчинения. Тщательно прослеживаемая жизнь умственно больных или преступников относится как прежде летопись жизни королей или похождения знаменитых бандитов - к определенной политической функции записи; но совсем в другой технике власти.

Нет ли некоторого преувеличения в выведении такой власти из мелких хитростей дисциплины? Как могут они иметь столь масштабные последствия?

Вчера, 15 октября, был день рождения одной из главных звезд французской философии XX века — Мишеля Фуко.

Фуко дважды поступал в Высшую нормальную школу в Париже, в школе не имел особых успехов, а по истории – где сегодня он считается специалистом – был вторым в классе. И все же это не помешало создателю первой во Франции кафедры психоанализа стать мировой знаменитостью среди философов. Почему так вышло? Рассказываем о взглядах и теориях знаменитого француза в 10 основных постулатах его работ.


Основной объект исследований Мишеля Фуко — изучение бессознательного сквозь призму различных исторических эпох. История здесь – ключевое понятие.

Основными задачами Фуко было: восстанавливать археологию прошлого о субъекте, пояснять генеалогию современной власти и создать онтологию настоящего.

Именно Мишель Фуко утверждал, что из-за соперничества все в этом мире взаимодействует между собой.

Фуко считал, что никто в этом мире из живых не испытывал настоящего наслаждения, так как от истинного наслаждения мы умираем.


Мишель Фуко почти никогда не обходится без трех главных вопросов Иммануила Канта: что можно знать, что следует делать и что есть человек?

Фуко первым объясняет возникновение понятия "изоляция", сравнивая его со средневековым "отшельничеством". Философ утверждает, что изоляция возникла благодаря европейской культуре, то есть возникновение современных психиатрических больниц – это порождение Нового времени.

Именно Фуко утверждал, что психоанализ и попытка лечения безумцев при помощи разговора - это своего рода карательная мера по отношению к больному. Чуть позже именно эти высказывания станут основой большого движения антипсихиатрии.

Основные понятия, которые использует Фуко: автор, археология, архив, власть, генеалогия, дискурс, д искурсивные практики, историчность, недискурсивные практики и эпистема.

На последнем стоит, пожалуй, остановиться более детально, так как это одно из любимых понятий философа. Эпистема — совокупность представлений о накоплении, хранении и воспроизводстве знаний. Другими словами – структура знаний.

Читайте также: