Франс хальс биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Детство и начало карьеры

Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.

Семейство переехало в Харлем в 1585 году, и вся дальнейшая судьба Хальса будет связана с этим городом.

С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.

Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.

Начало пути

В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).

Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:

Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.

Демократизм становится ведущей идеей творчества фламандского живописца.

Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:

Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.

Слава

Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.

портрет Рене Декарта

В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).

В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.

Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:

Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.

Поздний период

О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:

Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:

На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Семья и дети

Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.

Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.

В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.

Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.

Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.



Франс Хальс является известным портретистом 17 века. Множество его работ представлено в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе. Основная коллекция живописца находится в голландском музее, названном именем художника.

Родился Франс Хальс в 80 – х. годах 16 века (точная дата рождения неизвестна) в семье ткачей. Вскоре после рождения сына семья Хальсов переехала из Антверпена в город Харлем.

Когда Хальсу исполнилось 18 лет он начал брать уроки у известного художника К. Мандера. А спустя несколько лет вступил в гильдию, которая объединяла мастеров живописи, стекольщиков, реставраторов. По своей сути гильдия в те времена представляла собой художественную школу, и за членство в ней нужно было платить ежемесячно.

Свою художественную деятельность Халс начал в качестве реставратора и одновременно начал рисовать портреты. Франс жил в Харлеме, где в то время было много богатых людей и уже в 1611 году ему удалось завершить свою первую работу. Спустя 4 года молодой художник приобрел известность. Славу ему принес портрет, на котором были изображены офицеры на пиру. Принято считать, что именно с этого произведения начинается Золотой век фламандского искусства.

После этой работы Франс Хальс начал рисовать сцены быта и сюжеты из Библии. Его излюбленными персонажами становятся обычные жители города и бедняки. На библейских картинах художника все святые представлены в виде простых людей. Это делает его картины понятными всем. В каждой своей работе художник передает характер своих героев, их душу, индивидуальность, эмоции (переживания, радость). В портретах Франса Хальса отсутствует официальный стиль, поэтому его картины интересны широкому кругу зрителей. Помимо простых горожан Хальс изображает знатных людей, военных, торговцев. На его картинах они представлены как обычные люди.

Всю свою жизнь Хальс писал картины в своем родном городе Харлеме, поскольку не любил выезжать за его пределы. Однажды Хальс начал писать картину, но так и смог закончить ее, потому как надо было ехать в Амстердам. Его произведение пришлось завершать другому художнику.

Настоящая слава и популярность пришли к Франсу Хальсу в середине 17 века. Тогда же он был назначен главой Гильдии. В эти годы художник написал много портретов, на них были изображены влюбленные пары. Незаменимым атрибутом этих работ являются цветы и растения, они ассоциировались у художника с верностью. В картинах этого периода Хальс предпочитает использовать серые цвета и пытается показать глубокий душевный мир своих персонажей.

На позднем этапе своего творчества Франс Хальс прибегает к черным и белым краскам. Работы становятся более сдержанными, в них мастер подчеркивает жизненную трагедию. Во многом это навеяно его собственными размышлениями о смысле жизни.

Постепенно Хальс начинает уходить от творчества и берет все меньше заказов.

Сохранились свидетельства современников Хальса, которые описывают его как веселого человека, он любил пиры и шутки так же как и персонажи его ранних шедевров. Художник был достаточно вспыльчив, что крайне мешало ему получить полагающиеся ему по праву почести.

В возрасте 29 лет Хальс женился первый раз и у него родился ребенок. Спустя 4 года жена художника умирает при родах, а спустя некоторое время уходит из жизни их второй ребенок.

В 1617 году художник женится вторично и в этом браке у него рождается 10 детей. Несколько его сыновей последовали примеру своего отца и стали известными портретистами.

Свою старость художник встретил в полной нищете и забвении. Живет он на маленькую пенсию, при этом имеет большие долги продавцам за продукты. Остатки своей жизни художник проводит в приюте, где и умирает в конце лета 1666 года. Попрощаться с художником пришло всего лишь несколько человек.

Франс Халс (Frans Hals; родился 1582 или 1583 — умер 26 августа 1666 гг.) — знаменитый нидерландский художник-портретист XVII столетия, творивший в эпоху Золотого века. Франс Халс разработал свободную технику, схожую с импрессионизмом, сумел привнести в голландскую живопись собственный живой стиль. Работы Халса — свидетельство эволюции портретного жанра XVII века, особенно группового портрета.

Франс Халс был чужд лощеной фактуры и гладкого нанесения на холст краски, что характеризовало его собратьев-современников. В своих работах он использовал массивные цветовые пятна и объемные мазки. До Халса модели просто позировали при создании портретов — он же словно выхватывает их из потока жизни, достоверно передавая эмоции.

Биография Франса Халса

Франс Халс появился на свет в г. Антверпене в 1582 или 1583 году. В тот период в Голландии протестанты подвергались сильным гонениям с испанской стороны, и поэтому семья будущего живописца, как и большая часть населения города, покинула свой дом и уехала вглубь страны — в город Гарлем.

Впоследствии живописец создаст еще множество групповых портретов, известных далеко за пределами его города. Последние две работы изображают регентов и регентш из приютов для престарелых Гарлема.

С 1620-х гг. отмечается творческий расцвет Халса. К 60-ти годам его избирают президентом Гильдии св. Луки. С возрастом в произведениях мастера появляется все больше темных тонов, нет прежнего цветового колорита, возникают черно-белые сочетания, на портретах появляются серьезные хмурые люди. Хотя у Франса Халса никогда не было недостатков в заказах, его материальное положение оказывается на грани нищеты: это связано с большим семейством живописца (у него родилось более десяти детей). Свою жизнь талантливый художник закончил 26 августа 1666 года в приюте для престарелых.

Самые известные картины Франса Халса

Картины Франса Халса передают всю самобытность его художественного таланта. Среди лучших шедевров можно отметить следующие:

Франс Халс занимает достойное место среди гениев мировой живописи. Хотя после смерти художника о его работах забыли почти на двести лет, в связи с появившимся интересом к импрессионизму они стали востребованы в XIX веке. С тех пор произведения приобретают музеи и частные коллекционеры всего мира.

У ценителей живописи есть уникальная возможность поучаствовать в аукционах на портале Very Important Lot. Здесь можно недорого купить картины легендарных живописцев прошлого, а также работы современных художников.

Франс Хальс ( Frans Hals, 1581/1585 годы, Антверпен, Испанские Нидерланды (ныне Бельгия) — 29 августа 1666 года, Гарлем, Нидерланды ) – великий художник Золотого века Голландии, разработавший свободную технику, близкую к импрессионизму. Внедрил свой живой стиль в голландскую живопись и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII столетия.

В отличие от коллег-современников, Хальс избегал лощёной фактуры и гладкого нанесения краски в своих произведениях. Он подчёркивал детали и придавал живость моделям с помощью видимых мазков, линий и крупных цветовых пятен. Эта техника стала пользоваться большой популярностью в XIX веке, особенно среди импрессионистов.

Рембрандт, Вермеер, две жены

В пантеоне голландских художников Золотого века Франс Хальс занимает следующее место после Рембрандта и – последние примерно сто лет – Яна Вермеера. При этом во второй половине XIX века в определённых кругах, особенно парижских, он ценился даже выше их обоих. В то время небольшое наследие Вермеера только-только начали открывать заново, а яркая палитра и смелая манера письма Хальса больше привлекала художников-реалистов и импрессионистов, нежели освящённая веками техника Рембрандта.

Между тем, сведения о первых 20-ти – 30-ти годах жизни живописца крайне скудны. Известно, что он родился в Антверпене где-то между 1581-м и 1585 годами в семье ткача Франшуа Хальса и его второй жены Адрианы ван Гертенрик. Вскоре после осады Антверпена в 1585 году семья переехала в Гарлем, где Франс Хальс оставался до самой смерти (не считая нескольких коротких поездок, в том числе – в 1616 году в Антверпен, где он познакомился с творчеством Питера Пауля Рубенса).

Приблизительно тогда же он женился на дочери отбельщика Аннеке Харменсдир. У них родилось трое детей, но лишь один из них, Хармен, пошедший по стопам родителя, достиг взрослого возраста. Этот союз должен был ввести Хальса в правящую элиту, ведь крёстным отцом и опекуном Аннеки был богатый пивовар и член городского совета Иов Клаес Гийбланд. Однако по неизвестным причинам тот мало интересовался художником и его семьёй. Об этом красноречиво говорит тот факт, что он не помешал похоронить Аннеку в братской могиле после её смерти в мае 1615 года.

Два года спустя Хальс взял себе вторую жену – дочь стеклодува Лизбет Рейниерсдир, женщину буйного нрава, которой городские власти несколько раз выговаривали за скандалы. Она родила ему 11 детей (причём первую дочь – через девять дней после брака), четверо из которых также стали живописцами. Общее количество художников в семье составляло примерно десять человек, включая брата, племянников и зятя Хальса, но никто не достиг высот его мастерства.

В 1616 году карьера художника пошла в гору: ему заказали написать банкет офицеров Гильдии стрелков святого Георгия. Это был первый из десяти крупных групповых портретов, которые Хальс создал для общественных институтов. Последние два, изображающие регентов и регентш гарлемских приютов для престарелых, относятся к 1664 году, когда мастеру было уже около восьмидесяти двух лет. С 1860-х годов эти и другие произведения Хальса сделали музей в его родном Гарлеме меккой для таких художников как Гюстав Курбе, Эдуар Мане, Клод Моне, Винсент Ван Гог, Джон Сингер Сарджент, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, Уильям Меррит Чейз и другие.

Но, несмотря на признание, художник постоянно испытывал материальные трудности, главным образом, из-за многочисленности своей семьи. Даже в 1630-е годы, когда его услуги портретиста ценились выше всего, ему был предъявлены иски от мясника, пекаря и сапожника за неоплаченные долги. В 1654 году Хальс расплатился с булочником, отдав кое-какие предметы домашнего обихода и пять картин, включая произведения Мартена ван Хемскерка и Карела ван Мандера.

С 1662 года и до смерти Хальс получал дотацию от городского совета. Первоначально это была разовая выплата в 50 гульденов плюс ежегодное пособие в размере 150 гульденов, затем сумма увеличилась до 200 гульденов. Ранее мастера освободили от уплаты взносов в Гильдию святого Луки, что, впрочем, было обусловлено не финансовой несостоятельностью, а его преклонным возрастом.

Франс Хальс скончался в 1666 году и был похоронен 1 сентября в церкви святого Бавона – самом большом протестантском храме Гарлема. Супруга пережила его примерно на девять лет, и ей пришлось существовать на пособие для неимущих.

Художественный стиль Хальса преображался на протяжении всей его жизни. Яркие красочные картины раннего периода постепенно сменялись работами, в которых преобладал один тон. После 1641 года у живописца проявилась тенденция к ограничению палитры, он, скорее, намекал на цвет, а не проявлял его. Позже в произведениях стали доминировать тёмные, даже чёрные оттенки; мазки стали более слабыми, мелкие детали отошли на второй план по сравнению с общим впечатлением.

Поскольку эта тенденция совпадает с периодом нищеты Хальса, некоторые историки предполагают, что его склонность к чёрным и белым пигментам продиктована их более низкой ценой по сравнению с дорогостоящими красочными лаками и карминами.

Многие работы Хальса исчезли за столетия, но никто точно не знает, сколько. Согласно самому авторитетному на сегодняшний день каталогу, составленному Сеймуром Слайвом в 1970 – 1974 годах, художнику могут быть приписаны ещё 222 картины. Другой эксперт, Клаус Гримм, считает, что их количество меньше – 145.

Техника и наследие

Стоит отметить, что Франс Хальс также был хорошим педагогом. Он обучил пятерых сыновей (Хармена, Франса Младшего, Рейнира, Николаса и Яна) и будущего зятя – жанриста и мастера натюрмортов Питера ван Ростратена. Помимо этого, в его студии учились Адриан Брауэр и Адриан ван Остаде. Несмотря на отсутствие документов, также считается, что ремесло живописи у него постигали Ян Минсе Моленар и Юдит Лейстер; во всяком случае, с последней Хальс был близко знаком.

Сейчас картины Хальса находятся в музейных коллекциях по всему миру. С конца XIX века их собирали ценители повсюду – от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Многие полотна и панели затем были проданы американским коллекционерам, которые оценили некритичное отношение художника к богатству и статусу.

Крупнейшая коллекция произведений живописца находится в Музее Франса Хальса в Гарлеме.

Читайте также: