Фронтир это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Со временем гипотезу Тернера начинают применять к истории России, Канады, Бразилии, Аргентины, Австралии и других стран, имевших колонизационный опыт. Применив методы социологии, политологии, географии, клиометрии, этнографии, историки (К. Гудрич, Д. Тредголд, Дж. Гинуэй, М. Майкселл, Б. Перкинс, Х. Ален, А. Лобанов-Ростовский и др.) пришли к выводу: американский фронтирный опыт не был тождественен аналогичному опыту других государств и не возвышался над ними. Освоение свободных земель давало неодинаковые результаты: в одних странах это способствовало экономической динамике, развитию социально-политических отношений, в других - возрождало архаические уклады, в-третьих - воспроизводило социальные отношения, характерные для метрополии, и их динамика была очень замедленной.

Если обратиться к буквальному переводу с английского языка, то слово "frontier" на русский язык переводится как "граница", "рубеж". Бюро переписи населения США определяло фронтир как границу, за которой плотность населения была менее двух человек на квадратную милю. В истории и литературоведении данное понятие обозначает эпоху освоения свободных земель на Западе США в период до 1890 года. В художественной литературе ему соответствуют мотивы "открытой дороги", "пионерства", героического покорения природы, борьбы с индейцами.

Важным фактом является то, что родоначальник концепции фронтира писал только лишь об американском "рубеже" и концепцию разрабатывал в рамках американского запада. О фронтире применительно к Сибири заговорили позже.

В контексте нашей работы будет интересно сравнить особенности переселений. При сравнении колонизации Сибири и американского Запада исследователями были отмечены коренные различия: пропасть между формами государственной власти, между социально-политическим положением российского крепостного крестьянина и американского свободного фермера; несходство между климатическими и демографическими условиями, разница в темпах и интенсивности переселения. Численность аборигенов Сибири была намного меньше, чем американских индейцев. Отсюда и более слабый характер сопротивления. Англию интересовала, прежде всего, территория, поэтому она не стремилась все индейские племена сделать своими подданными и обложить налогом. Для Московского правительства была важна не земля, а количество платящего ему ясак населения. В Америке продвижение линии фронтира в глубь страны означало определенную степень хозяйственного и политического освоения внутренних районов английских колоний. В Сибири же до сих пор существуют громадные слабо или вообще не заселенные пространства.

Столь существенные различия во взаимоотношениях между пришлым и коренным населением стало одной из причин пересмотра сформулированного Тернером определения фронтира. Были предприняты попытки адаптировать концепцию Тёрнера для России. Так, например, Д.Я. Резун сформулировал своё определение для термина "фронтир", адаптировав тем самым идею порубежья к "фронтиру" сибирскому. Фронтир, по мнению Резуна - это "создание цепи или отдельных относительно быстро сооружаемых и легковооруженных военных пунктов (остроги, слободы, форпосты, пасы, погосты, укрепленные деревни и заимки), которые всегда выдвинуты в пограничные земли и отдалены от основных административно-хозяйственных центров (городов) относительно большим расстоянием".

Если вспомнить, что границы сибирского фронтира зачастую не совпадали с границами российского государства, становится понятно, что выдвинутая Резуном формулировка термина "фронтир" как нельзя лучше подходит к сибирскому порубежью.

Уже с начала XIX века представители Российской общественно-политической мысли пытались дать сравнительный анализ процесса колонизации Сибири и северной Америки. Позже, в 60-70-е годы XIX столетия предпринимались попытки ответить на вопрос о причинах серьезного отставания в развитии Сибири по сравнению с США, освоение которых началось примерно одновременно и среди населения которых преобладали выходцы из метрополии.

Первые сравнения Сибири и Америки принадлежат декабристам. Так Н.В Басаргин, Н.А. Бестужев, И.И. Пущин, а так же многие другие сравнивали регион с Соединенными Штатами Америки. В основном невольные обитатели Сибири сравнивали характер колонизации Сибири и Северной Америки, характер сибирских и американских поселенцев, природно-сырьевую базу регионов.

Сибирь начали представлять как типичную колонию, отличие и достоинство которой, в сравнении с Америкой, сводятся к тому, что она не разобщена с метрополией и находится в непосредственном с ней соединении. В отличие от океана, разделяющего Америку и Британию, уральские горы не являлись достаточной преградой для влияния из метрополии и не способствовали успешной, не пресекаемой правительством, сепаратистской деятельности. По словам А.Д. Агеева, Сибирь всегда нуждалась в связях с метрополией в силу колониального характера своей экономики. Самостоятельное государственное существование Сибири и морфологически и функционально было невозможно.

Во второй половине XIX в. исследование изучаемой проблемы продолжили сибирские областники, представители местной интеллигенции, рассматривающие прошлое, настоящее и будущее региона как существование специфической области в составе российского государства. Основу областнической концепции составили положение о Сибири-колонии и особая интерпретация процесса ее колонизации. Изучая прошлое региона, сторонники движения пытались и ответить на вопрос о причинах серьезного отставания Сибири в сравнении с США. Для получения более полной информации об этом, в 1893 году на всемирной выставке в Чикаго побывал Н.М. Ядринцев.

Он же призывал провести сравнение "нашей сибирской пустыни-колонии с развивающейся и расцветающей американской колонией". Таким образом, сравнение Сибири с Северной Америкой становится первым шагом на пути применения термина "фронтир" к сибирскому региону.

С 60-х гг. XIX в. концепцию "Сибирь - колония" отстаивали сибирские областники, четко различая при этом процесс колонизации (заселения и освоения) и колониальную политику самодержавия". Всеобъемлющее обоснование эта концепция получила в фундаментальной работе Н.М. Ядринцева "Сибирь как колония", где регион рассматривается как колонизируемая окраина, политическая и экономическая колония царского правительства, проводившего здесь политику в интересах помещиков и буржуазии центральной России. Вслед за областниками указанные выводы разделяли многие видные представители российской общественно-политической мысли XIX - начала XX в., но были и противники этой концепции.

Последовательно выступал против нее Н.Я. Данилевский. "Россия никогда не имела колоний, - отмечал он, - ей удававшихся, и весьма ошибочно считать таковою Сибирь, как многие делают".

Однако, в противовес официальной историографии А.Н. Радищев, а позже А. П. Щапов и областники настаивали на тезисе о самовольном освоении русскими людьми просторов Сибири. В конце же XIX в. В. О. Ключевский вводит понятие "колонизация". По Ключевскому колонизация - процесс хозяйственного освоения и заселения новых территорий. Ключевский отмечал ведущую роль в колонизационных процессах экономических и политических составляющих, а другие стороны жизни общества являлись производными от них. При этом признавалось как стихийно-народное, так и организованное правительством освоение новых земель.

По мнению Г.Н. Потанина и Н. М. Ядринцева, заселение и развитие производительных сил региона связано исключительно с инициативой народных масс. По утверждению Потанина, Сибирь завоевана и населена народом, она открыта Ермаком и завоевана казаками. Все главные предприятия в ее колонизации исполнены частными лицами без правительственного участия. А вот Агеев в своей монографии, наоборот, большую роль отводит правительственной колонизации.

По мнению областников, и через триста лет после похода Ермака Сибирь продолжала оставаться колонией, которая только начала переход от преимущественного занятия населения сельским хозяйством к заводской и мануфактурной промышленности. Н.М. Ядринцев и С.С. Шашков констатировали очень низкий уровень развития производительных сил, их феодальный характер.

Разделились мнения и относительно первоначального заселения Сибири. По мнению Потанина в процессе первоначального освоения региона преобладал индивидуализм. Община, типичная для крестьянства Европейской России, растворилась, исчезла. Он связывал это с тем, что леса давали большой простор для индивидуальной жизни.

Другие исследователи, например Д. Бурстин, напротив, считали, что именно преобладание общинного характера заселения позволило продвинуться так далеко. Именно община контролирует здесь отношения между колонистами.

Таким образом, XIX век ознаменовался появлением различных (пусть и противоречивых) концепций относительно развития сибирского фронтира и его роли в жизни России.

Фронтир - это зона освоения; точнее, территория, социальные и экономические условия которой определяются идущим на ней процессом освоения. Американский историк Ф. Тернер, введший в науку само понятие фронтира, называл его "точкой встречи дикости и цивилизации"

Люди фронтира. На краю обжитой территории в России и США оказывались люди сходной закваски: волей чрезвычайных обстоятельств, из-за неумеренных амбиций или просто непоседливого характера "вытолкнутые" из традиционного общества своей страны. Это отчаявшиеся бедняки, вроде хронически страдавших от неурожаев ирландцев и обитателей лондонского "дна". Русские малоземельные крестьяне, решившиеся на поиски заветного вольного Беловодья. Западноевропейские религиозные сектанты и русские раскольники. Разношерстные ссыльные. Лишенная наследства часть английского дворянства и гордое казачество. Предприимчивые дельцы и просто авантюристы. Степенных благопристойных граждан туманные окраины не манили ни в Америке, ни в России.

Эти регионы можно обозначить как Дикий Запад с его обитателями, но любому поводу хватающимися за "кольт", и Дикое Поле, куда выходили "погулять" русские богатыри. Позднее это казачья вольница, наконец, советский Север, полный темных личностей, скитающихся в целях "заколачивания" денег, - короче, территория, где живут "крутые" ребята.

Пожалуй, самая яркая особенность порубежья, отличающая его от остальной территории страны, - свобода. Свобода от устоев и традиций (общество состоит в большинстве из приезжих, еще не устоялось - нет и устоев), от классовых или сословных условностей, а при желании - и от своего прошлого. Свобода от каких бы то ни было государственных, общественных, правоохранительных органов3. Свобода для всех: жителям порубежья приходилось уважать свободу друг друга, поэтому в порубежье царила стихийная демократия. Свобода позволяла легко воспринимать новое (как в общественных отношениях, так и в быту), ибо с переездом в порубежье был поломан и традиционный образ жизни. Уникальное свойство - обладание свободой - ощущалось и ценилось многими жителями порубежья: в собственных глазах свобода делала их привилегированным классом.

"Борьба с суровой природой отразилась. не одним одичанием и огрублением, а воспитала отвагу . привычку действовать в одиночку и самоуверенность"

"Фронтирмены" проявляли завидное умение при необходимости объединяться во временные коллективы (ассоциации, клубы, отряды, ватаги, банды), оставаясь при этом, что называется, "себе на уме".
Фронтир, порубежье представлялись землей обетованной, землей надежды. Как правило, это была надежда на улучшение экономических условий, но нередко - и надежда на обретение свободы (физической или духовной, как в случае со старообрядцами, пуританами и представителями других религиозных течений, многочисленных на фронтирах),

"Родовой признак" фронтира - его неопределенность, неустоялость, неустойчивость. Пожалуй, это и стоит принять за основную характеристику фронтира. Здесь истоки всех перечисленных социально-экономических явлений. Фронтир манил своих будущих обитателей, поскольку был загадочен, и каждый мог возлагать на новые земли любые, самые смелые надежды.

Фронтир существует только по своим собственным зыбким, неписаным законам, иначе это уже не фронтир. У него своя логика, свои правила.

"Некоторые области находятся в исключительных условиях, которые дают им надежду легче установить справедливые экономические отношения, чем в других областях, удрученных традициями. Сибирь принадлежит к числу этих счастливых областей. Ее молодое общество представляет открытое поле для реформ и законодательных экспериментов, которые могут быть произведены без ломки укоренившихся понятий, обычаев и привычек, потому что ломать нечего", - писал один из видных идеологов областничества сибиряк Г. Потанин

"Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну державу с Москвою? -.. Надобно только мыслить, чтобы с любопытством читать предания народа, который смелостью и мужеством снискал господство над седьмою частию мира, открыл страны. и просветил их Божественною Верою, без насилия, без злодейств, но единственно примером лучшего" - Карамзин Н.М. История государства Российского.
"Чем обширнее территория, тяготеющая к одному центру, тем остальное пространство обездоленнее и пустыннее в культурном и духовном отношениях. Единственное спасение окраин от опустошающего действия централизации заключается в учреждении областных дум с передачей им распоряжения местными финансами. В областях разовьются свои центры, способные соперничать со столицами. Культурное движение в областях получит независимость от государственного центра и будет развиваться в большем согласии с местными условиями" - Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири
"Я не иначе смотрю на Сибирь, как на Американские Штаты" (И. Пущин)

"Жизнь тут кипит такая, о какой Европа и понятия не имеет. Она. напоминает мне рассказы из американской жизни" (А. Чехов)

"Следует отметить способность сибиряка к быстрому восприятию новых культурных черт; всякая новизна, раз она пришлась по сердцу, жадно воспринимается и проходит в массу. Этому много способствует отсутствие в характере сибиряка той забитости, которая неблагоприятно отражается на крестьянах многих частей Европейской России. Свобода в пользовании различными благами укоренила в нем известное миросозерцание о присущем ему неотъемлемом праве на жизнь и распоряжение известными благами - наклонность к простору, воле и равенству.
……………………………………………………………………………..

Системы ценностей в разных странах неодинаковы. То, что поощряется в одной стране, порицается в другой, и наоборот. Почему, например, у нас почти нет "вестернов" по мотивам собственной истории (их можно было бы назвать "истернами")?Как американцы, так и русские еще сравнительно недавно боролись за освоение новых территорий. Бросок через тысячи километров угрюмой сибирской тайги был не менее тяжелым, чем "героический" переход через Аппалачи. Буйный "ковбойский"нрав Дикого Запада не был чужд и нашим окраинам. Почему же мы, в отличие от американцев, не восхищаемся героями нашего Дикого Востока? Почему оказались столь различными роли, отведенные процессу колонизации в русской и американской культурах? Ответ на эти вопросы можно получить, обратившись к истокам формирования национальных традиций.
Даже живя в условиях фронтира, мы продолжаем смотреть на него из центра с"государственной позиции". Не пора ли России разобраться в своих взаимоотношениях с постоянным спутником - порубежьем, не пытаться подмять его под государственную машину и поискать пути мирного сосуществования.Сейчас "в верхах" ведутся разговоры о необходимости формирования в России подлинного (а не только декларированного) федерализма, "воспитания" самостоятельности регионов. Опыт отношений с порубежьем может стать дополнительным аргументом в пользу такого решения."Чем обширнее территория, тяготеющая к одному центру, тем остальное пространство обездоленнее и пустыннее в культурном и духовном отношениях. Единственное спасение окраин от опустошающего действия централизации заключается в учреждении областных дум с передачей им распоряжения местными финансами. -писал Потанин. - В областях разовьются свои центры, способные соперничать со столицами. Культурное движение в областях получит независимость от государственного центра и будет развиваться в большем согласии с местными условиями" . Таково "требование" фронтира.
……………………………………………………………………………………………

ФРОНТИР (от английского frontier, буквально - граница между освоенными и не освоенными поселенцами землями), в истории и литературоведении понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель на западе США (до 1890). В художественной литературе ему соответствуют мотивы "открытой дороги", "пионерства", героического покорения природы, борьбы с индейцами.

ФРОНТИР (от англ . frontier; букв. - граница между освоенными и неосвоенными поселенцами землями) в истории и литературоведении - понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель на Западе США (до 1890). В художественной литературе ему соответствуют мотивы "открытой дороги", "пионерства", героического покорения природы, борьбы с индейцами.

ФРОНТИР (от англ. frontier; букв. - граница между освоенными и неосвоенными поселенцами землями) в истории и литературоведении - понятие - обозначающее эпоху освоения свободных земель на Западе США (до 1890). В художественной литературе ему соответствуют мотивы "открытой дороги", "пионерства", героического покорения природы, борьбы с индейцами.

(от английского frontier, буквально - граница между освоенными и не освоенными поселенцами землями), в истории и литературоведении понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель на западе США (до 1890). В художественной литературе ему соответствуют мотивы "открытой дороги", "пионерства", героического покорения природы, борьбы с индейцами.

- (от англ. frontier; букв. - граница между освоенными инеосвоенными поселенцами землями) в истории и литературоведении - понятие- обозначающее эпоху освоения свободных земель на Западе США (до 1890). Вхудожественной литературе ему соответствуют мотивы ""открытой дороги"",""пионерства"", героического покорения природы, борьбы с индейцами.

Оконечность заселенных белыми людьми земель в США, граничившая с территориями свободных индейских племен. Она никогда не была четко очерченной и с продвижением белых переселенцев на запад постоянно менялась.

Екатерина Гринь

Фронтир

Дэви Крокетт в фильме

золотоискатель

Подобные эпопеи по добыче золота, хоть и привлекали десятки тысяч людей, но лишь в небольшой мере способствовали дальнейшему освоению Запада. Большой бум заселения произошел в 1862 году, когда президент А.Линкольн подписал закон о гомстедах. По этому закону любой американец, уплативший символичную сумму в 10 долларов, получал участок земли площадью 160 акров. Прожив на нём пять лет, фермер становился его полноправным владельцем.

Смычка двух строящихся участков Первой трансконтинентальной железной дороги

Началось бурное развитие скотоводства, и возникла эпоха ковбоев и перегонщиков, столь популярный для вестернов сюжет. Линия фронтира перемещалась все дальше и дальше на Запад, пока не достигла вод Тихого океана.

Фронтир всегда был и до сих пор считается связующим звеном между понятиями свободы и независимости в США, что является основными качествами и потребностями каждого человека, как писал в декларации Независимости Томас Джефферсон. Идеалы нового зарождающего государства совпали с реалиями жизни фронтира. Он считался воплощением рая на земле и примером для всех остальных народов. Так фронтир стал американским национальным символом.

Читайте также: