Принятие изменение и отмена конституции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

  1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
  2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
  3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

– принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных).

– принятие конституций парламентами.

– принятие конституции надпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.).

– принятие путем референдума – общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Швейцария 1999 г.). Проект конституции либо разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции 1946 г. – Четвертой республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г. – Пятой республики), после чего выносится на референдум.

– принятие военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению.

– принятие высшими партийными органами – съездами или исполнительными комитетами партий.

– принятие на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения.

– договорное принятие конституций в кризисных ситуациях, хотя добровольность таких соглашений нередко весьма своеобразна.

– принятие основного закона в новой редакции.

Поправки в конституции вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями:

1. Проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации.

2. Поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом. В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента.

3. После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено (ратифицировано) определенным большинством субъектов федерации.

Конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы.

При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст.

По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Жесткие конституции – конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах Различают десять способов принятия конституций.1. Конституция принимается специально избранным с этой целью учредительным собранием. Чаще всего это собрание является органом (однопалатным или

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не

9. Форма правления в зарубежных странах

14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах Правительством любого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции.Основные функции правительства:1) осуществляет общее

15. Полномочия правительства в зарубежных странах

15. Полномочия правительства в зарубежных странах Во всех странах независимо от государственного строя правительство выполняет сходные полномочия по общему управлению страной. Наличие правительства и его действующего постоянного состава подразумевает наличие

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей целью выявление и пресечение, вплоть до отмены действия несогласованных с конституцией

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Форма правления – внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Выделяют две формы правления: монархия и республика.Монархия представляет собой

23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Оно возглавляет исполнительно-распорядительную

24. Полномочия правительства в зарубежных странах

24. Полномочия правительства в зарубежных странах В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции главе государства, хотя иногда определяются и некоторые особые полномочия правительства – обычно по


Оглавление

  • 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
  • 2. Предмет, система и источники конституционного права зарубежных стран
  • 3. Понятие и сущность конституции. Виды конституций
  • 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
  • 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
  • 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
  • 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
  • 8. Институт гражданства: понятие, способы приобретения и прекращения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах

1. Существуют следующие способы принятия конституций.

1. Специально избранное для этой цели учредительное собрание. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции, но иногда продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных);

2. Принятие конституции на референдуме — общегосударственном голосовании избирателей (в 1958 г. во Франции, в 1999 г. в Швейцарии).

3. Принятие конституции надпарламентским органом.

4. В ряде стран конституцию принимает парламент.

5. В некоторых странах основной закон государства могут принимать высшие партийные органы — съезды или исполнительные комитеты партий.

6. Конституция провозглашается военными, стоящими какое-то время у власти. Военные осуществляют таким образом переход к гражданскому правлению.

7. Принятие конституции может состояться на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения страны.

8. Существует возможность договорного принятия конституции в кризисных ситуациях (зачастую добровольность таких соглашений можно поставить под сомнение).

10. Принятие основного закона в новой редакции.

2. Поправки в конституцию вносят только по решению парламента или на основании итогов референдума. Но принятие подобных решений должно отвечать следующим требованиям:

• поправка должна быть принята квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат (в некоторых странах необходимо, чтобы парламент принял поправку дважды (с определенным интервалом); иногда второе голосование (вотум) может состояться только после того, как будет избран новый состав парламента);

• проект о внесении поправок в конституцию может выноситься на обсуждение только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации;

• в некоторых федерациях, когда парламент принимает поправку к конституции, его решение должно быть ратифицировано (утверждено) определенным большинством субъектов федерации.

3. Глава государства не вправе накладывать вето на конституционные поправки, которые должны быть опубликованы в официальной печати или отдельно.

Во время путчей, военных переворотов пришедшие к власти силовики устанавливают в стране чрезвычайный порядок. Так, военные советы могут отменить или приостановить порядок действия существующей в стране конституции или некоторых ее глав или статей.

Порядок принятия и изменения конституции РФ (Российской Федерации) и других стран может по процедуре издания конституции классифицироваться на: октроированный (дарованный); принятый представительным органом (учредительное собрание, парламент); одобренный на референдуме (referendum).

Октроированные конституции представлены основополагающими документами, которые дарованы единоличной властью. Ее осуществляет монарх и в ней не участвуют представительные органы. Подобная ситуация характерна для Катара и Кувейта, Малайзии и др. Этот способ наименее демократичен в деле принятия основного закона или внесения изменений в него. Подобные конституции чаще всего принимались в период перехода от абсолютизма к конституционным монархиям. В 20 веке также можно увидеть случаи конституционного октроирования, которое осуществлялось не только монархами, но и государственными главами республик.

В 1962 году в Пакистане новую конституцию октроировал ее президент, в 1990 году в Фиджи это осуществило правительство страны. Первую японскую Конституцию 1889 года можно также вносить в эту группу.

Органы, принимающие конституции

Конституции могут приниматься представительными органами, включая Учредительное собрание (Конституционный конвент или собрание, Учредительный конгресс), парламент, сформированный на основе предыдущих легитимных актов. Сегодня подобный метод принятия конституции широко распространен (Италия в 1947 году, Индия в 1950 году, Греция в 1975 году).

Учредительное собрание представляет собой специально созданный высший орган государства, предназначенный для выработки (принятия) конституции. Его избирает народ, а свою работу он прекращает после того, как принят новый основной закон.

Одну из первых конституций во Франции принимали специально сформированным для этой цели Учредительным собранием. В последние годы Учредительные собрания разрабатывают и принимают Конституции (Колумбия, Болгария, Бразилия и др.). Подобный способ в юридической литературе называется конституанта.

Порядок принятия и изменения конституции рассматривается и с позиции работы основного законодательного органа в виде парламента государства. Это осуществляется посредством особого усложненного порядка, как правило, с использованием квалифицированного большинства депутатских голосов. Большая часть конституций социалистических стран, включая все Конституции России советского периода, были приняты специальными заседаниями национального парламента.

В большей части мировых государств одобрение проекта правового закона посредством представительных органов не всегда представляет собой заключительный этап, поскольку после этого проект текста Конституции выносят на референдум (например, французская конституция 1946 года).

Тем не менее, общенациональное голосование иногда используется и через отсутствующие демократические силы. Так, конституционный референдум использовали после захвата власти военными в Греции (1968 г.), Терции (1961 г.).

Способы принятия, изменения конституций

В соответствии со способом принятия Конституции, принимаемые посредством созыва референдума, по праву считают демократическими. Подобные референдумы были распространены в послевоенное время. Проекты Конституций разрабатывались с помощью специально созданных для этой цели Учредительных собраний или правительства. После этого она выносилась на референдум. Подобный способ использовали такие страны, как Испания, Ирландия, Дания.

При условии демократического правления часто одновременно сочетают 2 способа: одобрение документа представительным органом и итоговое утверждение на референдуме.

В соответствии со способом изменений (пересмотра) конституции классифицируются на гибкие и жесткие. Первые из них можно изменить в том же порядке, что и обычные законодательные акты. Это, в первую очередь, неписаные конституции, конституции стран монархической формы правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Особый усложненный порядок для внесения изменений предусмотрен для жестких конституций. Жесткость конституций обеспечивается различными способами, включая потребность в голосовании квалифицированным большинством голосов в парламенте (характерно для Японии, Италии), принятие поправок посредством референдума (Франция); повторное принятие поправок с помощью парламента следующего созыва (Финляндия); утверждение поправок субъектами федерации (Соединенные Штаты, Германия).

Читайте также: